Плюсы и минусы позднего материнства. Поздний ребенок – это хорошо или плохо? Поздние дети плюсы и минусы

27.11.2023

Общественное мнение

Одна из явных особенностей – двойственное отношение к такой ситуации общества. Поощряя все, что так или иначе свидетельствует о стремлении к активности, сохранению молодости во всех проявлениях, к изменениям в жизни, оно выделяет сферы и отдельные мероприятия, где можно все это позволить, а где – нет. Женщина, которая в год пятидесятилетнего юбилея меняет работу, поступает в институт, переезжает в другой город, разрывает давно не устраивающие ее отношения и заводит новые, однозначно молодец. «Никогда не поздно начинать новую жизнь. Возраст мы придумываем себе сами. Ты доказала, что это – просто цифры в паспорте и главное – то, как мы сами себя ощущаем и как себя ведем». Все скажут что- то подобное, все будут восхищаться. Совсем другое дело, если эта же женщина объявит, что ждет ребенка. Да, она решилась на это с той же целью – сделать свою жизнь более полной, насыщенной, интересной. И – да, это тоже свидетельствует об активности и молодости. Тем не менее слова поддержки будут гораздо более сдержанными. «Молодец, что тут скажешь, решилась…» И никто не будет уверять, что возраст мы придумываем сами – наоборот, будут точные подсчеты и предостережения.

«Мне сорок шесть. И это – мой первый ребенок. И я была бы счастлива, если бы по этому поводу не происходило разногласий в семье и с подругами. Они своим вопросом «Ты хорошо подумала?» выводят меня из себя. Как будто я несовершеннолетняя или делаю что- то неадекватное. Да я думала больше, чем все они вместе взятые по поводу своих детей. И, конечно, для меня это тоже нелегко. Ведь даже медицинских обследований я прохожу больше, чем другие мамы. Так что просьба к окружающим – просто порадуйтесь!» Анна

Общество одобряет любое проявление молодости как образа жизни и мысли, любое стремление к этому. Но только не такое. Почему? Потому что это – коллективный бессознательный страх за потомство, за его здоровье и безопасность. Природа внушила его людям в глубокой древности, и в том, что касается деторождения, мы стремимся к общепринятым и проверенным временем нормам. В этой сфере сохраняются представления о подходящем и неподходящем возрасте, о том, что есть «вовремя» и что есть «не вовремя». Женщина, чье решение стать мамой противоречит этим представлениям, будет испытывать на себе сложный эмоциональный настрой окружающих. Нет, не осуждение, скорее, некое сомнение, удивление и напряженность. И многим будущим мамам это мешает чувствовать себя гармонично. К такому положению дел стоит быть готовыми. Чтобы каждый вопрос: «А не поздно?», каждый недоуменный взгляд не вызывал чувства обиды или протеста. Чтобы не тратить эмоции понапрасну и сосредоточиться на том, что является главным.

Что сказать ребенку?

Когда рождение ребенка происходит не так, как в большинстве семей, то вопрос о причинах всегда более значим, всегда стоит на одном из первых мест. Это будет интересовать ближайшее окружение сейчас и будет поводом для раздумий самого ребенка потом, когда он подрастет. Конечно, всех людей волнует в той или иной степени история их появления на свет. Однако дети, родившиеся в самой обычной семье и в самых обычных обстоятельствах, почти никогда не задаются вопросом «Почему и как я появился на свет?», даже если потом, например, родители расстались. В отличие от детей, родившихся вне брака, или у слишком юных мам, или – наоборот – у тех, кто по возрасту вполне мог бы стать и бабушкой. Ведь в первом случае ситуация воспринимается как обычный нормальный ход жизни, во втором – как некая особенная история. В сознании человека, родившегося «не как у всех», история его появления на свет всегда занимает большее место. И в детском возрасте, и позже. И она может значительно влиять на его мироощущение.

«…Никогда не спрашивала у мамы, как я родилась. Почему-то было тревожно думать об этом. И, хотя я видела фотографии, где мама беременная, и такие, где мне всего несколько дней, мне всегда казалось, что я не родная. Когда училась в пятом классе, мама тяжело заболела, и ее подруга как-то сказала: «Хорошо, что хоть ты есть. А то сейчас бы вообще одна осталась». Еще позже от этой же подруги я узнала, что мама не любила своего мужа и не хотела от него детей. Потом они развелись, мама долго искала идеального мужчину для отношений. В сорок лет забеременела от случайного знакомого, и подруги уговорили ее родить – как говорится, для себя. «Она тебя очень ценила. Может, не всегда это показать умела». Я понимаю, что мама не умела общаться с ребенком. Не обижаюсь на нее. Но у меня очень долго было чувство, что я лишняя, случайная, что мне не особенно рады. Оно исчезло только сейчас, когда родились дети и я ощутила, что значит настоящая привязанность». Майя, мама Маши и Лени

Их нравы

Не все истории рождения «поздних» детей драматичны. Во всем мире становится больше женщин, имеющих именно такой жизненный план. Образование, карьера, увлечения, саморазвитие и только потом – ребенок. Когда уже можно полностью сосредоточиться только на воспитании. И, конечно, есть пары, решившие в вопросах деторождения полностью довериться природе. И те и другие чувствуют себя абсолютно спокойно, уверенно в ожидании и передают эти чувства ребенку.

