Как праздновался новый год на руси. Празднование нового года на руси

31.07.2019

Наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января ввел с 1699 года российский император Петр I. До того, согласно историческим хроникам, с датой празднования главного зимнего праздника был полный разнобой. Древние славяне-землепашцы начинали работы на полях после зимы с 1 марта. И именно этот день считали началом нового года. По другим источникам, его отмечали 22 марта — в день весеннего равноденствия. Для многих предков-язычников, считавших своим божеством злобного морозного деда Трескуна (Карачуна), Новый год начинался в декабре на «зимний солнцеворот» — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы.

К слову, в канун Нового года Русь отмечала Васильев день. В IV веке архиепископ Василий Кесарийский почитался как великий богослов. А на Руси его стали называть Василием-свинятником, не имея под этим ничего дурного. На Новый год было принято готовить из свинины множество блюд. Считалось, что благодаря этому Василий, покровитель свиней, непременно улучшит поголовье этих важных в хозяйстве животных. Вот и потчевали гостей, ходивших по домам, пирогами со свининой, вареными свиными ногами… А чтобы получить хороший урожай, совершали обряд «обсевания» — рассыпали по дому яровую пшеницу, читали специальную молитву, а потом хозяйка собирала зерна и хранила до весны — времени сева.

В 988 году, после введения князем Владимиром Святославичем христианства на Русь пришел византийский календарь, празднование Нового года было перенесено на 1 сентября. Время, когда урожай собран, работы завершены, можно начинать новый жизненный цикл. И довольно долго параллельно существовали два праздника: по-старому — весной и по-новому — осенью. Разногласия продолжались до ХV века, тогда указом царя Ивана III официальной датой празднования Нового года на Руси стало 1 сентября и для церкви, и для мирских людей.

И так было до 20 декабря 1700 года, когда Петр I подписал свой указ, по которому празднование Нового года перенеслось на 1 января. Молодой царь внедрял европейские обычаи, так что 1 января 1700 года по его велению дома были украшены сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе — так, как это исстари делали в Голландии. Царь счел 1700-й — началом нового столетия.

В исторических документах зафиксировано, что в ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700-го на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, пушечные и ружейные салюты, москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Бояре и служивые люди были облачены в венгерские кафтаны, а женщины — в нарядные иноземные платья.

Отметили новый праздник, как говорится, на полную катушку. Торжества продолжались вплоть до 6 января и окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, Петр I не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

С тех пор празднование Нового года проводилось постоянно, из Германии в дома пришел обычай украшать игрушками елки в домах. А к ХХ веку в России появился новогодний волшебник Дед Мороз, прообразом которого принято считать сразу нескольких персонажей: языческого колдуна Карачуна (Трескуна), Святого Николая Чудотворца, немецкого волшебника «старого Рупрехта» и сказочного русского персонажа Морозко.

В начале ХХ века Россия переживала очень тяжелые времена. В 1914 году, во время Первой Мировой войны, власти запретили новогодние торжества, чтобы не повторять традиции праздника, перенятые у немцев, воюющих на другой стороне. После 1917-го Новый год то возвращали, то запрещали, в 1929 году 1 января и вовсе сделали рабочим днем. Однако в 1930-х главный зимний праздник все же был в СССР реабилитирован.

А вот Старый Новый год в России впервые отметили 14 января 1919 года. В 1918 году по решению Совета Народных Комиссаров был утвержден «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Связано это было с тем, что европейские страны давно жили по григорианскому календарю, названному так в честь Папой Римского Григория XIII, а Россия — по юлианскому (от имени Юлия Цезаря). С тех пор у русских людей установился обычай праздновать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, и тем самым отмечать любимый зимний праздник еще раз.

