Почему мужчины узбеки такие злобные. Умеют ли узбеки любить

04.03.2020

Под узбеками в настоящее время подразумевается конгломерат племен тюркского происхождения, с примесью иранского и монгольского элементов, говорящих на одном из среднеазиатских тюркских диалектов и живущих в Бухаре (около 1 миллиона, по Вамбери), в Хиве (около 257 тысяч, по Кузнецову), в афганском Туркестане (200 тысяч, по Вамбери), в русских среднеазиатских владениях (579 740 человек, по Аристову), общей численностью в 2 037 240 человек, занимая в этих территориях с 16 века положение политически господствующего элемента.

Самое название «узбеки» имеет скорее политико-историческое значение, чем этническое. Узбек – старинное, встречающееся еще в памятниках 12 века собственное имя, этимологическое значение которого: истый князь. Значение политического названия целого народа слово «узбеки» приобрело в 14 веке, в царствование джучида Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в течение 30-ти лет и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Те из последних, которые приняли ислам, с тех пор стали называть себя, по имени своего хана, узбеки, в отличие как от племен, оставшихся шаманистами, так и от племен западного улуса, джагатаев, точно так же как раньше они называли себя, по имени основателя династия, джучами.

Начиная со второй половины 15 века, джучиев улус стал распадаться; западная часть его совершенно отпала, образовав независимые ханства и казанское, а в восточной части выделился союз киргиз-кайсачий. После гибели Абул-хаир-хана и его сыновей (в 1465 — 66 годах) имя узбеков сохранилось лишь за немногочисленными родами, оставшимися верными своей династии. Возродились узбеки и снова стали играть крупную роль, когда в конце 15 и первой четверти 16 века потомок Узбек-хана, внук Абул-хаира, Шейбани-хан, объединил вокруг себя разные тюркские племена и спустился с севеверного побережья Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи в страны Трансоксании, чтобы сломить могущество Тимуридов и утвердить свое владычество в Бухаре и двух других среднеазиатских ханствах.

Весь этот конгломерат племен, в котором тюркский элемент был перемешан с , получил общее название «узбеки». В новозавоеванной территории армия Шебани-хана столкнулась с раньше уже осевшими здесь различными тюркскими племенами, занимавшими положение господствующего класса среди исконного населения края (иранского происхождения), но в значительной мере смешавшегося с последним и усвоившего его культуру.

Общее политическое название этих племен было джагатаи. Сначала они отнеслись к узбекам враждебно, как варварам-разрушителям, но с утверждением власти шебанидов стали сливаться с победителями, образовав то смешанное, говорящее на джагатайском наречии население, которое до настоящего времени в Средней Азии называется узбеками. Процессу слияния в значительной мере подверглись и аборигены страны иранского происхождения – таджики и сарты. Все это вместе взятое, в связи с господствующим положением узбеков, привело к тому, что именем «узбеки» стали называться самые различные народности, как киргизы, кара-киргизы, сарты, таджики и так далее.

До какой степени термин «узбеки» потерял чисто этнографическое значение, видно из того, что не только в официальной статистике узбеки классифицируются сартами и наоборот, но и в ученой литературе то вовсе предлагается оставить название сартов, как отдельно не существующего народа (Лапин), то рекомендуется отличать сартов от узбеков по такому единственному, чисто социальному и преходящему признаку, как утрата черт родового быта (Аристов).

Основным признаком узбеков приходится считать политическое их положение, как это делает Вамбери, считающий узбеками те тюркские племена, которые, явившись в Трансоксанию с Шебаки-ханом, менее других подверглись смешению с , сартами и и сумели сохранить в течение трех последних веков господствующее положение над другими народностями. Наиболее чистые элементы узбеков сосредоточены в Хиве, Майменэ и Шерисепсе. Их меньше в Бухаре, еще меньше в Коканде. В Хиве все население левого побережья Аму-Дарьи, за исключением и немногочисленных сартов — сплошь узбеки. В Бухаре, по берегам Зеравшана, а также в южных и западных округах, узбеки составляют преобладающее земледельческое население. И эти, однако, «чистые» узбеки, судя по родовым названиям (не менее 90), составились из самых различных отраслей тюркского племени, не говоря о других ранних и позднейших примесях. Поэтому об едином антропологическом типе узбеков говорить нельзя.

