Разница между чистыми и нечистыми животными. Почему собака считается грязным животным с точки зрения религии (1 фото)

31.07.2019

Деление животных на чистых и нечистых очень условно. Фактически его нет. Особенно в новозаветной Церкви. Любая Божья тварь является чистой, ибо она создана Господом и есть плодом Его любви к миру. Оскорбляя Божье создание, не оскорбляем ли мы и Творца, создавшего его?

Нечистым может быть человек или падший ангел – бес, существа высшего порядка, имеющие волю и право выбора уклониться в добро или во зло. Если человек или ангел (бес) свободно, по собственному желанию уклоняется во зло и оскверняется злом, то он становится нечистым.

В Ветхом Завете существовал перечень нечистых животных, которых евреи не могли употреблять в пищу (см. 11-ю главу Книги Левит). Но с этой позиции данное установление было исполнено и упразднено в Новом Завете (см. Книгу Деяний, глава 10:9–16).

Почему же Господь повелел почитать нечистым животное, которое же сам и создал? Это было связано не с самим зверем (он по-прежнему оставался чистым Божьим созданием), но с отношением человека к нему. Святитель Патриарх Константинопольский Фотий писал на эту тему:

«Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми – не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда – ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился».

Исходя из вышесказанного, мы видим, что мера разделения животных на чистые и нечистые была не онтологической, то есть свойственной их природе чистоте или нечистоте, но исторической. Нужно было с Божьей помощью искоренить в народном еврейском сознании остатки языческой зооморфной (поклонение животным) религии. И разделение животных на чистых или нечистых кроется не в их природе, но в природе человека, искаженной и больной грехом.

Действительно сегодня среди православных христиан бытует мнение, что кошка является чистым животным, а собака нечистым. Вот как на этот вопрос ответил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в бытность его митрополитом Смоленским и Калининградским: «Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Возвращаясь к вопросу о собаках, хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более что кошка – очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого «антисобачьего» богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными. Что же касается бессмертной души, то должен сказать, что по образу и подобию Божию создан только человек. Согласно христианскому учению, животные не обладают бессмертной душой, и поэтому, когда животное умирает, мы с ним прощаемся навсегда».

Исходя из слов Святейшего Владыки, основанных на принципах православного богословия, мы должны понимать, что в иерархическом плане собака, как и любое другое животное, является низшим по сравнению с человеком существом и подчинено ему. Его душа не бессмертна. Она погибает со смертью тела. О том же говорит и святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе»: «Весь мир вещественный пред Богом, яко ничтоже; одни духовные существа яко нечто, как-то: Ангелы и человеки. Те только твари и имеют прочное бытие, которыя близко к Богу, имеют образ и подобие Его; остальныя же твари, как тень преходят – самое небо и земля прейдет, словеса же Моя не прейдут (Мк.13:31)».

В том же сочинении святой Иоанн написал: «Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей, и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия. Благ Господь всяческим [Пс. 144, 9]. Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят или пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, иже и скоты милует (Псалом)».

Нужно относиться к животным с теплотой и любовью, как и ко всякому Божьему созданию, но нельзя относиться как к равным или (упаси Бог!) как к высшим. В этом уже начало язычества и идолопоклонства.

Таким образом, не стоит называть животных человеческими именами, тем более именами святых угодников Божиих, помещенных в святцах.

Все стихи Священного Писания, будто бы касающиеся отрицательного отношения к собакам, типа: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27); «Берегитесь псов!» (Флп. 3:2); «Пес возвращается на свою блевотину» (2 Пет. 2:22) – нельзя воспринимать буквально и формально. Так, например, в Послании Филиппийцам в стихе «Берегитесь псов!» святой первоверховный апостол Павел имел в виду вовсе не собак, а лжеапостолов-еретиков, которые вкрадываются в христианские общины и совращают людей с истинного пути веры. Ведь не будем же мы понимать буквально слова «…и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12), и уродовать собственную плоть, отрезая себе органы, как это делали сектанты-скопцы. Нет. Разумный человек поймет, что Господь наш Иисус Христос пророчествует фактически о монашестве, о тех людях, которые оскопили себя духовно. То есть порвали связи с миром, отказались от всего ради служения Христу.

Во всем важно разумение, рассуждение и трезвомыслие, растворенные верой, надеждой и любовью. И так с Божьей помощью рождается мудрость.

Правило не держать собаку в доме является скорее исторической традицией. В отличие от кота, домашнего животного, ловящего мышей, собака – служебный зверь, несущий охранную, пастушью, на Севере ездовую функции. Потому их место было на улице, в конуре, в хлеву. Кроме того, это сейчас появились декоративные миниатюрные виды собак, раньше они все были большие, мощные, сильные, и держать их в доме было попросту неудобно.

Но нынче времена изменились. Миллионы людей живут в квартирах, и нет возможности на улице держать собаку. Им лишать себя радости общения с домашним питомцем? Конечно, нет. Если вы хотите держать пса в квартире, держите на здоровье. Тем более что в этом есть еще и хорошая педагогическая функция. Дети учатся любви, заботе, вниманию.

Ведь, в сущности-то, и планета наша является большим домом-квартирой, где Господь поселил человека, собак, кошек и других тварей.

Вконтакте

Среди верующих бытует мнение, что собака – животное «нечистое», богопротивное. Действительно, в Ветхом Завете собака названа нечистой. Но этим словом пророк Моисей называет и других животных. Есть версия, что таким образом Моисей пытался избавить свой народ от идолопоклонничес тва: ведь древние египтяне поклонялись различным животным, видя в них божеств: кошкам, быкам, крокодилам, соколам и даже жукам-скарабеям… Правда, «нечистыми» Моисей объявил не всех животных. К примеру, коров он назвал «чистыми», чтобы их можно было употреблять в пищу. Но в любом случае христиане отказались от «божественной» природы братьев наших меньших.

Во времена Христа собак стали держать при домах в качестве сторожей. Так, хананеянка говорит Иисусу: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). Апостол Павел предупреждал: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3:2), имея в виду носителей лжеучений. А апостол Петр говорил о грешниках: «Пес возвращается на свою блевотину» (II Петр. 2:22). Но особенно назидательно звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).

В библейском понимании собака не могла занимать высокое место в мировой иерархии. Ведь Христос заповедовал «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37), а также «возлюбить ближнего твоего, как самого себя» (22:39). То есть, в первую очередь речь идет о любви к Богу и человеку, созданному «по образу Божию», а животные, хоть и являются помощниками человека, но никак не могут претендовать на равенство с ним.

Собаки и Церковь.

Зачастую можно услышать, что держать собак в квартире - грех. А вот что говорит об этом Святейший Патриарх Кирилл:

Комментарий митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на вопрос о том, действительно ли собака является нечистым животным:

"Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене.

[.....] Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка - очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого "антисобачьего" богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными."

Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ:

"Собаки очень хорошие животные, и они, как и все животные, сотворены Богом, поэтому каждый человек может держать дома любое количество собак, если только это не становится для него страстью. Но встречаются случаи, когда священники отказываются из-за собак освящать квартиры. А также иногда можно столкнуться с тем мнением, что собака "плохое" животное, и в нее может вселиться бес. Надо сказать, что подобные заявления носят личный характер, то есть они никогда Церковью не догматизировались.

