Открытое занятие кружка волшебный лоскуток. «Оживи волшебный лоскуток «Чудо-коврик». Занятие с детьми старшего возраста. Итак, пэчворк идеи для детской

22.12.2023

Художественные проекты ознакомления дошкольников с региональными художественными ремёслами.

Проблема: Показать разнообразие художественных ремесел Симбирского края и их отличительные черты.

Цели:

1. Показать особенности лоскутной техники шитья и возможности ее использования для убранства дома, украшения интерьера.
- путем погружения в быт русского народа;
- знакомство с современной мастерицей г. Димитровграда О. Вукаловой.

2. Формирование потребности создавать изделия по мотивам работ симбирских мастериц.

Задачи:

1. Знакомство с орнаментом симбирских тканых изделий, его особенностями и функциями: эстетической, этнической, обереговой.

2. Знакомство с видами орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

3. Дать представление о региональных особенностях народного костюма {расцветка, форма отделки и т.д.}.

Предварительная работа:

Подготовка книжек-раскрасок “Ткачество и вышивка симбирских мастериц”, “Симбирский народный костюм”, “ Симбирские головные уборы”.
- выполнение детьми под руководством взрослого отдельных элементов костюма своей местности для сюжетно-ролевых игр.
- внесение вариативных моделей.
- подготовка необходимого инструментария.
- рассматривание тканых изделий.

- чтение симбирских сказок.

1. Плетение пояса - ручной труд.

Цель: заинтересовать детей техникой плетения на примере плетения с помощью бумажных полос. Формирование потребности создавать изделие по мотивам работ симбирских мастериц.

Методика: загадывание загадок о поясах. Предложение сплести пояс, как симбирские мастерицы. Обсуждение проблемной ситуации: как можно сплести пояс из бумажных полос. Игровая мотивация: пояс для бумажной куклы. Установка на сочетание цветов и оттенков. Самостоятельная деятельность детей - плетение пояса. Рассматривание детских работ. Украшение бумажных кукол.

Обыгрывание - куклы любуются поясами.


- обсуждение с детьми значения пояса в народном костюме.
- дидактическая игра “Плетение ковра”.
- рассматривание репродукции картины Р.А.Тропинина “Пряха”, обмен впечатлениями.

2. Беседа с детьми о лоскутной мозаике.

Цель: познакомить детей с лоскутной мозаикой как старинным видом декоративно- прикладного народного искусства.

Методика: Воспитатель показывает различные образцы лоскутной мозаики: игрушки, одеяльца и другие изделия из лоскутков. Рассматривание, любование изделиями, выполненными в лоскутной технике. Рассказ воспитателя о лоскутной технике.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- конструирование из бросового материала - Рукотворное чудо.
- экскурсия в музей народного творчества.

3. Аппликация “Узоры симбирских мастериц”.

Цель: удивить детей красотой орнамента тканых полотенец. Познакомить с особенностями геометрического орнамента, с элементом симбирского орнамента - “перунов цветок”, его значением и способом вырезывания. Воспитывать интерес к орнаменту, желание использовать его для украшения изделий.

Методика: рассматривание тканых изделий, обсуждение понравившихся. Беседа и рассуждение с детьми об орнаменте и его функциях (украшает, защищает, выражает пожелание). Дидактическая игра “Чтение орнамента”. Рассказ воспитателя об основном элементе орнамента “перунов цветок”, предложение создать свой орнамент из этого элемента.

Показ способа вырезывания элемента - “ перунов цветок ”. Анализ вариативных моделей орнамента из этого элемента. Повторение особенности построения линейного орнамента. Самостоятельная деятельность детей над орнаментацией полотенца. Рассматривание детских работ, определение их индивидуальной выразительности.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- дидактическая игра “Симбирская мозаика”. Составление композиций из элемента “ перунов цветок ” на полосе, квадрате.
- книжка-раскраска “Симбирские полотенца”,
- творческое задание “Придумай свой орнамент”.

4. Изготовление дидактической игры “Симбирская мозаика”.

Цель: составление композиций из элемента “перунов цветок” на полосе, квадрате.

Методика: Рассматривание тканых изделий, вышитых геометрическим орнаментом. Предложение изготовить дидактическую игру, вырезать элементы для составления геометрического орнамента. Анализ вариативных моделей орнамента из этих элементов. Выбор понравившегося орнамента. Самостоятельная деятельность детей. Обмен конвертами с элементами орнамента. Составление орнамента на изделии. Обмен впечатлениями и чтение орнамента.

5. Рассказ детям о разнообразии русского народного костюма.

Цель: познакомить с русским народным костюмом, выделить защитную функцию орнамента в одежде - для оберега от неблагоприятных воздействий.

Методика: Предложение детям отправиться в путешествие по старине и поговорить о том, что носили, во что одевались наши предки в прежние времена. Создание проблемной ситуации - в древние времена магазинов не было. Как же одевались люди в красивые одежды в старину. Какой же была тогда одежда. Рассказ воспитателя с показом элементов народного костюма - рубаха, сарафан, налобник, кокошник, сорока и тд.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- беседа по прослушанному рассказу.
- разгадывание кроссворда о русских головных уборах.

6. Выступает будто пава.

Цель: познакомить с русским народным костюмом Симбирской губернии, выделить защитную функцию орнамента в одежде - для оберега от неблагоприятных воздействий. Побудить детей использовать полученные знания в собственной изобразительной деятельности.

Методика: рассматривание элементов костюма симбирских крестьянок. Определение вместе с детьми понятий “сарафан”, “кокошник”, “рубаха”. Рассказ воспитателя о русском народном костюме Симбирской губернии. Нахождение детьми в украшении костюма знакомых элементов орнамента. Предложение создать свой орнамент из знакомых элементов.

Проблемная ситуация: как можно изобразить перунов цветок с помощью карандаша. Рассматривание динамической таблицы - последовательность рисования элемента “ перунов цветок ”. Определение местонахождения и способа построения орнамента на силуэте. Самостоятельная деятельность детей.

Анализ работ.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- сравнение симбирского народного костюма с костюмами персонажей русских народных сказок. Изготовление бумажных кукол, придумывание им старинных имен, украшение костюма орнаментом.

7. Посещение музея народного творчества.

Цель: обобщить и закрепить у детей знания о русском народном костюме.

Методика: В музее встречает работник музея в народном костюме.

Экскурсовод: Здравствуйте, дети. Пришли вы в музей посидеть, на красоту посмотреть, про старину послушать. Ведь недаром в народе говорят: обед узнают по кушанью, а ум по слушанию. Сегодня я проведу конкурс, и мы узнаем, кто же из вас лучше знает старину. (Делит ребят на две команды).

1. Придумайте названия своим командам.

2. Закончите пословицы и поговорки:

1) Какова пряха,…… такова на ней рубаха.
2) По платью встречают, ……по уму провожают.
3) Береги платье снову,…… а честь смолоду.
4) Не поносишь старого -…….. не носить и нового.
5) Всяк портной на свой …….раскрой.
6) Умеют не от хохота, а от…….жизненного опыта.

Экскурсовод: Молодцы, дети, много знаете пословиц и поговорок. Посмотрите, сколько здесь разных костюмов. Но как мы определим, где здесь костюм Симбирской губернии?

3. Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Дети, я буду показывать на рисунках части костюма, а вы говорите, что это за деталь. (Показывает рисунки с разными костюмами - северорусский, южнорусский, симбирский).
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и нашли симбирский костюм.

4. А теперь попробуйте превратиться в ткачей. Каждая команда должна одеть куклу в симбирский народный костюм. Будьте внимательны. А мы посмотрим, какая команда сделает это дружно, быстро и аккуратно.

5. Вопросы 1 команде:
- что в старину на Руси носили женщины? (сарафан)
- от какого корня происходило слово рубаха? (рубить)
- какой длины обычно были рубахи у мужчин?
- круг - символ……солнца.
- чем обычно украшали сарафан? (пуговицами)

Вопросы 2 команде:
- что в старину было основой мужской одежды? (рубаха)
- что означает слово «опростоволоситься»
- какой длины были рубахи у женщин?
- дерево - символ…..жизни.
- что было вышито на поясе у мужчин?

Подведение итогов. Предложение поиграть в симбирскую игру.

