Окружающий мир "загадки про бытовые приборы". Окружающий мир "загадки про бытовые приборы" На что стоит обратить внимание

23.06.2020
ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРВЫЕ ШАГИ
Задача № 1. О свечке и кусочках газеты
№ 2. Все о той же свечке
№ 3. Загадка старика 13
№ 4. О двух деревьях 14
№ 5. О неэлектризующемся сукне 16
№ 6. Электрическая мухоловка 17
Ж 7. О кусочках бумаги, подрывающих законы электричества 18
Ж 8. Опять о свечке 19
№ 9. О ламповом стекле
Ж 10. Как французский ученый сошел с ума 21
№ 11. О задаче десятой 23
№ 12. О непонятной пропорциональности 25
№ 13. О действии заряда на наэлектризованное тело 26
№ 14. О стеклянной и медной палке 27
№ 15. О новом способе заряжения электроскопа 31
№ 16. Еще об одном способе заряжения электроскопа 32
№ 17. О необычайном поведении листочков электроскопа -
№ 18. Загадка листьев дерева 34
Ж 19. Об острие 36
Ж 20. О древесных громоотводах 37
Ж 21. Уличившая нас в небрежности 39
№ 22. О стоячем и сидячем человеке 40
№ 23. О тепловой энергии 42
№ 24. Об арбузе и яблоке 44
№ 25. Об уничтожении силы притяжения земли 47
№ 26. О беспрерывном увеличении потенциала земли 48
№ 27. О свойствах наэлектризованной земли 50

ОТ ПОКОЯ К ДВИЖЕНИЮ
№ 28. О чем говорят наши учебники 52
№ 29. О движущемся свинце 53
№ 30. Первая загадка калильной лампочки 56
№ 31. О второй загадке калильной лампочки 58
№ 32. О третьей загадке калильной лампы 59
№ 33. О последней загадке 61
№ 34. О разных электрических токах 62
№ 35. Без особого названия 64
№ 36. О земляном проводе 65
№ 37. О головных шпильках и о "Немецком море" в банке 67
№ 38. О своенравном винограде 70
№ 39. О "возмездии" за убитую лягушку 71
№ 40. О немецком заграждении 73
№ 41. О точке в "Немецком море" 76
№ 42. О слабом токе, который сильнее сильного 77
№ 43. О "глупой" силе тока 79

НА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОМ ПУТИ
№ 44. О старческом изменении сопротивления 81
№ 45. Как два ножа вскипятили стакан чаю 83
№ 46. О даровом получении теплоты 84
№ 47. Пытающаяся подорвать доверие к зак. Джоуля-Ленца 85
№ 48. О "неведомом" хлоре 88
№ 49. О бесследном исчезновении вещества. 89
№ 50. О конце переменного тока 92
№ 51. Об ошибке профессора 94
№ 52. О дедушкином элементе 96
№ 53. О чугунном элементе 99
№ 54. О непатентованном аккумуляторе 100
№ 55. О том, как практика идет в разрез с теорией 102
№ 56. Об элементе с двумя электродами из угля 105
№ 57. О первом недоумении товарища 107
№ 58, О втором недоумении товарища 108
№ 59. Об электрокультуре без генератора тока 110
№ 60. Приведшая нас к совершенно непонятному результату 112
№ 61. Об ошибке в наших измерениях 114

ИЗ ЛАБОРАТОРИИ В ЖИЗНЬ
№ 62. О новом кипятильнике 116
№ 63. Разъяснившая нам три вопроса 117
№ 64. О новом превращении электрической энергии 119
№ 65. О воздушном путешествии коробки из-под консервов 120
№ 66. Первый проект 121
№ 67. Второй проект -
№ 68. Конспективного характера 124
№ 69. О двух гвоздях и магните 12»
№ 70. Об одном гвозде и магните 126
№ 71. О непослушном пере 127
№ 72. О странном свойстве переменного тока 128
№ 73. О секретном затворе 130
№ 74. О парадоксе электромагнита 131
№ 75. Об одном, который сильнее двух 132
№ 76. О новом капризе электромагнита 134
№ 77. О новом электрическом затворе 136

ПОСЛЕДНИЕ ПРЕГРАДЫ
№ 95. О передаче энергии 167
№ 96. Об удивительной коробочке 168
№ 97. Об одном замечательном исключении 173
№ 98. О беспроволочной передаче энергии 176
№ 99. Новый проект "радио" 177
№ 100. О постойке вибратора 179
№ 101. О когерере из стакана и двух гвоздей 182
№ 102. О новом круговороте электрических сил 184
№ 103. Об электрических лучах 185
№ 104. В которой мы пытаемся обнять необъятное 188
№ 105. Последняя и прощальная 194

