Что должен делать ребенок в четыре месяца. Развитие ребенка на четвертом месяце жизни. Существуют ли отличия в развитии между разнополыми детьми

07.01.2024

Малыш, переросший 3-месячный рубеж, существенно отличается от себя прежнего. Такой младенец уже не только уверенно держит голову и поворачивает шею, а лежа на животе подолгу держит плечевой пояс приподнятым (коза кобры). Он реагирует на все звуки и отлично различает мимику взрослых. В плаче, ты наверняка замечаешь, его интонации сильно разнятся: от обиженно-грустных, до задорно-скандальных. Но главное - малыш уже не только плачем общается с окружающим миром. С 4 месяца у большинства детей появляется так называемая младенческая речь - агуканье. Оно может быть веселым, увлеченным, весьма содержательным, и, конечно, бесконечно умильным для мамы. Почаще устраивай "диалоги" с ребенком - ему польза, а тебе - колоссальное удовольствие.

В этом возрасте самая любимая игрушка младенца - он сам. Малыш с интересом рассматривает свои пальцы на руках, пытается синхронизировать их движения. Однако, другие игрушки по возрасту также будут очень кстати, но об этом поговорим чуть позже.

На четвертом месяце жизни малыша прибавка его веса должна составлять коло 20 г в день. Другими словами средняя прибавка в массе к концу четвертого месяца должна составить 650 - 750 г за месяц. Что касается роста, то в этот период прибавка составляет обычно 2 - 2,5 см. Окружность головы в 4 месяца у мальчиков составляет около 42 см, груди – 42,9 см, у девочек– 41 см, груди – 41,9 см.

Но, как ты понимаешь, эти нормы весьма приблизительны, и служат ориентиром. Если твой малыш набрал чуть меньше или чуть больше - не стоит переживать. Главное - наличие стойкой динамики к набору веса. А цифры - вещь относительная, ведь дети растут скачкообразно. И если малыш "недобрал" в этом месяце, он "нагонит" в следующем, и наоборот.

Физическое развитие детей 4 месяца

Воодушевленные детскими успехами и под воздействием бабушкиных советов некоторые мамы в этом возрасте пробуют искусственно высаживать малыша (в детский ли стульчик, в подушки или с использованием прочих опор). Не повторяй их ошибок: этого делать нельзя! Детские ортопеды категорически запрещают сажать ребенка до тех пор, пока он не сделает это самостоятельно! Также никоим образом не следует стимулировать усаживание - малыш сядет только тогда, когда инстинктивно почувствует, что готов к этому (а значит, созрели необходимые кости и мышцы). Высаживая ребенка до тех пор, ты наносишь необратимый вред его опорно-двигательному аппарату.

То же касается и рюкзаков-"кенгуру". Что бы ни было указано на маркировке (а там, бывает, стоит даже пометка "0+"), ребенка нельзя сажать в такое устройство до тех пор, пока он сам не научится сидеть (а это, как правило, происходит к 6 месяцам). До этих пор для переноса малыша используй слинги, в которых ребенок полулежит в физиологичной позе.

А для выбора наиболее удобного вам обоим слинга, изучи наш обзор: " "

Если ребенок в 4 месяца пытается сесть самостоятельно

Еще раз хочется подчеркнуть: ни в коем случае нельзя "помогать" малышу высаживанием. Даже, если ты изо дня в день наблюдаешь мучительные попытки карапуза усесться самостоятельно (редко, но бывает, что уже в столь раннем возрасте дети начинают садиться), ни в коем случае не помогай и не педалируй этот процесс. Ребенок сможет усесться тогда и только тогда, когда его кости, суставы, мышцы и сухожилия будут к этому готовы. Если малыш сумел сесть сам – отлично, поздравляем его и тебя, но если у него пока не получается – не помогай, значит, время еще не пришло. Пусть кроха еще немного окрепнет, а ежедневные, пусть пока и безрезультатные, попытки сесть – лучшая тренировка для него сейчас.

И не стоит принимать близко к сердцу рассказы соседок о том, что якобы у кого-то ребенок ползает в 4 месяца, а то и вовсе ходит. Далеко не каждый малыш в этом возрасте способен самостоятельно переворачиваться, и это тоже норма!

Ребенку 4 месяца: нужно исключить дисплазию тазобедренных суставов

Как только ребенок достигнет возраста полных 3 месяцев, его в обязательном порядке нужно показать детскому ортопеду. Потому что именно в этот период может быть выявлено серьезное и опасное, пока совершенно незаметное заболевание - . В возрасте 3 - 7 месяцев она лечится довольно легко, в то время как в старшем возрасте лечение доставляет ребенку страдания и тормозит его физическое развитие. Если же оставить заболевание непролеченным в детстве, во взрослом возрасте человеку может грозить инвалидизация.

Неприятность состоит в том, что невооруженным взглядом дисплазию тазобедренных суставов определить невозможно, поэтому абсолютно все поголовно нуждаются в осмотре ортопеда, а также в УЗИ-диагностике (иногда наличие или отсутствие диагноза может подтвердить только рентген). Чаще данный порок наблюдается у девочек, насторожить маму могут следующие признаки: асимметроия паховых складок, неравномерное отведение согнутых в коленах ножек, когда ребенок лежит на спине, щелчки при отведении. Но все это - лишь народные признаки, ребенка (в том числе и с виду абсолютно здорового) обязательно должен обследовать специалист.

Режим дня ребенка в 4 месяца

В жизни малыша появляется много новых возможностей, ему уже нужно больше времени на игры и общение. Поэтому спать он будет все меньше, а освободившееся время начнет использовать с толком. Предлагаем тебе присоединиться.

Сколько спит ребенок в 4 месяца

Суточная норма сна ребенка жизни составляет 15 - 18 часов. Из них основная часть, разумеется, приходится на ночь. То есть непрерывно (просыпаясь только на кормления) ребенок должен спать ночью около 12 часов. Остальное время разбивается на равные промежутки днем на "усмотрение" крохи - 2 или 3 дневных сна, а может и недолгие периоды сна после каждого кормления (обычно ребенок ест около 5 раз днем и 2 - 3 - ночью).

В этой статье мы расскажем о том, как самостоятельно оцениить развитие ребенка в 4 месяца. Но не забывайте, что на объективность домашних наблюдений влияют условия их проведения.

Развитие ребенка в 4 месяца. Положение «лежа на животе»

Положите вашего раздетого малыша на живот. Для развития ребенка в 4 месяца характерна уверенная опора на предплечья. Теперь угол между плечами и предплечьями должен быть больше 90°, а расстояние между самими предплечьями по сравнению с 3 месяцами увеличивается. Ладони четырехмесячный малыш оставляет полуоткрытыми и способен удерживать голову вертикально более одной минуты.

Развитие ребенка в 4 месяца. Реакции и навыки.

Вложите в руки лежащего на спине малыша свои большие пальцы, остальными пальцами обхватите его кисти и очень медленно и осторожно потяните вверх максимум до угла 45° от подстилки. Развитие ребенка в 4 месяца позволяет ему, по крайней мере, в начале движения удерживать голову на одной линии с телом (голова поднимается вместе с телом). Через несколько секунд голова может опуститься назад. Согнутые ножки в момент подтягивания также рефлекторно приподнимаются на несколько сантиметров над подстилкой. Ручки же могут находиться в положении от слабо вытянутых до слегка согнутых.

