Конспект НОД по нравственному воспитанию в средней группе «Дружбой надо дорожить. Занятие по духовно-нравственному воспитанию: Путешествие в «Добросветию

11.08.2019

Средняя группа

Занятие 1. Травушка-муравушка

Х о з я й к а. Здравствуйте, ребятушки! Смотрите, сколько возле моей избушки травки выросло! (Заранее приготовленная травка: ромашка безъязычковая, клевер красный, пижма, ноготки, мята, горец птичий – разложена на полу. ) Я по улице пройду, травкой полюбуюсь, а кое-какую в корзинку соберу (идет, напевая, поглаживая травку, любуясь ею, собирая в корзину ).

Улица ты, улица широкая моя!

Травушка-муравушка зелененькая!

Ах, никто по улице не хаживал,

Травушку-муравушку не таптывал.

Вот и хорошо, что никто здесь не хаживал, травку не топтал, выросла она пушистая, сочная, зеленая. Я травку собираю аккуратно: листочек сорву, а другой оставлю, чтобы не завяла травка, чтобы и дальше росла и зеленела.

Расти, травка, по листочку в день,

Цвети, травка, по цветочку в день,

А роса на травушке медовенькая,

Травушка-муравушка шелковенькая!

Зачем мне эта травка, не догадались, детки? Верно говорите, травку и коровушка любит пожевать, и лошадушка, поэтому летом траву косят косами, вот так (показывает ):

Коси, коса, пока роса,

Роса долой – и мы домой.

Потом травку на солнышке сушат, граблями ворошат, в копны сгребают, на сеновалы убирают (показать макет или картинки ). Получается из травы сено – мягкое, душистое. Это сено зимой вся скотинка ест-пожевывает да хозяев похваливает.

Но у меня в корзине травка не простая, а целебная. Такой травкой всякие болезни лечить можно и у ребят, и у зверят, и у больших, и у маленьких. Коли надо мне Ваню полечить, я травку посушу (показывает пучки травы на стенке ), щепотку в чайник положу (показывает ), кипятком из самовара залью, как чай заваривают, и накрою. Пусть теперь постоит, а потом процежу – и можно пить, болезнь из тела выгонять.

Вот этой травкой, клевером, кашель выгоняют. Отваром ромашки горло полощут, чтобы не болело. А вот цветок-ноготок, им хоть горло, хоть живот лечить можно. Это мята душистая, понюхайте! Это дикая рябинка, у нее цветочки на ягоды рябины похожи, есть их нельзя, они горькие, а отваром лечиться можно. Это птичья гречка с малюсенькими розовыми цветочками. Запомнили? Как эта травка называется? А эта? (Ответы детей. ) Молодцы!

Некоторые травки даже вставляют в веники, которыми парятся в русской бане. Похлопают мокрым, распаренным веником по спинке, она и болеть перестанет.

Птичка-воробьиха (игрушка ). Чик-чирик, чик-чи-рик!

Смотрите, как воробьиха разволновалась, расчирикалась! Не случилось ли что? Почему она одна? Где воробушек-куманек? Не болеет ли? Вот и воронушка – мудрая головушка (игрушка ). Прилетела воронушка и с воробьихой разговор завела (поет ):

Песенка «Дома ль воробей?»

– Дома ль воробей?

– Дома, кумушка.

– Что он делает?

– Болен лежит.

(Говорком )

А что у него болит?

Плечики.

(Поет, обращаясь к ребенку. )

– Сходи, Надя, в огород,

Сорви птичьей гречки,

Попарь ему плечики!

(Ребенок находит сам или с помощью других детей нужную травку и приносит птичке, та благодарит, уходит за ширму, затем снова появляется. )

Ворона. Ну, как?

Воробьиха (грустно ). Парила, кумушка, парила, голубушка.

Его пар не берет, только жару придает. Не помогает воробушку птичья гречка. Ворона опять к воробьихе идет.

– Дома ль воробей?

– Дома, кумушка.

– Что он делает?

– Болен лежит.

– Что у него болит?

– Животок.

– Сходи, Сеня, в огород,

Сорви травку ноготок,

Попарь ему животок!

(Действия повторяются. )

– Ну, как?

Его пар не берет, только жару придает!

Воронушка-голубушка, чем теперь лечить будешь?

– Дома ль воробей?

– Дома, кумушка!

– Что он делает?

– Болен лежит!

– Что у него болит?

– Спинка.

– Сходи, Леся, в огород,

Сорви дикой рябинки,

Попарь ему спинку.

(Действия повторяются. )

Совсем разболелся воробушек: жар у него, температура.

– Дома ль воробей?

– Дома, кумушка!

– Что он делает?

– Болен лежит!

– Что у него болит?

– Пяточки.

– Сходи, Миша, в огород,

Сорви травки мяточки,

Попарь ему пяточки.

(Действия повторяются. )

– Ну, как?

– Парила, кумушка, парила, голубушка,

Его пар берет, на ножки воробей встает,

По двору шныряет, крошки собирает,

Голубей гоняет!

Вот и воробушек! (Надевает шапочку ребенку или показывает игрушку.) Выздоровел? Поиграй теперь с нами! (Игра под прибаутку «Андрей-воробей».)

Андрей-воробей

(«летает» в кругу, дети ритмично хлопают в ладоши )

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек.

Не клюй песок,

(присели, стучат пальцем по полу )

Не тупи носок,

Пригодится носок

Клевать колосок!

(«Воробей» догоняет детей, они прыгают. Игра повторяется. )

Вот как развеселился воробушек! Видно, помогли ему травки целебные! Знаете, где лучше всего собирать травку для лечения? На лугу или в лесу, там травка самая чистая, не запыленная, самая полезная. Давайте-ка и мы в лесок заглянем да в нем погуляем. Смотрите, какое высокое дерево! Среди его веток дрозд смастерил гнездышко, а в нем птенчики малые пищат. (Театр игрушек по мотивам русской народной сказки «Лиса и дрозд». )

Теперь, ребятки, вам пора гулять. Увидите на улице травку целебную – зря не рвите, не топчите. Помните: травка – наша помощница, она людей и зеленью, и цветами порадует, и от болезни вылечить сумеет.

Занятие 2. Заскочил козлик в огород

Х о з я й к а. Здравствуйте, дети! Что случилось? Почему бабушка Нюра (большая кукла ) плачет? Догадалась! Смотрите, какой в огороде беспорядок, все овощи разбросаны. Кто это сделал? Бабушка Нюра, ты не знаешь, кто это сделал?

Б а б у ш к а.

Это тот, кто с бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Он копытами стучит,

По-козлиному кричит: Ме-е-е!

Х о з я й к а. Догадались? Да, это козел. Ему бы огород постеречь, а он набезобразничал. Ну-ка, козлик, выходи (выводит игрушку-козлика из-за деревца ). Что, стыдно? Все раскидал, а собирать не умеешь? Ребятки, придется нам помочь бабушке Нюре собрать овощи в корзины, но давайте их сначала назовем. Угадайте, что это.

Зеленые телятки лежат возле грядки.

(Огурец )

Желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь.

(Репка )

Красная девица, сидит в темнице, а коса ее на улице.

(Морковь )

Овощ красный, как сапожки, хоть надевай на ножки!

(Свекла )

Собирать овощи будут… (вызывает детей, проводится игра «Собери овощи». Когда овощи собраны, козлик подбегает и опрокидывает корзинку. )

Ай-ай-ай! Ах, проказник! Да это ты нарочно? Придется тебя к березке привязать.

Привяжу я козлика

К белой березке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся.

Белая березка,

Стой, не шатайся!

(Привязывает козлика. )

Гуляй возле березки, а в огороде тебе делать нечего. Недаром говорят: «Пусти козла в огород – капусту не сбережешь». Нам с вами, ребятушки, опять придется за работу приниматься. (Игра повторяется. ) Вот спасибо, молодцы! Смотри, бабушка Нюра, ребята беду поправили!

Козлику нашему скучно у березки стоять (шутливо ), что, опять бодаться хочешь, упрямец? Знаю я, как тебя проучить. Возьму за рожок и сведу на торжок. Торжок – это место, где торгуют. Продам тебя за три рубля или на пряники обменяю. (Поет русскую народную песенку «Заскочил козлик в огород». )

К о з л и к. Ме-е-е!

Х о з я й к а. Что, не хочешь за рожок да на торжок?

