Исследовательский проект
«ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕНЬ - МАГНИТ»
Актуальность:
Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, является одной из актуальнейшей проблем современности.
Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.
Экспериментирование связано со всеми видами деятельности, такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.
Цель проекта:
Задачи проекта:
Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, схем);
Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Участники: воспитанники подготовительной логопедической группы, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.
Этапы проведения проекта:
I. Подготовительный этап:
1. Разработка плана проекта «Мой магнит меня манит».
2. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка методической литературы.
3. Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом».
4. Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
5. Оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде, папок-передвижек, материала в уголке для родителей
7. Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования.
II. Основной этап:
1. Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах.
2. НОД «Ознакомление с природным происхождением магнита».
Разучивание стихотворения о магните.
3. Игра с игрушками «Бакуган».
4. Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»).
5. Проведение опытов с магнитами дома.
6. Игры с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой.
7. НОД «Волшебный камень - магнит».
8. Оформление стенда «Экспериментируем дома».
III. Заключительный этап:
1. Оформление альбома «Использование магнита в медицине, космонавтике, судостроении и т.д.
2. Оформление магнитного театра по сказке «Рукавичка».
Список литературы:
1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010 г.
2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.
3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.
4. «365 научных экспериментов». 2010 г.
Поисково-познавательная
непосредственно образовательная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
«Волшебный камень - магнит»
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».
Развивающие
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».
2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: 2 магнита, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса», банка со змейкой, аквариум.
Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная баночка, металлические скрепка и гвоздик, заготовки для рыбок, ножницы.
Логика образовательной деятельности
Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную лабораторию….
Задает детям вопрос - «Куда мы пришли?»
Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.
Педагог, используя подсказку (слайды с изображением научной лаборатории), подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательском институте.
Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии.
Воспитатель: - Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными - исследователями.
Предлагает надеть халаты, шапочки, очки.
Обращает внимание детей на стенд со схемами «Правила безопасности работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.
Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших сотрудников и лаборантов и бейджик с соответствующим обозначением.
Воспитатель вносит коробку с большим магнитом. Коробка - закрыта.
Сегодня к нам в институт привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это?
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей…
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: - « Наша задача - познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый - легкий?), цвет…
Дают определение - «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..».
Воспитатель задает вопрос - «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»
Ответы детей…..
Воспитатель: - « Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.
Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем младшим сотрудникам и лаборантам в лабораторию № 1…
- «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»
Дети перечисляют…
1. мягкая игрушка
2. деревянный карандаш
3. пластмассовая пуговица
4. стеклянная баночка
5. металлические скрепка и шайба.
Опыт № 1.
«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…
«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).
- «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).
« Какой можно сделать вывод?»
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в лаборатории № 2.
На столе лежит и одновременно демонстрируется на экране схема «Отталкивание и притяжение магнитов» и самолеты с магнитными концами (красный - синий).
Коллеги, обратите внимание на схему, как вы думаете, какое исследование нам нужно провести? Ответы детей…
Воспитатель обращает внимание детей на магнит, раскрашенный в красный и синий цвет. А также на самолетики, лежащие на столах, с такой же окраской. Спрашивает, почему магнит покрашен в два цвета? Дети ведут рассуждения… Затем воспитатель предлагает соединить самолетики двумя одинаковыми концами. Что происходит? (самолетики отталкиваются). Если соединить разными концами- красным и синим (самолетики соединяются). Почему? Ответы детей… Воспитатель дает пояснение: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.
Динамическая пауза
Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. - Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание - наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.
Ребята, посмотрите, в лаборатории № 3 стоит какой-то сосуд, а что в нем находится, не видно. Но, по всей вероятности, там находится какое-то существо, возможно, ядовитое. Как узнать, кто находится в банке, не опуская туда руки?
Ответы детей, обсуждение, догадки.
Попробуем магнитом достать обитателя банки?
Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.
Воспитатель: - У вас на столах стоят банки, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.
