Беседы занятия игры ко дню пожилого человека. Тематический занятие день пожилых людей. Занятие «Моя семья»

14.12.2023

Беседа ко Дню пожилого человека

«Согреем ладони, разгладим морщины»

Цели:

Укрепление связи между поколениями;

Формирование доброго, уважительного отношения к старшему поколению.

ХОД БЕСЕДЫ.

Ученик: Меняет цвет природа,

Меняется погода,

И солнцу золотому

Идут дожди вослед,

А за теплом - ненастье,

За горем будет счастье,

И молодость на старость

Меняет человек.

Вступительное слово учителя: 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году. Сначала День пожилых людей стали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 90-х годов уже во всем мире. День пожилых людей был учрежден с целью привлечения внимания общественности к насущным проблемам пожилых людей. С этой целью должна быть повышена степень информированности общественности о проблемах демографического старения общества, а значит и об изменении отношения общественности к пожилым людям. Люди пожилого возраста должны оставаться независимыми, иметь возможность участвовать в культурной, общественной, духовной, экономической жизни общества, они должны иметь возможность реализовать свой внутренний потенциал, сохраняя чувство собственного достоинства. По статистике Организации Объединенных Наций за последние 50 лет продолжительность жизни стала больше на 20 лет. А к 2025 году, по прогнозам ООН, шестидесятилетний рубеж перешагнут 1,2 миллиарда человек. В нашей стране доля людей старшего поколения составляет 20,7%.

Ученик: А я хочу рассказать о Японии, которая считается основателем празднования этого дня. Отмечать "День престарелых" предложил в 1947 году Масао Кадоваки, староста небольшой деревни в префектуре Хёго. Днем для празднования выбрали 15 сентября - и уборка урожая завершена, и погода благоприятная установилась. Собрали совет старейшин и девизом праздника утвердили: "Улучшим жизнь в деревне, учась мудрости у стариков, уважая их и перенимая их опыт". С 1950 года почин празднования подхватили в других деревнях, и традиция постепенно охватила всю страну. Позднее стали считать выражение "День престарелых" не совсем этичным, и с 1964 года название было изменено на "День пожилых людей". А с 1966 года день стал национальным праздником - Днем почитания пожилых людей.

Сегодня неоспоримым фактом является то, что на планете Земля дольше всех живут японцы. По итогам, опубликованным Министерством труда и социальной защиты в 2005 году, средняя продолжительность жизни японцев составляет 78 лет, а японок - 85 лет - рекордное значение среди всех стран. В последние годы, говоря о пожилых людях, в Японии все чаще стали использовать выражение "серебряный возраст" и надо сказать, что "серебряный возраст" в Японии, в большинстве своем, ведет здоровый образ жизни и выглядит превосходно. И, несомненно, что японская пословица - "Познавать новое, обращаясь к старому" - очень хорошо отражает связь поколений в Японии и позволяет понять, что культ старшего поколения, в хорошем смысле этого слова, здесь весьма ощутим.

Учитель: А всегда ли мы внимательны и заботливы по отношению к нашим дедушкам и бабушкам, к старшим людям? Всегда ли в наших глазах светятся участие и уважение к их возрасту? Давайте послушаем рассказ В. Сухомлинского « Именинный обед».

Именинный обед

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему

она дрожит? - рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка - ложка дрожит, капельки на стол капают. Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг. Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

- Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится...

- Почему? - удивилась мама.

- У нее рука дрожит... Капает на стол...

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф. Мама долго сидела молча, потом сказала:

- У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Красиво ли поступила Нина?

2. За что маме стало стыдно?

3. Как вы понимаете слова «будь настоящим человеком»?

Учитель. Я думаю, что такие примеры единичные, а все вы уважаете стариков и цените минутки общения с ними.

Ученик

БЕРЕГИТЕ СТАРЫХ ЛЮДЕЙ

Берегите старых людей

Для весенних весёлых ветвей

Корни более чем родня…

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них – гул атак,

Годы тяжких трудов и битв…

Но у старости – ломок шаг

И неровен дыханья ритм.

Но у старости – силы не те.

Дней непрожитых мал запас…

Берегите старых людей,

Без которых не было б вас!

Людмила Татьяничева

Учитель. Жизнь быстротечна. Годы проходят быстро. И в какой – то момент человек начинает понимать, что он пополняет ряды бабушек и дедушек. Но не нужно забывать, что старость – это еще - ни конец. Это расцвет жизни. Но какими бы самостоятельными и полными сил нам ни казались наши бабушки и дедушки, следует помогать им в домашних хлопотах, чаще навещать и звонить, дарить подарки, свою заботу и любовь.

