Стереотипное мышление и его влияние на человеческую жизнь. Ломайте стереотипы или стереотипы сломают вас

08.08.2019

содержимое:

Тема стереотипов (шаблонов, паттернов) восприятия, мышления и поведения настолько обширна, что ее можно изучать всю жизнь. Но что делать, если стереотипы мешают вам жить той жизнью, которой вы хотите, уже сейчас? Изучив немало материалов, я пришла к выводу, что наибольшей сдерживающей и вредоносной силой обладают стереотипы мышления, так как восприятие и поведение вытекают из мыслительных процессов. Что представляет собой стереотип? Это привычная, устоявшаяся модель поведения или мышления в какой-либо ситуации. Эту модель человек берет из прошлого опыта аналогичных ситуаций и применяет неосознанно, механически. Из данного определения невооруженным взглядом видно, что стереотипное мышление лишает человека не только новых ощущений и возможностей, но и перспектив развития. Кому хочется застрять в повторяющемся круге реакций и мыслительных маршрутов? Думаю, не тому, кто стремится к саморазвитию. А потому давайте разберемся, как разрушить стереотипы мышления.

Классификация стереотипов мышления

Для того чтобы победить врага, нужно знать его в лицо. Разрушить стереотип можно тогда, когда вы его точно определили. Предлагаю краткое описание пяти наиболее распространенных стереотипов мышления.

Полярное мышление заставляет человека видеть жизнь в черно-белых тонах, каждому происшествию приклеивая либо ярлык «хорошо», либо «плохо». В то время, как мы живем в мире, где сотни тысяч событий-полутонов, люди с полярным мышлением вынуждены выбирать из крайне ограниченного набора оценок. Как известно, в мире вообще не происходит ничего ни плохого, ни хорошего, все становится таковым только из-за наших оценок.

Пессимизм и максимализм проистекают из полярного мышления. Этот стереотип крайне вреден, так как ведет к необъективному восприятию, неадекватным реакциям на происходящее, ошибочным решениям и заниженной самооценке.

Чрезмерное обобщение губительно для человека. Этот стереотип мышления проявляется в навешивании ярлыков себе, окружающим и ситуациям, причем ярлыки выбираются исходя из единичной ситуации (например, неудачное знакомство с девушкой) и становятся частью мировоззрения человека («я не умею знакомиться с девушками»). При таком мышлении человек сам закрывает для себя большинство дверей, т. е. возможностей, теряет самоуважение. впадает в депрессию. Страдающий этим стереотипом человек создает неизменяемое представление о себе и может прожить с ним всю жизнь — это называется негибким мышлением. В то время, как в здоровой ситуации человек является процессом, постоянно изменяющимся и обновляющимся.

При избирательном восприятии человек концентрируется только на определенных аспектах какой-либо ситуации, считая их существенными, а все прочие отбрасывает за неважностью. Такое однобокое восприятие приводит к формированию жестких стереотипов, неспособности воспринимать любые мнения, отличные от собственного. Как результат у человека формируется догматическое мышление, когда собственные взгляды и убеждения возводятся в абсолют и не подлежат критике и трансформации. Крайняя степень догматизма — фанатизм, который представляет собой непоколебимую преданность идее или деятельности, полная концентрация на ней и отсутствие каких-либо других целей.

Признаками избирательного мышления являются: граничащее с фанатизмом убеждение в правильности только своих взглядов, неспособность к их критическому анализу, неизменность этих взглядов, отсутствие интереса ко всему, что им не соответствует, оценка информации исходя только из авторитета источника, упрямство и твердолобость в отстаивании своих убеждений.

Категоризация — бич очень многих людей, стереотип, который необходимо разрушить любыми средствами. Привычка относить всех людей, события и явления к категориям, порождает обобщение и игнорирование индивидуальных качеств... объекта. При этом каждая категория наделяется определенной неизменяемой оценкой («все работяги — честные люди», «все богачи — воры и обманщики»). Основываясь на категориях, человек теряет объективность, а вместе с ней, и возможности для общения с интересными людьми. незаслуженно отнесенными к категории нечестных или обделенных умом (ведь все блондинки — «глупые»).

Еще один губительный стереотип мышления — необоснованные ожидания. От любого события, человека, от будущего в целом человек с этим стереотипом всегда чего-либо ждет: либо плохого, либо хорошего. Теряя объективность, такой человек любому событию придает излишнее значение (а точнее, результату этого события), что ведет к появлению надежды и чаще всего — разочарования, фрустрации, обиды. Особенно мешают ожидания в отношениях с любимыми людьми: человек заранее выстраивает систему ожиданий от партнера, и если тот их не выполняет (а обычно они невыполнимы, т. к. основаны не на реальных возможностях партнера, а на его идеализированном образе), испытывает негативные эмоции. Это приводит к ссорам, непониманию, попыткам переделать партнера и часто к разрыву отношений.

Ожидания могут быть двух видов — первые основаны на каком-либо знании (опыте), например, «30-летние мужчины готовы к созданию семьи», а вторые — беспочвенны, основаны на фантазиях и вере в эфемерную удачу.

Как разрушить стереотипы мышления

Универсальным средством для борьбы со стереотипами является техника разрыва шаблона. о которой я рассказывала раньше. Что касается частных случаев, вот несколько советов, как избавиться от описанных выше стереотипов:

Если полярное мышление и пессимизм — это ваша проблема, уменьшить или свести на нет вредное влияние этого стереотипа поможет метод сравнения. Не удивляйтесь тому, насколько он прост, ведь, по сути, и само стереотипное мышление — примитивно. Метод заключается в сравнении существующей неблагоприятной ситуации с другой, более негативной, которая могла бы с вами произойти. Это не снимает проблему полностью, но сильно снижает негативный эффект полярного мышления.

Иногда полярное мышление приводит завышению требований к самому себе, максимализму. Тогда человек ставит перед собой слишком масштабные, трудновыполнимые цели и жестко критикует себя же в случае неудачи. Или не приступает к их достижению из страха. превращаясь в мечтателя. В таком случае совет — ставить более реальные цели, работать над самооценкой и начать действовать — выполнив поставленные задачи, вы сможете сломать стереотип.

Для борьбы со стереотипами необоснованных ожиданий и категоризации поможет детское восприятие. Дети настолько открыты, что воспринимают все таким, как оно есть, принимают людей независимо от их материального положения, профессии и опыта удач и неудач. Примерьте на себя модель детского мышления — будьте открыты ко всему и делайте выводы о человеке только после того как пообщаетесь с ним, а не основываясь на своих представлениях о том, каким он является.

Если вы постоянно обманываетесь в своих ожиданиях, потребуется постепенная работа по разрушению этого стереотипа. Всякий раз, когда вы ловите себя на ожиданиях, задавайтесь вопросами: «на чем основываются мои ожидания в этой ситуации — на реальных предпосылках или на моем желании получить что-либо?», «не создаю ли я сам обстоятельства, затрудняющие выполнение моих ожиданий?», «понимают ли люди, чего я от них жду и почему испытываю раздражение, если ожидания не оправдываются?».

Стереотип (греч. stereos + typos - "твердый" + "отпечаток") - это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения с их внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание. Стереотипы, как некие устоявшиеся мнения, иногда несут эмоциональную заряженность. Как полезную, позитивную, так и не очень.

Существует множество стереотипов, которые живут в подсознании человека. Они проявляются в его поведении, образе жизни и часто мешают полноценно жить. С детства ребенку внушают, что можно делать, а что нельзя. Каким он должен быть, как себя вести. Традиционные роли, навязанные общественным мнением, в дальнейшем трансформируются в самые разные стереотипы.

С момента рождения ребенку навязывается определенный тип поведения. Мальчики должны играть с солдатиками и машинками, девочки - с куклами. И никто не предоставляет им свободу выбора в плане игрушек. То же самое происходит и во взрослой жизни. Только вот количество стереотипов увеличивается. Желание соответствовать общественным предписаниям часто идет вразрез с истинными намерениями человека и порождает в нем различные негативные производные: тревогу, страх, гнев, агрессию. Чтобы культивировать в себе позитив, необходимо ломать устоявшиеся мнения и ярлыки. Особенность стереотипов такова, что они очень прочно проникают в сознание человека и от них трудно избавиться. Это барьеры на пути к счастью, барьеры, которые надо преодолеть.

Как складываются стереотипы? Они формируются в основном стихийно, с самого раннего детства. Общаясь с людьми, ребенок усваивает нормы и правила мышления. Подобно тому, как человек учится говорить в контактах с другими людьми, он также учится и мыслить. Люди воспитываются в определенных политических, нравственных, эстетических сферах жизнедеятельности общества, формирующих их взгляды и убеждения. Точно также они воспитываются и в интеллектуальной, мыслительной сфере определенной социальной группы или общественной среды. Под влиянием такой среды в первую очередь складываются навыки человеческого мышления. Начальной, исходной сферой (духовным первоначалом) для ребенка является семья.

