Калмыцкие головные уборы

19.07.2019

12.11.2009 16:12

В конце XIX - начале XX вв. все виды легкой одежды калмыков изготовлялись из русских фабричных тканей. Для верхней теплой (зимней) одежды и головных уборов, в основном, использовались различные шкуры, шерсть, войлок и т. д.

Национальная мужская одежда была однотипна для всего калмыцкого населения, каких-либо особых различий не отмечалось.

Нательное белье мужчины состояло из рубахи и штанов. Обычно их шили из тонких тканей белого и серого цветов. Верхние брюки бедняки шили из темного материала, преимущественно из нанки, богатые и зайсанги - из черной шерсти или сукна. По сообщению И. А. Житецкого, в конце XIX в. брюки такого типа у знатных людей украшались нашивными лампасами (тасамте шалвур) из позумента.

Поверх рубахи калмыки носили бюшмюд, который, судя по рисунку, опубликованному П. С. Палласом, уже бытовал в XVIII в. Его носили в праздничные дни, в зимнее время - при поездке в другие хотоны.

Вторым видом верхней одежды взрослых мужчин был распашной эрмег - армяк из толстого верблюжьего сукна серого (чаще темно-серого) цвета, шитый в талию со многими сборками на поясе, с разрезом спереди.

Обычной зимней одеждой калмыков всех улусов была овчинная шуба, шитая в талию со стоячим воротником из мерлушки. По покрою она представляла собой тот же бюшмюд. Подолы и края рукавов обшивались каймой из цветной ткани или меха (из мерлушки, у богатых и знатных - из выдры, бобра, соболя, куницы).

Высоко ценилась жеребковая шуба (доха) свободного покроя, сшитая из шкур скинутых или павших жеребят, шерстью наружу. Воротник делали из черной мерлушки. Доха была доступна только богачам, имевшим табуны лошадей.

В сильные морозы, отправляясь в дальнюю дорогу, зажиточные калмыки надевали овчинные некрытые тулупы. Само название калмыцких тулупов указывает на то, что они были заимствованы у русских соседей.

Из зимней одежды также широко распространены были овчинные брюки, шитые шерстью внутрь, укреплявшиеся на поясе при помощи гашника.

Калмыцкая знать (нойоны, богатые зайсанги) и зажиточные люди носили дорогие нарядные шубы - йучи, которые делались из белой и черной мерлушки (хурсх йучи), а также из шкур соболя, бобра, горностая, хорька, белки. Они покрывались темной дорогой тканью. Полы и края рукавов обшивались мехом соболя, бобра, чаще шкурой молодых барашков (ягнят). Такие шубы высоко ценились и являлись предметом гордости богачей и гелюнгов.

Мальчики носили нательное белье, бюшмюд, шапку, обувь, шубу, какими пользовались мужчины. В богатых и знатных семьях они носили бюшмюд кавказского типа. П. Небольсин видел, что калмыки украшали свой бюшмюд галунами и газырями - нашивками для патронов. Так одет на фотографии, датируемой 1905 г., сын князя Тундутова. Бюшмюд и шубы перетягивались сверху узким поясом.
На левом боку калмык, как правило, носил нож в серебряных или кожаных ножнах и огниво, которое прикреплялось к поясу.

На безымянном пальце левой руки мужчины из состоятельных семей носили кольцо, а в левом ухе - серьги из серебра, золота.

Распространенным головным убором были меховые шапки (хурсха махла). Пожилые калмыки носили шапку, околыш которой делался из черной мерлушки (хаджилга). Верхние края мерлушковых околышей обязательно оторачивались выдрой, а верхушка (ора) делалась из какого-либо яркого, но не желтого сукна, центр отмечался кружочком, куда пришивалась кисть из красных шелковых нитей, поэтому калмыки называют себя «улан залата хальмг», т.е. «калмыки с красной кисточкой». (По-видимому, «улан зала» означает солнце, которое почиталось калмыками, а шелковые нити - его лучи).

Начиная с середины XIX в., в калмыцкую среду стали проникать привозные городские головные уборы. По сообщению П. Небольсина, хошеутовские калмыки иной раз летом носили фуражки с глянцевыми козырьками и красными околышками, заимствованные от астраханских казаков. В 80-х гг. XIX в., согласно свидетельству И. А. Житецкого, летом зансанги носили обыкновенно серые фуражки с зеленым околышем и красными кантами. В XX в. фуражки городского производства получили широкое распространение, их носили все калмыки, начиная от мальчиков и кончая пожилыми.

Киляг - женская (нательная) рубаха, надевавшаяся через голову, была совершенно аналогична по крою мужской рубахе. У пожилых она имела прямой разрез спереди и застегивалась на белые пуговицы фабричной работы или на металлические крючки.

Поверх рубашки в качестве повседневной рабочей одежды калмычки носили длинные до пят платья (хутцан). Лиф платья имел прямой разрез на груди сверху донизу, юбочная часть была широкой. Обе стороны нагрудного разреза украшались золотыми и серебряными галунами, часто узкими позументами.

К повседневной одежде относилась и длинная до пят безрукавка (цегдег) из тканей темного цвета. Женщины носили ее летом.

В качестве теплой одежды у калмычек бытовал стеганый кафтан на вате (хаваста) из тканей черного цвета с длинными рукавами и низким стоячим воротником.

К праздничной женской одежде относятся нарядные терлег и цегдег, бытовавшие до 30-х годов XX в. Их шили всегда в талию, длиной до щиколоток, из лучших сортов шелка, бархата, тонкой парчи ярких расцветок, за исключением белого, желтого и черного цветов. Края подола, грудной разрез, рукавные проймы, обшлага на рукавах украшались каймой вышивки, в которой сочетались гарусные нитки разных цветов, а затем пришивался позумент.

Зимней одеждой для калмычек служила некрытая шуба совершенно такого же покроя, как и мужская, но женская была менее просторна, шили ее всегда в талию. Края подола, полы и рукава оторачивались мерлушкой, у богатых, хотя и редко - выдрой, бобром и обшивались каймой из цветного материала.

Кроме овчинной шубы богатые и знатные женщины носили йучи - шубу на легком меху, покрытую дорогой тканью.

Замужние женщины отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались. Волосы их разделялись на две половины и заплетались в косы, которые укладывались в бархатные или шерстяные чехлы (накосники) - шиверлиги, спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые сбоку на платья, на уровне пояса. На конце каждой косы замужние калмычки привязывали по серебряной подвеске (токуг), призванной от- гонять чертей (шулмусов), пристававших, по представлениям калмыков, к длинным женским волосам. Женщины ходили в шапках. Считалось, что простоволосой быть неприлично.

Наиболее распространенным повседневным головным убором калмычек была маленькая круглая шапочка, которую пожилые женщины носят и сейчас.