Бабушка отдыхает

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку. Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

- Галинка, слушай...

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

- Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки. Когда бабушка встала, Галинка спросила:

- Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Нравится ли Вам, как поступила девочка Галя?

2. Как вы думаете, почему заплакала бабушка?

Ученик

Соберутся чаёк попить,
За красивым большим столом,
О своём, житие рассказать,
Песни дружно попеть под гармонь.
Молодёжи пора поздравлять,
Кто душою по-прежнему мил.
«Пожилой» не от слова «старик»,
А от слова другого: «пожил».
Опыт может всегда помочь,
Так прислушайтесь же к нему!
Поколениям мостик построй,
И к друг другу идти по нему!

Дедушка и Андрейка

Привлекли Андрейку черные ягоды. Залез он на шелковицу, полакомился вволю, а тут дождь пошел.

Пересидел Андрейка дождь в густых ветвях на дереве. Только хотел спуститься - смотрит: под шелковицей сидит дедушка Петро. Вышел он после дождя в сад в белой сорочке, и голова вся белая, словно молоко. «Что делать? - заволновался Андрейка. - Слезешь с шелковицы - стряхнешь на деда капли, вымокнет он и заболеет».

Сиди!- Андрейка, прислонившись к ветке, боится шевельнуться. Ждет, когда дедушка домой уйдет. А дедушка не спешит.

Наконец он тяжело поднялся со скамейки. Глянул вверх и увидел Андрейку. Удивился дед, спрашивает:

- Ты почему сидишь на дереве, внучек?

- Боюсь стряхнуть на вас капли.

Дедушка отошел - и Андрейка слез с шелковицы. Обнял дед внука и расцеловал.

«Почему дедушка такой добрый сегодня?» - удивленно подумал Андрейка.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Почему дедушка такой добрый?

2. Какую черту характера проявил мальчик?

Ученик.

Родня

У бабушки и дедушки фото на стене,

Поглядят и вспомнят о своей родне,

Вспомнят и поплачут, или помолчат,

Или улыбнутся, глядя на внучат.

Бабушка и дедушка давно живут одни,

На окне в коробке письма от родни,

Сядут, почитают - чтобы не помять!

Словно побывают у родни опять.

Бабушке и дедушке ехать нелегко,

Раньше было близко, стало далеко.

Выйдут на крылечко, посидят рядком,

Вечер опускается,

Тянет холодком…

Олег Бундур

Перестелим дедушке постель

У пятилетнего Юры есть отец, мать и дедушка Николай. Утром папа идет на работу, дедушка отправляется на свою утреннюю прогулку, а мама говорит Юре:

- Пойдем, сын, перестелем постель дедушке.

Вдвоем с мамой они снимают с дедушкиной кровати пуховую перину, выбивают ее на свежем воздухе и снова укладывают на кровать.

Юре очень нравится эта работа: теперь дедушке будет мягко лежать в кровати, он будет улыбаться во сне.

Однажды Юра с отцом ездил на далекий остров на Днепре. Уехали они на рассвете, целый день путешествовали по острову и вернулись домой поздно вечером. Поужинали, легли спать. Среди ночи мама слышит: поднялся

Юра, сел на кроватке и плачет.

- Что с тобой, сынок? - взволнованно спросила мама.

- Дедушкину постель сегодня не перестилали?

- Нет, не перестилали. Но ведь это только один день... Ничего не случится, - уговаривала мама сына.

- Дедушке спать жестко... Вы же сами говорили, что у него косточки старые, и на фронте он ранен...

Едва успокоила мама сына. На следующий день перестилали дедушкину постель дважды - утром и вечером.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Какая работа очень нравилась мальчику Юре? Почему?

2. Что так расстроило его, что он поднялся среди ночи?

Ученик

Не обижайте одиноких стариков...

Не унижайте одиноких стариков,

Общаясь с ними только из приличия.

Не создавайте дополнительных оков,

Своим безжалостно-глубоким безразличием.

Они слабее, беззащитнее, чем мы

Добрее, лучше с ними надо обращаться.

И не они нам, это мы им всем должны,

За жизнь свою, сегодня поклоняться.

Это они не проиграли ту войну,

В ней погибали, жить давая миллионам,

Они отстроили упавшую страну

Продукты получая по талонам.

Это они рожали наших матерей,

В холодных, неуютных коммуналках,

А видя смерть в бараках лагерей

Любили жизнь, берёзки и фиалки.

Не обижайте одиноких стариков,

Простите их сегодняшнюю слабость.

Не их вина, что мир сейчас таков…

Поймите их! И уважайте старость…

Дмитрий Рубцов

Если бы у меня был ковер-самолет...

