Как скорректировать почерк ребенка с косоглазием. Как исправить почерк? Почему у ребенка плохой почерк. Экспресс-курс по Скорочтению от Елены Калачиковой

10.12.2023

Фотобанк Лори

Считается, что наука о почерке появилась одновременно с письменностью – нельзя было не обратить внимания на то, что буквы одинаковые, а все пишут их по-разному. Этим интересовался знаменитый древнегреческий философ Платон, а его ученик Теофраст настолько был очарован почерковедением, что смог облечь его в научные формы. С тех пор графология, наука о почерке, обросла многочисленными исследованиями и наблюдениями. Мы попросили эксперта-графолога Светлану Сибирскую помочь нам приоткрыть тайны почерка.

– Светлана, расскажите, как и когда у ребенка формируется навык письма?

– Письмо – это комплексное умение, состоящее с одной стороны из графического навыка, а с другой – из личностных особенностей. Графический навык формируется постепенно и зависит от физиологии ребенка и степени сформированности личности. Начальный этап обучения письму для 5-7-летних идет параллельно с формированием костной системы. Никакое форсирование письменных навыков недопустимо. Ребенка нельзя торопить и требовать от него писать быстрее. Нервозность во время этого периода может отразиться на и его развитии.

К 10-11 годам навык письма сформирован, и почерк становится более-менее стабильным. Однако и этот период еще не повод для полноценного анализа почерка, поскольку личность еще не сформирована. В почерке будет отражена именно эта несформированность. И только когда процесс письма достаточно беглый и неосознаваемый, становится возможным анализировать его. Это происходит приблизительно к 16-17 годам, хотя возраст индивидуален. Одни в 17 лет уже готовы к взрослой жизни, а другие в 20 лет еще дети.

Почерк Мурата (11 лет)

Образец почерка №1. Мурат, 11 лет

В этом почерке видна некоторая напряженность, старательность. Беглости еще нет. Буквы выписаны подробно и старательно. Рука движется негладко, часто останавливается. Подробные буквы, практически без упрощений, указывают нам на то, что мышление ребенка конкретное, приземленное. Он еще не может оперировать абстрактными, отвлеченными понятиями. Поэтому новый материал ему надо подавать с примерами из реальной жизни. Видна замедленная скорость, сжатость в буквах и между буквами. Каждое слово пишет в несколько заходов, часто останавливается, чтобы отдохнуть. Видно, что скорость мыслительных процессов еще невелика. Ребенку требуется основательное время, чтобы что-то понять и усвоить. Он все понимает слишком конкретно, буквально, узко. В то же время просматриваются зачатки аналитического мышления. В целом ребенок эмоционально открытый и мягкий. С ним можно договориться, им можно управлять, что и делается. С дисциплиной его все в порядке. Он старательно исполняет все, что от него требуется, хотя ему это дается с трудом. Можно предположить, что воспитывают его в строгости.

– Кто-то пишет размашистыми буквами, а кто-то угловатыми и колючими. От чего это зависит?

– Вид почерка зависит как от механических навыков руки, так и от личностных особенностей человека. Сам процесс воспитания, история жизни, история формирования личности напрямую влияют на вид почерка. Личности разные – почерки, соответственно, тоже.

– А можно ли по почерку что-то сказать о характере человека?

– Да, но с большей достоверностью начиная с 18-20 лет, когда личность более-менее сформирована. Почерк показывает почти все: стиль мышления, манеру поведения, страхи, комплексы, морально-нравственные принципы, отголоски воспитания, таланты, способности, желания, самооценку. Легче рассказать, что по почерку не определяется. В почерке не выявляются национальность, вероисповедание, пол и биологический возраст. Все остальное в почерке зашифровано.

– Беспокоиться ли маме, если у ребенка плохой почерк? Не говорит ли это о каком-то психическом нарушении?

– Нет, не стоит, конечно. Понятие « плохой почерк» в бытовом и графологическом смысле не одинаков. Не красивый, но разборчивый почерк может говорить о творческом потенциале ребенка. А каллиграфически красивый почерк может свидетельствовать о посредственной, скучной и неинтересной личности. Поэтому красота почерка относительна. И только специалист способен определить, существуют ли вообще проблемы. В графологии все так же, как в обычных науках.

Почерк Ксении (16 лет)

Образец почерка №2. Ксения, 16 лет

В этом почерке сразу виден динамизм, легкость. Буквы более простые, многие лишние элементы убраны, есть беглость. Основные параметры почерка устойчивые и стабильные. Например, ход строки, наклон, высота букв. Наблюдается динамизм письма, хотя и не сильно. Личность, соответственно, достаточно раскрепощенная, открытая, знающая себе цену. Дисциплинированная и самокритичная. Мышление этой девушки также конкретное, приземленное, логичное и узкоспециализированное. Однако эта конкретность отличается от конкретности предыдущего (детского) почерка – она связана с установкой личности на задачу, на поставленную цель. Этот человек, не желая распыляться, сужает свои задачи. Конкретность же почерка Марата связана с личностной несфомированностью, с отсутствием личного опыта. Девушка по поведению целеустремленная, настойчивая и умеющая отстаивать свои интересы. Умеет сказать «нет». Есть карьерные запросы. Желание преуспеть, показать себя, выделиться из толпы.

– В начальной школе действительно стоит обучить ребенка алгоритму написания букв. К тому же такие занятия обучают не столько письму, сколько дисциплине. Умение управлять собой – важный фактор личности. В XX веке многие первоклашки приходили в школу, совсем не умея писать, и их учили по единому стандарту, причем, замечу, достаточно хорошему.

Современная школа в погоне за западными веяниями сломала хорошо налаженную систему. К тому же многие родители считают своим долгом научить ребенка читать и писать еще до школы. Как они это делают – неизвестно. Поэтому дети учатся писать не по стандартной методике, а кому как придется. Современная школа по-своему приспособилась к такому положению вещей и уже не считает себя обязанной обучать ребенка правильному письму, тем более что половину детей надо не учить, а переучивать.

