Языческие колядки. Рождественский сочельник. История праздника. Что такое Коляда

08.07.2020

Рождественские праздники сразу навевают детские воспоминания, а весь мир замирает в ожидании чуда. На колядки можно поехать в деревню к бабушкам и дедушкам и собраться за праздничным столом с родными и друзьями. Ведь отмечать Рождество принято в близком, семейном кругу, садясь за стол с появлением первой звезды. Наши прародители верили, что именно эта звезда освещала путь волхвам, идущим к Иисусу.

Смеркается. И мы начинаем вглядываться в сгущающиеся сумерки сквозь украшенное морозным узором окно, ожидая первой звезды. Снег ровным полотном укрыл землю, природа погрузилась в глубокий сон — и вокруг нереальная тишина.

Но вот в небе засияла первая звезда и мы с радостью понимаем — праздник начинается! Все собираются за столом, в центре которого кутья. Прежде чем приступить к ужину, незамужние девушки с ложкой кутьи выходят во двор гадать. В какой стороне залает собака — там и суженый живет.

Но самое интересное начинается после застолья — наступает рождественская ночь. В эту ночь полагается не спать, иначе можно проспать свое счастье. Да и как тут заснешь, когда на улице слышны смех и песни!

Это начинаются рождественские колядки. Обычай колядования имеет свою давнюю историю, уходящую корнями в арийские времена. Важная рождественская традиция песени-колядки. Раньше это был языческий обычай, который после принятия христианства превратился в прославление Иисуса Христа.

Небо и земля

Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы, люди, Ангелы, люди
Весело ликуют.


Ангелы поют, славу воздают.

Чудо,чудо возвещают.

Во Вифлееме, во Вифлееме,
Радость наступила!
Чистая Дева, чистая Дева,
Сына породила!

Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо,чудо возвещают.

Торжествуйте, веселитесь

Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной,
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой.

Ныне Бог явился в мире -
Бог богов и Царь царей.
Не в короне, не в порфире
Сей Небесный Иерей.

Он родился не в палатах
И не в убранных домах.
Там не видно было злата,
Где лежал Он в пеленах.

Невместимый Он вместился
В тесных яслях, как бедняк.
Для чего же Он родился?
Для чего же бедно так?

Для того, чтоб нас избавить
От диавольских сетей
Возвеличить и прославить
Нас любовию своей

Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите Вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Много лета вам желаем,
Много, много, много лет.

Коляда, коляда

Коляда, коляда,
На другой день Рождества!
Кто подаст пирога,
Тому двор живота.
Кто не даст пирога,
Тому сивая кобыла
Да оборвана могила!

Раньше петь колядки было принято 21 декабря — в день зимнего солнцестояния (праздник Коляды). После того, как на Руси было принято христианство, обряд колядования присоединили к празднованию Рождества Христова. Сегодня в народных колядках сосуществуют и языческие, и христианские мотивы. Особая роль отводится авторским церковным колядкам.

Традиции колядования

Дети разных возрастов и молодые люди переодеваются в самодельные костюмы, ходят по домам и поют несложные песенки, за что в качестве награды получают вкусности. Праздник проходит строго один раз в году. Колядующие стучатся в каждую дверь и поют хозяевам веселые песни, в которых рассказывается о рождении Христа и воспевается тепло домашнего очага. Песни-колядки желают хозяевам радости, добра и здоровья, а также богатого урожая. А если хозяева негостеприимны, то их высмеивают, укоряют и шутят над ними, ведь с давних времен колядующих было принято встречать с большой радостью и щедро одаривать вкусностями, приглашать за стол. Колядующие — неотъемлемая часть Рождественских праздников.

Сегодня обряд колядования также популярен в народе, несмотря на то, что успел утратить свой первоначальный смысл. Помимо рождения Иисуса Христа в рождественских колядках восхваляются все члены семьи, к которой приходили колядующие. Ряженые ходят по домам, распевая хозяевам колядки, за что получают угощение, а иногда - деньги. По традиции сладости и угощения оставляются себе, а деньги передаются в храм.