Далеко-далеко за морем, в высоких горах растет чудесный цветок. Расцветает он ранней весной и цветет целое лето, до поздней осени. Есть у этого цветка изумительное свойство: он очищает воздух. Кто дышит воздухом вблизи этого цветка, тот никогда не болеет.

Если бы у меня был ковер-самолет, я полетел бы за море, опустился бы в горах, нашел бы чудесный цветок. Я собрал бы его семена, привез бы домой. Раздал бы всем людям по семечку. Чтобы у всех вырос чудесный цветок. Чтобы не было ни одного больного человека. Чтобы люди жили до глубокой старости и не болели.

Моя бабушка часто болеет. Я повел бы ее к чудесному цветку, она подышала бы целебным воздухом. И вылечилась бы навсегда.

Ученик

Бабушкины годы

Ходит наша бабушка, палочкой стуча,

Говорю я бабушке: «Позову врача,

От его лекарства станешь ты здорова,

Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.

Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,

Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.

Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,

Видишь, как я прыгаю, это так легко».

Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,

Я не заболела, просто я стара,

Просто очень старая, волосы седые,

Где-то потеряла я годы молодые.

Где-то за огромными, за лесами темными,

За горой высокой, за рекой глубокой.

Как туда добраться, людям неизвестно».

Говорю я бабушке: «Вспомни это место!

Я туда поеду, поплыву, пойду,

Годы молодые я твои найду!»

Дора Хайкина

Заключительное слово учителя: 1 октября - особенный для нас день. В этот день в череде повседневных забот надо найти возможность сказать слова благодарности представителям старшего поколения. Именно они подарили нам жизнь, научили работать и ценить честно заработанный рубль, уважать чужое мнение и смело отстаивать собственное. Они трудились всю свою жизнь и по сей день являются "вечными двигателями" внутри каждой семьи. Жизненный опыт, которым эти люди делятся со своими детьми и внуками, бесценен для молодежи, познающей жизнь. Мы должны беречь и уважать наших стариков.

Подготовила:

заместитель директора по УВР

ГОШ І – ІІІ ступеней № 42

г. Горловки

Рыбина М.В.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие наши друзья! Сегодня - особенный праздник, день уважения и почитания пожилого человека. Этот праздник возник в XX веке. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 80-х годов во всем мире.

В золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кто все свои силы и знания посвятил своему народу, кто отдал здоровье и молодость молодому поколению.

Летят года, за ними не угнаться -

Спешат часы, сменяя день за днём. ..

Но знаю, не устану удивляться

Тем временем, что осенью зовём.

Возраст зрелых, мудрых людей часто называют осенью жизни. .. Как каждое время года прекрасно по-своему, так же неповторимы и возрастные «сезоны» нашей жизни. Какие бы беды ее ни омрачали, все плохое забывается. И мы снова радуемся жизни, мечтаем о счастье, о любви. Ведь жизнь прекрасна!

Сегодня наши дети станцуют для вас танец с осенними листочками.

Танец с листочками.

Ведущий: Дорогие гости хорошо, что стало доброй традицией отмечать День пожилых людей. Этот день - день благодарения за тепло ваших сердец, за отданные работе силы, за опыт, которым вы делитесь с молодым поколением, с вашими детьми и внуками - то есть с нами.

Дети читают стихи

Александра:

Дедушки и бабушки,

Милые, родные,

Ведь когда-то тоже вы

Были молодые!

Артур:

И ходили в шортиках,

И плели косички,

И стишки учили вы,

Как зайчики, лисички.

Арын:

Сейчас вы - наши бабушки -

Вот ваше ремесло,

Сейчас вы - наши дедушки,

Нам очень повезло!

Султан:

Мама с папой заняты,

Вечно на работе,

Вы сказку нам расскажете,

И песенку споете!

Д.Милана:

Пирожки и блинчики

Стряпают бабули,

И играют в ладушки

С внуками дедули.

Рома:

Мы вас очень любим,

И желаем не болеть,

После отдыха на даче

На Канары полететь!

Ведущий:

Нынче праздник, день осенний,

Сколько радостных речей!

Принимайте поздравленья

Вы от наших малышей.

«Дедушка с бабушкой рядышком». Исполняют дети

Ведущий:

Здесь в зале собрались самые родные,

Бабушки и дедушки - наши дорогие

Вам желаем от души,

Чтоб здоровы были вы,

Чтобы внуки вас любили,

В гости чаще приходили.

Частушки о бабушке.

Ведущий: Вот как наши дети любят своих бабушек, а Дмитриева Милана расскажет нам, как она любит своего дедушку.

Стихотворение Татьяны Боковой.