Возьмите малыша обеими руками под мышки, можно лицом к себе (поддерживать головку большими пальцами уже не обязательно), и вертикально поставьте на обе ступни на твердую гладкую поверхность.

Обязательно следите за тем, чтобы не нажимать кончиками пальцев, в том числе и кончиком большого пальца, на различные группы мышц тела малыша. Особенность развития ребенка в 4 месяца выражается в согнутых ножках, как будто . Возможно, вы будете наблюдать у своего малыша легкое выпрямление в коленках и голеностопном суставе и кратковременную опору на кончики пальцев ног, но вес тела он еще удерживать не сможет. А вот голову при этом ребенок уже уверенно фиксирует в среднем положении, ручки его с приоткрытыми ладонями согнуты.

Положите малыша на спину и какое-то время просто понаблюдайте за ним со стороны. В данном случае развитие ребенка в 4 месяца определяется по движениям рук и состоянию ладоней – они должны быть большую часть времени полураскрытыми. Малыш может легко вкладывать их одна в другую и «играть» так минимум 3 секунды. Кроме того, в этом возрасте младенец умеет подносить свои ручки к лицу, он с интересом наблюдает за ними, воспринимая их как движущиеся «предметы». Обратите внимание также на то, что ручки должны взаимно прикасаться на средней линии.

Развитие ребенка в 4 месяца требует проверки координации рука-рот. Покажите лежащему на спине малышу деревянный шарик (диаметром 28 мм) и вложите его в руку. Четырехмесячный ребенок подносит шарик ко рту и начинает активно «изучать» его губами и языком.

Это задание малыш должен уметь выполнять обеими руками. Если у него что-то не получилось, можно несколько раз дотронуться ручкой ребенка до его рта.

Дайте ребенку в руку погремушку или кубик (длина стороны 3 см) и понаблюдайте, что он станет с ней (или с ним) делать. Развитие ребенка в 4 месяца уже позволяет держать предмет, рассматривать его, крутить или поворачивать. Если малыш сразу же уронил игрушку, дайте ему ее еще раз.

Развитие ребенка в 4 месяца. Речевые навыки и общение.

Прислушайтесь к «высказываниям» своего малыша в моменты бодрствования. Необязательно при этом находиться непосредственно рядом с ним, но если возникнет такая необходимость, можно «подтолкнуть» его к общению: наклониться и ласково заговорить. Внимательно слушайте, какими звукосочетаниями малыш вам отвечает. Развитие ребенка в 4 года отличается произнесением звуков, похожих на «в», «ф»,«б», «м», «с» или английский «th».

Ребенку исполнилось 4 месяца. Четырехмесячный кроха стал более активным, эмоциональным и подвижным. У него увеличивается тактильная чувствительность, малыш сосредоточен при прикосновениях и улыбается при щекотании. Во время бодрствования грудничок внимательно изучает всё вокруг. Рассмотрим более подробно физическое и психическое развитие.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

Двигательная активность младенца на данном этапе еще ограничена, ведь большую часть времени он проводит лежа на спине. Поэтому прибавка в массе за предыдущие четыре недели произойдет сравнительно большая – около 0,7 – 0,8 кг. Вырастает кроха за предыдущие недели на 2,5 см – 3 см, и многая одежда становится ему уже мала. Окружность грудной клетки и головная окружность уже почти уравнивают свои показатели и уже к пятому месяцу грудная клетка станет в обхвате слегка больше, чем голова.

Таблица показателей средних величин физического развития

Важно! Хотя каждая мама знает, что её младенец развивается по своему индивидуальному темпу, стоит все же обращать внимание и на средние параметры большинства грудных детей данного возраста. Границы норм позволяют выявить, есть ли отставание в развитии, и не следует ли обратить внимание на корректирование одного или нескольких показателей физического развития (наиболее важны для оценивания рост и вес).

Основные навыки ребенка в 4 месяца

Время Элемент режима Примерная длительность
6.00 Кормление, умывание, утренний туалет (смена подгузника) 30 мин.
6.30 – 7.30 Бодрствование, легкая гимнастика 1 час
7.30 – 9.30 Утренний сон 2 часа
9.30 Кормление 30 мин.
9.30 – 11.00 Бодрствование, игры, утренняя прогулка 1,5 часа
11.00 – 13.00 Дневной сон 2 часа
13.00 Кормление 30 минут
13.30 – 14.30 Бодрствование, массаж, гимнастика 1 час
14.30 – 16.30 Дневной сон на свежем воздухе 2 часа
16.30 Кормление 30 мин.
17.00 – 18.00 Бодрствование, игры 1 час
18.00 – 19.30 Вечерний сон 1,5 часа
19.30 – 20.00 Бодрствование после пробуждения, общение с мамой 30 мин.
20.00 Кормление 30 мин.
20.30 Купание, подготовка к ночному сну 30 мин.
20.30 – 6.00 Сон 8 – 9 ч.

Пять секретов хорошего сна для грудничка

Ближе к полугоду малыши начинают активничать по времени больше, чем прежде, перевозбуждаться днем от событий и эмоций, что часто приводит к нарушениям сна. Маме приходится искать оригинальные способы помочь своему крохе, когда он не может уснуть. Ниже приведены несколько советов, которые помогут уложить маленького непоседу спать.

1. Ежедневные прогулки

Сон на свежем воздухе приходит к малышам очень быстро – легкое покачивание коляски, шум деревьев, ветерок… И кроха через 10 минут уже сладко сопит. Как правило, на улице дети спят дольше, чем дома. Перед прогулкой можно покормить вашего крошку. Сытый карапуз быстрее засыпает и лучше спит.

2. Активные игры

Здоровая усталость днём будет способствовать крепкому и здоровому сну. Поиграйте с дочкой или сыночком около часа в различные веселые игры – «Сорока – белобока», «Коза рогатая», попрыгайте вместе на фитболе. Затем постепенно снижайте темп игры на спокойный, и через 20-30 минут выходите на прогулку. Обычно после активного общения кроха испытывает сонливость и охотно засыпает в коляске.

3. Купание перед сном

На ночной сон грудничков укладывать тяжелее всего – именно в вечерние часы одолевают капризы, но засыпать грудной ребенок никак не хочет. В этом случае поможет купание непосредственно перед сном в теплой воде с успокаивающими травами (лавандой, валерианой, можжевельником). Вода «окутывает» и расслабляет младенца, после купания он крепко засыпает.

4. «Одновременное дыхание»

Умиротворенная мама и её спокойное сердцебиение могут успокоить разгулявшегося карапуза. Лягте вместе с крохой на кровать или возьмите его на руки. Постарайтесь дышать в такт со своим чадом, подстраивайтесь под его ритм дыхания. Подышите вместе 1-2 минуты, а затем попробуйте отрегулировать свое дыхание, сделав его таким, какое оно у вас во время отдыха и сна – спокойным и глубоким. Через пару минут младенец начнет дышать с мамой в такт и уснет.

5. Эмоциональное состояние

Обязательно нужно обращать внимание на поведение грудничка, его настрой. Если кроха начинает капризничать после долгого бодрствования – это первый признак того, что он устал и уже готов ко сну. И наоборот, если младенец отказывается спать, или же промежуток времени, которое мама тратит на то, чтобы уложить его, по продолжительности больше, чем сам сон, то ребенка необходимо укладывать позже.