С семьи ребенок "фотографирует" готовые формы и способы размышлений, которые в общении с ним представляют ему его родные . На данной стадии идет именно "фотографирование" этих форм и способов мышления без их критического осознания. Ребенок, как губка, впитывает все в себя. Эти формы и способы рассуждений попадают в его подсознание и оседают в нем в виде готовых стереотипов мышления. Осевшие в подсознании формы и способы мышления могут быть как логически правильными (отвечающими требованиям законов мышления), так и логически неправильными (сложившиеся с нарушением этих законов). Если логическая культура мышления родных высокая, то формы и способы мышления ребенка максимально логически правильные. Если культура низкая, то во многом малыш усваивает логически неправильные способы. И, соответственно, стереотипы мышления являются такими же. Давайте "пробежимся" по основным индивидуальным и общественным стереотипам

Стереотип №1
"Дети должны оправдывать ожидания родителей"
Начиная с первых месяцев жизни, ребенок осознает себя через отношения с родителями. Эта духовная связь продолжается на протяжении всей жизни. Родитель выступает для ребенка носителем устоявшихся стереотипов, общественных норм и правил. Кроме того, он проецирует будущее маленького человечка, который открыт для всякого рода влияний. Процесс воздействия родителей происходит непрерывно и формирует у малыша его собственную картину мира. Именно от мамы и папы, бабушки и дедушки дети получают информацию о своей внешности, способностях и талантах. Через призму этих оценок ребенок узнает о том, какое поведение желательно, а какое нет.

Сценарий А - ожидания завышены

Родители хорошо знают, чего они хотят от ребенка, и всеми силами стремятся этого добиться. Они постоянно ставят перед ним задачи, с которыми малыш просто обязан справляться. Если он не справляется, то неминуемо сталкивается с недовольством родителей. Данная ситуация держит ребенка в постоянном напряженном ожидании: сумел он угодить родителям или нет. В дальнейшей жизни он будет все время стремиться быть первым, добиваться высоких результатов любой ценой, а любая неудача приведет, как минимум, к фрустрации (провалу).

Сценарий Б - ожидания занижены

В детстве такой ребенок постоянно слышит от родителей: "ты не сможешь", "ты не сумеешь", "у тебя не получится так, как у..." В итоге он перестает стремиться к своим целям и не пытается добиться даже весьма достижимых результатов. Привычка перекладывать ответственность на других людей укоренится настолько, что человек будет следовать этому принципу всегда.

Как разрушить стереотип?

Родителям следует воспринимать своих детей не в качестве носителей каких-то талантов, а принимать такими, какие они есть. Трезво оценивать их силы и возможности, не оказывать давления, но быть готовыми всегда прийти на помощь и дать совет.

Каждый человек в той или иной степени подвержен влиянию семейных стереотипов. Если программа поведения, навязанная родителями, не подходит для решения различных жизненных ситуаций, необходимо попытаться изменить свои изначальные установки. Не подстраиваться под мнения окружающих, а обрести собственную, цельную картину мира.

И напоследок приведем слова создателя гештальттерапии Фредерика Перлза:
"Я делаю свое. А ты делаешь свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты это ты, а я это я. И если нам случится найти друг друга, это прекрасно. Если нет, то этому нельзя помочь".

Так и ребенок: никому ничего не должен и не обязан соответствовать маминым и папиным ожиданиям. Родителям необходимо направить силы на то, чтобы развивать заложенные природой способности, а не лепить из ребенка то, что им хотелось бы видеть. Дети - это главное, что дается в жизни. Это маленькие личности, они ценны сами по себе, независимо от родительских установок…

Стереотип № 2
"Воспитывать ребенка должна школа"

У большинства родителей на сегодняшний день сложился некий стереотип в восприятии школы. Отдавая ребенка в образовательное учреждение, многие мамы и папы снимают с себя ответственность за его воспитание. А частная школа зачастую еще больше усиливает данный стереотип: я плачу, значит все мне должны.

Так какую лепту вносит школа в процесс становления ребенка?
Ее задача - оказание помощи в воспитании и формировании личности ребенка, а не принятие на себя всех образовательных и воспитательных функций!

Школьная система в целом существует на основе стандартов и стереотипов. Демократические и альтернативные модели встречаются намного реже. Ребенок встраивается в устоявшиеся рамки школьной жизни и пытается "найти себя" на протяжении десяти лет обучения.

Как разрушить стереотип?

Пересмотреть свою родительскую позицию и принять на себя ответственность за рожденного ребенка. Принимая любое решение (устройство в садик, поиск няни, а затем подбор школы) родители обязаны прогнозировать и корректировать свои планы с реальностью.

А самое главное их жизненное предназначение - учиться воспитывать своих детей всю жизнь! Ведь дети и их воспитание требуют каждодневной самоотдачи, теплоты, заботы и любви. Что дадите, то и получите взамен, так постарайтесь дать им как можно больше!

Стереотип № 3
"Женщина должна выйти замуж"

Эта традиционная установка навязывается обществом с самого детства. Принято считать, что мужчина - это добытчик, а женщина - хранительница очага. Эти гендерные стереотипы действуют в качестве социальных норм.

Гендерные стереотипы - это устойчивые для данного общества в данный исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами, стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям "мужское" и "женское".

Однако с течением времени роли, уходящие корнями в далекое прошлое, перераспределились. Современная женщина способна совмещать несколько функций, а не только отвечать за домашнее хозяйство. Или даже полностью отказаться от семейной составляющей, что сделать крайне сложно, не вызвав общественного порицания. А вот женщина, априори ориентированная только на семью, может оказаться плохо подготовленной к другим социальным ролям, которые вполне вероятно будут в ее жизни.

В нашей стране женщина, не создавшая семью, многими воспринимается как неудачница. В итоге, боясь общественного осуждения, девушки выходят замуж просто потому, что "так нужно" и любыми способами пытаются сохранить семью, даже в ущерб собственным интересам и жизненным ценностям.

Происходит ломка той картины мира, которую женщина создала для себя под влиянием различных мнений как из семьи, так и извне. Штамп "женщина должна иметь семью" делает ее несчастной и неудовлетворенной, а все потому, что она не сама пришла к тому, что для нее важно, а поддалась тем условиям, которые диктует общество. Но ведь каждый человек индивидуален. Что хорошо одному, то не подходит другому. Кроме того, сама инфраструктура семьи в процессе развития человеческой цивилизации претерпевает значительные изменения, под которые также надо суметь подстроиться..

Как разрушить стереотип?

Женщина стала намного сильнее и по своим возможностям практически сравнялась с мужчиной, а где-то даже превзошла его. Отсюда перераспределение ролей, отбрасывание тех функций, навязанных устоявшимся общественным мнением, которые женщина не хочет принимать на себя. Ей важно то, к чему стремится душа и сердце и не всегда этим стремлением является семья. Если она заинтересована в семье, то обязательно ее создаст. А если нет?! Почему несемейный человек сразу обрастает ярлыками "одинокий", "неудачник" и пр.? А если он блестящий специалист, талантливый руководитель, умеет классно чинить машины, отличный человек.

Важно принять жизнь другого такой, какая она есть, не осуждать, не навязывать свою точку зрения, не культивировать в себе общественное глупое мнение. Пусть каждый человек решает, пускать кого-то в свою жизнь или нет, пусть выстраивает свой, единственно правильный вариант жизни. ...Чем выше потребность в общественном одобрении, тем больше зависимость от него. И неизвестно куда выведет эта "слепая" зависимость...

Конечно, "жить в обществе и быть свободным от него нельзя", но только мы решаем, принимать манипуляции извне, следовать им или нет? Ограничивать себя в чем-то, позволять брать бразды правления своей жизнью другим людям или нет? Выбор есть всегда. И он - за вами.

Итак: стереотипы бывают этнические, ролевые, половые, возрастные, статусные и т. д. По содержанию они делятся на две категории: стереотипы, характеризующие людей как членов определенных национальных и политических групп, и стереотипы, характеризующие личностные особенности людей по их поведению, физическим качествам, оформлению внешности и т. д. Сегодня мы продолжим перечень наиболее распространенных стереотипов, а также "методы борьбы" с ними.

"Твердый отпечаток"

Термин "социальный стереотип" (от греч. stereos - твердый + typos - отпечаток) впервые введен американским журналистом Уолтером Липпманом. В концепции Липпмана можно выделить два вида знаний, на которые человек опирается при познании любых явлений социальной жизни. Прежде всего, это информация, которую он приобретает в ходе собственной жизни. Но эта информация дает далеко не полное представление о мире, "поскольку окружающая действительность слишком велика, слишком сложна и изменчива", а возможности личного опыта ограничены. Полученные пробелы в знаниях человек заполняет информацией, черпаемой из различных источников человеческой культуры. Но и этот вид знаний не совершенен - он часто дает искаженное представление о мире. Несмотря на это, такие представления имеют большую устойчивость и используются людьми в качестве "кодов" (критериев оценки) явлений, фактов и событий окружающей действительности. Такие ригидные коды-знания, усваиваемые в готовом виде, Уолтер Липпман назвал стереотипами.
Но сегодня вопреки теории мы предлагаем вам разрушать самые известные из них!

Стереотип № 4
"Внешность важнее внутреннего содержания"

Один из самых распространенных стереотипов - восприятие другого человека по определенным признакам: очкарик - умный, блондинка - глупая, рыжий - бесстыжий, тонкогубый или худой - злой, полный - добряк и т.д. Эти общепринятые мнения о внешности людей "работают", как правило, при первой встрече.

Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип "красивый - значит, хороший, положительный". Привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным - отрицательные.

Как разрушить стереотип?