С точки зрения православного богословия собака не лучше и не хуже кошки. Скорее всего, кошку допустили в дом и храм лишь потому, что там водились мыши. Например, русский проповедник после эмиграции жил в Индии. Он был священником, и, живя на чужбине, построил себе храм. Построил специально на какой-то священной языческой горе, чтобы его никто не беспокоил. Однажды, войдя в храм, он увидел, что на престоле спит кобра. Тогда он спокойно взял ее и выбросил. Что взять с животного, оно ведь не знает что такое престол. Но если следовать существующему мнению, то кобра страшнейший зверь, а священнику вообще надо было немедленно уезжать? Он даже переосвящать ничего не стал. Такое же отношение должно быть и к собакам. Никакая тварь не может выгнать Бога ни из нашей квартиры, ни из храма. А ведь сколько раз собаки спасали людей! Взять хотя бы воспоминания митрополита Нестора - "Моя Камчатка". Он описывает множество случаев, когда эти животные помогали, отогревая, и вытаскивая из воды, и выводя из тундры. Многие северные народы живут вместе с собаками в юртах, но при этом же они не перестают быть людьми. Они к собакам относятся как к членам семьи. Иначе там просто нельзя. Наверняка владыка Нестор и освящал эти жилища, и молился вместе с этими людьми. "

Думаю мало кто осведомлен еще и о том, что и у покойного Патриарха Алексия II было целых 3 собаки и, по словам очевидцев, он их очень любил. Любовь здесь, конечно же, имеется в виду не страстная, когда животное очеловечивается и ставится во главу угла, а искренняя любовь к творению Божьему.

"- Я всегда любил животных. Меня через всю жизнь сопровождают собаки, - говорил Патриарх. - После того, как с ними повозишься, становится легко и покойно на сердце. Дома у меня была собачка по кличке Чижик, которая недавно околела. Сейчас остались три. Кеша - это мопс. Пушок - пекинес. А какое-то время назад, когда встречался с детьми Беслана, они, вы знаете, подарили мне карликового пуделя. Я сначала растерялся, даже сказал: «Пустят ли меня с ним домой?» Особенно имея в виду гордый, независимый характер Пушка. Но Туся (пудель оказался девочкой) всех покорила своей симпатичной забавной мордашкой."

"- Святейший не проходил мимо ни одного животного, - вспоминает настоятельница Пюхтицкого женского монастыря матушка Варвара . - Очень их любил. И они теперь тоскуют по нему..."

Ответ известного Богослова диакона Андрея Кураева на вопрос "Правда ли, что собаку в дом пускать нельзя?"

— Это одна из самых распространенных сегодня приходских сплетен .
Мол, «если дом освящен — поселяется Господь, а если пустили собаку в дом, -- благодать Святого духа уходит! У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться к Причастию!» Но богословских оснований для столь категоричного мнения нет.
Библия не учит о несовместимости собаки и благодати . Когда Ангел Рафаил сопутствовал Товии, шла «и собака юноши с ними» (Тов. 5, 17). И Ангела это не отгоняло и не смущало.
И нигде в Библии собака не именуется нечистым животным (равно как и кошка нигде не относится к животным чистым.

Церковная история позволяет молвить словечко в защиту собак: в 1439 году во Флоренции проходил собор, заключивший унию католиков с православными. В последний день собора, когда и зачитывался сам акт об унии, у ног византийского (православного) императора лежала собака. И вот когда начали читать этот документ, который с точки зрения православия был предательским, пес залаял так, что никто не смог его остановить. Дело, кстати, происходило в храме . И пес был единственным в тот день и в том месте, кто возвысил свой голос в защиту православия…

Неприязнь к собаке имеет не церковное, а языческое происхождение . «Собака по неясной причине обычна в семантическом ряду смерть-преисподняя-Земля» .
Мистические причины негативного отношения некоторых язычников к собакам неясны, а вот бытовые причины вполне понятны. От собаки несет «собачиной». крошки во время течки в отличие от кошек не вылизывают себя и оставляют следы. Собаки спокойно ложатся в грязь, могут сходить с ума (и тогда пожирать своих щенков).
Но в конце концов все это не неизбежно.

Да, в традиционном хозяйстве места животных были распределены разумно и ясно: пес охраняет дом снаружи, кот — изнутри. Но у наших квартир нет «приусадебных участков». Так что собаку приходится пускать внутрь.
И польза от пребывания собаки в современном доме бывает вполне очевидной.
Сегодня домашний пес стал средством ко вполне христианскому воспитанию детей . «Ты просил щенка? Так и заботься о нем и иди с ним гулять!»

Столь же очевиден и вред от изгнания собаки «во имя веры». Если бабушка, настроенная на борьбу с собакой каким-либо «духовным наставником», приезжает домой и пользуясь отсутствием дома детей и внуков, изгонит вон их любимого щенка, то что потом будут думать ее дети и внуки о вере самой бабушки, о том «наставнике», что внушил ей эту премудрость, и вообще о Православии?

Для современного горожанина, общение с животным — это, прежде всего, школа любви и заботы. Естественно, что если в доме детей «куча мала», то они сами проходят опыт сосуществования и заботы друг о друге, хотя временами и колотят друг друга. К сожалению, в современных семьях детей очень мало и очень часто животные выступают как суррогаты детей. Наверное, это плохо.Плохо, когда взрослые заводят животное вместо ребенка , но если сам ребенок просит: «Мама роди мне братика или щеночка», и мама дарит ему щеночка, то для него это хорошо. Было бы лучше, если бы был братик, но щенок лучше, чем ничего. В таком случае надо ему объяснить: «Смотри, рядом с тобой есть живое существо, за которое ты отвечаешь. Нравится тебе или не нравится, ты идешь с ним гулять, ухаживаешь за ним, думаешь о нем, болеешь вместе с ним». Тогда это будет первая школа привязанности и первая школа любящей заботы. Сначала это животное, потом это будут друзья. Потихонечку человек пройдет такую школу любви и, может быть, научится любить Бога.

Эту статью можно продолжать еще очень долго.
И в интернете, и в православной литературе имеется огромное количество высказываний как высших Церковных чинов, так и простых священников в защиту собак. Приводить их все означает создать отдельный ресурс, посвященный исключительно этой теме.

Однако еще одно интервью все же размещается по причине ответов на самые простые бытовые вопросы, связанные с содержанием собак в доме.

Материалы Елены Типикиной PR- менеджера ООО "КПЦ "АТАМАН"

Хорошо было бы начать традиционным вступлением — «в редакцию поступил звонок…» Но звонок не поступил. Ни в редакцию, ни в мою квартиру. Зато поступил упрек. Что называется, «в теплой, дружеской атмосфере». Проще говоря, одна моя знакомая, имеющая собак и кошек, не на шутку «наехала» на меня в разгар застолья.

Эта моя знакомая (об имени умолчим) знает о роде моей работы*, и предполагает, что именно я, как адепт Русской Православной Церкви, — наиболее подходящий объект для вымещения обид, нанесенных ей «служителями культа». Обиду, нанесенную ей, нельзя считать шуточной. Один из священников, служащий в питерском храме (о его имени тоже умолчим), отказался освящать ее квартиру под тем предлогом, что она осквернена проживанием в ней «нечистых животных», то есть собак. И более того, не ограничился отказом, но, пугая и устрашая небесными карами, настоятельно рекомендовал ей изгнать «эту гадость» из дома.