К о з л и к. Простите меня! Обещаю не бодаться, не лягаться, не брыкаться. Буду по воду ходить, буду печку топить, буду кашу варить, творогом лепешки смазывать, песни петь да сказки сказывать!

Х о з я й к а. Так-то оно лучше будет. А про кого сказка? Про козла!

Русская народная сказка «Про козла» («Как у бабушки козел…»)

Х о з я й к а. Вы, ребята, внимательно сказку слушали?

К о з л и к.

Кто сказку слушал,

Тот меду покушал,

А кто не слушал да зевал,

Тот пустое блюдце облизал!

Х о з я й к а. Вспомните, кто козлу первым в лесу встретился? (Ответ детей. ) Кто про зайца загадку знает? (Вспоминают загадки про зайца. ) Кто козлику потом повстречался? Вспомним и про лису загадку. Кого больше всех козлик испугался? И про волка загадка есть:

Сероватый, зубоватый,

По лесу рыщет,

Добычу ищет.

К о з л и к. А про козлика все вместе, хором загадку скажем! (Повторяют загадку из начала занятия. )

Х о з я й к а. Молодцы! И козлик тоже молодцом стал, нам с бабушкой да дедушкой хороший будет помощник. Проводи, козлик, ребяток, пожелай им счастливого пути. До свидания, ребятки! (Козлик провожает детей, кланяется, произносит добрые пожелания в дорогу. )

Занятие 3. Веселые гости

Х о з я й к а. Здравствуйте, мои дорогие! Не замерзли? Ветер сегодня холодный, северный, дует-задувает. Посидим рядышком, так теплее! (Раздается стук в дверь. )

Кто там? Пойду, посмотрю! Батюшки, да это мой мешок! Ему в сенях холодно, погреться просится. Заходи, заходи. В этом мешке я овощи храню, а какие – сами отгадайте. (Хозяйка или Мешок загадывают из прошлого занятия загадки про овощи, а в мешке находятся отгадки – муляжи или настоящие овощи. )

М е ш о к. Отогрелся я немного, пойду опять в сени, а то овощи испортятся. (Уходит за ширму, вскоре из-за нее раздаются смех и звон колокольчика. )

Х о з я й к а. Слышите? Кто-то еще к нам в гости спешит. Может, в мешке еще кто-то был, а мы не заметили?

П е т р у ш к а. Это я, Петрушка! Я тоже погреться пришел. Давайте играть!

Х о з я й к а. В какую игру?

– Я знаю веселую игру «Аюшки» (исчезает за ширмой ).

– Ну вот, хотел с нами поиграть, а сам пропал. Давайте, его позовем. Петрушка! (Зовут. )

– Аюшки! (Появляется над ширмой. )

– Где ты был?

– У бабушки!

– Что принес?

– Оладушки.

– Где же они?

– Я их под лавочку положил.

– А вы бы, ребятки, как? (Ответы детей. )

– А-а-а! И я так сделаю. (Исчезает. )

– Опять пропал Петрушка!

– Где ты был?

– У бабушки.

– Что принес?

– Сапожки.

– Где же они?

– Я их на тарелку положил!

– Какой ты, Петрушка, чудак!

– А вы бы, ребятки, как? (Ответы детей. )

– А-а-а! И я так сделаю!

– Петрушка!

– Где ты был?

– У бабушки.

– Что принес?

– Где же они?

– Я их на ноги надел. Чуть не упал!

– Какой же ты, Петрушка, чудак!

– А вы бы, ребятки, как? (Ответы детей. )

– В ведра воду наливают? Тогда и я так буду делать!

– Петрушка!

– Где ты был?

– У бабушки.

– Что принес?

– Решето.

– Где же оно?

– Я в него воды налил, а она сквозь дырки на меня пролилась, теперь я весь мокрый!

– Мокрый? Тогда беги скорее на печку к дедушке Егору, там и высохнешь, и погреешься! (Пересаживает Петрушку на печку. )

Какие веселые гости! Мешок нас загадками повеселил, Петрушка с нами поиграл да пошутил. Пришла пора сказку рассказывать. (Раздается мычание, появляется бычок – игрушка-самоделка или картинка на фланелеграфе. )

– Кажется еще гость пожаловал! Ты кто?

– Я бычок – смоляной бочок.

– Значит, про тебя и сказку расскажем! (Театр игрушек, картинок и т. п. по мотивам русской народной сказки «Бычок – смоляной бочок». См. цв. ил. 5, а. )

Занятие 4. Хозяйкины помощники

Х о з я й к а. Знаете ли вы ребята, что у меня в избушке есть разные полезные вещи, мои помощники. (У сундука собраны предметы утвари. По ходу занятия хозяйка выступает в роли каждой вещи, подчеркивая голосом назначение каждой, постукивая ею, позвякивая, побулькивая и т. п.) Как вы думаете, какая из этих полезных вещей самая главная? (Ответы. детей.)

По-разному вы думаете: один кочергу назвал, другой – ухват, третий – коромысло. Помощники мои тоже по-разному считали и однажды даже поспорили. Первым расхвастался ухват:

– Я ухват, я ухват, я кормлю всех подряд: чугун из печки достаю и на стол подаю!

Тут ложка по столу прыг-скок!

– Эх ты, ухват, железные рога да длинная нога! Это правда, что ты еду из печки достаешь да на стол подаешь, только я все равно главнее, все равно нужнее: я кашу и щи прямо в рот несу. Поэтому мне и почета больше: тебя, рогатого, в угол ставят, а меня, красавицу расписную, на стол кладут!

Услышал их самовар и запыхтел:

– Главное место на столе – мое! И правильно: вы хотя людей и кормите, а сами сварить ничего не можете. То ли дело я, самовар, потому и самоваром называюсь: «самовар» – значит, сам варит.

Ложка спрашивает:

– Что же те варишь, самовар?

– Как что? Воду кипячу, всех чаем пою. Вот здесь у меня местечко для щепок или шишек, а здесь – для воды (показывает ). Шишки горят – вода кипит.

Я самовар, птица-жар!

Кран открывается, чай наливается (показывает )!

Тут и коромысло заскрипело, заспорило:

– Чая без воды не бывает! По воду ходить – это только со мной. Тут уж я самый главный помощник: хоть и скриплю, а ведра тащу, потому что без воды и чаю не попьешь, и не постираешь.

Услышала их стиральная доска:

– Кто это про стирку говорит? Лучше меня, стиральную доску, послушайте. Это я всю грязь, все пятна с одежды убрать помогаю, своими ребрышками их оттираю. Без меня у всех одежда была бы грязная, некрасивая. Вот какая я нужная и важная! Поэтому хозяйка меня бережет, водицей с мылом моет.

– Ха-ха-ха! Вот так бережет: грязную одежду об тебя трет! Уж кого берегут, так это меня, сечку. Чистят меня до блеска, и домик у меня отдельный, уютный – в этом корытце. Работа – и чистая, и веселая: я капусту рублю, на зиму заготавливаю (показывает ).

Тут топор не выдержал:

– Да разве здесь кто-нибудь, кроме меня, рубить умеет? Вот я – это да, без меня никуда! Размахнулся, наклонился – пень пополам развалился (показ с бутафорскими топором и поленом ).

Тара-тара-тара-ра!

Я колю дрова!

Я колю на чурочки,

Гори, огонь, в печурочке!

Без моей работы, без моих дровишек печь не растопить. В холодной печи не сваришь ни кашу, ни щи, а то и вовсе замерзнешь!

Тут из люльки одеяло показалось.

– Кто замерзает, того одеяло согревает! Я одеяло мягкое, из лоскутков сшито, ватой подбито. Я тут самое теплое, значит, и самое главное!

Расшумелись вещи, раскричались. Сечка стучит, топор ворчит, коромысло скрипит, самовар пыхтит, доска трещит, ложка пищит, а ухват бодается.

Слушал их кот Васька, слушал, да как замяукает с лежанки:

– Мяу! Мяу! Все кричат, все хвастают, а меня, кота серого, некому даже молочком напоить! Мяу! Мяу!

Тут дверь открылась, хозяйка вошла и руками всплеснула: что за беспорядок, что за шум! А ее никто и не замечает, все кричат на разные голоса:

– Я главный!

– А я еще главнее!

– А я еще нужнее!

Засмеялась хозяйка и говорит:

– О чем вы, глупые, спорите? Вы все важны и все мне нужны. Каждый в своем деле главный, а все вместе мы все дела переделаем. Дел много, и помощников нужно много.