Учиться узнавать другого человека и принимать его жизненную позицию. Это означает - искать ту самую "изюминку": разговаривать с ним, понимать и принимать то, с чем не согласны. Природная внешность - это еще далеко не все. Гораздо важнее внутреннее содержание, таинственное обаяние, наличие чувства юмора.

Искренность, открытость, чистота, честность стоят намного дороже, чем кудри или пухлые губы...

Мировой истории известны факты, когда люди, не обладающие красотой или внешними выдающимися данными, заслужили всемирное признание.

Стереотип № 5
"Красота требует жертв..."

Этот стереотип закрепился еще в конце прошлого столетия. В начале нового века критерии красоты существенно изменились. И, тем не менее, сотни тысяч женщин и мужчин не перестают глотать пачками подозрительные таблетки для похудания и истязать себя сомнительными диетами, испытывать новомодные практики пластической хирургии, отдавая глупую и своеобразную дань обществу и пресловутому штампу 90-60-90.

Как разрушить стереотип?

"Глянцевые красавцы и красотки" - это всего лишь индустрия моды, бизнес, поставленный на широкие рельсы, где всеобщее признание и подражание заменяется суррогатом красоты. Культура красоты не требует жертв. Культура красоты - это вовсе не модные сейчас голодания, дорогая косметическая продукция или пластические операции, требующие жертв в прямом и переносном смысле. Культура красоты - это мировоззрение самодостаточного и довольного жизнью человека, находящего радость в собственном существовании!

Стереотип № 6
"Мужчина - сила, женщина - слабость"

Испокон веков бытует мнение, что мужчина - это сила и геройство, женщина - слабость и покорность. Возможно, в прошлые столетия об этом было уместно думать и говорить, но не сейчас...

Как разрушить стереотип?

Увы, роли в обществе давно перераспределились. Сегодня, чтобы добиться успеха в сложившейся конкурирующей среде, женщина постоянно должна демонстрировать качества, свойственные мужчинам. И если у мужчины такие качества, как жесткость, принципиальность, напористость, амбициозность являются "здоровыми", то в случае с женщиной они оцениваются со знаком "минус". И все же, если эти качества у женщины превалируют, она получает в лучшем случае штамп "стерва", в худшем - "синий чулок". Отсюда бытует мнение, что, удерживая позицию "железной леди", сильная женщина просто не имеет право на ошибку. Иначе она рискует быть свергнутой. "Порой стоит признаться в собственной слабости и тем самым обезоружить партнера, - раскрыла нам особый секрет Марина Сергеевна - руководитель со стажем и просто очаровательная женщина. - Порой стоит повести себя так, чтобы партнеру было неудобно отказаться от заданного предприятия". И еще... мужчина и женщина созданы друг для друга. И у женщины особая роль - роль хранительницы, которая позволяет украсить собой окружающий мир.

Стереотип № 7
"Отсутствие автомобиля у мужчины"

"Я знаю одного мужчину, достаточно интересного, видного, успешного, но не имеющего автомобиля, - призналась нам тридцатипятилетняя Марина Петровна. - На мой взгляд - это странно. В народе даже бытует мнение, если у мужчины нет машины, значит он в лучшем случае несостоятельный, в худшем - неудачник".

Как разрушить стереотип?

"...И я однажды поинтересовалась у своего знакомого, почему он не имеет собственного авто, - продолжила Марина Петровна. - Представьте, он с чувством собственного достоинства ответил мне: "Иметь автомобиль - для меня обременительное занятие. Его содержание, уход, да и сама езда, тем более в условиях сегодняшних пробок, отрывает у меня слишком много драгоценного времени и сил, которое я с удовольствием трачу на семью и досуг. В принципе нет ничего страшного и странного, в том, что я езжу на работу на автобусе, а на дачу или рыбалку на электричке".

Стереотип № 8
"Женщина должна..."

Устойчивый и самый "убийственный" стереотип для многих женщин - женщина должна выйти замуж до 25 -28 лет, иначе она останется "старой девой". И далее: Женщина как профессионал всегда хуже мужчины. Женщина должна родить ребенка, потому что рожать - ее главная функция. Женщина + авто + техника - несовместимы. Место женщины на кухне.

Как разрушить стереотип?

Начнем с того, что никому ничего современная женщина не должна! Сегодня женщина стала не просто независимой. Она успешно делает карьеру, занимается политикой и бизнесом. И при всем этом часто остается желанной женой или подругой; любящей и любимой мамой или бабушкой. К сожалению (или к счастью), время кисейных барышень ушло в прошлое.

Еще один распространенный стереотип: что женщины глупее мужчин. Кстати, известен такой факт, что самый высокий IQ мира продемонстрировала представительница прекрасного пола, и он составил 228…

Стереотип № 9
"Мужчины не плачут"

"Печаль, не высказанная в слезах, заставляет плакать нутро", - сказал кто-то из великих. Должен ли мужчина плакать, имеет ли он на это право? Человечество давно решило, что это удел женщин. Не мы ли говорим своим маленьким сыновьям: "Ну что ты ревешь, как девчонка? Не плачь, ты же мужчина!"

Как разрушить стереотип?

Просто заплакать. Природа одарила человека уникальной возможностью через слезы и плачь "вытеснять" из души "ненужный хлам", то есть боль, обиду, горе. Тем самым, очищая организм от вредных психологических воздействий, которые в противном случае целенаправленно действуют на соматику. Отсюда: гастриты, язвы, инфаркты и многие другие заболевания. Кроме этого, вместо того чтобы просто поплакать на "родном плече", мужчина начинает искать утешение в алкоголе. Поэтому мудрые женщины, "разрешая" мужчине плакать, признают в них настоящую мужественность!

Стереотип № 10
Матери-одиночки - несчастны

Этот миф давно развенчан, но, к сожалению, до сих пор имеет свое вредное воздействие. Меняется не только мир, но и принципы семейной жизни. Если мужчина тиран, пьяница и дебошир, где по вашему будет уютней женщине и ее ребенку? Безусловно, за пределами такого брака. Именно в таком браке женщина чувствует себя более несчастной и более счастливой после развода.

Как разрушить стереотип?

В этом стереотипе общество высказывает свою позицию - ребенок должен жить в полноценной семье! Сложно с этим спорить. Любая ошибка взрослых приводит к страданиям детей. Но, если женщина решается воспитывать сама, на ее плечи взваливается двойная ответственность - быть ребенку и отцом и матерью. Легко быть слабой, несчастной, зависимой, трудно - стать сильной и независимой. "Уж лучше быть одной, чем с кем попало жить", - говорят сегодня эти женщины…

"Чтобы не бороться с ветряными мельницами, необходимо просто жить. Не оглядываться на других и не причинять людям зла. Только тогда можно что-то сломать, а затем построить...", - закончила мысль Ирина, мама, воспитывающая самостоятельно пятилетнего Антона.

Стереотип № 11
"Считается, что женщина не должна первой говорить мужчине о своих чувствах..."

Это один из устойчивых стереотипов общества, который живет в нашем подсознании. Не так уж много в мире женщин, которые могут первыми выразить свои чувства мужчине. Причина в том, что "так не принято". Хочется спросить, кем и когда?

Как разрушить стереотип?

Мне кажется, женщина не должна быть особо настойчивой, - поведал нам Роман. - По крайней мере она не должна говорить о своих чувствах напрямую. А чтобы проявить их по отношению к мужчине, у нее есть нежность и, в конце концов, хитрость! И добиваться своего следует исключительно при помощи этих качеств".

Стереотип № 12
"Интернет - не место для знакомства"

Считается, что невозможно завести приличные знакомства в интернете. Многие уверены, что это даже опасно. Устойчивый стереотип, что "нормальные" люди в интернете не знакомятся, действует сурово и монотонно. Но при этом все знают, что знакомство через интернет открывает новые перспективы и возможности.

Как разрушить стереотип?

"В прошлом году я вышла замуж за чудесного человека, с которым познакомилась через сайт знакомств, - поведала нам наша читательница Елена. - Честно скажу, к подобному виду общения я относилась весьма настороженно и скептически. Мои знакомые все как один твердили: "Лена, это же утопия!" Но, к счастью, "утопия" оказалась... моей второй половинкой, чему я безумна рада. А к осени у нас с мужем появится малыш!"

От редакции хочется добавить: в наш адрес приходят множество писем с разными историями жизни, в том числе от счастливых пар, познакомившихся в интернете.

Стереотип № 13
"Старость - это немощность"

Принято считать, что "третий возраст" может рассчитывать только на сочувствие и сострадание. Но мы совершенно забываем о том, что если "осень жизни" приносит с собой удовлетворение и чувство единства, то старость становится счастливой порой.

Как разрушить стереотип?

Дело ведь не в том, как выглядит человек, а в том, на сколько лет он себя ощущает.

Если, к примеру, ваша цель - добиться, чтобы в транспорте вам уступали место, то, возможно, и нет необходимости ломать данный стереотип. Ведь так удобно верить в слабость и немощность пожилых. И им самим, и окружающим. А вот в факты верить достаточно сложно. "Мне 84 года. Конечно, я считаю себя глубоко пожилым человеком, - рассказывает читательница Полина Федоровна, - но это только по паспорту. А вообще-то я просто живу. Я люблю жить. Люблю своих детей и внуков. Сейчас я живу на даче. У меня там грядки, парник, цветы. И за всем я ухаживаю. Живу вместе со своим дедом. Ему - 92. Еще и за ним ухаживаю (смеется). Тяжело, конечно, бывает... Но пока двигаюсь - значит живу!".