Игра «Челноком».

Играющие становятся в пары одна после другой: поднимают руки вверх, чтобы свободно можно было пройти между ними; последняя пара бежит между всех пар и кричит:

Челнок бежит, земля дрожит!
Пройдя все пары, становится впереди первой и тоже поднимает вверх руки. Таким же образом бежит вторая пара, третья и т.д. до последней пары, затем опять начинает бежать первая, и таким образом игра продолжается по желанию без конца.

8. “Украсим дом для куклы”.

Цель: побудить детей украсить интерьер комнаты для кукол, выбрав понравившуюся технику создания изделия по мотивам симбирских мастериц. Развивать желание создавать неповторимую работу, стремление выразить в ней свое творческое начало.

Методика: создание проблемной ситуации: необходимо обустроить дом для куклы. Обсуждение проблемы с детьми, определение объёма работы и её содержание для каждого ребёнка. Самостоятельная деятельность детей. Обыгрывание новоселья.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- игры с обустроенным домом,
- выставка детских работ для сотрудников ДОУ и родителей.

Мелекова Ирина Александровна, МБДОУ Центр развития ребёнка - детский сад № 60 «Незабудка», г. Ульяновск, старший воспитатель.

Чтобы скачать материал или !

Лариса Пузанова

Программное содержание :

1. учить детей создавать аппликацию на листе бумаги из ткани;

2. учить детей красиво выстраивать композицию на листе;

3. учить подбирать краски, задумывать свой рисунок, развивать воображение, эстетический вкус;

4. развивать чувство композиции, фантазии и мелкую моторику;

5. приобщать детей к декоративно-прикладному творчеству.

Задачи :

1. воспитывать самостоятельность в создании композиции;

2. развивать умение работать в коллективе;

3. согласовывать свои действия друг с другом.

Интеграция образовательный областей «Познание» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Материал : лоскутки ткани , ножницы, клей, белый картон.

Дети садятся за столы, на которых лежат лоскутки ткани в виде квадрата, ножницы, клей и белый картон.

Ход занятия

Ребята, раньше наши бабушки долгими зимними вечерами шили очень красивые вещи из лоскутов . Это старинный метод женского рукоделия. Называется «Лоскутная мозаика » .

Сначала эти лоскутки пришивали на появившиеся дырочки в одежде. Такие лоскутки назывались заплатками. Они мели разную форму и цвет.

Потом из них женщины стали шить красивые покрывала, одеяла, коврики.

Сегодня, я предлагаю сделать с вами «Чудо-коврик » из разноцветных лоскутков . Нужно квадратный лоскуток разрезать на четыре части и наклеить на бумагу.

И если каждый коврик ребенка повесить вместе друг с другом, то получится один большой красивый ковер.

Предлагаю вашему вниманию детские работы.

Министерство образования Московской области

Управление образования Ступинского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Семёновский центр эстетического воспитания детей»

Согласовано Утверждаю

педагогическим ___________Е.В. Прищеп

советом школы

протокол №____ от ________

Дополнительная образовательная программа творческого объединения:

"ВОЛШЕБНЫЙ ЛОСКУТОК"

Педагог дополнительного образования:

Рязанова Надежда Николаевна

Срок реализации 3 года

(возраст детей от 7 до 15 лет)

Сентябрь 2013г.

с. Семёновское

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план
  3. Учебно-тематический план 1 года обучения
  4. Содержание программы 1 года обучения
  5. Учебно-тематический план 2 года обучения
  6. Содержание программы 2 года обучения
  7. Учебно-тематический план 3 года обучения
  8. Содержание программы 3 года обучения
  9. Методическое обеспечение программы

10.Литература

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.Концептуальная часть программы

Данная программа модифицированная. Программа имеет направленность декоративно – прикладное творчество и ИЗО. Шитьё из лоскутков, корни которого уходят в далёкое прошлое, среди известных видов рукоделия занимает особое место. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явились бедность и бережливость (в славянской культуре не принято было ничего выбрасывать). Именно это вынуждало женщин из остатков кроя, старой одежды делать изделия окружающего быта. С годами отношение к такому виду рукоделия как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций постепенно отошло в прошлое.Во многих странах шитье из лоскута стало национальным видом декоративно-прикладного искусства. В России лоскутное творчество стало интенсивно развиваться во второй половине XIX века. В 20-е годы этот вид искусства не вошёл в перечень народных промыслов, поддерживаемых государством, и сохранялся только усилиями немногих мастериц в основном на севере и на юге России.

Сегодня этот незаслуженно забытый вид красочного творчества начинает постепенно возрождаться, о чем свидетельствуют Всероссийские фестивали лоскутного искусства в Санкт-Петербурге, Иваново и др. городах. Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века "каменного".Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики. По данной программе дети имеют возможность не только обучаться лоскутному творчеству, но и изучать этикет, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют погружению в удивительный мир славянской культуры. Опыт работы с детьми показывает, как порой не хватает им духовного общения со взрослыми.

Данная программа предполагает деятельный подход к освоению традиционной культуры не только детьми, но и родителями, и педагогами. По уровню освоения эта программа является обще развивающей, так как способствует формированию духовного мира детей, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.

Актуальность занятий таким видом рукоделия, особенно важно для детей небольших городов и сельских населенных пунктов, проявляется не только в решении проблемы свободного времени, но и в существенной помощи семейному бюджету, а главное в целенаправленной и осознанной ориентации в выборе профессии.

По целевой установке программа является образовательной (знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности). Возраст детей: от 7 до 15 лет. Срок реализации: 3 года. Занятия первого и второго года обучения проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 ч.

2.Цели и задачи образовательного процесса

Целью данной программы является создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого ребенка на основе постижения им нравственных основ народной культуры и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники традиционного лоскутного искусства.

Творчество для любого человека – это вдохновение, замысел, логика, сопоставление, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребенка в будущем.Важной задачей является приучение детей к аккуратности, воспитание терпения на трудном пути постижения мастерства, чувства, бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

- Формирование специальных знаний по предмету (основы цветоведения, материаловедения, портновские термины).

Приобретение технических знаний, умений и навыков (подготовка материалов к работе, стежки и строчки, виды простых лоскутных орнаментов "Елочка", "Колодец" и др.).

Воспитательные:

- Приобщение детей к истокам русской народной культуры, народному декоративно-прикладному творчеству.

Формирование внимания, уважения к людям, терпимости к чужому мнению,культуры поведения и общения в коллективе.

Развивающие:

Повышение деловой активности обучающихся и других качеств, необходимых подрастающему поколению.

Подготовка обучающихся в рамках центра будущей семейной жизни, прививаем практические навыки в работе с иглой, нитью, тканью.

Развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие художественных способностей каждого ребенка.

Развитие эстетического восприятия художественного вкуса, творческого воображения.

Обогащение разнообразие досуга таким популярным рукоделием, как лоскутная техника.

Социальные:

Создание благоприятной атмосферы для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Помочь ребенку найти друзей и самореализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами и родителями.

Научить детей интересно и полезно организовывать свой досуг

3.Формы подведения итогов реализации образовательной программы и критерии оценки

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, сформированности его личных качеств(любовь и уважение к Родине, умение общаться со сверстниками и взрослыми и т.д.).

На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний:

Беседы в форме вопрос-ответ, с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.

Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысит интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.

Контрольные работы на время. Устраиваются для проверки навыков шитья, умения подбирать ткани по цвету и фактуре, самостоятельного вычерчивая схемы и выполнения простейшего изделия.

Основной формой проведения итогов обучения является участие детей коллектива в районных, городских всероссийских и международных выставках и фестивалях.

Овладеть видами простейших техник лоскутного шитья ("Елочкой", "Колодец" и др.).

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Учебно-тематический план 1-го года обучения

№ п/п

Название разделов и тем

теория

практика

общее кол-во часов

Вводное занятие "Кто мы?"

Историческая память народа

Народная культура

Декаративно-прикладное искусство

Лоскутное искусство

техника безопасности

осеннее новолетие

"всякому лету аминь!"

Красота Земли-Матушки (основы цветоведения)

Щедрая осень

III.