Вторым типом женского головного убора была так называемая «тамша» - круглая плисовая шапочка с закругленным верхом. Старинный головной убор замужней молодой и средних лет женщины - халмаг, круглая по форме и довольно тяжелая по весу шапка. Ее кошмовая основа обтягивалась черной шелковой материей (нередко парчей) и украшалась вышивкой из золотых или серебряных ниток.

Существовал еще один головной убор, известный у калмыков под названием «устя халмаг»- меховая женская шапка четырехугольной формы, околыш которой делался из дорогого меха (соболя, бобра, выдры).

Пожилые и преклонного возраста женщины носили шапку хаджилга, довольно высокую и объемистую, околыш ее делался на черной мерлушки, иногда из шкурки ягненка-выкидыша (каракульчи).

Одежда девушек и девочек была мало специфична. По калмыцкому обычаю девушки обязательно носили поверх нижнего белья сшитый из материи, чаще из холста, желятиг - жилет, представлявший собой не что иное, как своеобразный корсет (камзол) без рукавов.

Поверх желятиг девушки надевали особый бюшмюд (он назывался часто «бииз»), изготовлявшийся из шерсти, шелка и ситца более нарядной расцветки.

Теплой зимней одеждой для девушек служила овчинная шуба, ничем не отличавшаяся по покрою от женской, а в богатых семьях - легкая шуба на меху.

В начале XX в. в качестве праздничного головного убора девушек и молодых женщин встречались высоко ценившиеся нарядные Камчатки - низенькие шапочки, украшенные эффектными вышивками, заимствованные, по всем данным, у татарского населения г. Астрахани. Иногда такие шапочки носили пожилые женщины из богатых и знатных семей. В начале XX в. распространение получили фабричные платки.

Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. Для мужчин шили преимущественно из сафьяна (булгар) черного цвета, для женщин - красного.

В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.

Мужчины носили бюс - пояс, металлическая часть которого делалась из серебра, «польского» серебра пли сплава (фраже), часто покрытых чернью.



КАЛМЫЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Калмыцкий национальный костюм является уникальным произведением декоративно-прикладного искусства. Притягательная сила калмыцкого национального костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками национальной культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь калмыцкий национальный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим. «Лучшую еду отдай гостю, лучшую одежду носи сам» (калмыцкая народная поговорка) Калмыцкий национальный костюм – это уникальное произведение прикладного искусства. Самобытный характер калмыцкого костюма складывался постепенно. Калмыцкая национальная одежда была удобной, богато орнаментированной. Одежда калмыцких девушек и женщин отличалась красочностью. Каждому возрасту женщины соответствовала своя одежда. На тело девушка надевала рубаху – киилиг. Киилиг шился из белой материи. Поверх девушка надевала еще особый корсет, похожий на жилетку – белкүсч, который задерживал рост грудных желез. Сверх жилета девица одевала бииз или бешмет. Бииз шился в виде длинного платья, почти закрывающего сапоги, в талию, со множеством сборок у пояса, из цветного шелка, атласа и разных цветов, преимущественно светлых тонов, с большим вырезом на груди. Рукава на плечах вшивались сборками, длиннее руки, суживаясь к кисти, собирались в складки и имели полукруглую, продолговатую вырезку, начиная от подмышек до обшлага, отделанную кружевом. Отделку также выполняли из бахромы. Под бииз надевалась манишка (нагрудник к одежде), расшитая серебряной и золотой нитью или одним позументом. Дополнением к платью девушки полагался пояс – бүс, который имел значение оберега. Пояса девичьи шились из сукна или бархата. Пояса расшивались цветными шелковыми нитями или бисером, к ним пришивались серебряные монеты. Девушки из состоятельных семей носили узкий пояс из серебряных или позолоченных бляшек, нанизанных на кожаный ремень. Женщины-рукодельницы украшали платья, вороты, манжеты красивыми узорами. Девочек с раннего возраста обучали мастерству вышитого орнамента. Национальный орнамент, примененный на костюме, превращает бытовую этнографическую вещь в предмет искусства. Орнамент выявлял и подчеркивал самобытную форму костюма. В вышивке мастерицы применяли геометрические мотивы, мотивы природы (солнце, луна, радуга, молния, холм, тюльпаны, лотос), зооморфные, а также элементы знаков Зая-Пандитской письменности. Калмыцкие вышивальщицы широко использовали цветовую гамму. Типичная в калмыцкой орнаментике цветовая гамма состоит из шести основных цветов – желтого, зеленого, красного, синего, белого (серебристого) и черного, но в каждом цвете мы наблюдаем множество тончайших переходов от светлого к темному и наоборот. Для того, чтобы по-настоящему понимать произведения народного творчества – понимать их эстетическое своеобразие, их живописный язык, – необходимо знать, прежде всего, систему, поэтику цвета. Складывалась она в народе на протяжении веков, еще с глубокой древности. Особо почитались в народе красный и желтый цвета. Красный цвет – цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце – источнике всего живого на земле. Солнцу поклонялись, его обожествляли. Символом солнца, в частности, стал помпон на калмыцком головном уборе. Вот почему самым большим грехом у калмыков было, когда кто-нибудь срывал головной убор и бросал его на землю. А если лежал на земле красный лоскуток или красная нить, их обязательно поднимали, дабы не прогневать солнце и не навлечь на себя беды. Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Шли века, сменялись эпохи, рождались и умирали царства, до неузнаваемости менялась жизнь, но всегда оставалась власть золота, как и в прежние времена, вечным и неизменным оставалось солнце. И символом вечности и неизменяемости, символом непреходящего, раз и навсегда установленного свыше, стали цвета солнца и золота – желтый и золотой. Золотой и желтый – синонимы, эти цвета у ойратов имеют один смысл, означают одно понятие, одно представление – солнечный. Это дети солнца, и все, что рождают его лучи, его отблеск, для них священно. С глубокой древности они принадлежат светилу вселенной, украшая шапки его символом – красной кистью, красным узлом или шариком, золотой кистью, золотым узлом или шариком, желтым камнем (знак высшей власти) или переливчатым пером павлина. Перо священной птицы павлина, отливающее золотом на солнце, «божественным глазом» смотрящее на мир, уже в глубокой древности почиталось как драгоценность, как божественный «перст», священный символ. Отсюда – особое почтение к сверкающей парче, золотым орнаментам одежд, отсюда красочная радуга вышивки зег, пристрастие к желтым головным уборам. Это предопределило и выбор религии – ведь у буддистов - ламаистов солнце является Богом. Отсюда и сохранившийся со времен древнего человека культ Богини огня (Галын Окон Тенгри), отсюда ритуал очищения огнем при совершении обряда бракосочитания и при других случаях оберега от несчастья. Золото у ойратов – это не «презренный металл», служивший разменной монетой для приобретения жизненного благополучия. Дети солнца видели в нем тепло и блеск своего божества, создателя всего живого на земле. И хоть солнце не нуждается в фимиаме, культ поклонения ему одухотворил творцов многочисленных шедевров искусства и культуры, пополнив ими общечеловеческую коллекцию сокровищ. Голубой цвет – цвет лазоревого неба – синоним верности и преданности. Зеленый цвет – цвет весны, цвет покоя, стабильности. С ним связаны воспоминания о хорошей, счастливой жизни, когда стада сыты и пополняются новым приплодом, когда не нужно далеко уходить от стоянок, в заботе и беспокойстве о завтрашнем дне. Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север. Белый цвет означал день, свет, жизнь. Часто он заменялся желтым, олицетворяя чистоту и невинность. Черный цвет – цвет тьмы и мрака, вызывающий суеверные страхи и представления о злых духах и смерти. Наиболее употребительным был орнамент зег. Например: «Өвр зег» («рога»), «мал зег» («скот»), «шовун зег» («птица»), «бүчр зег» («побег»), «сартг зег» («трилистник»), «терм зег» («каркас»), «хазар зег» («узда»), «зүнһара зег» («джунгарский»), «намч терм зег» («решетчатый лист») и многие другие. Головные уборы девушек: Җатаг – низкая круглая шапка, плоская наверху. Тоорцг – круглая шапка с низким околышем из черного бархата, расшитая бисером в комбинации с металлическими блестками и кистью из ниток цветного шелка. Камчатка – шапка типа пилотки из черного бархата с помпоном из красных шелковых нитей. Халмг – шилась из двух половинок разной величины с отворотом. Околыш украшается вышивкой. Верх шапки четырехугольный, выпуклый, покрыт красной бахромой из шелковых ниток, нависающей на края. Надевается так, чтобы угол между низкой и высокой частью приходился на лбу у переносицы. В своей картине «Калмычка» Иван Иванович изобразил жительницу степей в национальном головном уборе халмг. Вышедшая в замужество девица продолжала носить шапку халмг, но обычай позволял это только до рождения первого ребенка. Замужняя женщина-калмычка носила цегдг, который шился в виде длинного платья типа безрукавки с большим вырезом вместо воротника. Полы на груди, начиная от выреза, скошены и сходятся под прямым углом у пояса. По поясу цегдг идут широкие складки и сборы. Цегдг фиксируется только у пояса, где завязывается шнурком или поясом с кистями. Цегдг шьется из плотных материй разных цветов. Края вырезов, полы, подол цегдг украшают орнаментальной вышивкой цветной шерстяной нитью и золотым и серебряным позументом. Цегдг у женщин-калмычек был и зимним. Например, шился цегдг из выделанной овчины, отделанный черной полосой крашеной кожи, цветными шнурками и лисьим мехом. Цегдг – одежда, созданная наездницами. Такая одежда хорошо приспособлена для верховой езды, так как юбка состоит из двух самостоятельных, прикрепленных только к лифу, но не сшитых между собой полотнищ. Художник Н. Д. Дмитриев-Оренбургский запечатлел в своей картине «Калмычка» наездницу в цегдг. Головной убор калмыка – высокая меховая из каракуля или мерлушки шапка круглой формы. Еще мужчины носили шапку – хаҗлһ (хаджилга). Ее околыш делался из шкурки утробного ягненка. В этих шапках околыш бывает очень высок и круглой формы, а верхушка – четырехугольный квадрат. Хаджилга была очень популярна среди монгольских племен еще в 10-11 вв., во времена рождения богатырей «Джангара». Хаджилга тогда достигала в высоту 30 см, а султан или плюмаж делал ее еще выше. Держалась на голове такая шапка с помощью подбородочного ремня. Вот такой высокой, стройной, со стеганной продольными полосами тульей, отороченной мехом, золотистой как солнце, со священным символом в центре квадратного донышка, осененной павлиньими перьями и понесли ее по дорогам государств и континентов монгольские конники. И настал тогда для ойратской хаджилги неслыханный для головных уборов других народов период триумфальной славы и ее многовековое торжественное шествие по дорогам европейского континента. Хаджилга была настолько популярна, что прижилась у простолюдинов на территориях, завоеванных Золотой Ордой. Она встречалась у белорусских крестьян, служила как бы фирменным головным убором московских извозчиков, в Польше она стала национальным головным убором Краковского воеводства. В зимнее время и мужчины, и женщины любили носить меховую шапку – бүсләч. Эта шапка очень уютна и удобна. Меховые отвороты надежно защищают от степного холодного ветра уши, щеки, шею, затылок. Верх бүсләч, например, шили из китайской набивной ткани с помпоном из красных шелковых нитей. Ленты из золотого позумента и малинового бархата с плетеным калмыцким узором на конце и цветными кистями из шелковых ниток. В зимнее время калмыки носили шубы – дах, үч, девл. Шубы шили из овчины, из шкур соболя, бобра, горностая, хорька, белки, из шкур жеребят, из каракуля. В этом отношении интересна картина О. Кикеева «Встреча Петра I с Аюкой-ханом», на которой Аюка-хан изображен с наброшенной на плечи шубой. Сохранились записки путешественника Джона Белля (гг), который писал об этой встрече. Исходя из слов Белля, мы можем судить о калмыцкой национальной одежде. «На другой день его величество изволил звать Аюку-хана и его супругу к себе откушать на галеру, которую для ради сего подвели к берегу как возможно ближе: причем сделан был с оныя на землю сход для спокойнешего им на оную всхода. Аюка-хан приехал на лошади верхом последуем двумя своими сынами и многими офицерами и вельможами своего двора, которые также ехали на изрядно убранных лошадях. Хан сошел с лошади на расстоянии около шестидесяти футов от берега и встречен был тайным советником и гвардии офицером. Император, увидя его приближение, сошел на землю, поздравил его, взяв за руку, повел на галеру и представил его императрице, которая сидела на верхнем помосте под великолепным балдахином. Вскоре по прибытии Аюки-хана на галеру приехала на берег и ханша в закрытой коляске со своей дочерью и двумя госпожами, сопровождаема будучи стаею всадников, император ее встретил и представил императрице. Аюке-хану было около семидесяти лет, однако ж он был еще крепок и веселого нрава. Сей владелец был весьма благоразумен и смышлен, и умел заставить себя почитать соседей своих откровенностию и честностию своею, и я помню, что в бытность мою в Пекине, Богдыхан отзывался об нем с великою ему похвалою. При том же имел он совершенное сведение о восточных делах. Ханше было около пятидесяти лет, вид она имела благопристойный и кроткий. Приехавшие с нею госпожи были молоды. Ханская дочь цвет, а волосы так черны, как агат. Оные были у нее связаны назади и лежали по плечам. У калмыков почиталася она совершенною красавицею. И мать и дочь одеты были в долгия платья из персидския материи и в круглых, опушенных соболями шапочках, по их обычаю». Калмыки были прекрасными мастерами по коже. Они выделывали и красили кожу в яркие цвета: красный, желтый, зеленый. Шили сапоги женщины сыромятными сухожилиями животных. Сшитая обувь не пропускала влагу. Национальные калмыцкие сапоги – һосн делаются из сафьяна, при этом у мужчин они бывают черного цвета, а у женщин красного. Главная особенность калмыцкого сапога состоит в пришивании подошвы. Каблук нашивался не на подошву, а напротив, толстая подошва изгибается у каблука и нашивается сверху на каблук. Зимой в такие сапоги для тепла одевались войлочные чулки, верхняя часть которых, выступающая из сапог, расшивалась традиционной техникой зег. Все калмыки: и мужчины, и женщины надевали шалвр или штаны. Художник И. П. Прянишников оставил нам «Портрет калмычки Чаадер». В этой картине внимание привлекает яркий наряд девушки, где выписан красочный узор на платье, ее мягкие сапожки. Надо отметить, что наши предки очень бережно относились к одежде, специально выбирали хороший день для кройки и шитья. После того, как одежда была готова, ее очищали огнем и надевали утром на восходе солнца. Обновку обязательно «обмывали», произносили йөрәл. А головной убор считался у калмыков символом свободы. Поэтому шапку нельзя было класть внизу, у ног. Нельзя было наступать, перешагивать через шапку. Шапку нельзя класть в перевернутом виде. Нельзя класть и надевать на себя шапки одна на другую. Нельзя долго носить шапку, потому что она изнашивается, теряет вид. По преданьям калмыков: у того, кто долго носит старую шапку, счастье бывает коротким. Шапка должна соответствовать размеру головы. По этому поводу есть у калмыков пословица: «Доброму слову душа радуется, удобной шапке голове приятно». Запрещалось надевать чужую шапку, как и вообще чужую одежду. Если все же приходилось это делать, то чужие вещи надевали, говоря про себя, что это чужое, и поплевывая. Нельзя было дарить шапку. В случае необходимости обязательно к шапке что-нибудь добавляли. Если во сне человеку снится, что потерял шапку, нужно непременно обратиться к гелюнгу, попросить почитать молитву, потому что такой сон предвещает беду. Особое значение придавалось воротнику, который считался символом жизненной силы человека – ки-мөрн. Поэтому нельзя было наступать на воротник, разрезать его ножницами и вешать одежду воротником вниз. Это считалось опасным для жизни обладателя одежды. У калмыков одевание новой одежды сопровождалось обрядами – очищения, благословения. Рожденного ребенка заворачивали в пеленку, скроенную из подола изношенной одежды родителей. Вера калмыков в магию поношенной одежды сохранилась в словах йорела-благопожелания: «эднь элх – эзн мөнкрх – одежда износится, а человек станет вечным». Одежду маленьких детей окуривали дымом можжевельника как средством от сглаза. Ношение одежды до самого износа считалось хорошей приметой. Полагали, что в течение всей жизни человек должен износить только определенное количество одежды. В йоряле в честь новой одежды главной темой было пожелание долгой жизни. Пусть одежда его износится, А хозяина имя Пусть станет вечным, Пусть далее он носит одежду Красивее этой. И сегодня у калмыцкого народа уже нет проблем с пошивом костюмов, как это было раньше. Куда бы ни поехали выступать профессиональные или самодеятельные художественные коллективы из Калмыкии, везде отмечают красочность, самобытность наших костюмов. Как правило, они бывают под стать мастерству артистов, что оставляет неизгладимое впечатление у каждого, кто видел их выступления. В настоящее время калмыцкий национальный костюм становится вновь популярным в народе. Уже стало традицией в калмыцких семьях дарить на юбилей дорогим ээҗнртән одежду, прошедшую сквозь века – калмыцкий национальный костюм.