Почерк Ольги (30 лет)

Образец почерка №3. Ольга, 30 лет

Почерк обладает внутренним динамизмом, абстрактностью форм и изменчивостью некоторых факторов – наклон, размер и форма строк меняются. Эта личность по складу характера очень динамичная, сообразительная и гибкая в поведении. Мыслительные процессы протекают быстро. Мыслит последовательно, но не догматично. Видение мира многооконное, многостороннее, что позволяет ей находить оригинальные решения жизненных задач. Такое мышление обладает определенным запасом прочности в трудных ситуациях. В крайних проявлениях такой человек может увлекаться и перескакивать с интереса на интерес, надолго не задерживаясь на одном и том же. Умеет планировать и действовать последовательно. В то же время свои планы он способен гибко менять под ситуацию. То есть глобальное планирование устойчивое, а тактическое – гибкое. В результате в личности гармонично сочетаются устойчивость и динамичность. Это человек умеет постоять за себя, отстаивать свои интересы без ущерба для интересов окружающих.

– И как же поступать мамам?

– На мой взгляд, лучше вернуться к советским методам обучения письму – они были самые лучшие. Теперь про прописи: они хороши только в самом начале обучения и только на короткий период. Остальное время обучения ребенок должен писать самостоятельно, не опираясь на «костыли-прописи». И если почерк действительно слишком беспорядочный, то имеет смысл немного его подкорректировать. Когда из беспорядочного почерка вы делаете более упорядоченный, тем самым вы учите ребенка самодисциплине, что является положительным моментом. В любом случае целенаправленная коррекция почерка является коррекцией всей личности. И надо смотреть, какую черту характера вы пытаетесь усилить у ребенка, изменяя элемент письма.

– Действительно ли так вредно переучивать левшей, как говорят?

– Да, вредно. Переучивание – это большой стресс для ребенка как будущей личности. И этот стресс навсегда изменит характер ребенка. У такого человека навсегда останется психологический надлом.

– Что вы можете в целом сказать о трех образцах почерка, представленных выше?

Эти три почерка условно можно считать иллюстрацией развития личности. Однако это три разных человека. И у 30-летней Ольги в ее 16 лет вряд ли был почерк, похожий на почерк Ксении. Мышление Ксении более одностороннее, что сказывается на ее способности решать поставленные задачи. Она эффективна в ситуациях привычных и подобных. И ее решения продиктованы наработанным опытом.

У Ольги же иная ситуация. Она способна быть эффективной не только в устойчивой среде, но и в переменчивой, новой. Ее решения продиктованы интуитивным озарением. В стабильных условиях она может уступать таким людям как Ксения, но во времена перемен, когда меняются правила игры, способности Ольги более ярки.

Можно предположить, что почерк Ксении еще изменится, не глобально, конечно, а локально. Что-то уменьшится, что-то увеличится. То, чего нет сейчас, конечно, не появится. Она будет таким же однонаправленным и целеустремленным человеком. У нее может сгладиться угловатость, колючесть, юношеская критичность. Она может стать мягче и податливее, но останется желание быть особенной и заметной. Интенсивность этих качеств в течение жизни меняется, но не исчезает навсегда.

Если родители желают подробно проанализировать почерк ребенка, то имеет смысл делать это начиная с 16 лет. Лучше обратиться к опытному специалисту.

Вы никогда не задумывались, что такое почерк? Почему одни люди пишут разборчиво и красиво, а другие так, что потом сами не могут прочитать написанное? А о почерке врачей вообще ходят анекдоты.

От чего же зависит почерк? Некоторые утверждают, что от навыков каллиграфии. Вспоминают культовый фильм «Первоклассница», снятый в 1948 году по повести Евгения Шварца, и вздыхают, что с таким-то подходом к чистописанию просто не могло быть плохого почерка!

Мои родители учились в школе в одно и то же время, в начале 50-х, и тоже писали перьевыми ручками, используя чернильницу и тщательно промакивая страницу промокашками (кстати, вы еще застали в тетрадях эти пористые розовые листочки-вкладыши? Мне довелось, хотя писали мы уже самыми обыкновенными шариковыми ручками). Так вот, у мамы до сих пор крупный аккуратный почерк, а папин почерк - мелкий, напоминающий бусины, и гораздо менее понятный. А родители моей школьной подруги писали совсем уж неразборчиво. Выходит, дело не в пере и чернильнице.

Согласно Википедии, почерк — это фиксируемая в рукописи, характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки. На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма.

Итак, на почерк влияют факторы субъективные и объективные. Например, в одном классе, при одинаковых объективных (внешних) условиях - общей программе, одной на всех учительнице, одинаковых заданиях - почерк у детей будет различаться в силу субъективных факторов. Иначе говоря, личных особенностей. Так я считала, отдавая сына в первый класс.

В силу этого я не особенно переживала из-за того, что ему не удавалось писать красиво. Во-первых, я надеялась, что постепенно, с опытом, все наладится. Во-вторых, если уж он так пишет, значит, таковы его способности, и с этим ничего не поделаешь. Все люди пишут по-разному, не всем дано писать красиво.

Когда мне случалось заглянуть в тетрадку одноклассника-отличника, я вздыхала и удивлялась: как только удается некоторым детям так писать! Но что поделать, не всем дано, думала я.

Однажды мне довелось общаться с пожилой учительницей, пять десятков лет отработавшей в школе. Она показала мне стопку сочинений своих первоклашек. Эти работы меня глубоко поразили. Казалось, их написал один человек! Десяток идеальных почерков, десяток стройных, аккуратных буковок, построившихся в шеренгу, подобно солдатикам! Ни единой ошибки, почти ни одного исправления!

Погодите, а как же индивидуальные особенности, личность пишущего? Ну, скажем, если присмотреться внимательнее, то некоторые минимальные отклонения в этих работах можно было найти. У кого-то буквы чуточку острее, у кого-то на полмиллиметра шире… И все-таки это было невероятно. Моему ребенку, закончившему на тот момент второй класс, подобное было не под силу.

Буквы на его строчках танцевали какой-то безумный свистопляс. Они скакали, падали, валились друг на друга, кривлялись, пачкались и временами совсем исчезали со своих мест.