Коза главный символ Рождественских колядок. Колядующие выбирают веселого молодого парня, которого переодевают в костюм козы. Весь вечер он танцует перед хозяевами дома и перед всей толпой колядующих, даря радость и счастье на весь следующий год тому, до кого дотронется. Согласно поверью, Коза символом плодородия, богатого урожая, и оберегает дом от злых сил.

Как празднуют колядки в России? Праздник Коляда пришел к нам из глубокой древности. А слово «колядки» произошло от латинского слова «календа», которое обозначает первый день месяца или года (от этого же слова происходит и слово «календарь»).

Этот праздник берет начало в языческих временах. В конце года славяне отмечали праздник зимнего солнцестояния. После принятия христианства он был приурочен к Рождеству и Святкам, которые начинаются в Рождественский сочельник (6 января, с появления на небе первой звезды) и длятся до Крещенского сочельника (18 января).

Как праздновали Коляду на Руси

Как праздновали Коляду? Вечером накануне Рождества семьи собирались за праздничным столом, а затем молодежь отправлялась колядовать. Ряженые со звездой на шесте обходили дома своих соседей.

Они пели колядки, славя хозяев дома и желая им хорошего урожая, богатства, здоровья и благополучия в наступающем году.

Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест да лопата,
Корова горбата.

Уже несколько тысячелетий празднуют колядки в России. Как праздновали Коляду раньше? Ряженые чествовали членов семей, в которые приходили колядовать. Считалось, что таким образом хозяев дома благословляют духи умерших предков.

Поэтому к ряженым обычно относились доброжелательно и подавали им угощенье – домашнюю колбасу, вареные яйца, пироги, блины и другие блюда.

Как праздновать Коляду в 2020 году?

Весело и широко праздновали Коляду на Руси. Этот праздник у нас отмечают и сейчас.

Как праздновать коляду дома? Можно обойти соседей по подъезду, а можно устроить веселый праздник с конкурсами и танцами дома, пригласив друзей и знакомых.

Можно исполнять не старинные, а современные колядки, например, такие:

Колядуем, колядуем,
От семьи, к семье кочуем.
Мы расскажем вам стишки,
Вы нам дайте пирожки,
Ну а лучше бы монет:
Сами купим мы конфет.
А еще орехов горстку
И вина возьмем наперсток!

А как праздновать Коляду в детском саду? Устройте в группах костюмированные представления, попросив ребят надеть русские народные костюмы, костюмы и маски зверей.

Устройте для ребят веселые игры и конкурсы. Используйте в качестве музыкальных инструментов трещотки, свистульки, бубны.

Выучите с детьми несколько колядок, например, такие:

Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко!

***
Пришла коляда, веселая коляда,
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, коляда,
Отворяй ворота, подай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай.

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.

Здравствуйте, друзья.

Примечательна традиция тем, что после после крещения Руси, не только не исчезла полностью, но и сохранила много элементов из славянства.

Конечно, из-за наложения христианских праздников на славянские перемены случились огромные: от дат празднования последних, до искажения смысла. В принципе, это процесс естественный в подобной ситуации.

Колядование - древний обычай, свойственный, в основном, славянским народам, в ходе которого группы колядующих (обычно это были молодые люди) рядились различными животными, ходили по дворам, пели определенные (ритуальные) песни, короче говоря, отдыхали и веселились. Но во всем этом веселье был свой сакральный смысл — призыв благополучия, плодородия и прочего позитива и благ. И конечно же, люди приветствовали Коляду.

Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.

Время колядования

Изначально колядование (как один из ключевых обрядов праздника Коляды) начиналось в конце декабря сразу после праздника. Это еще стародавние времена. Потом традиции менялись и время колядок перенесли (как и Святки, в общем-то).