Рождество Христово берет начало с самого Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Испокон веков Рождество считалось праздником милосердия и доброты, призывавшим заботиться о немощных и нуждающихся. В праздничные дни, начинавшиеся 7 января по григорианскому календарю, в русских городах устраивались благотворительные аукционы и балы, организовывались праздничные столы с «государевыми» пирожками, кренделями и графинчиками с «горькой» для нищего люда, дарились подарки больным и сиротам. А в морозные зимние деньки от Рождества до Крещения (19 января), именуемые святками, праздничная трапеза чередовалось с бурным весельем. Устраивали катания с гор на санях и ледянках, игры в снежки, кулачные драки, колядки. Название этой древнерусской забавы происходит от имени языческого божка пиршеств и мира Коляды.

Колядовать на Древней Руси любили и молодежь, и старики. Вечерами, облачаясь в звериные шкуры или смешные наряды, толпа отравлялась по домам за угощениями и деньгами. Самые скупые хозяева пытались отделаться от навязчивых визитеров парой баранок или конфет, за что получали от остроязычных весельчаков недобрые пожелания — в новом году заполучить «на двор чертей, а в огород — червей» или собрать урожай пшеницы «сплошь с пустыми колосками». А чтобы гости забрали страшные слова, их приходилось одаривать щедро.

В рождественские дни на улицах городов можно было видеть и дрессированных медведей, которые ходили на задних лапах, играли на гуслях и танцевали, а после представления обходили зрителей с шапкой и подолгу стояли возле тех, кто скупился на заслуженную награду.

Особое место в эти дни занимали святочные гадания. Как и сейчас, девушки мечтали заполучить завидного жениха. «Хочу суженого — красавца писаного и щеголя, кудри длинные, сапожки высокие сафьяновые, рубаха красная, кушак золотой», — говорили они старинный заговор.

В дни святок молодые девушки часто гадали «на суженого», разложив на полу у печки пшеничные зерна. В дом приносили черного петуха. Считалось, что если петушок склюет все зерна, то жених наверняка вскоре объявится. А если «вещая» птица от угощения откажется, то суженого в Новом году ждать не стоит.Особой популярностью пользовались и гадания воском. Растопленный воск наливали в таз с водой, а затем рассматривали получившиеся фигурки. Если виднелось сердечко, то это считалось знаком к грядущим «амурным делам». Вилы означали ссору, медальон — богатство, а бублик — безденежье.

Главными блюдами на рождественском столе на Руси являлись деликатесы из свинины: зажаренный поросенок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, холодец, заливное. Помимо свиных блюд, на праздничный стол подавались и другие блюда из птицы, дичи, баранины и рыбы. Мелко нарезанное мясо варили в горшках вместе с традиционной полужидкой кашей. Также традиционными угощениями являлись ватрушки, калачи, пироги, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и тд. Выбор десертов был более скромным: рождественский стол обычно украшали фрукты, пастила, пряники, хворост, печенье и мед.

Гонения на Новый год в начале ХХ века коснулись и Рождества. Сначала были запрещены рождественские елки, а потом и Дед Мороз. В конце 1920-х был издан указ, в котором говорилось: «В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях». Тогда 1 января 1929 года стал обычным рабочим днем, а празднование Рождества и вовсе стало вне закона.

Лишь спустя шесть лет, в 1935 году, курс внутренней политики по отношению к праздникам был изменен, Новый год был признан светским праздником, а Рождество оставлено церкви, отделенной от государства. Статус выходного дня Рождество получило лишь в 1991 году, уже после развала СССР.

День отсчета нового года в России переносился дважды. До XV века его встречали в марте, затем в сентябре, а в 1699 году Петр I «назначил» празднование на 1 января. Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед - привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января.

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна - в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья».

Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник - с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе - «Первый день во году».

Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось - хотелось того веселья, что он видел за границей.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено - волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими. Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

В канун старого Нового года у славян отмечают народный праздник - Щедрый вечер. В России вечер перед старым Новым годом называют Васильевым, так как в этот день церковь отмечает память Василия Великого. Другое название — богатый свят-вечер. Вечером 13 января все хозяйки готовят вторую или щедрую кутью, которую, в отличие от постной, заправляют мясом и салом. По традиции миску с кутьей ставят в угол, где стоят иконы.