Мы пробовали заниматься по прописям. Последний летний месяц мы с ним выводили палочки и крючочки, как в первом классе. Мы заново учились писать элементы и собирать их в буквы. Сын старательно занимался, и мне хотелось верить, что он станет писать хоть немного лучше.

Но начался сентябрь, сын перешел в третий класс, и все пошло по-прежнему, будто и не было усердных летних занятий. Буквы все так же бесстыдно кривлялись, и все мои уговоры: «Пиши аккуратнее! Старайся!» - не давали ни малейшего эффекта. А бонусом к ужасному почерку добавлялись пропуски букв и грубейшие орфографические ошибки на прекрасно знакомые орфограммы.

Закончилась первая четверть, мой третьеклассник заработал очередной «трояк» по русскому, и я решила побольше позаниматься с ним на каникулах, чтобы хоть немного поправить грамотность. Наверное, эти усилия опять принесли бы очень малозаметную пользу, но я должна была хоть что-то делать.

И тут возникла совершенно неожиданная возможность - получить во время каникул несколько занятий у очень опытного педагога начальной школы, попытаться поправить почерк.

Откровенно говоря, мне сложно было решиться. Во-первых, все каникулы ежедневно нужно было куда-то ездить. Я боялась переутомить ребенка и не обеспечить ему полноценного отдыха в короткую каникулярную неделю. Во-вторых, я вообще сомневалась, что за пять дней можно хоть что-то сделать. Все-таки выработка почерка - задача длительная, многолетняя, что тут могут решить несколько часов, пусть даже с самым опытным и знающим педагогом?

И все же я решилась попробовать. Несмотря на все сомнения, я поняла, что если я сейчас упущу этот шанс, то это лишит моего сына каких-то преимуществ в будущем, и я себе этого не прощу. Я должна испробовать все возможности.

Собственно, учительница не делала ничего особенного. Она просто говорила ему: «Веди вниз, тяни, закругляй, верхнее соединение, в конце предложения ставлю точку» и т.д. Она не позволяла ему сгибаться, класть голову на руку и дергать ногами под столом: «Успокой ноги, поставь их на подставку». На первом занятии она, взяв его руку в свою, вместе с ним написала несколько строк. На втором это была лишь одна строчка, а дальше он писал самостоятельно, под внимательным контролем педагога, которая ни на минуту не отворачивалась, следя за движением его руки. И рука вдруг перестала дергаться и прыгать, и вместо неуклюжих каракулей на странице, как по волшебству, стали появляться пусть пока несовершенные, но довольно аккуратные буквы! Все они сидели точно на рабочей строке и не выпрыгивали за верхнюю линейку, а по ширине каждая из них умещалась ровнехонько между узкими косыми линиями.

Я не могла поверить своим глазам, я не представляла, что мой ребенок может так писать! Оказывается, дело не в личных способностях и особенностях характера, а в грамотном, толковом объяснении. Стоило лишь показать и объяснить ему, что нужно делать, и дело пошло, как по маслу.

Был еще один немаловажный момент: учительница настойчиво добивалась от мальчика, чтобы он проговаривал вслух все, что пишет. Я еще летом этого добивалась, но безрезультатно, да и теперь он стал что-то бубнить себе под нос лишь к концу каникул. Наши занятия подошли к концу, и больше всего меня заботило то, сохранит ли мой мальчик приобретенные навыки, или все растеряет с первого же школьного дня.

После каникул минуло лишь две недели, и пока рано делать выводы. Почерк еще не устоялся, но сын старается изо всех сил, и говорит, что ему удобно так писать! И одновременно в работах стало на порядок меньше орфографических ошибок. Правда, в классе ему приходится непросто: старательно выводя буквы, он не успевает вслед за классом выполнять задания к тексту. Но учительница, видя произошедшую в нем перемену и его старания, относится к этому с пониманием.

Особенно порадовало меня сочинение, написанное в тетради без наклонной линовки - ребенку удалось сохранить правильные пропорции букв!

Как расшифровать детский почерк

Если взять стопку ученических тетрадей, то очень хорошо видно, как сильно отличается почерк даже тех детей, которые учатся в одном классе и примерно одного возраста. Есть немало трудов психологов, в которых описаны особенности почерка взрослых людей, а также исследования связи почерка с характером. Но совсем мало подобной информации существует о детском почерке. Сегодня мы попробуем проанализировать особенности почерка детей, учитывая размер букв, угол их наклона, плавность или прерывистость почерка, характер нажима на ручку или карандаш, а также некоторые другие характеристики.

Несомненно, оценивать детское поведение лишь по почерку будет неверно. Всё же такая работа будет полезной для учителя с точки зрения его желания лучше понять, а значит, и научить ребёнка.

С какого возраста можно начинать анализировать детский почерк? Учителя замечают, что уже в четвёртом-пятом классах многие учащиеся стараются вырабатывать индивидуальный почерк. Это происходит потому, что рука уже набралась опыта и есть возможность проводить эксперименты с буквами. Некоторые параметры почерка, такие как его наклон и размер, видны уже во втором и третьем классе.

Очень маленькие буквы - повышенная тревожность, низкая самооценка

Вы открываете детскую тетрадь и видите там буквы, но не простые, а очень-очень маленькие, с булавочную головку. «Бисерный» почерк, как говорили раньше. Здесь будет уместно рассказать вот такую историю. Одна девочка имела вполне нормальный почерк (речь идёт о размерах букв), и учителя не видели ничего тревожного в её поведении. Так было до четвёртого класса. И вот как раз в четвёртом классе её почерк стал очень мелким. Учителя не могли проверять её работы и посоветовали классному руководителю обратиться к психологу.

Что показали тесты? Повышенную тревожность и заниженную самооценку. Причём самооценка была занижена лишь в «школьной» части. И когда психолог стала выяснять, в каких предметах девочка считает себя неуспешной, то оказалось, что это был русский язык. Причина таких ощущений крылась в страхе девочки перед педагогом. Учительница была высокого роста, говорила очень громко, иногда повышала голос на учащихся и очень любила стоять именно возле той парты, за которой сидела девочка.

После того как ученицу пересадили подальше, поговорили с учительницей и провели с девочкой несколько занятий по снятию тревожности, её почерк снова стал нормального, среднего размера.

