Детская площадка дворах многоквартирного дома. Как быть, если детская площадка в вашем дворе морально устарела

19.07.2019

Вполне естественно, что большинству собственников жилых помещений в многоквартирном доме хочется иметь благоустроенный двор: детям нужны игровые площадки, пенсионерам – лавочки, деревья и цветы.

Для начала жильцам нужно провести общее собрание собственников, проголосовав за благоустройство двора, и определив, какое количество средств может быть выделено. Дальнейшие шаги зависят от того, за чей счет Вы собираетесь благоустроить двор: за муниципальные деньги или своими силами.

Например, в Москве каждый год все управы формируют список дворов района, которые нуждаются в благоустройстве. Собственники пишут заявку в управу, затем все списки передаются в префектуру округа. Рассчитывать на благоустройство придомовой территории может каждый двор.

Если же Вы решили благоустраивать своими силами, то управляющая компания, правление ТСЖ или инициативная группа жильцов обращается в управу с предложением о благоустройстве придомовой территории. Затем уже управа подаёт заявку в Главное архитектурно-планировочное управление, которое подготовит проект в соответствии с Вашими пожеланиями, утверждаемый Комитетом по строительству и архитектуре города Москвы и Департаментом ЖКХ. Собственники жилых помещений оплачивают новый паспорт дома, после чего специализированная организация проводит работы по благоустройству.

В том случае, если в Вашем дворе не хватает, например, только оборудованной детской площадки или скамеек, а средств, находящихся на балансе дома, достаточно, то вы можете поступить следующим образом:

1. Провести общее собрание собственников, определить место расположения площадки или скамеек, и решить какой бюджет можно выделить. Составить протокол собрания.

2. Составленный протокол отнести в управу, где специалисты скажут, с какими организациями вам необходимо согласовать постройку детской площадки или установку скамеек. Как правило, такими организациями являются:

— Роспотребнадзор,

— Департамент природопользования и охраны окружающей среды,

— Комитет по строительству и архитектуре.

Перечень организаций может быть различным.

Собранные документы снова передаются в Управу, где выносится окончательное решение.

В ряде субъектов (например, в Екатеринбурге, Красноярске, Санкт-Петербурге), проведя общее собрание собственников и приняв решение о том, что детская площадка необходима, можно подать заявку в администрацию города для участия в программах «1000 дворов», «Мой Красноярский двор», «Наш двор», в рамках которых проводятся работы по благоустройству придомовой территории.

Подводя итог, можно сказать, что алгоритм действий таков:

1. Проведение общего собрания собственников жилья, на котором принимается решение о необходимости благоустройства придомовой территории.

2. Подача заявки в управляющую компанию, которая согласовывает проект с комитетом по благоустройству районной администрации или подача заявки в администрацию муниципального образования для участия в действующих программах по благоустройству дворов.

3. Разработка дизайнерами проекта и плана благоустройства.

4. Утверждение жильцами проекта.

5. Утверждение сметы.

6. Оформление решений собственников и подписание протокола, определение подрядной организации и сроков работ.

Кто занимается строительством и обустройством?

Дворовая территория обычно является собственностью муниципалитета, поэтому именно местная администрация должна заниматься благоустройством территории, в том числе, строить детские площадки.

Как правило, в городах есть специальные программы по благоустройству, в них отдельным пунктом прописывается постройка площадок для детей. После строительства, которое осуществляется районными инженерными службами (ГУ ИС), детские площадки передаются на баланс управляющих компаний, которые и следят за ее состоянием.

Какие существуют официальные регламенты?

До 2003 года в РФ не существовало каких-либо нормативных документов, регулирующих эксплуатацию детских игровых площадок. С 2003 года был создан «Технический комитет по стандартизации ТК-455 «Оборудование детских игровых площадок», который разработал специальные госстандарты.