В характере узбеков очень ярко проявляются типичные черты тюрок: солидность, прямота, честность, отсутствие суетливости, угрюмая тяжеловесность – и в то же время инстинкты воина и повелителя.

Наиболее чистый тип сохранился у хивинских узбеков, которые, по Вамбери, среднего роста, выше киргизов, но не так высоки и крепко сложены, как . Голова овальной формы, глаза с продольным разрезом, скулы не очень выступающие, цвет кожи светлее, чем у таджиков, волосяной покров пышнее, чем у туркменов, и чаще темный.

У бухарских узбеков заметны более глубокие следы арийского смешения (преобладающий темный цвет волос и кожи), а кокандских узбеков уже трудно отличить от сартов. 11 узбеков Зеравшана, по Федченко, дали 1664,30 (рост) и 83,24 (головной указатель). 33 узбека Самарканда, по Уйфальви - 1678,30 (рост) и 84,01 (головной указатель). Узбеки Ферганы, по Уйфальви - 1670,50 (рост) и 86,13 (головной указатель).

Громадное большинство узбеков ведет оседлый образ жизни, занимаясь преимущественно земледелием и отлично усвоив от своих культурных предшественников искусство орошения полей.

Кочующих узбеков очень немного: в восточной Бухаре и, в особенности, по левому берегу Аму-Дарьи, в афганских владениях. Полукочующих, летом переходящих со своими стадами с места на место, а зимою пребывающих в постоянных зимних жилищах (кишлак), — гораздо больше (преимущественно в восточной Бухаре), но переход этих элементов к — дело ближайшего будущего. При всем сходстве внешнего быта оседлых узбеков с сартами и таджиками, замечаются и некоторые различия.

Традиционный костюм

Одежда узбеков из более плотных материй и не так широка, как у таджиков. Вместо тюрбана они часто носят высокую меховую папаху, более широкую, чем у туркменов, и более низкую, чем у сартов. Женщины одеваются по-туркменски: только праздничный головной убор выходит из употребления.

Традиционна пища

Как земледелец, узбек употребляет и мучную пищу, но молочная и мясная пища, даже конина, играет в обиходе узбеков такую же роль, как у номадов. Наоборот, стол сартов и таджиков ему совершенно чужд. Из напитков узбек употребляет чай, куртабу (разведенный в воде сыр) и айран; кумыса не пьет почти вовсе.

Традиции и обычаи

Старая привычка к жизни в шатре и на открытом воздухе и теперь еще сказывается: у оседлого узбека в обычае раскидывать войлочную палатку на дворе своей окруженной высокими стенами мызы и нередко проводить в ней зиму.

И в социальных обычаях узбеки сохранили много пережитков из прежней жизни номадов. Несмотря на вековое влияние мусульманства, браки заключаются непосредственно между молодежью, без вмешательства родителей, которые участвуют только в уплате калыма, состоящего из традиционных 9 голов скота. Игры, музыка, состязания и прочие развлечения, сопутствующие брачным празднествам – те же, что и у номадов. Как и у последних, женщина у узбеков во время родов подвергается сильнейшему встряхиванию, для ускорения родов.

Положение женщины гораздо лучшее, чем у сартов и таджиков; многоженство встречается только в высших классах, в Хиве – реже, чем в Бухаре и Коканде. Семейная жизнь отличается чистотой и мягкостью отношений, хотя патриархальная власть отца очень велика (даже пожилые сыновья не позволяют себе сидеть или заговаривать первые в присутствии отца).

Религия узбеков

По религии узбеки — ревностные мусульмане, но далеко не столь фанатичны, как их арийские соседи. В их культе сохранились пережитки древних иранских влияний. В Хиве, например, празднование Норуза, то есть весеннего равноденствия, так же строго исполняется, как персами Ирана. Скакание вокруг огня, всячески оказываемое ему почтение, лечение лучами заходящего Солнца, наконец, древнеиранские солярные мифы - все это свидетельствует об исконном пребывании тюрок в территории нынешних узбеков и общении их с аборигенами иранского происхождения.