Ьолыпое место в пищевом рационе калмыков занимает кирпичный, прессованный чай, своеобразно приготовляемый. Его кипятят с молоком и заправляют сливочным маслом и солью. Часто в готовый чай кладут крошеный мускатный орех, предварительно смешав его со сливочным маслом, и добавляют несколько лавровых листков, что усиливает аромат. Этот чай употребляется не только калмыками, но и многими народами Северного Кавказа и русским населением соседних областей и краев РСФСР. Пьют его ежедневно по нескольку раз. Гостю в первую очередь подается чай, а затем уже остальные виды пищи. Поэтому калмыки говорят: «Хотя чай жидкий, но он начало пищи».

Калмыки исстари не пьют молоко в свежем виде, а приготовляют из. него сметану, сливки, масло, чиген- квашеное молоко, которое раньше перегоняли также на водку (эрк). Из гущи (боз), остававшейся в котле после перегонки эрк, получали после процеживания через холщовый мешок творожистую прессованную массу аадмг. Из аадмг и боз приготовляли другие молочные изделия: хвврмг - смесь боз или аадмг с молоком; хурс - лепешки квадратной или округлой формы, которые сушили на солнце, нанизывали на нитки и запасали на зиму. Осенью варили шарвадг - смесь аадмг, свежего молока и сливочного масла. Приготовляли также чиидмг - молочный квас и квврцг - смесь чигэн или боз с парным молоком.

В калмыцкой кухне было более 20 наименований молочных продуктов.

Излюбленный напиток калмыков - кумыс. Для получения кумыса в свежее кобылье молоко от кобылиц четырех - десяти лет, не использовавшихся на тяжелых работах, добавляли закваску (немного старого кумыса или чигэн). Заквашенное молоко сбивали мутовками в специальных деревянных сосудах. Во время сбивания усиливалось брожение.

В результате получался напиток белого цвета, приятного кисловатого вкуса, сильно газированный. Кумысом лечат больных туберкулезом легких и страдающих почечными и желудочно-кишечными заболеваниями. В настоящее время кумыс приготовляют только в санаториях.

Наряду с молочными продуктами основное место в пищевом рационе калмыков занимает мясо. Особенно ценится баранина. Раньше употребляли в пищу мясо диких животных, зайцев, сайгаков, иногда кабанов. Вареное мясо подавали вместе с бульоном (швлн). Иногда куски вареного мяса смешивали с тонко нарезанным пресным тестом. Одним из любимых кушаний было мясо, изжаренное на сковороде, зарытой в горячую золу. Своеобразным кушанием была особо приготовленная баранина: баранью тушу изжаривали целиком в яме на раскаленных камнях в собственном соку, без доступа воздуха.