Возможно, мы затронули не все существующие стереотипы. Но, озвучив некоторые из них, мы попытались разрушить штампы, которые якобы необходимо соблюдать. Руководствуясь установленными шаблонами и клише, мы стараемся избежать ошибок. А если что-то и нарушаем, то благодаря пресловутым законам упорно себя оправдываем.

Но! - Совсем недавно неравные браки (и возрастные и социальные), а также гостевые или гражданские считались жесткими "табу". Или раздельные кошельки... Или то, что муж должен зарабатывать больше жены... Сегодня эти общественные феномены перешли в разряд лояльных. Среди нас все больше "нарушителей" стереотипов. И хотя они вызывают смешанные чувства у большинства, они как разведчики прокладывают новые дороги в сознании, тем самым доказывая, что в этом мире все возможно...

"Пустой стул"
Каждый стереотип требует тщательной проработки. Есть замечательная методика под названием: "пустой стул", имеющая двойной эффект. Проговаривая несказанные слова "пустому стулу", вы тем самым, освобождаетесь от напряжения. Эффект первый: происходит внешняя разрядка. Расслабляются мышцы, становясь эластичными, разглаживаются морщины, а тело становится гибким. Эффект второй: происходит внутренняя разрядка. Внутренне вы перестаете бояться нарушить правила, которые упорно "навешивает" вам общество, тем самым, обретая свободу. Вы начинаете делать то, что считаете важным и нужным. Как результат, в вашем окружении появятся люди, которые будут разделять и уважать ваши ценности и взгляды, несмотря на общественное мнение.

У каждого из нас есть своя "клетка условностей" с множеством правил и странных ритуалов. Наверное, это и есть жизнь в ее многообразии... Но, если вдруг вы почувствуете, что все это мешает вам быть счастливыми, смело ломайте, крушите, боритесь за свою свободу! Однажды, разрушив стереотипы, мы окажемся в очень странном мире, где есть место таланту, интересным встречам, неординарным поступкам, которые из-за стереотипного мышления не поддерживаются социумом.

Наверное, прежде всего, стоит научиться слушать себя и свое сердце, а не других людей и... просто стать счастливыми.

Не ломайте голову, ломайте стереотипы. И будьте счастливы!

Тема стереотипов (шаблонов, паттернов) восприятия, мышления и поведения настолько обширна, что ее можно изучать всю жизнь. Но что делать, если стереотипы мешают вам жить той жизнью, которой вы хотите, уже сейчас? Изучив немало материалов, я пришла к выводу, что наибольшей сдерживающей и вредоносной силой обладают стереотипы мышления, так как восприятие и поведение вытекают из мыслительных процессов. Что представляет собой стереотип? Это привычная, устоявшаяся модель поведения или мышления в какой-либо ситуации. Эту модель человек берет из прошлого опыта аналогичных ситуаций и применяет неосознанно, механически. Из данного определения невооруженным взглядом видно, что стереотипное мышление лишает человека не только новых ощущений и возможностей, но и перспектив развития. Кому хочется застрять в повторяющемся круге реакций и мыслительных маршрутов? Думаю, не тому, кто стремится к ! А потому давайте разберемся, как разрушить стереотипы мышления.

Классификация стереотипов мышления

Для того чтобы победить врага, нужно знать его в лицо. Разрушить стереотип можно тогда, когда вы его точно определили. Предлагаю краткое описание пяти наиболее распространенных стереотипов мышления.

Полярное мышление заставляет человека видеть жизнь в черно-белых тонах, каждому происшествию приклеивая либо ярлык «хорошо», либо «плохо». В то время, как мы живем в мире, где сотни тысяч событий-полутонов, люди с полярным мышлением вынуждены выбирать из крайне ограниченного набора оценок. Как известно, в мире вообще не происходит ничего ни плохого, ни хорошего, все становится таковым только из-за наших оценок.

Пессимизм и максимализм проистекают из полярного мышления. Этот стереотип крайне вреден, так как ведет к необъективному восприятию, неадекватным реакциям на происходящее, ошибочным решениям и заниженной .

Чрезмерное обобщение губительно для человека. Этот стереотип мышления проявляется в навешивании ярлыков себе, окружающим и ситуациям, причем ярлыки выбираются исходя из единичной ситуации (например, неудачное знакомство с девушкой) и становятся частью мировоззрения человека («я не умею знакомиться с девушками»). При таком мышлении человек сам закрывает для себя большинство дверей, т.е. возможностей, теряет , впадает в . Страдающий этим стереотипом человек создает неизменяемое представление о себе и может прожить с ним всю жизнь – это называется негибким мышлением. В то время, как в здоровой ситуации человек является процессом, постоянно изменяющимся и обновляющимся.

При избирательном восприятии человек концентрируется только на определенных аспектах какой-либо ситуации, считая их существенными, а все прочие отбрасывает за неважностью. Такое однобокое восприятие приводит к формированию жестких стереотипов, неспособности воспринимать любые мнения, отличные от собственного. Как результат у человека формируется догматическое мышление, когда собственные взгляды и убеждения возводятся в абсолют и не подлежат критике и трансформации. Крайняя степень догматизма – фанатизм, который представляет собой непоколебимую преданность идее или деятельности, полная концентрация на ней и отсутствие каких-либо других .

Признаками избирательного мышления являются: граничащее с фанатизмом убеждение в правильности только своих взглядов, неспособность к их критическому анализу, неизменность этих взглядов, отсутствие интереса ко всему, что им не соответствует, оценка информации исходя только из авторитета источника, упрямство и твердолобость в отстаивании своих убеждений.

Категоризация – бич очень многих людей, стереотип, который необходимо разрушить любыми средствами. Привычка относить всех людей, события и явления к категориям, порождает обобщение и игнорирование индивидуальных качеств объекта. При этом каждая категория наделяется определенной неизменяемой оценкой («все работяги – честные люди», «все богачи – воры и обманщики»). Основываясь на категориях, человек теряет объективность, а вместе с ней, и возможности для с , незаслуженно отнесенными к категории нечестных или обделенных умом (ведь все блондинки – «глупые»).

Еще один губительный стереотип мышления – необоснованные ожидания . От любого события, человека, от будущего в целом человек с этим стереотипом всегда чего-либо ждет: либо плохого, либо хорошего. Теряя объективность, такой человек любому событию придает излишнее значение (а точнее, результату этого события), что ведет к появлению надежды и чаще всего – разочарования, фрустрации, обиды. Особенно мешают ожидания в с любимыми людьми: человек заранее выстраивает систему ожиданий от партнера, и если тот их не выполняет (а обычно они невыполнимы, т.к. основаны не на реальных возможностях партнера, а на его идеализированном образе), испытывает негативные . Это приводит к ссорам, непониманию, попыткам переделать партнера и часто к разрыву отношений.

Ожидания могут быть двух видов – первые основаны на каком-либо знании (), например, «30-летние мужчины готовы к созданию семьи», а вторые – беспочвенны, основаны на фантазиях и вере в эфемерную удачу.

Как разрушить стереотипы мышления

Универсальным средством для борьбы со стереотипами является техника , о которой я рассказывала раньше. Что касается частных случаев, вот несколько советов, как избавиться от описанных выше стереотипов:

  1. Если полярное мышление и пессимизм – это ваша проблема, уменьшить или свести на нет вредное влияние этого стереотипа поможет метод сравнения. Не удивляйтесь тому, насколько он прост, ведь, по сути, и само стереотипное мышление – примитивно. Метод заключается в сравнении существующей неблагоприятной ситуации с другой, более негативной, которая могла бы с вами произойти. Это не снимает проблему полностью, но сильно снижает негативный эффект полярного мышления.
  2. Иногда полярное мышление приводит завышению требований к самому себе, максимализму. Тогда человек ставит перед собой слишком масштабные, трудновыполнимые цели и жестко критикует себя же в случае неудачи. Или не приступает к их достижению из , превращаясь в мечтателя. В таком случае совет – ставить более реальные цели, работать над самооценкой и начать действовать – выполнив поставленные задачи, вы сможете сломать стереотип.
  3. Для борьбы со стереотипами необоснованных ожиданий и категоризации поможет детское восприятие. Дети настолько открыты, что воспринимают все таким, как оно есть, принимают людей независимо от их материального положения, и опыта удач и неудач. Примерьте на себя модель детского мышления – будьте открыты ко всему и делайте выводы о человеке только после того как пообщаетесь с ним, а не основываясь на своих представлениях о том, каким он является.
  4. Если вы постоянно обманываетесь в своих ожиданиях, потребуется постепенная работа по разрушению этого стереотипа. Всякий раз, когда вы ловите себя на ожиданиях, задавайтесь вопросами: «на чем основываются мои ожидания в этой ситуации – на реальных предпосылках или на моем желании получить что-либо?», «не создаю ли я сам обстоятельства, затрудняющие выполнение моих ожиданий?», «понимают ли люди, чего я от них жду и почему испытываю раздражение, если ожидания не оправдываются?».

Аллен Карр

Попробуем только назвать самые распространённые убеждения (стереотипы), которые на практике оказываются ошибочными, ограничивают наше развитие и тем самым являются причинами для многих проблем.