На работе его уважают,

Он начальник, сказать не боюсь,

Но с работы домой приезжает,

и начальником я становлюсь.

Я к нему забираюсь на плечи,

Я его примеряю очки,

И ещё об него каждый вечер

Тренирую свои кулачки.

Ходит дедушка лёгкой походкой,

Всех быстрее съедает обед,

На лице ни усов, ни бородки. ..

Ну, какой же мой дедушка дед?!

Но когда я его огорчаю,

Если стыдно ему за меня,

Я со страхом в душе замечаю,

Как сутулится деда спина,

Как морщинки сплетаются в сети,

В волосах седины - белый мел.

И готов я отдать всё на свете,

Чтобы дедушка мой не боле

Ведущий:

Мы благодарны вам за прожитые годы,

За то, что вы ненастьям всем назло,

Преодолев все бури и невзгоды,

Смеетесь так задорно и светло.

Спасибо вам за искорки веселья,

Они в восторг любого приведут,

И осень жизни за одно мгновенье

Цветущею весною обернут.

Спасибо вам за ваше беспокойство.

Вы - авангард наш и надежный тыл.

Характер ваш, друзья, такого свойства,

Что вечный двигатель от зависти застыл.

Мы любим вас, оптимистичных, бодрых,

За то, что не хотите раскисать.

Благодарим за мудрость песен добрых,

По жизни с ними веселей шагать!

С почтеньем головы склоняем перед вами.

Мы вам стихи слагать еще могли бы.

За то, что вы живете рядом с нами,

От всей души вам говорим «Спасибо!»

Ведущий: Дорогие бабушки и дедушки! Не беда, что годы идут вперед, душой вы остаетесь молодыми всегда. И мы верим, что наше будущее в наших детях, в этих озорных непоседах, иногда капризных и веселых.

Заключительная песня

«Главное на свете - это наши дети»

Ясли - Детский сад «Алпамыс»

День пожилых людей

(Тематическое занятие в старшей группе)

Подготовили и провели: Старых С.В.

МКОУ "Джаванкентская СОШ"

План – конспект

открытого классного часа в 6 классе

на тему:

«День пожилого человека»

с.Джаванкент

2017год.

Цели:


    Воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям.


    прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;


    Добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли учащихся, были приняты сердцем и превратились в добрые, красивые поступки.


Форма проведения:

Дискуссия

Ход классного часа

Учитель:

I этап. Из истории Дня пожилых людей.

С 1992 г. 1 октября в России отмечается День пожилых людей. Этот праздник – дань вековой традиции уважения и почитания людей старшего поколения. В этот день каждый из нас имеет возможность не только поздравить людей старшего поколения и выразить им свою признательность, но и сделать так, чтобы они почувствовали нашу заботу и внимание.

Отмечая день пожилых людей в школе, мы, прежде всего, вспоминаем о бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках. С них начинается приобщение детей к истории семьи.

Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.


1-й ведущий: 1 октября в большинстве стран на всей планете отмечают Международный день пожилых людей. Этот праздник был учреждён по указу Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 году.

Сначала день пожилых людей отмечали только в Европе, немного позже традиция празднования этого дня передалась в Америку. И только, начиная с 90-го года прошлого века, традиция высказывать дань уважения пожилым людям стала всемирной.

Международный день пожилых людей с особым размахом празднуется в странах Скандинавии. К нему заранее готовят концерты, множество теле- и радиопрограмм. В этот день телевидение и радиовещание подстраиваются под вкусы пожилых людей и транслирует передачи с учетом их пристрастий.
Но кроме этого, проводятся многочисленные фестивали, организаторами которых выступают ассоциации по защите прав пожилых людей. Также организуются особого рода конгрессы и конференции, основной целью которых является защита прав и интересов пожилых людей в обществе и просвещение в этой области. Немало приуроченных ко Дню пожилых людей и благотворительных акций.

2-й ведущий: В этот день нередко главы правительства обращаются к местным органам самоорганизации с целью сосредоточить внимание граждан страны и всей планеты на создании «общества для всех возрастов», обеспечить более качественные условия проживания для пожилых людей и сделать всё, чтобы продлить срок их жизни.

II этап. Традиция почитания старших.


Учитель: Знаете ли вы, что традиция почитания старших уходит своими корнями в далёкое прошлое?

Ещё в Коране речь идёт о том, что необходимо почитать старших, и тогда можно прожить долгую счастливую жизнь.
Русские крестьяне, прививая детям любовь к отчизне, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине начинается с любви к родителям и с проявления уважения к людям старшим по возрасту. Славяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.