Калмычки приготовляли также колбасу, начиняя кишки мелко нарубленным мясом с приправами. Для заготовки мяса впрок его сушили на солнце или коптили.

В приморских и приволжских районах в питании калмыцкого населения преобладают различные рыбные блюда, в основном такие же, как у русского и татарского населения.

Калмыки издавна умели приготовлять различные изделия из пресного теста. Особенно лакомыми считаются сдобные солоноватые кипяченые в масле печенья, которые в зависимости от формы носят различные названия. Для печения обычно замешивают крутое пресное тесто с добавлением масла (или сала) и яиц. Наиболее распространены боорцг и целвг. Борцог имеет вид круглых в сечении кусочков теста, цельвиг - тонкая лепешка круглой или овальной формы. Их кипятят в животном жире или растительном масле.

Ржаного хлеба калмыки не употребляют. Пшеничный хлеб разных сортов пекут дома (на дрожжах или закваске) или покупают в магазинах.

После перехода на оседлость и изменения способа ведения хозяйства у калмыков появились новые виды пищи. Из традиционных кушаний сохраняются калмыцкий чай, шелюн и борцог (их готовят почти во всех столовых Элисты). Многие блюда заимствованы из русской кухни: борщ, котлеты, пельмени, гуляш, каши и супы, жареная рыба, макароны, картофель (жареный, вареный, мятый). Большим спросом пользуются арбузы, дыни, помидоры, виноград, груши, яблоки, сливы. На зиму хозяйки заготовляют обычно домашнее варенье.Во многих семьях калмыцкий чай пьют без соли, с медом, сахаром или вареньем.

До перехода на оседлость калмыки пользовались в основном деревянной, кожаной, иногда металлической утварью. В каждой калмыцкой семье был чугунный котел, в котором варили чай, мясо, кашу, кипятили борцог. Корову доили в металлическое ведро. Для приготовления кумыса и других молочнокислых продуктов использовалась узкая высокая деревянная кадка, закрывавшаяся крышкой с отверстием в центре для мешалки (булур). Для жидкой пищи и напитков употребляли неглубокие* деревянные чашки. Многие семьи имели деревянные сосуды домб, куда переливали приготовленный в чугунном котле чай. Вареное мясо выкладывали в деревянное корыто небольшого размера (тэвш) или на долбленое блюдо (тавг). Для хранения масла пользовались пузырями из толстых кишок и желудков домашних животных.В первой четверти XX в. значительное распространение в быту калмыков, особенно в состоятельных семьях, получили самовары, тарелки, вилки, ножи, фарфоровые с позолотой чашки, фаянсовые и фарфоровые пиалы.

В настоящее время деревянная и кожаная посуда полностью вытеснена металлической, фарфоровой, эмалированной и стеклянной. Старая утварь в некоторых семьях сохраняется только как память о прошлом *

Одежда

Большинство калмыков и в первые десятилетия нашего века ходило в традиционной народной одежде, но многие под влиянием соседнего русского населения еще в л1л в. начали покупать и носить пиджаки, брюки, пальто, картузы, сапоги, ботинки, валенки. Традиционную одежду калмыки обычно шили сами из фабричных тканей. Для пошива зимней теплой одежды использовали обработанные домашним способом овчины. Богатство и пышность одежды зависели от достатка семьи; значительных различий в одежде по улусам не наблюдалось.

Нижняя мужская одежда состояла из белой хлопчатобумажной рубахи (киилг) с длинными вшивными рукавами, круглым вырезом ворота, застегивавшимся на пуговицу или завязывавшимся шнурком, и хлопчатобумажных синих или полосатых штанов (талер) на гашнике. Летом во время жары часто ходили в нижней одежде и босиком. В случае выезда за пределы хотона надевали поверх нижнего белья сшитый в талию (бешмет) (бушмуд), штаны из темной хлопчатобумажной (изредка шерстяной) ткани и подпоясывались кожаным ремнем. Штаны заправляли летом в сапоги, зимой - в валенки.

Курящие мужчины и женщины носили в карманах кисеты с табаком и трубки с чубуками. Все взрослые мужчины прикрепляли к поясу с левой стороны нож, вложенный в ножны.

Обычную зимнюю одежду мужчин, женщин и детей составляли шубы (девл) из овчины с небольшим барашковым воротником. Полы и рукава были также оторочены мехом. Богачи шили шубы на беличьем, лисьем, собольем, хорьковом меху или из мерлушки, покрытые черной шерстяной тканью, а женские иногда и шелком.

Женская одежда была более разнообразной. Различалась верхняя одежда девушек и женщин. Для нижней женской одежды характерны белая хлопчатобумажная рубаха,свободного покроя,с длинными вшивными рукавами, открытым воротом,разрезом спереди посредине до талии,и штаны на гашнике из той же ткани, но синего цвета. Шнурок, стягивавший штаны, завязывался спереди.

Девушки с 12-13 лет поверх нижнего белья носили камзол - лиф, туго стягивавший грудь и талию и делавший фигуру плоской; до замужества не снимали камзола даже на ночь.

Поверх белья и камзола надевали платье бииз из шерстяной ткани или ситца. Бииз, как и камзол, заимствован, видимо, от соседних народов Северного Кавказа. Лиф бииз плотно облегал фигуру. От ворота спереди шел треугольный вырез до талии, сзади пришивался небольшой стоячий воротник. Рукав вшивной, с широкой проймой и пышными буфами, а от локтя до кисти узкий, по руке. Нижняя часть бииз прямая, широкая, со сборками на талии, пришивалась к лифу спереди и с боков, а спинка кроилась цельной, расширяющейся от талии книзу. Под бииз надевали манишку со стоячим воротником, часто украшенную лентами. В талии бииз стягивался кожаным поясом с накладными серебряными или простыми бляшками. Одежда девушек была ярких цветов. Праздничную одежду шили из шелковых, шерстяных тканей или бархата.

Женщины обычно носили более широкое платье (берз), несколько напоминающее бииз девушек, но без пояса, с цельными рукавами, равномерно суживающимися к кисти. У берз в отличие от бииз перед кроится цельным, а спинка отрезная. Берз -- обычный будничный. костюм замужней и пожилой женщины. Под него надевали белую кофту из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником, застегнутым на круглые самодельные пуговицы, сплетенные из ниток.

Праздничная одежда женщин - терлг и цегдг. Терлг - свободная отрезная в талии одежда с разрезом спереди и длинными вшивными рукавами. Поверх терлг надевали цегдг - род длинной, слегка приталенной с боков одежды без рукавов. Ворот, бока и проймы отделывали вышивкой, выполненной разноцветными нитками.