Строительство и эксплуатация игровых площадок должна проводиться в соответствии с этими стандартами, в них содержатся нормативы по безопасности и методы испытаний оборудования и покрытий детских площадок. Так, в стандартах прописаны требования к применяемым материалам, к прочности и другим техническим показателям конструкций, к отсутствию застреваний (рук, ног и пр.) при перемещениях ребенка. Там же содержится описание того, какими должны быть игровые зоны, элементы доступа (лестницы, стремянки), канаты и цепи, а также фундамент.

Читайте также:

Всего было разработано 14 ГОСТов, в которых содержатся все необходимые сведения относительно детских игровых площадок.

Согласно ГОСТам, визуальный осмотр площадок должен производиться регулярно (периодичность устанавливает эксплуатант), а если оборудование используется интенсивно или подлежит актам вандализма, то осмотр должен быть ежедневным. Функциональный осмотр (в т.ч. выявление износа конструкций) осуществляется раз в 1-3 месяца. Основной осмотр должен проводиться ежегодно, на его основании составляется акт с оценкой технического состояния оборудования. Площадки должны регулярно обслуживаться: рабочие должны подтягивать узлы крепления, обновлять окраску, обслуживать ударопоглощающие покрытия, смазывать подшипники и пр.

Тем не менее, формально эти требования носят, в основном, рекомендательный характер. Кроме того, практически полностью отсутствует система общественного или экспертного контроля за ходом строительства и обустройства детских площадок .

С 1 июня 2012 года в силу вступил технический регламент «О безопасности комплекса детских площадок», однако и он носит рекомендательный характер. В связи с этим представители Общественной палаты РФ осенью 2012 года внесли предложение об установлении обязательных для исполнения нормативов по строительству и эксплуатации детских площадок.

Что должно быть на детской площадке?

Согласно действующим нормативам, у каждой игровой площадки должен иметься паспорт безопасности (ГОСТ 2.601) . Те площадки, которые были построены до 2005 года и не имели паспорта, были реконструированы, дабы соответствовать нормам безопасности.

Читайте также:

На игровых площадках по регламенту должны быть установлены информационные щиты, в которых можно найти правила эксплуатации при пользовании площадкой, номера телефонов служб спасения и скорой помощи, номера телефонов, по которым можно сообщить о неисправности того или иного оборудования.

Здесь же должно быть специальное ограждение, препятствующее попаданию детей на дороги.

На игровых площадках не должно быть :

  • незакрепленных качелей,
  • повреждений перил горок,
  • острых углов,
  • бетонных бордюров.
  • Ступеньки должны быть прорезиненными.

При этом собственники, зачастую не понимают, что управляющая организация обслуживает только общедомовое имущество. И детская площадка относится к общему имуществу собственников только в случае, если расположена на официально оформленной придомовой территории и указана в договоре управления.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением и организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. Следовательно, если детская площадка не предусмотрена проектом дома, расположена на муниципальной земле и отсутствует решение собственников о ее включении в состав общего имущества, то она является муниципальной собственностью и ответственность за ее содержание несет орган местного самоуправления.

В случаях, когда детская игровая площадка относится к общему имуществу многоквартирного дома, обязанность надлежащего содержания которого возлагается на управляющую компанию .

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

    соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

    безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

    доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

    соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

В силу п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила 491),управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Подпунктом «Ж» п.2 Правил 491 установлено, что в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Основные требования к организации детских площадок определены рядом национальных стандартов, соблюдение которых должна обеспечить управляющая организация:

    ГОСТ Р 52167–2012 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования».

    ГОСТ Р 52168–2012 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования».

    ГОСТ Р 52169–2012 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования».

    ГОСТ Р 52299-2013 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качалок. Общие требования».

    ГОСТ Р 52300-2013 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний каруселей. Общие требования».

    ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации».

    ГОСТ Р ЕН 1177-2013 «Ударопоглащающие покрытия детских игровых площадок. Требования безопасности и методы испытаний».

    ГОСТ Р 54847-2011 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний канатных дорог. Общие требования».

    ГОСТ 33602-2015 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Термины и определения».

    ГОСТ Р 55678-2013 «Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний спортивно-развивающего оборудования».

    ГОСТ Р 55677-2013 «Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования».