Каждый из вас молодец,

Тут и спору конец!

Принялась хозяйка за дела и помощников в руки взяла. С коромыслом воду носит, с доской белье стирает, ухватом чугунок из печки несет, никого не забыла, и Ваську покормила. Все вещи ей пригодились, стало быть, все они нужные, все важные. И вот что интересно: пока все спорили, дела-то на месте стояли, а как в хозяйкины руки попали да хвалиться перестали, в избе и чисто стало, и весело. Так-то! Сделал дело – гуляй смело! Хочешь – гуляй, хочешь – отдыхай, одеяльцем укрывайся да спать собирайся.

Вот оно, одеяльце, давайте-ка его получше разглядим. Из чего оно сшито? Из разных лоскутков. Ни один лоскуток у хорошей хозяйки не пропадет, каждый в дело пойдет, себе место найдет. Кому какой лоскуток больше нравится? Все хороши, а вместе сшитые – еще лучше: и больше, и теплее, и наряднее.

Все у меня в избушке теперь дружно живут: и лоскутки на одеяльце, и домашние животные, и вещи – мои помощники, добрые работники. У дружных и работа спорится, быстро выполняется.

Когда все дела сделаны, можно и отдохнуть, и сказку послушать, а можно и самим в нее попасть.

Инсценировка русской народной сказки «Репка»

В инсценировке сказки участвуют дети: можно «посадить» две репки, звать нескольких внучек, Жучек, кошек, чтобы участвовали в действии все ребята группы.

На прощание хозяйка желает всем жить дружно, не ссориться, все делать сообща, поступать, как герои этой сказки.

Занятие 5. В гостях у матрешек

Х о з я й к а. Сегодня мы с вами, ребятки, в гости пойдем. Знаете, кто нас позвал? Куколки деревянные, веселые, румяные. Они в том домике живут, их матрешками зовут! Помните, мы уже были у матрешек в гостях, а сегодня они нас опять пригласили: такие они гостеприимные хозяюшки! Куколок там ровно пять. Каких же нам гостинцев взять? Кто в гости идет, тот гостинцы несет! Есть у меня булочки – будто сумочки. Это калачи из русской печи (бутафорские )! Чем не гостинец! Вот пирожки (бутафорские ). А это крендельки (настоящие ) к чаю (завязывает угощение в узелок ). По дорожке пойдем – прямо к дому попадем. Вот и матрешки (игрушки ) сидят у окошка. (Стучит в ворота. )

М а т р е ш к и. Кто там?

Х о з я й к а. Это ребята из детского сада. Здравствуйте, матрешки!

М а т р е ш к и. Здравствуйте, милости просим! (Ворота открываются, матрешки встречают детей. )

Х о з я й к а. Мы рады снова встретиться с вами, матрешки.

Мы к вам в гости пришли и гостинцев принесли.

Как начнете пить чаек, так берите кренделек

Или сладкий пирожок,

А хотите – калачи. Все румяны, горячи!

Матрешки (кланяются ). Спасибо за гостинцы, гости дорогие! Мы давно вас ждем-поджидаем, играть с нами приглашаем!

(Под напев плясовой дети с матрешками пляшут в кругу, под напев колыбельной дети в кругу «засыпают». Тогда дети с матрешками ставят свою игрушку перед кем-либо. После слов Хозяйки: «Раз, два, три, смотри!» дети «просыпаются», берут матрешек, и игра повторяется. )

М а т р е ш к а. Нам так весело стало! Вот бы еще поиграть, да не знаем, в какую игру.

Х о з я й к а. Давайте в воробушка играть!

М а т р е ш к а. Как это?

Х о з я й к а. Сейчас мы с ребятами вас научим! (Игра «Андрей-воробей». )

М а т р е ш к а. Сейчас пожалуйте к столу! Самовар уже шумит, чай готов! Угощение к чаю сегодня просто замечательное (развязывает узелок ). Только что как называется, мы забыли. Напомните нам, ребятки!

Х о з я й к а. Это просто!

Как начнете пить чаек, так берите… (хозяйка показывает детям выпечку, дети вспоминают ее название: кренделек ) или сладкий… (пирожок )… и румяны, горячи прыгнут в руки… (калачи ).

М а т р е ш к а. Спасибо! К чаю ароматному угощенье знатное! (Чаепитие с крендельками. )

Х о з я й к а. Спасибо вам, матрешечки! Гостеприимные вы хозяюшки!

Пора прощаться. До свидания! Мы вас тоже в гости приглашаем. Приходите, приезжайте, будем вас ждать!

Занятие 6. Возле пляшущих зайчат птицы клювами стучат

Х о з я й к а. Взгляните-ка на то, что я вам принесла. (Показывает дымковские игрушки. )

Посмотрите, как живой

Конь несется удалой!

Кони удалые, гордые, лихие!

А вот еще один, но поменьше.

Догадайтесь, из чего эти игрушки сделаны. Оказывается, из глины. Сначала их лепили, потом сушили. Почему они такие красивые? Как они стали такими нарядными? (Ответы детей. ) Сначала их побелили, а потом нарисовали узоры. Узоры разноцветные, нарядные, а нарисовать их совсем нетрудно. Вот кружочки – как будто пальчик прикладывали к игрушке. Давайте и мы так попробуем (имитируя обмакивание пальца в краску, прикладывают его к дымковской лошадке ). Такие игрушки делают в селе Дымково. Везите нас туда, лошадки! (Лошадки скачут, дети щелкают язычками. Хозяйка ставит декорацию домиков. ) Посмотрите на эти домики – может, это и есть село Дымково? Домики светлые, маленькие, на игрушки похожие, представьте, что из труб идет дымок.

Любят песни там и пляски,

А еще там любят сказки.

Игрушки у дымковских мастеров получаются не просто красивыми, а еще и сказочными, как эти наши кони; у них ушки золоченые, хвостики крученые.

Вот девица-красавица – щечки румяные, коса длинная. Куда девица идет, как вы думаете? Правильно, по воду. Как вы догадались? Конечно, она же на плече коромысло несет. Вот оно, как горбатый кот, Маше плечи трет, а на коромысле ведерки. (Поет. )

Пошла Маша за водой,

Коромысел золотой,

Ой, ли, ой, люли,

Коромысел золотой!

Коромысел золотой,

Ведерки дубовые,

Ой, ли, ой, люли,

Ведерки дубовые.

Вот еще одна дымковская игрушка. Под березку на лужок выбегает… Конечно, это петушок! Он тоже из глины, тоже дымковский. Смотришь на него – и хочется песенку спеть. Пойте со мной! (Поют русскую народную песенку «Петушок». )

Хорошо в селе Дымково! Мастера здесь живут умелые и веселые. В каждом доме много игрушек, лепить их умеют не только взрослые, но и дети. Вылепят, высушат, побелят, а потом разрисуют веселыми дымковскими узорами: кружочками, клеточками, полосками, волнистыми линиями.

Интересно, что за село вон за тем далеким лесом? Может, там тоже делают игрушки? Лошадки, помогите нам до того дальнего села добраться!

Поскакали лошадки, зацокали копытцами. До свиданья, село Дымково! Здравствуй, село Богородское! (Ставит декорации другого села и другие игрушки. )

Смотри, чудо-птицы, не скворцы и не синицы.

Прилетели на лужок, поклевали творожок.

Как они летели, все люди глядели.

Как они садились, все люди дивились.

Давайте, про них песенку споем! (Поют песенку «Две тетери». Под их пение богородские птички машут крыльями. )

Как вы думаете, а эти игрушки тоже из глины? (Ответы детей. )

Богородские игрушки мастера вырезают из дерева. Смотрите, за этим кустиком еще одна богородская игрушка – лисичка. Сидит лисичка и смотрит на пенек, а на пенечке – колобок. Наверное, он свою песенку поет:

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел!

Лисичка слушает, хвостиком вертит, колобка перехитрить хочет. Нет, лиса, не дам я тебе колобка в обиду, лучше уходи по-хорошему. Ушла лиса, да недалеко. Увидела петушка и давай его подсолнухом угощать. Клюет семечки из подсолнуха, а лиса ему напевает:

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка!

Не верь лисе, петушок, берегись, в лапы ей не попадись!