Девушки заплетали волосы в косу. На голове носили шапочку щатг\ замужние женщины - халвт\, по покрою сходный с конфедераткой или беретом; к макушке его прикреплялась красная шелковая кисть, прикрывавшая весь верх. Снизу пришивался твердый ободок шириной примерно в ладонь, плотно охватывавший голову, концы его сходились на лбу, один конец был шире другого и немного скошен. Весь ободок шапочки украшался богатой вышивкой.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы, спуская их на грудь. Косы прятали в особые футляры (шиврлг) из черного бархата или шелка. В косы вплетали тесемки, к концам которых прикреплялись цепочки, заканчивающиеся сердцевидной серебряной бляшкой (токуг). Токуг с цепочкой обычно свисал из шиверлига. В будни женщины носили черные, плотно облегавшие голову шапки с тульей из черного меха или бархата и суконным или бархатным круглым дном. В праздники, как и девушки, они надевали халвнг.

Мужчины носили летом, как правило, картуз или меховую шапку типа папахи с верхом из черной ткани, а зимой - барашковую ушанку. Для калмыцких головных уборов как мужских, так и женских была характерна красная кисть, пришитая на макушке.Старики стриглись наголо, оставляя на темени пучок волос; более молодые мужчины подстригали волосы в кружок.

Из украшений были довольно широко распространены медные, бронзовые, серебряные и золотые кольца, а также серьги-подвески, которые женщины носили на обоих ушах, а мужчины в левом ухе.

На ногах девушки и женщины носили красные или черные сапожки на каблуках со слегка загнутым кверху носком, мужчины - русские сапоги, ботинки, а зимой - валенки. Под сапоги или валенки надевали войлочные чулки.

Детская одежда обычно в миниатюре повторяла одежду юношей и девушек. В бедных семьях часто дети летом бегали нагими или донашивали одежду старших. Интересно, что именно в одежде детей дошкольного возраста продолжают сохраняться старинный покрой и традиционный орнамент: арочный - изображение кибиток хотона, тюльпан - символ цветущей степи и др.

В настоящее время калмыки (как в городах, таки в селах) почти не носят традиционной одежды. Только пожилые женщины еще надевают бер- зе, шиверлиг, токуг и черные круглые, плотно облегающие голову шапки. Большинство населения перешло к одежде городского типа, которую покупают готовой в магазинах, шьют сами из фабричных тканей или заказывают в местных швейных мастерских, в ателье. Старинная женская праздничная одежда совершенно вытеснена современным нарядом: шелковыми и шерстяными платьями модных фасонов, сшитыми дома или в ателье. Многие калмычки (преимущественно горожанки) летом носят сарафаны, блузки и юбки, а нередко и брюки без манжет, однотонные, чаще темные, суженные книзу.

В селах женщины и девушки носят платья из штапельного полотна, отрезные, более свободного, чем в городе, покроя, юбки из шести клиньев, с пояском. Лиф приталенный, с вшивными длинными или цельнокро- енными короткими рукавами.

Рабочую одежду шьют из более дешевых тканей. В прибрежных районах рыбакам и связанным с обработкой рыбы рабочим выдается спецодежда, состоящая из брезентовой куртки, брюк, фартука, высоких резиновых сапог и рукавиц.

Старинная обувь также заменена современной обувью фабричного производства. Мужчины носят ботинки, сапоги, зимой - валенки. Женщины летом ходят в босоножках или легких туфлях, а в холодное время года носят закрытые туфли, зимой - валенки или боты поверх туфель.

Из украшений распространены серьги, различные бусы, подбираемые- в тон отделки платья, браслеты. Многие городские и сельские жители, особенно молодежь, носят часы на металлическом браслете.

МКДОУ ЦРР-Д \С № 31 «АЛТН БУЛГ»

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «ИСТОРИЯ КАЛМЫЦКОГО КОСТЮМА»

(ИЗО деятельность, ознакомление с окружающим)

(Для детей старших групп)

Подготовила:

Воспитатель ИЗО Манджиева В.А.

Январь 2013г.

Тема: «История калмыцкого костюма»

Цель : Приобщать дошкольников к истории национальной культуры.

Задачи : Познакомить с историей калмыцкого национального костюма, с особенностями его внешнего вида, особенностями калмыцкого орнамента, вышивки;

Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; Закрепить с детьми названия калмыцкой одежды;

Способствовать развитию калмыцкой речи;

Воспитывать интерес и уважение к калмыцкому народу, его самобытности. Воспитывать желание изображать калмыцкий орнамент на листе бумаги в виде платья.

Материалы к занятию : Презентация «История калмыцкого народа» с изображением калмыцких национальных костюмов. Куклы в национальных костюмах. Аудиозаписи калмыцких народных песен, гуашь, кисти 2-х видов, силуэт калмыцкого платья

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с национальными костюмами(ансамбль «Тюльпан», эпос «Джангр»), чтение калмыцких народных сказок.

Словесная работа: бишмүд, халмаг, цегдг, тоокуг, тоорцг.

Методические приемы : словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал- презентация), практический метод.(рисование калмыцкого платья, шапочки)

Группа : дети национальной группы № 1 (старшая) в национальных костюмах

Место проведения : Музыкальный зал.

ТСО : видеопроектор, экран.

Ответственные : воспитатель по ИЗО деятельности Манджиева В.А.

Ход занятия

Зал празднично украшен, оформлена выставка кукол в калмыцких костюмах(изготовленные родителями).

Воспитатель(Манджиева В.А.):

Мендвт. Дети обратите внимание на выставку калм. костюма.(дети проходят-смотрят, любуются).

А сейчас я приглашаю детей старшей группы «Харада» (Эльзята, Марина, Милана, Даяна, Максим, Деля, Леша) в «творческую мастерскую». Они выполнят работы по оформлению калмыцких платьев.

(Дети садятся за приготовленные столы с оборудованием по рисованию).

Поприветствуем детей национальной группы № 1 «Харада». Все дети в национальных костюмах, которые сшили родители, костюмы все разные, разных цветов, разнообразные вышивки на манишках. Попросим детей продемонстрировать свои костюмы (дети под калм. музыку проходят по залу)

Воспитатель: (обращает внимание на колорит каждого костюма, орнамента, вышивки) .Как называется та часть костюм, которая на груди?