1. Я не знаю чего-то важного для себя, "золотая истина" находится в чужих руках.

Так думают люди, которые склонны к психологической зависимости - НЕУВЕРЕННЫЕ В СЕБЕ. Причина - снятие с себя ответственности за свои выборы, решения и поступки. Поиск авторитета становится единственной целью, и вместо самостоятельных решений идёт поиск "чужой умной головы".

2. "Человек не меняется с годами"; я - уже сформировавшаяся личность, мои проблемы - это пожизненный приговор.

Удобная позиция для уклончивого поведения. Это, зачастую, выглядит как каприз ребёнка, который не хочет навести порядок в своей комнате и пытается убедить родителей, что грязь, беспорядок и беспомощность сами пришли в его жизнь.

Его задача - только рассказывать, какой беспорядок и как много мусора под его кроватью. Когда такой человек ищет помощи, он ждёт, что придёт уборщица и помоет ему пол.

3. Я много собираю знаний, у меня много опыта. Я имею силу и ценность, которые меня защищают, помогают выжить.

Знания, которые не применяются в нашей жизни - бесполезное скопление мыслей об этом знании. Вся их сила идёт на сравнение не в свою пользу , то есть, формирует заниженную самооценку, эти знания не являются моими, они не обо мне.

Теория не может заменить практику, ведь человек живёт практическую свою жизнь и для уверенности в своих силах необходимо именно уметь то, что для нас важно.

И потом, не каждый жизненный опыт является доказательством нашей мудрости. Есть ситуации - уроки, которые ждут своих решений и новых выводов, переоценок. Механическое накопление такого опыта создаёт иллюзию "полезного множества", но в нём больше ошибок и меньше полезности.

Так чем же мы гордимся, говоря о себе: "Я - опытный человек"?

4. Идеологические штампы часто заменяют человеку представления о его личном духовном росте.

Например, одобряемое поведение "я - добрый человек" часто превращается в инструмент для использования нашего добра и манипуляций, построенных на жалости. Если ваши ресурсы используют "в одну сторону", без взаимности, то вас используют.

Умение знать и видеть истинные ценности позволяет оценить себя и свои возможности по достоинству. То есть, наши добрые поступки не могут подводить нас самих, в этом проявляется ответственность за нашу энергию.

Уважение связано с внутренним контактом истинных ценностей, а не с одобряемым поведением. Когда нам понятен принцип взаимообмена, мы сами не позволяем обмен неравными ценностями.

Мудрый человек не позволит просящего о помощи оказаться в позиции должника, если просящий нарушает "правила игры" - обмен равными ценностями.

5. Я забочусь о нуждах других, а обо мне пусть заботятся все, кому я нравлюсь.

Такой подход сам по себе манипулятивен. Только сам человек знает о своих потребностях и у него есть для этого минимум своих ресурсов для реализации необходимых вещей. Но этот минимум человек пытается отдать на нужды других, а сам ожидает обслуживания своих потребностей в обмен.

Так чем же помощь (дать или взять) отличается от личной ответственности?

Попробуйте на первое место поставить свои минимальные нужды и удовлетворите то, в чём нуждаетесь. Когда вы чувствуете себя ресурсным, вы можете помочь нуждающимся.

И никогда не в ущерб себе, иначе эта жертвенная позиция может вас полностью "обесточить".

Светлана Ория, психолог

С каждым новым шагом приближая Просветление глубинных вод, которые чисты и не замутнены".(с)

****

Рекомендую запастись терпением и просмотреть все 5-ть частей этого научно-документального фильма.

Когда человек понимает, как работает его собственный мозг, он легче отпустит стереотипный набор представлений о своих возможностях, которым доверяет почему-то больше, чем свойствам своей природы.

Оказывается, наш мозг самообучаем.

И, конечно, специалисты об этом знают, но в фильме об этом рассказано доступно для широкого круга людей, заинтересованных в своём развитии.

Важно понять, что застывшие образы о самом себе блокируют формирование новых связей, в виде "активных дорожек" в головном мозге. Что, по сути, является главной причиной остановки развития человека в любом возрасте после проф.обучения.

Если мы сами не мешаем ложными представлениями формировать "новые мосты", то нейроны сами отыскивают необходимые связи. Просто им необходимо дать работать, подбрасывать новую практическую задачу и закрепить повторами.

Большинство психологических проблем: таких, как неуверенность в себе, заниженная самооценка, зависимость от мнения других, плохая память или плохая восприимчивость новых навыков - всё это создаётся стереотипными установками.

Светлана Ория, психолог

****

Светочка, дорогая, как здорово сказано!

Мне так знакома эта программа страданий, заложенная с детства ограничивающими догмами и рамками у людей в любом обществе!

Жаль только, что большинство из них очень "обросли своеобразными панцирями" и не хотят даже подумать, что могут измениться в лучшую сторону, и каждую минуту этой драгоценной жизни быть и чувствовать себя абсолютно довольными и счастливыми!!!

Olga Kravtsov

Документальный фильм, совместного производства телерадиокомпании ВВС и The Open University , попытается найти ответ, как работает разум человека, и как его можно использовать с максимальной эффективностью.

Почему один человек чувствует опасность, а другой нет? Как может опыт подсказать нам, стоит ли доверять людям? И как дети осваивают сложные движения, просто думая о них?

Ответ кроется в самой удивительной части каждого из нас, в нашем разуме. Каждую секунду бодрствования, хотя мы даже и не осознаем этого, наш разум работает, изучая окружающий мир.

Но наша способность к познанию даже больше, чем мы думаем. Изучая принципы работы разума, мы можем улучшить нашу познавательную способность и раскрыть свой истинный потенциал.

Человек добился огромных успехов в изучении своего тела.

Но разум человека до сих пор остается загадкой.

(http://gnozis.info/?q=node%2F21472 )

Посмотрел только что фильм.

Ученые подтверждают, что нет неизменяемых людей, и что каждый, если захочет, может изменяться к лучшему, контролировать свои реакции и эмоции.

Вопрос в том, что очень мало людей осознают, что характер и натура - это не вердикт, а, скорее, вызов, который стоит принять и выжать из него максимум!

Перед тем как читатель познакомится с моим эссе, я, наверное, должна сказать несколько слов о себе.

Парадокс судьбы заключается в том, что я начала печататься по-русски в Финляндии, а в своей собственной стране, на языке которой и для людей которой пишу, - по-фински. Журнал “Carelia”, выходящий в Петрозаводске на финском языке, уже давно перевел мои рассказы “Солнечные змейки”, “Предрождественская толчея”, “Ленинград - Красноярск - и обратно”, “Рыжая черепаха”, “Задрыга”, “Сорок восемь часов дороги домой”, статьи “Я - в Финляндии” и “Дорогих мужчин поздравляю с 8 Марта”, опубликованные за рубежом. В российских журналах по-русски я начала печататься как автор литературных произведений лишь с 2003 года.

Мое новое эссе - это продолжение серии очерков, которые были написаны о странах, где мне повезло жить: об Индии, Дании, Франции. И вот теперь - еще одна страна, в которой я нахожусь с 1993 года.

Итак, “Впереди - Финляндия!”

Под таким названием в 1994 году был напечатан первый очерк, положивший начало всем моим дальнейшим литературным публикациям. С тех пор прошло
10 лет, и я снова, уже с позиции нового опыта, возвращаюсь к этой теме.

Впервые я попала в Финляндию в 1989 году.

Я вышла из поезда и почувствовала, что вокруг меня все другое: архитектура зданий, улицы, магазины, люди с мило кюсюмюксюющим языком (“кюсюмюс” - по-фински “вопрос”); даже, кажется, небо было другим: оно было непроницаемым, плашмя лежало над головой, окутывая середину дня в сумерки, и из него в январе мелкой крупой сыпался дождь. И я поняла, что нахожусь в другой стране, в том месте, которое называется “столица Финляндии”. На меня наехал магазин “Сокос”, потом “Стокманн” - как огромные океанские лайнеры, полные чего только не! - я вертела головой направо и налево, все с интересом разглядывала, улыбалась, мне тоже улыбались все вокруг. Почти никто не говорил по-английски, но все старались доставить мне как можно больше удовольствия от пребывания в их стране.

Я без труда съездила еще и в соседнюю Швецию на изумительном пароме, который и сейчас курсрует между Хельсинки и Стокгольмом, с музыкой, барами, бутиками, какими-то театральными представлениями и незабываемым буфетом, где я за чисто условную по нынешним временам плату съела пять тарелок деликатесов и ночью поняла, как умирают от обжорства. (Но все-таки выжила и благополучно вернулась обратно в Хельсинки).

Я впервые побывала в стране, где живут финны.

Конечно, я помнила двух героинь сказки Андерсена (к ним попала Герда, когда искала Кая): Лапландку и Финку, которые переписывались на вяленой треске. Я вспоминала именно этих персонажей, когда смотрела на окружавших меня людей: они были немногословны, но так же добры и готовы помочь.

В одной из статей профессора Хельсинкского университета Арто Мустайоки я прочитала о том, как финны определяют себя сами: отношение к труду серьез-
ное - это самое важное в жизни, - работать любят; работают быстро, точно, аккуратно; молчаливы и эмоций не выказывают, люди замкнутые, скромные, разумные; друзей мало, отношения с друзьями не теплые, но добрые и верные; любят стабильность и порядок, воспитаны быть вежливыми. Власть уважают.

