Методы обучения дошкольников правилам поведения при чп. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах в свете современных требований. консультация по обж (средняя группа) на тему. Безопасное поведение детей при заболевании

20.06.2020

Говори правильно

Эта ситуация крайне опасна.

Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах в свете современных требований.

При обучении детей правилам дорожного движения многие педагоги и родители нередко сами допускают ошибки. Разберем самые типичные из них.

Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других, что приводит к искажению терминов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД

Не обращайтесь к дошкольникам так называемым «детским» языком: машинка, дорожка и т.д. Общение должно быть партнерским, предполагающим беседу равноправных людей.

Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов). Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.

Говори правильно

Обучение по старым правилам, что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здоровья детей. Рассмотрим некоторые из них и дадим наиболее точные и актуальные трактовки.

1. Обходи трамвай спереди, автобус - сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.

ПРАВИЛО: жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2. При переходе улицы посмотри налево, а, дойдя до середины, посмотри направо.

Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ре­бенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуемо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.

ПРАВИЛО: прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.

3. Красный сигнал светофора - «стой», желтый - «приготовиться», зеленый - «иди».

Дети часто путают расположение сигналов светофора: при включении зеленого сигнала начинают сразу же переходить проезжую часть, в то время как недисциплинированный водитель может постараться проскочить на свой «красный».

ПРАВИЛО: красный сигнал светофора - запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый, разрешающий для машин. Желтый - не «приготовиться», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора; для пешехода он также является запрещающим, так как на него машинам разрешается проезд перекрестка. Зеленый сигнал разрешает движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый, поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по близости нет транспорта.

4. Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги.

Эта ситуация крайне опасна.

5. Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома.

ПРАВИЛО: выходя (не выбегая!) из подъезда, будь внимателен и острожен, так как вдоль подъездов, по дворовому проезду может двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведенных детских площадках.

6. Использование для показа старых дорожных знаков на желтом фоне (при этом педагоги сами нередко путают группы знаков, неправильно называют их).

СОВЕТ: на занятиях по ПДД больше используйте современный наглядный материал и ситуационный метод обучения.

Таким образом, при обучении детей ПДД разберите опасные ситуации:

Учите переходить проезжую часть только под прямым углом, чтобы меньше времени находиться на дороге, не перебегать улицу, а переходить быстрым шагом, при этом не отвлекаться, быть предельно внимательными;

Объясните, что водитель не может мгновенно остановить машину и предотвратить наезд на пешехода; и среди водителей, к сожалению, встречаются нарушители, которые не думают о безопасности пешеходов, поэтому ожидать общественный транспорт необходимо только на приподнятых и огражденных посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине;

разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП), приводите им примеры из реальной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах в свете современных требований.

При обучении детей правилам дорожного движения многие педагоги и родители нередко сами допускают ошибки. Разберем самые типичные из них.

Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других, что приводит к искажению терминов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД

Не обращайтесь к дошкольникам так называемым «детским» языком: машинка, дорожка и т.д. Общение должно быть партнерским, предполагающим беседу равноправных людей.

Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов). Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.

Говори правильно

Неправильно

Правильно

Машина

Транспортное средство (автомобиль, автобус и т.д.)

дорога

проезжая часть

шофер

водитель

пешеходная дорожка

пешеходный переход

«свет» или «цвет» светофора

«сигнал» светофора

красный - «стой», желтый - «приготовься», зеленый - «иди»

красный, желтый - «стоп», зеленый - «убедись в безопасности и иди»

Обучение по старым правилам, что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здоровья детей. Рассмотрим некоторые из них и дадим наиболее точные и актуальные трактовки.

1. Обходи трамвай спереди, автобус - сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.

ПРАВИЛО: жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2. При переходе улицы посмотри налево, а, дойдя до середины, посмотри направо.

Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ребенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуемо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.

ПРАВИЛО: прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.

3. Красный сигнал светофора - «стой», желтый - «приготовиться», зеленый - «иди».

Дети часто путают расположение сигналов светофора: при включении зеленого сигнала начинают сразу же переходить проезжую часть, в то время как недисциплинированный водитель может постараться проскочить на свой «красный».