Дети: манишка

Показ презентации «История калмыцкого костюма»

Воспитатель: Посмотрим на экран, какой использовался орнамент для украшения манишки. (Слайды)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на пояс мужского костюма. Они изготавливались из серебра (цаган мөнгн) (Слайды)

Воспитатель обращает внимание на головной убор калмыков:

Женские головные уборы- халмаг, төгрг махла, тамша . Халмаг состоит из 3 частей: верхнего донышка, правого узкого налобного ободка и левого широкого налобного ободка, богато украшенного вышивкой(Слайды)

Головной убор девушки- камчатк, джатак, тоорцыг. Камчатк- маленькая шапочка, в виде пилотки, надевали набекрень. Тоорцг –низкая шапка,украшенная золотым и серебряным узором. В украшение праздничных калмыцких костюмов широко использовалась художественная вышивка, в основе которой лежал национальный орнамент, состоящий из геометрических рисунков и натуральных растительных мотивов.

Воспитатель: А сейчас Тамара Бамбаевна немного расскажет об истории калмыцкого костюма.

Тамара Бамбаевна:

Национальный костюм калмыков претерпел значительные изменения. Предки калмыков –ойраты мало отличались одеждой от остальных монгольских народов.

Хальмг келнә багш:

Женский повседневный халат ничем не отличался от мужского, он был только немного длиннее и имел небольшие разрезы сбоку, тот же головной убор, та же обувь, волосы заплетались в две косы и свободно лежали на груди, спрятанные в матерчатый чехол, который назывался «шиврлг», конец которого украшался украшением «токуг».

У женский костюм (замужней) женщины характерной чертой являлся цегдык, в виде длинной безрукавки. Нижняя часть цекдыка- юбка имеет 2 разреза- сзади и спереди, застегивался только на поясе. По бокам с обеих сторон у пояса делаются петли для носовых платков, которые обязательно дополняют костюм замужней женщины. Цекдык одевался поверх кофты с длинными рукавами «берзе» или нижнего платья «терлиг», сшитых из белой или другой светлой ткани.

Воспитатель:

Для демонстрации девичьего костюма приглашаем наших гостей (в зал входят воспитатель в калм. девичьем платье с девочкой).

Воспитатель:

Это платье в котором ходили девочки и девушки. Девичий бешмет- биизе. Под длинныйY-образный вырез на груди надевалась манишка, украшенная золотым и серебряным узором. Под платьем поверх нательного белья девушки обязательно носили сшитый из материи камзол- жилет, выполняющий роль корсета. Волосы заплетали в одну косу и собирали в один пучок. Головной убор девушки- камчатк, джатак, тоорцыг. Камчатк- маленькая шапочка, в виде пилотки, надевали набекрень. Тоорцг –низкая шапка,украшенная золотым и серебряным узором.

Гости рассказали стих-е на калм.яз.

Би Элстд бәәнәв

Балһсндан йир дуртав.

Үүрмүдләһән хамдан энд

Уласн мет өснәв…

Шугран Вера

Воспитатель:

Для демонстрации мужского костюма приглашаем наших гостей (в зал входят воспитатель в мужском костюме с мальчиком).

Воспитатель:

Мужчины носили широкий халат, запахивающийся наглухо, подпоясанный длинным широким матерчатым поясом со свободно свисающими кистями. К поясу подвешивался как знак власти мешочек типа кисета, для хранения личной печати. На голове круглая шапка, заканчивающаяся наверху помпоном из красных шелковых нитей. Обувь войлочная.

А теперь мужчины стали носить бишмүд - бешмет, сшитый в талию, воротник маленький, стоячий, на груди вырез- углом, под него одевали манишку, вышитую золотыми и серебряными нитями. На талию надевался пояс серебряный, с прикрепленными к нему ножнами. В одежде предпочитались темные оттенки любых цветов, кроме желтого и красного(цвета духовных лиц). Широкие штаны заправлялись в кожаные сапоги.

Под калм музыку гости исполняют танец «Шарка -барка»

Воспитатель Изо Манджиева В.А. обращает внимание на «творческую мастерскую».

Вместе с детьми демонстрируют свои работы.- украшенные калмыцким орнаментом вырезанные силуэты платьев и шапочек.

В конце занятия все дети с гостями исполняют калмыцкий танец.

Приложение

История калмыцкого костюма.

Национальный костюм калмыков претерпел значительные изменения. Предки калмыков –ойраты мало отличались одеждой от остальных монгольских народов. Мужчины носили широкий халат, запахивающийся наглухо, подпоясанный длинным широким матерчатым поясом со свободно свисающими кистями. К поясу подвешивался как знак власти мешочек типа кисета., для хранения печати. На голове круглая шапка, заканчивающаяся наверху помпоном из красных шелковых нитей. Обувь войлочная.

Женский повседневный халат ничем не отличался от мужского, он был только немного длиннее и имел небольшие разрезы сбоку, тот же головной убор, та же обувь, волосы заплетались в две косы и свободно лежали на груди, спрятанные в матерчатый чехол, который назывался «шиврлг, конец которого украшался украшением «токуг».А теперь мужчины стали носить бишмүд - бешмет, сшитый в талию, воротник маленький, стоячий, на груди вырез- углом, под него одевали манишку, вышитую золотыми и серебряными нитями. На талию надевался пояс серебряный, с прикрепленными к нему ножнами. В одежде предпочитались темные оттенки любых цветов, кроме желтого и красного(цвета духовных лиц. Широкие штаны заправлялись в кожаные сапоги. Головной убор-улан залата махла с красным верхом типа кубанки из каракуля(хурсх махла).Женский(замужней) женщины костюм характерной чертой являлся цегдык, в виде длинной безрукавки. Нижняя часть цекдыка- юбка имеет 2 разреза- сзади и спереди, застегивался только на поясе. По бокам с обеих сторон у пояса делаются петли для носовых платков, которые обязательно дополняют костюм замужней женщины. Цекдык одевался поверх кофты с длинными рукавами «берзе» или нижнего платья «терлиг, сшитых из белой или другой светлой ткани. Костюм дополняли шиврлги-на конце, которых подвешивались наконечники- токуг. Женские головные уборы- халмаг, төгрг махла, тамша. Халмаг состоит из 3 частей: верхнего донышка, правого узкого налобного ободка и левого широкого налобного ободка, богато украшенного вышивкой. Девичий бешмет-биизе. Под длинныйY-образный вырез на груди надевалась манишка, украшенная золотым и серебряным узором. Под платьем поверх нательного белья девушки обязательно носили сшитый из материи камзол- жилет, выполняющий роль корсета. Волосы заплетали в одну косу и собирали в один пучок. Головной убор девушки- камчатк, джатак, тоорцыг. Камчатк- маленькая шапочка, в виде пилотки, надевали набекрень. Тоорцг –низкая шапка,украшенная золотым и серебряным узором. В украшение праздничных калмыцких костюмов широко использовалась художественная вышивка, в основе которой лежал национальный орнамент, состоящий из геометрических рисунков и натуральных растительных мотивов.

Калмыцкий праздничный костюм

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм - номер выходит 19 апреля 2012.