В этом отношении стоит заранее продумать, что, как и кому об этом говорить. Информация может быть правдивой, но она не должна травмировать или тревожить. Любому человеку важно сознавать неслучайность своего рождения, желаемость его для близких. И то, что именно это само по себе и было главной целью. Ребенку не очень приятно знать, что он появился на свет, потому что старший брат вырос, уехал, маме без него было очень плохо, и вот… Лучше, если родители всегда хотели еще одного ребенка и он, наконец, родился.

Уровень развития

Изменения активности, эмоциональности, скорости реагирования – все это неизбежно. Это бывает не так заметно, когда люди живут в обычном режиме, сами регулируют нагрузки. Но ребенок меняет условия существования кардинально, заботы о нем требуют приложения огромного количества сил.

«Слушай, а погремушки что – всегда такими громкими были? От них же с ума сойти можно», – сказал мне как-то муж. Сам он с дочкой только гуляет. Если встает по ночам, то у него потом давление, если долго играет – спина болит. Я, честно говоря, и сама очень устаю. Все-таки ребенок в восемнадцать и ребенок в сорок пять – это не одно и то же. С первым сыном я умудрилась еще и в институте учиться, а сейчас даже няню иногда вызываем. Сил не хватает на то, чтобы без перерыва играть – кормить – купать – гулять. И, конечно, очень не хватает тишины и состояния расслабленности. Но, надеюсь, скоро привыкнем к такому образу жизни. Потому что внимания и развлечений наша малышка с каждым днем требует все больше и больше». Елена, мама Юлии

Чем старше родители, тем спокойнее поведение детей. Это влияние воспитательной среды. Родители демонстрируют более сдержанные эмоции, более ровное отношение к разным ситуациям. Их речь, движения, мимика более мягкие, и даже шумные игры в исполнении тех, кому за сорок, не такие уж шумные. Дети бессознательно все эти черты перенимают, привыкают именно к такому образу жизни. Они в большей степени бывают склонны к созерцательным развлечениям, раньше других начинают читать, рисовать, учить наизусть стихи. Родителей это не беспокоит, скорее, наоборот, даже радует. Ребенок рано демонстрирует наблюдательность, хорошую осведомленность во многих вопросах. Однако, в компании других детей – на детской площадке, в садике – становится заметен некоторый отрыв от коллектива. Не то чтобы они не могли вместе играть, а просто их правила общения, их среда не такая, как у большинства детей. Ведь даже дошкольникам важно быть с партнером по играм, что называется, на одной волне. «Будь шустрее, активнее, веселись со всеми», – говорят родители. Но ребенок иногда даже не понимает, чего от него хотят. Решить проблему не по годам взрослого воспитания можно только одним способом – привлекать к общению других людей. Взрослых, но более молодых. Родственников, старших детей, друзей. Желательно, чтобы ребенок ходил в детский садик – даже если мама имеет возможность полностью посвятить себя семье. Это тоже будет способствовать активности и формированию разнообразных черт в поведении.

Страх за ребенка

«Я сама – поздний ребенок. Хорошо помню ощущения, когда кто-то из детей в садике или школе кричал: «Лариса, за тобой бабушка пришла!» С одной стороны, было обидно за маму, с другой, конечно, я стеснялась. Для себя еще тогда решила, что заведу детей только в очень молодом возрасте. Но по иронии судьбы все получилось совсем наоборот. Сейчас мне пятьдесят два. Детям – тринадцать и четыре. Им никто не говорит, что я бабушка – очень много уделяю внимания своей внешности и даже пластические операции уже делала. Но все равно переживаю за то, как дети воспринимают наш возраст. Боюсь, для отношений такая разница позже все-таки будет мешать. Во всяком случае, моим отношениям с мамой мешала. Мы никогда не были близки». Лариса, мама Саши и Полины

Все понимают, что прогнозировать будущее можно лишь до определенной степени и что спустя пять, десять лет все может пойти не точно по нашему плану. Однако молодому возрасту свойственна установка, получившая название в психологии «нереалистичный оптимизм». Все будет хорошо несмотря ни на что. Мысли о будущем у людей постарше могут быть тоже позитивными, но в них больше трезвого взгляда и связи факторов. В сфере родительства такая закономерность тоже существует. Чем взрослее люди, тем больше у них переживаний о будущем своих детей. И эти переживания очень детальны. Как мы будем выглядеть, когда ребенок закончит школу? Будем ли здоровы, чтобы самим все время заботиться? Не будет ли он отстраняться от нас? Случись что с нами – кто его поддержит? Как он вообще переживает, что у него такие родители? Если такие вопросы навязчивы, то дело, скорее, не просто в стремлении позаботиться и создать хорошие условия. Наверное, есть какой-то более глубокий страх, связанный с собственным переживанием и восприятием возраста. Об этом, конечно, стоит подумать. Почему пугает возраст, как себе представляете человека в разные жизненные периоды, какого отношения ждете. И – о том, что в этом плане было бы для вас, ребенка и семьи в целом идеальным. В реальности каждый человек все равно выбирает свой образ всего и следует ему. Что же касается детей, то возраст родителей, конечно, имеет значение и влияет на воспитание. Но совсем не в значении «ухудшает, осложняет». Отношения – сложная и многогранная структура, и все факторы взаимозависимы. Эмоции, слова, взгляды, готовность выслушивать, понимать и принимать, умение смотреть на ситуации с разных позиций, способность радоваться и демонстрировать позитивный взгляд на мир – все оказывает влияние на то, сложатся доверительные отношения с ребенком и будет ли он счастлив. И это, согласитесь, не зависит от того, сколько родителям лет.