всем привет!Хочу поведать вам свою историю.прежде,чем написать свою-я прочитала почти все истории про межнациональную любовь.в каких-то моментах искренне радовалась,а в каких-то просто приходила в ужас.наверно,моя история практически ничем не отличается от остальных,но всё же под воздействием и впечатлениями ваших рассказов решила написать свой. началось всё это летом 2011.Поездка на дачу с младшей сестрой не предвещало ничего хорошего,т.к там скукотища неимоверная,заняться абсолютно нечем,да и людей моего возраста (18-20)лет там нет.Все 2 месяца я и моя сестра загорали,купались,помогали родителям по огороду да и иногда выходили гулять,что очень быстро надоедало.так вот в один прекрасный день собрались в другую деревню,которая находится примерно в 40 минутах от дома.изрядно утомившись мы радостно завопили,когда нашли маленький магазинчик,взяли бутылку минералки и сели на скамейку рядом с магазином.Как раз в этот момент парочка узбеков возвращались с работы.мы переглянулись с моей сестрой и захохотали,ну вот не долюбливали честно говоря мы эту нацию.Естественно азиаты обратили внимания на нас,заголосили что-то на своём языке и в наглую уставились на нас.Вроде ничем не приметные обычные парни,в обычной одежде...но один из них мне запомнился ооочень хорошо.он был невысок ростом,черные курчавые волосы,темно карие глаза,обворожительная улыбка и умопомрачительное тело,он был похож больше на русского,чем на узбека,его лишь выдавали его волосы и его узбекский.Он смотрел на меня не произнося ни единого слова,пожирал взглядом в то время как его друзья что-то ему говорили и толкали в плечо.Этот его пристальный взгляд длился не долго,он смутился и быстро пошёл в дом,который находился рядом с магазином.После этой встречи я сама того не замечая стала тащить туда сестру каждый день,лишь бы только его увидеть,хотя бы просто взглянуть.Оказалось что он вообще не знал русского,только элементарные слова.но я ведь узнала его имя и казалось мне этого хватит.Зовут его Азиз.так продолжалось до конца лета,мы приходили туда,ждали их с работы и до вечера я смотрела на него,меня пленил он со страшной силой,мы ведь почти не разговаривали,я пыталась учить его русскому и у меня это получалось.Мне было хорошо с ним просто находится рядом,сидеть на одной скамейке,смотреть на него,смеяться вместе с ним,а про первый поцелуй с ним я вообще молчу...такого я точно не забуду...Пришла пора уезжать домой...мы обменявшись давно номера пообещали друг другу звонить каждый день и не в какое случае не забывать.Конечно я хотела приехать и забыть всё что было,потому что понимала,что всё это бессысленно ведь он узбек,плохо говорит по-русски,разная культура,религия,менталитет,хоть он и говорил что любит меня я всё равно ему не верила.но забыть я не смогла....мы часами разговаривали по телефону,он говорил как мог,сидел со словарём,я ему объясняла некоторые слова,мне было так легко с ним общаться,так весело и тут я поняла,что я не смогу больше без его звонков,я не понимала люблю я его или нет,я просто хотела слышать его голос каждый день,его смех,его признания в любви,получать каждый день от него смс и ммс с его фотографиями и под каждой надпись "мен сени севаман"что означает я люблю тебя.Через 2 месяца он должен был уезжать домой,в узбекистан,в октябре.И этот день настал...он позвонил с аэропорта сказал,что будет безумно скучать,что очень любит и что обязательно прилетит через месяц и сразу по приезду в узбекистан позвонит мне с узбекского номера.я всего лишь попрощалась с ним и подумала о том,что месяц-это просто ерунда.Прошел день после его отъезда а телефон молчал...через 2 дня он позвонил сказал что-то невнятное про больницу,то что он будет делать операцию на спину и то что скучает.звонил и писал он всегда с разных номеров,я не могла дозвонится до него,т.к либо к телефону подходила его мама,которя не знала почти русского,либо тел был выключен.шли недели,звонки прекратились,лишь изрдека приходили смс от него.я не находила себе места,я безумно по нему скучала.иногда дозвонившись до него я плакала в трубку,он утешал,говорил что скоро вернется,что у него там сессия и есть некоторые дела и когда он их решит обязательно вернется.я верила,ждала,надеялась.