"Хозяйка Мира"

"Матушка Покрова"

"Как рубашка в поле выросла?" (основа материаловедения)

"Вслед за солнышком живем"

Ритм в народном орнаменте

Лоскутный орнамент. Лоскутные орнаменты из полос

Древняя техника лоскутного шитья на Руси - "Треугольники"

Народные обряды и обычаи зимних святок

Рождественские подарки

Рождественская звезда. Лоскутная схема "Звезда"

Повторение пройденного

символика народной одежды

компоненты старинного костюма. Тряпичная кукла в народном костюме

Повторение пройденного

VII.

"Душа ль моя Масленица"

Веселая ярмарка

VIII.

"Мост на семь верст"

Обряды и обычаи Великого Поста. Пасхальные подарки

К Светлому дню

Повторение пройденного

Весеннее новогодье

"Вот пришел к нам Егорий"

"Весна-красна"

Итоговое занятие

Всего часов

Вводное занятие

Ознакомление с содержанием программы. Режим работы. Основные темы. Необходимое оборудование.

"Кто мы?"

Историческая память народа

Понятие о роде человеческом как творческой, призывающей к жизни силе природы. Понятие"народ".Беседа с элементами игры.

Народная культура

Многообразие видов народной художественной культуры. Культура как форма общенародной памяти.

Декоративно-прикладное искусство

Понятие ДПИ, его отличие от других видов искусства. Показ видеофильма"Прикладное искусство".

Лоскутное искусство

история мирового лоскутного искусства. Техника безопасности. Подготовка ткани и инструментов к работе. Виды стежков и швов.

Осеннее новолетие "Всякому лету аминь!"

Знакомство с осенними праздниками народного календаря. Знакомство с древними обрядами и обычаями жатвы. Праздник"Капустник".

Красота Земли-Матушки

Начальные сведения о цвете. Эмоциональные свойства цвета. Какие бывают краски и имеют ли они характер.

"Как рубашка в поле выросла?"

Начальные сведения о ткани. Откуда берется нитка? Знакомство с видами натуральных волокон. Виды, фактура тканей, узоры.

"Вслед за солнышком живем".

Ритм-способ организации явлений природы и человеческой деятельности

Представление о ритме в жизни природы и человека. Меры природных ритмов. Образ петуха как вестника восхода солнца в народной культуре.

Ритм в народном орнаменте

Отображение ритма человеческой жизни в народной культуре(древо жизни).Выполнение портретов разных времен года(работа с красками).Орнаменты на старинных предметах быта. Игра "напиши письмо в прошлое".

Лоскутный орнамент

Основные составляющие лоскутных орнаментов. Коллективная контрольная работа "Дом из кирпичиков".

Символика народных орнаментов. Лоскутные орнаменты из квадратов

Знаки земные и знаки воды, воздуха, души. Составление из элементов-знаков "рассказа" о мире, природе. Шитье образца салфетки по придуманной схеме.

Древняя техника лоскутного шитья на Руси-"Треугольник"

Составление схем из треугольников. Шитье образца(подушечка) по схеме "русский квадрат".

Народные обряды и обычаи зимних святок. Рождественские подарки

Знакомство с праздником "Зимние святки".Сложный состав праздника. Народные обычаи Рождественские подарки. Составление схемы и шитье "Сапожка".

Повторение пройденного

Выставка и обсуждение работ за полугодие

О чем расскажет нам народный костюм?

Компоненты старинного костюма. Тряпиная кукла в народном костюме.

Знакомство с типами женского костюма, Компоненты костюма. Изготовление куклы из лоскутов. Изготовление народного костюма для куклы. Выставка "Кукольный хоровод".

"Душа ль моя масленица"

Образ праздника "Масленица" в русской народной традиции

Особенность обычаев на Масленицу как прощание со старым и ожидание нового. Значение солнечных знаков. Изготовление "Солнышка".

Весенние заклички (лоскутная пластика)

Знакомство с обычаями заклинания весны. Изготовление птиц (лоскутная пластика).

К светлому дню

Роспись пасхальных яиц и изготовление открыток(лоскутная пластика).

Повторение пройденного

Выставка и обсуждение работ

"Весна-красна"

Какого цвета весна? Природа цвета, гармоничные сочетания. Составление "портрета" весны(коллективная работа).Изготовление открыток на тему "Весенний первоцвет" (лоскутная пластика)

Итоговое занятие. Выставка лучших работ за год.

Ожидаемые результаты к концу первого года обучения.

По окончании 1 года обучения дети должны:

Знать

Уметь

Освоить ритмическую последовательность традиционного народного календаря, особый символический язык народной культуры, образы словесного и изобразительного искусства, возникшие в результате осмысления мира природы нашими предками.

Открыть для себя нравственные и эстетические ценности, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека.

Научится понимать свою причастность к вечному циклическому движению природы и бережно относиться к ней.

Научится понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним

Научится правильно подготавливать ткань к работе подбирать ее по цвету и фактуре.

Освоить простые портновские термины и виды швов.

Получить навыки шитья на швейной машинке.

Овладеть видами простейших техник лоскутного шитья ("Елочкой","Колодец" и др.).

3. Учебно-тематический план 2-го года обучения

№ п/п

Название разделов и тем

Теория

практика

общее кол-во часов

Вводное занятие "Откуда мы? Чем живы?"

Повторение тем. Народная культура. ДЛИ нашего города

Лоскутное искусство России

Осеннее новолетие

Какого цвета осень?

С "Новым годом", с новым урожаем!

III.

"Хозяйка Мира"

Матушка Природа

В гостях у Василисы Примудрой

Повторение пройденного

Дом, открой свою тайну!

Дом как Мир

Готовимся к зимним святкам

Зимние сказки (лоскутная аппликация)

Рождественские открытки

VII.

Повторение пройденного

VIII.

О чем расскажет нам народный костюм?

Женский костюм, его символы, и составляющие

"Широкая Масленица"

"Веселая карусель" (цветоведение)

"Ярмарка"

"Мост на семь верст"

Великий пост-золотые руки

Пасхальное яйцо (лоскутная пластика)

Повторение пройденного

XII.

Во поле, во зеленом дубровье

"Не бывать весне на Руси святой без Егория!"

"Ай, ай, месяц май"

Итоговое занятие

Всего часов

Вводное занятие:

Основные темы 2-го года обучения. Режим работы. Необходимое оборудование. Техника безопасности.

Откуда мы? Чем живы? Повторение тем. Народная культура. ДЛИ нашего народа.

Народные промыслы: Хохлома, Гжель, дымковская игрушка Путешествие в историю русского быта по русским народным сказкам.

Лоскутное искусство России.

Лоскутное искусство.Особенности его развития в России. Просмотр видео-фильма Всероссийского фестиваля "Лоскутный стиль".

Осеннее новолетие. Какого цвета осень?

Красота и неповторимость осенних деревьев. Осенние листья из лоскутков. Коллективная работа (лоскутная мозаика)

С Новым годом, с новым урожаем!

Календарная обрядовая культура народа как форма взаимоотношений человека и природы.

Хозяйка Мира матушка природа

Образ женщины в народном изобразительном искусстве, загадках, сказках. Материаловедение.

В гостях у Василисы Премудрой

Отражение идеи трудолюбия, доброты и добросовестности в русских народных сказках. Шитье мини-коврика.

Повторение пройденного

Выставка и обсуждение работ.

Дом, открой свою тайну! Дом как Мир.

Образы природы, Вселенной и человека в конструкции дома, его убранстве. Композиция на тему "Крестьянский дом"(работа с красками и лоскутом).

"Кто, кто в теремочке живет?"

Текстильное убранство дома. Продолжение темы "Лоскутные орнаменты".

"Скатерть бела, весь Мир одела"

Основы композиции "Тайна Белого листа".Рисование композиционных схем и образцов. Создание эскиза. Составление композиций на темы Рождества и зимних сказок.

Готовимся к зимним святкам. Зимние сказки(лоскутная аппликация)

Повторение темы "Зимние святки","Святочные посиделки", "Коляда".Выполнение аппликации (панно) на темы зимних сказок.

Рождественские открытки

Изготовление Рождественских открыток с применением лоскута и клея.

Повторение пройденного.Выставка лучших работ за полугодие. О чем расскажет нам народный костюм? Женский костюм, его символы и составляющие.