Искренне сочувствуя моей знакомой, случайной жертве религиозного экстремизма, я все-таки должна сознаться: проблема есть. Историческая, этнографическая и отчасти социальная. Редкая провинциальная церковная старушка не побледнеет, увидев собачью физиономию в храмовых дверях. Как и редкий мусульманский ребенок не запустит камнем в дворнягу, случайно забежавшую в арабский двор. Ортодоксального иудея в иерусалимском квартале легче всего вывести из себя, обозвав собакой.

Отчего же религиозные ортодоксы* разных вер плюют вслед собаке? Чем она провинилась перед Богом и человечеством?

Для меня этот вопрос очень насущен — я человек верующий. Имея собственное мнение по этому вопросу, подкрепленное знанием церковных правил и постановлений, я, «ничтоже сумняшеся»*, имею собаку в городской квартире. А что делать «маловерным», впадающим в смущение от незнания русских церковных традиций и правил?

За разъяснением я обратилась к двум священникам Русской Православной Церкви (РПЦ) — отцу Владиславу Редину и отцу Геннадию Коршуну . С первым состоялся междугородный телефонный разговор, ко второму я явилась с диктофоном.

Отец Владислав — священник с академическим образованием, преподаватель семинарии в одном из российских городов. С отцом Владиславом мы знакомы по роду моей работы. Он сам имеет не только собаку, но и верхового коня, на котором его дочка выступает на соревнованиях. Собака — «детский» лабрадор, посещает выставки, любимица семьи.

Отец Геннадий собак в доме не держит (имеет кота) и придерживается довольно строгих правил их содержания. Но именно он, отец Геннадий, освящал нашу квартиру и загородный дом, не смущаясь присутствием двух ризеншнауцеров.

В тексте я буду обращаться как бы попеременно то к одному, то к другому батюшке, я задавала им практически одни и те же вопросы.

Отец Владислав, разъясните, почему церковь именует собаку «нечистым» животным? У очень многих складываются буквальные ассоциации с «нечистой силой»…

О.В. : Традиция древняя, имеет ветхозаветное происхождение. Три мировых религии — христианство, иудаизм и ислам — имеют происхождение, восходящее к общим историческим корням — Ветхому Завету. У нас, христиан, Ветхий Завет является составляющей частью Библии, предшествующей Новому Завету — главному христианскому закону и учебнику. Тем не менее, значительная часть традиций и правил перекочевала к христианам именно из Ветхого Завета.

Несколько тысяч лет назад Господь повелел людям через величайшего пророка Моисея разделить домашних животных на «чистых» и «нечистых». На употребляемых в пищу и предназначаемых в жертвенное всесожжение. И на тех, которые запрещалось поедать или воздавать в жертву Богу, приносить на алтарь. Так что ассоциации с «нечистой силой» сегодня весьма поверхностны.

Чистые животные в ветхозаветных правилах — агнцы (ягнята), тельцы (телята), голуби — должны были при принесении их в жертву быть особями мужского пола и не иметь физических изъянов ли уродств. Должны были быть «непорочными». Современный иудаизм твердо исповедует ветхозаветные правила, изложенные в особой книге — талмуде.

Кстати, замечательно вкусные и повсеместно употребляемые в России рыбы сом и осетр — также животные «нечистые». Талмуд запрещает исповедующим иудаизм употреблять рыбу, не имеющую чешуи. Так что «чистый» зверь или «нечистый» — сегодня это скорее область гастрономических пристрастий.

Теперь об истории…

Для ветхозаветных иудеев собака действительно была животным, символизирующим неверие, беззаконие. Исторические поработители еврейского народа — вавилоняне, многократно дотла выжигавшие Палестину, исповедовали зороастрийскую языческую религию, в которой собаке как обожествленному животному отводилось особо почетное место. Так что собака для иудеев была ненавистным языческим символом.

Псом называли язычника не только древние евреи. «Пес смердящий», «собака некрещеная» — традиционные русские ругательства, обращенные и к половецким, и к монгольским ордам, и к тевтонским рыцарям. Очень многие ветхозаветные законы существуют в христианстве в качестве нравственных правил: десять заповедей, например. Или благочестивая традиция покрывать голову женщине (обязательное правило при входе в церковь — прим. ред.).

Но православная церковь на законодательном уровне не делит животных на «чистых» и «нечистых»! Нет ни одного соборного постановления, запрещающего христианам иметь собаку.

Еще нужно сказать и о том, что домашняя собака в XXI веке, особенно городская, выращенная и отселекцированная человеком, не имеет ничего общего с древними полчищами одичавших и свирепых псов, осаждавшими города. Собаки, сбившиеся в стаи, голодные, больные паршой и бешенством, вселяли ужас в людей. Существовала форма казни — «бросить на растерзание собакам». Выгнать ночью за городские ворота провинившегося — означало обречь его если не на съедение, то на муки ужаса уж точно. Не говоря о том, что бешенство научились излечивать менее ста лет назад.

- Может ли бес вселиться в собаку?

О. В. : Изгнав на скале Гадаринской* полчища бесов из одержимого, Господь Иисус Христос послал их в стадо свиней. И свиньи, взбесившись, бросились со скалы в море. И утонули в нем. Животные — несомненно одушевленные существа. И по всей видимости, могут, как и люди, быть подвержены душевным заболеваниям. Примеров дурного, неукротимого нрава сколько угодно — так и говорят: пес бросился как бешеный, конь взбесился и понес… Люди должны культивировать характер домашних животных селекцией, воспитанием. В христианской литературе, преданиях есть сколько угодно примеров укрощения святыми подвижниками свирепых животных: пророк Даниил, брошенный в ров на съедение голодным львам, не был ими съеден. Напротив, львы кротко легли около него. Святой преподобный Серафим Саровский кормил хлебушком дикого медведя, приходившего к нему в пустынь* за подачками; старец Герасим в пустыне возил воду в бурдюках на диком льве, добровольно служившем старцу.

Несомненно, добрый, кроткий сердцем человек воспитает доброе животное. Злобный, безудержный — воспитает животное с таким же нравом. Посмотрите, сколько владельцев кичатся тем, что их собака — гроза округи, грызет других собак, давит котов, кусает людей. Это самое настоящее культивируемое бешенство. Не в смысле вирусного заболевания, а в смысле одержимости.

Бог сотворил собаку для служения человеку. Человек — владелец собаки, юридическое лицо, не только в ответе перед законом за действия своего животного, но и перед Богом — за потакание своим страстям — гордыни, гневу, тщеславию.

О. Г. : То, что «нечистая сила» вселяется в собаку, — скорее всего, вымысел. Но вот что я заметил: собаки очень часто похожи на своих хозяев.

До такой степени, что иногда у собаки бывает «лицо», а иногда наоборот — у человека лицо становится злобной мордой. Собака служит человеку и в чем-то копирует его. «Бешеная» собака — продукт воспитания «бешеного» хозяина.

— Могу ли я, владелец собаки, молить Бога о даровании ей здоровья или о том, чтобы потерявшаяся собака отыскалась? Или это кощунственно и недопустимо?