затем связь между нами оборвалась он не звонил и не писал,прошел месяц после его отъезда а его все не было.Через его друга,который остался в россии я узнавала где он как у него дела и не вернулся ли он...от этого же друга я узнала что он женится.родители выбрали ему невестку и он должен женится в октябре.Тогда у меня совсем опустились руки,у меня началась депрессия,я сходила с ума,пыталась забыть его,постоянно плакалась его другу,а он лишь пожимал плечами "мол,ну так получилось". помучавшись около месяца я вновь ожила,начала интерисоваться парнями,но всё равно в душе был только он..азиз...моя подруга помогала мне справится с этим,всячески поддерживала,пыталась унять мои боль,у неё это получилось за что ей огромное спасибо.Через некоторое время Азиз объявился..он приехал в россию,чувства взяли вверх и я как ребенок обрадовалась его приезду.по телефону он разговаривал со мной сухо,без всяких эмоций,по поводу женитьбы говорил так "я единственный в семье,мне уже 23 года,родители не молодые,им нужна в дом помошница,но я всё равно буду любить тебя.2 месяца буду в узбекистане с женой а 9 месяцев с тобой,неужто тебе мало"?он говорил об этом так спокойно,а у меня сердце кровью обливалось.Постепенно наше общение наладилось,вновь пошли долгие разговоры и я поняла,что я люблю этого человека больше жизни!начала с подругой(спасибо ей за это)мотаться к нему на разные точки,туда где он работал лишь бы увидеть его,ездила часто,в подмосковье(сама живу в москве)мне ничего не надо было лишь бы увидеть его,обнять,поцеловать,почувствовать запах его тела,вкус губ.одна проблема была-это муж его сестры толик,который запрещать ему со мной видеться,потому что именно сестра толика должна была стань женой азиза,он запрещал ему даже общаться со мной по телефону,а видеться так подавно.Я как сумасшедшая преодолевала все преграды и расстояния,лишь бы только увидеть.... Наши отношения переходили на новый лад..я почувствовала,что любима им.Он начал относится ко мне с трепетом и лаской.Говорит,что не женится на ней,а женится обязательно на мне чего бы это ему не стоило.Говрит что надо подождать 3 года,за это время он будет хорошо владеть русским,купить квартиру в москве,в общем встанет на ноги и обязтельно женится.Родителям насчёт меня сказал,они не против этого.Но мне так тяжело находится с ним на расстоянии,хочу видеть его каждый день,мне не хватает его как воздуха и эти 3 мучительных года...я не смогу ждать...а вдруг врёт и все ожидания будут напрасны?вдруг поедет в этом году и всё равно женится на той девушке пусть даже и в тайне от меня?почему же муж его сестры запрещает нам видется?все эти вопросы не дают мне покоя.Он говорит,что всё у нас будет хорошо,мы будем вместе всегда нужно только подождать.А свое молчание в узбекистане объясняет тем,что он думал,что я играю с ним,потому что я русская и мне не нужны отношения с узбеком,считал что с моей стороны была игра,поэтому всё это время молчал,но сейчас понял что я действительно люблю его и поэтому всё будет хорошо и он никогда не женится на той девушке!стоит ли верить ему7я боюсь быть обманутой любимым человеком. Вчера ездила к нему...на 3 часа.это была наша последняя так сказть встреча,толик приезжает туда в субботу и останется там на 3 месяца так что нам не получится увидется.он стоял вчера со слезами на глазах и шептал "ты понимаешь что мы не увидемся 3 месяца7мне больно это осознавать дорогая,я буду безумно скучать по тебе,не забывай меня,я люблю тебя"первый раз видела как он плачет,мое сердце сжалось,ведь я ничего не могла в этот момент сделать,мне тоже было тяжело,ведь 3 месяца это так долго....мне тяжело будет без него.одно утешает что мы может общаться по телефону и то не известно как часто..ведь там будет этот толик который запрещает ему общаться,а он слушает его тк он старше его намного,такие уж у них порядке,а если ослушается он сразу отправит азиза домой,без всяких разговоров,тогда уж я точно не переживу этого.Теперь я в ожидании лета...тогда я снова буду рядом с ним,но надолго ли...? вот такая моя история,может она и примитивная,но всё это нужно прочувствовать и пережить...с помощью клавиатуры не передашь всего того,что было между нами и эту боль которую я ощущаю,когда не вижу его и не слышу.