Русский народный костюм -художественный язык народной культуры. Одежда как цельный образ народа. Смысловое значение орнаментов и деталей одежды. Изготовление девичьей повязки на голову.

"Ах, сошью я, матушка, красный сарафан"

Снятие мерок, изготовление выкройки и шитье сарафана.

"Широкая масленица"."Веселая карусель".

Повторение темы "Цветоведение"

"Ярмарка"

Повторение пройденных тем. Изготовление небольших изделий (салфетка, подушка, прихватка).

"Мост на семь верст". Великий пост-золотые руки

Смысл поста в народной традиции. Пост как благодетельная норма жизненного поведения. Витражные аппликацию

Жавороночки, прилетайте к нам!

Весенние заклички птиц как способ заклинания весны. Изготовление птиц (лоскутная пластика).

Пасхальное яйцо(лоскутная пластика)

"Роспись пасхальных яиц".Изготовление объемных салфеток для куличей и яиц.

Повторение пройденного. Во поле, во зеленом дубровье. "Не бывать весне на Руси святой без Егория!".

Народные обряды Егорьева дня, его связь с идеей весны. Выполнение небольших изделий по пройденным схемам.

"Ай, ай, месяц май"

Коллективная творческая работа на тему "Весна-красна".

Итоговое занятие: подведение итогов года, выставка лучших работ.

Ожидаемые результаты к концу второго года обучения.

По окончании 2 года обучения дети должны:

5. Учебно-тематический план 3-го года обучения

№ п/п

Название разделов и тем

Теория

Практика

Общее кол-во ч.

Вводное занятие «Все мы живем на Божьей росе; под красным солнышком»

«С кем поведешься,от того и наберешься»

Что сторона, то новина

Лоскутное искусство стран Европы и Америки

осеннее новолетие

Осень велика,зима долга(геометрическая композиция лоскутных изделий)

Льняные смотрины(объемные лоскутные элементы)

III

Повторение пройденного

3

3

IV

Дом,открой свою тайну

1

Мир как дом(пэчворк)

3

9

12

2

Счастье тому,кто в этом дому

2

12

14

V

Повторение пройденного

3

3

VI

Готовимся к зимним святкам

1

Добро творить-себя веселить

2

12

14

VII

Повторение пройденного

3

3

VIII

О чем расскажет нам народный костюм?

1

Лоскутная техника в костюме

3

6

9

2

Традиции в моделировании одежды

3

15

18

IX

Широкая масленица

1

"Как потрудился,так и повеселился"

3

15

18

X

Повторение пройденного

3

3

XI

Мост на семь верст

1

"Учись доброму, худое на ум не пойдет"

3

15

20

2

"В день свят суеты спят"(традиции пасхального подарка)

4

10

10

XII

Повторение пройденного

3

3

XIII

Весеннее новогодье

1

Пора землю будить(современные мозаичные узоры)

2

7

9

2

"Доброе семя-в добрую пору"

9

9

XIX

Итоговое занятие

4

5

Всего часов

66

150

216

6.Содержание программы 3 -го года обучения.

Вводное занятие

Основные темы программы третьего года обучения. Режим работы. Техника безопасности.

"Все мы живем по божьей росе, под красным солнышком"."С кем поведешься, от того и наберешься".

Взаимный обмен в области материальной культуры разных народов мира. Чувство единства с природой.

"Что сторона, то новина".

Своеобразие культур народов мира. Сравнение техник гавайской и персидской аппликации.

Лоскутное искусство стран Европы и Америки.

Сравнение техник пэчворка и квилинга. Художественное и техническое выстегивание.

Осеннее новолетие. "Осень велика, зима долга".

Обрядовость осенних работ. Глубина народной памяти. Вычерчивание орнамента, изготовление образца одного из орнаментов.

Льняные смотрины

Покровские вечерки. Осенне-зимние женские рукоделия. Лоскутные объемные элементы. Шитье небольших изделий.

Дом, открой свою тайну! Мир как дом

Образ вселенной как обычного дома. Внешнее и внутреннее убранство дома. Пэчворк.

"Счастье тому, кто в этом дому".

Текстильные предметы интерьера. Шитье небольшого комплекта интерьера (скатерть, салфетки, прихватки).

Готовимся к зимним святкам."Добро творить-себя веселить".

Повторение темы "Зимние святки".Изготовление аппликаций на рождественские темы.

О чем расскажет нам народный костюм? Лоскутная техника в костюме.

Традиции применения лоскутных узоров и аппликаций для украшения одежды.

Широкая масленница. "Как потрудился, так и повеселился"

Традиционные техники в лоскутных узорах русского лоскутного искусства. Шитье покрывала.

Мост на семь верст."Учись доброму, худое на ум не пойдет"

Духовный смысл поста в народной традиции. Характера ручного труда во врем поста.

"Вдень свят суеты спят"

Традиции пасхального подарка. Изготовление салфетки - мелажницы.

Весеннее новогодье. "Пора землю будить"

Сила пробуждения природы. Современные сложные мозаичные узоры.

"Доброе семя в добрую пору"

Коллективная работа на тему "Мировое древо".

Итоговое занятие. Подведение итогов и выставка лучших работ за год.

Ожидаемые результаты к концу третьего года обучения.

По окончании 3 года обучения дети должны:

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Основной формой работы творческого объединения «Волшебный лоскуток» является учебное занятие.

В процессе освоения курса используются следующие типы учебных занятий: изучение нового материала (объяснение, обобщение, выполнение работ с использованием предложенных образцов), самостоятельного применения знаний, умений и навыков (аттестационные работы, выставки, ярмарки). Также проводятся занятие-праздник, занятие-игра. Высокая работоспособность детей обеспечивается за счет поддержания интереса в течение всего занятия различными формами и методами преподавания используются индивидуальные и групповые формы. Чтобы создать атмосферу творчества используются беседы, викторины, конкурсы.

Основными методами обучения в творческом объединении являются:

- объяснительно –иллюстративные, метод консультирования, практическое закрепление полученных на занятиях знаний, метод проверки и контроля знаний за их выполнением, использование для обучения различных пособий и журналов. Наряду с этими традиционными методами, программа обучения предполагает так же использование и других форм и методов обучения и воспитания: это и диспуты, и обмен мнениями, и посещение выставок.

Одним из методов, способствующих достижению поставленных в ходе занятий декоративно-прикладным творчеством задач, является индивидуально комплексный подход к учащимся, который заключается:

-в создании разновозрастных групп, когда дети младшего и среднего возраста, занимаясь одновременно, осваивают программу, выполняя задания разной степени сложности изделий (в зависимости от возраста и способностей

-в возможности освоения каждым учеником различных техник отделки изделий, что значительно расширяет у детей диапазон их теоретических познаний и практических навыков.

Работа с разновозрастными группами дает возможность подключать более опытных и умелых учащихся к процессу обучения младших

то формирует такие черты характера, как взаимопонимание, взаимовыручка, умение сочетать индивидуальное творчество с коллективным сотрудничеством. Кроме того, этот метод облегчает дифференцированный подход к обучению ребенка, не ущемляя при этом достоинства менее способных учащихся и в то же время, позволяя более полно раскрыть творческий потенциал талантливых детей.

Отличным фоном на занятиях является тихая, спокойная музыка, создающая детям хорошее настроение и работоспособность. У детей есть время подумать о своих близких и друзьях, приготовить им сюрпризы и подарки.

Вопросы эстетического воспитания присутствуют на каждом занятии: расположение узора, соответствие декора назначению оформляемого изделия, его особенности. Важны цветовая гамма, соотношение размера цветной отделки с размерами вещи.

Особенно важно развитие художественного вкуса, гармонии, колоритных цветовых сочетаний, кроме того, все изделия получаются неповторимыми, т.к. для каждого вариант отделки свой, индивидуальный. В процессе работы над изделием дети предлагают свои интересные варианты украшения изделий.