Казалось бы, живи и радуйся. Поздний ребенок практически всегда долгожданный. Для него создают все условия, ему отдают самое лучшее. Маме уже не хочется вечером сбежать от малыша в театр или к подружке, она купается в материнстве. У нее даже местоимение «я» исчезает из лексикона, заменяясь местоимением «мы»: «Мы уже головку хорошо держим... нас по вечерам газики мучают... нам завтра прививку делать...»
Однако детские психиатры настроены весьма критически. «Поздние дети — это группа риска, — считает профессор Козловская. — Они очень уязвимы и в физическом плане, и в психическом, и особенно в психосоциальном. Поздняя беременность часто протекает тяжело, с гипоксией плода, с обвитием пуповиной.
Родить женщина самостоятельно уже обычно не может, ей делают кесарево. А если она все-таки рожает самостоятельно, это бывают трудные роды. Все это, естественно, отражается на здоровье младенцев. Поздние дети больше других подвержены всевозможным расстройствам: эндокринным, аллергическим, психосоматическим. На первом году жизни они практически стопроцентно болезненны.
Твоя бабушка пришла!
Я ненавидела детский сад, — вспоминает девятнадцатилетняя Нина. — Но не потому, что там приходилось спать днем или меня там обижали. Нет, в саду с детьми мне было веселее, чем дома. Но каждый вечер я с тоской ждала возгласа ребят: «Нина, за тобой бабушка пришла!» Я не отваживалась сказать им, что это не бабушка, а мама.
Боялась насмешек, и это всякий раз было для меня серьезной травмой...»

Но это еще полбеды. В конце концов, мало ли какие уколы самолюбия вынуждены терпеть дети! Одних травмирует их полнота, других — необходимость носить очки с заклеенным стеклом для выправления косоглазия, третьих — неуклюжесть, четвертых — плохая успеваемость в школе. Все мы сталкивались в детстве с насмешками и чего-то боялись.

Тут опасней другое: то, что «поздняя» мама не только физически, но и психологически ближе не к маме, а к бабушке.

Молодости свойственна бесшабашность. Когда я вспоминаю, как мы с мужем колесили по кавказскому серпантину в сорокаградусную жару, а на заднем сиденье легкового автомобиля спал, намаявшись, наш двухлетний сынишка, мне становится жутко. Но мы, захлестнутые азартом юности, казались себе неуязвимыми.

Спустя несколько лет, немного поумнев и остепенившись, я уже совсем по-другому, гораздо бережней относилась к маленькой дочке. А родив в тридцать четыре года третьего ребенка, вообще старалась лет до двух как можно меньше перевозить его даже по Москве, поскольку опасалась инфекций и замечала, что малыша нервирует шум транспорта, обилие новых лиц...

С поздним ребенком очень трудно избежать так называемой гиперопеки. Особенно если он единственный, выстраданный, да еще не отличается завидным здоровьем. А гиперопека порождает инфантилизм и детские страхи. В результате и без того неустойчивая психика ребенка расшатывается еще больше. Мир кажется ему агрессивным, полным опасностей.
Такое мироощущение мешает детям нормально общаться, служит почвой для развития неврозов. В подростковом же возрасте, когда на первый план выходят самолюбие и желание самоутвердиться, это часто оборачивается отчаянным бунтом. «Как с цепи сорвался, ничего не желает слушать, пустился во все тяжкие» — вот типичные жалобы растерянных родителей, не понимающих, что случилось с их еще недавно таким несамостоятельным ребенком.

Где найти товарища по играм?
В молодых родителях еще в самих много детского. С одной стороны, это минус, поскольку взрослые подчас становятся на одну доску с ребенком. Папа играет с сыном в настольные игры как со взрослым партнером и ни в какую не желает уступать, мама всерьез обижается на дочку, как на подружку. Но с другой стороны, им и поиграть обычно с ребенком легче, и побегать, и попрыгать, и побороться. Они еще не забыли себя в детстве, да и в боку не колет, сердце не прихватывает.

Поздние дети и здесь оказываются в невыигрышном положении. Им часто бывает не с кем играть, не с кем возиться.

Большинство из них по состоянию здоровья «несадовские», а у друзей их родителей дети гораздо старше и в приятели не годятся. Маме же легче почитать ребенку книжку, чем часами катать по полу машинки. Она охотней (и это вполне понятно!) поучит его английским словам, чем полезет под стол, изображая зайца, спрятавшегося в норке от лисы.

Поэтому в воспитании поздних детей так заметен крен в интеллектуальную сторону. Чаще всего они рано взрослеют, бывают не по годам рассудительны. Но интеллектуальная взрослость сочетается у них с социальной незрелостью. А «недоигранность» в детстве чревата неожиданным выбросом инфантилизма и неудовлетворенной жаждой игры в том возрасте, когда вообще-то уже пора зажить не понарошку, а всерьез.