ПРАВИЛО: красный сигнал светофора - запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый, разрешающий для машин. Желтый - не «приготовиться», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора; для пешехода он также является запрещающим, так как на него машинам разрешается проезд перекрестка. Зеленый сигнал разрешает движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый, поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по близости нет транспорта.

4. Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги.

Эта ситуация крайне опасна.

5. Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома.

ПРАВИЛО: выходя (не выбегая!) из подъезда, будь внимателен и острожен, так как вдоль подъездов, по дворовому проезду может двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведенных детских площадках.

6. Использование для показа старых дорожных знаков на желтом фоне (при этом педагоги сами нередко путают группы знаков, неправильно называют их).

СОВЕТ: на занятиях по ПДД больше используйте современный наглядный материал и ситуационный метод обучения.

Таким образом, при обучении детей ПДД разберите опасные ситуации:

  • учите переходить проезжую часть только под прямым углом, чтобы меньше времени находиться на дороге, не перебегать улицу, а переходить быстрым шагом, при этом не отвлекаться, быть предельно внимательными;
  • объясните, что водитель не может мгновенно остановить машину и предотвратить наезд на пешехода; и среди водителей, к сожалению, встречаются нарушители, которые не думают о безопасности пешеходов, поэтому ожидать общественный транспорт необходимо только на приподнятых и огражденных посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине;

разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП), приводите им примеры из реальной жизни.


Игры и упражнения по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах.

Обеспечение здоровья детей – главная задача цивилизованного общества. Рост количества машин на улицах городов нашей страны, увеличение скорости их движения является одной из причин дорожно-транспортных происшествий.

Поэтому обучать детей правилам безопасного поведения на дороге, формировать у них навыки правильного поведения на улицах является жизненной необходимостью.

Перед воспитателем стоит множество вопросов. Что такое дорожная безопасность для ребёнка? Какие правила поведения на дороге он должен знать? Как научить ребёнка избежать опасности?

Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде – это достаточно сложный и длительный учебно-воспитательный процесс, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов.

Данную работу целесообразно вести в соответствии с планом, который составляется на учебный год.

Инновационный подход к организации игр и упражнений с дошкольниками по дорожной тематике состоит в решении следующих задач:

- развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для осознанного освоения правил поведения безопасной ориентации на улице;

- обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

- формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

При решении этих задач перед педагогами всегда возникает вопрос, какие игры необходимы детям младшего возраста, а какие игры нужны старшим дошкольникам? Ведь у каждого возрастного периода свои особенности восприятия информации и усвоения знаний. Однако осуществлять задачи обучения правилам безопасного поведения на дороге невозможно без помощи родителей, ведь дошкольники не переходят улицу без их сопровождения. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, поскольку они – заинтересованные партнёры и помощники в решении проблемы детской безопасности. Только так можно избежать случаев детского травматизма. В соответствии с ФГТ родители являются основными заказчиками образовательного процесса, и поэтому следует уделять большое внимание работе с родителями: проводить собрания и круглые столы с целью ознакомления родителей с планом работы дошкольного образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Родителе следует подключать к изготовлению атрибутов, пособий, дидактических игр по рекомендациям педагогов. Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. Дошкольники с большим интересом занимаются продуктивной деятельностью: с удовольствием участвуют в изготовлении атрибутов, макетов улиц, домов, совместно с воспитателем, родителями делают машины, деревья, дорожные знаки, а потом используют их в своих играх. На занятиях по конструированию дети с увлечением делают «светофор», различные марки машин.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей , в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми большая роль должна отводиться дидактическим и подвижным играм, а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве.

Дети оживляются, когда им предлагают погулять по улице . Они внимательно следят за движением машин. Им доступны понятия: общественный и личный транспорт. Младшие учатся называть виды общественного транспорта, отмечая особенности некоторого из них. Старшие могут рассказать о назначении пожарных машин, дежурных машин милиции. Взрослый обращает внимание всех на машину скорой помощи, молоковозы, закрытые фургоны. Дети могут закреплять в памяти цвет легковых машин.