О. Г. : В наших требниках* есть тексты молитв о страждущих животных. Молитвы о них — законное дело. Случись беда — заболело животное, потерялось — обратитесь к Богу. Но обратитесь с сокрушением и покаянием. Задумайтесь, почему с Вас взыскивает Господь? Но будет кощунственно, если Вы, называя собаку человеческим именем, будете заказывать именные молебны и т. д. О здравии собаки Дружка записку подавать нельзя. Вы смутите и скорее всего возмутите спокойствие и прихожан и священника, даже если сделаете это по незнанию и не будете иметь кощунственных мыслей. Такая молитва может быть тайной или сугубо домашней.

О. В. : Все плохое, что случается с человеком, случается по попущению Божию. Если что-то случилось с Вашей собакой — задумайтесь, почему? Может быть, вы отдавали ей то, что должны были отдавать людям? Может, вы «зациклились» на своей «дорогой и единственной» и при этом ненавидите все человечество? Забыли о главном? О том, что Господь повелел возлюбить Бога и ближнего? Собакам нужно отдавать часть сердечного тепла, милости, ласки, но, может быть, вы ошибочно полагаете, что «ближние» — это только ваши собаки? Или собака культивирует в вас худшие качества? Корысть, зависть, тщеславие… Тогда не удивляйтесь, что ваши собаки «мрут как мухи». И прежде, чем помолиться о собаке, задумайтесь, о чем еще вы просите Бога? Если только о своей любимой собачке, то это кощунственно. Но если вы выходите на соревнование или на службу со своей собакой, то, конечно, будет лучше, если вы вместо суеверного плевка через левое плечо и пожелания «ни пуха ни пера» попросите Божьего благословения.

Собаководы часто бывают суеверными людьми: завязывают собакам цветные ниточки «от сглаза», не ходят на выставки 13 числа… Доброе дело нужно начинать с краткой молитвы — «Господи, благослови». Часто люди в бесовщину, сглаз и прочее верят, но забывают, что без Божьего попущения ничего не бывает. Получается, что в черта верим, а в Бога — нет.

— Правда ли, что храм освящают заново, если туда забежала собака?

О. В. Неправда. Это предрассудок. В уставе сказано, что храм осквернится, если в алтаре родит жена* или животное. Кстати, женщинам детородного возраста запрещено входить в алтарь, хотя пожилые монахини могут получить такое право. Ситуацию, когда в алтаре может ощениться собака… мне трудно представить. В этом случае храм освящают заново. Я о таком не слышал. Очень часто случается, что церковь окропляют святой водой, когда туда забредают коровы или собаки. Эта благочестивая традиция существует более для успокоения мнительных прихожан.

— Существуют ли правила, регламентирующие содержание собак?

О. В. По твоей просьбе я обратился к первоисточникам: сборникам правил, типикону*, соборным постановлениям. Одно мне удалось найти — христианам запрещается есть с собакой пищу за одним столом и из одной посуды.

— Отец Владислав, а Ваша собака была на выставке?

О. В. : Да, дочка водила и что-то там такое важное получила… какой-то титул. Счастью не было предела! Но я ее сразу щелкнул по носу — не гордись, не тщеславься.

— А можно ли посещать выставки в дни церковных постов и праздников?

O.В. : Вопрос не однозначный. Для моей дочери существует правило: хочешь посетить выставку в воскресенье — встань пораньше и сначала «отдай Богу богово». Она идет на раннюю службу в 6 утра, а после — на выставку. Думаю, что для верующих людей это может быть хорошей практикой. Что касается постов… Я помню. как в нашем городе проводилась международная выставка в двунадесятый* праздник Успения Божьей Матери. И меня это покоробило… Весь православный мир скорбит о кончине Богородицы, совершается чин Погребения, и в то же время — выставка, «тусовка».

Наверняка шампанское пьют, «ура» кричат… Конечно, не многие знают об этом празднике, но организаторы могли соблюсти традиции, назначить выставку на другой день и не вводить людей в грех. Выставки — мероприятие зоотехническое, без них не может быть собаководства как отрасли. Но для многих владельцев выставка — самоцель, ярмарка тщеславия. На выставках люди ведут себя очень по-разному: одни деловито, спокойно; другие — как истерики, дают волю страстям, рыдают, с ума сходят, входят в раж, оскорбляют судей и друг друга. Думаю, что вот этим, последним, собаководство противопоказано.

О. Г. : Мы трудимся в посты на своей работе. Никто же в «глухой затвор» не уходит, живя в миру. Для кого-то выставки — это тоже работа. А для тех, кому это развлечение, я бы дал совет: уж если пришли, ведите себя поскромнее. В великие церковные праздники — Рождество, Пасху, посещать «ристалища» грешно.

— Я, как любитель, готова пытаться «реабилитировать» собаку в глазах церкви, но мои доводы греют душу только таким же любителям, как я. Большинство «церковных бабушек» меня и слушать не хотят. Ни того, что в Киеве на фресках изображены охотничьи собаки (в сцене охоты святого князя Владимира), ни того, что канонизированная царская семья имела собак-любимцев. Ни того, что мой прадед — священник, расстрелянный в 1937 году, — имел собак и любил их. Моя бабушка до сих пор помнит, как их пес Гектор в страшный голод 1921 года буквально спас от голода детей, когда приволок в дом тушку мороженого гуся, украденную в военном обозе. Поэтому я Вас очень прошу сказать похвальное слово собаке, или хотя бы слово в ее защиту.

О. В. : Собака ни в чем не провинилась перед человечеством. В ее дурной репутации повинны люди.

О. Г. : Собаки и другие домашние животные служат человеку. Собаки бывают сторожевые, военные, кто-то охраняет двор, кто-то ищет раненых, кто-то служит на границе. Животные — наши пленники, мы обязаны заботиться о них. Я консервативен и считаю, что собаку иметь в квартире непрактично и негигиенично. Собака должна жить во дворе дома, там, где скот, птица. Но я освящу квартиру по просьбе хозяев, даже если там живет собака вместе с людьми.

— Есть ли, по Вашему мнению, душа у собаки?

О. Г. : Священное писание говорит о том, что душа у животных есть. Но какова судьба этой «скотской» души — мы не знаем. Писание не отвечает на этот вопрос и даже прямо указывает на то, что людям не дано этого знать.

Но в апокрифах есть описания райских животных и птиц редкой красоты.
Может быть, это души наших земных животных? Тех, что нам служат на Земле сегодня?

— Благодать отступает от «запаха псины»?

О. Г. : Дух Божий дышит, идеже хощет*… Как мы, земные, ничтожные люди смеем рассуждать о том, «боится» ли Господь собаки? Это чисто человеческие измышления. Не «запах псины» противен Богу, а дух корысти, наживы, злобы.

— Отец Геннадий, вопрос лично к Вам. Если бригада спасателей МЧС или отряд ОМОНа с собаками попросят Вас отслужить молебен при отправке на место службы, Вы отслужите его? Можно ли служить молебен отряду проводников с собаками?

О. Г. : Наличие животных рядом с людьми не послужит препятствием. В храм собакам войти нельзя, но молебен на улице, на вокзале я, конечно, отслужу. Ведь мы молимся о благополучном исходе доброго дела, а собака — это только орудие в руках человека.