Позже колядовать было принято трижды за Святки: в канун Рождества (7-е января), на Новый год (сейчас это 14-е число), и под Крещение (19-е января). Но чаще всего колядовать ходили под 7-е число. И опять я вспомнила "Ночь перед Рождеством".


Основным атрибутом колядок являлось ряжение и пение особых песенок, они так и называются — колядки.

Начнем с ряжения. Это древний (его упоминания есть в 12 веке) славянский обряд, характеризующийся переодеваниями, раскрашиванием лиц (например, сажей) и другими способами изменения внешнего вида. Чаще всего люди примеряли на себя образа:

    нечистой силы (ведьмы, русалки и т.п.);

    очень часто животных: (медведя, козы, журавля и прочие);

    различных существ: (бабу, смерть, покойника);

    а так же образа барина, еврея, цыгана и прочие.

Общий смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, а лучше всего жутковато. Поэтому и примеряли на себя разные личины, а потом отыгрывали сценки, свойственные выбранным персонажам.

Ряжение — это серьезный обряд, к нему готовились заранее: делали костюмы и маски. Очень важно было, чтобы костюм был выполнен своими руками (особенно маска) и из природных материалов. Чаще всего использовали:

  1. бересту;
  2. кусочки дерюжки;
  3. кусочки меха и мочалки;
  4. и так далее, на что хватит фантазии.

Шикарным ходом было украсить свой костюм рогами или зубастой пастью, а лучше и тем и другим. В итоге должно получиться нечто непонятное: и не человек, и не зверь, и не демон с перекрестка. Но такова задумка.

Я уже не раз говорила о том, что Святки — мистическая пора. Наши предки верили, что в это время грань между миром живых и миром духов настолько истончается, что при желании эту границу легко можно пересечь. Вот, всякие духи (и не только добрые) в наш мир и заходят.

Для того, чтобы напугать нечисть и остаться неузнанными, и придумывали такие необычные костюмы и прятали лица. Обратите внимание, что вечера, когда ряженые ходили по деревне имели говорящее название - «Страшные вечера».

Очень важный момент: за счет того, что человек во время ряжения оставался неузнанным (под личиной), то он мог вести себя достаточно раскрепощенно (без фанатизма, конечно). Поэтому и позволялось ряженым многое: высмеивать барина, например, или другие события. Ряженые играют сценки, а остальным всем весело. Это, вроде как, один из способов очиститься перед другим важным святочным обрядом — гаданием.

В процессе колядования ряженые делились на небольшие группы — ватаги: подростки с подростками, дети с детьми, парни с парнями и так далее. Короче говоря, кому как удобнее и желаннее.


В дом они обычно не заходили, а прежде чем начать петь песени-колядушки спрашивали разрешения у хозяев. Мол, «можно Коляду покликать?». Если хозяева двора давали добро, то колядовшики начинали свое театрализованное представление.

Как правило пели песни, адресованные хозяевам двора. Причем песни хвалебные, иногда даже через чур хвалебные. Играли на различных инструментах, плясали, пели обрядовые песенки-пожелания.

После всего этого, ряженых следовало щедро угостить. В противном случае, песенка из хвалебной превращалась в такую:

Кто не даст пирога — мы корову за рога!

Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!

Не дадите хлеба — стащим с печки деда!

Не дадите лапку — стащим с печки бабку!

Но, на самом деле, с колядующим не принято было ссориться. Чаще всего их щедро одаривали и они уходили к следующему двору.

В зависимости от территории, ряженых называли по-разному, однако одно название весьма "говорящее" - непростые гости. Почему непростые? Все очень просто, считалось, что ряженые - это своего рода представители иного мира, души предков. Именно поэтому, когда они ходили по дворам, встретить ряженых нужно было хорошо, хорошо угостить. В противном случае они могли накликать неприятности на жадных хозяев.