От тревожности к раздражительности

Лет в пять-шесть практически все дети начинают задумываться о смерти. Но за родителей обычно не очень волнуются, ведь те еще молоды, полны жизненной энергии.

Поздним детям и с этим сложнее. Они и так-то склонны к тревожным ожиданиям, а тут для тревог есть вполне реальные основания. Лишенный общества сверстников, не имеющий братьев и сестер (а часто и бабушек с дедушками!) ребенок чувствует себя одиноким. У него нет другого тыла, кроме родителей, и страх их потерять очень силен.

Тревожность поздних детей усиливается и тревожностью их родителей. Получив на склоне лет долгожданное дитя, они, конечно, очень беспокоятся за его жизнь и здоровье. А дети, как антенны, улавливают настроение взрослых, и их собственные страхи многократно усиливаются, когда от родителей исходят тревожные волны.

Тревожность, неуверенность, страх порождают раздражительность. Человек волнуется, справиться с собой не может и выплескивает свое раздражение на тех, кого не боится, — обычно на самых близких. «Поздние» мамы чувствуют себя неуверенно на педагогическом поприще. С одной стороны, у них нет родительского опыта, а с другой, уже очень развита самокритика. Им хочется дать ребенку всего по максимуму, они гораздо острее молодых родителей переживают свои педагогические ошибки, чаще страдают от чувства собственной несостоятельности.

Стремясь к совершенству, они нередко предъявляют к ребенку повышенные требования, сравнивают его с другими детьми. Им часто не хватает терпения — все кажется, что они не успеют, времени осталось мало, годы уходят, надо успеть вложить в ребенка как можно больше.

А поздние дети, как уже говорилось, бывают нервными, у них часто наблюдается синдром дефицита внимания, повышенная утомляемость, возбудимость, расторможенность. С ними и профессиональный педагог не всегда справляется, не то что неопытная мать.

Тогда мама закупает гору психолого-педагогической литературы, начинает следовать советам специалистов. Но советы в разных книжках даются разные, какую-то четкую линию выдержать не удается, а потому и результат бывает нулевой. Мать еще больше нервничает, начинает срываться.
А кто всегда оказывается рядом? Кто самый близкий и беззащитный? Конечно, ребенок. Круг замыкается. Самый дорогой и любимый, тот, ради кого она готова пожертвовать всем на свете, оказывается под ударом. И в переносном, а порой и в прямом смысле слова.

Все, о чем говорилось выше, в основном относится к единственным детям. В многодетных семьях, где, естественно, тоже может родиться поздний ребенок, ситуация принципиально иная. Роды, как правило, протекают нормально, без травм и осложнений. У мамы богатейший родительский опыт, подросшие старшие дети становятся надежными помощниками и няньками малыша.

Поздние дети тянутся за старшими и гораздо быстрее других приобретают социально-бытовые навыки, как рыба в воде чувствуют себя в разновозрастном детском коллективе. Это существенно облегчает им жизнь, в том числе и школьную, ведь значительная часть проблем школьной дезадаптации порождена психологическими трудностями ребенка.

Поздние дети в многодетных семьях не страдают от одиночества. Большой семейный клан, старшие братья и сестры для них — надежный тыл. Да и родителям спокойней, когда они понимают, что в случае чего об их маленьком сыне или дочке есть кому позаботиться.

Все это создает гораздо более благоприятные условия для психического и интеллектуального развития ребенка. Может быть, поэтому среди великих людей первенцев не так уж и много? Так, великий русский ученый Дмитрий Менделеев был четырнадцатым ребенком в семье. Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен — седьмым.

Испанский классик Сервантес — четвертым, Чехов — третьим. Князь Даниил Московский, которому Москва обязана своим возвышением, назван в летописи четвертым из сыновей (следовательно, в семье имелись еще и дочери). Выдающаяся женщина екатерининской эпохи княгиня Дашкова родилась четвертой. Кстати, и наш нынешний президент Владимир Путин — поздний ребенок. И тоже не первенец.

Что мы говорим нашим детям и что действительно сообщаем?
Последнее время я уделяю большое внимание тому, что я говорю своей дочери. Так же «в глаза» бросается и то, что она слышит от других. А посидев пару часов в раздевалке детского сада и послушав общение воспитателей и детей, я поняла, что это суровое испытание для моих нервов. И причина не в том, что воспитатели говорят что-то ужасное.

Причина в том, что они не задумываются над тем, что же в действительности они сообщают детям, какой подтекст содержат их слова. Справедливости ради хочу сказать, что в детском саду люди говорят то же самое, что они слышали в детстве, что им говорили их мамы, что сегодняшние мамы говорят своим малышам… В общем, самые типичные и распространенные фразы. А что же стоит за ними?

. «Осторожно!» — кричит вслед бегущему карапузу отставшая мама. «Мир вокруг тебя полон опасностей!» — слышит ребенок. И все бы ничего, да только если жить, опасаясь всего вокруг, то жизнь превращается в выживание.

. «Ты чего так громко визжишь? Ты хочешь, чтобы у меня заболели уши???» — высказывание воспитательницы в детском саду. Смысл его сводится к следующему: «Не показывай свою радость, от этого мне становится плохо».