— Что предпринять человеку, столкнувшемуся с неприятием священниками его увлечения собаководством?

О. Г. : Каждый священник — человек. Нет на земле ангелов среди священства. Поэтому, прежде всего, не обижаться на слабости или непонимание батюшек. Не представлять себе, что «поп Иван» конечная инстанция Церкви. Просто пойти к другому священнику, а непонимающего пожалеть, пожалеть его слабость. Попытаться найти понимание в другом храме. И думать о себе, своих грехах, не осуждая никого.

Традиционно, собаки в исламе рассматриваются как нечистые животные, контакты с которыми мусульманам запрещены. К сожалению, большинство мусульман именно этим оправдывают свое неприязненное и враждебное отношение к собакам, не смотря не то, что Коран выступает против любых проявлений жестокости и все животные в нем описаны как «общие человеку».

Собака в исламе считается «наджис»

Это библейское слово переводится как «змей», то есть нечистым животное, которое может осквернить одежду, пищу и самого человека. После осквернения любой правоверный обязан совершить очищение. Существуют специальные правила, что делать в таких случаях. Есть хадисы, где говорится, что ангелы не войдут в дом, если там есть собака.

Сообщается, что Аиша сказала: "Однажды Джибрил, мир ему, пообещал посланнику Аллаха, ДбеАип, что придёт к нему в определённое время, но когда это время настало, он не явился". Аиша сказала: "И он отбросил посох, который держал в руках со словами: Ни Аллах, ни посланники Его не нарушают обещаний!" -, а потом повернулся и вдруг увидел под своей кроватью щенка. Он спросил: "Когда он вошёл?". Я сказала: "Клянусь Аллахом, я не знала о нём!". И по его велению этого щенка вывели, после чего к нему явился Джибрил, мир ему. Посланник Аллаха, ДбеАип, сказал: "Ты обещал мне, и я ждал тебя, а ты не пришёл ко мне!". 0н сказал: "Мне не давала сделать это собака, которая находилась в твоём доме, ибо, поистине, мы не входим ни в один дом, в котором есть собака или изображение". (Муслим). По преданию собака укусила пророка, за это ее прокляли. Однако, в Коране об этом не сказано.

Борзые в мусульманских странах

В то же время, есть знаменитые арабские породы собак, например, салюки (слуги) - и другие борзые. В эмиратах они пользуются невероятным успехом, их возят с собой на седлах и выпускают лишь при приближении к дичи.

В восточных странах существует красивая
Борзые служат предметом нежных забот и ласк для мусульманских женщин. На зиму они шьют им теплые покрывала. На лето - легкие плащи, чтоб предохранить их от назойливости мух и других насекомых. Все это делается со вкусом, изяществом и даже некоторой роскошью. Борзой делается особая постель, кормят ее питательной, но не тяжелой пищей, главное основание которой составляет мясо.

Арабы дают своим борзым также финики в виде теста и верблюжье молоко, по мнению бедуинов, имеющие свойство укреплять легкие и сообщать скачке собак большую легкость.

О ценности борзой говорится даже в Коране. В средние века каждый хозяин настолько дорожил своей борзой, что у собаки на передней ноге выжигалось тавро - знак владельца, чтобы собаку можно было найти.

Существует и арабское изречение:"Хороший сокол, быстрая собака и благородный конь дороже, чем двадцать жен".

У татар, живущих в Добрудже, постель борзой устраивается на верхушке крыши, рядом с гнездом аиста, который почитается как птица, приносящая благополучие дому. Собака поднимается в свое отделение по особо приспособленной для этого лестнице. Над постелью ее делается иногда даже зонтик из камыша, чтоб защищать ее от солнца. В этом уютном помещении она отдыхает спокойно, здесь не тревожат ее блохи и разные насекомые, которые мешают обыкновенно собаке спать, отчего слабеют ее силы и падает энергия».

Нечистыми собаки считаются только в шиизме. В суннитском Исламе этого нет, во всяком случае, так сказал Моххамед.

Согласно Исламу, собаки не могут быть предметом купли-продажи, но при этом дозволено подарить их кому-либо. Шариат допускает держать собаку только для охраны (вне дома), с целью пасти скот и охранять. Можно также усыпить собаку, если нет возможности решить вопрос дозволенным способом.

Хадисы Пророка запрещают держать собаку в целях развлечения. От Ибн Умара передано: «Я слышал, что Посланник Аллаха сказал: „Вознаграждение за служение Аллаху того, кто держит собаку, кроме как для охоты или для того, чтобы пасти скот, сокращается каждый день на две большие доли“ (Приводится у Малика и Муслима).

Возможно, негативное отношение к собакам - один из способов досаждать зороастрийцам, приверженцам религии, которая была распространена на Востоке до появления ислама. В Авесте - собрании священных тесктов зороастрийцев - о собаке сказано много добрых слов и даются наставления о том, как с ними обращаться, а также описываются суровые наказания за неподобающее отношение к собакам.

В первоначальном исламе нет никаких следов враждебного отношения к собаке как к нечистому животному (теперь это мнение широко распространилось среди мусульман). Мусульмане связывают с небом 10 животных и соответственно их хозяев: баран (Ибрахим), ослица (Балам), чибис (Билкис), кит (Иунус), конь алБурак (Мухаммад), вол (Муса), голубь (Нух), верблюд (Салих), собака Китмир (Люди пещеры - Асхаб ал-Кахф), муравей (Сулайман). Асхаб ал-Кафх (Ashab al-Kahf, „те, кто в пещере“), в мусульманской мифологии молодые люди, спрятавшиеся вместе с собакой в пещере, чтобы уберечь свою веру в единого бога во время преследований. Эпизоды, посвящённые Асхаб ал-Кафк, изложены в Коране, в суре „Пещера“.

Согласно Корану, молодые люди обратились к Аллаху с просьбой смилостивиться над ними и направить на верный путь. Аллах услышал просьбу и усыпил их на 309 лет, которые показались им как „день или часть дня“. Над их пещерой (в урочище ар-Раким), обращённой входом к северу, люди устроили потом святилище (18:9-25). В Коране не называется точное число „тех, кто в пещере“ и констатируется, что это число, так же как и продолжительность сна, один „аллах знает лучше“. Коранический рассказ является вариантом христианского сказания о „семи спящих отроках эфесских“, распространённого на Ближнем Востоке до утверждения ислама. Магическую функцию приобрели называемые преданием имена спящих и имя их собаки - Китмир ; в некоторых мусульманских странах имя Китмир надписывали на посланиях, чтобы уберечь последние от пропажи. В Иране такое отношение к собаке, видимо, поощрялось в связи с тем необыкновенным уважением, которое проявляли зороастрийцы этому животному.

Вероятно, дурное отношение к собаке (подобно снятию пояса-кусти или плевку в огонь) являлось внешним признаком обращения в новую веру. Множество мучений, причиненных этим животным мусульманами в течение столетий, служат печальным примером жестокостей, к которым приводит религиозное соперничество. В мусульманском мире собак очень мало, в основном они ведут бродячий образ жизни - собаки-парии, потомки выродившихся древних пород.

Разрешается использование собак на охоте и в качестве охранника.

Происхождение слов "порода","собака","кобель","собачья жизнь","сука".

Порода.