На заметку! Важно помнить – когда спокойны вы, спокоен и ваш кроха. Маленькие дети очень чутко реагируют на изменение эмоционального состояния мамы. Попробуйте забыть о делах, которые предстоит сделать, и сосредоточиться на сне вашего любимого чада.

Питание младенца – на что обратить внимание маме

При поддерживаемом мамой вскармливании грудью на четвертом месяце ребенок продолжает получать в полном объеме материнское молоко. Количество кормлений в сутки при режиме по требованию может доходить до десяти, в случае режима по часам – до 5-6. При хорошем наборе веса, учитывая правильное и здоровое, полноценное развитие малыша, введение прикорма на данном этапе не требуется. Грудное молоко как минимум до достижения младенцем 6 месяцев полностью удовлетворит потребности его растущего организма в питательных веществах.

Обратите внимание! Всемирная Организация Здравоохранения советует кормящим мамам сохранять грудное вскармливание в течение всего первого года жизни малыша.

У младенцев на искусственном вскармливании другая ситуация: уже к 4 месяцам у них усиливается секреция соляной кислоты, формируется местный кишечный иммунитет и увеличивается активность пищеварительных ферментов. К этому периоду растут потребности организма малыша в белках, минеральных солях и витаминах, что невозможно удовлетворить только лишь за счет питательной смеси. Поэтому к 4 – на ИВ можно постепенно адаптировать к употреблению пищи с более плотной консистенцией, т.е. вводить первый прикорм.

С чего лучше начать введение прикорма?

Для первой порции прикорма в 0,5 ч.л. подойдут овощное пюре или каша. Выбор конкретного продукта для пробы зависит от самочувствия младенца и особенностей его неокрепшего организма.

Каша С каши начинают прикорм в том случае, если у крохи наблюдается недобор веса или он страдает частым расстройством стула. Это должен быть безмолочный продукт, не содержащий глютен. Легко усваивается каша из гречневой крупы (предназначенная для раннего детского питания), далее «по рейтингу» идут рисовая и кукурузная каши.
Овощное пюре С овощным пюре начинать знакомство стоит здоровому ребенку, а также в тех случаях, когда у грудничка избыточный вес, либо имеется склонность к запорам. Хорошо подойдут для пробы цветная капуста, либо брокколи или кабачок. Овощи дети едят с меньшей охотой, чем каши, поэтому маме стоит набраться терпения. В случае отказа грудничка пробовать пюре, можно повторить попытку освоения нового блюда спустя пару-тройку дней.
Фруктовое пюре Однокомпонентные пюре из фруктов прекрасно утоляют голод и дают малышу больше энергии. В срок 4 – 4,5 месяцев карапузу можно предложить пюре из чернослива, слив, персиков. Такое нововведение в меню позволит крохе справиться с задержкой стула благодаря клетчатке и пектиновым веществам.

Новый продукт вводить в меню грудничка нужно преимущественно в первой половине дня, чтобы до конца суток можно было проследить реакцию малыша. В случае удачной попытки порция постепенно увеличивается с половины чайной ложки до целой. За 5 – 7 дней порция доводится до возрастной нормы в 50 – 100 г и заменяет собой одно из предшествующих кормлений смесью. Через 10 – 14 дней можно пробовать добавлять в качестве прикорма следующий продукт. В итоге к концу месяца режим кормления может выглядеть примерно так:

Упражнения с крохой

Укрепляющую гимнастику можно проводить с малышом в том случае, если у него полностью ушел гипертонус. Обычно это бывает в период до 3,5 – 4 месяцев. Гимнастика включает в себя различные сгибания и разгибания частей тела, стимулирование к ползанию и переворотам, выкладывание на фитбол. Если ваш юный спортсмен не выдерживает 10 минут упражнений, гимнастику можно выполнять понемногу в течение дня, разделив занятия на 2-3 минутные части.

Особенно эффективны в данном возрасте упражнения:

  1. катание на мяче – малыша нужно положить животиком на фитбол, и стать с ним рядом, придерживая за ручки. Попробуйте слегка попружинить, покачать мяч. Карапузу будет весело, а тем временем у него задействуются все мышцы тела;
  2. велосипедисты – одну ножку малыша вытягиваем вперед, а вторую в этот же момент сгибаем в колене. Затем наоборот. Повторить упражнение 4-6 раз. Такой прием с ножками напоминает движение на велосипеде. Обязательно сопровождайте занятие музыкой, потешками, и не забывайте следить за реакцией крохи;
  3. обнимашки – возьмите грудничка за ладошки и направьте правую ладонь к левом боку, а левую – ко второму боку, как будто кроха обнимает сам себя. Затем повторите объятия, только пусть сверху теперь окажется другая ладошка. Повторите несколько раз.

С четырех месяцев можно активно приучать малыша к утренней зарядке в игровой форме. Чтобы каждый день у крохи начинался с хорошего настроения и заряда энергии, маме можно с младенцем делать легкую гимнастику. Это благоприятно влияет и на физическое развитие, и на эмоциональное, уверяют психологи. Например, вот такая зарядка – пятиминутка со стихотворением станет отличным подспорьем для первых упражнений с грудничком:

Мышки возле грядки делали зарядку (ручки малыша поднимаем вверх, затем опускаем вниз ),

Лапки вверх подняли, кошку увидали (держа за ручки, повороты на бочок) .

Кошка, кошка, брысь, брысь! (скрещиваем ручки перед грудью) .

К нам ты, кошка, не крадись! (круговые повороты ручками в локтях) .

Мы мышата сильные, сильные, спортивные (поза силача) .

Мышки, мышки, не кричите, мышки, мышки, подскажите (ручки в стороны и к себе) ,

Расскажите вы котяткам, как же делать им зарядку (ручки в стороны и к себе) .

Раз, два, три, четыре (ручки вверх в стороны, к себе, вниз) ,

Лапки – выше, затем – шире, а теперь опустим вниз, и тихонечко крадись (ручки по бокам) .

Побежали, побежали, ох, как мышки мы устали (ножки, согнутые в коленях, по очереди сгибаем и разгибаем) .

Вот спасибо вам, мышатки, расскажу я все котяткам.

Массаж для укрепления здоровья ребенка

Массаж дает нагрузку на мышцы, поэтому проводить его без назначения врача стоит с большой осторожностью, буквально на весу кончиками пальцев. Сочетать массажные движения лучше всего с гимнастикой, но обязательно спустя час после приема пищи ребенком. Маме нужно смазать руки детским кремом или персиковым маслом, и приступать к массажу. Массировать кроху всегда нужно сверху вниз: шейка, спинка, ягодицы, ножки, и в завершение – грудная клетка и ручки.

  • Положите грудничка на животик. Начинайте делать поглаживающие движения шеи и плеч, для удобства работая указательными пальцами. Массируйте область вдоль позвонков от головы к спине 5-7 раз.
  • Спинку нужно гладить от ягодиц к плечикам 5-7 раз. Область позвоночника старайтесь при массаже избегать. После поглаживания можно слегка пройтись ребрами ладоней по тем же линиям. Легким растирающим движением размять всю спинку. Затем легонько похлопать, двигаясь снизу вверх. Массаж спины закончить нежными поглаживаниями.
  • Ягодицы малыша массируются так же, как и спинка, только добавляется разминание твердой стороной согнутых пальцев с небольшим усилием.
  • Ножки грудничка энергично поглаживаются массажными движениями от пятки к ягодицам. Массаж нужно делать попеременно, – завершив разминание одной ножки, переходить к следующей.
  • Грудка поглаживается движениями подушечек пальцев. Область молочных желез при массаже остается нетронутой. Погладьте животик вашего чада по часовой стрелке вокруг пупка. Второй и третий круги выполняйте с небольшим пощипыванием, затем снова легкое поглаживание.
  • Ручки массажируются от ладоней к плечикам поглаживающими движениями. Затем можно слегка пощипать, создать вибрацию подушечками пальцев. В завершение – снова поглаживание.