Воспитатель: - Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети: - Магнит действует через стекло.
(Демонстрация схемы через проектор).
- Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?
Ответы детей.
Опыт № 4.
На мольберте нарисована трасса для машинок, на столе лежат маленькие металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой, который двигает ее по трассе.
А теперь попробуйте сами. Возьмите по машинке, попробуйте управлять ими с помощью магнита.
Какой можно сделать вывод?
- Магнит действует через картон.
(Демонстрация всех схем через проектор одновременно).
Детям предлагается игра «Рыболов». Магнитными удочками дети вылавливают рыбок из аквариумов.
В конце игры обсуждается следующее свойство: «Магнит действует через воду».
(Демонстрация слайда).
Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.
Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.
Какими свойствами обладает магнит?
(На доске выставлены схемы - подсказки).
Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему. (Одновременно схемы появляются на экране).
1. Магнит притягивает только металлические предметы.
2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы - притягиваются, а одинаковые - отталкиваются.
3. Магнит действует через стекло, картон, воду.
Дети вместе с воспитателем складывают магнит и карточки, отправляют посылку с выполненным заданием.
Ребенок читает стихотворение про магнит:
Уже давно люблю магнит.
Он и теперь меня манит
Камня маленький кусок,
Невзрачный, серенький брусок.
Воспитатель обращает внимание детей на экран «Практическое применение магнита».
Воспитатель ориентирует детей на дальнейшее ознакомление со свойствами и применением магнита. - Как и где найти нужную информацию. Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).
Дорогие младшие сотрудники и лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас ценными памятными подарками - магнитными играми.
Номинация: Детский сад, подготовительная группа, старшая группа, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность
Название: Конспект НОД по опытно-экспериментальная деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит»
, воспитатель высшей квалиф. категории, МБДОУ д/с № 110 г. Самара, Россия.
Автор презентации:
Гришина Ирина Юрьевна
, учитель-логопед высшей квалиф. категории, МБДОУ д/с № 110 г. Самара, Россия.
Еще на день рождение был прикуплен и подарен Глебу набор для экспериментов с магнитами. Это была его давняя хотелка - во-первых проводить опыты он любит, все равно с чем, во-вторых он давно мечтал о супер магните подковой. У нас в городе как оказалось таких магнитов днем с огнем не сыскать, пришлось в Москве заказывать (у мужа сестра живет в Москве - привезла в подарок), а сами мы такую вот коробочку для опытов купили и уже все успели провести.
Внутри 2 супер магнита и 2 кольцевых магнита и разные вспомогательные детали - колеса, оси, стержни, гайки, магнитные рыбки. Предлагается провести 10 экспериментов-игр от банальной магнитной рыбалки до более сложных скульптур из гаек. В принципе ничего сверхъестественного набор не представляет, при наличии дома сильного магнита можно все опыты провести самостоятельно.
Опыты мы уже все конечно сделали, но фотографии есть только от трех)
Магнитная яхта - кораблик держится на воде и приводиться в движение магнитом, который расположен под столом. То есть воздействие идет через стол, пластиковый контейнер и воду! Глеб долго возился, понравилось.
Магнитные скульптуры . В инструкции нарисована всего одна скульптура - человечек. Но мы пошли дальше и непридумывали своих немного) Делать их очень и очень сложно, но очень полезно для моторики! Гайки мелкие, примагничиваются к друг другу при каждом неловком движении и вся конструкция смагничивается в комок. Делали долго!
Магнитный гонщик. С помощью магнита. расположеннего на расстоянии приводиться в движение машинка, у которой кузов тоже магнит, разные полюса магнитов отталкиваются - машинка едет. Глеб еще накидал на пол гаек и его машинка не просто ездила. она еще и собирала по пути все рассыпанные гайки)))
Вот еще несколько опытов из инструкции, фоток как делали у меня нет (
татьяна гребнева
Цель : развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов .
Задачи :
Знакомство с понятием "магнит ".
Формирование представлений о свойствах магнита .
Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком .
Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Ребята, вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по нарисованной полянке?
Я расскажу вам одну старинную легенду . В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец . Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял , что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит ".
Существует и другое объяснение слова "магнит " - по названию древнего города Магнесия , где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни . Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами . Со временем люди научились сами изготавливать магниты , намагничивая куски железа .
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами .
Опыт «Всё ли притягивает магнит ?»
Педагог : “Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины) ”
Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит . Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
Для опыта потребуется магнит , стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.
Педагог : “А может магнит действовать через другие материалы : бумагу, ткань, пластмассовую перегородку?” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.
(Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу)
IMG]/upload/blogs/detsad-22311-1403769486.jpg В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх .
Педагог : “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?
(Магнит может действовать через стекло и воду.) ”
Задачка на сообразительность.
Насыпать в миску крупу (у меня пшено) и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов : на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.
Опыт : «взаимодействие двух магнитов »
Воспитатель : «А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу ?»
Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются) . Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита , другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита . Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.
(Вывод : у магнита два полюса .)
Опыт : «Магниты действуют на расстоянии»
Воспитатель : «Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит » Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит . Проведите этот же опыт с другими магнитам .
Делаем вывод, что магниты разные по силе , одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния.
(Вывод : Вокруг магнита есть что-то , чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем ".)
Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу» .
Воспитатель : Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом . То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле . Искусственное намагничивание легко уничтожить , если просто резко стукнуть предмет.
(Вывод : магнитное поле можно создать искусственно.)
Воспитатель : что нового вы сегодня узнали?
(Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты притягиваются друг к другу, действуют на расстоянии.)
А где в нашей группе можно встретить магнит ? А дома?
Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит ?
Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм »
Организация экспериментальной деятельности с магнитом для дошкольников
Дошкольники – прирождённые исследователи, любознайки, почемучки. Они стримяться экспериментировать с предметами, делая умозаключение и выводы.
Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должны осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребёнком определённую задачу, дают средства её решения и контролируют процесс превращение знаний в инструмент творческого освоения мира.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира.
В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника. Например в младшем и среднем возрасте можно использовать игры – эксперименты предметного содержания, поскольку познавательная жизнь младшего дошкольника строится вокруг мира предметов и воздействий с ними(пощупать, понюхать, попробовать на вкус). Цель таких игр приобретение знаний о предмете(погладь кошечку она мягкая, пушистая – кубик твердый, гладкий, лёгкий).
В старшем возрасте экспериментальная деятельность приобретает познавательный характер, в таких играх ребёнок должен получить ответ на все интересующий его вопрос. Ребёнок старшого возраста уже применяет те знания и умения о предмете, которые он приобрёл в младшем возрасте. Такая практика позволяет ребёнку самостоятельно обобщить имеющие у него знания и представления в единую систему знаний, сделать соответствующие выводы.
Магнит – самый необычный и в тоже время самый обычный предмет для экспериментирования с детьми. При помощи магнитов можно проводить различные фокусы, приводящие в восторг детей.
В моей программе «Юные исследователи» в разделе «физические явления» можно найти понятие «магнит и магнитизм». Задача – объяснить, какие предметы притягиваются к магниту, помочь выяснить особенности действия магнитных сил.
Прежде чем я вам предложу некоторые эксперименты с магнитами, я предлагаю вам послушать легенду о магните.
В давние времена, поговаривали, что в далёкой стране Греция есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брёл путник по имени Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железными подковками, и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые лежали под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. И в народе стали называть «камни Магнуса» или просто магнитом.
Существует и другое объяснение название «магнит» - по названию древнего города – Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются эти камни – магниты.
Я предлагаю несколько экспериментов с магнитами для детей младшего и среднего возраста.