Я с величайшей готовностью принял любезное предложение Издательства написать несколько строк предисловия к этой книге; но я должен заранее просить извинения и у Издательства, и у читателей за то, что, пожалуй, совсем не сумею с подобающим беспристрастием дать оценку этого нового труда В. А. Зибера. Автор, уже знакомый мне по маленькой книжке I-го выпуска "Живых Задач", этими драгоценными находками среди своих "методических исканий" давно подкупил меня в свою пользу. "Загадки электричества" еще более очаровали меня ярким воплощением многих из тех заветных педагогических мечтаний, которые увлекали меня в годы преподавательской работы.
Живые картинки "Загадок" воскресили во мне воспоминания о самых отрадных, самых плодотворных моментах общения с юными учениками. Перечитывая эти странички, я вновь чувствовал себя среди оживленных юнцов, не тех "лучших" учеников, которые без колебаний и сомнений аккуратно складывали в свои головы какие угодно школьные премудрости, а тех беспокойных зеленых голов, которые скептически критиковали самые прочные истины, которые задавали сотни наполовину нелепых вопросов и сочиняли десятки совершенно нелепых, фантастических проектов.
Кому из учителей физики не знакомы: и электрическая мухоловка, и проект наэлектризовать Землю, чтобы уничтожить тяготение, и "удачные" опыты с электролизом, оказавшимся простым кипением воды, и т. п., и т. п.? Но ведь именно из такого - и только из такого - сумбура выкристаллизовываются отчетливые контуры основ физики; помимо таких блужданий на первых шагах самостоятельной мысли нет дорог к правильным научным перспективам.
Автор тысячу раз прав, исходя от густого тумана отрывочных, поверхностных знаний, этих обычных даров школьных курсов и популярных книжек, и еще более прав, указывая путь, выводящий к свету. Каждый эпизод, каждая страница убедительно и увлекательно внушают юному читателю, что единой истинной основой ясного, плодотворного понимания физики является опыт, эксперимент, что для того, чтобы освоиться с наукой, родившейся и развивающейся в премудрых научных лабораториях у ученых специалистов, надо прежде всего взяться за эксперимент самому. Пусть этот собственный эксперимент будет как угодно примитивен и груб, пусть он повторяет давно известное, тысячи раз перепробованное, или пусть он будет нелепой, неосуществимой затеей; все равно - всякий собственный эксперимент даст нечто ценное, неприобретаемое никакими другими способами, нечто такое, без чего остается чужд самый дух опытной науки.
Два слова о внешней форме изложения. Описание удач и неудач юных экспериментаторов, разнохарактерные реплики при их горячих дебатах, все это изложено настолько жизненно и увлекательно, что напряженное внимание читателя ни на минуту не ослабевает. Встречающиеся изредка шутки, анекдоты, забавные цитаты не развлекают, а, наоборот, сильнее привлекают внимание к сути вопроса.
Эта книга не есть, конечно, учебник; но дайте ее ученикам, прошедшим азбуку школьной физики, она
заразит их живым интересом и научит очень многому, чему не научат самые обстоятельные учебники.
Эта книга не есть методический очерк; но дышащие жизнью картинки коллективных исканий юных любителей физики лучше всяких теоретических обоснований и логических доводов пропагандируют совершенно определенный метод обучения.
Этот метод есть одна из удачнейших, одна из самых жизненных разновидностей эвристического, или, как теперь чаще говорится, исследовательского метода. О принципиальной рациональности и исключительной плодотворности такого метода говорить излишне: это слишком очевидно. Можно, пожалуй, лишь подчеркнуть повышенную продуктивность коллективной, кружковой работы.
Указывать и перебирать отдельные, особенно "удавшиеся автору моменты было бы слишком долго; гораздо легче указать то немногое, что вызывает сомнения, и что, вероятно войдет в педагогический обиход лишь при некоторых коррективах.
Описываемый кружок юных физиков собирается в квартире одного из сочленов, что дает повод к задаче изобретения секретного электрического замка. Но почему же кружок не собирается просто в школе? Нормально поставленная школа должна давать и приют и средства для экспериментов такому кружку, нисколько не стесняя его инициативы и никоим образом не понижая живого интереса юных исследователей. Затем, почему в дебатах не выступает преподаватель-физик? Мне думается, что при нормальных взаимоотношениях учителя и учеников учитель должен быть, конечно, лучше не председателем, но частым гостем кружка, выступающим в качестве оппонента, а иногда и докладчика.
Говорю это потому, что уж очень бы хотелось такую живую, бодрую, дружную работу видеть в школьных стенах, а не только у заговорщиков-гугенотов, собирающихся за секретным замком.
Гррячо рекомендуя эту книгу веем учащим и учащимся, я повторяю, что не могу считать себя беспристрастным критиком: может быть, многое представляется мне прекрасным только благодаря совпадениям с моими субъективными взглядами, с моими личными вкусами. Думаю, впрочем, что настоящая оценка этой книги вообще - не наше, преподавательское дело. Самую верную оценку она найдет в кружках юных физиков, подобных тому, который описан В. А. Зибером.
Было бы недоразумением, если бы такой кружок стал систематически штудировать "Загадки", проделывая все то - и только то, - что в них описано; но если книга будет взята лишь за образец, если, уловив ее дух и смысл, кружок будет искать в ней руководителя и советчика при решении своих собственных задач и вопросов, для выяснения своих собственных недоумений, то книга блестяще выполнит свое назначение, и в дебатах юных физиков будут часто звучать заслуженные ею похвалы.
А. Цингер.
Лихтерфельдэ,
Декабрь 1925 г.

ОТ АВТОРА.
Если эта книга попадет в руки педагога или специалиста-физика, то, возможно, их неприятно удивит вольность изложения, которую иногда допускает в ней автор.
Есть много книг, написанных на всех языках, которые стремятся разъяснить читателю научные вопросы в доступной его пониманию форме. Одни пытаются всесторонне осветить вопрос, не отступить ни на шаг от "истины", но в результате, несмотря на прекрасный, образный язык, сложность картины часто оказывается не по плечу малоподготовленному читателю. Другие рискуют коснуться вопроса лишь с какой-нибудь одной определенной точки зрения. Они ставят и решают его в одной лишь плоскости, в одном разрезе. Понятно, они не могут вскрыть всей его сущности, но иногда результаты подобной обработки вопроса оказываются более ощутительными.
Автор настоящей книги избрал второй путь.
Физику-педагогу, не разделяющему основной идеи автора, быть может, все же удастся использовать кое-какой новый опытный материал, имеющийся в этой книге.
Следует подчеркнуть, что при подборе материала, автор вообще не считался ни с программными, ни с методическими требованиями. Автор видел перед собой учащихся и только учащихся. Он исходил из их запросов, сомнений и интересов.
Это книга учащихся.
Однако, это не учебник и не задачник по электричеству.
Это очерк разработки многих вопросов электричества любителями этого отдела физики, объединившимися в кружок для совместной работы.
Задачи-вопросы, задачи-работы, помещенные в этой книге, касаются лишь некоторых основных вопросов элементарного курса электричества.
Следует крепко порекомендовать не читать этих задач вразбивку, чтобы все вопросы и их решения были вполне ясны. Если бы читатель, прежде чем заглянуть в решение, проделал сам соответствующий опыт, то, вероятно, эта книжка была бы прочтена с большей пользой.
При чтении этой книги не бесполезно иметь под рукой какой-нибудь учебник физики.
Заканчивая предисловие, я хотел бы выразить признательность тем лицам, чья помощь дала мне возможность осуществить свой замысел выпуском в свет моей книги в настоящем ее виде.
Приношу глубокую благодарность профессору А. В. Цингеру за ряд указаний и полную доброжелательности критику, которая всегда так необходима автору.
Искренне благодарю О. А. Вольберга за его совершенно особую редакционно-творческую работу над книгой и за дружескую помощь в области технической, а также Ю Д. Скалдина, тонкое мастерство которого сообщило книге художественную ценность.
Считаю необходимым отметить с чувством большой признательности наличие необыкновенно бережного отношения к внешности книги со стороны издательства, что так трудно и так редко в условиях настоящего времени.
В. Зибер.