Для полноценного развития младенца необходимо внимание и забота родителей, также от них потребуются регулярные занятия с малышом. При этом педиатры рекомендуют ориентироваться на средние статистические показатели того, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Так папы с мамами могут определить, какие навыки у карапуза отсутствуют или сформированы недостаточно.

К четырём месяцам у деток наблюдается существенная прибавка в весе – они набирают до 750 г за 30 дней, рост же увеличивается на 2, 5 см, как и месяц назад. У детишек в данный момент отмечается редкое соответствие окружностей головки и груди, после чего, к пятому месяцу в размере начинает преобладать грудная клетка.

Организм четырёхлетнего ребёнка продолжает расти и адаптироваться к новой жизни и это проявляется в анатомических и физиологических изменениях:

  • маленький ребёнок уже может показать свои первые слёзки, так как у него сформировались слёзные железы;
  • всё меньше младенец мучается от колик в животике – это говорит о том, что начинает нормально функционировать пищеварительный тракт;
  • быстрым темпом расут настоящие луковичные волосики крохи и его ноготки;
  • физически малыш окреп, пополнел, сильнее стала его мускулатура и координация движений, особенно, это касается мышц спинки – в результате, у него получается уверенно переворачиваться, что в дальнейшем поможет ему научиться сидеть;
  • постепенно исчезают оставшиеся младенческие рефлексы, в том числе, Моро и рефлекс ползанья, повышенный тонус сохраняется пока в ножках карапуза;
  • улучшается зрение ребёнка, которое воспринимает основные цвета, мышцы глаз укрепляются, и по этой причине, у многих деток, страдающих в этом возрасте лёгким косоглазием, зрительная функция выправляется;
  • в отношении слуха тоже много интересных перемен, дети хорошо слышат, чувствуют различные звуковые нюансы, отдают предпочтение низким тонам и отчётливому ритму, не говоря уже о том, что прекрасно отличают голоса взрослых;

Четырёхмесячные детки очень любят, когда их держат столбиком, на руках, или, поддерживая под мышки – так они могут лучше познавать мир, наблюдая за людьми, рассматривая предметы. Садиться деткам ещё рано, так что за ними надо постоянно следить. Особенно, вредно раннее присаживание девочкам, у которых из-за этого в будущем могут быть проблемы с репродуктивной системой.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Стоит подробно рассмотреть, что должен уметь 4 месячный ребенок, тем более что многие его достижения достойны восхищения, ведь он ещё такой маленький.

Основные навыки и умения:

  1. Дети уже освоили умение держать головку – уверенно и довольно долго, при этом лежа на животе. Кроме того, они пытаются привстать, упираясь ручками и приподнимая плечики, грудь.
  2. Не менее важно то, что многие карапузы делают это и лежа на спинке. По сути, так они пытаются присесть, подтягивая голову и поднимая плечи.
  3. Если родители занимались с ребёнком до этого возраста, малышу удаётся хорошо управлять своими руками – он уверенно хватает и удерживает подвешенные и лежащие рядом игрушки и погремушки, научился держать бутылочку со смесью и обнимать маму. О развитой мелкой моторике может говорить и то, что малютка рвёт и мнёт листы газетной и журнальной бумаги, с интересом может трогать прорезыватели из разных материалов.

Особенно важным достижением считаются перевороты с животика на бок и на спину, они получаются у четырёхмесячного крохи всё лучше, причём делает он это самостоятельно без посторонней помощи. Это наиболее ценный показатель взросления ребёнка, делающий его менее зависимым от опеки родителей

Наряду с этим развиваются органы чувств и социальность малыша:

  1. Издавая разные интересные звуки, четырёхмесячный ребёнок ещё не использует губы и язык. Он только пробует всё новые и новые тональности, и порою, сам бывает удивлён своими способностями, прислушиваясь к собственному гулению.
  2. В развитии зрения также есть заметные сдвиги – ребёнок способен определить расстояние до предмета, и если тот недалеко, протянуть к нему ручку, не обращая внимания на более удалённую вещь. Детки в 4 месяца уже легко узнают членов своей семьи, они искренне радуются при их приближении и могут огорчаться, когда человек уходит. В этот период детей уже живо интересуют движущиеся объекты, животные, машины за окном, солнечные «зайчики» и свет фонарика, скользящие по комнате.
  3. У детей активно формируется правильное слуховое восприятие – они уже начали различать голоса родственников, определять тон сказанных слов. Малыши со вниманием прислушиваются к шуму, производимому домашней техникой, писку котёнка, с удовольствием слушают классическую музыку, если она звучит тихо.
  4. Нормальный здоровый ребёнок умеет улыбаться, радоваться новым игрушкам и приходу родителей, выказывать положительную реакцию на произношение своего имени. Во время плача при включении приятной музыки, дитя отвлекается, и глазки его просыхают – он уже увлечён новой информацией и пытается её переработать.
  5. При узнавании мамы или папы эмоции ребёнка возрастают – это выражается в радостном гулении, активном сучении ножками и ручками. Такое поведение малышей характерно для них в хорошем настроении, и часто связано с подготовкой к купанию, переодеванием и сменой подгузника.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Прежде всего, выражать свои эмоции – в этом возрасте малыш делает это с помощью разных действий, которые хорошо знакомы матери:

  • если он взволнован или напуган, он перестаёт улыбаться, замолкает, может отвернуться от незнакомца и прижаться к матери;
  • если при усталости или слишком громких голосах малыш быстро устаёт или бывает недоволен, его нормальной реакцией в этот момент может стать плач;
  • когда ему приходится ждать, он может шумно вздыхать, показывая своё нетерпение;
  • успокаивается и перестаёт кричать, плакать, услышав мамин голос.

Но, начиная с четырёх месяцев, младенец, вполне, может научиться следить за человеком даже после того, как тот покинет комнату, проявлять гнев при отказе в общении или играх. У некоторых детей такие действия могут наблюдаться и раньше.

Закономерным является интерес молодых пап и мам к тому, что нужно уметь в 4 месяца девочке и мальчику.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: видео

Существуют ли отличия в развитии между разнополыми детьми

Умения и развитие ребенка в 4 месяца могут отличаться, если речь заходит о мальчиках и девочках. И это не только рост и вес, по показателям которых мальчики пока опережают девочек. Пока, потому что такое положение сохраняется до года, а затем лидировать начинают маленькие представительницы прекрасного пола.

С самого рождения работа мозга определяет разный склад психики детей, и у девочки это всегда ориентация на выживание, а мальчик постоянно стремится совершенствоваться. Этим и можно объяснить отличия в поведении и играх малышей.

Заметить такие отличительные черты детей нетрудно, если просто понаблюдать за ними:

  • девочку легче успокоить мелодичным пением, колыбельной, тихо и нежно произносимой речью;
  • в четыре месяца они уже способны узнавать людей даже на фотографиях, в то время как мальчик уметь в 4 месяца этого не может;
  • малышки одинаково хорошо могут видеть обоими глазами, в то время как ребята – только левым глазом;
  • мальчики сразу узнают синий цвет, а девочки – красный.