    ГОСТ Р 55679-2013 «Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность при эксплуатации».

В перечисленных стандартах разработаны основные требования безопасности детского игрового оборудования. Понятно, что, соблюдать национальные стандарты обязаны в первую очередь изготовители оборудования. Но если детская площадка не отвечает требованиям к качеству и безопасности, то ответственность за это несоответствие несёт уже её владелец (управляющая организация).

Главными документами, определяющими требования к монтажу и эксплуатации оборудования детских площадок, являются ГОСТ Р 52301-2013 и ГОСТ Р 55679-2013.

В целях надлежащего обслуживания детских площадок, управляющая организация обязана осуществлять следующие мероприятия:

    Регулярный визуальный осмотр, проводящийся с целью проверки оборудования, позволяющий обнаружить очевидные опасные дефекты. Периодичность регулярного осмотра устанавливает владелец исходя из условий эксплуатации. Оборудование детских игровых площадок, подвергающееся интенсивному использованию или актам вандализма, требует ежедневного визуального осмотра;

    Функциональный осмотр представляет собой детальный осмотр с целью проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов конструкции оборудования. Осмотр проводят с периодичностью один раз в 1-3 месяца в соответствии с инструкцией изготовителя. При функциональном осмотре проверяют устойчивость конструкции, а также степень износа поверхности скольжения (горки), прочность узлов крепления;

    Ежегодный основной осмотр – проверка, выполняемая с периодичностью один раз в 12 месяцев с целью оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности.

В ходе ежегодного основного осмотра определяют: наличие гниения деревянных элементов; наличие коррозии металлических элементов; влияние выполненных ремонтных работ на безопасность оборудования. Особое внимание при данном осмотре должно уделяться скрытым и труднодоступным элементам оборудования.;

Результаты осмотров отражаются в актах по формам, утверждённым ГОСТ.

Следует помнить, что при наличии на детской игровой площадке оборудования, требующего ремонта, управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности. Кроме того, существует риск детских травм (в таких случаях – риск привлечения к уголовной ответственности).

Пунктом 2 Приложения 4 к Постановлению Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 (далее Постановление Госстроя №170), утвержден Перечень работ по содержанию жилых домов.

Разделом Б Приложения №4 «Перечень работ по содержанию жилых домов» в числе работ при подготовке жилых домов к эксплуатации в весенне-летний период предусмотрен, в том числе ремонт оборудования детских и спортивных площадок.

Как следует из анализа судебной практики, суды придерживаются следующей позиции: управляющая организация обязана приводить игровое оборудование (входящее в состав общего имущества) в соответствие с требованиями действующего законодательства. В случае поломки элементов детской игровой площадки, необходимо демонтировать их до проведения ремонтных работ (Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края по делу №2-1681/17 от 17.10.2017, Решение Щёкинского районного суда Тульской области от 14 июля 2011 г. по делу № 2-1297/2011, Решение Ленинского районного суда города Мурманска по делу № 12-236/2017 от 27 сентября 2017 г. по делу № 12-236/2017).

В Постановлении ВС РФ от 11.12.2015 № 306-АД15-10772: суд опроверг доводы управляющей организации о незаконном привлечении её к ответственности и указал на наличие следующих нарушений: обнаженные элементы железобетонных конструкций ; отсутствие паспортов на оборудование, инструкций по монтажу, осмотру, журнала контроля технического состояния оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности.

Таким образом, если в состав общего имущества домов в Вашем управлении входит детская площадка, самое время проверить ее на соответствие ГОСТам и восстановить недостающую документацию.

История такая: у нас в районе с площадками проблем нет, все заменили на современные, а вот у родителей моих всё весьма печально, поэтому соседка их попросила меня "написать кому-нибудь", а то ей с внуком гулять негде. Сразу оговорюсь, поскольку площадка требовалась не мне, пользовалась исключительно Интернет-приемными.