Я, с гордо поднятой головой, хочу объявить Вам о том, что мой муж – чистокровный узбек. Рядом с ним – настоящая женщина, а не двумя сумками запряженная лошадь.

Одиннадцать лет я жила в законном браке с русским Иваном.

Родила ему дочь, и только Господу известно, как мне тяжко приходилось, когда он меня бросил.

Потом, в слезах, спустя 2 года, он вернулся, ползал на коленях, и сказал, что та баба его приворожила.

Я пустила его в дом, загнанная лошадь, вечно потная и взмыленная.

И снова я ошиблась, хотела, чтобы у дочки был рядом папа, а у меня тот, кто осознал и понял свою ошибку.

Девочки, миленькие, люди не меняются, и Ваш страх одиночества притягивает к себе подлецов. Никогда не прощайте измену, и не бойтесь быть счастливой.

Он прозвал меня лошадь, а еще мог ударить, а потом об этом забыть.

Дочери говорил о моих недостатках, а сам состоял из гадких пороков.

Умер Иван. От пьянки. Заснул в зимнюю стужу. Так я стала вдовой, но только не черной.

Случайно, вопреки устоям семьи, я встретила мужчину. По национальности, он узбек. Говорит на ломаном русском.

Как и водится, я недоверчиво фыркнула, мол, чего своих кровных что-ли не хватает. Заподозрила неладное, а вдруг ему нужна не я, а квартира. Ведь жил-то он на съемной. 6 человек в однокомнатной хибаре.

Я Вам лгать не собираюсь, поэтому скажу, что я сама до конца не знаю, чем ему приглянулась. Скорее всего тем, что я шатенка с черными глазами. Правда располневшая, но уже не натруженная лошадь.

За мной ухаживали, как в любовном романе, и я не чувствовала ни фальши, ни зябкого подвоха.

А как он целовал! А что он со мной вытворял – трезвый, крепкий и волевой.

Дочь его не приняла. И не потому, что он узбек. Родного отца до беспамятства любила. И ждала, что у нас все наладится, быть может с третьей попытки.

В доме появился мужчина. Он пылесосил, готовил еду, стирал, убирался, ходил в магазин. Я жила, как королева.

Дорогих подарков он мне не дарил. Называл колобком, так нежно и ласково.

Единственное, я немного приврала. От стал мне мужем гражданским. Но это потому, что, якобы, по узбекским традициям надо дождаться приезда его родственников. Таков обычай, и нарушать его я не собираюсь.

К нам приезжала его мать, отец, четыре брата, три сестры, дедушка и бабушка.

Но я всех принимала и сажала за стол.

Гражданского мужа я прописала. Недавно звонила его мама, и сказала, что тяжко болеет. Муж спросил меня о возможности привезти ее в Москву.

О чем разговор, мой любимый и дорогой. Для тебя я на все согласна.

С родными он, почему-то, говорит на узбекском языке, несмотря на то, что русский они все неплохо знают.

Я на седьмом небе от счастья. И на этот раз обмана не будет.

Реальную историю женщины отредактировал я- Эдвин Востряковский.

отвечая на вопрос темы: каждый год население Узбекистана увеличиваетсян а 500 тыс. человек, следовательно, любить умеют

Отвечая по существу: если тот или иной узбек предпочел девушке своих родителей (их спокойствие, счастье, достоинство, уважение, нервы) значит он умеет любить по крайней мере своих родителей. Я вам скажу крайне немаловажная вешь. Парень относящийся без уважения к мнению родителей в данном вопросе, как семьянин ничто.

Просмотрев некоторые примеры (родители-деспоты, были против а он наплевал и всер авно женился и т.д.) вспомнил знакомую ситуацию. Точ также женился против воли родителей, частично. Просто поставил их перед фактом беременной подруги (русской), ну а отношение узбеков к детяям эт конечно отдельная история, вобщем тут конечно же родители смирились и быстро устроили свадьбу. Девушка наверное была в восторге - такая любовь, в то как он сильно её ценит. в настоящее время она на последних месяцах беременности, парень уже хочет развестись. Развод в Узбекистане дело такое же серьезное как и женитьба на иной национальности. Однако для этого парня важнее было просто быть против и все. Вобщем там только родители (которые вообще не в восторге от этой невестки) всеми усилиями противятся разводу. Для кого-то данный результат неожидан (для его жены точно), хотя ведь он очевиден с другой стороны. Тот кто наплевал на тех ко дал ему жизнь, воился сн им, растил, дал ему все что он имеет, вобщем от кто не ценил семью в которой он прожил стока лет такой человек естественно не будет ценить и создаваемую им самим семью. Он вобще не способен центь семью.