На щедрый вечер хозяйки готовили к столу самые лучшие и вкусные яства. Главным блюдом на праздничном столе считался жареный поросенок - символ плодовитости скота и плодородия земли. В народе это пора считается временем разгула нечистой силы. В этот вечер после заката солнца и до самой полуночи ходят девочки подростки и щедруют, отгоняя своими песнями всю нечисть и желая хозяевам счастья, здоровья и удачи в новом году.

На рассвете 14 января молодые парни шли посевать зерном к крестным, близким родственникам, знакомым. По народным поверьям, на старый Новый год первым в дом должен был зайти мужчина - считалось, что это принесет счастье в дом на весь будущий год. Посевальщики поздравляли всех с новым годом и желали богатства и изобилия специальными присказками. В ответ хозяева одаривали их пирогами, конфетами и другими сладостями. Считалось, что деньги давать посевальщикам нельзя - с ними можно отдать благополучие в доме.

В некоторых селеньях до сих пор сохранился такой обряд: в ночь под старый Новый год сжигают свою старую одежду и сразу же одевают новую. Это символизирует начало новой, лучшей жизни. Чтобы оградить в новом году свой дом от всех бед, 14 января надо с тремя зажженными свечами обойти все комнаты по часовой стрелки и при этом креститься. Также утром 14 января надо взять топор и несильно постучать им по порогу, говоря” жизнь, здоровье, хлеб”.

В народных поверьях с праздником старого Нового года связано немало примет.
. Не следует в этот день произносить слово “тринадцать”.
. 14 января нельзя считать мелочь, иначе весь год будете лить слезы.
. На старый Новый год и в Васильев вечер нельзя ничего давать в долг, иначе весь год в долгах проведешь.
. Также приметы гласят, что если 14 января вынести мусор, то и счастье из дома вынесешь.
. Если ночь на Старый Новый год тихая и ясная, год будет счастливый и удачный.
. Если 14 января взойдет яркое солнце, год будет богатым и урожайным.
. Если иней укроет все деревья, будет хороший урожай зерновых.
. С какой стороны на Старый Новый год небо покрыто облаками, оттуда и счастье будет.
. Если выпадет снег на Старый Новый год, значит, следующий год будет счастливым.

На Руси, отмечая праздники, люди водили хороводы
Позже ученые выяснили, что хоровод - специальная техника,
которая может решить психологические проблемы участников действа и создать ощущение единства
Картина А. Рябушкина «Парень втёрся в хоровод» (1902)

Писатель АЛЕКСАНДР ПЕТРОЧЕНКОВ рассказывает, как и когда отмечали Новый год в допетровские времена, и почему не жаловали дату 1 января.

До реформ Петра I в России новый год начинался 1 сентября. День 1 января считался языческим праздником и не приветствовался христианской церковью. Отпраздновав в 1699 году наступление нового года в последний раз по древнему обычаю в сентябре, Петр издал 19 декабря указ, согласно которому новый год начинался с 1 января. Тогда 7208 год впервые стал с 1 января считаться новым 1700 годом.

1 сентября с 1492 года было принято праздновать «Первый день во году» по юлианскому календарю. Ранее новый год начинался в марте. По словам историка Василия Татищева, в 1342 году на московском Соборе под председательством митрополита Феогноста обсуждался вопрос о правильной дате празднования Нового года. В результате прений было решено праздновать начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября. Вторично это решение было подтверждено в 1492 и 1505 годах, так как русские люди всё ещё отмечали праздник по старинке, в марте. Кстати, в марте и сентябре новый год отмечали еще в Древнем Риме.

Во время празднования Нового года в Кремле 1 сентября проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Праздничная церемония с участием царя и патриарха начиналась около 9 часов утра по современному счёту.

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю. Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь. Поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах.


В древнеславянском календаре, как в византийском и древнеримском, было 12 месяцев.