Именно это я, кажется, и прочувствовала за то короткое время, пока находилась здесь.

Меня возили в незадолго до того открывшийся научный центр “Эврика”. Это было необычно и красиво, особенно стереофильм, который демонстрировали в конце: у меня осталось полное ощущение того, что я плыву на катере.

Мне показали, как работает самая знаменитая в Финляндии и известная на весь мир Лаборатория низких температур Хельсинкского технологического университета (Kylmalaboratorio). Проведя за простую, похожую, скорее, на гаражную, дверь внутрь длинного коридора, мне сказали: “Вот здесь и делается финская физическая наука”. Вдоль всего коридора в комнатах у компьютеров сидели спиной друг к другу сосредоточенные люди, а дальше шли огромные помещения с установками. Тишина царила полнейшая, только шумела копировальная машина. Мне сказали: “Во время рабочего дня в Финляндии никто не разговаривает”. А у меня глаза разбегались от лежавших на столах красивых ластиков, точилок, скрепок, разноцветных шариковых ручек, папок, белоснежной финской бумаги, от белизны и чистоты стен.

Экскурсовод водила меня (единственного туриста!) по зданию Парламента. Я побывала в Атенеуме, и в Национальном музее, и во многих других. Меня приглашали в рестораны и в гости. И когда от всего виденного и слышанного я приходила в восторг, только скромно покачивали головой и улыбались, а когда бурно выражала эмоции, разводили руками и говорили как само собой разумеющееся: “Но у нас это всегда так!”

Девочки и мальчики в шапочках с помпонами и рюкзачками за плечами напоминали мне рождественских гномов и умиляли.

Хельсинки остался в моей памяти как тихий, спокойный, с размеренной жизнью город скромных, трудолюбивых людей, уважающих собственные традиции и историю. Финнов.

Но я никогда не забываю, что tempora mutantur et nos mutamur in illis 1 .

В девяносто третьем я приехала в Финляндию опять, и меня поразило состояние депрессии, в котором находились люди. Все как бы притихло и настороженно замерло. Это, может быть, было незаметно для глаза, но это ощущалось.

Я осела надолго. Когда живешь в среде, увидеть изменения, которые происходят в ней, гораздо труднее. Но первое, что, я думаю, бросается в глаза, - это русские автобусы в центре Хельсинки и русская речь, которая звучит вокруг. Вы находитесь в ней постоянно: на улице, в магазинах, в кафе.

Подростки ругаются знакомыми словами где-нибудь в метро или около универсама... простите, kkk-MARKETа... Это тоже создает соответствующую ауру... Те, кто попал сюда гораздо раньше нас и кто всегда старался нести в себе Русскую Культуру - я написала оба слова с заглавной буквы, потому что именно это имела в виду, - должны, наверное, испытывать разочарование: теперь мы так часто демонстрируем бескультурье, и это выглядит печально. Именно в той среде сохраняются до сих пор русские мелочи быта: русские конфеты, чай в тонких стаканах в подстаканниках, что создает иллюзию определенного стиля жизни. Еще несколько лет назад в среде “старых русских” озабоченно говорилось: “Мы должны сохранить язык Пушкина и Толстого!”

Бывая теперь в магазине (в “Стокманне”), я, пожалуй, не чувствую никакой разницы, как если бы я находилась в российском универмаге. Рядом слышу: “Так, пойдем дальше, посмотрим, что тут дают!” Или: “Так какую люстру брать: с пятью рожками или с тремя?.. Хрустальная, итальянская... Две? А вторую куда повесим?..” (это - консультация с женой по мобильнику). Узнав во мне русскую, предлагают: “Сейчас мы вызовем русского продавца, который обслужит вас”. И перед самым закрытием на прекрасном русском языке объявляют: “Уважаемые покупатели! До закрытия магазина осталось 15 минут”.

На улице же у меня полное ощущение того, что я в Москве: машины мчатся, люди несутся, задевая друг друга, все куда-то спешат, а если не спешат, то раздражают (“И что пройти не дают?! Остановились тут!”). В дни распродаж по Хельсинки движется поток набитых вещами целлофановых пакетов. В пустых раньше вагонах метро в часы пик теперь не сядешь; стоя с правой стороны эскалатора, ощущаешь с левой нескончаемое движение людей. И куда делись они, те, среди белых снежных сугробов, спрятавшиеся в уютных деревянных домиках, коротающие зимние вечера за чашечкой крепкого кофе и прислушивающиеся, не звенят ли уже вдали рождественские колокольчики на шее у joulupukki (рождественского козла), который, стуча копытцами, несется по снежным равнинам Финляндии с севера на юг?

Вокруг - справа, слева, впереди, сзади, издалека - слышны реплики на нашем языке:

Ножками, ножками по ступе-енечкам...

Может, в “Анттиллу” сходим?

Там нет ничего, я уже с утра бегала...

Ну, пока, сказали, не берут, обождать маленько надо...

Смотри, классное пальто тетка меряет!..

Я что, уродоваться, что ли, буду!..

Ой, бабы, пошли отсюда, у нас это уже вчерашний день...

Мой недоволен, что я с ним в Америку не еду, а я ему так и сказала: “У меня депрессуха! Мне жизнь надо устраивать!”

Мужчинам всегда подавай только супер-сэкси...

Да ну их на...!

А в школе учительница сегодня говорила...

Давай еще сюда зайдем: смотри, тут красота какая...

И на весь подземный переход по мобильнику:

Леха, ты где застрял? Встречаемся на повороте!..

Или обращаются к тебе с вопросом, стараясь, чтобы правильно по-фински было:

Voisitteko kertoa missa... katu on? (Вы не скажете, где такая-то улица?)

Примерно так, конечно.

И я отвечаю на чистом русском, как ответила бы в Москве:

Ой, девочки, не знаю.

И получаю уже тоже по-русски:

Извините...

Бывшая застенчивая финская молодежь теперь громко хохочет, курит, сплевывает прямо под ноги стоящим на остановке - иногда мне хочется подойти и сказать: “Ты что же это безобразничаешь! Что же это ты город загрязняешь!” (говори я свободно по-фински, честное слово, так бы и сделала), - и (!) все чаще и чаще перебегает улицу, не обращая внимания на светофор! (В этом месте повествования финны возмущаются и безнадежно качают головой - мол, ничего с этой молодежью теперь не поделаешь).

Разноцветной толпой идут школьники - разноцветной не только в одежде, но и в цвете кожи.

Ну, Людмила, это только здесь, на юге. (Хельсинки - это юг, кстати. - Л.К .). А дальше - все совсем другое. Там - настоящая Финляндия.

Да, да, - соглашаюсь я. Не все сразу. Step by step...

Но я не к тому.

Я к тому, что от комплексов пап и мам не остается постепенно и следа, а национальные шапочки постепенно заменяются мировой модой.

Но несмотря ни на какие ее ухищрения, несмотря на неуклонное движение к мировому стандарту (и стандарту вообще), финн и финка в душе сохраняют стиль и моду финские и безошибочно определят, где ты купила свое пальто: в ширпотребном “Стокманне” или в “Маримекко”, стиль которого, так же, как и стиль Алвара Аалто, перенести на чужую почву невозможно - они только финские. Не все любят тот и другой стили:

Ну, Маримекко - это всегда полоски!

Стиль Алвара Аалто мне кажется слишком холодным! Я его не люблю.

Но вот я прихожу на работу в пальто из “Маримекко”. Сначала на него смотрят, и я понимаю, что оно произвело впечатление. Потом, когда я его снимаю, мне предлагают плечики, берут из моих рук осторожно, чуть ли не сдувая пылинки, и уважительно вешают в шкаф. Не расположенные к комплиментам финские мужчины могут и не выдержать: “Красивое у тебя пальто!” И это самая высокая оценка твоего вкуса!

Все это, конечно, вещи чисто внешнего порядка.

Писать о Финляндии русскому, который попал туда в 90-е, значит, в первую очередь, писать о вживаемости в среду.

Финляндия в этом смысле, наверное, занимает особое место. В Хельсинки, например, постоянно действуют русские программы театра “Савой”, часто проводятся художественные выставки, приезжают на гастроли петербургские и московские артисты. И хотя Куклачева с его кошками было уж слишком много, сколько же финских детей на каждом его представлении сидело в зале! А кроме того, существуют многочисленные клубы, кружки, которые могут посещать не только русские, но и финны, наконец, различные ассоциации. Ностальгию, согласитесь, испытать трудно. Да и страна наша - четыре часа езды на поезде от столицы. Все это создает ощущение того, что вроде бы и не отрывались совсем. Жаль, нет сейчас художников-передвижников, чтобы написать, например, картину: “В Выборг за продуктами”. И не только не испытываем ностальгии мы, а скорее, наоборот. Может быть, именно поэтому у людей, которые имеют возможность приехать в Россию в лучшем случае раз в год, отношение к ней иное. Когда уезжаешь далеко, все отодвигается на необозримое расстояние. А тут - рядом. И разговор о финнах идет уже только так: “они” и “мы”, как будто стоят друг против друга, но по разные стороны границы.

Прежде всего, мне кажется, необходимо разрушать стереотипы, которые так склонны создавать люди и из рамок которых не так легко потом выйти.