Очень большие буквы - общительность, открытость или слабость мелкой моторики

Нередко детский почерк отличается большими, прямо таки огромными буквами. Иногда такие буквы даже не помещаются в строке или клеточке. Почерк выглядит размашистым, неаккуратным. Старые специалисты по графологии отмечали, что таким обычно бывает почерк людей с широкой натурой, которые привыкли жить открыто и беззаботно. Если примерить такую оценку к детскому почерку, то мы увидим, что за крупным почерком обычно стоит ребёнок довольно общительный, открытый, шумный и подвижный. Но у ребёнка большие буквы могут быть связаны не только с широтой натуры, но и со слабо развитой моторикой. Понаблюдайте за тем, как такой ребёнок завязывает шнурки или застёгивает мелкие пуговицы. Есть проблемы? Значит, дело не только в общительности. Таким детям рекомендуется лепить, конструировать, вышивать, одним словом, развивать мелкую моторику пальцев, благодаря чему почерк станет мельче.

Наклон букв вправо - неумение сдерживать эмоции

Здесь речь идёт о сильном наклоне вправо, когда буквы практически лежат на строке. Психологи интерпретируют такую особенность почерка, как неумение сдерживать свои эмоциональные проявления. Часто такой признак может сочетаться с так называемыми «рваными» буквами, то есть написанными прерывисто, неаккуратно.

Наклон букв влево - защитная позиция

Левосторонний почерк говорит о защитной, оборонительной позиции ребёнка. Наверняка он чувствует себя уязвимо и дискомфортно и таким способом пытается выстроить защиту от окружающего мира. Часто родители и учителя задают вопрос о том, как анализировать почерк леворуких детей. Как раз эта характеристика не подходит тем, кто пишет левой рукой. Для них наклон букв влево не является признаком защитной позиции.

Периодически изменяющийся угол наклона букв - неустойчивость характера

Изменение угла наклона букв от слишком правого до слишком левого и наоборот говорит о том, что ребёнок подвержен частым сменам эмоционального состояния, когда активность меняется пассивностью, внимание часто переключается с одного объекта на другой. Такие эмоционально нестабильные дети всегда видны в классе, и почерк только лишний раз подтверждает учительские наблюдения.

Строка постепенно уходит вверх - жизненный оптимизм

Ровная строка букв постепенно уходит вверх - этот признак позитивного характера ребёнка. У него преобладает хорошее настроение и оптимистичный настрой. Он, не слишком обидчив и лёгок на подъём. У него высокая работоспособность и низкая истощаемость нервной системы.

Строка постепенно уходит вниз - жизненный пессимизм

А тут дела обстоят как раз наоборот. Ребёнок быстро утомляется, не доводит начатое до конца. Строка кажется «грустной», «вялой». Таков и характер писавшего: обидчивый, чаще печальный.

Буквы разного размера даже в одном слове - импульсивность

Импульсивные дети не могут контролировать размер букв. Такая же картина может сохраняться и в старшем возрасте. Причём размер букв может сильно колебаться от очень маленького до гигантского. Дети с таким почерком подвержены истерикам, могут быть плаксивы или проявлять агрессию.

Сильный нажим на ручку - уверенность в себе или гиперактивность

Если ребёнок изо всех сил давит на стержень, то, скорее всего, он пока не умеет соразмерять свои усилия. Или это тот самый ребёнок, у которого вы наблюдаете синдром гиперактивности (и в тетрадях таких детей вы можете заметить даже сильно измятые листы, много стираний ластиком, дыры и множество зачёркиваний).

Слабый нажим на ручку - неуверенность в себе

Такой показатель говорит о тревожности и застенчивости ребёнка, а также о неуверенности в своих силах, то есть знаниях. Заметьте: решение задачи, в котором ребёнок уверен, всегда написано с большим нажимом. И наоборот, если ребёнок считает, что он неверно решил задачу, её решение будет записано очень тонкими,

не уверенными линиями.

Незаконченные буквы - повышенная уязвимость, обидчивость

Буквы, в которых есть незаконченные элементы, если они встречаются довольно часто на листе, говорят о повышенной уязвимости и ранимости писавшего. Такие дети нуждаются в эмоциональной поддержке, они часто болеют и выглядят слабыми. То же можно сказать и об их эмоциональном состоянии.

«Склеенные» буквы - застенчивость

Буквы, стоящие слишком близко друг к другу, расскажут нам о стеснительном, зажатом ребёнке. Буквы как бы говорят о том, что ребёнок старается занимать меньше места, стать незаметным.

«Отдельные» буквы - невнимательность, творческое мышление

Буквы, которые отстоят друг от друга, не соединены связками, говорят о ребёнке, который может быть невнимательным, но при этом обладает творческим мышлением, а также артистическими способностями.

«Круглый» почерк - отличное общение

«Круглые» буквы говорят о том, что человек обладает гладким, покладистым характером. За таким почерком скрывается ребёнок-экстраверт и отличный коммуникатор.

«Острый» почерк - капризность

«Острые», даже немного колючие буквы характеризуют писавшего как человека довольно резкого, быстрого, активного. Это, как правило, ребёнок с непростым для

родителей характером, склонный к капризам. Он конфликтует с детьми и взрослыми, но имеет отлично развитое мышление.

Проанализировав детский почерк, мы нередко задаёмся вопросом: «А что же делать с этой информацией?». Для учителя таких вопросов не возникает. Ведь если мы понимаем, что ребёнок тревожен, у него есть страхи, значит, ободряющее слово поможет ему, а ситуация успеха, созданная на уроке, надолго придаст уверенности в своих силах. Учителю не составит труда найти подход к импульсивному ребёнку, а того, кто страдает от недостатка самоконтроля, научить контролировать свои

импульсы и движения.



Дошкольное образование

Начальное общее образование

Начальная школа XXI века

Русский язык. Обучение грамоте

Русский язык

Как улучшить почерк у ребенка?

В течение первых лет школьной жизни ребенка его старания зачастую оцениваются по почерку. Плохой почерк, оцениваемый учителями и родителями как сильный недостаток, может привести к проблемам с мотивацией и самооценкой. Рассказываем о том, как улучшить почерк у ребенка в игровой и приятной форме.