Это слово пришло в Европу от арабов в 17 веке. Слово „порода“ применялось арабами для обозначения, выведенных ими пород лошадей. Строго говоря, когда говорят о породе, имеют в виду группы животных одного вида, разные признаки и внешность которых передаются по наследству.

Ругательства типа „кобель“, „собачья жизнь“, „сука“ и т. п.

Подобные "выражения" предположительно также появились на Востоке, откуда позже были занесены в Европу. Такое презрительное отношение было прежде всего к собакам, питавшимся падалью и отбросами. Следует обратить внимание, что не смотря на это, к собакам-париям было снисходительное отношение в благодарность за производимую ими чистку улиц. Например, у многих турецких домов были примурованы миски или корытца, которые ежедневно наполнялись водой для питья уличных собак. Также существовал обычай устройства приютов для больных собак и для ощенившихся сук.

"Собака"

В средние века отношение магометан Азии и стран Африки к собакам было разное: одни породы изгонялись, в то же время перед другими породами преклонялись. Уличные и дворовые животные до сих пор не приемлемы в доме мусульманина, а самое последнее ругательство в адрес европейца - „собака“.

Однако в современных мусульманских городах все больше развивается практика домашнего содержания собак. Несмотря на то, что для мусульман собаки считаются „нечистыми“ животными, в последние годы в Иране, особенно в среде прозападно настроенных состоятельных граждан, растет количество собаководов. Многие пытаются объяснить неверность толкования священных текстов, в которых, по их мнению, нет указаний на „нечистость“ собак.

Ветеринар, хирург д-р Айоб Бандеркер, BVMCh, рассказывает, что с приближением священного месяца Рамадан (и других праздников) множество мусульман приносят своих домашних собак в ветеринарные клиники, чтобы сделать им эфтаназию, т.е, проще говоря, усыпить собственных питомцев. Свои действия они обосновывают следующим заявлением: „Скоро наступает месяц Рамадан, и моя религия запрещает мне держать собак“.

С другой стороны, очень часты случаи доведения больного животного до летального исхода полнейшим невниманием к нему и игнорирование всякой ветеринарной помощи. Когда он спрашивает владельцев, почему они так долго тянули с обращением к ветеринару, мусульмане обычно объясняют свою апатичность запретами веры прикасаться к собаке. В клинике доктора был случай, когда ноги больной собаки обернули в пластиковые пакеты и таким образом, не прикасаясь непосредственно к животному, принесли в госпиталь.

Существует множество случаев жестокого обращения и\или равнодушного отношения к собакам со стороны мусульман, которые прикрываются в этих случаях лишь своей верой. Число усыпленных собак в праздничное время постоянно увеличивается. Ветеринары все чаще сталкиваются с мусульманами, приносящими здоровых, счастливых животных для усыпления. Настоящей трагедией является откровенная и не скрываема мусульманами вера, в то что они совершают этот ужас во имя своей веры. „Собака, как и все создания, живущие на Земле, были созданы Аллахом. Все мусульмане должны охранять нашу прекрасную планету. Собаки, как и все другие живые создания, на обладание которыми мы претендуем, истинно принадлежат лишь Аллаху. Все животные являются, по исламу, мусульманами, подчиненными воле Аллаха, лишь человек и джинн имеют свободу выбора. Так что даже животные - мусульмане.“ - говорит доктор Айоб Бандеркер. В Коране (С4:36) сказано, что человек должен делать добро, „…всем, кто находиться в его руках“.

Собака – древнейшее из всех домашних животных. Рядом с человеком она появилась около 15 тысяч лет назад и с тех пор прочно вошла в человеческое общество. С развитием цивилизаций и формированием культурных и религиозных воззрений менялось и представление человека о собаке. Ей стали приписываться те или иные качества, а очень часто – чисто человеческие черты, как положительные, так и отрицательные. Верования разных народов демонстрируют неоднозначное отношение к этим животным, и именно о месте собак в нашей жизни с точки зрения традиций основных мировых религий и пойдет речь в настоящей статье.

Христианство и собаки

Пожалуй, самое неоднозначное отношение к собаке присутствует в христианской традиции. В Священном Писании упоминания о собаках встречаются весьма часто (приблизительно 30 раз только в Ветхом Завете), однако практически всегда – крайне уничижительно. Следует отметить также и тот факт, что подобное отвращение к собакам было общим у народов, почитающих Библию. Позже христианская традиция несколько пересмотрела свое отношение, а вот иудаизм – нет, и этот вопрос рассматривается в одной из последующих глав.

Собака в Библии представляется как средоточие самых омерзительных качеств, которые только можно себе вообразить - подлости, жадности, бесстыдства, трусости и ненасытности, корысти, грязи, разврата и прочих многочисленных пороков и грехов. В тестах Нового Завета эта традиция продолжается, хотя и представлена в менее острой форме. Связано это с тем, что со временем собак все-таки стали держать при хозяйстве, во дворах, соответственно, их статус немного повысился, чему служит примером фраза из Евангелия от Матфея («Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их»). А в одном из поздних комментариев Библии, а именно, Бытия, повествуется о том, откуда взялись собаки в человеческом обществе. Когда Каин, первенец Адама и Евы, убил своего брата Авеля, Бог жестоко наказал его и заставил вечно скитаться по свету. Напуганный Каин умолял Господа хоть как-то защитить его от опасностей мира, и тогда Бог дал ему в спутники собаку.

В раннехристианские времена отношение к собакам изменилось еще больше, четко разделившись на два противоположных аспекта. С одной стороны, собака стала олицетворять верность Папе и догматам Церкви, религиозное рвение, представляя собой образ хранителя стад - Доброго Пастыря – священника, представителя духовенства и проповедника. Чуть позже образ расширился и был перенесен из сферы религиозной в светскую – государство метафорически представлялось овечьим стадом, составленным добропорядочными гражданами (овцами), правитель выступал пастухом, его слуги и советники – верными собаками, помогающими ему, а бунтовщики, еретики и враги – злобными волками. В Средние века собака-овчарка, следящая за стадом, стала символом высшего духовенства. В это время собаке приписывали множество добродетелей – бдительность, покорность, верность (не только религиозную, но и супружескую и вассальную), набожность, преданность. Именно в такой символике в Средние Века собаки повсеместно присутствовали в искусстве – на живописных полотнах, в иллюстрациях, в скульптуре и даже на могильных памятниках. Собаки рассматривались как атрибут многих католических святых – Роха, Христофора, Бернарда, Маргариты Кротонской и, особенно, Доминика.

Святой Доминик, ревностный борец с еретиками-альбигойцами, в 1215 году основал, пожалуй, самый влиятельный монашеский орден – доминиканский, а уже через 20 лет это положило начало ужасающим временам инквизиции. Связь доминиканцев с образом собаки чрезвычайно тесна. Во-первых, на свой герб они поместили атрибут их основателя и покровителя Св. Доминика и символ бдительности по отношению к ересям – черно-белую собаку, несущую в пасти зажженный факел, чтобы высматривать и очищать огнем истинной веры еретиков. Их рясы были черно-белые, и даже само название ордена было словно начертано перстом Божьим: достаточно было лишь разложить его на два слова – «Domini canes» – и получалось «Псы Господни». Под таким названием доминиканцы и вошли в историю.