Первые шаги.
Несколько лет тому назад среди некоторых учащихся и просто любителей физики возникла мысль о самостоятельной разработке вопросов этой интереснейшей области знания.
Был организован кружок "Любителей физики".
В нашем кружке часто возникали горячие споры на самые различные темы из области физики. Не было особого порядка в этих вопросах.
Однако, как-то возник у нас памятный нам диспут, который помимо нашей воли направил беседы в русло некоторой системы. Мы сами не заметили, как за 6 месяцев повторили, да еще с каким удовольствием, чуть ли не весь основной курс электричества. Наша яростная дискуссия началась с того, что кто-то из товарищей сказал:
- Это же, наконец, невыносимо... Вы твердите, как попугаи: все тела электризуются от трения, - а скажи я вам вот сейчас, наэлектризуйте мне хоть какой-нибудь предмет, находящийся в нашей комнате, вы этого не сможете сделать, и сейчас же станете пространно и непонятно объяснять, почему все имеющиеся у нас предметы "вообще говоря электризуются, но в нашей обстановке произвести такой опыт невозможно". Невозможно, так и не распинайтесь о всеобщей электризации.
После этого выпада наш председатель пододвинул к себе свечку и сказал:
- А я, милый мой, не понимаю, чего ты на нас накинулся. Ты и сам прекрасно знаешь, что каждое тело, потертое обо что-нибудь, электризуется. Но одно электризуется сильно, другое - слабее, третье - так слабо, что грубыми способами обнаружить на нем присутствие электрического заряда совершенно
невозможно. Неужели тебе мало было всех наших опытов? Стекло натирали о кожу - оно электризовалось; эбонитовую палку о сукно - она также электризовалась. А газету разве мы не натирали? Наконец, даже друг друга мы электризовали - бил же ты меня по спине своей меховой шапкой, и от этого к моему пальцу притягивались маленькие кусочки бумаги?!
- Эх, - возразил наш спорщик, - это я очень хорошо сам знаю, но пойми же, что все эти опыты требуют специальных приспособлений и материалов, а я говорю, что если убеждать других в том, что все тела электризуются от трения, так надобно воспользоваться таким предметом, который имеется в домашнем обиходе, и для электризации которого не нужен целый ряд ухищрений. Мы натирали стекло кожей, но кожа-то была покрыта амальгамой. Натирали эбонитовую палку, но в каком же доме есть такие палки? Мы наэлектризовывали газету, но ты вероятно забыл, что мы для этого ждали целую неделю сухого дня и в конце концов вынуждены были затопить печку для того, чтобы высушить и нагреть газетный лист. Мало того, когда в комнату набралось к нам человек десять насладиться зрелищем электризации "нашей прессы", как ты выразился тогда, то эта самая "пресса", при самом яростном натирании ее щетками, дала в первый момент кое-какой результат, а затем от дыхания присутствующих отсырела и устроила "массовую забастовку". Ну, а последний опыт - опыт замечательный. И люди везде найдутся, и меховую шапку достать можно, но ведь для того, чтобы можно было тебя наэлектризовать, ты должен был встать на изолированную скамейку, иначе электричество из тебя ушло бы в пол, а из него по стенам дома в землю. Может быть, ты скажешь, что и изолирующую скамейку можно достать в каждом доме?
- Ты сегодня непримирим, - сказал наш председатель. - Но только ты все-таки не прав. Начнем по порядку; кожу вовсе не обязательно амальгамировать - амальгаму употребляют для усиления электризации. Ты говоришь, что эбонита
Для покрывания кожи употребляется чаще всего оловянно-цинковая амальгама, т.-е. сплав олова и цинка с ртутью. Амальгамой вообще называют раствор металла в ртути.
сейчас не найдешь нигде, кроме как в физическом кабинете; это, конечно, не так; но кто же тебе мешает заменить эбонит ну, хотя бы, например, сургучом или целлулоидом? Что касается опытов с газетным листом и с электризацией человека, то со своей точки зрения ты, пожалуй, и прав, но...
Спорщик перебил председателя:
- Я тебя не спрашивал, прав я или нет. Ты мне подай немедленно электризацию. Вот о чем я тебя прошу.
- Ну, что ж, и дам, - сказал председатель. - Только и на этот раз по нашим правилам дам - как задачу тебе же.

Задача № 1.
О свечке и кусочках газеты.
- Докажи с помощью вот этой свечки, - сказал председатель, - что она может быть наэлектризована. Вот тебе еще кусочек газеты.
- Для меня ясно, - сказал наш неукротимый товарищ, - что ты предлагаешь кусок газеты только для того, чтобы использовать его в качестве тела, притягивающегося к свечке. Но скажи, пожалуйста, как же я могу наэлектризовать ее, если ты ничего не даешь мне для того, чтобы ее натереть.
- Потому не даю, - сказал председатель, - что у тебя есть то, чем можно натереть свечку. И у меня есть, и у всех наших товарищей есть, да и вообще у всех людей, за очень малым исключением. Ну, решай задачу; больше ничего не скажу.
Достаточно стеариновой свечкой два-три раза провести по волосам или потереть ее о суконную одежду для того, чтобы она наэлектризовалась. Обнаружить заряд на свечке можно самыми разнообразными приемами. Всякое наэлектризованное тело обладает свойством притягивать весьма легкие тела. Конечно, если электрический заряд очень слаб, нам, может быть, не удастся его обнаружить грубыми способами, но более совершенные приборы (например, электроскоп, см. зад. № 19) дадут возможность установить электризацию тела.
Нарвем несколько мелких кусочков газеты, поднесем к ним наэлектризованный конец свечки, - они тотчас притянутся.
- Погодите-ка, - сказал один из присутствующих, - я хочу предложить еще одну задачу. Конечно, мы сейчас очень хорошо знаем, что непроводников (изоляторов) электричества, строго говоря, не существует. Все тела - и шелк, и стекло, и фарфор, и прочие так называемые изоляторы, - в большей или меньшей степени проводят через себя электричество. Однако, это количество электричества столь незначительно, что для практических целей вполне возможно пренебречь проводимостью изоляторов. Я хочу сказать, товарищи, что мы продолжаем делить все тела на проводники электричества - металлы, растворы солей, кислот, щелочей - и непроводники - смолы, масла и проч.. Говорю же я все это для того, чтобы вы не придрались к моей

Задаче № 2.
Все о той же свечке.
Как, не делая никакого опыта, кроме предложенного в задаче № 1, можно доказать, что стеарин очень хороший изолятор?
Если вы проделали опыт, указанный в задаче № 1, то вероятно обратили внимание, как долго держит заряд стеариновая свеча. Это признак хорошего изолятора. Действительно, стеарин прекрасный изолятор. Это видно уже и из того, что вы, держа свечку за один конец, смогли вообще наэлектризовать другой. Если бы стеарин был проводником, то тогда вы не смогли бы удержать на нем заряд, так как электричество через вашу руку ушло бы в землю.
- Ну, эта задача простая, - сказал кто-то из нас, - а вот на мою долю нынешним летом выпала такая, что я ее и до сих пор разрешить не могу. Стал я рассказывать одному старику в деревне, что молния это, мол, электрический разряд - "скачок, - говорю ему, - электричества из тучи в землю". Рассказал ему все, что знал. "Чем ближе, - говорю ему, - какой-нибудь
предмет к туче, и чем лучший он проводник, тем вернее в него попадет молния. Поэтому-то, - говорю ему, - молния попадает так часто в колокольни". Посмотрел он на меня и говорит:

Задача № 3.
Загадка старика.
- Церковь наша стоит уже больше 40 лет, а ни разу в ее крест не попала молния. Однако, паренек, за эти 40 лет гроза спалила в нашем селе одну
Рис. 1. Церковь наша стоитболыпе 40 дет, а ни разу в ее крест не попала молния
мельницу, два дома, людей побила на пожне, скот, да мне и не упомнить всего. Чего далеко-то вспоминать, - у меня у самого под Ильин день стог сена сожгло в этом году. Вот тебе и колокольня!
Я сказал ему, что, может быть, церковь стоит в глубокой лощине, а стог сена на горке. Дед только
рассмеялся: "Да ты что, церкви еще нашей не видел, что ли?! Церковь на юру, брат, стоит. Самое высокое место в нашей деревне - камень да песок. А стог-то мой, почитай, что на болотине стоял". Что было мне отвечать, товарищи? Ведь про коло-кольню-то я вычитал в книжках, а тут сама жизнь.-Скверно было и то, что старик явно намекал, что крест на церкви и "молонья" не тронет. Я уж не рад был, что и начал этот разговор.
- Да, да, - сказал другой из нас, - я сам был свидетелем подобного случая.