Так Россия перешла на эру Дионисия, т. е. на летосчисление от «рождества Христова». До этого применялась древнерусская, а точнее византийская, система, в которой летоисчисление велось на 5508 лет раньше, отделяющих эру Дионисия до эры «сотворения мира». .

С переходом на новый стиль по декрету большевиков первый российский Новый год, совпавший с европейским, пришёлся на 1919 год. Тогда же возник так называемый Старый Новый год, приходившийся на 13 января.

Новый год тогда широко не праздновали, а праздновали преимущественно Рождество. В культовых большевистских мифах о Ленине и ёлке речь идёт именно о рождественской ёлке, а не новогодней. Даже в 1924 году, незадолго до его смерти, в Горках давали рождественскую ёлку для детей.

С Новым древнерусским годом, товарищи! С Новым счастьем!

P.S. Если кто-то захочет разобраться во всей этой путанице русских календарей, рекомендую работу 1944 года:
Л.В. Черепнин
Русская хронология

Нравится(22 ) Не нравится(4 )

Празднование этого волшебного зимнего праздника на Руси уходит своими корнями в глубокую древность. Раньше наши предки–язычники встречали Новый год в сентябре, а еще более далекие предки – охотники и кочевники – отмечали праздник весной, как только появлялась первая листва.

Большинство христианских стран совмещают празднование Нового года и Рождества, но в России отмечают оба праздника. Причина заключается в том, что зачастую Новый год отмечали еще и «на зимний солнцеворот». Во время зимнего солнцестояния праздновали возвращение Ярилы - бога плодородия.

В 1700 году Петром Первым был введен новый календарь и создан указ «О праздновании Нового года» от 7208 года от Сотворения Мира, где говорилось о том, что запрещено отмечать праздник 1 сентября.

На Красной площади 15 декабря 1699 года царский дьяк под барабанный бой оповестил народ о том, что в знак начала нового столетия после «благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по большим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Бедным людям следовало хотя бы по ветке над воротами поставить. И «чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению по 7-е число января того же года. В 1-й же день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади будет стрельба и начнутся огненные потехи». В указе также рекомендовалось всем у себя во дворах «учинить трижды стрельбу» из пушек или мелких ружей и выпустить несколько ракет, а также с 1-го по 7 января по ночам зажигать костры из дров, хвороста или соломы»

Царь Петр собственноручно пустил первую ракету, которая огненной спиралью возвестила о наступлении Нового года и начале праздничных гуляний.

В честь праздника проводили торжественные молебны с колокольным звоном, стреляли из ружей и пушек, а вечером в небе зажигались невиданные прежде разноцветные огни фейерверка. Люди веселились, танцевали и пели, дарили подарки и поздравляли друг друга. Петр I всегда следил за тем, чтобы этот праздник не уступал европейским странам. Так как он был решительным человеком, то одним махом разрешил календарные проблемы.

К началу царствования Петра Великого в России шел 7207 год от Сотворения Мира, а в Европе - 1699 от Рождества Христова. Это различие во времени являлось весомым препятствием развития межгосударственных отношений. Указ «О праздновании Нового года» заменил его на европейский и закрепил дату празднования в календаре.

Вот так и начали отмечать Новый год – с салютами, красивыми елочными игрушками, зимними гуляниями, блинами и медовухой. Народ веселился от души – взрослые и дети с удовольствием катались на санках и коньках, играли в снежки и лепили снежных баб.

Все о Деде Морозе

Как гласит легенда, «прадедом» Деда Мороза был герой русских народных сказок - Морозко. Морозко уважали потому, что он был властелином погоды, мороза и зимы. Сначала его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с очень длинной бородой и крутым нравом. С ноября по март Дед Трескун был хозяином на земле.

Он был женат на злой особе – Зиме. И даже солнце их боялось! Деда Мороза или Деда Трескуна сравнивали с самым холодным месяцем в году – январем, но спустя какое-то время представление о Морозе изменилось. Грозный Трескун превратился в могучего, доброго и справедливого деда.