У жилого дома в ряд стоят легковые автомобили. Можно остановиться и развернуть беседу об устройстве легкового автомобиля: сколько колес, зачем нужно запасное колесо, сколько фар и зачем они, сколько дверей. Если у грузовика - кузов, то у легковой - салон с ремнями безопасности. Многие дети начинают показывать, где они сидят в своей машине, рассказывать, кто ведет машину, куда ездят всей семьей.

К детскому саду подъезжают крытые фургоны. Очень интересно обойти его и посмотреть, как выгружают разнообразные продукты.

Педагог: Одни фургоны привозят хлеб, булки - сразу вкусно пахнет! Другие - молоко, кефир. В некоторых мешки с овощами, ящики с фруктами. Фургоны так и называются: хлебный, овощной. Можно спросить у детей, почему у грузовика открытый кузов, а у фургона закрытый.

Интересно и познавательно проходят целевые прогулки к перекрестку со светофором. Взрослый объясняет, для чего светофор, что обозначают каждый его цветовой сигнал, зеленые стрелки, знаки на пешеходном переходе, белые широкие полосы поперек дороги. Идет первоначальное обучение правилам дорожного движения. Дети внимательно следят, как двигается транспорт у светофора, отмечают, что все выполняют правила, иначе случится беда. Вслед за зелеными стрелками дети разводят руками влево и вправо: Поезжай налево! Поворачивай направо!

Вечером родители могут продолжить объяснения. Дети внимательно следят, как машины сообщают друг другу, кто из них поворачивает или собирается остановиться возле тротуара. В сумерках это отчетливо видно.

А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.

Выбор игры зависит от заинтересованности детей, но наибольший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры . Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.

Театрализованные представления превращают каждое мероприятие по ПДД в сказку, игру, путешествие, поиск.

Одной из форм ознакомления детей с произведениями по ПДД может быть проведение литературных калейдоскопов , где участники читают стихи, отгадывают загадки, решают кроссворды и ребусы.

Физкультминутка. (Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения).

Мы по улице шагаем,

И ворон мы не считаем.

Смело мы идём вперёд,

Где пешеходный переход.

Когда дорогу перешли,

Можно прыгать: раз, два, три.

Вопросы для детей:

Как называют людей, идущих по улице (пешеходы) .

Где должны ходить пешеходы? (по тротуару) .

Где ездят машины? (по проезжей части) .

Как определить, где находится пешеходный переход? (на дороге нарисованы полоски – «зебра») .

По какому знаку можно узнать, где пешеходный переход? (демонстрация знака). Как этот знак называется? (пешеходный переход) .

Как нужно переходить улицу?

Ситуации для решения.

Обучение игрового персонажа Незнайки детьми.

Ситуация первая:

Глупый Незнайка играет в футбол,

Хочется очень забить ему гол,

Гонит по улице мяч со двора –

Разве для улицы эта игра?

Здесь ли футбольное поле с травой? –

Мчатся машины по мостовой!

Совет Незнайке:

Слушай, Незнайка, себя береги,

С улицы шумной скорее беги.

Сразу за домом, рядом со школой

Здесь у ребят уголок для футбола.

Там в безопасности будешь играть

Никого риску не подвергать.

Ситуация вторая:

Видит Незнайка, родителей нет,

Вмиг оседлал он велосипед,

Только сверкнули на солнышке спицы,

Решил к машине он прицепиться.

Ехал по улице грузовик,

Незнайка за борт ухватился тут вмиг…

Страшно прохожим смотреть на Незнайку,

Может попасть под машину, бедняжка.

Всюду машины – и слева, и справа.

Очень опасная эта забава!

Совет Незнайке:

Нельзя, Незнайка, цепляться к автомобилю.

Это опасно, ведь можно попасть под колеса автомобиля.

Ситуация третья:

Незнайка играл с мячом, а мяч выкатился на мостовую.

Ребята, скажите, как поступить Незнайке?

Совет Незнайке:

Незнайка, не спеши выбегать на мостовую за мячом, ведь по дороге движется транспорт. Водитель автомобиля не сможет резко затормозить и может произойти авария.