. «Успокойся! Не плачь!» — утешаем мы своих детей. И этим даем им понять, что свою обиду, печаль или боль надо тщательно скрывать от окружающих, загоняя все свои печали в самые дальние уголки души.

. «Не реви! Ты мешаешь читать мне книгу!» — заявила воспитательница моей дочери, страдающей от того, что мама оставляет ее одну и уходит в магазин. И тем самым дала ей понять, что взрослой тете нет никакого дела ни до нее самой, ни до ее переживаний. Куда важнее в данный момент была какая-то книга.

. «Не беги так быстро! Не лезь так высоко! Не кричи так громко!» — осаживаем мы своих детей. И вместе с этими словами в их сознание входит мысль: «Не живи на 100%, сдерживай себя и не рискуй».

. «Не ной и не проси! Все равно не дам (не куплю)». И ребенок привыкает к тому, что в этой жизни что-то просить и хотеть бесполезно. В итоге взрослый человек не знает, чего он хочет и к чему он стремится.

Одна моя знакомая рассказала, что в их компании всем новичкам предлагают написать 100 своих желаний (материальных, нематериальных - не важно). Делается это для мотивации персонала (человек знает, чего хочет и как он этого может достичь с помощью своей работы). Идея мне очень понравилась, я тоже решила зафиксировать свои желания на бумаге (мне казалось, что я так много чего хочу…).
Первые штук пять «мечт» пошли хорошо, дальше - хуже. В итоге я «наскребла» около 20 желаний. А когда задумалась, для чего мне все это надо и надо ли вообще, выяснилось, что действительно важными для меня являются одно — два желания.

Когда же я в ответ на очередную просьбу дочери полушутя-полусерьезно спросила ее: «А больше тебе ничего не надо?» Тут же услышала: «Надо! Еще хочу этот цветок. Еще хочу листик в трубу засунуть. Еще хочу конфетку. Еще хочу на качели покачаться…» Маленький человечек хочет все, и в этом одно из принципиальных его отличий от взрослого.

. «Сколько можно копаться? Давай я застегну тебе кофту сама». И тут же подрезаем ребенку крылья, ибо подтекст этой фразы таков: «Все равно у тебя ничего не получится, уж лучше я сразу это вместо тебя сделаю». Захочется ли дальше ребенку учиться застегивать пуговицы (зашнуровывать шнурки, чистить зубы и т. д.)?

Отлично. Выяснилось, что мы все говорим неправильно. Как же тогда общаться с ребенком, если что ни фраза - то страшные последствия? С одной стороны, все просто. С другой - все сложно. Простота состоит в следующем: надо просто следить за тем, что вы говорите.

Сложность же в том, что слежение это сродни обучению иностранному языку: чтобы сказать ребенку то, что вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите до него донести, то надо

1. Осознать, какое послание у нас готово сорваться с языка;

2. Перевести это на то, что мы действительно хотим и чувствуем;
3. Сказать это по-новому.

Например, малыш лезет высоко по шведской стенке. Первое, что хочется сказать:

«Осторожно! Не лезь так высоко!»

Но на самом-то деле мы хотим сказать совсем не это (см. выше). На самом деле нам просто страшно за своего карапуза. Поэтому я в таких ситуациях начала говорить так: «Ты так здорово лезешь вверх, но мне снизу на тебя страшно смотреть. Можно, я постою рядом с тобой?»

Как правило, дочь с радостью соглашается на мое присутствие и еще уточняет: «А так тебе не страшно? А так?» При этом она себя чувствует ужасно смелой.

Вариант с плачем (или с радостью). Вообще, во всех ситуациях, где присутствуют чувства первым шагом должно быть признание этих чувств. Ведь каждый человек имеет право злиться, радоваться или испытывать боль. И каждый человек этим правом пользуется.

Так вместо того, чтобы говорить: «Чего ты плачешь? В чем дело?» лучше сказать: «Вижу, ты очень расстроилась. Хочешь мне рассказать причину?»

Или если ребенок визжит от радости, а у вас болит голова, то можно сказать: «Здорово, что тебе так весело! Но знаешь, я себя не очень хорошо чувствую. Может, ты будешь радоваться в другой комнате или здесь, но потише?» Продолжение

Позднее родительство редко бывает спонтанным, чаще всего, это осознанный шаг людей, долгие годы мечтавших о продолжении рода, но, в силу разных обстоятельств, приблизивших мечту только в зрелом возрасте. Конечно, такой ребенок не всегда бывает первым и единственным: иногда малыша рожают, чтобы вновь окунуться в родительские заботы после того, как подросли старшие дети. Как бы то ни было, поздний ребенок - особая тема для разговора.


Родителям - за сорок

И , перешагнувшие порог сорокалетия, решаются на прибавление в семействе, полностью отдавая себе отчет в грядущих последствиях, в отличие от молодоженов, у которых дети нередко "получаются" ненароком и, увы, иногда становятся обузой.

Немолодая семейная пара обладает комплексом преимуществ, выгодно отличающих ее от юной:

Финансовая и карьерная стабильность вкупе с ровным психологическим фоном создают благодатную "почву" для развития позднего ребенка: родители не жалеют времени на общение с ним, его обучение и воспитание.