Задача № 4.
О двух деревьях.
Жил я на высоком берегу Оби недалеко от Бий-ска. Этот берег вблизи моего дома образовывал глубокую балку, на дне которой бежал родник. Прямо против моих окон росло два дерева: наверху сосна, внизу высокая осина. Во время грозы молния попала в осину и сильно расщепила и изуродовала ее, а сосна, которая своей вершиной поднималась много выше, чем осина, осталась нетронутой. Видите, товарищи, вот и еще такой же случай.
Эти две задачи сильно заинтересовали нас. Особенно потому, что мы в первый момент не знали даже, как приняться за их решение.
Удары молнии бывают весьма разнообразны и прихотливы. Часто выяснить причины попадания молнии именно в данное место совершенно не представляется возможным за неимением точных подробных сведений обо всех условиях окружающей обстановки, которые были в момент удара. Вопрос о молнии не раз обсуждался в нашем кружке, и читатель еще получит сведения об атмосферном электричестве. Однако, вопрос, поставленный в данной задаче, может быть разрешен довольно
простыми соображениями» Туча стремится передать свой заряд в землю. Так как воздух представляет собой весьма дурной проводник, то заряд тучи при сильном скоплении электричества пробивает его в виде огромной искры, которую мы и называем молнией. Очевидно, подобный разряд избирает путь, обладающий наименьшим сопротивлением прохождению электричества. Сопротивление самого воздуха далеко не везде одинаково. Оно зависит от большего или меньшего скопления паров воды, самой воды в виде мельчайших капелек, пыли и т. д. Поэтому путь молнии крайне редко бывает прямым. Если мы воткнем вертикально в землю длинный деревянный шест, и он во время грозы будет смочен дождем, то получим проводник значительно лучший, чем воздух. Чем выше будет такой шест, тем вернее удар молнии будет направлен в него. Огромное значение в вопросе о месте удара молнии играет и свойство поверхности самой земли. Толстый пласт совершенно сухого песку или глины представляет из себя очень хороший изолятор. Наоборот, влажная черноземная полоса - хороший проводник.
Таким образом, интересующий нас вопрос разрешается просто. Церковь стояла на горе из песка и камня. Поэтому, если даже допустить, что сама церковь от вершины креста до фундамента и представляла собой удовлетворительный или даже хороший проводник, все же она не могла дать для молнии путь в землю, лишенный большого сопротивления, так как под церковью находился пласт изолятора. Наоборот, стог сена, хотя и находился ниже церкви, стоял, по выражению крестьянина, "на болотине". Прекрасная проводимость земли и проводимость сена, смоченного грозовым дождем, могли легко создать такие условия, при которых путь молнии в землю через стог отличался меньшим сопротивлением, чем через церковь.
Вопрос последней задачи вы легко решите самостоятельно на основании тех же соображений, которыми мы руководились в предыдущей. Следует заметить, что здесь примешивается и еще одно обстоятельство: лиственные деревья при прочих равных условиях обладают лучшей проводимостью, чем хвойные.
Может быть, вы сможете указать на одну из причин подобного свойства лиственных деревьев?
На следующий день, когда задачи были решены, наш спорщик поделился с нами еще одним недоумением.
- Я потер свечку куском сукна, - свечка наэлектризовалась, так как к ней притягивались кусочки бумаги. Для меня было очевидно, что если справедливо правило, что все тела электризуются при трении о какое угодно другое тело, лишь бы оно не было с ним одинакового материала, то и сукенка должна наэлектризоваться. Однако, мои опыты привели к следующему.

Задача № 5.
О неэлектризующемся сукне.
Натирая сукно о свечку, я подносил его не только к кусочкам бумаги, но даже к концу подвешенной швейной нитки и не мог обнаружить ни малейших следов электричества. Может быть, на сукне появляется от трения о свечку заряд гораздо более слабый, чем на свечке, который можно обнаружить только очень чувствительными приборами?
Эту задачу мы решили моментально.
Все тела от трения электризуются в большей или меньшей степени. Отсюда ясно, что сукно, благодаря трению о свечку, должно наэлектризоваться. При трении двух тел одного о другое оба электризуются разнородными электричествами. Стеарин све.чки, потертой о сукно, электризуется отрицательно, следовательно сукно должно получить положительный заряд. Наконец, опыт и теория убеждают нас в том, что количество электричества на обоих трущихся телах одинаковое. Поэтому предположение о том, что на сукне получается заряд меньший, чем на свечке, в корне неверно. Весь вопрос разрешается
Опыты убедили, что электричество бывает только двух родов: одно условно иаввали положительным, другое - отрицательным.
очень легко, если мы вспомним, что сукно хотя и очень дурной проводник, но все же проводник электричества. Держа его в руке, мы уводим электричество в землю. Если бы мы прикрепили его к какому-нибудь изолятору, например, ко второй свечке, то мы обнаружили бы на сукне положительный заряд, точно равный отрицательному на свечке.
Мы поставили на вид нашему товарищу, что он, очевидно, нлохо усвоил электричество, если предложил нам такую задачу.
- Хорошо, хорошо, - сказал он, - всем известно, что я хуже вас знаю электричество. А я вот вам расскажу о моем изобретении, которое я вчера сделал.