Современные взрослые большую частью своей «письменной» работы выполняют на компьютере. И фраза «так зачем мне, мама, аккуратно писать? Все равно потом печатать!», произнесенная третьеклассником Гришей уже не кажется такой уж странной. Действительно, а зачем? Дело и в самодисциплине, и в усидчивости, и в трудолюбии - а все эти вещи, что бы ни происходило с образованием, всегда останутся ценными.

У ребят, которых постоянно ругают за недостаточно аккуратный и понятный почерк, могут начаться самые настоящие проблемы с самооценкой. Такие дети боятся показывать родителям тетради, не любят выполнять письменную домашнюю работу, младшеклассники же могут устроить настоящую истерику. Давайте попробуем разобраться поэтапно, что нам, родителям и учителям, делать с этой проблемой.

Проблемы с почерком и их влияние на выполнение домашней работы

Как уже было сказано, ребята с плохим почерком могут стесняться своей работы, а потом не показывать ее взрослым. Из-за этого дети могут пытаться выполнить домашнее задание как можно быстрее, чтобы «расстаться с этим неприятным ощущением», как следствие - писать еще неаккуратнее.

Дети с проблемами почерка могут не любить писать в принципе. Если вам знакомы крики «Не хочу, не получается!» и следующие за ними швыряния стенок об пол, вы понимаете о чем речь. Ребенок может отказаться выполнять домашнюю работу, раздражаться при самой мысли о ней и в итоге потерять столь важную для начальных классов мотивацию к учебе. Я в детстве испытывала ужасающий страх перед необходимостью показать маме тетрадь, зная, как меня будут ругать за неправильный наклон очередных «а».

Саша каждый день садится за домашнее задание с огромным удовольствием: он рисует, с интересом читает хрестоматию, но когда дело доходит до прописей...расстраивается и бросает все, так и не закончив задание. Со временем Саша попытается, возможно, оградить себя от негативных ощущений, а маму - от расстройства, и начнет врать.

- Нет, мамуль, нам не задали! Да нет, мамочка, я уже все сделал...

Конечно, мама заглянет в электронный журнал или попросит показать тетрадь, чем вызовет еще больший стресс. Сам же Саша начнет постепенно отставать от одноклассников, за что также получит не совсем педагогичное, конечно, но столь привычное порицание от родителей. Но что поделать? Теперь домашняя работа отнимает все больше и больше времени, Саша долго «раскачивается», прежде чем сесть за ее выполнение, концентрация теряется, ребенок устает и испытывает реальный дискомфорт.

- Саша, не валяй дурака! Садись и делай домашнее задание!

- Мамочка, но у меня очень болит голова, я не могу...

- Не придумывай и быстро за уроки.

Психологическое нежелание что-то делать на самом деле может привести к физической боли или дискомфорту. Не стоит списывать все на обыкновенную детскую лень, надо разбираться с проблемой, которая вполне может лежать в корне беды, - с плохим почерком.

Чем еще чреваты проблемы с почерком? Продолжаем наши «страшилки», которые встречаются на пути почти у каждого учителя или родителя

    Ребенок старается писать буквы правильно, под нужным углом и наклоном, с нужной шириной и высотой. Молодец! Но в результате сил на такие аспекты письма как орфография, пунктуация и, наконец, смысл не остается совсем.

    Ребенок, которому не нравится писать, в итоге работает в режиме «сделаю необходимый минимум, чтобы отстали». О таком ученике говорят, используя фразу «удовлетворительные успехи», совсем не рассматривая его внутреннее состояние. А чувствует он себя НЕудовлетворительно.

    Если письменные работы ребенка (см.1) выходят обрывочными, неграмотными и незрелыми, это может привести к полному несоответствию между уровнем устной речи школьника и его письменным изложением.

    Поскольку таких детей часто ругают или исправляют, у них пропадает мотивация, а вера в то, что они не умеют хорошо писать укрепляется с каждым днем. Ну так и зачем стараться? Детское отчаяние - страшная сила, которая тянет ребенка в противоположном от образования направлении. Такие ребята привыкли делать все быстро и небрежно.

Причины проблем с почерком у детей

Кто-то назовет главной причиной лень. Но ведь ребенку (и взрослым тоже) бывает лень, если ему искренне не понятен итог затраченных усилий: «ну напишу я эту страницу аккуратно, и что?», «ну сделаю я эту сверхурочную работу, оставшись в кабинете до 9 вечера, но зачем?». Мы же не ругаем себя, когда устали или занимаемся искренне нелюбимым делом?

Основные причины плохого почерка могут заключаться в плохо развитой моторике рук (координация между глазом и рукой), а также в проблемах с пространственным восприятием. Данный пункт связан с тем, что мозг недостаточно хорошо воспринимает расположение, размер или форму вещей в пространстве. Подобные процессы могут быть просто плохо сформированы (или еще не сформированы), а могут быть связаны с наследственными дефектами. Именно улучшение пространственного восприятия может быстро привести к улучшению почерка.

Моторика рук

Многие виды классной и домашней работы связаны с моторикой рук, ведь она позволяет не только писать, но и клеить, рисовать, пользоваться ножницами или линейкой, собирать пазлы. Если у ребенка есть проблемы в этом направлении, то ему может быть трудно пользоваться столовыми приборами, а также одеваться. Молнии, шнурочки и пуговицы - все это просто не слушается малыша, ему отнюдь не лень их застегивать.

Дисграфия

Ребенку, при определенных серьезных проблемах с почерком, могут поставить диагноз «дисграфия» (отклонение + письмо). Чаще наряду с дисграфией у ребенка наблюдаются расстройства речи, СДВГ или дислексия. Но может случиться и так, что дисграфия проявиться у детей, не испытывающих трудности в общении, с чтением или учебой.

Да, можно ничего не предпринимать в надежде на то, что навыки мелкой моторики у дошколенка или школьника со временем улучшатся, а за ними и почерк, и все сопутствующие практические умения. Но будет более рационально, заметив серьезные сложности с освоением навыка, отвести ребенка к специалисту, который сможет установить причину и посоветует специальные упражнения. В этом случае у вас больше шансов предотвратить появление плохих привычек.