Подношение даров колядникам - итог обряда. И направлен он не столько на благополучие колядующих, сколько на призыв неких внешних сил, духов, если хотите, которые помогут в исполнении пожеланий, воспетых в колядке. Наши предки верили в мир духов, в то, что есть некие невоплощенные души (тех кто жил когда-то или тех, кто будет жить). И еда, которой одаривали колядников - это, своего рода, жертва невоплощенным духам (или душам). По сути, колядование - это призыв неких помощников из тонкого мира.

Примечательный момент — в ватагах ряженых обычно в самых первых рядах шла... коза. Нет, не живая. Шел кто-то переодетый в козу, и этому есть объяснение. Славяне верили, что коза может отогнать злых духов. Так вот и во время колядования старались на расставаться с таким оберегом.

Колядование после Крещения Руси

Это стоило того, чтобы выделить в отдельный пункт статьи. Дело в том, что после Крещения Руси, традиционные славянские обряды начали запрещать, как греховные. Это коснулось и Коляды, и всех традиции с ним связанных (в том числе и ряжения): запрет на колядование и поклонение Коляде ввели в 1684 году.

Однако, любимый народный праздник продолжал жить. Но трансформации подвергся:

    колядки и само празднование перенесли на другие даты (ближе к нашему Рождеству, то есть на январь);

    обычай рядиться и от души веселиться стал нечистым (поэтому после колядования необходимо было «смыть» с себя грех);

Стоит отметить, что образа нечисти примеряли на себя, как правило, мужчины (и то не всегда по своей воле). Так как обряд ряжения считается греховным, а уж образы нечисти и самой смерти тем более, никому не хотелось лишний раз навлекать на себя неприятности.

    колядовщики стали вести себя тише и не так развязно;

    «язычников» даже не пускали во двор, а уж на порог и подавно;

    конечно, изменились тексты некоторых песенок-колядок.

И самое важное отличие. Если раньше народ славил Коляду, то теперь люди ходили по дворам и славили Христа. Появился так называемый «вертеп» (двух- или трехъярусный ящик). Его теперь тоже носили колядовшики с собой, разыгрывая сценки из жизни Христа и Святых.

В отличии от язычников, «христославные» колядовщики не рядились, ходили по дворам не с солнышком-символом Коляды, а с Вифлеемской звездой, что символизировало поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества.

Таких «христославных» колядовщиков, наоборот, привечали и щедро одаривали.

В целом, праздник не сильно изменился внешне, он плавно трансформировался в другой.

Святочные колядки


Теперь о колядках (они же коледовки, они же обрядовые песни). Это как раз те песни, которые исполняли ряженые во время своих обходов. В этих песнях часто присутствовали церковные мотивы, а так же пожелания хорошего урожая и всяческого благополучия.

По сути, эти песенки являются заговорами-пожеланиями всяких благ. И чем радушнее хозяева были к ряженым, тем больших благ они им желали.

Основные мотивы колядок, помимо языческих и христианских, были бытовые. Вот так просто. И пожелания зависели от пола хозяев дома, достатка и чинов. Например:

    незамужним девушкам желали счастливый брак;

    хозяину дома — благополучие и достаток;

Что касается текстов колядок, то их великое множество в сети, так что приводить примеры, наверное, смысла и нет. Однако, я сделаю несколько сценариев для колядовщиков (в формате PDF — легко скачать, легко распечатать) и сслки дам.

Колядование в наши дни

С одной стороны, если смотреть глобально, то традиции колядования в России канули в Лету. Чего греха таить, я тут недавно с одним знакомым разговорилась:

Сейчас редко колядуют, - говорю.

Колядуют?

Ну, да. Традиция такая на Святки. Старая.

Что за традиция?

Тут я начинаю слегка удивляться.

Как? Ну, раньше народ переодевался в разные наряды, ходили по домам, пели песни, за это им давали разные угощения. В основном, конечно, в деревнях.

И тут он мне выдает фразу, после которой я аж растерялась:

Так это ж Хеллоуин.