При этом ты, Незнайка, да и другие люди могут погибнуть.

Игра для детей «Собери светофор»

Правила игры:

Дети делятся на три команды. Каждой команде дается листок бумаги. Дети по команде раскрашивают один «Глазок» светофора в нужный цвет и передают листок другому.

В игре учитываются: Правильное чередование света на светофоре, скорость изображения, правильное раскрашивание методом штрихования, так же дисциплина во время игры.

Цель игры:

Уточнить и закрепить знания детей о необходимости наличия светофора на дорогах, знать и называть очередность света на работающем светофоре. Воспитывать умение быть внимательными, дружными во время игры.

Игра: «Красный, жёлтый, зелёный».

Вос-ль показывает три цветных круга: красный, жёлтый, зелёный.

Дети, прослушав стихотворение, выполняют определённые движения. Кто ошибся, тот садится.

Внимание! Глядит в упор

На вас трёхглазый светофор.

Зелёный, жёлтый, красный глаз-

Он каждому даёт указ!

На красный цвет- все хлопают,

На жёлтый - стоят молча,

На зелёный – бегут на месте.

Игра «Пешеходный переход»

Участники команд поочерёдно проходят дистанцию:

пролезают через обруч- это подземный переход; затем на одной ноге надо перепрыгнуть через полоски- это наземный переход; пройти по гимнастической скамейке – это надземный переход.

Игра «Перейди улицу»

Загадка:

Полосатая лошадка, ее зеброю зовут,

Но не та, что в зоопарке, по ней люди все идут. (пешеходный переход)

У каждого игрока две дощечки в руках. Ребенок кладет одну дощечку на пол и становится одной ногой, кладет другую и становится второй ногой. Дощечку, которая осталась позади, берёт и ставит перед собой и т. д.

Игра: «Это я, это я, это все мои друзья! »

Дети хором отвечают на вопросы: - Это я, это я, это все мои друзья!

Кто из вас идет вперед, только там, где переход?.

Знает кто, что красный цвет, означает – хода нет?.

Кто из вас в трамвае тесном, уступает взрослым место?.

Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?.

Кто из вас летит так скоро, что не видит светофора?.

Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с Правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.

Я уверена, что знания «дорожной грамоты», освоенные посредством участия в разных видах игр и упражнений в детском саду, прочно запомнятся детям и помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.по развитию ВПФ, чтение и рассказывание Слушание, беседа игра Беседы...

  • Приказ № от 2013г. Рабочая программа средней группы 2013-2014 учебный год Принята на заседании педсовета от

    Рабочая программа

    Времени Игровые упражнения Народные подвижные игры и забавы. Игровые упражнения : «Пружинки» ... 2012г., курсы по программе: -«Современные образовательные технологии обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах », (г. Казань...

  • Общеобразовательная программа дошкольного образования государственного образовательного учреждения (2)

    Образовательная программа

    ... . – М.: Просвещение, 2005. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах /Региональный стандарт Мин. образования Республики... игры и упражнения для дошкольников /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1966. Скажи по ...

  • Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

    Документ

    2005. – 24 с. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах / Региональный стандарт Мин. ... обучение 3. В природе все взаимосвязано ср., ст. Дидактическая игра 4. Правила поведения на природе ср., ст. упражнения ...

  • Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
    Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
    1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
    2. В процессе специальных развивающих и обучающих НОД по дорожной тематике.
    Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).
    Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только с взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
    Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
    Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических игр имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
    Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.
    В младшей группе НОД лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности). Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.
    На НОД в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ - подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т.д.).
    Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.
    В результате, дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку.
    Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.
    На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.
    На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.
    На НОД в группе педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.
    В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру: во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.
    Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.
    На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов.
    И на прогулках, и на НОД в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое "закрытый обзор".
    Интересной и эффективной формой работы станет организация ролевых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице.
    Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.
    Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.
    Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они - будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи.
    У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.
    Следовательно, в игровом уголке младшей группы должны быть:
    1. Набор транспортных средств
    2. Иллюстрации с изображением транспортных средств
    3. Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
    4. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
    5. Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
    Затем нужно добавить:
    1. Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
    2. Простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть.
    3. Макет транспортного светофора (плоскостной).
    Для ребят средней группы в уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
    1. Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.
    2. Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
    3. На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
    В старшей группе в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
    4. Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
    5. Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки как: информационно-указательные - «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки - «Дети»; запрещающие знаки - «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки - «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета - «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса - «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
    6. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
    7. Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
    В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются.
    Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге. Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада. Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения. Можно использовать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности:
    - наблюдения, экскурсии;
    - игры, соревнования, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые («Семья», «Перекресток», «Больница»), театрализованные.
    - моделирование и анализ заданных ситуаций.
    -беседы, чтение художественной литературы.
    -познавательные викторины, на которых дети показывают свои знания;
    - минутки безопасности;
    - больше всего дети любят смотреть мультфильмы и игровые передачи, а также с удовольствием просматривают обучающие ролики: «Осторожные сказки». Большое внимание следует уделять работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых.

    Работа с родителями может принимать разнообразные формы:

    1. Совместные развлечения и досуги: «Азбуку улиц все знать должны».
    2. Консультации воспитателя: «Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге», «Особенности поведения детей дошкольного возраста на дороге».
    3. Создание памяток, ширм на дорожную тематику: «Внимание - переходим улицу», «Родителю - водителю», «Как ездить в общественном транспорте».
    4. Анкетирование.
    5. Встречи с инспектором ГИБДД. Просмотры видеофильмов: «К чему приводит невнимание к детям».
    6. Тематические беседы, встречи за круглым столом: «А в нашей семье так» - обмен опытом.
    7. Конкурсы: рисунков: «Моя улица», «Дорога глазами детей», «Нужные знаки»; макетов, светофоров.

    Список использованной литературы:

    1. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора/ Т.Ф. Саулина -М. «Просвещение» 2005 г
      2. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения/ Э.Я.Степаненкова, М.Ф. Филенко.- М. «Просвещение» 2005
      3. Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 3-7 лет. / Т.А. Шорыгина- М.: ТЦ Сфера, 2009.
    МДОУ детский сад общеразвивающего вида№ 40 «Золотая рыбка»

    Доклад

    «Обучение детей дошкольного возраста

    правилам безопасного поведения на дороге»

    (Педагогический совет № 1)

    Подготовила:

    Воспитатель

    Журавлева Е.И.

    2018 год

    С каждым годом увеличивается интенсивность движения транспорта на улицах нашего города, постоянно растет количество транспортных средств, и в связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности на дорогах. Так, как дети - это самая незащищенная категория участников дорожного движения, мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма были и остаются предметом особого внимания. Порой предоставленные самим себе, дети, особенно малыши, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают свои возможности, считают себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или здесь же затеять игру.

    Так можно ли предвидеть и предотвратить беду с малышом? Как вы думаете возможно привить дошкольнику навыки грамотного, безопасного поведения на дороге? Конечно же, можно! Очень важно, чтобы из сегодняшних ребят выросли грамотные и дисциплинированные участники дорожного движения. А научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности – одна из важнейших задач, причем задач «дальнего прицела». Ведь с бережного отношения к своей жизни начинается отношение к любой другой жизни как к безусловной ценности. Прививать детям навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению нужно учить! По моему мнению, в союзе с родителями, необходимо научить детей дорожной грамоте, культуре поведения на улице и общественном транспорте. И эта работа должна пронизывать все виды деятельности и стороны жизни ребенка: игру, занятия, прогулку, дорогу домой и в детский сад, домашние ситуации и так, чтобы ребенку было понятно и интересно. Поэтому основные задачи изучения правил дорожного движения и поведения на улице я поставила следующие: - повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста; - развитие психофизических качеств ребенка; - формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой. Одна из важнейших целей воспитания и обучения детей дошкольного возраста – подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению).