Как улучшить почерк?

Если речь не идет о серьезных проблемах с моторикой или пространственным восприятием, у большинства детей или даже подростков проблемы с почерком могут быть разрешены настолько, чтобы домашняя работа перестала быть «наказанием» и проблемой. В достижении этой цели вам помогут к «Букварю» Т. М. Андриановой.

Создаем необходимые условия для улучшения почерка

1. Выполняя упражнения для улучшения почерка - с помощью специальных прописей или просто в тетрадке - попросите ребенка пользоваться простым карандашом. Так ему будет психологически проще совершать ошибки - помарку всегда можно будет стереть.

2. Хвалите не только ребенка, но и сами буквы - и как можно более описательно. Например: «Катя, какой аккуратный хвостик получился у твоей „у“, а вот у буковки „б“ такое полное брюшко». Так ребенок начнет замечать, что именно им сделано не так, какие буквы получились недостаточно хорошенькими, и сам захочет стереть и написать правильно.

3. Учитесь писать на расчерченных листах. Кто-то считает, что малыши еще недостаточно владеют мелкой моторикой, чтобы их творения не вылезали за линии, и это будет их расстраивать. Советские да и современные прописи доказывают нам обратное: расчерченный лист пригодится обязательно, если ваша цель - сформировать у школьника правильную привычку в написании букв.

4. Когда ребенок научится не вылезать за края линий, подготовьте бумагу, на которой границы для строчных букв выделены другим цветом. Это очень помогает сосредоточиться на том, чтобы строчные буквы были меньшего размера, чем их соседи - заглавные.

5. Еще один пункт, посвященный листам для письма. Маленькие дети, когда только учатся писать, рисуют прямо-таки огромные буквы. Решить эту проблему просто: дайте дошколенку лист с большими клетками - так он поймет, что каждый символ должен оказаться «в домике». Когда ребенок научится умещать буквы в этот размер, купите тетрадь с клетками меньшей стороны.

6. Помните о том, как важно для ребенка его школьное рабочее место. Скажу по себе: у меня никогда не было своей комнаты и даже своего стола, а потому уроки я делала на кухне за столом кухонным. Когда твои ноги болтаются в 20 сантиметрах от пола, а руки скользят по поверхности, следить за аккуратностью письма сложно. Следите за тем, чтобы ступни ребенка были ровно на полу - не висели в пространстве и не заворачивались в лодыжках. Так сидеть ровно и держать руки куда проще - почерк не страдает, а осанка - эта беда современных и не только школьников - не портится.

Упражнения на улучшение почерка

Некоторые из приведенных ниже упражнений могут показаться вам и вашим детям смешными. Но они приемлемы даже для подростков, так как речь пойдет в том числе о пространственном восприятии, столь важном для детей любого возраста.

Упражнение 1. Играем в буквы

Ребенку сложно правильно вывести букву, если он не обращает внимание на ее форму и размер.

Что можно сделать в этом случае?

Первый вариант : самостоятельно сделайте или приобретите в книжном магазине карточки с буквами и сделайте акцент на их внешнем виде. Поиграйте с ребенком в игру «найди общее». Сначала можно вынуть из колоды все буквы с хвостиками, потом - все буквы с двумя прямыми палочками, потом - буквы, внутри которых спрятался круг. Вы также можете продемонстрировать ребенку, что у многих букв их заглавная и прописная вариации ничем не отличаются, кроме размера. Если дошколенок и школьник увидят, что «Ж» похожа на «ж», а «И» - прям-таки копия «и», им станет легче. Третий вариант игры - «игра в путаницу».

- Сашенька, как ты думаешь, можно ли перепутать буквы?

- Да я их и так всегда путаю...

- И ничего страшного, ведь многие из них так похожи друг на друга. Но, знаешь, мне кажется, что они немного расстраиваются, когда их пишут неправильно - ведь тогда даже король Букварь не сможет их отличить

- Это что же за буквы такие?

- Ну, смотри, если ты напишешь «ш» с немножко кривыми бочками, то получится самая настоящая «ж»! А если неаккуратно обращаться с буквой «н», может получиться «и». Давай попробуем написать их по-отдельности и посмотреть, чем они точно отличаются?

Второй вариант : купите для ребенка буквы с неровной поверхностью - объемные (в моем детстве целая азбука была в виде объемных магнитов), шершавые. Ребенок таким образом сможет развивать тактильные ощущения, провести пальчиком по границе и понять: из чего буква состоит, в каком направлении пишется.

Третий вариант : купить газету или детский журнал и там искать буквы, которые вы уже изучали. Вооружайтесь карандашом или цветной ручкой и подчеркивайте, обводите, выделяйте все символы по-очереди. Так ребенок визуально привыкнет к тому, как пишется та или иная буква. И не забывайте ему напоминать, если он пропустил, например, все заглавные буквы «е»: «Саша, ведь это тоже „е“! Просто она стоит в начале предложения, она важная и заглавная - вот и пишется по-другому, но забывать о ней нельзя» .

Упражнение 2. Закрепить в памяти

Как только ребенок смог выполнить первые упражнения, заглавные и строчные буквы больше не теряются, а «я» пишется с пузиком в нужную сторону, необходимо перейти к закрепляющему этапу. Ведь нам совсем не нужно, чтобы дети запоминали свои ошибки и потом их повторяли?

Вариант первый : мозговой штурм. Перед началом занятий или в свободную минутку устройте самый настоящий «тур по алфавиту» и задайте ребенку следующие вопросы:

- Саша, вспомни, пожалуйста, у каких букв есть хвостик?

- В твоем имени какая буква высокая, а какие низенькие?

- Как отличить букву «д» от буквы «б»? Что нам подскажет?

- Сколько букв «И» в слове «ириска»?

- Если я неаккуратно напишу букву «р», какая буковка у меня может получиться?

Вариант второй : описательная похвала. О ней мы уже говорили в прошлом разделе статьи, но повторюсь. Внимательно следите за тем, как ребенок выполняет письменные упражнения, просмотрите их, а потом похвалите все, что сделано аккуратнее и правильнее, чем в прошлый раз. Даже если почерк явно не идеальный, но прогресс есть, покажите это ребенку.