Вот какие игрушки делают в селе Богородском: про каждую можно песенку спеть или сказку рассказать. А это кто к нам идет из сказки? Медведь! По лесу медведь идет, короб за спиной несет, а только захочет на пенек сесть, как крышка открывается, кто-то из короба появляется.

Догадались, про кого эта сказка? (Рассказывая сказку «Маша и медведь», использовать соответствующую богородскую игрушку. )

Интересно в селе Богородском, но пора домой. Отдохнули лошадки – и снова в путь: цок-цок мимо леса, мимо поля, мимо села Дымково прямо к детскому саду. Тпру-у, приехали! Спасибо вам, быстроногие дымковские лошадки, пора нам прощаться. До свидания!

Занятие 7. Гость на гость – хозяйке радость

Х о з я й к а. Вспомните, дети, те игрушки, с которыми вы познакомились на прошлом занятии.

Посмотрите-ка, ребятки, вот опять бегут лошадки!

До чего они красивы! Хорошо хвосты и гривы!

Все лошадки белые, их из глины сделали.

Украшены точками, полосками, кружочками.

Они скачут из этого села. (Показывает декорацию. ) Кто помнит, как оно называется? Это Дымково, а лошадки – дымковские. Интересно, куда они спешат?

Л о ш а д к и. Мы лошадки из глины, спешим на именины.

Х о з я й к а. У кого именины?

Л о ш а д к и. У Матрешки.

Х о з я й к а. Вы и подарок захватили?

Л о ш а д к а. Да, на именины приходят с подарком.

Х о з я й к а. Можно посмотреть ваш подарок?

Л о ш а д к и. Посмотрите! Наш подарок тоже из глины.

Х о з я й к а. Вы помните, как называется такая посуда. (Ответы детей. ) Это кринка, в нее молоко наливают. Из молока можно приготовить много вкусного.

Л о ш а д к и. Что можно приготовить из молока? (Хозяйка и дети вспоминают известные молочные продукты. )

Х о з я й к а. У меня в избушке тоже есть кринка (предлагает детям показать ее ), это нужная посуда, она Матрешке понравится.

Скачут лошадки, скачут без оглядки и вдруг слышат, как кто-то крыльями машет, их догоняет. Это тоже игрушка, только не из Дымкова, а из села Богородское. Помните, из какого материала выполнены богородские игрушки? (Показывает. ) Да, богородские игрушки вырезают из дерева. Они веселые: шевелятся, крыльями машут! (Показывает богородских птичек, приговаривает. )

Чики-чики-чики,

Березовые лычки!

Летели две птички

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились!

Улетели, а я не успела спросить, куда они путь держат. А это что за рев слышится из леса? (Достает богородских медведей. ) Отчего ты, мама-медведица, такая хмурая?

М е д в е д и ц а. Как мне не хмуриться? Мы с Мишуткой собрались на именины к Матрешке, а он все никак не позавтракает: я его кормлю, а он от каши отворачивается! (Демонстрирует игрушку. )

Х о з я й к а. Ай-ай-ай! Мишутка, ты опять аппетит потерял? Наши ребята кашу любят. Знаешь, из чего ее варят? Ребятки, расскажите Мишутке, из чего кашу варят, какая она полезная.

Из парного молочка

Да из мелкой крупки.

У того, кто кашу ест,

Вырастут все зубки!

Услышал Мишутка про это и говорит:

– Я тоже хочу, чтобы у меня все зубки выросли.

Х о з я й к а. Тогда ешь скорее кашу!

Перестал Мишутка отворачиваться, съел всю кашу. Только они с мамой на улицу вышли, а он бух в лужу, с головы до ног испачкался. Что маме делать? Надо Мишутку мыть. (Показывает другую игрушку. )

Моет мама Мишутку, трет лапами, а он хнычет.

М и ш у т к а. А-а-а! Мыло в глаза попало!

Х о з я й к а. Не капризничай, Мишка! Наши дети любят мыться. Знаешь, как они приговаривают, когда умываются?

(Вместе с детьми произносит пестушку «Водичка-водичка…» )

М и ш у т к а. Я тоже хочу, чтобы у меня роток смеялся, а зубок кусался!

М е д в е д и ц а. Тогда скорее мыться и в путь!

Помыла медведица Мишутку, повела на именины к Матрешке и подарок не забыла:

– Мы игрушки деревянные, и подарок наш тоже из дерева: деревянная ложка.

Х о з я й к а. Замечательный подарок! Деревянная ложка удобная, ею губы не обожжешь, даже если суп очень горячий. А красивая какая! Матрешке понравится.

Отправились медведи Матрешку поздравлять. Тихо стало в лесу. Вдруг – что это? Птички летят, колокольчики звенят! Спустились птички и говорят:

Мы повсюду летаем,

Приглашенья рассылаем:

Вас Матрешка в гости ждет

И встречает у ворот!

Спасибо вам, птички быстрокрылые! Мы обязательно придем. Дети, нас Матрешка тоже на именины пригласила, никого не позабыла. Пойдемте к ней поскорей, а в подарок прихватим эту маленькую балалайку. Смотрите, первые гости уже подходят к дому!

– Здравствуй, Матрешка! Это мы, игрушки дымковские и богородские, в гости пришли и подарки принесли. Поздравляем с именинами!

М а т р е ш к а. Спасибо вам, гости дорогие!

И пошло у них веселье! Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай! Всех Матрешка выбирает, никого не обижает. Давайте и мы Матрешек поздравим и подарок ей дадим. (Дети поздравляют Матрешку и высказывают ей свои пожелания – кто какие придумает. )

Веселые у меня именины! Я люблю, когда много гостей! Гость на гость – хозяйке радость! Спасибо всем!

Х о з я й к а. Вот тебе наш подарок, веселая балалайка.

М а т р е ш к а. Вот спасибо! (Поет. )

Стану в балалайку я играти,

Стану в балалайку я играти,

Люли-люли, я играти,

Люли-люли, я играти!

Теперь давайте в жмурки играть!

Игра «Долгая Арина»

Долгая Арина,

Стань выше овина,

Рученьки сложи,

Кто зовет, скажи.

(Водящий с завязанными глазами стоит в центре, дети водят хоровод. Водящий отгадывает, кто его позвал. Если он не узнал по голосу, то можно и на ощупь. )

Игрушки тоже хотят поиграть!

Игра «Отгадай игрушку»

Ребенок с завязанными глазами на ощупь определяет, какую игрушку – дымковскую или богородскую – дала ему в руки Хозяйка.

М а т р е ш к а. Сейчас моя очередь вас веселить. Я вам сказку расскажу про то, как лиса и журавль в гости друг к другу ходили.

Настольный театр «Лиса и журавль»

М а т р е ш к а. С тех пор лиса и журавль в гости друг к другу не ходят, а все почему? Не хотели друг друга угостить по-настоящему, хитрили, чтобы все угощение самому себе досталось. Я так делать не стану, я – матрешка – русская игрушка, а русские люди гостям рады. Помните пословицу: гость на гость – хозяйке радость! Вот вам мое угощение: игрушкам – игрушечное, а ребяткам – настоящее. Эти пряники сладкие, сама пекла. (Дети угощаются пряниками-малютками или чем-либо другим, благодарят Матрешку, прощаются. )

Приходите ко мне, буду ждать-поджидать, новую сказку сочинять!

Занятие 8. Мишуткина сказка

Х о з я й к а. Есть у меня в избушке бочонок, а в нем мед – сладкий, душистый. Угадайте, для кого из лесных зверей я его припасла? Конечно, для медведя. Он обещал ко мне в гости прийти, а пока он не пришел, давайте сами в медведя наряжаться и в игру играть.

Игра «Угадай, кто зовет»

Медведь, медведь,

(«медведь» с завязанными глазами отгадывает по голосу, кто из хоровода его позвал )

Мы к тебе пришли,

Мы к тебе пришли,

Медку принесли.

Получай-ка мед,

Отгадай, кто зовет.

Вот и в игру поиграли, а медведя все нет. Может, он заблудился? Давайте его звать! Медведь! Медведь! Не отзывается. Кто помнит, как еще называют медведя в русских сказках? Будем его по-разному звать, может, и отзовется! (Вспоминают разные сказочные имена медведя: «Миша», «Мишутка», «Михаил Иванович», «Михайло Потапыч», «Топтыгин», «медведюшка-батюшка» – и зовут его. )

Вот сколько у медведя сказочных имен! Слышу, слышу, кто-то ногами топает, не иначе, как медведюшка пожаловал (появляется мягкая игрушка-медвежонок ).