Опыт показал, что только тогда усвоение материала будет прочным, если оно сопряжено с интересом учащихся, с их творческой активностью. Ребёнку важно сохранить свою индивидуальность, самостоятельность и инициативу, для этого применяются формы и методы, при использовании которых развивается и поддерживается интерес к занятию:

1. организация образовательного процесса с вовлечением в процесс поиска, решение задач проблемного характера;

2. связь изучаемого материала с жизнью;

3. увязка материала с ранее приобретёнными знаниями;

4. обучение от простого к сложному;

5.частая проверка и оценка труда детей;

6.поддержка ребёнка похвалой и одобрением, после которого ребёнок работает с двойным усердием;

7.яркость и эмоциональная окраска, вложенная педагогом в учебный материал;

8.понимание того, что игровая деятельность предшествует учебной, а значит лежит в её основе.

Структура занятий такова, что 30-35% времени идёт на теорию и 65-70%-на практическую работу, поэтому, чтобы процесс изготовления изделий не проходил однообразно, его необходимо обогащать другими занятиями интеллектуального и физического плана. С этой целью детям предлагается прочесть стихотворение, рассказать забавную историю, поиграть в игру на развитие памяти и воображения, вспомнить народную пословицу или поговорку.

Для лучшего усвоения детьми учебного материала используются все виды наглядности: демонстрация образцов, изделий, эскизов, схем, иллюстрированной печатной продукции. Такой способ подачи материала повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию воображения, наблюдательности, мышления.

Принцип систематичности, последовательности обучения выражается в том, что на каждом занятии дети обучаются от простого к сложному, с учётом умственных, физических возможностей, достигнутого уровня знаний и умений.

Важным моментом в занятиях ручным трудом являются мероприятия, способствующие мышечной разгрузке ребёнка в перерывах между занятиями, устранение гиподинамии. С этой целью педагог проводит специальную гимнастику для позвоночника, глаз и рук, которую дети с удовольствием выполняют.

В течение учебного года воспитанники принимают участие в тематических выставках лучших творческих работ, ярмарках, благотворительных акциях.

В обучении приемам лоскутной техники, как и в других областях декоративно- прикладного искусства полезна повторяемость полученных знаний для закрепления в памяти определённых навыков. Поэтому учащимся предлагается изучение техник в таком порядке, где каждая новая техника требует повторения знания предыдущей. Техники разные, а приёмы одни и те же. На своих занятиях последовательно усложняю задания в зависимости от индивидуальных способностей. В таких случаях видно, кто на что способен и как этим способностям надо помогать.

Эффективность обучения повышается при введении элементов проблемности. Постановка и решение проблемных задач развивает творческие способности, делает труд более осмысленным. Стараюсь озадачить ребенка поиском самостоятельного решения, а не сразу даю готовый ответ.

Для этого воспитанникам предлагаю схемы, с помощью которых они сами создают варианты изделий. Когда навыки будут сформированы, предлагаю детям создавать различные композиции из отдельных элементов. Таким образом, комплексное использование методов обучения повышает надёжность усвоения информации, делает учебный процесс более эффективным.

На своих занятиях использую педагогические образовательные технологии: игровые, проблемные, технологии группового обучения, педагогика сотрудничества, технология творческой деятельности.

III. ИНСТРУМЕНТЫ:

1. Иголки разной величины (несколько наборов);

2. Нитки катушечные разных цветов (№ 40, 60, 10);

3. Мулине разных цветов;

4. Шелковые нитки разных цветов;

5. Суровые нитки (лучше кордовую нитку);

6. Наперстки детские (10-15 шт.);

7. Круглогубцы (2 шт.);

8. Ножницы обычные (5 шт.);

9. Круглые деревянные палочки для набивки сшитых форм ватой;

10. Швейная машина (по возможности);

11. Проволочные цветки для расчесывания искусственного меха (3 шт.);

12. Электрический утюг для разглаживания ткани.

IV. ЛИТЕРАТУРА, используемая педагогом для разработки программы.

1.Новицкая М.Ю. "Введение в народоведение("Родная земля").-М.:"Дрофа",1998.

2. Пармон Ф.М. "Композиция костюма".-М:Легпромбытиздат,1997.

3. Муханова И.Ю. "Лоскутное шитье".-М: МИЧ,1998.

4. Лысенко О.В, Комарова С.В. "Ткань. Ритуал. Человек."-СПб,1992.

5. Бондаренко Э.О."Праздники христианской Руси".-Калининград,1993.

1. Чудина Е.В. «Волшебные лоскутки» - Феникс, 2012г.

2. Вали Б.Д., Риколфи Р. «Лоскутное шитье», 2004г.

3. Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие», Каро, 2008г.


Программа кружка

(5 - 7 классы)

Руководитель кружка:

Черемисина Т.Н.

ПРОГРАММА

кружка «Волшебный лоскуток»

Характеристика образовательной программы

    Статус программы: экспериментальная.

    По возрасту: для среднего школьного возраста.

    По половому признаку: для девочек.

    По продолжительности реализации: 1 год.

    По форме реализации: групповая.

    По виду деятельности: технического творчества.

    По образовательной области: профильная.

    По способу реализации: творческая.

    По уровню усвоения: общекультурная.

    По направлению деятельности: прикладная.

Учитель технологии:

Черемисина Т.Н.

г. Благовещенск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная учебная программа предоставляет подростку условия: среду активного освоения деятельности, пробы себя и своих сил, поиска интересного творческого занятия и обучения, выбора своего дела и достойного его завершения в виде реального, осязаемого результата, свободного проявления изобретательства и фантазии. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или других целей. Общественное значение результатов деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.

Цель программы – развитие индивидуальных творческих способностей, художественной инициативы обучающихся.

Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

    Знакомство обучающихся с видами работ, выполненных в технике лоскутной пластики, практическое освоение способов и приемов работы с лоскутами ткани.

    Выявление склонностей и способностей обучающихся, оказание социально-педагогической помощи для наиболее полного раскрытия личностного потенциала.

    Воспитание уважения к народным обычаям и традициям, стимулирование социальной активности, участие в общественно значимых делах коллектива.

    Организация самостоятельной работы обучающихся.

    Развитие инициативы и творческой активности.

Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с древних пор. Лоскутное шитье как вид домашнего рукоделия естественным образом возникало везде, где работали с тканью. Обрезки тканей, выпады от кроя – тот материал, бережное отношение к которому и явилось мотивом зарождения и существования шитья из лоскута.

В деле воспитания подрастающего поколения народные художественные промыслы имеют огромное значение. Эта сокровищница народной культуры способствует развитию хорошего вкуса и любви к прекрасному.

Предлагаемая программа художественного лоскутного шитья направлена на развитие творческой деятельности обучающихся, на их эстетическое, грамотное, разумное отношение к предметной среде, способствует профессиональной ориентации. Изучение традиций, особенностей русского народного и зарубежного лоскутного шитья приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Посещение ими выставок, музеев декоративно-прикладного искусства повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию.

Использование текстильного лоскута в качестве изобразительного материала предполагает ознакомление обучающихся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества.

Работа с красочными, многоцветными узорчатыми лоскутами позволяет ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, познакомить с основами цветовой грамоты, научить создавать своими руками оригинальные декоративно-прикладные изделия.

Лоскутное шитье – это, как правило, орнаментальные композиции. Следовательно, дети знакомятся с понятиями, закономерностями построения орнаментов. На этапе составления, поиска оптимальных композиционных решений возможно использование компьютера.

Выполнение обучающимися изделий с использованием текстильного лоскута, может превратиться в увлекательное занятие, так как каждый этап сопряжен с творческим поиском. Кроме того, этот вид рукоделия позволяет использовать отходы текстильного и швейного производства, ткань, бывшую в употреблении.

Большое внимание уделяется технологическому аспекту лоскутного шитья. Без овладения технологией трудно добиться высокого качества изделий. На этом этапе дети знакомятся с материалами, инструментами и оборудованием для работы с лоскутом; с характеристиками тканей, с подготовкой ткани к работе; с организацией рабочего места; с технологией лоскутного шитья.

В процессе изучения программы обучающиеся знакомятся с различными видами техники и приемами лоскутного шитья: «полоска», «квадрат», «треугольник», «свободная техника».

Знакомство с этапами работы над лоскутным изделием обеспечивает технологичность на протяжении всей работы, а в итоге – высокое качество изделий из текстильного лоскута.

Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает проведение бесед, где необходимо раскрыть обучающимся удивительный мир красоты и гармонии народного искусства, вобравший в себя многовековые традиции художественного творчества. Важно умело сочетать наглядный показ способов и приемов лоскутного шитья с рассказом об искусстве, с демонстраций изделий народных мастеров.

Полученные теоретические знания необходимо тут же закреплять, выполняя практические работы. Следует приветствовать творческий нестандартный подход обучающихся к выполнению задания (к выбору композиции, цветовой гаммы и т.д.). Необходимо привлекать обучающихся к коллективному творчеству, что способствует развитию коммуникативных качеств личности. Коллективное творчество по созданию декоративно-прикладного изделия предполагает включенность каждого участника процесса на каждом этапе работы, от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет коллективное обсуждение, позволяющее повысить интеллектуальный уровень творческой группы.

В практической части обучающиеся выполняют различные варианты, салфеток, прихваток, панно и т.д.

Лоскутное шитье открывает простор для организации проектной деятельности. Это могут быть как индивидуальные, так и масштабные коллективные декоративные композиции, помогающие детям понять преимущества совместной работы повысить их самооценку. Они могут использоваться в оформлении класса, школы, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию детского творчества.

Небольшой объем учебного материала, заложенный в программу, предполагает организацию самостоятельной работы обучающихся. Эта работа предполагает выполнение эскизов для изделия, написания рефератов. Творческая деятельность школьников помогает им в усвоении учебного материала и организации досуга. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена дома.

Своеобразным отчетом о достижении кружковцев являются годовые выставки работ обучающихся.

Для эффективного проведения занятий кружка выпускаются методические рекомендации, приобретается специальная литература, фотографии, обучающиеся вместе с педагогом готовят раздаточный материал.

По окончании учебы в коллективе дети способны сами разработать узор изделия или композицию, технологию изготовления, выполнять сложные, многоэлементные и многоцветные лоскутные изображения.

В целом работа с детьми в области художественной обработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы пробудить в них творческое начало, научить понимать и любить красоту.

Программа предназначена для обучения девушек 5-7 классов. По программе могут обучаться как новички, так и обучающиеся уже знающие навыки лоскутного шитья.

Программа рассчитана на 1 год (34 часа) по 1 часу в неделю. На теоретическую часть отводится 13 часов, на практическую – 21 час.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Общее

кол-во

часов

Теорети-ческие

часы

Практи-ческие

часы

Вводное занятие

Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества

Технологические основы лоскутного шитья.

Цвет. Цветовой круг.

Гармоничные сочетания цветов. Техника полоска.

Орнамент. Виды орнаментов. Свободная техника.

Законы орнаментальной композиции. Техники «квадрат», «треугольник».

Приемы получения разнообразных фактур. Воспроизведение образцов традиционного лоскутного шитья.

Технология работы над лоскутным изделием.

Современные формы лоскутного шитья.

Заключительное занятие. Подведение итогов.

Итого:

1. Вводное занятие (1 ч).

Сообщение цели и задач коллектива, знакомство с учащимися, с планом работы на год. Показ готовых изделий, фотографий, эскизов. Вводный инструктаж по технике безопасности. Санитарно-гигиенические требования при выполнении работ. История развития лоскутного шитья.

2. Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества (1 ч).

Традиционное лоскутное шитье России. Термины. Ткань как материал для творчества.

3. Технологические основы лоскутного шитья (2 ч).

Материалы, инструменты и оборудование. Работа с тканью. Характеристика тканей. Подготовка ткани к работе. Организация рабочего места. Основные технологические понятия лоскутного шитья. Технология лоскутного шитья. Изготовление шаблонов. Выкраивание лоскутных деталей. Стачивание лоскутных деталей. Влажно-тепловая обработка (ВТО).

4. Цвет. Цветовой круг (1 ч).

Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон. Светлота. Тон. Тоновое изображение. Насыщенность. Теплые и холодные цвета. Локальный и обусловленный цвета. Цветовой круг. Основные и составные цвета.

5. Гармоничные сочетания цветов (1 ч).

Гармония в цвете. Колорит. Гармонии родственных цветов: одноцветная гармония, смежная гармония, тональная гармония. Контраст. Гармонии контрастных цветов: парная гармония, гармония триады. Цветовая гамма.

6. Техника «полоска» (3 ч).

Общие правила при работе с полоской. Выполнение рисунков из полосок одной ширины, «диагональная раскладка», «прямая раскладка», «паркет», «колодец», «американский квадрат», «цветные кольца», «полосы», «внутренние дворики», «русский квадрат», «ананас», «мельница». Составление лоскутного полотна из блоков с диагональной раскладкой полосок. Рисунки из наборных полос. Перевод рисунков вышивки в лоскутные рисунки из наборных полосок.

7. Орнамент (1 ч).

Виды орнаментов. Закономерности орнаментальных построений. Понятие о композиции орнамента. Пропорции. Ритм и пластика. Симметрия. Статичные и динамичные композиции. Композиционные решения лоскутных полотен.

8. Свободная техника (3 ч).

Варианты сборки лоскутов в «свободной технике»: сборка от середины основы, схема «Роза», сборка от края основы, сборка лоскутов в рисунок, вписанный в треугольник. Применение «свободной техники» лоскутного шитья в швейных изделиях бытового назначения.

9. Законы орнаментальной композиции (1 ч).

Закон прпорциональности. Закон соподчинения. Закон трехкомпонентности. Закон контраста. Закон орнаментального контрапункта. Закон простоты.

10. Техника «квадрат» (2 ч)

Выполнение рисунков в технике квадрат. Выполнение пуфиков. Выполнение грелки на чайник «Малинка». Выполнение прихватки.

11. Техника «треугольник» (2 ч)

Выполнение рисунков в технике «треугольник». Способы соединения треугольников в квадрат. Способы сборки рисунков из треугольников. Составление рисунков по сеткам. Составление рисунков из отдельных элементов.

12. Приемы получения разнообразных фактур (3 ч)

13. Технология работы над лоскутным изделием (7ч)

Замысел, поиск композиционного решения. Выбор, подготовка и определение расхода материала. Выполнение схемы в М 1:10. Выполнение рабочего чертежа. Выкраивание деталей из ткани. Сборка лоскутного полотна. Решение и сборка каймы. Подготовка изнаночной стороны и прокладки к сборке. Соединение трех слоев изделия. Обработка края изделия. Стежка.

14. Современные формы лоскутного шитья (5 ч).

15. Заключительное занятие (1 час). Подведение итогов.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Учащиеся должны знать:

Общие сведения о различных направлениях декоративно-прикладного искусства;

Требования безопасности труда;

Инструменты, материалы и приспособления для работы;

Основы цветоведения;

Основные понятия об орнаменте;

Законы и правила орнаментальной композиции;

Закономерности орнаментальных построений;

Основные технологические понятия лоскутного шитья;

Технологию лоскутного шитья;

Основные приемы и техники лоскутного шитья;

Технологию работы над лоскутным изделием.

Учащиеся должны уметь:

Планировать свою работу;

Соблюдать правила техники безопасности;

Выбирать, подготавливать и определять расход материала;

Составлять схемы, эскизы орнаментов;

Выполнять рабочий чертеж;

Выполнять соединение блоков;

Выполнять основные приемы лоскутного шитья (полоска, квадрат, треугольник);

Выполнять сборку лоскутного полотна;

Выполнять сборку каймы;

Соединять три слоя изделия;

Обрабатывать край изделия;

Выполнять ручную и машинную стежку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Нагель, О.И. Художественное лоскутное шитье: учебно-методическое пособие для учителя / О.И.Нагель. – 2-е изд., доработанное. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с.

    Хворостухина, С.А. Золотая книга домашнего рукоделия / С.А.Хворостухина. – М.: Вече, 2005. – 512 с.

СОЗДАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ

Ведущая идея программы – помощь растущему человеку в образовании, духовном и интеллектуальном развитии. Основу содержательной деятельности составляет детский коллектив, занимающийся в сфере декоративно-прикладного искусства. Основу организационно-методической деятельности составляет складывающаяся система работы учителя с детским коллективом.

В целях обеспечения учебной части программы создается научно-методическая база: это методические рекомендации и разработки по темам, наглядные пособия, учебная литература, раздаточный материал в виде карточек, схем, эскизов, образцы готовых изделий, фотографии, сбор материалов по другим видам декоративно-прикладного искусства, проводятся выставки.