По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и бывальщины религиозно-поучительного характера. И вам хорошо известны сказки, где герой, нагрубивший старушке или старику, терпит неудачи, а поле принесённого им извинения получает от них полезный совет. («Морозко», «Иван, крестьянский сын» и др.) Вечерами в тёплых избах бабушки и дедушки рассказывали внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку. Приносило ребёнку удачу.

1-й ведущий: Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей также благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почётное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему своё время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом и хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке – собрании взрослых мужчин деревни – мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим.

III этап. Пожилой человек в нашем обществе.


2-й ведущий:
Каково отношение к пожилым людям в нашем обществе?
Этот случай произошёл в г. Днепродзержинске 22.04.2009г.. Подростки играли в гестапо: ветерана войны жгли калёным железом и резали осколками стекла. Конечно, такой поступок – вопиющая жестокость и безнравственность, к счастью, он единичен. Но разве, словом и невниманием нельзя ранить так же больно? Разве почти каждый из нас не сможет вспомнить случай, участником или свидетелем которого он был, когда к пожилым людям отнеслись неуважительно, сказали обидное слово или просто о них забыли? К сожалению, это так. Почему же в цивилизованном обществе возможно такое и как преодолеть неуважение к окружающим?
(Беседа с учащимися по предложенной проблеме).

IV этап. Военное прошлое наших стариков.


Учитель: Вспомним, что современные старики – это ветераны войны, работники тыла, дети войны, которые купили своей кровью и страданиями свободу нашей в тяжелейшей войне, дали возможность нам с вами появиться на свет и жить в мире. Их называли поколением Победителей, они перенесли неслыханные трагедии и громовые победы Великой Отечественной войны – наши ветераны. На их долю выпала самая страшная война, какой доселе не знала земля. Всю оставшуюся жизнь им снятся бомбежки, рукопашные, родные хаты в огне. Ветераны сохранили для нас Родину независимой, отстояли города, воссоздали богатство ее и красоту ценой неимоверного напряжения сил, самоотверженности. Они надеялись, что их дети и внуки, будут жить лучше и не будут знать их страданий.

Легко ли им пришлось в годы войны? Мы многое знаем о героях войны, их подвигах. А ведь это молодость сегодняшних стариков. Но не легче приходилось людям в тылу. На заводах и фабриках, которые обеспечивали фронт всем необходимым, трудились женщины, старики и подростки, 15-16-летние юноши и девушки, как мы сейчас. И это тоже сегодняшние старики. Вспомним их военную молодость.

2-й ведущий: Рабочая смена 15-16-летних рабочих длилась 12-13 часов, а ночевали часто прямо на заводах, чтобы не тратить время дорогу домой и не опоздать на работу. За опоздание на работу на 20 минут по законам военного времени человека строго наказывали, никаких скидок на возраст не существовало. Ребята помладше работали во вспомогательных цехах по 6 часов, а потом шли учиться в школу. Нашим ровесникам приходилось таскать ящики с продукцией по 50-60 кг, так как часто никаких подъёмных механизмов на заводах не оставалось. Выходных, праздничных дней и отпусков для рабочих не было. Больничный, как правило, давали только при очень высокой температуре, а во многих рабочих помещениях было очень холодно: не хватало топлива и дров. А как радовались юные рабочие тому, что иногда получали на заводах питание. Что же оно представляло собой?


Рабочий Ульяновского патронного завода вспоминает: «На первое давали суп, если это можно было назвать супом: 5-6 горошин, 2-3 кусочка картофеля и вода – вот всё, что можно было найти в тарелке. На второе была каша, но крупы не очищались, поэтому попадались мелкие камушки и песок. Иногда на второе давали свёклу или крапиву. На третье рабочие получали чай и очень редко компот. Стоимость обеда в столовой вычитывали из зарплаты». Но эти люди были счастливы, потому что во многих городах не было ничего подобного.
Разве не достойны наши старики уважения уже потому, что пережили эту страшную войну, выстояли?

V этап. Пожилой человек в семье.


1-й ведущий: У каждого из нас есть бабушки и дедушки, пожилые родственники и просто соседи. В наше время мы позволяем себе рассуждать об их достоинствах и недостатках, о проблемах, связанных с совместным проживанием, забыв мудрые заветы прошлого. А кто из нас никогда не ворчал на бабушку, чья опека кажется чрезмерной? Стыдно потом бывает, но не всегда хватает сил признать ошибку. В юности, по сведениям психологов, отношение к старикам особенно критично, иногда, даже негативно. Хотя, казалось бы энергия молодости, опыт и мудрость старости должны дополнять друг друга. Что делать?
(Беседа с учащимися по предложенной проблеме. Можно провести ролевую игру, где представить часто возникающие проблемные ситуации взаимоотношений со стариками. Ситуации предлагают сами дети или учитель, а потом их совместно анализируют).

Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите своим близким о том, как вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам.

Например. Как приготовить то или иное блюдо. Или предложите совместно приготовить что-нибудь к семейному ужину. Посадите самого старшего члена семьи во главе стола. Расспросите о прошлом – доставьте старикам удовольствие – ведь они очень любят о нём рассказывать. Проявляйте максимум внимания, любви, уважения и, самое главное, будьте терпимее.

А вот маленькие дети и пожилые люди хорошо находят общий язык. Они с удовольствием проводят время вместе: гуляют, играют. Это потому, что малыши позитивно воспринимают пожилых людей. Вспомните и своё детство.

^ Итог:

Учитель: Ребята, пока мы молоды и сильны, окружим тех, кто слаб и немощен, теплом и заботой. Ведь это наши с вами бабушки и дедушки. День пожилых людей дает нам возможность остановиться, оглянуться вокруг себя и подумать, что старость ждет каждого из нас. Быстро идет время. Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители - слабыми и старенькими. Не повторяйте предательства по отношению к своим родителям.

Будем милосердны к старости!

Старость надо уважать. Конспект беседы ко Дню пожилого человека для детей 5-7 лет.

Шишова Светлана Геннадьевна, музыкальный руководитель, МБДОУ "Детский сад № 197", г. Барнаул
Назначение материала: предлагаю Вашему вниманию конспект беседы и презентацию с детьми старшего дошкольного возраста "Старость надо уважать" для проведения дня пожилого человека с детьми старшего дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования.
Цель: формировать представление дошкольников о дне пожилого человека.
Задачи:
- воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;
- прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;
- формировать нравственные качества личности: человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.

Ход беседы

слайды 1-9
Беседа начинается с прослушивания пьесы П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» . На фоне музыки ведущий читает стихотворение:
Меняет цвет природа,
Меняется погода,
И солнцу золотому,
Идут дожди вослед,
А за теплом - ненастье,
За горем будет счастье,
И молодость на старость,
Меняет человек.
Так жизнь идет по кругу,
Года спешат друг к другу,
Но радостью, надеждой
Наполнен год и век.
На экране слайд 9.
Осень! Тихо шелестят листья за окнами, природа приходит в состояние умиротворенности и покоя. В октябре в нашей стране отмечают день пожилого человека. Пожилые люди – это те, кто прошел длинный жизненный путь – это наши дедушки и бабушки. Наверное, не случайно этот день пришелся на такое время – пик золотой осени. Возраст зрелых, мудрых людей часто называют осенью жизни.
Сегодня я предлагаю вам посвятить нашу встречу этому замечательному празднику. Давайте послушаем стихотворения, которые дети выучили к этому празднику.
Реб 1: Такая у деда растёт борода
Что я на неё удивляюсь всегда
«С ним,- мама сказала, не будешь в беде:
У дедушки много ума в бороде».
И правда: попросят родные совет,
Погладит он бороду - скажет в ответ.
Завидую дедушке я иногда
Скорей бы росла у меня борода.
Реб 2: Много есть друзей вокруг,
Но считаю я,
Что мой самый верный друг -
Бабушка моя.
В воскресенье и в субботу
Ей не надо на работу.
Наступают для меня
Два особых дня.
Реб 3: Ходит дедушка лёгкой походкой,
Всех быстрее съедает обед,
На лице ни усов, ни бородки...
Ну, какой же мой дедушка дед?!
Как морщинки сплетаются в сети,
В волосах седины - белый мел.
И готов я отдать всё на свете,
Чтобы дедушка мой не болел!
Игра «Солнышко – добрые слова».
Конечно же любовь людей старшего поколения согревает нас, как солнце. Давайте же и мы сложим солнышко, лучики которого – это добрые слова о бабушках и дедушках. (дети, по очереди, выбирают слова (добрая, нежная, хорошая, ласковая, любимая, красивая, сильный, любимый, трудолюбивый и т. д.) и прикрепляют лучики к солнцу)
Вот какое солнце у нас получилось!
А всегда ли вы дружно живёте с вашими бабушками и дедушками, всегда ли говорите им приятные, вежливые слова? Ответы детей.
Вот послушайте стихотворение:
Бабуля противень достала,
Разложила пирожок
Внуку ласково сказала:
«На, отведай-ка, дружок!»
Дед заметил недовольно:
«Вот невежливый какой!
Что сказать при этом надо?»
Внук ответил: «Дай другой.»
Как нужно было поступить внуку? Ответы детей.
Да, такие простые слова «спасибо» и «пожалуйста» они способны согреть душу пожилого человека.
Нужно быть всегда внимательными и заботливыми к близким.
Свою любовь и уважение мы, младшее поколение, выражаем нашему старшему поколению в том числе и в песнях. И сейчас я предлагаю вам послушать песню, которая называется «Дедушке».
Прослушивание песни «Дедушке».
День пожилого человека - особый праздник. С детства впитываем мы от людей старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Из бабушкиных сказок, из рассказов деда рождается наша первая любовь к родной земле и её жителям. Никогда нельзя забывать того, что сделано руками людей старшего поколения. Они возводили фабрики и заводы, воевали на фронтах, добросовестно трудились в мирное время, воспитывали нас, своих детей и внуков.
Время не стоит на месте. Всё быстрее ритм нашей жизни, всё больше с годами волнений, неотложных дел… Но забота о наших стариках, пожилых людях – то, о чём нельзя забывать ни на минуту. Поддержать, обустроить быт, оказать реальную помощь – вот одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Но и это лишь небольшая частичка нашего неоплатного долга перед людьми старшего поколения.
Как же вы, ребята, можете помочь своим дедушкам и бабушкам?
Рассматривание слайдов и беседа по ним.
Слайды 10-15.
На экране слайд 16.