Негативный аспект собак наиболее проявился как раз во времена основания инквизиции. Он был неразрывно связан с греховностью, злобой, ересью, язычеством, завистью, буйным нравом и неукротимым гневом. Следует сказать, что отрицательное отношение связывалось исключительно с окрасом собаки. Если белый пес символизировал собою добро, веру и добродетель, черно-белый – религиозное рвение и борьбу с ересями, то вот черные или желтые псы стали связываться с сатаной и потусторонними силами. Черные собаки сопровождали магов, чернокнижников, ведьм и колдунов, были приспешниками дьявола, который сам, как считалось, мог предстать в образе черного пуделя. Сатану в процессе его охоты за душами сопровождала свора собак, а вход в ад охранял громадный пес (тут, кстати, присутствует явное заимствование из античности – достаточно вспомнить древнегреческие мифы и страшного Цербера, стерегущего вход в Гадес). Как только инквизиция потеряла свое влияние, отношение к собаке в христианской традиции вновь было пересмотрено. Результатом этого пересмотра стала идея иерархичности, которой принято придерживаться и по сей день.

Многие христианские богословы особо указывают, что изначально все живые существа были созданы Богом чистыми. Разделение животных на чистых и нечистых произошло по воле некоторых исторических и культурных обстоятельств или в силу традиций (классическим примером служат Законы Моисеевы). Собака традиционно считается животным нечистым, однако это вовсе не значит, что она должна быть злом или объектом ненависти. Бог не может ненавидеть ни одно из своих творений, следовательно, и христианин, если он человек духовно зрелый, не может этого. Все божьи создания достойны любви. Однако следует соблюдать некоторую иерархию, определяющую каждому созданию свою ступень на лестнице мироздания. На первом месте у человека должна быть любовь к Богу, затем к другим людям, к ближнему своему, и лишь затем к животным, в том числе, и к собаке, которая, с точки зрения христианского понимания иерархичности, всего лишь занимает подобающее ей место. Соответственно, и отношение к ней должно быть необходимым и достаточным ее месту в этой иерархии – без чрезмерных, переходящих в страсть, чувств (равно положительных или негативных). Эту идею превосходно иллюстрирует отношение к собакам в Православном христианстве.

Собаки на Руси, в стране с большим количеством разных по климату и укладу областей, играли важную роль. Они, верные и незаменимые помощники человеку, были заняты и на пастушьей службе, и в охотничье-промысловой, и в караульной, и даже в тягловой. Роль эта значительно шире, чем скажем, роль собак на Ближнем Востоке (где они просто презирались). Собак весьма ценили и не обижали, но это ничуть не приближало их к человеку. Ранг собаки не позволял пускать ее в храм не потому, что она плохая, злая или нечистая (кстати, канонически не запрещено животным в принципе входить в храм), а потому, что животным просто не место в храме. Человек требовал от собаки подчинения и послушания не для того, чтобы подавить ее своей хозяйской властью, а потому, что Бог дал ему не только власть над тварями земными, но и наложил ответственность за заботу о них. Охотничья собака не жила в доме не потому, что она нечиста, а потому что ей положено жить на псарне. И именно поэтому, согласно библейским ценностям, в трескучие зимние морозы одинокому страннику милосердно давали кров и пищу в натопленных горницах, а собаку оставляли и кормили в сенях. Собака должна была, что называется, знать свое место. Ведь она не ровня человеку, какими бы достоинствами не обладала – хоть и имеет душу, но, в отличие от человека, смертную. Кстати, согласно иерархической концепции в Православном христианстве установлены даже некоторые запреты – например, на изображение Св. Христофора с собачьей головой. Также собакам (и кошкам тоже), в отличие от скота, не положен небесный покровитель и человеческие имена.

А вот все самое негативное по отношению к собаке – трактовка ее образа как нечистого и бесстыдного животного, персонификации всего низменного – унаследовано от нашего языческого прошлого. (В том числе и громадный пласт бранной лексики – сукин сын, псина, не твое собачье дело и пр.). Но это уже тема для отдельного рассмотрения.

Ислам и собаки

В мусульманской религиозной традиции собака считается нечистым существом. Однако так было не всегда. Первоначально в исламе не было никакого негативного отношения к собакам. Лишь постепенно мнение о ней как о наджис (от древнего слова «змей», то есть, скверна, нечистота) становилось все более и более основополагающим. В современном исламском мире отрицательное, а порой и откровенно враждебное и нетерпимое отношение к собаке, к сожалению, окончательно сложилось. Следует оговориться, что концепция ритуальной нечистоты собак в ходу только у шиитов. Приверженцы же другого исламского течения - сунниты – не разделяют этой точки зрения.

Существует предположение, что изменение отношения к собакам в негативную сторону проистекает из религиозного конфликта, который произошел в древности между исламом и господствующим до него на Ближнем Востоке зороастризмом. Для последнего было характерно самое уважительное отношение к собакам, существовал даже культ (более подробно о собаках в традиции зороастризма пойдет речь в соответствующем разделе). Мусульмане же, захватившие земли ненавистных им зороастрийцев и обращая порабощенное население в новую веру, больше не пожелали разделять с побежденными их отношение к некоторым религиозным и культурным аспектам, и постепенно ввели в свою традицию идею о ритуальной нечистоте собак. Такова была цена религиозной нетерпимости.

В священной книге мусульман Коране собака упоминается трижды. Например, в суре «Пещера», аналогичной христианскому повествованию о семи спящих отроках эфесских (по всей видимости, обе истории заимствованы из общего древнего источника), рассказывается о псе Китмире, охраняющем сон молодых людей (Асхаб аль-Кафк), которые спрятались в пещере, чтобы уберечь свою веру, и усыпленных Аллахом на долгие 309 лет. Верный Китмир стал одним из десяти животных, которых мусульмане связывают с небесами. Более того, имя этой легендарной собаки помещали на почтовых отправлениях, чтобы послания не потерялись во время долгого пути к своим адресатам. Позже подобное уважительное отношение всячески искоренялось, даже несмотря на прямое указание пророка Мухаммеда не допускать никакой греховной жестокости по отношению к любым живым существам. Данный подход, к сожалению, постепенно стал формальностью. А ведь во многих хадисах регламентируется проявлять к собаке, также как и к прочим существам, сотворенным Всевышним, милосердие и сострадание. Чего стоит, к примеру, поучительное повествование о человеке, который напоил страдающего от жажды пса водой из собственной туфли и за этот добрый поступок попал в рай? В другом хадисе Пророк говорит о праве охотничьей собаки на добычу («… смотри, если собака убьет дичь, более не трогая ее, то можно использовать добычу в пищу, а если собака сама начнет есть дичь, то не тронь, она предназначила ее для себя»). Примечательна также легенда о царе Соломоне, которого ислам чтит как пророка. Она объясняет не вытравленную до сих пор в исламском мире (в Турции и Арабских Эмиратах особенно) необыкновенную любовь и терпимость к борзым собакам салюки. Однажды Соломон решил собрать совет зверей. Явились все, кроме ежа. Лошадь и собака вызвались достать упрямца из норы и быстро препроводить к царю. Вот только собака посетовала, что морда ее не пролезет в ежовую нору. Соломон оценил такое рвение и стал гладить собаку до тех пор, пока ее морда не стала красивой и удлиненной, а сложение изящным. Ежа доставили на расправу, а двум красавцам-животным – собаке и лошади – с тех пор должна была оказываться особая милость – быть навеки спутниками человека и первыми после него перед Всевышним. Таким образом, борзой собаке делается исключение, и нечистой она не считается.