Задача № 6.
Электрическая мухоловка.
Представьте себе, что посреди комнаты подвешен к потолку металлический шар, который все время сильно заряжается электричеством. Вы знаете, мухи всегда вьются вокруг висящей лампы; ясно, что они будут виться и вокруг шара. Благодаря тому, что он наэлектризован, они с силой притянутся к нему, а слететь с него не смогут. Повисят, повисят и подохнут.
Дружным смехом встретили мы этот оригинальный проект.
- Ты сегодня отличаешься, - заговорили мы. - Твои мухи не только не прилипнут к шару, а если бы даже они хотели остаться на его поверхности, так их сбрасывало бы с нее. Шар притянет муху, это верно, но как только муха коснется шара, она сама зарядится его электричеством. А ты очень хорошо должен был бы знать, что одноименные заряды электричества отталкиваются. Вот если бы ты как-нибудь ухитрился зарядить муху, скажем, отрицательно, то тогда, конечно,. муха притягивалась бы к шару до тех пор, пока на ней и на шаре были бы разнородные электричества. Но как бы ты это осуществил практически? Ведь муха неизбежно коснется шара, и тогда могут произойти три вещи. Если на шаре электричества было столько же, как и на мухе, то эти два разноименные и равные количества электричества взаимно нейтрализуются: вся сила одного и другого взаимно уничтожится. Тогда твоя муха просто свалится на пол. Если на шаре заряд больший, нежели на мухе, то та его часть, которая равна заряду мухи, нейтрализует его. Остальное электричество, распространившись по всему шару и частично перейдя на муху, оттолкнет ее от шара. Тоже произойдет, если заряд мухи будет больше заряда шара.
Предлагаемая изобретателем мухоловка теоретически неосуществима. Однако, если бы мы покрыли металлический шар слоем непроводника, например, шелаком, то, очевидно, тогда заряд шара не смог бы перейти на муху, и она все время находилась бы под действием силы притяжения. Практически такая мухоловка, конечно, настолько неудобна и дорога (ведь для электризации шара нужен специальный прибор, который заряжал бы его), что ни одному человеку не придет в голову использовать ее для ловли мух.
- Посмотрим, - сказал изобретатель мухоловки, - кто на этот раз выйдет победителем. Я сам знаю, что одноименные заряды электрячества отталкиваются, а разноименные притягиваются. Вы мне сейчас дайте ответ вот на что: если какие-нибудь тела, скажем, ниточкц, кусочки бумаги, соломинки, и проч., будут притягиваться к наэлектризованному телу, то после прикосновения они должны оттолкнуться или нет?
- Понятно, должны, - сказал председателль, - погляди в любой книжке.
- В книжке я не стану смотреть, а вот вы полюбуйтесь лучше на мой опыт. Вот я натер свечку о мои волосы, натер сургуч о сукно. Теперь я нарву кусочки бумаги. Смотрите!

Задача 7.
О кусочках бумаги, подрывающих законы электричества.
Если поднести наэлектризованную свечку или палочку сургуча к кусочкам бумаги, то эти кусочки притягиваются к ним, но, против ожидания, не отталкиваются после касания, а продолжают неопределенно долго держаться на их поверхности. Почему же это происходит?
Мы были ошеломлены этим опытом. Несомненно, на этот раз победил наш товарищ. Однако, в чем же тут дело? Ведь наши рассуждения были, несомненно, верны, и опыт, указанный в задаче № 7, также не вызвал ни малейших подозрений.
Эту задачу мы никак не могли разрешить. Когда у нас накопилось достаточно опыта и знаний, мы, наконец, поняли загадочную причину странного поведения бумажек. Читатель в свое время также узнает о ней из этой книги.
Решено было на время отложить решение этой задачи и предварительно выяснить справедливость основных законов взаимодействия электричества. Один из нас тут же предложил на эту тему

№ 8.
Опять о свечке.
- Вот, товарищи, я кладу на стол свечку и катушку ниток. Докажите, что одноименные электричества отталкиваются.
- Погодите-ка решать, - сказал второй член кружка, - я вам сразу же и вторую задачу дам.

Задача № 9.
О ламповом стекле.
Кроме свечки и катушки ниток возьмите еще ламповое стекло и кусочек кожи и докажите, что разноименные электричества притягиваются.
Мы пытались решить первую задачу таким образом: подвешивали рядом две швейные нитки и затем наэлектризовывали их свечкой. Очевидно, что обе нитки в этом случае должны
были наэлектризоваться одноименно (отрицательно) и, следовательно, оттолкнуться друг от друга. Однако, опыт разочаровал нас. Обе нитки, притянувшись к свечке, не желали отставать от нее, и мы поняли, что и в данном случае мы натолкнулись на то загадочное явление, о котором говорилось в задаче № 7. Отсюда мы могли сделать только один вывод:; либо мы решали эту задачу неверным путем, либо наш товарищ, предложивший нам ее, дал невыполнимую задачу. Кто-то из нас даже сказал, что он мог бы решить эту задачу и иначе, если бы было дано две свечки.
- Одну я бы подвесил на нитке, укрепив ее за середину так, чтобы свеча была в горизонтальном положении. Затем я наэлектризовал бы один конец этой свечки и конец второй. Вторую свечку стал бы приближать к наэлектризованному концу подвешенной. Так как обе свечки были бы наэлектризованы одинаковым электричеством, то конец подвешенной свечи должен был бы оттолкнуться.
Эта мысль подсказала нам решение задачи. Кто же мешал нам из одной свечи сделать две? Мы разломили нашу свечку пополам и убедились, наконец, что одноименные заряды, - во всяком случае, отрицательные, - отталкиваются.
После решения этой задачи вторая показалась нам совсем простой. Натерев ламповое стекло о кожу, мы получили на нем заряд положительного электричества. Поднося его к подвешенной свечке (предварительно наэлектризованной), мы обнаружили притяжение ее конца к ламповому стеклу. Притяжение разноименных электричеств было доказано. Эти опыты мы очень разнообразили: подвешивали вместо свечки ламповое стекло, и даже, против условия этой задачи, брали второе стекло и таким образом убедились, что и между положительными зарядами существует отталкивание. Вопрос о взаимодействии электричеств был выяснен.
- Товарищи, - сказал я, - сегодня и я могу порадовать вас моим открытием, хотя оно и не опытного характера. Слышали ли вы когда-нибудь о том, как во Франции в средние века было открыто электричество?
- Нет, - заявили мои товарищи.
- Слушайте же!


KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

Современный мир немыслим без бытовых электроприборов. Они есть в каждом доме и в каждой семье. Ребенок с первых дней так или иначе наблюдает за их действием. Сначала грудничок следит за лампочкой, качается в электролюльке, пьёт молоко из бутылочки, подогретой в электрическом нагревателе, и так далее. Подрастая, малыш начинает интересоваться и по возможности осваивать технику, которая его окружает. При этом родителям приходится мягко, но убедительно знакомить чадо с техникой безопасности и особенностями приборов. В игровой форме обычно это происходит легко и безболезненно. Для закрепления знаний хорошо подходят загадки про электроприборы.

Чем хороши загадки

Способов взаимодействия с ребенком достаточно много. Очень важно научить своё чадо думать, общаться, рассуждать и обсуждать. Загадки тренируют наблюдательность, образное мышление, увеличивают словарный запас. Детские загадки про электроприборы бывают разными - в стихах или прозе, и каждая про какой-то конкретный предмет. В ней, не называя сам прибор, рассказывается о его функциях, особенностях. Загадки про электроприборы заставляют ребенка задуматься, начать сравнивать, анализировать свои знания и предыдущий опыт.

На что стоит обратить внимание

Важно, чтобы загадки, которые задаются ребенку, были о знакомых ему приборах. Лучше, чтобы малыш уже сталкивался с ними в действии. Например, видел, как мама сушит феном волосы, как пылесос втягивает пыль, как папа работает дрелью, а бабушка включает чайник. Можно найти загадки про электроприборы для дошкольников в специальных книгах или методичках. При желании их можно составить самостоятельно, привлекая самого ребенка и других родственников. Загадывать загадку про прибор, который незнаком ребенку, или про который он знает только понаслышке, не совсем правильно. Малышу будет сложно догадаться, о чем речь, он может расстроиться и разлюбить такой вид игры.