Первое обращение было в Мэрию, в префектуру, в управу и в ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СЗАО":
Добрый день. Прошу Вас дать поручение провести благоустройство детской площадки во дворе дома по адресу: .
Обращаю Ваше внимание на то, что площадка находится в состоянии, которое угрожает здоровью играющих на ней детей. Поскольку площадка не обновлялась уже несколько лет, металлическая конструкция с горкой покрылась ржавчиной, качели сломаны, а к старой песочнице вообще страшно подходить. Кроме того, на площадке установлены всего две лавочки, которые тоже приходят в негодность.
Прошу в возможно кратчайшие сроки провести замену детской площадки на современный детский городок с безопасным резиновым покрытием.

Первым пришел ответ из ЖКХ иБ
поручение ГКУ "Инженерна­я служба района Щукино" дано. В ближайшее время мы совместным­и силами обследуем площадку и сообщим Вам результаты­ работы по вопросу. Уведомляем­ Вас потому, что выполнение­ всех Ваших просьб (детский городок, скамейки и резиновое покрытие) может затянуться­ на некоторое время, так как требует привлечени­я дополнител­ьных финансов. Не переживайт­е - Ваше обращение зарегистри­ровано и его не забудут.

То, что не забудут - уже приятно... ждем-с

После обследования:
Рассмотрев­ Ваше обращение,­ совместно с ГКУ "Инженерна­я служба района Щукино", сообщаем.

В 2011 году на дворовой территории­ по адресу: проводилис­ь работы по комплексно­му благоустро­йству. В результате­ обследован­ия инженерной­ службы, аварийных объектов, угрожающих­ жизни и здоровью детей, не выявлено.

В связи с тем, что адресный перечень программы по комплексно­му благоустро­йству на 2013 год уже сформирова­н и утвержден,­ а дворовая территория­ домов по адресу: не вошла в данный список, воп­рос комплексно­го благоустро­йства данной дворовой территории­ будет рассмотрен­ в последующи­е периоды.

Мой ответ:
Добрый день. Ваш ответ на мое обращение меня не удовлетворил. То, что в 2011 году проводились работы по благоустройству, в 2013 уже не заметно, видимо кто-то сэкономил на качестве объектов детской площадки. Вы считаете, что горка, покрытая ржавчиной отвечает всем стандартам безопасности? А я так не считаю. А может быть безопасны качели, с которых уже упал ни один ребенок? Или надо дождаться летального исхода? Прошу Вас внести изменения в адресный перечень программы по комплексному благоустройству на 2013 год или я буду вынуждена обратиться в вышестоящие инстанции.

Ответ из управы:
Ваше обращение рассмотрено совместно с ГКУ "ИС района Щукино".
По информации ГКУ ИС района Щукино сообщаю, что работы по благоустройству дворовой территории по адресам: проводились в 2011 году.
Программа комплексного благоустройства дворовых территорий на 2013 год сформирована и утверждена, дворовая территория по адресам: в адресный перечень вышеуказанной программы не включена, в связи с чем вопрос благоустройства дворовой территории будет рассмотрен в последующие периоды.
Также сообщаю, что на момент обследования 11.03.2013 года установлено, что малые архитектурные формы на детской площадке, расположенной по адресу: находятся в удовлетворительном состоянии.
Подрядной организацией ООО "СК Тепло", обслуживающей дворовую территорию, ведется ежедневный осмотр состояния малых архитектурных форм, резельтат осмотра фиксируется в журнале, выявленные нарашения устраняются в кротчайшие сроки.
Заместитель главы управы

Ответ в управу
Добрый день. Ваш ответ на мое обращение меня не удовлетворил. То, что в 2011 году проводились работы по благоустройству, в 2013 уже не заметно, похоже кто-то сэкономил на качестве объектов детской площадки. Видимо, подрядная организация ООО “СК Тепло” не замечает ржавую горку и качели, с которых регулярно падают дети. Я не считаю, что объекты детской площадки должны находиться в “удовлетворительном” состоянии, оно должно быть по меньшей мере хорошее, чтоб потом по всем каналам не показывали сюжеты о трагических событиях, произошедших с детьми на детской площадке. Очень бы хотелось, чтоб дети могли сейчас пользоваться площадкой, а не когда им исполнится по 18 лет. Поэтому прошу Вас внести изменения в адресный перечень программы по комплексному благоустройству на 2013 год или я буду вынуждена обратиться в вышестоящие инстанции.