И это ещё не всё, что могут узнать родители о своих детях:

  1. Девочки любят мягкие игрушки, умеют грустить, быстрее ощущают боль и дискомфорт. У них быстро развивается и имеет хорошее качество зрительная память, речь, периферийное зрение. Они быстрее распознают оттенки эмоций у окружающих людей.
  2. Мальчики не так сильно реагируют на резкий громкий шум и звук, тип их зрения – центральный, пространственный. Они любят механические игрушки, чаще подвержены гневливости, позднее учатся говорить, но раньше начинают вставать и ходить, у них преобладает слуховая память.

В итоге, четырёхмесячная девочка проводит с мамой гораздо больше времени, поскольку больше, чем мальчик нуждается во внимании, заботе и любви, хотя это необходимо всем детям.

Подсчитано, что дочери в первые месяцы после рождения смотрят на маму почти в два раза больше, чем сыновья, но это тоже обусловлено определённым складом ума разнополых детей.

Обучение и развитие

Психологи и врачи рекомендуют родителям больше времени проводить с маленьким ребёнком, и дело даже не в специальных упражнениях и массаже – малыша необходимо обучать играм, которые будут его развивать, ведь сам он пока не знает, как это делать. Вот почему нужно вкладывать ему в ручки игрушки, показывать картинки, обращать внимание крохи на происходящие вокруг интересные события.

В 4 месяца дети спят 15 часов в сутки, поэтому у них появляется больше времени для развивающих игр, которые нужно правильно распределить. Не стоит требовать от младенца выполнения непосильных для него задач, как бы родители не хотели видеть его первым во всех необходимых навыках.

Помочь ребёнку развиваться можно следующими способами:

  • предоставляя ему игрушки, разнообразные по фактуре, для прикосновения, яркие и красочные – для развития зрения и умения различать цвета, музыкальные – для совершенствования слуха;
  • можно пускать мыльные пузыри, чтобы кроха следил за ними глазами;
  • можно поднимать и опускать ручки малыша, складывать их вдоль тела и на груди – так улучшается координация;
  • в процессе массажа или во время физических упражнений, полезно читать ребёнку стишки или петь песенки;
  • разговаривая с малышом, следует правильно проговаривать слова и делать это с выражением, ведь впоследствии карапуз станет подражать родителям и научится говорить не только быстро, но и грамотно.

При развитии и воспитании малыша родители должны поддерживать у него хорошее настроение, а для этого и сами должны быть настроены позитивно. Нельзя позволять ребёнку долго плакать, если его что-то сильно расстроило. Это может повредить формирующейся нервной системе младенца.

Да и обучение скорее принесёт плоды, если атмосфера занятий будет доброжелательной, а родители будут сопровождать свои важные уроки улыбкой и поощряющими словами. Внимательные мудрые родители похвалят ребёнка уже за то, что он попытался что-то сделать.

Как определить, что малыш отстаёт

Если ребёнок не умеет то, что должен уметь делать, это можно объяснить несколькими причинами – малыш к этому ещё не готов, в силу наследственного фактора, его не обучили родители. Но иногда неумение означает и отклонение в нормальном развитии.

Определить это можно по нескольким отрицательным признакам:

  • ребёнок апатичен, вял, у него отсутствует нормальная жизнерадостная реакция на своё имя, он не узнаёт своих близких людей;
  • у него нет реакции на звуки голоса, на тихий и громкий шум;
  • малыш, практически, не реагирует на боль;
  • игрушки кроху мало интересуют;
  • у малютки присутствуют рефлексы, которых уже не должно быть.

Но, пожалуй, самыми главными тревожными симптомами считается неспособность малыша держать головку, переворачиваться, удерживать игрушку. Также стоит обратить внимание на состояние ребёнка, если при подтягивании малыша за руки, его головка отклоняется назад.

Поскольку абсолютно нормальным в возрасте 4 месяцев считается повышение двигательной и познавательной активности, здоровый малыш должен обязательно интересоваться окружающими его людьми и различными предметами. Вообще, нормальным является, когда четырёхмесячный младенец с удовольствием играет, много смеётся, бормочет и пищит на своём языке, выражая множество эмоций. И если этого не происходит, то обязанностью родителей является посещение педиатра и других детских специалистов с целью обследования, а, возможно, и лечения малютки.

Для того чтобы следить за развитием малыша и помогать ему во всех начинаниях, взрослым необходимо знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца. При этом бессмысленно сравнивать своего сына или дочь с другими детишками, ведь каждый их них идёт по жизни своей дорогой.

В настоящей статье мы рассмотрим, чем отличается ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь, какие эмоции он уже способен испытывать. Ведь очень часто, глядя на малышей, мы задумываемся: а о чем же они думают, как они видят наш мир?

Приветствую вас уважаемые читатели. В прошлой статье мы подробно разбирали тему . Для малышей до года каждый месяц ‒ это огромный шаг. За такой короткий промежуток времени, который взрослые даже не замечают, кроха овладевает большим количеством новых навыков, умений, становится все более приспособленным к миру. И это действительно так: незаметна разница между человеком в 30 лет и в 35, а вот между человеком в 3 месяца и в 4 ‒ практически пропасть.

Зачем нужно следить за развитием ребенка

Малыши, наряду с котятами, однозначно входят в топ-3 самых милых милостей на нашей планете . Оттого и не всегда хочется относиться к ним с некой требовательностью, ожидая в определенном возрасте увидеть конкретные навыки и умения. Подкрепляется это мыслью, что каждый человек индивидуален – правильная мысль, конечно, но нельзя ею злоупотреблять. Мол, не умеет ‒ и ладно, научится. В связи с этим вопрос о том, необходимо ли следить за развитием ребенка уже в таком нежном возрасте ‒ с 4 до 5 месяцев ‒ может возникать. Однако ответ на него абсолютно однозначен: да!

За первый год развития крохи, семимильными шагами совершенствуются все органы и системы его организма, и в том числе головной мозг. А это значит, что отсутствие тех или иных умений сулит отставание в развитии в дальнейшем. Каждый новый навык ‒ “трамплин” для следующего. Так, например, переворот со спины на живот, которому ребетеныш научился еще в 3 месяца, ‒ подготовка к ползанию. Задерживая взгляд на игрушке, малыш учится фокусировать внимание, сосредотачиваться на одном предмете или человеке. Таких примеров огромное множество. Именно поэтому так важно наблюдать за тем, как происходит развитие ребенка на 4 месяце жизни.

Развитие ребенка в 4 месяца: девочка и мальчик

Несколько слов хотелось бы сказать о том, что даже в таком крошечном возрасте есть некая разница между представителями разных полов. Разными темпами идет физическое развитие ребенка в 4 месяца: девочка уже в этом возрасте легче, длина ее тела и окружность головы меньшие, чем у мальчишек. Только важно помнить – это правило, из которого, конечно, есть исключения! Развитие ребенка мальчика в 4 месяца может быть правильным, но при этом он будет весить меньше некоторых девочек. Здесь играют роль и индивидуальные особенности, и, само собой, наследственность.