Если ребенок не любит загадки

Не все дети любят загадки. Чаще всего в этом виноваты родители или другие взрослые, которые задают слишком сложные вопросы. Или спрашивают о предмете, прежде чем объясняют и показывают. Загадка должна быть о знакомых вещах, которые ребенок видел и трогал. Например, такая загадка про электроприборы для детей: «Застрочит, как пулемёт, юбку новую сошьёт» - не вызовет у них затруднений, если мама часто шьёт на швейной машинке.

Чтобы привить ребенку любовь к загадкам, стоит ориентироваться на его уровень развития и словарный запас. Как только у малыша начнет получаться, нужно активно радоваться его успехам, хвалить и акцентировать на этом внимание. Таким образом, закрепляется ситуация успеха, и ребенок сможет позитивно реагировать на загадки как дома, так и в кругу ровесников.

Про электричество и бытовые изменения

Сначала малышу в доступной форме нужно рассказать про все, что его окружает дома, в том числе и про электричество. Понимая свойства и особенности работы электроприборов, ребенок сможет избежать травм. Он должен понимать, что ток опасен и игры с розетками до добра не доводят. Загадки про электроприборы смогут помочь закрепить знания и сформировать полноценный образ технического предмета. Если малышу сложно сформулировать, какую именно функцию выполняет прибор, стоит рассказывать ему короткие стихи или загадывать загадки про электроприборы. Например: «Он один такой на свете, очень рад он встретить пыль! Кто он?» (Пылесос). Хорошо, если загадки образные, с понятным ребенку сравнением:

«Это что вон там за ящик?

В доме каждом есть такой,

Сам все новости расскажет

И кино для нас покажет!» (Телевизор)

В данном случае телевизор сравнивается с ящиком. Для современных плоских моделей эта аналогия уже не подходит, на это тоже стоит обращать внимание. Ребенку нужно объяснять, что раньше приборы были другими, например, телефон имел провод и большие кнопки. Малышу можно показать старые приборы, которые хранятся у бабушек. Если настоящих моделей нет, подойдут фотографии и картинки.

Когда уместны загадки?

Кроме того что они развивают память и образное мышление, загадки хороши тем, что в них можно играть где угодно. Скучная поездка, очередь в магазине или прогулка на свежем воздухе прекрасно дополнятся загадками. Таким образом, получится интересно и полезно провести время с ребенком.

Наталия Наговицына
Викторина по электроприборам

Ход занятия.

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель: Дети, мы сегодня побеседуем с вами на интересную тему. А какую? Вы должны будете узнать, отгадав мою загадку. Послушайте загадку:

«К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это (электричество).

Правильно. Мы сегодня поговорим об электричестве и о электроприборах – сложных устройствах, которые питаются электричеством, они как добрые волшебники выполняют разнообразную домашнюю работу. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Какие? Назовите их (дети перечисляют электроприборы).

Вбегает Карлсон с перебинтованной рукой, охает, ахает.

Карлсон: «Здравствуйте, ребята!»

Воспитатель: Здравствуй, Карлсон. Что с тобой случилось?

Карлсон: «Что, что? Вы же знаете, что я люблю пошалить. Так вот со мной столько всего случилось: во – первых, я катался на люстре, а она оборвалась, и меня чуть током не ударило, когда я хотел спуститься по проводам.

Во – вторых, я очень люблю пить чай с помпушками, поставил чайник и забыл про него, а он кипел, кипел и весь выкипел и чуть не начался пожар.

А в третьих, я обжегся об утюг. И еще много чего со мной приключилось».

Воспитатель Карлсон, ну как ты смог так поступать? Дети, а вы как думаете, хорошие поступки совершил Карлсон? (ответы детей).Вот, видишь наши дети так не поступают, потому что они знают как правильно пользоваться электроприборами и всегда их выполняют. Хорошо, что ты пришел к нам на занятия. Мы сейчас как раз об элетроприборах говорим. Присаживайся, пожалуйста и дети тебе все объяснят и научат, как правильно пользоваться злектроприборами, чтобы в дальнейшем с тобой ничего не случилось.

Воспитатель: «А,сейчас я хочу посмотреть, как дети хорошо знают электроприборы. Я буду загадывать загадки, а вы если узнали, что это за электроприбор –поднимайте руку и отвечайте».

Загадки:

1)Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг –

Имя у него…. (утюг)

2)Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед

Там сама зима живет. (холодильник)

3)Есть у меня в квартире робот

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту,

И гудит, как лайнер «Ту».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает…. (пылесос) .

4)Не радио, а говорит

Не театр, а показывает…(телевизор) .

5) Висит груша – нельзя скушать…(лампочка) .

6)Только я, только я,

Я на кухне главная

Без меня, как не трудитесь

Без обеда насидитесь…. (плита) .

7) Если кнопочку нажать

Будет музыка звучать…. (магнитофон).

Воспитатель: Молодцы, дети все загадки отгадали правильно. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Кто главный?»

Воспитатель раздает детям предметные картинки, и они описывают предмет, для чего он нужен, а заканчивают рассказ словами: «Я самый главный»

1) Я – пылесос, я самый необходимый.

Все в квартире убираю

Пыль и мусор обожаю»

(Я – главный).

2)Я – вентилятор.

«Хорошо, что нам ребята помогает вентилятор

Как пчела, он зажужжит

Ветерком нас освежит. (Я главный).

3)А я – стиральная машина.

«Дело главное мое

Чисто выстирать белье»

Я не только умею стирать,

Я могу полоскать, отжимать. (я –главная)

4)Я – холодильник.

«Без холодильника беда.

В тепле испортится еда.

И даже наш голодный кот

К такой еде не подойдет» (Я главный).

5) Я – электроплита.

«Электрическое чудо, разное готовит блюдо.

Борщ или рассольник сварит, и яичницу пожарит.

Мясо, курицу потушит

И сухарики посушит. (Я -главная).

6) Я – утюг.

«Утюг похож на пароход,

Он плавно по белью плывет,

Помялось платье? – ничего!

Разгладит быстро он его. (Я –главный).

7)Я – фен.

«Я на утренник спешила, феном волосы сушила.

А потом щипцы достала, пряди в кудри завивала.

Я на славу потрудилась и в принцессу превратилась!» (фен главный).

8) Я – микроволновая печь.

Без печи микроволновой

Трудно справиться в столовой

Приготовлю и согрею

Пищу легче и быстрее». (Я главная).

9)Я - миксер.

«Он мгновенно без проблем

Нам собьет для торта крем».(миксер главный).

10)Я - электрический чайник.

«Меня в розетку ты включаешь,

Когда захочешь выпить чаю». (я –главный).

Воспитатель: Все участники спора нужны и полезны.

Дети, а что же надо сделать, чтобы электроприборы работали?

(ответы детей)

Для того, чтобы приборы работали, их включают в розетку – входные ворота в электрическую сеть.

А что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем – то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут очень маленькие частицы – электроны.

А сейчас давайте поиграем. Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам.

Игра «Ток бежит по проводам».