Прежде чем проводить экспериментирование с магнитом, нужно познакомить детей что такое магнит – это предмет, чёрного цвета, твёрдый, тяжёлый т.к. тонет в воде, гладкий, похож на железо.
Опыт№1 Какие предметы притягивает магнит?
На столе лежат предметы нужно отложить предметы содержащие железо и которые не содержат, поверить магнитом.
Опыт№2 Посчитай и проверь
В миске с крупой спрятаны скрепки, нужно посчитать на ощупь сколько скрепок, проверить поднести магнит, сколько примагнитится скрепок.
Опыт№3 Волшебная рукавичка
На стол поставить машинку из железа и поднести рукавичку с магнитом к машинке, она поедет.
Для детей младшего и среднего возраста можно предложить посмотреть мультфильм «Лунтик- Магнит»
Для детей старшего возраста я предлагаю эксперименты более сложнее.
Опыт№1 Магнитное поле
Дать понятие «магнитное поле»- это расстояние вокруг магнита. Проверяем действие магнита через стекло, бумагу, ткань, фольгу, книгу, стол. Увеличиваем расстояние от магнита к магниту или железному предмету, чем больше расстояние, тем слабее магнитное поле.
Опыт№2 Действие магнита в воде
В воду бросаем железные предметы, на ниточку привязываем магнит. Магнит действует в воде, достаёт предметы.
Опыт№3 Намагниченные скрепки
Скрепку присоединяем к магниту, затем к первой скрепке присоединяем последующие, получится цепочка из скрепок. Когда мы убираем магнит скрепки держатся между собой, они намагнитились.
Опыт№4 Какие металлы притягивает магнит?
На столе разложить различные металлы – железо, золото, медь, серебро, алюминий. Предложить магнитом проверить, какие металлы притянутся.
Магнитный театр. Участвуют 2 и более человек, натягивается экран из белой ткани. Первый участник ведёт замену героев, а другой осуществляет движение.
Игры- соревнования «Перенести железные шарики с помощью магнитов»
Опыт№5 Магнитное свойство Земли, компас.
Предложить детям сделать компас, на вертикальную палочку посадить намагниченную иголку и одеть стрелочки с синим и красным цветом. Синий- север, красный-юг.
Управление образования администрации города Шахтёрска дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №8 «Малыш»
Консультация – практикум для педагогов
«Организация экспериментальной деятельности с магнитами в детском саду»
Подготовила:
Воспитатель гр№8
ДНЗ№8 «Малыш»
Кузеванова Л.В.
В детском клубе проходило занятие по теме “Магнетизм”. Напишу подробнее о том, что мы творили, а проводили мы опыты с магнитами.
Бесспорно, все ребятишки знакомы с магнитами и очень их любят. И вот принесла я большой магнит, высыпала гвозди, скрепки, пружинки и всякую всячину, и ребята пропали… Конечно, они не исчезли, но так увлеклись примагничиванием, что их почти не стало слышно (а это бывает очень редко).
Что притягивает магнит
Как я уже написала, первым делом мы стали выяснять, а что же у нас способно примагничиваться. Самый младший из группы мальчишка смело ответил, что на это способен металл железо. Нужно отметить, что ученые считают, будто весь мир вокруг нас намагничен. Магнитные свойства есть и у самых маленьких частичек – атомов, и у людей, а Земля и Солнце тоже магниты. Да, такая информация ребят озадачила. Особенно, почему не примагничиваются Даня и Тима. Но ответ очень прост, человеческие магниты очень слабые.
Сила магнита
Далее стали развивать тему о том, что есть более сильные и слабые магниты. Взяли мы большой магнит и маленький и стали цеплять на них скрепки. От большого магнита выстроилась цепочка из трех больших скрепок, а от маленького – только две. По количеству примагниченных скрепок делаем вывод, что сильнее оказался большой магнит.
Проводя этот простой опыт, сделали небольшое открытие – скрепки побывав в магнитном поле стали временными магнитами, то есть стали притягиваться друг к другу просто так без внешнего воздействия.