Эмм... - говорю. Ну, да. И на Хеллоуин тоже угощения по домам собирали и песенки пели. Только это несколько иной праздник, к тому же, не сильно близкий к нашей культуре.

Поймите меня правильно. Я ничего не имею против Хеллоуина , напротив, это один из самых любимых мною дней (точнее вечеров). Но все же спутать его и...святочные колядушки (даже при определенном сходстве)... Ах, ладно.

С другой стороны, сейчас набирает обороты течение родноверов. Люди возвращаются к забытым, славянским, традициям. Возрождают обряды. Так что, не все забыто, не все потеряно.

И, конечно же, обряд колядования на Руси (такой, каким он когда-то был) можно увидеть на различных театрализованных мероприятиях.

Ну вот, на этой все же оптимистичной ноте я буду с вами прощаться друзья. Скоро увидемся =)

P. S. Все ж таки влеплю сюда галерею фото колядования. Для наглядности.

Зима богата на снег, праздники, различные забавы и древние традиции. Новый год - самый любимый народный праздник, а Рождество - самый светлый и добрый день для всех верующих христиан.

Но в славянской традиции есть еще один, к сожалению, многими забытый праздник - Коляда. Его истоки уходят в глубокую древность, что делает его двойне интересней. Давайте узнаем, что это за праздник, и откуда пришел обычай колядовать на Рождество.

Языческие корни и христианские традиции

Наши предки жили по законам природы, поэтому она и определяла все праздники. Главную роль играл культ Солнца, так как именно от него зависел урожай. Так, очень важными считались дни зимнего (21 декабря) и летнего (21 июня) солнцестояния, а также весеннего равноденствия (20 марта). Праздник Коляды связан именно с зимним солнцестоянием.

У наших предков, которые жили на территории современной Украины (Галиция, Закарпатье), существовала легенда , посвященная этому дню. Считалось, что Коротун (змей — сказочный персонаж в украинском фольклоре) пожирает Солнце. Но добрая богиня Коляда спасает человечество, произведя на свет новое солнце под именем Божич. Люди хотят защитить новорожденного от злого Корутуна, и для этого они переодеваются в страшные костюмы , громко кричат и поют песни. А после ходят по дворам, извещая о рождении нового Солнца. Эти песни и были названы колядками .

С принятием христианства церковь начала жестко бороться с языческими обычаями, в частности и с праздником Коляды. Колядование церковь называла «сатанинскими, дьявольскими играми» и всячески пыталась его запретить. Однако сделать это так и не удалось. Тогда была предложена альтернатива: церковные служители и просто верующие люди ходили по домам и прославляли Иисуса Христа. Так появились церковные колядки.

Однако многим это было непонятно, поэтому церковных колядовщиков часто не принимали в дом, либо не одаривали как следует. Например, в Словакии прилежные хозяйки сразу после ухода ксёндза, который приходил с «церковной колядой», спешили вытереть написанный церковным служителем крест на двери.

Считалось, что если этого не сделать, то куры поздно начнут нестись весной. А в Полесье колядовщиков-христославов вовсе не пускали в дом, потому что в таком случае урожай проса может быть очень бедным. А вот колядовщиков, которые ходили «по древнему обычаю» всегда принимали очень радушно и щедро одаривали гостинцами.

Была перенесена и дата исполнения «новых» колядок. Если «по старому обычаю» колядовали в день зимнего солнцестояния, то церковные колядки пели вечером перед Рождеством (у католиков - 24-го декабря, у православных - 6-го января).

О чем «поют» колядки

Колядка - это песня, которая исполняется во время ритуальных обходов домов, за что исполнители обычно получают вознаграждение.

Аграрные

Аграрные колядки прославляли солнце, звезды, природу, желали хозяевам счастливого нового года и богатого урожая, здоровья всем членам семьи, а молодым девушкам - обеспеченных женихов. Наиболее древними считаются те колядки, которые прославляли воинскую славу, победу в подвигах и т.д.