Однако, пожалуй, на этом различия заканчиваются. Из собственно половых отличий ‒ только наружные половые органы. В остальном все процессы развития протекают одинаково. Девочки ничуть не плаксивее мальчиков, а те, в свою очередь, ничуть не смелее . Они одинаково любят яркие игрушки, реагируют на мамин голос, обожают купаться и капризничают, когда остаются в одиночестве. Объясняется это просто: гормональная система еще пока не активна, а ведь именно гормоны во многом ответственны за особенности развития и поведения людей.

Физическое развитие малыша в 4 месяца

Физическое развитие крошки с 4 до 5 месяцев нисколько не замедляется. Ему требуется больше сил, ведь уровень его двигательной активности все повышается.

Важнейшими критериями, которые позволяют оценить правильность развития ребенка, являются росто-весовые параметры. Оценку этих показателей первый раз осуществляют сразу же после рождения человека. Медицинские работники измеряют вес, длину тела, окружности груди и головы. В обязательном порядке заносят эти данные в медицинскую карту новорожденного. В дальнейшем измерения проводят в обязательном порядке каждый раз на приеме у детского врача.

Вес

Весовой показатель является важнейшим значением, отражающим состояние здоровья ребенка. Разумеется, каждый маленький человечек индивидуален. Значения зависят во многом от веса при рождении, наследственности, типа питания.

Так, дети, родившиеся недоношенными, но получающие хороший уход, как раз в этот период “нагоняют” сверстников. Имеющие низкую массу тела при рождении, в возрасте с 4 до 5 месяцев они набирают вес быстрее, чем детки, родившиеся в срок. Часто таким малышам уже в 3 месяца рекомендуют вводить прикорм, что еще больше способствует набору массы. В то же время, возможен вариант, когда ребята еще больше начинают отставать от норматива. Такая ситуация может возникнуть при неправильном питании матери.

Более быстрому набору веса способствует также искусственное вскармливание. Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, более высокой калорийностью детских смесей, особенно если речь идет о специальном, лечебном питании (актуально при той же недоношенности). Во-вторых, из соски на бутылочке смесь течет гораздо быстрее, чем из женского соска. Чтобы высосать ее, не нужно прилагать особых усилий, она фактически сама льется прямо в ротик. В связи с этим дети не устают и не останавливаются вовремя.

Если вы заподозрили , обязательно прочтите эту статью. Информация внесет ясность о запорах у малюток, Вы узнаете что делать и как не навредить.

Однако несмотря на все эти факторы, существуют некоторые стандарты. Так, средний вес девочек в этом возрасте от 5600 г до 6500 г. При этом минимальная граница нормы ‒ 5 кг, а максимальная ‒ 7,4 кг. Мальчики, в свою очередь, обычно весят от 6200 г до 7200 г. Нижний порог ‒ 5,4 кг, верхний ‒ 8,6 кг. У моего сына в 4 месяца вес был 7,4 кг.

Кроме того, за 4 месяц жизни кроха должен прибавить около 750 г. Такая значительная цифра обусловлена тем, что малыш, хоть и активно двигается, но еще не ползает. Это значит, что пока не тратится много калорий.

Длина тела

Рост малыша ‒ не менее важный признак его здоровья. Маленькое чудо потихоньку вытягивается, и теперь уже на целых 10 см больше, чем при рождении! Для мальчиков нормальным считается рост в границах от 58,6 до 68,7 см, а для девочек ‒ от 57,6 до 66,4. У моего сына в этом возрасте был рост 66,5 см.


Именно в этом возрасте мы решились на совместный отдых

На данном этапе отставание в росте менее, чем на 10% от нормы, не заслуживает серьезного беспокойства. В иных случаях стоит проконсультироваться с врачом.

Как говорилось в прошлой статье, малыш никому и ничего не должен . В возрасте с 4 до 5 месяцев происходит “закрепление” уже сформировавшихся ранее навыков и появление новых. Малышуля уже с легкостью вертится со спинки на животик и обратно через любой бок. Лежа на животе, он приподнимается уже не только на предплечьях, но и на ладонях. Держать голову он научился окончательно, и теперь с радостью пользуется этим умением, разглядывая все вокруг.

Попытки сидеть

Если вложить крохе пальцы в ладони, обязательно обхватит их. Начал это делать он еще в 3 месяца, однако теперь он усовершенствовал этот навык. Если потянуть руки к себе, маленький спортсмен будет все также крепко держаться. В результате произойдет подъем его корпуса на выпрямленных руках. Когда такое действие происходит впервые, ребеныш может испугаться, ведь такое положение ему непривычно. Однако уже через пару раз он войдет во вкус и потихоньку сам начнет “просить” о таком развлечении. Просьба его заключается в легком потягивании рук на себя, как только в его ладошках окажутся Ваши пальцы.

Однако будьте осторожны! Малыш, хоть и пытается уже садиться, сделать этого еще не может. Мышцы спины развиты недостаточно, и сажать его пока рано. Не стоит обкладывать его подушками, предупреждая заваливание.

Развитие ребенка в 4 месяца доктор Е.О. Комаровский характеризует как категорически недостаточное для посадки!

Другие умения

Захватывает дитё не только пальцы мамы, но и игрушки. Несмотря на то, что ладошки его практически все время раскрыты, он с удовольствием сжимает предметы, если их давать в руки. Теперь он может взять погремушку, не только зажав ее между двумя ладонями, но и в одну руку. Держать он умеет ее почти полминуты, может внимательно на нее смотреть. Обязательно попробует ее на вкус, познакомившись с ней через губы и язычок. Постарается засунуть ее в рот полностью (поэтому никаких мелких игрушек и отваливающихся деталей!).


Пока слоненок “поет” песенку, мой сыночек пробует его на вкус

Более того, крошка знает, что делать, чтобы погремушка издавала звук. Таким образом, он начинает осознавать связь между своим действием и “активностью” предмета в его руках.

Но лучшей игрушкой для него остаются собственные ручки. Он обязательно запихает их в ротик. Кроме того, теперь он умеет сосать только один палец. Малыш с удовольствием хлопает в ладоши, перебирает пальчиками, трогает свое лицо и лица членов семьи.

Если, держа ребенка на руках, “поставить” его на горизонтальную поверхность, он будет упираться пальчиками ног, пытаться отталкиваться, передвигать ножками.

Поведение при кормлении

Маленькое чудо уже осознает, что в бутылочке или в маминой груди находится еда. Он поддерживает руками и то, и другое во время кормления. Когда он пьет из бутылки, его ручки всегда на ней. К концу 4 месяца он, может быть, даже сможет самостоятельно удержать полупустую бутылочку в руках. Однако это действие происходит не совсем осознанно, и не продлится дольше 3-5 секунд.

Развитие зрения

Глазное яблоко ребенка неустанно развивается. К концу 3 месяца он научился различать желтый, зеленый и красный цвета, к 4 постепенно начинает различать синий. Крохотуле нравятся яркие предметы. При этом моноцветные вещи он различает лучше, чем те, в которых цветов много. В то же время слишком яркие, практически кислотные игрушки быстро утомляют зрительный нерв. В связи с этим в таком нежном возрасте не советуют использовать игрушки с лампочками, мигающие несколькими цветами. Гораздо лучше, если в предмете будет присутствовать звук.

Следит глазами за движущимися предметами, ищет их, если убрать из поля зрения. Понемногу понимает, что за спиной у мамы вещи не исчезают, пытается заглянуть в поисках игрушки, которую забрали. Если крошка долго играл с каким-то предметом, потом его убрали, а затем снова ему показали, малыш узнает эту вещь.