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

Воспитатель: но электроприборы могут быть опасными вещами. Все зависит от того, как с ними обращаться и хранить. В противном случае электрический ток превращается в зверя.

Очень опасно играть с ним, дружок!

Зверя зовут электрический ток.

Пальцы в розетку совать не спеши.

Если попробуешь с током шутить,

Он разозлится и может убить.

Ток – для электроприборов, пойми,

Лучше его никогда не дразни!

Вот послушайте одну поучительную историю, которая приключилась с маленькой девочкой.

Стихотворение М. Монаковой «Розетки мне не интересны!»

Девочка: В гости к нам пришла соседка,

Мы резвились с ней полдня,

Спицу вставили в розетку,

Из розетки – столб огня!

Мы с соседкой еле –еле

Прыгнуть в сторону успели.

Папа мой, большой знаток,

Нам сказал:

Мальчик: «В розетке – ток,

Вам розетку эту я трогать не советую,

Утюги и провода не хватайте никогда!

Ток невидимый без рук вас ударить может вдруг!».

Ребята, чему учит нас это стихотворение (ток опасен, нельзя баловаться розеткой).

А что же может произойти, если не соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов?

Правильно, может случиться беда.

Дети давайте покажем и расскажем Карлсону, как надо себя вести с электроприборами, чтобы не случилось беды.

(Показываем сюжетные картинки на экране с опасными ситуациями, а дети рассказывают).

Чтобы закрепить правила пользования электроприборами я предлагаю вам поиграть в игру «Можно – нельзя»

Я прошу детей, если это, что я назову делать можно, то они хлопают в ладоши, а, если – нельзя, то они присаживаются на корточки.

Засовывать в электрическую розетку посторонние предметы, осо- бенно электрические предметы. (нельзя).

Включать настольную лампу. (можно)

Касаться руками оголенных проводов. (нельзя)

Включать электрочайник. (можно)

Прикасаться к включенным электропроводам мокрыми руками. (нельзя)

Оставлять включенные электроприборы без присмотра. (нельзя)

Пользоваться неисправными приборами. (нельзя)

Включать свет в квартире. (можно)

Вставлять много приборов в одну розетку. (нельзя)

Включать самостоятельно электроплиту. (нельзя)

Воспитатель:

А, знаете, ребята, что есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я хочу вас пригласить в страну «Волшебных предметов»,где мы научимся ловить электричество. Надо закрыть глаза, сосчитать до 10. Вот мы и в волшебной стране.

Воспитатель:

Сейчас я возьму в руки воздушный шарик и попробую превратить его в волшебный. Сейчас я покажу,как это сделать. Приглашаю в помощники любого ребенка.

Опыт. Дотрагиваюсь шариком до мелко нарезанных бумажек.

Что вы видите? (бумажки лежат спокойно).

А вот сейчас мы превратим с Лизой шарик обыкновенный в волшебный и я вам покажу, как это сделать. Потрем шарик о волосы Лизы и снова прикладываем к бумажкам той стороной, которой натирали.

Вот и шарики стали волшебными.

Почему шарик притянул бумажки?

Это произошло из – за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянул бумажки.

Вывод: в волосах живет электричество.

А сейчас вы, ребята попробуйте другие предметы сделать волшебными.

Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным шарикам. Что вы видите? (лежат спокойно).

Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать.

Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к шарикам и потихоньку поднимите ее. Шарики тоже будут подниматься. Почему?

Палочки стали электрическими и шарики прилипли к ним, притянулись.

Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика.

Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

У меня в руках музыкальная игрушка. Я нажимаю на кнопку, но она не звучит. Что случилось (ответы детей). Действительно, в ней нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?

Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей).

Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками очень весело и интересно играть.

Какие у вас есть игрушки на батарейках? (ответы детей).

Воспитатель:

Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. Сейчас закройте глаза.

Один, два, три, четыре, пять – вот мы в садике опять.

Воспитатель:

Ну что Карлсон, убедился, что наши дети знают правила пользования электроприборами?

Карлсон: Да, ребята, вы молодцы. Ну и я тоже буду теперь выполнять правила безопасности.

Воспитатель:

Правильно, Карлсон, правила безопасности нужно обязательно выполнять.

Спасибо вам, ребята, теперь я хорошо запомнил правила безопасности. Мне пора идти, до встречи, ребята.

Воспитатель:

Вот и наше занятие подошло к концу.

Соблюдайте все правила пользования электроприборами и электричество будет твоим другом. А, чтобы вы не забывали эти правила, я даю вам памятки. Смотрите их и не забывайте, что нельзя делать.

Используемая литература.

3. «Неизведанное рядом»

Энерголандия: Стихи для детей по энергобезопасности, загадки, тесты.

Ребята!
Этот материал в увлекательной форме познакомит вас с правилами безопасного обращения с электричеством. Запомните их, и электричество станет вашим надёжным другом и помощником.
Синьор Штепселион

Энерголандия+игроландия.

В стране Энерголандии –
Сияет дивный свет,
В стране Энерголандии –
Чего здесь только нет!
Приборов электрических
Полезных тут не счесть.
Светильники, паяльники,
Духовки, люстры, чайники
Видны повсюду здесь.
А также телевизоры,
Камины, фены, миксеры,
Гирлянды, холодильники,
Торшеры, кипятильники,
Компьютеры и тостеры –
Всего, короче, вдосталь тут…
Страна Энерголандия –
В ней так уютно жить!
Но жить ещё комфортнее
Тому, кто знает правила,
И кто готов с законами
Страны этой дружить!
А кто об этих правилах
Не знает ничего,
Тому напомнит вежливо
О них знаток известнейший –
Синьор Штепселион!

К проводу этому не приближайся ты!
Бед в нём таится немало больших!
Провод увидел – скажи окружающим,
Взрослым об этом скорей сообщи!
Если же рядом с оборванным проводом
Сам оказался, запомни тогда:
Шагом гусиным уйти надо в сторону,
Чтоб не случилась с тобою беда.

Ребята! Неужели никто из вас не знает, Что здесь, в охранной зоне, играть запрещено?!

Ты глубоко ошибаешься, девочка! Дерево это тебя не спасёт – Молнии мощный удар электрический, Знай: в одинокое дерево бьёт!

Ребята, запомните: в комнате ванной Электроприборы опасно включать! Иначе от тока не только здоровье, А юную жизнь можно вмиг потерять!

Запомни: забыв про включённый утюг, Лишиться жилья и всего можно вдруг!

Стой, малыш! Остановись! Под угрозой твоя жизнь! Кроме штепселя, в розетку Ничего нельзя вставлять! Даже мальчик-пятилетка Должен твёрдо это знать!

Стой! Над крышей провода! Ток течёт по ним всегда! А поэтому усвой Ты, дружок, закон такой: Ни с ежами, ни с друзьями Не стремись попасть туда!

Ребята! От дерева прочь отойдите! Опасны в ветвях провода! А если, к тому же, сырая погода – Страшней они вдвое тогда!

Этой Алле, юный друг, не подражай! А иначе ждёт беда тебя – пожар!