Разнообразие текстов колядок просто поражало. Обычно одна группа разучивала около 80 песен. Мелодия и рифма были очень просты, благодаря чему к группе мог присоединиться каждый желающий человек, который готов был освоить такой объем информации.

Вот несколько примеров аграрных колядок:

На новое вам лето,
На красное вам лето!
Куда конь хвостом -
Туда жито кустом.
Куда коза рогом -
Туда сено стогом.
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!

А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа.
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас господа
И житьем, и бытьем,
И богатством…

Иногда в песнях выпрашивали гостинцы и даже «угрожали», если хозяева поскупятся:

Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко.

Коляда, Моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога —
Тому двор живота.
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки,
Кто не даст пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!

Церковные

В церковных колядках извещали о рождении Иисуса Христа и прославляли его. В текстах песен также часто упоминается имя Девы Марии, образы волхвов, ангела и пастуха. Это обычай имеет нечто общее с вертепом, о котором мы рассказывали в статье .

Как правило, колядовщики-христославы носили с собой восьмиконечную звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду, которая и привела волхвов к маленькому Спасителю. Вот несколько примеров рождественских колядок:

Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
«Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!»

Пастыри в пещеру первые пришли
И младенца Бога с Матерью нашли,
Стояли, молились, Христу поклонились -
Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,
Все мы, люди, грешны - Ты Один Святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье -
Днесь Христово Рождество!

Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы, люди, Ангелы, люди
Весело ликуют.


Ангелы поют, славу воздают.

Чудо, чудо возвещают.

Во Вифлееме, во Вифлееме,
Радость наступила!
Чистая Дева, чистая Дева,
Сына породила!

Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо, чудо возвещают.

Со временем церковные и аграрные колядки тесно переплелись между собой, и в текстах уже можно было услышать как хвалу новорожденному Иисусу, так и пожелания здоровья и благополучия хозяевам.

Как проходил колядный обряд

Колядные обряды начинались после заката солнца в день зимнего солнцестояния и продолжались до рассвета. Считалось, что именно в это время на улицу выходит нечистая сила, которую необходимо отпугнуть. Плохим знаком было, если утреннее солнце застанет колядовщиков в пути.

Кроме того, были колядные обряды, которые начинались ранним утром. В них принимали участие дети и взрослые, которые не одевались в костюмы нечистой силы. Также имело значение то, как колядовщики обходили село. Так, было принято начинать обход с востока и идти на запад.

В горных селах колядный обряд начинался с домов, которые были расположены в низине, и заканчивался у дворов на самой верхушке горы. Таким способом колядовщики подражали весеннему пробуждению природы.

Участники

Обычно в колядном обряде участвовали женские, мужские группы, а также дети. Самыми распространенными были мужские колядные группы , которые по большей части состояли из молодых неженатых парней. У каждого из колядовщиков была своя роль:


Стоит отметить, что в колядовщики брали не всех. Так, не принято было принимать в группу людей с физическими изъянами (хромых, одноглазых и т. д.), с психическими расстройствами, а также тех, в доме которых недавно кто-то умер.

Одежды

Существовали различия и в нарядах. Было два типа колядных групп : ряженые и неряженые.

Первые надевали вывернутые наизнанку шкуры животных, мастерили страшные маски . Такие костюмы имели символический смысл, так как подобным способом люди изображали духов своих предков, которые пришли защитить живых от нечистой силы.

Представители второй группы (немаскированные) одевались в праздничные одежды, украшенные специальными букетиками , которые назвались «колядными китками», а на голову поверх шапки надевали праздничные венки из веток хвойных деревьев и бумажных цветов .

Процедура обряда

Как уже говорилось, подготовка к колядованию начиналась заранее: за несколько месяцев участники разучивали колядки и готовили костюмы.