Впрочем это не означает, что парень сразу по воле родителей должен бросать ту которую любит и которая на него надеется. Ведь не обязательно сразу же женитьсян а другой если эту родители не одобрили. Можно подождать...подождать...говорить на все прочие кандидатуры нет..и жить так..страдать естестно...родители увидев такое примут сами. Причем нормально - без скандала и унижения и той и другой стороны. Конечно это трудно и сплошные испытания, но если человек влюблен так сильно, то преодолеет. А девушка если также сильно влюблена - будет ждать.

Чисто по моим прогнозам данная тактика в самых кратких сроках займет год-два. Максимум - 5 лет. эээ...если буит ребенок то конечно дело быстрее, но вы же сами знаете девушки-узбечки выходят замуж девственницами..и в общем девушке русской при наличии явных свидетельств близких отношений в будущем на уважение претендовать не придется (таковы устои). Кстати - парни узбеки это прекрасно знают, и те которые уж очень быстро переходят от химиии к физике - с самого начала не замышляют ничего серьезного.

А насчет узбекских татар - я кстати принадлежу к их числу (у меня мать татарка, а в Ташкенте это все, хоть по паспорту я узбек, все равно чисто узбекские семьи видят во мне исключительно татарина). Люблю девушку узбечку, из очень уважаемой семьи, она меня тоже любит. Но...родители, её конечно. Она умная, образованная, современная но вместе с тем узбечка до мозга костей. Для неё мнение её семьи имеет вселенское значение. Я знаю что если её родители твердо скажут, что против, всез абудь этого парня, она может и будет рыдать в подушку, но порвет не задумываясь. По своей воле она за другого не выйдет, но если её родители скажут - вот выходи и все тут - выйдет. Её родители это прекрасно знают. Но не говорят этого.
Потому что мнение дочери для них также имеет вселенское значение. Меня конечно задевает сам факт того что они не могут дать сразу согласие, но так как меня принимают в эой семье (я уже и с отцом её встречался и с матерью), то уважительное отношение (они очень деликатные люди)..вобщем я точно знаю что готов ждать хоть сто лет пока они решаться. И соблюдать все эти традиции (хотя некоторые из них нелепы до невозможности).
Правда по статистике..если я и встречал пары узбек-русская, татарка, кореянка и т.д. то пары с узбечками и людьми иной национальности наблюдать не приходилось....Но надежды не теряю.

Р.С.(целая поэма получилась)

01.08.2014 14:56 msk, Соб.инф.

По шариату каждый мусульманин может взять себе четыре жены. В Узбекистане большинство населения исповедует ислам, но светским законодательством многоженство запрещено. Однако многие мужчины, прикрываясь религиозными канонами, стремятся завести любовницу, а эти любовницы - получить статус второй жены. Экономическая ситуация в стране, не позволяющая людям, а тем более женщинам, честно заработать деньги, которых хватило бы на достойное содержание семьи, превращает этот процесс в нечто закономерное и обыденное…

Лариса (здесь и далее все имена изменены) - вторая жена Махмуда. Лариса - русская, Махмуд - узбек. Сошлись двенадцать лет назад, родили мальчика, которому уже десять. Лариса всем говорит, что замужем, просто живет в гражданском браке, а муж очень занят на работе. Появляется тот у Ларисы раза два-три в неделю. Пару раз забегает «пообедать», один раз остается ночевать. Как отвирается дома за эту ночевку, Лариса не знает. Но точно знает, что первой жене Махмуда ничего неизвестно о его второй семье.

Быть второй женой - счастье небольшое

Как рассказывает Лариса, решилась она на второго ребенка и на роль второй жены от финансовой безысходности. На работе платили копейки, перспектив никаких, подходящих женихов, чтобы стать у них первой женой, тоже не наблюдалось. А Махмуд, хотя с «первой» женой, с которой у них двое детей, разводиться не собирался, обещал Ларисе золотые горы. И ребенка обеспечить, чтобы ни в чем не нуждался, и саму Ларису завалить с ног до головы подарками и деньгами.

Но с бизнесом у Махмуда ничего не получилось, вкалывает простым работягой на стройке. Второй семье, разумеется, помогает. Но далеко не так, как рассчитывала Лариса. И по большому счету, она с сыном по-прежнему живет все на те же копейки, которые получает на своей работе. Не столько из-за сексуального голода, сколько в отместку за несбывшиеся обещания тихонько погуливает «налево». Гражданский муж об этом догадывается, но поймать за руку вторую жену не может. В итоге его приезды на «обед» часто заканчиваются скандалом.