“Почему русские всегда говорят, что финны их ненавидят?” - спрашивали меня не раз. (Здесь нужно оговориться, что речь шла исключительно о вновь прибывших переселенцах). Честно говоря, не знаю, что ответить на этот вопрос, так как понимаю, что имеется в виду: заранее заданная установка, с которой большинство людей собирается войти в новую среду. И собирается ли, кстати сказать?..

Помню, на одном из собраний русскоязычных (от этого термина, похоже, нам уже никуда не деться) какая-то новая жительница жаловалась, что соседи-финны вымазали ей дверь майонезом и кетчупом. Надо сказать, я отнюдь не испытала к ней сострадания. Я подумала: “До чего же ты их, бедных, довела!” Задаются ли хоть когда-нибудь такие люди вопросами: много ли хорошего мы видим от самих себя, особенно теперь, когда такое несметное количество нас живет за границей, тесно сгруппировавшись в неких заграничных “русскоязычных” сообществах? Как мы выглядим со стороны и что делаем для того, чтобы нас “любили”? И, наконец, почему нас должны “любить”? Я заранее отметаю все многозначительные воздыхания по этому поводу, сетования на “трудности” судьбы и прочие вещи, которые так любят повторять те, кто с удовольствием в одночасье покинул свою страну, надеясь найти лучшие бытовые условия в другой. И, найдя, понял, что это совсем не то, чего стоило искать, ибо оказался как бы выкинутым из новой среды, хотя и живет теперь в большой квартире, а не в двухкомнатной хрущобе.

За границу текут разные постсоветские граждане. Где их только не встретишь теперь! Об этом даже писать скучно. Сколько раз уже обмусоливали наши высказывания на улицах европейских городов!

На центральной площади Женевы, в историческом центре города, среди ренессансных домов слышится:

Понимаете, она признает только макароны, картошку, мяса она не ест совсем...

А я обожаю чернослив, - перебивают рассказчика.

Не успела попасть в Монако, обгоняют на дорожке в парке три человека и, услышав, что мы тоже говорим по-русски, завязывают разговор, удивляются:

Из Финляндии? Далеко забрались! А мы на радио “Свобода” работаем.

“Существует еще? Какой, однако, plusqvamperfectum теперь!” - думаю я про себя.

Среди оседающих за рубежом прочно, навсегда, конечно же, есть и бывшие обладатели партийных билетов, кое-кто пользовался в свое время “привилегиями” или в нашей замечательной, такой “человеколюбивой” стране занимался тем, что “стучал” и “топил” своих же сограждан - расставлял “пешки на шахматной доске”. И вот, оказавшись за границей, люди квинтэссируются (если можно образовать такое слово), перенося укрепившиеся навсегда в менталитете партийно-профсоюзные отношения на новую почву. Финляндия тут не составляет исключения. Бывшие члены КПСС процветают, приспосабливаясь к жизни среди иностранцев, как раньше они приспосабливались к “той” жизни, - умение приспосабливаться у таких людей колоссальное. А когда в иностранную аудиторию бросаются слова: “На советскую власть я не работала”, и иностранная аудито-
рия - поборница демократии - готова рукоплескать оратору, мне хочется встать и выйти из зала. Я до сих пор каждый раз думаю: “Что эти люди сделали со своими партийными книжками? Неужто выбросили их, заветные, с помощью которых распределялись блага?”

Все подобные вещи отвлекают, мешают, направляют мысли в другое русло. И это грустно.

За последние несколько лет, буквально на моих глазах, русскоязычное население районов, прилегающих к Большому Хельсинки, возросло в несколько раз. Сюда на постоянное жительство по-прежнему приезжают ингерманландцы, которые получили это право в 1991 году, и не только они: люди, которых финны приглашают для научной работы, люди, работающие в сфере искусства, на различных совместных предприятиях и фирмах, в сфере обслуживания, и просто те, кто находят пути, как переехать на жительство в другую страну.

Появились целые жилые районы, где сконцентрировано огромное количество русскоязычного населения.

Язык, как известно, средство общения. И как же вы будете общаться, если не знаете языка? Да. Здесь возникает обычно проблема номер один, ибо в определенном возрасте людям бывает очень трудно выучить чужой язык. Тем более, такой трудный, как финский, в котором пятнадцать падежей. Тем более, для людей, которые в нашей прошлой советской действительности никогда иностранных языков не учили. Хотя можно, конечно, научиться просматривать новости культуры, смотреть финские программы по телевидению. И это уже хорошо.

Когда говорят, что самое главное - выучить язык, чтобы интегрироваться, я сильно сомневаюсь. Среди моих знакомых есть такие, кто прекрасно знают финский язык, давно живут в Финляндии и при этом абсолютно не интегрировались в финское общество. Разумеется, язык - одно из условий. Но есть, в конце концов, миллион средств невербального общения, которые помогают людям на всем земном шаре понимать друг друга без слов. Было бы желание общаться, а средства найдутся. И разве мы всегда хорошо понимаем, скажем, людей, которые говорят на одном с нами языке - русском? Даже синтаксическое построение фразы у разных слоев общества разное.

Давно-давно, когда я еще только начинала жить в Финляндии, один из моих знакомых - финнов сказал: “Если ты не придешь к твоим соседям сама, они к тебе сами не придут. Ты должна сделать первый шаг”. Я это запомнила.

Однажды я ехала на поезде в Москву. Мой попутчик, переехавший, как выяснилось из разговора, за несколько лет до этого на постоянное жительство в Финляндию, оказался нестарым человеком - на вид ему было лет сорок. Раньше он работал пожарником. Сильный, здоровый, молодой еще по существу человек. И вдруг в том, что он рассказывал, мелькнуло такое, что тут же насторожило, знакомое что-то, что в книжных киосках у нас везде сейчас продается и идет нарасхват: “Он придет!.. Он судить будет, никто от Него не скроется!..” Честно говоря, я решила не обращать внимания и перевести разговор. Стала расспрашивать, как решается у него проблема с трудоустройством. Оказалось, что этой проблемой мой спутник не особенно озабочен, так как получает социальное пособие, которого ему вполне хватает. “Скоро Он придет и все увидит!” - заключил мой собеседник. Я перешла на тему досуга. Выяснилось, что эта проблема решается еще проще, так как телевизор - российская программа - основной источник информации и средство общения с миром. И еще чтение, конечно. Чтение о Нем.

Это не единственный случай, к сожалению, когда люди, поселившиеся на территории другой страны, живут лишь на ее территории , фактически продолжая оставаться жителями страны, из которой они прибыли, не желают осознавать, что они теперь - в другой стране. Их сообщества, местные “ячейки” нашей диаспоры, представляют собой замкнутые структуры со всеми присущими им отношениями. Мы создали множество как бы мини-Россий: принесли наши российские отношения и трансформировали их в соответствии с местными условиями. В одном из таких сообществ я даже услышала: “Давайте изучать, как русские влияют на местную культуру!” (Речь шла о 400 русских в городе, где 400 тысяч населения).

Да, в век глобализации говорится все больше и больше о сохранении национальных особенностей и национальной культуры. А как же без этого? Это ведь Культура, которая воспитывала человека с детства, Культура, которую он пронесет через всю жизнь, Культура, которая составляет его внутреннее “я”. Но я не совсем уверена, что это имеет отношение к месту, где человеку, может быть, придется жить потом. Кто знает, как сложится жизнь? Тот стержень, который человек несет в себе, не зависит от места его проживания.

Конечно, в Финляндии, как, я думаю, и в любой другой стране, можно прожить так, чтобы никогда ни с кем не поздороваться и никогда не узнать, кто же живет рядом. “Послушай, - говорю я как-то, увидев, что сосед, увешанный четырьмя детьми, попросту загораживается от меня тем, которого держит на руках, и не собирается меня замечать, - у нас в России при встрече знакомые люди всегда здороваются. Может, у вас это не так, но давай лучше все-таки говорить друг другу “Moi!” (“Привет”)”.

В Вербное воскресенье приходят “вербоваться” дети, и, хотя я с пятого на десятое разбираю стишок, который они выпаливают с ходу, с удовольствием наполняю их протянутые ладони шоколадными конфетами.

Ко мне звонят в дверь: “Людмила, на собрание жильцов идешь?” (Я живу в кооперативном маленьком доме). - “Ой, я же язык плохо знаю, опять не пойму, о чем речь!” - “Ничего, мы поможем. Давай, давай! Мы ведь наши насущные вопросы решать будем!”

Мы будем решать наши вопросы! Ко мне пришли мои финские соседи, чтобы идти решать наши вопросы. И мы решаем, например, куда перенести детскую песочницу и качели, чтобы не торчали у всех под окнами и чтобы детям было приятно играть и качаться на качелях среди сосен. Из-за этой самой песочницы с кем я только ни ругалась, доказывая, что дети должны приучаться к эстетике. Ругаюсь я вообще по-страшному, точно так же, как на своей “исторической родине” в Москве. “Ну, что вы вот тут сделали? - возмущаюсь я по поводу каких-то мелких ремонтных работ. - Ведь упасть теперь на этом месте можно зимой!” В отличие от русских у финнов есть прекрасное качество: они могут признать свою ошибку. Русский же не сделает этого почти никогда! Будет сознавать, что не прав, но не признается. А финн может сказать: “Да, я был не прав!” И тогда мы смеемся и - опять друзья.