Развитие слуха

Теперь Ваше солнышко умеет находить источник звука, даже если его не видит. Стоит только потрясти звонкой погремушкой вне поля зрения крохи, и через пару секунд он повернет голову в Вашу сторону. Расстроится, если не обнаружит источник звука, в особенности, если он знакомый (например, знакомая песенка).

По-разному реагирует на веселую и спокойную музыку. Выдает комплекс оживления на бодрые песни, пытается подпевать, активно машет ручками и ножками. В то же время, внимательно слушает спокойную музыку.

Узнает голоса родителей и членов семьи, даже если их не видит. Если его позовут мать или отец, повернется на зов даже в комнате, наполненной звуками. Если к нему обращается незнакомый голос, а малыш при этом не в полной тишине, может никак на него не среагировать.

Малыш боится громких неприятных звуков. Хуже реагирует на высокие тона, чем на низкие, которые действуют на него успокаивающе. Может испугаться человеческого крика, лая собаки. Кроме того, вполне различает на слух эмоции, так что скандалы и ссоры заставляют его беспокоиться и плакать.

Итак, ребенок 4 месяца: развитие, что должен уметь?

  • Переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • приподниматься на ладонях с живота, держаться так несколько минут;
  • захватывая ладошками пальцы мамы, подниматься на руках;
  • захватывать ручками игрушки, удерживать их, трясти погремушки;
  • оборачиваться на источник звука;
  • хлопать в ладошки;
  • отличать более яркие игрушки от блеклых;
  • придерживать руками грудь мамы или бутылочку во время кормления.

Познавательное развитие

Сразу после информации о зрении и слухе хотелось бы поговорить о познавательном развитии. Ваша кроха, поскольку различает теперь цвета, может выделить игрушки более и менее яркие. Он узнает их, выделяет любимые (обычно те, что ярче). Маленькому человеку нравятся вещи необычной формы, он может вертеть их в руках, трогать пальчиками, изучая изгибы и уголки. Пока малыш не понимает, как именно отличаются игрушки, однако по-разному реагирует на большие и маленькие вещи.

Особое удовольствие ему доставляют предметы звучащие. Он с большим удовольствием будет играть с “шумелками”, чем с молчаливыми вещами. Потихоньку он запоминает, какой именно звук издает та или иная игрушка, выделяет те, которые ему нравятся. Так у моего сына, в данном возрасте, любой игрушкой была улитка, издающая несколько звуков, умеющая катиться и имеющая небьющееся зеркало.


Эта улитка осталась любимой игрушкой сына до года

Как развить малыша в 4 месяца? Над кроваткой обязательно должен быть мобиль, причем теперь игрушки должны висеть ниже. Если малыш никак на них не реагирует, покачайте их. Пусть движение сопровождается звуком.

Покажите сыну или дочке, как извлечь из игрушки звук. Обратите внимание, что это должно быть просто (помахать погремушкой, нажать на большую кнопку, ударить игрушкой о поверхность). Через некоторое время он научится “озвучивать” предмет самостоятельно.

Социальное развитие

Как уже упоминалось, ребетенок узнает маму и папу, других членов семьи, которых видит чаще остальных. Однако если мама сменит прическу или цвет волос, наденет темные очки или широкополую шляпу, малыш может не признать ее. Поэтому в первые полгода лучше обойтись без смены имиджа, чтобы малыш лучше запомнил внешний облик матери и привык к нему.

Он все чаще улыбается, теперь умеет и смеяться в голос. Обычно такую реакцию вызывает смех мамы (груднички ‒ маленькие обезьянки, копируют эмоции смотрящих на них). Малыш может засмеяться увидев яркую погремушку, в процессе активной игры с ним, при виде другого ребенка. Особым пунктом стоит выделить его “диалог” с мамой. Если она активно повторяет за ним звуки, малышуля обязательно засмеется. А вот ласковый спокойный разговор вызывает гуление.

Спектр эмоций, которые может испытывать маленькое чудо, постепенно расширяется. Теперь можно понять, когда ему весело, приятно, грустно или одиноко. Хорошо выражена обида: если у ребенка в возрасте двух месяцев забрать погремушку, не факт, что он даже это заметит. Теперь же малыш знает, что у него она была, а теперь-то нет! Обида выражается “скуксиванием”, недовольным гулением, а затем пронзительным плачем. Умеет дитё капризничать, просить внимания.

Кроха понимает, когда говорят с ним, когда ‒ о нем. Откликается на свое имя, пытается повторить его. В ответ на произнесение имени развивается комплекс оживления ‒ малыш понимает, что с ним общаются, и его это очень радует. Он машет ручками и ножками, вовсю улыбается, весело взвизгивает, смеется. Ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь? Откликаться на добро добром.

Такое поведение теперь может развиться и в отсутствии “человеческого раздражителя”. Речь идет о том, что крошка, даже находясь в одиночестве, время от времени начинает активно двигаться, гулить, разговаривать. Провоцируют такую реакцию игрушки, звуки, домашние животные, если таковые есть.

Реакция на незнакомцев усиливается к 5 месяцу жизни. Маленький человек начинает бояться посторонних, морщиться, плакать, особенно когда не видит маму. В то же время в ее присутствии хорошо “идет на ручки” к людям, особенно если те не вызывают опаски. С недоверием маленькие дети относятся к человеку, от которого исходит резкий запах (парфюм, алкоголь).

Как общаться с малышом?

Детки всегда имитируют мимику родителей, особенно мамы. Поэтому так важно появляться перед малышом с улыбкой: он тоже будет улыбаться в ответ. Младенец это уже умеет.

Александр смеется от вида звенящих перед ним ключей

При разговоре с Вашим крохой старайтесь не пугать его. Не издавайте слишком громких звуков, не кричите на ребенка, даже если Вы очень устали. Лучшим способом показать свое недовольство его поведением является серьезная интонация. Груднички очень чутко чувствуют настроение родных. Если человек рядом улыбается, то в ответ от ребенка получит громкий смех. Если же он злится или сердится, то и малыш будет беспокоиться, плакать.

“Язычковый язык”

Во-первых, игры с собственным язычком ‒ это невероятно важный этап предречевых тренировок. Ребеныш готовит эту мышцу своего тела к совершению определенных движений. Кроме того, во многом факт высовывания языка грудничками обусловлен “выталкивающим рефлексом”. Это свойство не дает детенышу поперхнуться собственной слюной, которая в изобилии. Факт наличия этого рефлекса означает, что он еще не готов к принятию пищи с ложки. В то же время, многие педиатры и детские психологи утверждают, что это своеобразный способ общения.

Маленькие дети, обнаружив, что какое-то действие веселит близких, обязательно будут его повторять. Так, впервые высунув язычок, дитё увидит, что мама засмеется. И непременно начнет делать это чаще, чтобы увидеть положительные эмоции близкого человека.

Когда малыш голоден, или перед кормлением, он зачастую облизывает губки, высовывает язык, начинает причмокивать. Аналогичные действия он производит, когда видит, что кушают другие люди.

Вместе с тем, постоянно высунутый язык, особенно в сочетании с беспокойством, может говорить об образовании язвочек или других повреждений во рту.

Другие причины, по которым кроха высовывает язык:

  • высокая температура тела или воздуха в комнате (да-да, прямо как собачка);
  • жажда;
  • инородное тело (волосок, пылинка с постельного белья и т.д) во рту.