Впрочем, Ларисе еще повезло: Махмуд с ней расставаться не собирается, а наоборот, планирует провести в мечети никох - религиозный обряд, который хотя бы на небесах как-то узаконит их брак. Значит, и дальше будет по мере сил содержать своего ребенка. Сама Лариса достойно сделать это не в состоянии. Она работает в продуктовом магазине, где ей платят всего 300-400 тысяч сумов в месяц. Даже по самым скромным подсчетам независимых экономистов, это - минимальная сумма на одного человека, чтобы он не умер с голоду…

Экономика против морали

Таких женщин, как Лариса, в Узбекистане становится все больше. И осудить ее очень трудно. Несоответствие зарплат реальным потребностям населения вынуждает людей приспосабливаться.

Если проанализировать социально-экономическое состояние общества Узбекистана, то выяснится, что очень хорошо здесь живут только чиновники и крупные предприниматели. Предприниматели помельче, к которым можно отнести и фермеров, когда живут хорошо, когда сводят концы с концами. Пенсионеры существуют на деньги, что им присылают дети из-за границы. Остальные вынуждены выкручиваться. Выкручиваются, как правило, самым простым способом: мужчины едут на заработки за рубеж, а женщины ищут состоятельных любовников или, что им больше по нраву, становятся «вторыми» женами.

Впрочем, официально второй женой в Узбекистане стать нельзя. Законодательство Узбекистана надежно охраняет брак, особенно от многоженства. В Уголовном кодексе республики этому явлению посвящена статья 126, которая гласит:

«Многоженство, то есть сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства, - наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы до трех лет».

«Где обсуждение в Олий Мажлисе»?

Большинство «вторых» жен мирится с гражданским браком, но этот вариант сожительства имеет свой изъян. Если, например, с их гражданским мужем что-то случится, то ни на какую, даже самую маленькую долю наследства от его имущества вторая жена не может рассчитывать.

В связи с этим сейчас в Узбекистане появилось немало людей, которые хотели бы узаконить институт многоженства.

Как-то слышал по радио выступление женщин из Бухары, которые хотели вынести такое предложение на обсуждение в Олий Мажлисе (парламенте) республики, - говорит правозащитник Шухрат Рустамов. - Правда, не слышал, чтобы депутаты обсуждали такой вопрос.

По мнению Рустамова, каждый «богатей» давно имеет по нескольку жен. При этом они всех своих жен считают законными, потому что с ними в мечети заключен религиозный обряд бракосочетания - никох. Правда, служителям религии категорически запрещено читать никох, если у новобрачных нет свидетельства о браке. Но, как утверждает правозащитник, «проблему легко могут решить полторы пачки денег. Не в этой мечети, так в соседней».

А вот официальная регистрация брака со второй женой могла бы социально защитить эту женщину и ее детей, - считает Рустамов.

В перспективе - раздоры между наследниками

Многие сторонники узаконивания многоженства толкуют о смысле разрешения шариатом каждому мужчине иметь по четыре жены. Мол, беря в жены девушку, мужчина в старые времена должен был заплатить калым - выкуп за невесту. А значит, четырех жен могли иметь только очень состоятельные люди. Четыре жены рожали с десяток-другой детей, между которыми после смерти отца и делилось его богатство. В результате образовывался «средний» класс, и в обществе сохранялся баланс между бедными и богатыми.

Что же касается бедных, то тем надо было поработать, чтобы накопить на калым, а бездельникам и вовсе приходилось обходиться без жены и детей.

По мнению сторонников многоженства, при нынешней социально-экономической обстановке в республике, разделившей общество на очень богатых и очень бедных, то же самое надо сделать и сейчас, чтобы «не плодить нищету».

Несколько миллионов мужчин, многие из которых еще не женаты, находятся на заработках за рубежом, это оставило женщин без мужчин и без денег, - говорит юрист Турсуной Пулатова.

Но сама она категорически против института многоженства, так как считает, что это в будущем обязательно приведет к раздорам между наследниками, и эти раздоры отнюдь не будут способствовать укреплению семьи, как ячейки общества.

А многие женщины и вовсе встречают в штыки саму идею многоженства.

Нет ничего безнравственнее, когда мужчина имеет связь сразу с двумя женщинами, - считает известная правозащитница Узбекистана Елена Урлаева. По ее мнению, государство должно решительно бороться с этим «аморальным явлением». При этом, как считает правозащитница, напрасно представлять себе женщин Узбекистана «неким затырканным стадом овец, которые будут делать все, что им скажут».