Игра «Рассыпались бабушкины бусы» (Дети собирают бусины на веревку. У кого длиннее бусы).
Игра «С дедом по грибы» (Играют три ребенка. Они собирать рассыпанные по ковру грибы. Суть игры – собрать большее количество грибов).
Фоном звучит музыка, показ слайдов и чтение стихотворения.
Слайды 17-23.
Люди пожилые, сердцем молодые,
Сколько повидали вы путей, дорог.
Горячо любили, и детей растили,
И надеждой жили: меньше бы тревог!
Люди пожилые, матушка Россия
Вас не баловала легкою судьбой.
Дай вам Бог покоя, чтобы над рекою
Солнце озаряло купол голубой.
Люди пожилые, вы во всем такие.
Отдаете душу, опыт и любовь
Дорогому дому, миру молодому
И всему, что сердце вспоминает вновь.
Чудес на свете не бывает,
И юность не вернуть назад,
А годы, словно льдинки, тают,
Но стоит ли о них вздыхать!
С годами человек мудрее,
И в нем другая красота.
И пусть допета песня трудовая,
И сединой покрыта голова.
Вы много сделали такого,
Чтоб на земле оставить след.
Желаем им сегодня снова
Здоровья, счастья, долгих лет.
О бабушках и дедушках можно рассказывать очень долго и много. Я обращаюсь ко всем мальчишкам и девчонкам: любите и цените их, будьте добрыми, чуткими к ним, не причиняйте боли своими словами и поступками. Они достойны уважения и признательности.

Презентация на тему: День пожилого человека

Мария Сироткина
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи на тему «День пожилого человека» (подготовительная группа)

программное содержание

Воспитывать у детей чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям .

Прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;

Добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли детей, были приняты сердцем и превратились в добрые, красивые поступки;

развитие умения вести беседу по поставленной актуальной проблеме, четко формулировать свои мысли, отвечать полным предложением на поставленный вопрос

Оборудование и материалы :

Персональный компьютер

Презентация на тему : «День пожилого человека »

Сегодня наше занятие я хочу начать с загадки : (2 слайд)

Загадка (Е,Благинина)

Я вам загадаю загадку,

А вы отгадайте её.

Кто ставит на пятку заплатку,

Кто гладит и чинит бельё?

Кто дом поутру прибирает,

Кто ставит большой самовар?

Кто с младшей сестрёнкой играет

И водит её на бульвар?

Кем коврик бахромчатый вышит

(Сестрёнке – видать по всему)

Кто письма подробные пишет

Солдату, отцу моему?

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и жалею,

О ком сочинила стихи?

Ребята как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

О пожилых людях , бабушках и дедушках.

Верно, сегодня наше занятие мы посвятим пожилым людям .

А кто такой пожилой человек ?

(Ответы детей)

Пожилой человек – это

Тот, кто живет очень долго,

Преисполненный чувства

Гражданского долга,

Кто умеет любить, кто

Умеет мечтать,

Кто чужие ошибки

Умеет прощать!

Пусть он возрастом стар,

Человек пожилой ,

Но душою и сердцем

Всегда молодой,

Жизнь умеет ценить и

Живет для других!

/Н. Веденяпина/

А вы знаете, когда отмечается праздник всех бабушек и дедушек?