Нет! Провода этого ты не касайся! Мизинцем не трогай – не то что рукой! Ошибок и глупостей ток не прощает. Секунда – и всё обернётся бедой! Искрящийся провод смертельно опасен – Об этом нельзя никогда забывать! А чтобы беды избежать, тебе надо Немедленно взрослых на помощь позвать.

Стрела неспроста нарисована тут – Ведь это, дружок, трансформатор! Убийственной силы таится в нём ток! К нему приближаться не надо!

Дети! Запомните главное правило: Палкой ли, веткой, шестом – никогда Не прикасайтесь вы к электропроводу – Может случиться большая беда!

Тому, кто идёт на рыбалку, ребята, Запомнить важнейшее правило надо: Увидели ЛЭП если рядом с рекою, Найти постарайтесь местечко другое, И удочку вниз опустите, когда Проходите там, где видны провода. Рыбак должен помнить об этом и знать, Иначе беды ему не избежать!

Он бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы:
Холодильник, мониторы,
Кофемолка, пылесос,
Он энергию принёс.
(Электрический ток)

В кухне шкаф высокий белый
Охладит продукты смело,
Сделает в два счета льдины –
Это, дети, - …
(Холодильник)

Видишь, пар весёлый вьётся,
Чай кипит, пирог печётся:
Распыхтелась неспроста
Наша электро...
(Электроплита)

Вот простынки гладит мама:
Это кто снуёт упрямо?
Над доской – горячий юг!
Ну-ка, что это?..
(Утюг)

Не посуда для варенья,
Не бутон цветка на ветке –
Эта штука, без сомненья,
Называется...
(Розетка)

Чем едят приборы ваши:
Фен, стиральная машинка?
Электричество - не каша
Но едят, конечно, ...
(Вилкой)

Дом – стеклянный пузырёк,
И живет в нём – огонёк!
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся.
(Лампочка)

Что за чудо, что за ящик?
Сам - певец и сам - рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.
(Телевизор)

Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)

Ночь. Но если захочу,
Щёлкну раз -
И день включу.
(Выключатель)

Очень строгий контролёр
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргает:
Стоит только свет зажечь,
Иль включить в розетку печь -
Всё на ус мотает.
(Электросчётчик)
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжётся в доме свет.
(Электрический ток)

К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это...
(Электричество)

Насколько хорошо вы знаете правила электробезопасности? Чтобы узнать это, я предлагаю вам ответить на следующие вопросы. На отдельные вопросы может быть больше одного правильного ответа.

Тест «Электричество на улице».

1. Я знаю, как выглядит знак «Осторожно: электрическое напряжение!» Это:
1) жёлтый треугольник с чёрной молнией;
2) белый квадрат с чёрной молнией;
3) красный круг с белым прямоугольником внутри.
Ответ: 1.

2. Если ваш приятель предложит вам залезть на территорию подстанции или ЛЭП, поиграть рядом с трансформатором, то вы…
1) сам не пойду и его постараюсь отговорить;
2) категорически откажусь: это опасно;
3) пойдём вместе, мы же друзья
Ответ: 1,2.

3. Можно ли к опоре ЛЭП прислониться или прислонить, к примеру, велосипед, подняться на опору?
1) категорически нельзя, это может быть очень опасно для жизни;
2) да, ничего страшного не случится;
3) не знаю, не пробовал.
Ответ: 1.

4. Что нужно делать, если видишь лежащий на земле, висящий на опоре ЛЭП или на дереве оборванный провод?
1) откинуть провод палкой;
2) отойти от него далеко-далеко гусиным шагом;
3) не приближаться, сообщить взрослым или позвать энергетиков по телефону 8-800-50-50-115.
Ответ: 2,3.

5. Можно ли запускать воздушного змея рядом с ЛЭП и набрасывать предметы на провода?
1) да, можно, а что такого?
2) можно, но только чтобы взрослые не видели;
3) категорически запрещено, это смертельно опасно для жизни.
Ответ: 3.

6. Если вы решили порыбачить с друзьями, какое место НЕЛЬЗЯ выбирать для ловли?
1) место под проводами ЛЭП;
2) место, где в прошлый раз ничего не поймали;
3) место, где поблизости нет рыбаков.
Ответ: 1.

7. Безопасно ли залезать на высокие деревья, вблизи которых проходит ЛЭП?
1) нет, с высокого дерева очень больно падать;
2) да, проходят провода или нет - не имеет значения;
3) залезать на такие деревья очень опасно, потому что можно получить удар током.
Ответ: 3.

8. Ты идёшь на рыбалку с удочкой на плече и проходишь под проводами ЛЭП. Что ты сделаешь?
1) Поднимешь удочку повыше, предварительно проверив, достает ли она до проводов;
2) ничего не станешь менять: как лежала удочка на плече, так пускай и лежит;
3) опустишь удочку параллельно земле, чтобы она не коснулась проводов.
Ответ: 3.

9. Человек шёл по улице и упал рядом с проводом. Что ты сделаешь?
1) пройду мимо;
2) подбегу, помогу подняться;
3) палкой уберу провод и помогу подняться; 4) вызову скорую и позову взрослых.
Ответ: 4.

Тест «Домашнее электричество».

1. Если прибор сломался, нужно:
1) подождать родителей;
2) отремонтировать его самому.
Ответ: 1.

2. Электроприборами опасно пользоваться...
1) на кухне;
2) в ванной;
3) в гостиной.
Ответ: 2.

3. Можно ли трогать электроприборы, провода, вилки, розетки мокрыми руками?
1) можно, заодно и пыль вытрется;
2) можно, какая разница, какими руками трогать?
3) нельзя, это очень опасно.
Ответ: 3.

4. Когда ты закончил пользоваться электроприбором, как отключаешь его из сети?
1) резко дёргая руками за провод, с техникой не надо церемониться;
2) придерживая розетку, аккуратно вынимаешь вилку электроприбора;
3) прихватив металлические ножницы, начинаешь подковыривать ими вилку в розетке, чтобы не застревала.
Ответ: 2.

5. Гроза застала тебя дома. Как ты поступишь?
1) отключишь электроприборы из сети, закроешь двери и окна;
2) откроешь настежь двери и окна: пусть свежий воздух проникает в дом;
3) гулять в грозу страшно, включишь телевизор.
Ответ: 1.

6. Что защищает от электричества?
1) вода;
2) резина;
3) сухое дерево;
4) металл.
Ответ: 2,3.

7. Человек ухватился за провод, и его трясет. Что ты будешь делать?
1) человек балуется, пройду мимо;
2) человека бьёт током, попытаюсь его оттащить;
3) человека бьёт током, не буду ничего трогать, позову взрослых.
Ответ: 3.

8. В квартире отключился свет. Чего делать НЕЛЬЗЯ?
1) звонить в аварийную службу;
2) зажигать фонарик или свечку;
3) включать электроприборы;
4) открывать электрический щит, пытаясь самостоятельно разобраться, в чем причина отключения.
Ответ: 4.

Похожие статьи