Трудности воспитания

Но, разумеется, изобилует и подводными камнями, о которых предупреждают психологи, не забывая подчеркнуть, что эти минусы больше характерны для семей с единственным чадом, чем для многодетных:

  • повышенная родительская тревожность и вытекающая из нее гиперопека малыша;
  • неуверенность в своих педагогических способностях и "самокопание";
  • самоустранение родителей (в силу здоровья и возраста) от участия в совместных подвижных играх;
  • негативное отношение окружающих к факту позднего родительства;
  • сверхтребовательность по отношению к ребенку, обусловленная осознанием кратковременности родительской жизни;
  • семейный климат может быть испорчен и угасающей сексуальной активностью пары.
  • Но, предупрежден, значит, вооружен: психологи уверяют, что все возможные негативные факторы вполне можно преодолеть при разумном их осмысливании и предвидении. И именно возрастной паре - это под силу.

    Психологическое развитие ребенка

    Психологический "портрет" малыша начинает вырисовываться с момента появления на свет и тесно связан с возрастом его родителей.

    Кстати, вполне "квалифицированными" помощниками родителей в деле воспитания самого младшего члена семьи вполне могут стать (и становятся) старшие сестры и братья, если речь идет о многодетной семье.

    Положительные моменты , которые легко заметить в развитии поздних деток:

  • они быстро устанавливают контакт как с ровесниками, так и с более старшими детьми;
  • у них очень рано проявляется тяга к независимости;
  • они отлично ладят со взрослыми и пожилыми людьми, т.к. обладают опытом ежедневного общения со своими "возрастными" родителями.
  • Правда, здесь кроется небольшая опасность: ребенок может сознательно контактировать с теми, кто намного старше, считая сверстников менее интересными и значимыми собеседниками.

    К сожалению, более обширен перечень отрицательных психологических нюансов , сопровождающих развитие позднего ребенка:

  • ребенок может жить в постоянном страхе за жизнь и здоровье родителей;
  • у малыша может отмечаться повышенная нервная возбудимость, вызванная родительской "сверхтребовательностью" по отношению к нему;
  • ребенок начинает манипулировать родителями, понимая, как он им дорог;
  • чадо лишается права голоса по вине излишне авторитарных родителей;
  • мама и папа воспитывают своего ненаглядного отпрыска, руководствуясь книжными педагогическими приемами, в отрыве от жизни;
  • малышу не ставят никаких ограничительных поведенческих рамок;
  • ребенок может чувствовать себя нежеланным, если он был зачат только для того, чтобы сохранить брак;
  • малыш способен спроецировать на себя родительские неуверенность и тревогу за свое будущее.
  • А еще, как подметили эксперты, дети, родившиеся от отцов старше 45 лет, с трудом приспосабливаются к существованию в обществе. Критичным этот мужской возраст (45-55) считается также и для зачатия: повышен риск рождения младенца с диагнозами - синдром Дауна, аутизм и шизофрения. Есть данные, говорящие о том, что поздние дети более подвержены и маниакально-депрессивному психозу.

    Работа над ошибками

    Понятно, что умудренная опытом, психически устойчивая пара в состоянии предугадать возможные недочеты и избежать их.

    Чтобы ваше чадо не испытывало неловкость за вас, сравнивая с юными родителями своих ровесников, постарайтесь держать себя в постоянном тонусе: обязательно занимайтесь спортом, увлекайтесь чем-нибудь, будьте в курсе модных тенденций, реагируйте на происходящее с улыбкой. Охотно играйте с детьми, не опасаясь показаться смешными и наивными.

    Ваше дитя не обязано воплощать в жизнь ваши несбывшиеся фантазии и карьерные устремления. Помните, что ребенок - это всего лишь сосуд, данный вам Богом на хранение. И спотыкаться на своем пути он будет самостоятельно: все предугадать и предусмотреть у вас не получится.

    Не "пилите" свое чадо - излишняя критика ударит по самооценке ребенка и даст ему повод избегать вашего общества. Оборотная сторона медали - осуждение всех, кроме вашего чада: вы рискуете взрастить монстра, обвиняющего во всех несчастьях окружающих.

    Не впадайте при общении с малышом в крайности, контролируя каждый его шаг либо давая ему полную волю. Не будьте ни чересчур жестки, ни чрезвычайно податливы: ребенок должен ежечасно ощущать вашу поддержку и понимание.

    Вундеркинды

    Не так давно в Великобритании обнародовали весьма любопытное исследование по поводу поздних детей: его авторы утверждают, что эти ребятишки по здоровью и интеллекту превосходят своих ровесников, рожденных молодыми мамочками. Выяснилось, что у поздних деток выше иммунитет, они меньше болеют и ходят по врачам, реже попадают в травмоопасные ситуации.

    Поздние дети - идеальные пациенты иммунологов, они четко следуют национальному календарю прививок. Также они менее склонны к ожирению - бичу современного общества. К пяти годам эти малыши демонстрируют повышенный уровень интеллекта и отменный словарный запас в сравнении с детьми молодых родителей.

    Здравствуйте, уважаемые родители!

    Дети – цветы жизни? Банально… Дети – величайший дар, наша надежда, наше будущее? Или это огромная ответственность, нагрузка и куча обязанностей? Люди могут рассуждать по-разному, причем точка зрения может меняться в течение жизни под влиянием личных впечатлений и опыта – как своего, так и чужого.