Программа находится в стадии эксперимента. Вследствие этого она будет дополняться и совершенствоваться.

  1. Пэчворк - вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.
  2. Пенал сшитый своими руками в технике Пэчворк.

    И чтобы его сшить, кроим такие детали: 2 прямоугольника из тканей двух расцветок 22 х 39 см и такого же размера кусок синтепона, один прямоугольник ткани 23 х 39 см, который сразу сложила пополам (это будущий кармашек) и ещё приготовила заготовочку для петельки

    Далее складываем все по порядку: синтепон, сверху прямоугольник из ткани, которая будет внутри, лицом вверх, на него будущий кармашек, подровняв по нижней длинной стороне, с одной стороны петельку, направленную к центру, сверху прямоугольник из ткани, которая будет снаружи, лицом вниз:

    Прострочить по периметру, оставив не прошитым небольшой участок:

    Срезать припуск синтепона, до самой строчки, а также обрезала уголки:

    Вывернуть, зашила не прошитый участок вручную. И сделалать 18 "кармашков" для карандашей, каждый 2см в ширину (сначала начертить карандашом, потом строчить)
  3. Что нужно для занятия пэчворком?

    Для начала работы вам понадобятся:
    различные обрезки или специальные ткани для пэчворка
    хорошие ножницы
    линейки
    шаблоны, выкройки и разноцветные нитки
    пэчворк-схемы, по которым вы будете шить.

    Очень важно в пэчворке не только аккуратно сшить лоскутки, но и «попасть в цвет», создать единую картину.

  4. Как выбрать ткань для пэчворка?

    Конечно, чем богаче у мастерицы выбор тканей для пэчворка - тем больше возможностей для творчества ей предоставлено. Еще недавно российским рукодельницам в пэчворк технике приходилось обходится обрезками обычных тканей, но сегодня существует масса специализированных магазинов, в которых можно приобрести ткани для пэчворка. Если обычные ткани желательно стирать перед началом работы, чтобы они потом не дали усадки, то ткани для пэчворка уже предназначены для шитья. Ткани для пэчворка преимущественно изготовлены из хлопка - чем материал дороже, тем выше его качество и гарантия того, что не произойдет усадки или рисунок ткани для пэчворка не начнет линять после стирки изделия.

    В пэчворке существует большое разнообразие удивительных орнаментов и рисунков с не менее удивительными названиями - «дрезденская тарелка», «французский букет», «бабушкин сад». Для желающих овладеть пэчворк техникой существует масса книг и пособий формата «пэчворк для начинающих». В них можно найти как полезные советы по пэчворку, описание техники и нюансов стиля пэчворк, так и различные пэчворк схемы, наличие которых значительно облегчает процесс создания пэчворк-изделия. Можно также посетить специальные курсы «Пэчворк для начинающих» - поищите такие в интернете по запросу «пэчворк мастер класс» и укажите город, в котором вы проживаете. Вообще, если нет опыта, но выбрали в качестве занятия пэчворк, для начинающих пэчворк-мастеркласс просто необходим. Также вы можете найти и скачать в свободном доступе пэчворк схемы. Так как сейчас весьма популярен пэчворк, мастер-классы по этому виду рукоделия можно просмотреть онлайн на различных ресурсах, посвященных пэчворку.

  5. Лоскутное одеяло.

    Яркое легкое детское одеяло, украшенное аппликациями из разноцветного фетра (автор - Jо Osti Benvenuti) сшить не сложно.

    А пришивание красочных цветочков и сердечек - занятие настолько увлекательное, что вы и не заметите, как работа будет окончена.

    В общем, красивое, легкое и быстрое в исполнении одеяльце - просто находка для мамочек, которые хотят с пользой провести минуты отдыха и не прочь порукодельничать.

    Размер одеяла - 1,45 м Х 1,45 м.
    Состоит оно из 9 блоков (фланелевых квадратов с аппликациями размером 36,5 х 36,5 см, обшитых по контуру разноцветными полосками из фетра шириной 6 см). Схема ниже.

    Размер одеяла можно увеличить за счет дополнительных блоков.

    Для работы потребуется: 3 м (при ширине - 1,5 м) фланели светлого цвета и несколько листов мягкого синтетического фетра разного цвета.
    Фетр продается в любом магазине товаров для рукоделия.

    Аппликации нашиваются вручную обычным петельным швом, стежками с интервалом в 0,3 - 0,4 см.
    Собрав воедино все блоки, лицевую сторону одеяла надо продублировать еще одним слоем фланели, соединить и обработать край кантом.

  6. 1. Для этого следует действовать по пунктам, одновременно поглядывая на фото

    Б). вдоль периметра прямоугольника начертить рамку произвольно выбранной ширины

    В). опустить перпендикуляры из внутренних углов рамки на ее внешние стороны

    Г). отступить по 2,25 см от диаметрально расположенных внутренних углов рамки

    Д). из этих точек построить перпендикуляры на внешние стороны и на этом этапе уже можно определить размеры деталей, из которых следует собрать наши лоскутные прямоугольники. Откровенно говоря, чертить пришлось только для того, чтоб было проще объяснить. На практике все можно сделать обычными расчетами. Главное не забудьте увеличить каждую сторону любой детали на 2 припуска (1,5см).

    Ж). эта схема показана для того чтобы было понятно как заготовить половинки блоков. сплошная линия между двумя пунктирами есть та самая линия, по которой следует разрезать некоторые заготовки с тем, чтоб получить две половинки блока.​

    2 .Теперь о том, что еще можно получить из наших прямоугольников кроме блока «треугольники в рамке». Как бы там ни было, а без сборки прямоугольных блоков нам не обойтись. Но начнем мы с того, что соберем сначала ту сторону прямоугольника, которая состоит из двух частей (В и С). Для этого вырежем полосы шириной равной длине этих деталей с припусками и сшив их по длинной стороне нарежем на части равные ширине тех же деталей не забыв прибавить 1,5см для припусков.
    3. Осталось вырезать остальные детали и собрать их уже известным способом.
    4. Собрав нужное количество блоков, разрезаем каждый из них как уже говорилось выше.​

    5. Собираем в узор четыре половинки, как показано на фото, и сшиваем их попарно, совместив швы.
    6. В результате получим вот такой блок «мельница». Симпатичный многоцветный блок, который собирается достаточно легко и просто, экономичен при раскрое, так как режем только прямоугольные детали. Но есть у него и недостаток – его стороны нарезаны по косой, а следовательно могут растянуться при сборке с другим таким же блоком. Для того чтоб обезопасить себя от подобных неприятностей лучше соединять такие блоки через разделительные полосы выкроенные по направлению долевой нити.​

  7. 7. Если собрать прямоугольные блоки так, чтоб поменять местами ткани используемые для деталей А и С, то можно получить орнамент, который вы видите на сарафане. Для этого блоки нужно также разрезать и собрать полученные треугольные детали в полосу. Причем там чередуются обе половинки от одного прямоугольника, а затем обе от другого. Каждый второй треугольник просто перевернут. Если подобные орнаменты необходимо заключить в круг, то следует сохранить целостность узора. А это значит, что ширина изделия должна соответствовать длине окружности орнаментальной полосы.
    8. Теперь о том, как шился этот кукольный сарафан. Собрав орнаментальную полосу, я определилась с шириной деталей юбки. Полученную величину разделила на два и к результату прибавила 1,5см в виде припусков для шва. Вырезав прямоугольники нужного размера, сложила их лицевой стороной друг к другу, а затем сшила с двух сторон.
    9. Для того чтоб скрыть необработанные припуски орнаментальной полосы есть смысл посадить ее на клеевой тканый материал. Для кукольного изделия вполне сгодится и нетканый флизелин. Кроме того, так можно предупредить растягивание сторон орнамента. Следующий шаг – соединяем юбку с орнаментальной полосой. А затем обрабатываем бейкой противоположный край орнамента. Все, юбка готова.
    10. Сшиваем полосу ткани, выворачиваем, проглаживаем, придав ей правильную форму. Затем разрезаем на две равные части – бретели для сарафана тоже готовы.
    11. Потребуется четыре прямоугольника, которые нужно сложить попарно лицевой стороной друг к другу. Между ними проложить бретельки и зафиксировать их положение..
    12. Осталось сшить прямоугольники по их коротким сторонам – нижний с нижним, а верхний с верхним. Затем, получив две окружности соединить их по кругу, одновременно пришивая и бретельки. Нитки нужно подобрать не светлые, как у меня, а в тон ткани. Я работала светлыми для того, чтоб было нагляднее.
    13. Осталось все вывернуть, прогладить и прострочить с лицевой стороны по линии присоединения бретелек – лиф готов. Последний шаг – соединяем его с юбкой – вот вам и сарафан. По этой же схеме можно сшить сарафанчик и на маленькую девочку, но следует предварительно снять мерки и сделать нужные расчеты.
  8. - А что можно посоветовать тем, кто еще только мечтает освоить лоскутное шитье?