(ответы детей) (3 слайд)

Международный день пожилых людей в нашей стране (как и во многих других) отмечается 1 октября. Готовясь к этому занятию, я узнала, что в Молдавии отмечают День бабушек в последнюю субботу сентября, в Польше – 28 января, во Франции – в первое воскресенье марта, в Японии в третье воскресенье сентября.

А почему этот праздник отмечается осенью?

(Ответы детей) .

(4слайд)

Период жизни, когда люди переходят 60- летний рубеж, похож на осень. Недаром в народе говорят : «Старость – осень жизни» . В это период люди подвержены болезням, они становятся слабыми, беззащитными и поэтому им хочется больше внимания со стороны детей и внуков.

Этот праздник прекрасная возможность навестить своих бабушек, сделать для них что-то приятное, да и просто лишний раз уделить им капельку своего внимания и любви.

К сожалению в современном мире не все должным образом относятся к пожилым людям , а раньше все было наоборот - По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить дети, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом дети не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и бывальщины религиозно-поучительного характера. И вам хорошо известны сказки, где герой, нагрубивший старушке или старику, терпит неудачи, а поле принесённого им извинения получает от них полезный совет. («Морозко» , «Иван, крестьянский сын» и др.) Вечерами в тёплых избах бабушки и дедушки рассказывали внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку . Приносило ребёнку удачу.

Мы не задумываемся о том, что наши поступки причиняют нашим старикам боль и обиды.

Заболела бабушка

Отчего у бабушки

Заболело сердце?

Может, мне не следует

За столом вертеться?

Может быть, волнуется

Бабушка, когда я

Во дворе с мальчишками

Допоздна играю?

Трудно, может, бабушке

Стало мыть посуду?.

Нет, сердить я бабушку

Никогда не буду!

Помогать по дому ей

Буду после школы.

Станет снова бабушка

Бодрой и весёлой!

(А. Стариков)

Ученые подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу , равную подъему груза весом 18 тонн на высоту 227 километров. Можно и устать! Поэтому берегите ваших бабушек и дедушек.

А сейчас ответьте на мои вопросы : (5 слайд)

1. Есть ли у вас бабушки, дедушки?

2. Сколько им лет?

3. Живет ли в вашей семье бабушка или дедушка?

4. Живут ли ваши дедушка или бабушка в вашем селе?

5. Как часто, вы навещаете их?

6. Хотите вы, чтобы дедушка, бабушка жили с вами в одном доме?

7. Когда ваши родители постареют, хотите вы, чтобы они жили с вами?

8. Готовы ли вы ухаживать за больными престарелыми вашими родственниками?

Как вы думаете кто должен в первую очередь заботится о пожилых людях ?

Многое мы узнали о жизни ваших дедушек и бабушек, спасибо, ребята, за интересные рассказы.

(6 слайд)

Такая у деда растет борода,

Что я на нее удивляюсь всегда.

“С ним, – мама сказала, – не будешь в беде :

У дедушки много ума в бороде”.

И правда : попросят родные совет,

Погладит он бороду – скажет в ответ.

Завидую дедушке я иногда,

Скорей бы росла у меня борода.

А как вы понимаете выражение : “Много ума в бороде”?

Да, ребята, человек , уже много проживший и повидавший, всегда даст правильный, нужный совет. И чем больше живет человек , тем больше знает, умеет, тем он опытнее и мудрее. Таковы наши дедушки и бабушки : они у нас самые мудрые люди.

А сейчас я предлагаю ответить на вопрос : почему вы любите своих бабушек и дедушек? (7 слайд

Пожилой человек должен чувствовать , что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите своим близким о том, как вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь с ними, делитесь своей радостью и достижениями. Проявляйте максимум внимания, любви, уважения и, самое главное, будьте терпимее.

Поэтому как можно чаще берите часть хозяйственных забот (мытье посуды, уборка и т. д.) на себя. Не оставляйте это дело для бабушки или мамы.

Когда старшие приходят домой с улицы, помогите им раздеться, принесите им тапочки.

А если вы отправитесь с родителями в гости, на прогулку, не спешите в транспорте скорее сесть. Усадите на свободное место старших родных. Тем более женщин. Они ведь так редко отдыхают.

А чтобы затронуть сердце каждого из вас предлагаю посмотреть следующие фото на которых бабушки и дедушки скажут вам как важны и любимы для них внуки. (8-17)

И пусть на этих фотографиях нет ваших бабушек и дедушек, поверьте, в их сердцах звучат те же слова. (18 слайд)

Ребята, пока мы молоды и сильны, окружим тех, кто слаб и немощен, теплом и заботой. Ведь это наши с вами бабушки и дедушки. Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители - слабыми и старенькими. Не повторяйте предательства по отношению к своим родителям.

Будем милосердны к старости!

Похожие статьи