    Я считаю, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Обучение правилам безопасного повеления на дороге начала с младшей группы, так как знания, полученные в раннем детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Поэтому с детьми провожу специально организованные занятия, наблюдения, целевые прогулки, сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

    В младшей группе детей знакомлю с ориентировкой в пространстве, сравнением предметов, формой и цветом, видами транспорта. В средней группе знакомлю с правилами перехода дороги, дорожными знаками, их начертанием и назначением, светофором, учу различать грузовой и пассажирский транспорт. В старшем возрасте расширяю представления о транспорте специального назначения, предупреждающих, запрещающих, указательных дорожных знаках, о поведении в различных дорожных ситуациях. Организую встречи воспитанников с сотрудниками ГИБДД для проведения бесед по пропаганде безопасного поведения на дороге и вблизи нее. Считаю, что в совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей. Игры помогают, детям сдружится, найти общий интерес, через игры по дорожному движению дети учатся группировать знаки по группам, различать по цвету, форме и назначению. Используя дорожные знаки, дети в игре учатся применять их в различных ситуациях. Это не только расширяет содержание игр, но и способствует успешному закреплению правил дорожного движения и безопасного поведения. Администрация детского сада приобрели для группы различные настольно – печатные игры по обучению детей правилам дорожного движения. Совместно с родителями мы изготовили макет улицы и на специальных занятиях с используем макет в свободной игре, мы с детьми закрепляем представления о том, что пешеходы ходят по тротуару, если нет тротуара, то по левой обочине дороги, навстречу движущемуся транспорту. Пешеходы переходят улицу в специальных местах, по пешеходному переходу, если нет пешеходного перехода, внимательно смотрят налево, потом направо, и только затем, если нет вблизи транспорта, переходят дорогу. Ребята учатся самостоятельно расставлять дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети», «Пункт питания», «Место остановки автобуса», «Движение пешеходов запрещено» и другие на предложенном макете, наводить порядок на проезжей части и тротуаре, правильно расставлять фигурки пешеходов и игрушечные машины. Но ни для кого не секрет, что, сколько бы ни проводилось занятий по правилам дорожного движения с детьми, результат не будет высоким, если должного внимания привитию детям навыков безопасного поведения на дороге не уделяют родители. По моему мнению, недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей. Провожу с родителями беседы о силе личного примера: ведь если мама, папа или бабушка не соблюдают правила, бегут через дорогу на близком расстоянии от транспорта, то самая добросовестная работа воспитателя окажется недейственной. Работе с родителями отводится очень важное место. Форм работы достаточно много – в своей педагогической деятельности использую такие, как тематические родительские собрания, памятки по пропаганде безопасного поведения на дороге, совместные развлечения и досуги.

    ЕЛЕНА ГОРЛАНОВА
    Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения

    Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан- маленьких детей , задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече к различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. «Самое дорогое у человека-это жизнь» , - писал Н. А. Островский. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности , будет зависеть его жизнь.

    Сама тема «Безопасность » очень сложна для малыша, тяжела своими терминами и понятиями, поэтому, разрабатывая конспекты занятий, игр-путешествий, досугов, прогулок, отдельных режимных моментов я стремлюсь внести элементы новизны, включая игровые моменты и использование наглядных пособий.

    В своей работе я основываюсь на программу развития воспитания детей : «Основы безопасности детей дошкольного возраста » . (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина) . И конечно, веду работу по рабочей тетради с цветными иллюстрациями, разрезным материалом и подробными методическими рекомендациями. Дети лучше запоминают круг опасных предметов, последствия неосторожного обращения с ними. Беседы взрослого, перечень вопросов к детям, игры и тренинги, делают более понятным смысл запретов и способы безопасного поведения . Дети заучивают стихи, загадки, пословицы, связанные с темой безопасности . С помощью рабочих тетрадей я знакомлю детей со строением тела человека, функцией его органов и частей. Главное в этом, понимание ребенком целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.

    Для ознакомления детей с основами безопасности я организовала работу кружка «Карусель безопасности » , главной целью которого является воспитание безопасного поведения , способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать. Для решения этой цели необходимо решить ряд задач :

    Формировать представление о способах безопасного поведения в быту ;

    Развивать основы экологической культуры, воспитывать любовь, ответственное и бережное отношение к родной природе;

    Воспитывать грамотного участника дорожного движения;

    Воспитывать чувства взаимопомощи и товарищества;

    Занятия кружка я провожу два раза в неделю.