Где же живет русский Дед Мороз? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, ведь есть большое количество всевозможных версий. Кто-то говорит, что Дед Мороз родился на Северном полюсе, другие утверждают, что добродушный старик родом из Лапландии. По официальной государственной версии Дедушка Мороз живет и работает в красивейшем месте - в Великом Устюге, а его владения расположены в лесном массиве в 11 км от города. На территории вотчины находятся скульптурные композиции героев сказок и дом Деда Мороза, где также работают офис, мастерские, почта, музей и сувенирная лавка.

Посмотреть на зимнего волшебника можно в конце декабря. Ежегодно в это время Дед Мороз покидает свою лесную резиденцию, чтобы приступить к открытию новогодних торжеств и радовать взрослых и детишек подарками.

Михайлов Андрей 23.12.2014 в 18:30

20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. С тех пор мы и отмечаем главный праздник года именно в этот день. Вообще, история Нового года на Руси довольно любопытна. В разные времена его у нас, кроме вышеперечисленных дат, отмечали и 1 марта, и 22 марта, и 14 сентября.

Но для начала вернемся к молодому российскому царю. Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и, естественно, с новым столетием.

Как гласят исторические хроники, на Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Словом, повелевалось веселиться во всю мощь русской души, правда, на европейский манер! Боярам и служилым людям было велено облачиться в чужие костюмы - венгерские кафтаны. И женщины должны были быть также одеты в иноземное платье.

В петровском указе писалось: "…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…". В указе речь вообще-то шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже разными овощами, а наряжать конкретную красавицу елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

6 января могучие празднества окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Вообще, празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Старая народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи. Вот что рассказал "Правде.Ру" о новогодней истории доктор исторических наук, профессор Николай Капризов:

"На Руси в былые, еще языческие времена существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь него праздновали авсень, овсень или тусень, который впоследствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

Ну, а вместе с христианством, то есть после Крещения Руси на Руси (988 год) появилось, естественно, и новое летоисчисление - от Сотворения мира. Появился и новый европейский календарь, Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора.

В общем-то, реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления какой-то особой связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, как бы в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона, первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью. Праздник этот известен был в простонародье под именем Семена Летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был и торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Ну, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому, началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком, сразу перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I, в общем-то, не мог, несмотря на всю свою решимость - все-таки церковь жила по юлианскому.

Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед - привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января..

Языческое эхо

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна - в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

Колядование дошло до нас из языческих времен. Фото: Commons.wikimedia.org

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник - с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе - «Первый день во году».

Зима близко

Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось - хотелось того веселья, что он видел за границей.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Фрагмент указа Петра I от 1699 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

Пугающая перемена

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено - волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

Для простого народа это все было так же непонятно, как в свое время для бояр - необходимость брить бороды и одеваться на западный манер. Переполох, который случился поначалу, описал в историческом романе «Петр I» Алексей Толстой:

«Звона такого давно не слышали на Москве. Говорили: патриарх Адриан, ни в чем не смея перечить царю, отпустил пономарям на звон тысячу рублев и пятьдесят бочек крепкого патриаршего полпива. Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей… Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, - в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, - объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, - все равно налетали, как саранча, - не столько ели, сколько раскидывали, орали духовные песни, мочились под столы. Напаивали хозяев до изумления и - айда дальше. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляли с пришествием нового года и столетнего века. Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было - к чему такое неистовство? Черт, что ли, нашептывал царю мутить народ, ломать старый обычай - становой хребет, чем жили... Хоть тесно жили, да честно, берегли копейку, знали, что это так, а это не так. Все оказалось дурно, все не по нему. Не признававшие крыжа и щепоти собирались в подпольях на всенощные бдения. Опять зашептали, что дожить только до масленой: с субботы на воскресенье вострубит труба Страшного суда...»

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими.

Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

Похожие статьи