Кукла здесь - в тёмном костюме, если не ошибаюсь - лицо необычное, с узкими глазами, как было в 3 номере (Карачаевский костюм).

Калмыцкий костюм

Женский национальный костюм цегдег с терлегом.

Данные об одежде калмыков в XVII-XVIII вв. очень скудны. В источниках перечисляются шубы, безрукавные камзолы (цегдег), одежда с воротником, рубашка, чулки, доха, шелковый кафтан, полотняный халат.

Зимой калмыки носили овчинные шубы и штаны из овечьих шкур или шерстяных тканей. Богачи шили себе шубы (учи) из мерлушек, дорогих мехов пушных зверей (лисы, хорька, соболя, бобров, выдры и т. д.).

В ненастную погоду мужчины пользовались армяком, игравшим роль плаща.

Пожилые калмыки носили летом торцог - меховую шапку круглой формы, зимой - бюшлячи; молодежь и взрослые носили шапки типа ушанки.

В XIX в. стали распространяться фуражки с глянцевыми козырьками, в XX в. мужчины всех возрастов носили уже только фуражки.

О женской одежде калмыков XVII в. сведений не сохранилось.

Первые сообщения о ней находим у П.С. Палласа. По его данным, калмычки носили легкое длинное платье до сапогов, сшитое из лучшей, чем у мужчин, ткани; знатные и богатые женщины надевали сверх платья длинный камзол без рукавов (цегдег). Нижняя одежда калмычек состояла из распашной рубахи с открытым воротом.

Женское национальное платье хутцан.


Калмычка в национальном головном уборе камчатка.

В XIX-XX вв. женская одежда калмыков в основном продолжала сохранять старые, традиционные черты. Нательное белье составляли рубахи и штаны из белого хлопчатобумажного материала. Поверх нательного белья калмычки в качестве повседневной одежды носили длинный до пят хутцан, имевший вшивные прямые рукава и небольшой воротник с отворотом на груди. Летом хутцан заменялся молодыми женщинами безрукавкой, сшитой из простых тканей. В прохладную погоду женщины носили сверх хутцан берзи - простеганный кафтан из хлопчатобумажной ткани. Кроме того, калмычки, особенно молодые женщины, имели выходные праздничные платья - терлиг и цегдег, сшитые из шелка, кумача, бархата, тонкой парчи ярких расцветок, украшенные вышивками, гарусными нитками, позументами и т. д.

Девушки обязательно носили поверх нижнего белья жилитиг - туго стянутый жилет из холста, вредный для здоровья, мешавший развитию грудной клетки. Поверх жилитига они надевали платье - бииз из шерсти, шелка или ситца нарядной расцветки.

Зимой калмычки носили некрытую шубу (дэвел) с небольшим стоячим воротником из барашка. Кроме овчинной шубы богатые и знатные женщины имели крытую шубу (учи) на легком меху: лисьем, хорьковом, беличьем, черной и белой мерлушки. Для второй половины XIX и начала XX в. характерно проникновение к калмычкам тканей русских фабрик: шерстяных, шелковых и особенно хлопчатобумажных. Теплая зимняя одежда шилась из обработанных домашним способом овчин, изготовлением которых занимались калмычки.

Девушка в национальном платье бииз и головном уборе камчатка.

О головных уборах калмычек XVIII в. П.С. Паллас писал: Бабьи и девичьи шапки почти одинаковы, но простые бабы носят шапки только тогда, когда они в порядочном наряде или хотят куда-нибудь идти. Женская шапка состоит из круглой, овчиной опушенной, небольшой плоской верхушки, которая прикрывает только самую верхнюю часть головы. У знатных есть богатые из шелковой материи, притом несколько выше простых, шапки с широким напереди и назади разрезными заворотом, который обложен черным бархатом.

Женщина в калмыцкой национальной одежде.

Головные уборы калмычек XIX-XX вв. были значительно разнообразнее. Женщины носили тегриг махла - круглую шапку из черной материи или мерлушки. У калмычек среднего возраста бытовала так называемая тамша - круглая плисовая шапочка с закругленным верхом, последний вышивался золотыми и серебряными нитками.

Старинным головным убором была халмаг - круглая по форме шапка, тяжелая по весу, украшенная позументами, парчой и вышивками. Пожилые калмычки и старухи носили шапку хаджилга, сшитую из черной мерлушки. Ее верх имел четырехугольную форму.

Девичьим головным убором служили высоко ценившиеся Камчатки и джатак, обильно украшенные вышивкой. Кроме того, молодые калмычки и девушки носили покупные, нарядные платки.

Замужние женщины и вдовы расчесывали волосы на две половины, заплетали в косы, которые укладывали в бархатные или шерстяные шиверлиги - чехлы.

Куклы в народных костюмах, выпуск 7

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. Анонс куклы - фото оборотной стороны журнала предыдущего 6-го номера.


Калмычки в национальных костюмах и головных уборах.

Головные уборы: 1-4 - торцог; 5, 6, 10 - хаджилга; 7, 9 - тамша; 11 - халмаг; 12 - устя халмаг.

Номер в упаковке.

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм.

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. Кукла сбоку.

Со спинки.

Головной убор очень интересный.


Верхняя часть шапки.


Красные сапожки.


Верхняя чёрная находка закреплена на нижней малиновой - не только сверху, но и снизу.


Двухслойный костюм - малиновой платье и чёрное сверху.


Лица у кукол совсем разные - две восточные красавицы. :-)

Две фарфоровые куклы - восточные красавицы от ДеАгостини - 7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. И Карачаевка.

Первые 7 номеров коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини.


Куклы в народных костюмах - первые 7 кукол.


7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. Кукла и обложка журнала.


Некоторые развороты номера. Калмыкия.


Домбра, священный хурул, домашние работы калмыцких женщин.


Одежда калмыков.


Тоорцг. Женский калмыцкий головной убор.


Шапочка-камчатка.


Халмаг и шиверлыки.


Токуги.

Костюм принцессы Сувсы.


Разбор костюма: кукла и калмыцкий костюм.


Шапка-бюслячи шили из меха соболя или норки. Верх обтягивали парчой, к ней пришивали красный гребешок из шёлковых нитей.


Терлег - праздничное платье калмычки - из дорогих сортов шёлка, парчи, бархата. Цегдег - без рукавов, с длинными полами. По краям - вышивка гарусными лентами или позумент.

Во что здесь играли.

Культура места. Домбо (кувшин) и бортха (кожаный сосуд).


Для перекуса - джомба - калмыцкий крепкий чай.


Калмыцкий календарь.

Семья калмыков, калмыцкая кибитка, исполнение танца и ритуала Цам в главном буддийском храме Калмыкии.

АНОНС 8 номера - кукла в летнем костюме Минской губернии.

Похожие статьи