    Сейчас много различных жизненных воззрений, чуть ли не философских систем в отношении семьи и детей в ней. Кто-то даже приходит к образу жизни в стиле «чайлфри» — то есть свободы от детей.

    Некоторые взрослые не хотят взрослеть, многие не желают о ком-то заботиться и тем более нести постоянную ответственность.

    Правда, бывает и так, что уже имеющегося ребенка буквально спихивают на бабушек и дедушек, а сами продолжают жить, как хотят. А общая тенденция в современном обществе такова, что все больше и больше людей решаются стать родителями в более старшем возрасте, чем это было принято недавно. О том, насколько хороши , я уже писала в отдельной статье.

    А теперь предлагаю вам поразмышлять над таким вопросом, как поздние дети: плюсы и минусы, не зависимо от того, первенец это у вас или нет.

    Лучше поздно

    Обзаводиться детьми или нет, и когда это делать – решать только вам. Кто-то в 20 лет уже считает, что морально созрел для родительства – особенно это касается будущих мам. Пожалуйста, только без обид, но потенциальные папы взрослеют обычно позже…

    Кто-то сознательно откладывает рождение малыша, чтобы посвятить себя учебе, карьере и достижению определенного социального и материального благополучия. Нередко женщина не рожает, потому что не уверена, что нынешний партнер поддержит ее решение и станет хорошим отцом для ребенка.

    А что в итоге? Годы пролетают быстро, и вот уже возраст начинает пугать сам по себе (вдруг не удастся забеременеть, выносить и родить, будет ли малыш здоровым и т. д. – свои страхи женщина может придумывать до бесконечности).

    С другой стороны, может, только сейчас и настало то время, когда она понимает, что действительно хочет и готова заниматься ребенком.

    В общем, всему свое время, и у каждой семьи это время только свое.

    А посторонние, да и родственники тоже, пусть держат свое мнение при себе – и на тему «зачем рожаешь так поздно» (ага, например в 33 года), и на тему «чего это ты до сих пор не родила» (а тебе еще и 30 лет не исполнилось, или мало ли, проблемы со здоровьем, и вообще это ваше личное дело).

    Природа знает лучше?

    Мнений «за и против» позднего рождения детей высказывается много. Убедительные аргументы есть у обеих точек зрения. Все же, как ни крути, организм девушки примерно с 21 до 29 лет наиболее адаптирован к зачатию, беременности и родам.

    Ткани эластичны, генетических поломок в яйцеклетках еще не накопилось, хотя многое зависит от образа жизни и вредных привычек. Скорее всего, меньше хронических заболеваний, но это далеко не всегда вопрос возраста.


    А здоровье нынешнего молодого поколения – большая проблема. На данном этапе рассуждений уже можем сделать вывод, что важен в первую очередь не паспортный, а биологический возраст женщины.

    Понятно, что в 60 лет организм не будет соответствовать 20-летнему, но иные дамы в 30-40 лет могут сохранить здоровье получше, чем некоторые представительницы более молодого возраста. Кстати, почему это мы все о будущих мамах рассуждаем?

    Конечно, мужчине не придется 9 месяцев вынашивать долгожданное сокровище, и отцом можно стать практически в любом возрасте. Даже если речь идет об ЭКО, участие в появлении ребенка он, конечно же, принимает.

    А у мужчин с возрастом тоже могут возникать проблемы с производством генетически здоровых сперматозоидов. Но проблемы могут быть и у молодых. Поэтому снова о том же – дело не только в числе прожитых лет, и в состоянии здоровья, и в отношении к нему.

    Плюсы и минусы поздних деток

    Плюсы

    1. Решение родить принято осознанно.
    2. Часто женщина уверена в поддержке семьи, независимо, первый это ребенок или нет. Возможно, сам брак уже не первый и даже не второй, но дающий надежду на стабильность осознанных отношений. Тогда может возникнуть обоюдное желание воспитать общего малыша, даже если у обоих супругов есть дети от предыдущих браков.
    3. Беременность запланированная, к ней готовились. Возможно, лечились, и даже долго. Но, наконец, заветные две полоски, гинеколог беременность подтвердил. Теперь надо наблюдаться, выполнять все рекомендации и настраивать себя только на хорошее.
    4. Скорее всего, у будущих родителей сформирована зрелая психология взрослого человека, а юношеская беспечность и бесшабашность остались в прошлом.
    5. Вероятно, имеется не только богатый жизненный опыт, но некая материальная база. Это позволит обеспечить воспитание ребенка, его полноценное разностороннее развитие. Поздние дети – не обязательно гении, и не нужно требовать от них этого. А умные они нередко потому, что им уделяют больше внимания, с ними больше занимаются, тем самым формируя психику и интеллект.


    Минусы

    1. У мамы, да и у папы с большей вероятностью могут быть хронические заболевания, вредные привычки, перенесенные ранее инфекции, в том числе и передающиеся половым путем.
    2. Статистика неумолима – чем старше мама, тем выше риск рождения ребенка с синдромом Дауна. Это действительно так, но сейчас доступна ранняя диагностика данного заболевания, и сохранять такую беременность, как и при какой-либо иной тяжелой патологии плода, решать вам.
    3. У более возрастной мамы труднее могут протекать роды, выше риск развития гипоксии у плода. Поэтому чаще роды производят путем кесарева сечения, но для него должны быть определенные показания. Какие, решает врач, и объясняет вам. И это оценка состояния матери и ребенка, а не цифра возраста как таковая. И после 40, и даже после 45 лет женщины могут рожать сами.
    4. Уход за малышом может даваться тяжелее, чем это было бы в более молодом возрасте.
    5. Меньше шансов на помощь бабушек и дедушек – и в силу их возраста, и как ни печально, из-за того, что ваше чадо может и не застать их в живых.