- Саша, какой ты молодец, ни одна буква в слове «волк» не выбежала за линию! Теперь овечкам ничего не грозит.

- Вот теперь я вижу, что это слово «облако», а не страшное «сблако», потому что ты дописал полный круг в букве!

- Как здорово, теперь Боря в нашем рассказе ходит гордый, ведь в его имени высокая буква «б», как и надо!

Вариант третий : обращаем внимание на ошибки сразу же. Если малыш забыл разницу между прописными и строчными буквами или опять пишет букву «к» палочками не в ту сторону, то вам необходимо мягко, но тот час же вмешаться. Но помните, что в вашем обращении должны быть мягкие нотки.

- Сашенька, я вижу, что ты постарался и написал точки у буквы «ё», но они расположены так близко к самой букве, что почти с ней слились, давай попробуем еще раз.

- Смотри, твоя буква «а» стала похожа на «о» из-за такого маленького, как у мышки, хвостика. Давай попробуем добавить ей палочку побольше, ей будет приятно!

Упражнение 3. Пятиминутка письма

Детям очень сложно делать то, что им не нравится. Так что заставлять их переписывать совсем неинтересный текст для того, чтобы потренировать почерк - плохая идея. Пусть это будут предложения или отдельные слова, которые нравятся ребенку (только выбирайте из максимально разнообразного списка, чтобы малыш не уклонялся от слов, в которых есть сложные для него буквы).

Дошкольникам нравится писать свое имя, имя мамы или друзей. И это отличная возможность проверить - помнит ли ребенок, что первая буква должна быть большой, а само имя имеет полную форму? «Женя» превращается в гордого «Евгения», в котором появляются новые буквы.

Также детям нравится писать имена животных или героев. Мой младший брат пытается писать свои рассказы о насекомых и остановить его в этом занятии довольно сложно, главное, аккуратно подсказывать как пишется то или иное слово и поправлять Сеню, если хвостик у «у» опять убежал в другую сторону.

Если ребенку сложно писать самому, можно прибегнуть к традиционному методу «обводилок»: пусть он обводит буквы, написанные вашей рукой или использует прописи. Тут важно следить за тем, чтобы такая работа не превращалась в механическое закрашивание и соблюдались «начало» и направление движения буквы.

Следующий выпуск будет посвящен еще нескольким упражнениям для улучшения почерка, а также процессу выполнения домашних заданий.

№ 1. Восьмилетний мальчик, который только что научился писать. Заметно, что буквы написаны поспешно и небрежно. Из расспроса оказывается, что этот ребенок научился писать по собственному желанию, благодаря тому, что девочка, его подруга, научилась раньше него, и он захотел последовать ее примеру. Здесь обнаруживаются намеки на зависть и соревнование, так как иначе ему, может быть, совсем не захотелось бы учиться. Буквы его очень тонки, даются ему очень легко, но у него не хватает терпения сосредоточить на них свое внимание. Буквы наклонны, и в них проглядывает желание поскорее закончить их. Заметно, что характер мальчика очень дерзок, он «пройдоха», по выражению матери, нельзя слова сказать в его присутствии.

В начале письма буквы без определенной формы, что указывает на вышеупомянутые черты характера, но в последних строках виден уже намек на порядок, а по мере приближения к концу проглядывает как бы желание похвастать. Сплетение и слитность отдельных слов и более или менее выраженная аккуратность их указывает на замкнутость и в то же время любовь задавать вопросы. Общий вид почерка указывает на практичность и дает возможность предположить коммерческие наклонности, более чем к каким-либо другим занятиям.

№ 2. Вот тип упомянутой в первом примере девочки, тоже восьми лет. Ее почерк представляет полный контраст с почерком мальчика. Он мельче, местами неровен, некоторые буквы в конце слов сильно наклоняются в левую сторону, что указывает на технику и искусство, а также на страстность, которая выражается в любви к танцам. Вытянутость, но в то же время связность букв, с маленьким наклоном, указывают на горячность темперамента, нервность, частые порывы плакать. Есть любовь к различным зрелищам, музыкальность, но нужно удержать девочку от наклонности к танцевальному искусству, потому что она не имеет для него достаточной физической силы В заглавных буквах выступает ровность и тонкость, направление их изменчиво: видна доброта и сердечность. Неразмазанность букв показывает, что, в противоположность мальчику, при этой девочке можно говорить более свободно: она не все понимает и не имеет склонности передавать чужие слова окружающим.

№ 3. Девочка 8 лет. Буквы прямы и смело, будто без посторонней помощи, идут по линии; это обнаруживает избалованность, капризность, упрямство. Буквы, то большие, то маленькие, местами жирные, указывают на страсть писать письма, на хорошую память. Простота и отсутствие украшений букв обнаруживают талантливость, искусство, любознательность. Никто не имеет влияния на эту девочку; это можно указать по ее подписи «Нина», где видны самостоятельность, сильное развитие воли и непослушание. Росчерк указывает, что она не удовлетворяется одним взмахом пера, а на половине росчерка хочет его продолжить и увеличить; это указывает на ее желание занять больше простора, все знать, поглощать и быть самостоятельной.

№ 4. Почерк мальчика 10 лет. Необыкновенная страсть подражать, способности, последовательность, любовь к искусству, учению, стремление к порядку во всем, но буквы выдают недостаток интеллектуальности; эти каллиграфические, аффектированные буквы, местами разделенные, указывают на бережливость. Клинообразные и крупные, жирные буквы указывают на стремление к изобретениям. Выражается шаловливость, сознание своих способностей, заметны также непостоянство и чувствительность; но, в общем, добрый, мягкий ум, хотя и не особенно развитой.

№ 5. Девочка 6 лет. Несвязные, но прямые, проведенные без труда буквы указывают на послушание, как бы заискивание расположения у всех окружающих. Натура несвободная, девочку эту как будто не любят, и она это чувствует. Аккуратность букв указывает на желание обратить на себя внимание; особенно выражается это в буквах к, и, м, а. Послушание, мягкость.