Многие родители беспокоятся: высунутый язык ‒ признак недоразвитости лицевых мышц. Считают, что здоровый ребенок в 4 месяца имеет достаточное развитие, что должен уметь прятать язычок. Однако только один этот фактор не должен вызывать паники! Деток с такой патологией видно по амимии лица, отсутствию на нем эмоций.

Еще один распространенный страх ‒ врожденный гипотиреоз (недостаток гормонов щитовидной железы). Действительно, слишком большой, не помещающийся в ротовой полости язык может быть признаком этого заболевания. Однако в этом случае будут и другие симптомы:

  • отклонения от весо-ростовых норм;
  • желтуха;
  • задержка психомоторного развития;
  • сухость кожи;
  • излишняя бледность;
  • осиплость голоса.

Речевое развитие

Ребенок в 4 месяца ‒ развитие речи, что должен уметь произносить? Во-первых, это все гласные звуки, сливающиеся зачастую в забавные сочетания. Кроме того, малышуля уже умеет произносить подобие звуков “п”, “б”, “м”. Разобрать их в лепетании младенца достаточно сложно, однако появление большего количества согласных заметно.

Как развить ребенка в 4 месяца?

  1. Мама должна больше разговаривать с ребенком, показывая на предметы, озвучивать их названия. Пока у крохи не сформировалась система название-предмет, однако слова он начнет запоминать.
  2. Чаще называйте ребенка по имени, а себя “мама” или “папа”. Показывайте ребенку его отражение в зеркале, произносите его имя.
  3. Нужно стараться повторять за малышом. И тогда он тоже начнет повторять за Вами.
  4. Чтобы спровоцировать ребенка на самостоятельную речевую активность, стоит каждый день, подходя к нему, сразу начинать разговаривать. А потом, через некоторое время, подойти молча. И тогда Ваше солнышко первым с Вами “заговорит”.

Питание ребенка

Оптимальным вариантом, который обеспечит, чтобы ребенок в 4 месяца имел хорошее развитие и умел все, что должен уметь, является грудное вскармливание. Ведь именно материнское молоко содержит все необходимые вещества и элементы. Оно способствует развитию как физическому, так и эмоциональному. Кроме того, если желудочно-кишечный тракт малыша здоров, то и настроение, и “работоспособность” у него выше.

Детки в нежном возрасте часто страдают коликами. К возрасту 4 месяца они могут пройти, но это, к сожалению, не является правилом. Зачастую дискомфорт в маленьком животике продолжается и до полугода.

Введение прикорма в 4 месяца деткам, находящимся на грудном вскармливании, преждевременно. Организм крохи еще не готов воспринимать новую пищу и, скорее всего, ответит на нее аллергией либо непереносимостью.

Однако в некоторых случаях введение дополнительных продуктов назначают уже в возрасте 3 месяцев, например, при недоношенности. В этом случае к концу 4 месяца в меню малыша может быть каша трех видов (без коровьего молока, при условии переносимости). Кроме того, два или три вида монокомпонентного овощного пюре (идеальное сочетание ‒ кабачок, брокколи, тыква). В 4 месяца можно ввести картофельное пюре, приготовленное самостоятельно. Если не запрещает педиатр, то возможно введение фруктового сока.

В исключительных случаях (критический недобор массы) только педиатром может быть назначено введение мясного прикорма ‒ мясных пюре или даже куриного бульона. Лучше всего использовать готовые мясные пюре (курица, индейка). Готовить этот прикорм дома не рекомендуют в силу высокого риска работы с некачественной мясной продукцией.

Если же говорить о малышах искусственниках, то 4 месяца ‒ самое время для начала прикорма.

Сигналами, свидетельствующими о том, что “точно пора!”, являются:

  • ребенок чаще обычного просит бутылочку;
  • произошло удвоение изначального веса малыша;
  • исчез “рефлекс выталкивания”.

Правила введения прикорма ‒ тема для отдельной статьи. Вкратце основные правила звучат так:

  • давать прикорм можно только здоровым детям;
  • начинать необходимо с 5 грамм любого продукта, постепенно увеличивая объем;
  • нельзя вводить сразу несколько продуктов, дайте возможность организму ребенка привыкнуть к новой пище;
  • нужно повременить, если ребенку планируется ставить профилактические прививки в ближайшие две недели.

Когда нужно начинать волноваться?

Часто родители задаются вопросом: “Ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь?”. Они должны быть готовы к тому, что у их малыша развиты не все навыки. Однако, пожалуйста, не торопитесь паниковать! Ведь каждый человек, даже самый маленький, имеет индивидуальные особенности и темпы развития. И именно Ваш малыш, может быть, уже через неделю научится всему, что “должен”.

Однако замечать и не пускать на самотек отклонения необходимо если:

  • малютка до сих пор не научился переворачиваться;
  • апатичен, не улыбается, не реагирует на маму;
  • совсем не издает никаких предречевых звуков, только плачет;
  • не может держаться за Ваши пальцы;
  • не реагирует на игрушки, не фокусирует на них взгляд.

Так или иначе, каждый грудничок должен ежемесячно посещать педиатра. На приеме обязательно расскажите о Ваших наблюдениях, выразите Ваши опасения. Врач непременно проведет обследование и даст заключение, все ли в порядке, или требуется коррекция. Педиатр может назначить анализы, консультацию более узких специалистов, основным из которых будет детский невролог. Возможно применение витаминных комплексов, переход на лечебное питание, массаж.

Помните, что врач и мама на вопрос о том, какое должен иметь ребенок в 4 месяца развитие, что должен уметь, смотрят по-разному. Врач оценивает не только поведенческие реакции, но совокупность физиологических, психологических, лабораторных показателей. И если в целом картина не вызывает беспокойства, значит, достижение необходимого уровня ‒ только вопрос времени.

Как самостоятельно помочь малышу?

  1. Провоцируйте его на самостоятельную речевую активность.
  2. Чаще говорите с ним, не оставляйте без внимания надолго.
  3. Переворачивайте с животика на спинку и обратно, подталкивайте, поощряйте за успехи лаской.
  4. Постарайтесь заинтересовать кроху игрушками, песенками, картинками.
  5. Не забывайте проводить гимнастику и массаж, пригласите к малышу массажиста для улучшения тонуса мышц или делайте сами.
  6. Приобретайте яркие, звучащие игрушки, чтобы ребенку было легче фокусировать на них взгляд.

Важные моменты

Когда в доме четырехмесячный малыш, жизнь течет по его правилам. Существует несколько важных моментов, о которых родители не должны забывать:

  1. Обязательно держите в чистоте игрушки. Чадо на 4 месяце жизни все отправляет “на экспертизу” в рот: это обязательный этап познания.
  2. Чистой должна быть поверхность, на которой находится малыш. Если Вы опускаете его на пол, то покрытие необходимо мыть или пылесосить ежедневно. Диван следует тоже пылесосить. Можно застелить его чистой простынкой.
  3. Следите, чтобы в детскую кроватку не запрыгивали домашние животные. Это опасно не только заносом инфекции, но и развитием аллергии.
  4. Ни в коем случае не оставляйте ребенка без присмотра вне кроватки, например, на диване. Несмотря на то, что он еще не ползает, кроха с легкостью сможет с него скатиться и удариться.

Помните: каждый ребенок в 4 месяца имеет свое развитие, а то, что должен уметь, определено только общими, усредненными правилами. Самое главное ‒ внимательно наблюдать за своим малышом, давая ему максимум любви и заботы.

Похожие статьи