    Чем лучше вы будете информированы, тем более взвешенное решение о рождении позднего ребенка сможете принять.

    Не надо слепо следовать примеру звездных родителей, для которых поздние детки это норма, но все же пришедшая с запада тенденция поздних браков и рождения детей показывает нам, что родителями можно стать чуть ли не в любом возрасте.

    И это может продлить вашу жизнь, потому что будет огромным стимулом, ведь детей надо вырастить, и очень желательно увидеть внуков, а то и правнуков. Почему бы и нет?

    В плюсах и минусах рождения поздних деток мы с вами сегодня разобрались. Если статья вам понравилась рекомендуйте ее своим друзьям. Так же не забывайте подписываться на обновления блога. Вас ждем много интересного, не пропустите.

    До скорых встреч, дорогие друзья. А с вами была Екатерина Чеснакова с чесночком, перчинкой и изюминкой.

    Тенденция позднего материнства во всем мире неслучайна: чем выше уровень образования женщины, тем позднее она решает обзавестись ребенком. Именно поэтому в странах с высоком уровнем образования средний возраст роженицы 30-35 лет, а женщины из малоразвитых стран становятся матерями в возрасте 16-20 лет. Широкие возможности к развитию, путешествиям, различным хобби и стремление сделать карьеру заметно перевешивают перспективу обзавестись ребенком в самом расцвете лет.

    Реализовать свою репродуктивную функцию уже никто не спешит, но, увы, с биологической позиции, человеческий организм не претерпел великих изменений. Если у нас до сих пор присутствуют рудиментарные органы, перестройки организма на позднее зачатие не приходится ждать в ближайшую тысячу лет. И по-прежнему с биологической точки зрения лучший возраст для рождения первенца 20-25 лет. Во всяком случае, до 30. И решаясь завести ребенка в более позднем возрасте, придется учесть немало вещей, которые могут повлиять и на зачатие, и на течение беременности, и на самого будущего ребенка.

    Ограниченные ресурсы овуляции

    Раньше женщины имели много детей и либо рожали, либо кормили, либо были беременными. И зачать у них получалось легко даже в зрелости, поскольку яичники много отдыхали. Ежемесячные травмы яичников из-за выхода созревшей яйцеклетки после 30 лет могут давать такие побочные эффекты, как кисты яичников, эндометриоз и другие болезни, препятствующие зачатию. Положение могут спасти оральные контрацептивы, которые предотвратят созревание яйцеклетки и дадут репродуктивным органам отдых. Гормональная контрацепция также сбережет яйцеклетки, которые каждой женщине даются в индивидуальном, но всегда ограниченном количестве. Разница в количестве яйцеклеток в яичниках и есть причина того, что некоторые успешно беременеют и в 40 лет, а иные не могут зачать в 20. Чтобы быть уверенной в своих возможностях, если вы решили отложить беременность на долгий срок, врачи рекомендуют сдать анализ на антимюллеров гормон и пройти ультразвуковую диагностику. Такое обследование даст ответ на вопрос: сможете ли вы зачать в позднем возрасте или нет.

    Риски для ребенка

    Риски поздней беременности - это чаще всего домыслы той категории людей, которые до сих пор оперируют словом «старородящая». Чем лучше уровень жизни, здоровья и активности женщины, тем ниже риски родить ребенка с патологией. К сожалению, не все измеряется здоровым образом жизни, и иногда генетика может вести непредсказуемую игру. Так, у женщин после 40 лет органы репродукции становятся слабее и не могут подавлять все патологические изменения. Это подтверждает неумолимая статистика: у 40-летних рождается 1 ребенок с патологией на 130 здоровых, а у 20-летних 1 на 550.

    Психологический возраст материнства

    Психологи убеждены, если физическое развитие сейчас ускоряется недюжинными темпами, психическое, наоборот, отстает. Поэтому если физически рожать лучше в 20-25, то для оценки психологической готовности к этому надо прибавить 10-12 лет. Меньше 30 - не получается. И исследования показывают, что средний возраст рожениц по всему миру будет только повышаться. Психологическая готовность к материнству - это готовность следить за своим здоровьем и образом жизни, это уверенность в своих финансовых ресурсах, возможность обеспечить и себе, и ребенку наилучший уровень медицинского обслуживания и образования. Чем позднее рожден ребенок, тем более осознанно его воспитание, тем меньше риска для матери заболеть послеродовой депрессией.

    Физиологический феномен

    Данные разнятся, то существует мнение, что поздние роды предупреждают остеопороз и снижают уровень холестерина. У тех, кто родил после 35 лет, гораздо легче протекает менопауза, меньше проблем с мочеполовыми путями. Гормональный взрыв в зрелом возрасте может относительно замедлить старение клеток и преобразить женщину внешне.

    Похожие статьи