М и ш у т к а. Здравствуйте!

Х о з я й к а. Здравствуй, медведь. Почему ты такой маленький? Наверное, ты не медведь, а медвежонок? Как мы тебе рады! Давай знакомиться. Как тебя зовут?

М и ш у т к а. Мишутка.

Х о з я й к а. Так я и знала! У нас для тебе есть угощение – сладкий мед.

М и ш у т к а. Спасибо! Я и сам попробую, и маму с папой угощу.

Х о з я й к а. Как зовут твоих маму и папу?

М и ш у т к а. Маму – Настасья Петровна, а папу – Михаил Иванович. Мы живем в лесу, в сказочной избушке.

Х о з я й к а. А-а-а, догадалась!

В лесу дремучем, у опушки,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки…

М и ш у т к а. Да, да, есть там три кровати, три подушки, а стула только два-а-а!

Х о з я й к а. Почему только два стула?

М и ш у т к а. Мой стульчик девочка слома-ала! Качалась на нем и слома-а-ла!

Х о з я й к а. Не горюй, Мишутка, я подарю тебе стульчик. Вот он. Смотри, какой красивый!

М и ш у т к а. Спасибо! Сколько здесь детей! Вы мой стульчик не сломаете?

Х о з я й к а. Нет, Мишутка, наши дети знают, что качаться на стульях нельзя. Дети у нас послушные, стульев не ломают. Они любят сказки, и я им расскажу сейчас сказку про трех медведей, а ты мне поможешь. Договорились?

М и ш у т к а. Договорились. (Театр игрушек «Три медведя». )

Х о з я й к а. Спасибо тебе, Мишутка, за то, что помог мне сказку рассказывать.

М и ш у т к а. А вам спасибо за подарок и угощение. До свидания!

Х о з я й к а. До свидания, Мишутка! (Провожает Мишутку, помогает ему нести стульчик и мед, прощается с детьми. )

Занятие 9. Три медведя будут рады

Х о з я й к а. Отгадайте, дети, такую загадку.

В лесу дремучем, у опушки,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя )

Конечно, эта загадка о трех медведях. Помните, к ним нечаянно забрела девочка? Она не умела вести себя в чужом доме. Что она там делала, кто помнит? (Дети рассказывают. ) Мишки рассердились на девочку, и она еле-еле от них убежала. Нашла девочка дорогу домой, пришла к себе в деревню.

Девочка (кукла ). За что на меня медведи рассердились? Что я такого сделала? Рассказала все бабушке.

Б а б у ш к а. Нехорошо как получилось: мишек-то ты обидела! Стул сломала, похлебку съела, постели помяла и даже не извинилась.

Д е в о ч к а. И правда! Что же делать? Как мне с ними помириться? Схожу-ка я опять к ним в гости, но на этот раз не буду без спросу похлебку хлебать, на постелях валяться и на стульях качаться. Лучше я у них прощенья попрошу и подарки поднесу: новые тарелки – расписные, с узорами. Я их сама разрисовала. Хотите и вы узорами тарелочки расписать? Тогда за работу! Вот здесь, на подносе, много квачиков, ими можно нарисовать кружочки (показывает ), а если к кружочкам добавить носики, получатся ягодки. Листики можно нарисовать кисточкой или вот таким квачиком. Таким же квачиком можно и цветок нарисовать в серединке – вот так, а большим – завитушки. Что вы еще умеете рисовать? (Ответы детей. )

Рисование квачиками и кисточками расписных тарелочек

(Расписываются готовые бумажные тарелочки. После просушки Хозяйка может покрыть тарелочки лаком, а девочка-кукла приносит их в группу. )

Д е в о ч к а. Эту тарелочку я подарю Михаилу Ивановичу, эту – Настасье Петровне, а эту – Мишутке. Прощения попрошу и к себе в гости приглашу. А вы свои тарелочки родным подарите, пусть порадуются!

Занятие 10. Как дедушка Егор на ярмарку ездил

Х о з я й к а. Слушайте, что я вам расскажу, да смотрите, что покажу. Наш дедушка Егор на ярмарку ездил! Знаете, что такое ярмарка? Это большой базар. Купить там можно все, что угодно. Хочешь – покупай булавки и иголки, ленты и заколки, а хочешь – корову, лошадь, свинью, петуха. Здесь и дудки, и гармошки, и кринки, и ложки. Вот пряники печатные и конфеты ароматные. Тут посуда, там игрушки, а вот домашние зверюшки! А рядом карусель крутится, Петрушка кувыркается. Весело на ярмарке, а товаров столько, что никто оттуда пустым не возвращается. Вот и дедушка Егор целую корзину покупок привез. Я про эти покупки вам загадки загадаю, а потом и отгадки покажу.

Два конца, два кольца, посередине гвоздик.

(Ножницы )

Сама не ест, а всех кормит.

(Ложка )

Правильно, это ложка. Вот она, расписная красавица! Дедушка Егор не одну ложку купил, а целых две, чтобы не только кормили, а еще и веселили. Смотрите, как ложки веселить умеют, да слушайте! (Показать разные приемы игры на ложках.)

Маленький, кругленький, а за хвостик не поднимешь.

(Клубок )

(Предлагая детям попробовать поднять клубок за хвостик, повторить загадку. )

Два брюшка, четыре ушка.

(Подушка )

(Считая, повторяют загадку. )

Ростом разные подружки,

А сидят они друг в дружке.

(Матрешки )

А вот еще одну игрушка, она тоже на Матрешку похожа, но на половинки не разнимается. Зато уложить ее спать ни у кого не получится. Хотите попробовать? (Пробуют. ) Знаете, как я ее зову? «Маша-неваляша», а по-другому – «Манечка-встанечка».

Сижу верхом, не знаю, на ком.

Знакомца встречу – соскочу, привечу.

(Шапка )

(Объяснить, почему шапка «соскакивает», когда встречает знакомого: по русскому обычаю мужчины, приветствуя друг друга, кланялись и снимали шапки. Можно позвать двух мальчиков и предложить им поздороваться таким образом. )

Упрятались голышки

В лохматые мешки,

Четверо – в большой,

А один – в маленький.

(Варежка )

Свернется – с кошку,

Растянется – с дорожку.

Сам не греет,

А без него холодно.

(Пояс )

(Показать, как пояс становится то «с кошку», то «с дорожку», объяснить вторую часть загадки: пояс не греет, но не дает ветру задувать под шубу, поэтому с поясом теплее. )

Вот сколько покупок привез дедушка с ярмарки! Здесь и вещи, которые в хозяйстве нужны, и игрушки для Ивашечки, и теплая одежда, скоро зима, вот и придется надевать и шапку, и варежки, и поясом подпоясываться.

А теперь пришло время сказку слушать. Называется сказка – «Мороз», потому зимняя одежда в ней очень пригодится.

Цели: дать детям знания о семье и членах семьи, о том, что в семье все должны любить, заботиться и помогать друг другу; воспитывать и прививать чувства привязанности, нежности, доброты, уважения и понимания к членам своей семьи.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий детей, рассказы ребят о своих родных, выставка рисунков детей о семье, отгадывание загадок про семью.
Материалы и оборудование: Разноцветные цветы с изображением: лиц мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка; цветные карандаши, клей, цветы из цветной бумаги (по 5 на каждого), бумага для рисования на каждого ребенка, авторские стихи педагогов.

Ход занятия

Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кажется у нас гость. Кто это? Давайте посмотрим кто там. Да это же знаменитый клоун Клепа.

Входит клоун Клепа и поет:
«Ля- ля- ля- ля, ля -ля –ля- ля
Пришел я в гости к вам друзья!
Я очень встрече с Вами рад,
Несу я радость для ребят!
Здравствуйте детишки-девчонки и мальчишки!
Скажите мне мои друзья, куда попал сегодня я?»
(Лашевская Е.В.)

Дети: В детский сад.
Клепа: А что такое детский сад?
Воспитатель: А ребята тебе сейчас расскажут:
Что такое детский сад?
Это дом для всех ребят.
Это радость, это смех.
Это сто друзей для всех!

Клепа: А я хочу загадать вам загадку. Послушайте:
«Пять да пять — родные братцы,
Так все вместе и родятся,
Если вскапываешь грядку —
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать».