    Чтобы овладеть всеми тонкостями этого искусства, нужно время и терпение. Главные условия успеха - художественный вкус и аккуратность. Составляя из лоскутков мозаику, важно, чтобы они гармонировали по цвету, иначе композиция будет рябить в глазах. Дополнительные сложности возникают в работе с пестрыми лоскутками, которые, кроме основного тона, имеют и другие цвета. Собирая разные кусочки ткани в единое полотно, мастер всякий раз проверяет получаемый эффект. При этом он больше опирается не на теорию цветовых сочетаний, а на свою интуицию.

    Начинать лучше с самых простых, небольших изделий, например с прихваток. Нужно научиться соединять два одинаковых по размеру, но разных по цвету прямоугольных треугольника в квадрат, затем из квадратов составить полоску, несколько полосок сшить в лоскутную пластину. Освоить первые шаги помогут книги по лоскутному шитью, переводные и отечественные. Их вы найдете в магазинах.

    Трудоемкую лоскутную технику можно усовершенствовать, применяя прозрачную линейку для лоскутного шитья и ножи для раскроя ткани. Они продаются в специализированных магазинах.

    Лоскутное шитье - удивительно теплый, домашний и женский вид творчества. Настоящие мастера, чтобы создать подлинное произведение искусства, используют уже не старые, выцветшие лоскутки, а специально подбирают и покупают красивые яркие ткани.

  9. Коврик из лоскутиков.
    1. Нарежьте лоскутки ткани на небольшие прямоугольники одинаковой ширины. Для изготовления коврика вы можете использовать остатки любых тканей - хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных. Сложите прямоугольники лицевыми сторонами попарно. Стачайте на швейной машине короткие стороны деталей. При этом не прерывайте строчку - подкладывайте под лапку следующую пару прямоугольников.

    2. Разрежьте строчку, разъединяя "ленту" на отдельные детали. Разверните каждую, отутюжьте. Сложите получившиеся детали еще раз попарно, лицевыми сторонами внутрь, и снова повторите действия, стачивая короткие края прямоугольников. Повторяйте, пока у вас не получится нужное количество лент, длина которых равна ширине будущего коврика.
    3. Сложите две ленты лицевыми сторонами внутрь и стачайте по краю вдоль. Точно так же присоедините к ним третью, четвертую и т. д. ленты - пока не получится полотно коврика. Технология изготовления очень проста и не требует точности стыковки швов, как в других лоскутных техниках. Отутюжьте его
    4. Выкройте из хлопчатобумажной ткани прямоугольник таких же размеров, как коврик. Сложите эти две детали лицевыми сторонами, прострочите по краю, оставив отверстие для выворачивания. Выверните, отутюжьте. Проложите по краю фиксирующую строчку.
  10. Полезные советы по шитью из лоскутов

    1. Больше внимания уделите однородности материала и его качеству. Хороший материал при стирке не сядет, не будет линять.

    2. Чтобы придать яркости цветным шелковым и хлопчатобумажным лоскуткам, постирайте их, а при полоскании добавьте уксусную эссенцию из расчета на 1 ст.л. – 3 литра воды.

    3. Для новичков лучше начинать шитье из лоскутов из хлопчатобумажной ткани – ситца, льна, сатина. Детали из них легко сшиваются, хорошо гладятся и прекрасно держат форму.

    4. Не забывайте оставлять запасы на швы при раскрое, приблизительно по 1,5 см с каждой стороны.

    5. Нитки и игла должны соответствовать толщине лоскутков.

    6. Цвет ниток также должен сочетаться с тканью.

    7. При сшиве лоскутов обратите внимание, где у них долевое направление нитей. Если на лоскуте сохранилась кромка, то нити, идущие вдоль нее – это долевые нити. Если же кромка не сохранилась, растяните лоскут в разные стороны. В том месте, где лоскут тянется меньше, проходит долевая нить.

    8. После каждой строчки необходимо утюжить фрагмент работы. Только так можно оставить лоскутный слой пластичным и придать ему должный вид.

    9. В изделии лучше не располагать вместе «холодные» и «теплые» тона. Следите, чтобы по краям был не яркий рисунок, иначе он затмит основной рисунок.

  11. Виды лоскутного шитья

    Лоскутное шитье – понятие довольно обширное. Это современное рукоделие представлено различными видами и техниками. Вот некоторые (наиболее популярные) виды лоскутного шитья.​

    Традиционный пэчворк
    Англо-американское рукоделие, цель которого – создание цельного полотна из отдельных лоскутков, сложенных в геометрические узоры. В этой технике можно сшить и большое покрывало, и маленькие прихватки для кухни. Как правило, сшитое покрывало или более мелкие изделия имеют лицевую (лоскутную) сторону и подкладку.​

    Крэйзи-пэчворк (сумасшедший лоскуток)
    Разновидность пэчворка, в которой соблюдается технология изготовления лоскутных полотен с использованием произвольных (неправильных) фигур, кривых полос и аппликаций. Кроме того швы здесь маскируются тесьмой или вышивкой, а само изделие (покрывало, подушка, панно, сумка, одежда) обильно декорируются лентами, бусинами, кружевом и другой фурнитурой.​

    Японский пэчворк
    Технология лоскутного шитья, объединившая восточные и западные традиции. В ней активно используется стежка, а предпочтение отдается шелковым тканям, из которых можно изготовить и шикарное лоскутное покрывало, и панно, и одежду. В основе узоров лежат традиционные геометрические формы: квадраты, треугольники, ромбы, уголки.​

    Квилтинг
    Считается, что квилтинг – это более широкое понятие, чем пэчворк. Однако в дословном переводе «квилтинг» – стеганое полотно. Это технология создания узоров с помощью стежки, когда между двумя полотнами прокладывается мягкая прокладка из синтепона, ваты или ватина, а узор вышивается машинной строчкой. Созданное в технике квилтинга объемное покрывало или одеяло выглядит более элегантно, чем просто собранное из лоскутов. С равным успехом возможно использовать эту технику и при изготовлении прихваток для кухни, диванных подушек или одежды для детей. ​

  12. Техники лоскутного шитья ​

    Технология сшивания лоскутов на первый взгляд достаточно проста: вырезай да сшивай, создавая своими руками любое задуманное изделие: покрывало, скатерть, подушку, прихватки для кухни или озорную одежку для детей. Но это только на первый взгляд. Лоскутное шитье – рукоделие, требующее на только умения обращаться с иголкой и ниткой, но и художественного вкуса, трудолюбия, усидчивости и аккуратности.

    Если посмотреть на образцы изделий, то возникает только один вопрос. Как именно удается создавать столь разные узоры, используя одинаковые элементы: блоки из полос или отдельные полосы, квадраты, уголки и треугольники, ромбы? А все дело в разных техниках, с помощью которых и создаются самые невероятные узоры. Давайте рассмотрим некоторые наиболее популярные техники (способы) лоскутного шитья.​

    Техника «Быстрые квадраты»
    Очень удобная техника для начинающих. Этим способом изготавливаются сборные квадратные блоки (быстрые квадраты), нарезанные из заранее сшитых полос ткани. В данной технике изготовить большое покрывало можно за считанные часы.​

    Техника «Акварель»
    Достаточно популярная техника, в которой тоже используются квадраты. Иногда квадраты сшиваются в блоки, из которых изготавливается полотно. Главное условие удачного изделия – правильно подобранная цветовая гамма.​

Похожие статьи