В день колядования все участники вечером собирались в одном доме, откуда и начинали обход всех жителей села. Подходя к дому, колядовщики окликали хозяина и спрашивали его разрешения начать колядный обряд; иногда это происходило в песенной форме. После этого было два варианта развития. В первом колядовщики исполняли одну колядку, получали угощение, благодарили хозяев и шли к следующему дому. Во втором варианте их приглашали в дом, где они пели колядки для каждого члена семьи; иногда садили за стол или все вместе устраивали веселье (песни, танцы). В конце колядовщиков одаривали, и те шли дальше. Обойдя все дома, участники колядного обряда собирались и делили дары или все вместе трапезничали.

В качестве подарков выступали съестные продукты (колбасы, сало, мясо), реже - монеты и мотки пряжи. Основным и обязательным элементом одаривания был хлеб - его специально готовили к празднику Коляды. Посредством даров хозяева благодарили колядовщиков за проведение ритуального обряда и за «пророческие» пожелания здоровья, счастья и богатого урожая.

Если же хозяева ничего не предлагали колядовщикам, то последние были вправе в шуточной форме проклясть их и пожелать плохого урожая. Поэтому такой вариант являлся редкостью, так как люди в те времена верили в силы природы и действие различных заговоров и ритуалов.

Колядование в наши дни

К сожалению, на сегодняшний день традиция колядования стала большой редкостью, особенно в России. Это связано с сильным влиянием церкви, которая ожесточенно боролась с языческими обычаями. Однако в Беларуси и западных областях Украины колядный обряд сохранился, и многие люди продолжают эту древнюю традицию.

Сейчас принято колядовать вечером перед Рождеством (24-го декабря или 6-го января), так как языческий праздник Коляды в его первичном виде церкви, все же, удалось вытеснить.

Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и, одноименное божество.

Коляда у славян знаменует новогодний цикл. В день зимнего солнцеворота (01-02 Белояра 20-21 декабря) в дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия.

Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск Солнца, издревле называемый Коло. Младенца Коляду захватывает ведьма Зима и превращает его в волченка. Когда снимут с Коляды волчью шкуру и сожгут ее на весеннем огне, Коляда предстанет во всей красе. И Солнце на возу отправляют на юг, встречать весну.

Пока народ колядует и трещит от мороза под ногами снег, ведьмы и нечистая сила неистовствуют, похищая с небес звезды и месяц. Всюду гадают на супружество, на урожай, на приплод. А за сговорами и сватовством следуют свадьбы.

КОЛЯДА (Коледа), в древнерусской языческой мифологии воплощение смены годового цикла, зимнего солнцеворота, перехода солнца от зимы к лету, неизбежности победы добрых божеств над духами зла.

В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

После принятия христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое содержание в праздновании Рождества Христова, а ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же как и в древности, жгли костры, а юноши и девушки наряжались в хари (маски) коней, коз, коров, медведей и других животных и, ряженные, ходили по дворам, пели колядки песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Иногда сами подарки: печенье, каравай назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество.

Имя этого русского бога, пожалуй, известно всем, ведь от Сочельника до самого Велесова дня от дома к дому ходили ряженые колядники и пели особые песни колядки.

Но вот кто же такой этот Коляда, что значит его имя и почему его праздник приходится на день зимнего солнцеворота, никто не знал. Высказывались разные предположения, что, мол, Коляда древний бог веселых застолий, что имя его образовано от слова [колоk (круг), что колядки, возможно, имеют какое-то отношение к колдовству. Что ж, в каждом предположении была часть правды, жаль только, что люди забыли великого учителя жизни. В древности его имя всегда упоминалось рядом с Крышнем, их звали малыми творцами, в отличии от великих творцов Рода и Сварога.

Крышень принес людям огонь, научил варить священный напиток сурью и спас от физического вымирания.

Что же сделал Коляда?

Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было третье божественное откровение людям.

Первый закон жизни дал Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и вездесуща, это Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего на планету, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы Нави.

Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца. Третий закон поведал людям Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь (название его означает "Коляды дары"). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в "Книге Коляды", рассказывает о Большом и Малых Триглавах.

Похожие статьи