Дети: Пальчики.
Воспитатель: Какие вы молодцы. А как же вы догадались, что это пальчики?
Дети: (Дети дают ответы) .
Воспитатель: А как вы думаете, что такое теплушки, в которые прячуться наши пальчики?
Дети: (Ответы детей) .
Воспитатель: Ребятки, а вы любите играть с пальчиками?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте поиграем.Повторяйте за мной:
«Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик — мама,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья».

Дети повторяют за воспитателем.

Клепа: Какая хорошая игра. А кто мне скажет о чем она?
Дети: О семье.
Воспитатель: И у каждого из нас тоже есть семья.
Клепа: У каждого ребенка, скажу вам честно я,
Дорогое самое — конечно же семья!

Ребята, посмотрите у меня на доске появилась ладошка (открывает магнитную доску, с заранее приготовленными атрибутами) . Покажите мне самый маленький пальчик.

Дети показывают.

Воспитатель: А у вас в семье кто самый маленький? Как близкие любят вас называть?

Дети дают разные варианты ответов.

Воспитатель: А теперь найдем на доске цветок, с изображением ребенка, и приложим его к нашему пальчику.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
«Мама — четыре буквы, но что же за ними стоит?
Нежность, забота, ласка, тепло ее мягких рук.
И если вдруг плохо станет — мама спасет тебя!
Так давайте помнить об этом и любить ее всегда!»
(Лашевская Е.В.)

Воспитатель: Как вы думаете о ком я вам прочитала?
Дети: О маме.
Воспитатель: Ребята, а у вас какие мамы?

Дети высказываются.

Воспитатель: А вы любите помогать маме? Расскажите.
Дети: (Дети рассказывают).
Воспитатель:
А теперь найдем цветок, с изображением мамы.
Воспитатель: Хотите послушать следующее стихотворение?
«Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И, если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь».

Воспитатель: Что можно сказать об этом папе?
Дети: Он умный, деловой, трудолюбивый, смелый, всегда готов помочь.
Воспитатель: Давайте похвалим своего папу? Папа самый….
Дети: (Дети произносят ласковые слова, находят цветок, обозначающий папу) .
Воспитатель: А сейчас пришла пора немного подвигаться. Давайте встанем и немного поиграем. (Дети подражают действиям воспитателя, читающего стихотворение про бабушку).
«Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!
(Хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони-
Все в морщинах собраны.
(Показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые.
(Поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони
Долгими годами.
(Постукивают кулачком ладони и шагают на месте)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами.
(Подносят ладони к лицу и нюхают ладошки)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони.
(Гладят свои волосы)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони.
(Складывают ладони, подносят к груди и совершают движение отталкивания от нее, как будто что то выбрасывают)
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!»
(Хлопают в ладоши)

Воспитатель: А что умеет делать ваша бабушка?
Дети: (Ребята высказываются).
Воспитатель:
А давайте мы похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая!..»
Дети: (Дети произносят добрые слова о бабушке, находят цветок с изображением бабушки).
Воспитатель:
Ребята, у нас остался один пальчик — большой. Как вы думаете кого мы забыли?
Дети: Дедушку.
Воспитатель: Да дедушку. Молодцы.
Воспитатель: Кто хочет рассказать нам о своем дедушке? Чем вы любите заниматься с дедушкой?

Дети рассказывают, находят последний лепесток.

Клепа: Друзья мои! Посмотрите, что это у нас с получилось? Да это же красивый букет — наша семья. Все уже наверное знают, но я еще раз вам напомню о том что в семье нужно жить дружно, любить, уважать, заботиться и помогать друг другу.

Ребята, а вы любите цветы? А ваши родные? Давайте мы свами для них сделаем подарок-красивые букеты.

Клепа: А пока вы делаете свои букеты, я спою вам свою песню про семью.

Дети выполняют работу(обводят кисть руки и приклеивают к пальцам цветы).

Клепа поет:
1. «Хорошо, когда семья — дружная, большая.
Это счастье для ребят, каждый это знает!
2. Береги семью свою, будь за всех в ответе.
Не давай в обиду их, никому на свете!
3. Собираться всей семьей, все мы любим дружно.
Уважать, любить родных, детям очень нужно!»
(Ганатовская М.М.)

Воспитатель: Какая замечательная песенка, Вам понравилась? Давайте скажем Клепе спасибо.

Дети: Спасибо!

Клепа: Ребятки! Я очень рад, что ваши «ручки-семейки» дружно трудились, ваши пальчики помогали друг другу и букеты получились очень красивые! Что ж, пришла пора нам прощаться, я надеюсь, что вы обязательно будете добрыми и внимательными к своим близким. Пока! До свидания!

Дети: До свидания!

Клепа уходит.

Занятие окончено.

Цель: социализация детей в условиях детского коллектива.

Задачи:

— формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения, навыки общения друг с другом;

— развивать у детей чувства эмпатии;

— развивать умение соотносить речь с движением в пальчиковой игре и хороводе;

— закреплять умение аккуратно намазывать клей на детали и приклеивать их.

Оборудование: куклы, оборудование для препятствий (канат, обручи и т.п.), круг из картона жёлтого цвета на синем фоне, трафареты ладошек детей, клей, кисточки, тряпочки, картинки с изображением различных ситуаций о дружбе и ссоре, аудиозапись песни «О дружбе».

Ход занятия.

(Дети входят в группу, встают полукругом, на стульчиках сидят куклы, отвернувшись друг от друга.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это случилось с нашими куклами?

(Ответы детей: они поссорились, отвернулись, поругались.)

Воспитатель: Я поссорился с дружком, мы с ним больше не играем

И друг с другом не болтаем, мы с ним больше не вдвоем.

Каждый со своей обидой целый день один сидит.

Каждый о своей обиде без умолку говорит.

Воспитатель: Ребята, вы хотите наших кукол подружить?(Ответы детей: да, хотим.) А у вас есть друзья в группе? Назовите, кто ваш друг (подружка). Что же такое дружба?

(Ответы детей: когда не ссорятся, играют вместе, держатся за руки, помогают друг другу, делятся игрушками, сладостями и т.п.)

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Да-нет». Я буду показывать вам картинки, а вы мне будете «да», если дети на картинке дружат и «нет», если не дружат.

Игра «Да-нет».

Воспитатель: Дружба — это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба – это улыбки друзей.

Игра — имитация «Настроение».

Воспитатель: Давайте с вами улыбнемся (дети улыбаются).

А теперь нам стало грустно, нахмуримся (дети хмурятся).

— Ребята, когда мы с вами хмуримся, то мы грустим, а когда улыбаемся, нам так хорошо, радостно. Улыбнитесь и нашим куколкам. Может им станет тоже радостно и они захотят помириться?

— А сейчас покажем нашим гостям, какие мы с вами дружные, и нам не страшны ни какие препятствия. У нас в группе появилась «дорожка дружбы». Надо, держась за руки, помогая друг другу, парами пройти её.

Подвижная игра «Друг без друга нам нельзя».

(Воспитатель ставит несколько препятствий на пути детей и показывает как пройти на примере с одним ребёнком. Дети, повернувшись лицом друг к другу, держат друг друга за ручки и преодолевают препятствия: перешагивают через кубики, прыгают из обруча в обруч и т.д.)

Воспитатель: Вот мы с вами поиграли, ноженьки у нас устали.

Мы на стульчики пойдем и немного отдохнем. (Дети садятся.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, помирились наши куколки? (Ответы детей: ещё нет.) Тогда покажем им, что у нас в группе дружны не только девочки и мальчики, но дружны и наши пальчики.

Пальчиковая игра «Дружные пальчики».

Дружат в нашей группе (пальчики в замок, сгибать и

Девочки и мальчики. выпрямлять их)

С вами мы подружимся, (соединить кончики пальцев

Маленькие пальчики. обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять (похлопать каждой парой

Раз, два, три, четыре, пять (встряхнуть кистями)

Воспитатель: Вот и согрелись наши ручки и пальчики, как от солнышка. Тёплого, доброго, приветливого, как дружба. Посмотрите на это солнышко. Какое оно? (Ответы детей: жёлтое, круглое, большое…) А чего не хватает у солнышка? (Ответ детей: лучиков!) Правильно! А где же мы возьмём лучики? Может эти подойдут? (Показывает вырезанные трафареты ладошек детей.) Что это? (Ответы детей: наши ладошки.) Они похожи на лучики солнышка?(Ответ детей: да!) Давайте приклеим наши дружные ладошки к солнышку вместо лучиков.