«Есть бабы в узбекских селеньях»

Так, сохраняя размер стиха, можно перефразировать строчку из поэмы Некрасова. В узбекских селеньях, да и в городах тоже достаточно женщин, которые и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут, и мужа, если что не так, огреют сковородкой промеж глаз. При этом так огреют, что мало не покажется. Гулять от таких женщин, а тем более заводить вторую семью крайне рискованно.

Вот один из ярких примеров. Эркин и Мухаббат поженились, когда им было по двадцать. Оба - дети влиятельных и состоятельных родителей, очень талантливые люди, редкие красавцы, хоть сейчас на обложку какого-нибудь глянцевого журнала. Занялись бизнесом, таланты позволили не воровать, а честно стать очень обеспеченными людьми. Но когда им стало под сорок, а дети уже выросли, Эркин воспылал страстью к своей молодой двадцатилетней сотруднице. Неизвестно, хотел ли он развестись с первой женой и жениться на сотруднице, как положено по закону, или сделать ее второй женой. Известно только, что первая жена Мухаббат каким-то образом узнала о наметившейся интрижке своего супруга. Последствия оказались весьма трагичными и показательными.

Мухаббат пришла к организации, где компания ее мужа арендовала офис, и попросила у вахтера «молоток потяжелее». Когда такая красавица что-то просит у старенького, давно вышедшего у женщин в тираж вахтера, он не спрашивает «зачем», он думает «как». Вахтер, вывернувшись наизнанку, нашел требуемый молоток

А Мухаббат подошла к новенькой, сияющей краской «Нексии» - своему подарку Эркину, и начала без истерики, методично разбивать этим молотком стекла, фары, двери и прочие легко выводимые из строя автомобильные атрибуты. Вокруг собралась толпа, в том числе и неверный муж, и все, разинув рот, смотрели на эту расправу. А оскорбленная красавица, закончив экзекуцию, вежливо вернула вахтеру молоток, вернулась домой, вышвырнула за ворота вещички мужа, подала на развод и больше Эркина на порог не пускает.

Какая женщина согласится со второй женой?

Если Мухаббат посчитала ниже своего достоинства даже снизойти к какому-то разговору со своей соперницей, то далеко не все законные жены поступают таким образом. При этом последствия для второй жены могут быть не очень приятными.

Матери трех детей Наргизе подружка как-то сказала о своих подозрениях: у твоего мужа Хамида есть другая женщина, он частенько задерживается на работе. Наргиза решила проверить, проследила за мужем и поймала его с молоденькой дамочкой. Во время скандала выяснилось - с этой женщиной Хамид живет уже лет пять, и это уже и не дамочка вовсе, а его вторая жена, у которой подрастает его сын.

Ситуация «разруливалась» на совете родственников, где отнюдь не последнее слово было за Наргизой. Совет постановил ребенка от второй жены не бросать и посильно ему помогать. Но всю эту помощь осуществляет теперь исключительно бабушка - мать Наргизы. Хамид же видится с сыном и второй женой только изредка и под пристальным наблюдением своей законной супруги.

Причем, обе эти истории можно отнести к аристократическим расправам над мужьями, решившими завести вторую жену. «Народные» расправы носят более примитивный и болезненный характер. Если у самой обманутой жены нет силенок хорошенько поднавесить мужу, то в дело могут быть введены ее многочисленные братья и другие родственники.

При этом здесь играет роль не только естественная ревность женщины, которая не хочет ни с кем делить своего мужчину и болезненно реагирует на измены. Появление у мужа второй жены означает отток денег из дома. Так бы домой принес, а так тащит на сторону. А где вы видели женщину, даже самую богатую, которая бы сказала, что у нее дома завалялись лишние деньги?

Далеко не все законные жены поступают столь благородно, как Наргиза. Да и их дети, став взрослыми, нередко ожесточенно судятся со своими сводными братьями и сестрами, которым отец «незаконно» оставил дом или машину.

Поэтому мужчины, как бы они ни хорохорились перед друзьями, на самом деле, как правило, скрывают от своих законных жен наличие «второй жены» на стороне. Как говорится, от греха подальше. И вряд ли на самом деле захотят узаконивания многоженства. По крайней мере, до тех пор, пока все женщины в Узбекистане не станут покорны и бессловесны. Но это вряд ли когда-нибудь произойдет.

Похожие статьи