Действие магнита через разные материалы
Долго мы провозились со скрепками и гвоздями, а потом решили проверить способность магнита действовать через другие предметы. Для начала, взяли лист бумаги, сверху положили скрепку, а снизу водили магнитом и давали команды скрепке. Удивительно, но скрепка безошибочно слушалась и двигалась в указанном направлении. Далее утолщили преграду, взяв книгу. Потом уже играли с гвоздями, водя магнитом под столом… Дети были в восторге. Кстати, на занятии был малыш Макар, которому больше всех понравились забавы с двигающимися гвоздями.
Ребятам было весело и все понятно. Но почему, то их озадачила способность магнита действовать через воду. В пластиковую бутылку с водой мы набросали скрепок, гвоздей, пружинку и была поставлена задача вытащить эти мелочи из воды, не намочив рук. Мальчишки и девчонки немного подумали, а потом прислоняли по очереди магнит к стенке бутылки, сообразили как все это сделать. Так понравилась эта затея, что утопили все железочки и каждый по два раза доставал эти сокровища со дна бутылки. Магнитная сила действует и сквозь бумагу, и пластик, стекло и воду, и через многие другие материалы. Конечно, в рамках своих простых экспериментов мы не ставили задач найти все из них.
Вокруг магнита создается магнитное поле, но его нельзя увидеть, и я его совсем не чувствую (хотя допускаю, что кто-то способен его увидеть). А так как в нашей группе юных экспериментаторов есть один ученый, который все время говорит “Не верю”, то пришлось демонстрировать эти самые линии магнитного поля. На лист бумаги насыпали немного металлической пыли, а внизу листа поднесли магнит… Восторг, на листе выросли железные елочки, а кому-то показались солдатики.
Так как нашим ученым только по пять лет, но в глубокие научные объяснения я не вдавалась, мы просто играли и веселились.
Если ваши ученые уже выросли из малышовского возраста и хотят серьезных исследований, то изучите тему создания умного магнитного пластилина . Очень интересно!
В конце занятия мы поговорили о компасе. Конечно потрогали, пощупали его, и понаблюдали за тем, как колеблется магнитная стрелка, и куда она указывает. Вы же помните, что стрелка компаса указывает на север? Но просто наблюдать для ребят оказалось мало, и мы сделали свои компасы, используя иголку, магнит и блюдце с водой.
Как сделать компас своими рукам
- Для начала провели магнитом вдоль иголки. Делать это следует в одном направлении.
- В блюдце набрали холодную воду.
- Попробовали положить иголку на воду. Получилось только у одного человечка, поэтому было решено упростить задачу. На воду вначале положили полоску бумажной салфетки, а уже сверху пристроили иголку. Через несколько минут салфетка утонула, а иголка осталась лежать на поверхности воды. Кстати, почему? Что ее удержало? Об этом можно прочесть в статье «Поверхностное натяжение или можно ли бегать по воде ».
- Иголка стала стрелкой нашего домашнего компаса, которая плавно повернулась, указав одним своим концом на север. Это мы сверили по настоящему компасу.
Вот такое занятие о магнитах у нас получилось. Было действительно весело. Думаю сделать продолжение этой темы, потому что есть еще много разных магнитных затей.
Нашла интересный мультфильм о том, почему животные не притягиваются магнитом и так ли это.
Согласитесь, что наука — это весело. Надеюсь вам понравились эксперименты с магнитами, если да — поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях. Пригласите нас в свою домашнюю лабораторию. Расскажите в комментариях что вам понравилось больше всего, опубликуйте фото. Мы будем рады разделить с вами каждое радостное мгновение. И чтобы ваши будущие исследования науки стали еще более яркими и запоминающимися, у меня для вас полезный ПОДАРОК — “Сборник опытов со звуком ”. Экспериментируйте с удовольствием!