Аппликация: «Протянем свои ручки навстречу солнышку».

(Коллективная работа по приклеиванию своих ладошек к солнышку. Дети выполняют работу, после оттирают руки салфетками.)

(Встаем полукругом, воспитатель обращает внимание на кукол).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наши куколки улыбаются друг другу, они рады. Вот наши куклы и помирились! Теперь возьмемся за руки и сделаем большой дружный хоровод вокруг нашего солнышка и кукол, улыбнемся друг другу и станцуем.

(Дети в хороводе ходят по круг за руки, выставляют ножки, делают пружинку, фонарики.)

Воспитатель: Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться!

Тема: «В мире доброты и вежливости»

Цель:

Углублять представление детей о доброте,и вежливости как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Задачи :

Расширять представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.
- совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность)

Обогащать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету.

Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.
- Добиваться доброжелательной, интонационной выразительности речи.

Материалы:

Зернышки, семечки, сломанная игрушка, порванная книга, листы бумаги, фломастеры, лавочка, музыкальные записи, игрушка-машинка, книга, видео запись разговора Незнайки.

Ход занятия:

(Дети заходят в группу под музыку «Дружба»).

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей.
Давайте с ними поздороваемся. Подойдём и протянем свои ладоши.
(Дети идут к гостям и протягивая к ним ладошки здороваются под музыку - "Соната")

- Ребята, у гостей ладошки теплые? (да)
- Да, наши гости добрые и поделились своим теплом с вами.

Сегодня я приготовила вам сюрприз. Приглашаю всех на праздник доброты и вежливости. Но прежде предлагаю поиграть в новую игру «Пора вставать». Для этого вам нужно присесть на корточки, закрыть глаза и представить, что вы спите. А я иду по кругу, глажу каждого по голове и говорю:

Мои детки, мои детки

Мои детки крепко спят.

Мои детки, мои детки

Потихонечку сопят.

(Дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом и выдох через рот).

- Солнце встало! Хватит спать!

(Дети «просыпаются» и, встав на носочки, и подняв руки вверх, делают вдох, затем опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох).

Проснулись! Улыбнулись!

- Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Саша, не сердись, улыбнись».

- Я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было все по-доброму, замечательно и приглашаю вас на праздник доброты и вежливости. А поедим мы на праздник на машинах. Заводим машины и поехали. (звучит музыка езды машины «Бибика» и дети имитируют движение машины. Останавливаемся возле стульчиков)

- Сели, пожалуйста, поудобнее на стульчики. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно.

- Сегодня мы поговорим о доброте. Это удивительное, волшебное слово! Послушайте стихотворение о доброте:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

- Ребята, о чём говорится в стихотворении? (о доброте)

- В давние времена, это слово произносили мягко - доброта.

- Давайте хором произнесём это слово и вслушаемся в него. (доброта).

- А как вы ребята понимаете, что такое доброта ?( - это умение сочувствовать и сострадать людям. Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому либо)

- Ребята подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?

(О человеке, поступке, пути, встрече, вечере и т.д.)

- Какие слова мы можем подобрать, если говорим о добром человеке. Какой он?

(Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый).

- Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое у него лицо бывает в эту минуту? (Незлое, приятное, с добрыми глазами, с улыбкой).

- Сейчас подарите друг другу добро, улыбнитесь, посмотрите друг на друга ласковым взглядом. (Обратить внимание детей на демонстрационный материал).

- Какие слова мы можем подобрать, если говорим о злом человеке. Какой он?

(грубый, жадный).

- Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус? (Нет).

- Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам. (уступил место девочке, поделился конфетой, заступился за девочку, помог маме убрать мусор…)
- Легко ли быть добрым? (нет).

- А сейчас я попрошу вас послушать стихотворение, которое называется «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым? (Ксюша Л. читает стихотворение)

Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.

А теперь нам расскажет Артем Л., как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.

Я слабым помогать готов
Попавшим вдруг в беду.
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда
Жалею я других,
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
(посылает воздушный поцелуй всем ребятам)

Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем.

-игра называется: «Всем, кто вежливым растет». Все дети встают в круг. Один идет за кругом. Все вместе говорим.

- Всем, кто вежливым растет

мимо друга не пройдет!

Даже в самой жуткой спешке

«Здравствуй» он произнесет.

Тот, за чьей спиной остановился ведущий, выходит из круга. Они бегут в разные стороны при встрече быстро здороваются за руку и говорят «здравствуй». (когда дети бугут звучит музыка)

Молодцы, проходите на стульчики.

Сейчас я вам прочитаю текст, если текст учит вежливости и добру, вы хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья» . А если загадка не по душе - промолчите.

    Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?

    Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твердо?

    У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?

    Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?

    Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?

    Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Молодцы! Я рада, что вы ни разу не ошиблись.

- Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым человеком? (ответы) Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

- Чтобы стать вежливым, надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Как вы это понимаете? (хорошое слово может поднять настроение, а плохое может расстроить человека и он будет переживать)

Поэтому, прежде чем что-то сказать нужно подумать: не обидят ли ваши слова?

-А какие вы знаете пословицы о добре и вежливости?:

1. Добрые дела красят человека.

2. Сделаешь добро - добро найдешь.

3. Добрый человек - несет мир.

4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.

5. Жизнь дана на добрые дела.

6. На добрый привет – добрый ответ.

7. Доброе дело лечит- злое калечит.

9. Доброе дело дороже - богатства.

10.В добре жить хорошо.

- Ребята, а чему учат все эти пословицы?

(Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки).

- Ребята, пришёл к нам сегодня в гости Незнайка и принёс электронное письмо. Давайте его послушаем.

«Добрые слова не лень повторять мне целый день.
Ребята, пришёл к вам в гости. Слышу вы разговариваете о доброте и вежливости. Мне нужна ваша помощь. В школе нам задали домашнее задание, но я с ним не как не могу разобраться. Вы поможите мне. (да) Нужно выбрать добрых героев из сказок и злых….

- Спасибо вам ребята за помощь, до свидания.

- Ребята, послушайте, нужно закончить предложение :

    Зазеленеет старый пень, когда услышит... Добрый день .

    Растает даже ледяная глыба от слова теплого... Спасибо.

    Если тебя бранят за шалости, надо сказать... Прости пожалуйста.

    Где бы ни были, на прощание мы говорим... До свидания.

    Ребенок вежливый и развитый, говорит встречаясь... Здравствуйте.

- Молодцы, а я вас хочу научить очень интересной игре, которая называется «Мы с тобой одна семья»

(Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему).

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа,
Мы с тобой - друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Мы с тобой друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Мы с тобой друзья!

(Дети проходят на стульчики)

Ребята, а за что нужно извиняться?

(За плохой поступок, за обидные грубые слова).

Да, ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.

Сейчас посмотрим, как наши герои выйдут из непростых ситуаций.
«Пошли погулять мальчик и девочка в сад. Ж- пи-бип-ж …(Мальчик играл с игрушкой, а девочка сидела на скамейке рассматривала книгу. Мальчик, увидев девочку тоже захотелось посмотреть книгу. И он решил подойти к ней поближе. Начал девочку дергать за косички).

- Ай-ай - (заплакала девочка) .

На крик прибежала девочкина мать. Почему ты обижаешь мою дочь? (Она посмотрела сурова).

- Простите меня! - шепнул мальчик виновато.

- Ступай ! - улыбнулась. «Прощаю тебя!»

- «Простите!» Ура!- воскликнул мальчик радостно. «Простите» - «Какое интересное слово» - подумал мальчик.

Давай помиримся - сказал мальчик.

Мальчик с девочкой помирились

Мирись, мирись,
И больше не дерись.
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья. (дети обнимаются)

Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов - зернышки, сломанная игрушка, порванная книга, листы бумаги, фломастеры.

Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?

(Зернышками накормить птичек, книгу подклеить, игрушку отремонтировать, на бумаге нарисовать фламастирами цветы и подарить их гостям).

Давайте подойдём к столам и нарисуем цветы для наших гостей, а я пока заклею книгу. (Звучит музыка. Во время рисования, когда ребёнок нарисовал рисунок он проходит и дарит его гостям и говорит: «Возьмите, пожалуйста!»)