    Темы работы кружка : «Давайте познакомимся» , «Безопасность в нашей группе » , «Ребенок и природа» , «В гостях у Мойдодыра» , «Ребенок дома» , «Малыш и его здоровье» , «Встреча с незнакомыми людьми» , «Пешеход и дорога» , «Развлечение- Петрушка на улице» .

    Для того чтобы дети лучше усвоили правила безопасности , в группе оформлен 1) уголок «Безопасности » , в котором находятся все предметы пожаротушения, показана форма пожарника с огнетушителем. А также уголок по правилам дорожного движения с макетом города, дорог, светофором и формой ПДД, разметка для транспорта и пешеходов,

    2) наглядный материал : «Как избежать неприятности, если ты потерялся» , «Пожарная безопасность »

    3) игротека :

    дидактические игры «Опасно, неопасно» , «Назови одним словом» , «Так- не так» .

    развивающие- настольно печатные игры «Азбука безопасности » , «Дорожные знаки» , «Лото» , «Правила дорожного движения » .

    4) библиотека : познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждение различных ситуаций.

    На первом этапе я старалась заинтересовать детей , уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности . Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения . Одновременно, мною, проводилась работа с родителями, с целью оценки актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности их детей и целесообразностью проведения специально организованных занятий по ОБЖ. В форме анкетирования, индивидуальных бесед и консультаций.

    На втором этапе я старалась претворить эти правила в жизнь детей , показывала возможные их проявления в различных жизненных ситуациях, тренировала дошкольников в умении применять эти правила в экстремальных ситуациях.

    На третьем этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное применение практических действий в различных ситуациях. Основываясь на возрастных особенностях дошкольников , мной были разработаны основные направления по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей .

    И находят воплощение в детских видах деятельности : игре, рисовании, рассматривании специальных картинок, фотографий, схем, таблиц. Систему представлений детей о безопасном поведении обеспечивали занятия, экскурсии, презентации, итоговые мероприятия. Весь материал подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников . Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование : детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

    Работу по ОБЖ я провожу через следующие формы организации детей :

    Специально организованная деятельность детей- занятия , экскурсии, развлечения

    Совместная деятельность воспитателя и детей- беседы , чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения , обыгрывание ситуаций, правильного и неправильного поведения , игры, в которых закрепляются знания полученные на занятиях.

    Обучение проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей, что делает процесс усвоения материала живым и легким. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Карусели безопасности » .

    Я стараюсь сделать изучаемый материал максимально понятным для детей , для этого я использую современные плакаты, которые всегда находятся перед глазами детей . Мне помогает в обучении дошкольников знакомство со сказочными персонажами : «Волк и семеро козлят» , «Колобок» , «Три поросенка» , «Кот, петух и лиса» .

    Естественно, что формировать культуру безопасности у дошкольников нельзя без взаимодействия с семьей. Семья-основной институт социализации ребенка. В. А. Сухомлинский писал : «Семья для ребенка- это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение…»Для создания родительской компитенции по данной теме я организовала работу ликтория, со следующими темами :

    1. «Культура безопасности » : основные понятия, место и роль семьи в воспитании культуры безопасности ;

    2. «Возрасные особенности дошкольников »

    3. «Потенциальные опасности и их источники»

    3.1 Опасность и безопасность

    3.2 Физическая безопасность

    3.3 Психологическая безопасность

    4. «Семья и безопасность ребенка »

    5. «Ребенок и безопасность »

    Меня очень радует, что дети с желанием изучают правила безопасности и применяют свои знания и знают как применить их.

    Список литературы :

    1. Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников »

    2. И. А. Козловская «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице . -2009г. -№6

    3. Л. Л. Тимофеева, Н. И. Королева «Формирование культуры безопасности »

    4. Е. Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду»

    Публикации по теме:

    Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать. Тема моей.

    Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста "Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста" Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных.

    Актуальность Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника.

    Похожие статьи