№ 6. Девочка 8 лет. Буквы хотя тоже ровные, но опираются друг на друга; это указывает на блестящие способности и в то же время живость, ровность, приветливость без фальши, доверчивость. На этот характер можно влиять; хотя он упрям, невоздержан в желаниях и нетерпелив, но воспитание ровное, нормальное, что в особенности выражается в буквах б, д, к, о.

№ 7. Девочка 7 лет. Поучительно то, как выражается индивидуальность в слове письмо. Разделение палочек в букве п и верхний нажим указывают на желание что-то соразмерить- признак страсти к танцам. Буквы хотя срисованы, но неровны и опираются друг на друга, что указывает на капризы, самолюбие, упрямство, но старательность. Характерна чистота письма. На этого ребенка хорошо действует мягкость, но не лесть.

№ 8. Девочка 8 лет. Ровные, с нажимом, как бы срисованные, округлой формы буквы указывают на страсть к рисованию; тонкие взмахи выдают шаловливость, веселость, жизнерадостность, стремление все узнать, не докучая расспросами; здесь характерен наклон букв влево, в особенности х, к, ч. Натура будет самостоятельной.

№ 9. Девочка 9 лет. Этот почерк, с его наклоном влево и длинновытянутыми буквами, указывает на воздержанность, замкнутость, эгоизм, хитрость; связь между буквами неодинакова, что указывает на упрямство, привычку делать то, что ей хочется, но талантливость; одинаковый признак способности к рисованию, как и в почерке одной из девочек 8 лет.

№ 10. Девочка 9 лет. Натура своенравная, очень капризная, с дурными привычками. Буквы неровные, видно желание сделать их не по указанию, а по собственной воле, как например, о, б - с верхним нажимом, л - с острым концом. Сразу видно, что основа воспитания нехороша и характер уже трудно сломить. Заметна флегматичность, по временам нежелание никого слушаться, большая хитрость, любовь вслушиваться в разговоры.

№ 11. Девочка 7 лет. Удивительная старательность, замечаемая в особенности в переносе слова старуха. Приподнятые штрихи в букве х указывают на талант: девочка уже рисует, лепит с большой страстью, но она непослушна, упряма, своенравна, обидчива, самолюбива, что в особенности выражается в прямизне и стройности букв.

№ 12. Девочка 10 лет. Буквы хотя тонки, но как бы неестественны, мертвы и старательно выведены. Мало индивидуальности. Желание учиться, но нет особенных способностей. Натура простая, сердечная; буквы с украшенными завитками указывают как бы на подражание без вложения чего-либо своего, как например, у девочек 8-9 лет, но зато выражается простота, тихий, послушный нрав, спокойствие.

№ 13. Девочка 11 лет. Буквы тонкие, красиво вытянутые, местами открытые указывают, что она болтлива, любит преувеличивать, говорунья. Способности большие, но не хочет заниматься; больше всего занята собой, кокетлива, умна.

№ 14. Девочка 12 лет. Эти изгибающиеся, простые, но миниатюрные буквы указывают на необыкновенную способность внушать окружающим любовь к себе, доброту, простоту, способности, сообразительность, нежелание кого-либо обидеть, ровность, приветливость, любовь ко всему красивому. В особенности выражается это в приподнятых на половину линейки ж, у, В.

15. Девочка 13 лет. Приплюснутые, мелкие, но одинакового размера буквы указывают на веселость, ровность, прилежание, живость, любовь к порядку и рисованию. Это выражается как в ровности букв, так и в тонкости штрихов и особенно заметно во внутреннем штрихе я, в букве д и маленьком к; здесь сильно выражается индивидуальность.

16. Девочка 14 лет. Ясный, отчетливый, как срисованный почерк указывает на художественность, веселость, шаловливость и богатую фантазию. Приподнятые строки и прямые буквы указывают на любовь к знанию, желание учиться, несмотря на избалованность, также на настойчивость и упрямство; твердость букв и одинаковые закругления среди них указывают на послушание и хорошее влияние воспитания.

17. Девочка 15 лет Тонкие, бледные, идущие косыми рядами буквы указывают на апатичность, флегматичность; буквы вытянутые, но без грации, указывают на бездарность, отсутствие способностей, учение с большим трудом, капризы, хитрость; сжатые и связные буквы указывают на неоткровенность, нежелание делиться с кем-либо своими мыслями. Могут возникнуть некоторые пороки.

18. Женский почерк в 16 лет. Хотя буквы уже оформились, но приподнятость их над строкой, неровность и нерешительность их связей указывают на неразвитость, тупость, глупость, флегматичность. Здесь воспитание наложило отдельный отпечаток, и заметен недосмотр за развитием в детстве; есть как будто желание приобрести знание и оживиться, но натура слишком пассивна, податлива.

19. Женский почерк в 17 лет. Хотя круглые, красивые, ровные, с тонкими штрихами буквы указывают на вкус, пропорциональные способности, но воображение сильно развито. Маленькие нажимы, но ясность слов указывают на неоткровенность, странность, капризы, чувствительность; заметны любовь прислушиваться ко всему, инстинктивные ощущения, волнение, смелость.

20 Мальчик 8 лет. Почерк твердый, штыкообразный, без наклона указывает на любовь к работе и хозяйству, также к реальным занятиям, как например, к профессии инженера. Ровность букв, хотя они местами и ломаные, указывает на тихий, спокойный нрав, религиозность, простоту, малую чувствительность. Этот характер будет ровен, тверд, решителен.

21. Мальчик 11,5 лет. Он большой фантазер, экспансивен; тонкая оболочка букв, которые круглы и выпуклы, указывает на страсть показать себя, дипломатию, большое самолюбие, капризы, эгоистичность, но твердость характера. Связность, приподнятость и прямота букв указывают на самонадеянность, смелость, нервность и чуткость. Это будет светский дипломат с тонкими аристократическими оттенками. Буквы со смелыми, завернутыми штрихами над ними, как например, д, указывают на лингвистические способности.

22. Мальчик 13 лет. Размашистые, широкие буквы указывают на живость, резкость, способности, но недостаток прилежания, шаловливость. Завернутые штрихи и желание украшать буквы указывают на отсутствие талантливости; ребенок этот упрям, капризен; буквы с нажимами указывают на буйство, беспокойство, лень.

Похожие статьи