Молодцы ребята! Доброта это важное человеческое качество

Итог занятия:

Ребята наш праздник доброты и вежливости подошёл к концу. С какими человеческими качествами мы сегодня с вами познакомились? (доброта и вежливость). Как мы будем себя вести? (вежливо) Какими волшебными словами будем пользоваться? (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, добрый день, до свиданья, добро пожаловать). А как их надо произносить? (ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь)

Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем гостям скажим волшебное, доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!» (звучит музыка)

Алматинская область

Карасайский отдел образования

КГКП детский сад «Айголек»

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему «Дорогою добра»

Подготовил: воспитатель Исмаилова О.В

Средняя группа «Сункар»

Каскелен, 2015 год

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы детского сада по духовно-нравственному воспитанию « Дорогою добра »

Интеграция: коммуникация, социум, познание, творчество.

Цель: углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Задачи:

Образовательные: учить подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; формировать умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме; учить находить слова, близкие по смыслу.

Развивающие: совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность) навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей; добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи; развивать логическое мышление, познавательную сферу.

Воспитательные : воспитывать любовь к ближнему, противостоять злу; содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера;

Материал ы : магнитофон, записи на диске «Барбарики» – Песенка о доброте», Волшебство: Сказочная мелодия, костюм феи, волшебная палочка, волшебная шкатулка с угощениями для детей, мольберт, запись со злым волшебником. белая салфетка, цветок с 3-мя лепестками, ноутбук, свечка.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседа «О доброте и жадности», «Вежливые слова», «Добрые отношения – уважение к старшим», обыгрывание ситуаций, разучивание игр, стихотворений, работа с родителями.

Персонажи: добрая Фея, злой волшебник.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в группу под музыку,

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Небу ясному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Люди взрослые и малыши...

Дети: Вам привет от всей души!

Дидактическое упражнение «Говорим ласковые слова» Звучит спокойная музыка

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением.

Ребята, посмотрите, какая у меня волшебная свечка. Мы будем ее передавать друг другу и говорить ласковые слова.

А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики.

Ребята, послушайте, одну песенку и скажите мне, о чем в ней поется? (Включить запись песни «Барбарики» - Доброта).

Беседа о доброте

Воспитатель: О чем поется в песенке?

Дети: в песенке пелось о доброте.

Воспитатель: правильно, сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта? Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, правильно, Ребята, а вы хотите побывать в волшебной стране?

Дети: Да!

Воспитатель: Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите такие слова:

Добрая фея нам помоги, в страну волшебную перенеси.

(Звучит запись «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В это время воспитатель быстро надевает накидку и берет в руки волшебную палочку)

Воспитатель-фея: Здравствуйте, я – добрая Фея!. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. У меня есть для вас угощение, я их положила в волшебную шкатулку. Ой, ребята, вот беда, шкатулка пропала. Вы ее не видали?

Сюрпризный момент ( на экране проектора появляется злой волшебник).

Волшебник: Ха-ха-ха.

Я волшебник Сулейман. И шкатулку с угощения просто так вам не отдам.

На волшебном я цветке, разноцветном лепестке подготовил я вам заданья.

Скорее в лес идите, и цветочек мой найдите.

Справитесь с заданием – шкатулку вам верну, а не справитесь – себе я всё заберу!

Воспитатель-фея: Ой, ребята, что же делать? Мне одной не справиться, поможете мне выполнить задания злого волшебника?

Дети: Да!

Воспитатель – фея : У меня есть волшебная палочка, она нам поможет найти путь к цветку с заданиями. Следите глазами за волшебной палочкой!

Зрительная гимнастика

Вот стоит красивый лес! В нем много сказок и чудес! (круговые движения палочкой)

Слева – сосны, справа – ели. (движения палочкой вправо – влево)

Дятел сверху тук, да тук! (движения вверх-вниз)

По извилистым тропинкам потихоньку мы прошли (движения палочкой -змейка)

И цветочек наш нашли. (палочкой указывает то место, где находится цветок)

Воспитатель-фея: Посмотрите,(воспитатель открывает занавес на мольберте, и дети видят цветок). Давайте посчитаем, сколько здесь лепестков

Дети: 1, 2, 3 (хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель-фея: Ребята, под каждым лепестком злой волшебник приготовил задание. Егор, подай мне, пожалуйста, жёлтый лепесток.

1 задание: «Назови ласковые слова»

Воспитатель-фея: Злой волшебник предлагает нам выполнить первое задание – назвать ласково. Есть много разных слов. Вас тоже зовут по-разному: Лена, Саша, Аня. Но можно назвать и ласково: Аня – Анечка и т.д. Я буду называть слово, и кидать одному из вас мяч, а вы, говоря в ответ, ласковое слово, будете мне возвращать мяч мне.

Воспитатель-фея: заяц.

Дети: зайчонок, зайчишка, заюшка.

Воспитатель-фея: бабушка

Дети: бабулечка, бабуля, бабуленька.

Воспитатель-фея: мама

Дети: мамочка, мамуля, маменька.

Воспитатель-фея: лиса.

Дети: лисонька, лисичка.

Воспитатель-фея: ребята, вам понравилось называть ласковые слова? Да, ласковые слова душу согревают.

Воспитатель-фея: Настя, подай мне зеленый лепесток.

2 задание: «Что такое хорошо, и что такое плохо»

Воспитатель-фея: Злой волшебник спутал хорошие и плохие поступки. Давайте, все подойдем к столу и по моему сигналу вы должны выбрать картинки с хорошими поступками и показать мне, а картинки с плохими поступками оставить на столе.

(дети выполняют задание).

Воспитатель-фея: Молодцы, ребята! Злой волшебник, мы справились с твоим вторым заданием. А сейчас немного отдохнем.

Физминутка

Живут мальчики – весёлые пальчики (движения пальцами рук)

Озорные ножки ходят по дорожке (ходьба на месте)

Шея крутит головою. Повторяй скорей за мною. (повороты головой влево-вправо )

Вправо-влево оборотик, (повороты туловища влево-вправа)

Покажи мне, где животик. (наклоны назад)

Наше тело подтянулось (встать на носочки, потянуться вверх)

И вперед слегка нагнулось. (наклоны вперед)

Как березонька стройна стала ровною спина (выпрямиться).

А теперь все повернулись и друг другу улыбнулись. (дети садятся на стульчики).

Воспитатель-фея: Молодцы, но у нас остался еще один лепесток. Камила, подай мне его – синий лепесток.

3 задание – дидактическое упражнение «Доскажи словечко».

Воспитатель-фея: Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте.

Мишка зайчику сосед, скажет он ему…Привет.

А его сосед ушастый отвечает: «Мишка.. здравствуй!»

Если наступил на ножку, хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говорите:…Простите!

Или лучше…Извините.

Кошечка чихнула снова, скажем мы ей… Будь здорова!

Трясогузка с бережка уронила червячка

И за угощенье рыба ей пробулькала…Спасибо!

Другу уходить пора – скажем мы ему…Пока!

Каждый скажет на прощанье, уходя всем…До свиданья!

Воспитатель-фея: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились!

Злой волшебник: Ваши добрые дела изменили и меня,

Солнце лучиком пригрело, и совсем я подобрел.

Я теперь совсем другой, я хороший, а не злой.

Воспитатель-фея: Ребята, вот какие чудеса творят добрые дела. Даже злой волшебник стал добрым!

1,2,3, 4,5 – будут чудеса опять. (воспитатель достает из-под салфетки шкатулку)

Ребята, посмотрите, волшебник нас не обманул и вернул нам шкатулку с угощением.Но, к сожалению, нам пора возвращаться обратно в детский сад, а шкатулку возьмем с собой в группу, где каждый из вас получит угощение. Встаньте возле стульчика, закройте глаза и произнесите волшебные слова:

Добрая фея нам помоги, в детский сад нас перенеси.

В ладоши мы хлопнем, ногою притопнем.

1,2,3, 4,5 - можно глазки открывать.

(Звучит запись «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В это время воспитатель быстро снимает накидку)

Закрепление материала

Воспитатель: Ребята, давайте закрепим наши знания. Вот картинки на столе. Выберите картинку с хорошим поступком и расскажите о нем. Почему вы именно эту картинку выбрали?

Ответы детей.

Итог занятия

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Кто вам встретился в волшебной стране? О чем мы сегодня разговаривали?

Воспитатель: Правильно, добрые дела и вежливые слова творят чудеса. Они делают всех добрее, чище, лучше. Вы меня сегодня очень порадовали, так как справились со всеми заданиями.

Похожие статьи