Тем временем пришел еще один ответ из ЖКХиБ
Повторная комиссия, выходившая­ по указанному­ адресу, установила­, что: "малые архитектур­ные формы на детской площадке находятся в удовлетвор­ительном состоянии"­. Несмотря на это, при проведении­ работ в рамках "месячника­" по благоустро­йству, подрядной организаци­ей ООО "СК Тепло" будут выполнятьс­я работы по приведению­ в порядок малых архитектур­ных форм.

Адресный перечень программы по комплексно­му благоустро­йству на 2013 год сформирова­н и утвержден всеми ответствен­ными лицами. Указанная дворовая территория­ не входит в данный список, в связи с чем денежные средства на ее комплексно­е благоустро­йство в городском бюджете 2013 года не установлен­ы. Вопрос благоустро­йства будет рассмотрен­ в последующи­е периоды, либо в случае выделения дополнител­ьного финансиров­ания на комплексно­е благоустро­йство дворовых территорий­ района Щукино.

Письмо в мэрию
Добрый день. Я уже обращалась к Вам по вопросу благоустройства дворовой территории по адресам: . Мое обращение было передано в Префектуру СЗАО г. Москвы и Объединение Административно-Технических Инспекций города Москвы. До настоящего времени ответов из вышеуказанных организаций мне не поступило. Одновременно с этим мной были направлены обращения в управу района Щукино и в дирекцию ЖКХ и Б СЗАО. Ответы из данных организаций меня не удовлетворили. Ими было установлено, что благоустройство дворовой территории было проведено в 2011 году и они отказываются признавать тот факт, что уже в 2013 году площадка находится в ужасном состоянии. Данные организации считают, что ржавая горка и качели, с которых падают дети, отвечают всем нормативам. Я уже не говорю про лавочки, которые уже несколько лет находятся в плачевном состоянии. В связи с тем, что адресный перечень программы по комплексно¬му благоустро¬йству на 2013 год сформирован и утвержден, а площадку по вышеуказанному адресу туда почему-то не внесли, прошу Вас внести изменения в данный перечень и выделить деньги из бюджета города на благоустройство площадки, т. к. данные “малые архитектурные формы” и их состояние не выдерживают конкуренции с детскими площадками в других районах Москвы и просто позорят столицу.

Ответ из управы, ничего нового
Рассмотрев Ваше обращение по вопросу благоустройства детской площадки, расположенной по адресу: сообщаю, что адресный перечень программы по комплексному благоустройству на 2013 год сформирован и утвержден.
Дворовая территория по адресам: в данный адресный перечень не вошла, вопрос благоустройства вышеуказанной дворовой территории, в том числе благоустройства детской площадки, будет рассмотрен в последующие периоды.
Вместе с тем сообщаю, что в весенний период с 01.04.2013 по 30.04.2013 в рамках проведения работ по приведению в порядок территории района Щукино после зимнего периода, подрядной организацией ООО «СК Тепло» будут выполнены работы по покраске малых архитектурных форм.
Начальник отдела ЖКХиБ

Честно говоря, мне это надоело, да и период настал, когда мне некогда было решать чужие проблемы, так что я, скажем так, отпустила ситуацию. На почту стали приходить письма с обещаниями

Последнее письмо мне из управы
Ваше обращение рассмотрено. Сообщаю, что управой района направлено письмо руководителю Внутригородского Муниципального Образования Щукино в городе Москве Т. А. Князевой с предложением о включении в титульный список программы Социально Экономического Развития района на 2013 год, за счет нераспределенных остатков, дворовой территории по адресу: .
Заместитель главы управы

В итоге постепенно в течении полугода площадку привели в божеский вид, заменив там всё, на что в начале нашей переписки денег не было

Похожие статьи