А осенью мы озеленяем нашу общую территорию: едем в магазин покупать растения, землю в пакетах, делаем разметку. “Куда посадить гортензию, как ты думаешь?” - спрашивают соседи. - “Ой, ребята, не знаю, вы же финны, у вас же ваш финский дизайн!” - смущаюсь я. - “Нет, ты скажи! У тебя красиво получается!”

Все посажено, все поливается и растет, дети строят песочные крепости и на качелях среди берез, елей и сосен качаются. “А теперь мы должны знаете, что сделать...” - начинаю я. “Подожди, Людмила, теперь нужно немножко передох-
нуть! - останавливают меня. - Ты слишком быстро все делаешь!”

Я отнюдь не хотела бы, чтобы создалось впечатление, будто я пишу некую финскую пастораль. Люди есть люди везде, и идеализировать никого не следует. Как сказал один из тех, кто переделывал плохую работу другого: “Мы тоже разные бываем”.

Я приехала из страны, где соседом мог оказаться грузин, этажом ниже мог жить татарин, а напротив - еврей или армянин. Да и финны были. У моей бабушки на Украине квартирантка была финка! И все мы общались, не думая о том, что должны как-то “интегрироваться” - у всех были общие проблемы, которые мы решали. Нас никогда не интересовало, кто на каком языке говорил дома. И сами русские - кто? Сколько разных кровей в нас намешано?

Среди моих многочисленных знакомых были семьи, в которых мать была русская, отец - исландец, дети не знали этих языков - их родной язык был датский, и они считали себя датчанами.

Была когда-то в советские времена детская телевизионаая игра, которую придумали в ГДР. Она называлась “Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!” Там не нужно было знать немецкого языка - там нужно было знать правила игры. “Как тебе живется в Финляндии, во Франции, в Германии?..” - вопрос, который задают каждому, кто приехал в чужую страну.

“А как я живу в этой стране?” - вот вопрос, который, я думаю, должен задать себе каждый.

Трамвай затерялся, на табло написано, что ждать его целых 17 минут, потом он еле-еле тащится. И я, конечно, опаздываю на урок. И вообще - флаги везде висят, а я в календарь не заглянула: может быть, и уроков сегодня не будет? Но, кажется, никто ни о чем не предупреждал.

Вхожу на фирму запыхавшаяся. Все на месте, работают, но ждут преподавателя.

Почему флаги сегодня? - спрашиваю с ходу.

Праздник.

День Швеции.

Ах, да, есть такой день в календаре.

И что это значит? Как он празднуется? - Вопрос задаю в целях разговорной практики, а заодно и для себя - всегда узнаешь что-то, чего еще не постигла.

Неопределенно пожимают плечами.

Ну, все-таки, - допытываюсь я. - Ведь праздник же. Как вы его отмечаете?

Но раньше, когда я был маленький, - говорит Симо, - всегда отмечали. В этот день, 6 ноября, мы их били.

Били? Кого?

Тех, кто говорил по-шведски.

Зачем? - мои глаза недоуменно округляются.

А зачем они говорили на нем? Мы просто выходили на улицу и били их в этот день.

И где же происходили эти “бои”? - Меня уже начинает разбирать любопытство.

На Эспланади или в парке около Успенского собора. Мы собирались там во второй половине дня и начинали колотить их кулаками.

Да, просто шли на них и начинали бить. Все уже знали, что в этот день будет драка, готовились к потасовке.

Значит, это было вроде кулачных боев?

Ну, что-то вроде этого.

Тогда понятно по крайней мере, почему сегодня так плохо ходит транспорт.

Симо смеется:

Нет, нет, это просто в компьютерной системе что-то меняют.

Ну, да, специально приурочили к этому дню: компьютеры не работают, трамваи стоят, светофоры отключили, - продолжаю я шутить... - А что вы все-таки кричали, когда их колошматили?

Иногда просто hurri, но это не плохое слово, обычное. Просто мы их так называли...

А дома что ждало, когда с подбитым глазом возвращался?

Дома от родителей еще доставалось, конечно. В кухне на стене, за часами, висела розга для устрашения нас - мы были очень непослушные. - И мне довольно выразительно показывают размеры орудия, с помощью которого непослушных мальчиков превращали в благовоспитанных юношей, демонстрируют его положение в пространстве и механизмы воздействия.

Ужас! Значит, вас били? – Я даже не могу поверить в такое.

Ну, мама розгой, да... И каждый раз сама плакала, когда этой розгой наказывала. Бьет и приговаривает: “И что же вы такие непослушные, и когда же вы слушаться меня будете...”

Папа только ругал. Но когда наказывал, то ремнем. И это было действительно ужасно. - Вспоминая, Симо усмехается, качает головой: - Да, времена были... Двор на двор ходил. Но теперь ничего этого никогда не бывает, никто ни на кого не ходит больше. Тогда войну помнили еще, карточки отменили только в пятьдесят шестом году... Я, конечно, карточки уже не застал, но вокруг тогда все об этом только и говорили. Cейчас все успокоилось.

Понятно. Значит, Густава Адольфа вспоминаете иногда... - говорю я и дальше не продолжаю.

Но мы и императора Александра вспоминаем, - поняв, чтo я не договорила, улыбнувшись, продолжает Симо. - Это бывает перед Рождеством, когда поют рождественские песни. У нас есть длинная-длинная песня, вроде баллады. Ее слова доходят до сердца каждого финна.

О чем же она? - заинтересованно спрашиваю я (не забывая при этом и об учебных целях – лишний раз разговорная практика).

По-русски мне трудно тебе рассказать все. Но если коротко, то в ней пересказывается библейская история в соединении с финской. Обычно ее поют четыре мальчика - tiernapojat (в терновых венках). И там, в одной из частей, упоминается имя императора Александра.

А ты помнишь эти слова?

Симо берет лист бумаги, немного подумав, начинает писать, потом протягивает мне:

Keisari Aleksanteri

Suomen Suuriruhtinas,

Han pois otti orjuuden,

Han pois otti styrankin...*

Внушительно, конечно. И главное - правда. А мы и забыли давным-давно.

И цветы у памятника, наверное, поэтому всегда, - говорю я уважительно.

Ну, нет, - опять смеется Симо, - не поэтому. Это чтобы видно было, что в городе все на месте, все как должно быть...

В Финляндии интерес к России неизменен: мы и ближайшие соседи, и связи тесные исторические - об этом говорят, например, названия центральных улиц Хельсинки (Алексантеринкату, Лийсанкату, Софьянкату), его архитектура.

Финская аудитория всегда оживляется, когда слышит слово “конь” (по-фински означает клячу) или “лафка” - в старом хельсинкском сленге было достаточно много русских слов, а “киисели” - это уж “нормальное финское” название киселя. Теперь, правда, мы добавляем постепенно новые “словечки” и в себя впитали чужой язык тоже, образовав своеобразный “хельсинкский диалект” русского языка.

Финны любят русское искусство, балет, ставят постоянно пьесы Чехова, устраивают выставки и гастроли, приобщая своих граждан к мировой культуре. Конечно, приливы и отливы этого интереса к нам прогнозировать весьма трудно, практически невозможно. Например, количество желающих изучать русский язык колеблется постоянно то в ту, то в другую сторону. И если в первой половине
90-х учебные аудитории были переполнены, то сейчас в основном все диктуется лишь коммерческими потребностями. Интерес к нам явно упал: слабых изучать скучно и не нужно - у них вы не найдете примеров для подражания. В такой ситуации важно быть особенно осторожными. Люди оставляют Россию и как-то забывают, что это страна, которая дала образование, культуру, позволила достигнуть определенного материального уровня (по своим, российским, возможностям). Можно ли открещиваться и можно ли откреститься навсегда от того, что раньше было твоим, можно ли убежать от него? Ведь сколько бы времени ни прошло, оно все равно будет сидеть внутри. Недавно я услышала от одного новоиспеченного гражданина Израиля, что его родной язык - иврит! А я, общаясь с ним лет двадцать пять по-русски в нашей общей когда-то стране, думала, что мы люди одной культуры...

Мне иногда говорят: “О чем ты пишешь? Мы все это знаем!” Люди, как всегда, хотят сказки про королей и королев...

На углу двух центральных улиц Хельсинки - Маннергейма и Алексантеринка-
ту - исполняют “Калинку”, или “Пусть бегут неуклюже”, или пытаются воспроизвести растрескавшимся голосом репертуар Высоцкого - на любой вкус, что вам больше нравится.

Рано утром у выхода из метро, пристроившись в углу и бросив для виду в шапку, которая стоит рядом, несколько “евреев” (для непосвященных - так называют евро, как разъяснили мне как-то в поезде Москва-Хельсинки), на чужой мотив - не то испанский, не то итальянский - поют русские слова, и я, невольно прислушиваясь, на ходу отмечаю про себя: звучит ведь не хуже итальянского мой родной язык! И как Ломоносов все правильно сказал!..

Я проношусь мимо и теряюсь в толпе, которая тоже спешит по своим делам...

Хельсинки, апрель, 2004

1 Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними (лат .).

*Царь Александр,

Великий князь Финляндский,

Он уничтожил рабство,

Он уничтожил тиранию...

Похожие статьи