На деле все обстоит далеко не так радужно, и исламский мир живет, руководствуясь в отношении собак другими хадисами и правилами шариата. Согласно одному из них Пророк запретил продавать и покупать всех собак кроме борзых (не возбраняется, однако, их дарить). Этот запрет считается равнозначным двум другим – платить блудницам и давать награду предсказателям. Использовать собак следует только в целях необходимости – для охоты, охраны, выпаса скота, а также в качестве тягловой силы и поводырей для слепых. Держать собак для развлечения, например, в эстетических целях или для собачьих боев, запрещено под страхом сокращения в три раза милости Аллаха за верное служение ему. Если собака отклоняется в своем поведении от допустимого и становится опасной (например, заболевает бешенством), то автоматически она относится к категории животных, называемых «фасик» (существа, наносящие вред) и должна быть немедленно умерщвлена. Следует отметить, что мусульмане относят к фасик также скорпионов, ворон, мышей и коршунов.

Излишняя доброта по отношению к собаке, а также то, что принято называть «ложным гуманизмом» очень осуждается. Хотя владельцу и предписывается Кораном делать добро всем животным, находящимся на его попечении, то есть, обеспечивать надлежащее питание, содержание, уход и лечение, на практике подавляющее большинство мусульман этого не соблюдает, мотивируя подобное отношение запретом веры прикасаться к собаке. В некоторых исламских странах, например, в Иране, религиозное рвение порой доходит до полного абсурда – прямых призывов истребить всех без исключения собак, как домашних, так и бродячих, во имя истинной веры. Каноническая же идея о том, что судьба всех существ без исключения принадлежит лишь Аллаху, и все должны подчиняться ему, а животные отличаются от людей и джиннов только тем, что не имеют свободы выбора, просто игнорируется.

Ключевой момент здесь – идея о неукоснительном соблюдении мусульманином ритуальной чистоты. Поскольку, как уже упоминалось, собака является наджис (нечистой) сама по себе, а также нечисты части ее тела, шерсть, кровь, слюна и выделения, то соприкосновение с ней оскверняет тело правоверного, его одежду, посуду, вещи и прочее. Следовательно, после общения с собакой, человек не имеет права на совершение очередной молитвы до тех пор, пока не будет произведен ритуал очищения. Нечистоты должны быть удалены (смыты) семь раз, причем первый раз – землей. Таково каноническое правило. Многие исламские богословы и исследователи хадисов, детально изучая этот вопрос, порой углубляются в такие дебри, что невольно вспоминаются слова пророка Мухаммеда, повторенные им трижды: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут». Вполне допускается во избежание нарушения ритуальной чистоты при молитве просто сменить или вычистить загрязненную животным одежду, ну и, конечно, не пускать собаку в дом.

Кстати, этот запрет должен соблюдаться и еще по одной причине – считается, что ангелы не могут войти в помещение, где есть собака или ее изображение (Муслим). Еще один миф говорит о том, что собака была проклята, потому что однажды якобы укусила Пророка, однако ни в одном письменном источнике это не зафиксировано.

Итак, несмотря на тот факт, что священная книга мусульман Коран выступает против негативного отношения к собакам, у подавляющего большинства приверженцев ислама отношение к этим животным далеко не терпимое, а в лучшем случае настороженное.

Иудаизм

Традиционно в иудаизме собака является животным нечистым. В священных книгах, таких как Ветхий Завет и Талмуд, практически все упоминания о собаках, за исключением пары случаев, носят крайне негативные оттенки – презрения, омерзения, грязи и бесстыдства. Идея ее нечистоты имеет глубокие культурные корни. Притеснители древних евреев – египтяне и римляне – относились к собакам с огромным почтением и даже обожествляли их. Ненависть угнетенных народов была столь велика, что и на этих животных, также как и на их хозяев, обратилась исключительная ярость иудеев. Существует и другое объяснение. Дело в том, что есть культуры охотничьи, а есть пастушеские, и отношение к собакам в них диаметрально противоположно. Там, где традиционно практиковалась охота (как было в культурах Средиземноморья, Ирана и Египта), пес ценился как верный помощник человека, его равнозначный партнер. Народы-пастухи (евреи и арабы) возвеличивали лишь чистый домашний скот. Кстати, охота вообще у древних евреев приравнивалась к разбою, а мясо диких животных было под религиозным запретом. Собака же, как непременный атрибут охоты, ставилась на самую низшую ступень.

Так или иначе, по Закону Моисееву собаки считаются нечистыми. Сравнение с собакой считалось страшным оскорблением. Вырученные от продажи собаки деньги были равнозначны деньгам, зарабатываемым блудницами, и также запрещались к внесению в Дом Господа – Скинию. И любое чистое животное, купленное на такие деньги (или даже просто выменянное на собаку) было запрещено приносить в жертву. Собака допускалась только для охраны дома и стада, и только в исключительных частных случаях отношение к ней было приемлемое.

Лишь в каббалистической традиции отношение к этим животным стало несколько смягченным. Каббала определяет собаку как символ суровости, приговора и неотвратимости возмездия.

Буддизм и собаки

В буддизме предполагается совершенно особенное отношение к животным. Частенько сам Будда изображается среди животных, в числе которых самые разнообразные – от безобиднейших созданий до жестоких хищников – однако, все они равноценны для него, и всех он любит одинаково. Буддизм призывает не относиться к животным жестоко. Дело в том, что любое из них – носитель плохой кармы, искупающий грехи прошлых жизней. А любой человек может в следующей жизни родиться животным и рискует испытать на собственной шкуре то, чему люди могут подвергнуть зверей. Поэтому не стоит жестокостью ухудшать свою карму, и желательно придерживаться вегетарианства. В современной буддийской традиции в лучшем случае принято относиться к любому животному с равнодушием. Это в полной мере относится и к собакам (у которых, кстати, статус не самый низкий среди животных). С людьми они просто сосуществуют, не видя от человеческих существ ни вреда, ни внимания, ни добра, ни помощи, ни сострадания. Единственные, кто небезразличен к собакам – это буддийские монахи, привечающие и подкармливающие их в своих храмах.

Входы в буддийские храмы охраняют странные существа – нечто среднее между львом и собакой. Такие собакольвы – защитники от злых духов. Два священных льва, охраняющие Будду – ключевой символ этой религии. Они есть Стражи Закона. Со своей прародины – Индии - буддизм позже распространился по всему Дальнему Востоку. Однако, поскольку ни в Китае, ни в Японии, ни в Корее, ни в Монголии, ни в Тибете львы не водились, эти атрибуты Будды были заменены на собак. Для этой цели монахи выводили особые породы, представители которых внешне очень напоминали маленьких львов – чау-чау, ши-тсу и пекинесов. Именно Львиные Собаки воплотили собой идею Послушного Пса и стали символом верности Закону и абсолютного подчинения. И именно их изображения украсили собою храмы.

Особое отношение к собакам существует в Тибете. Тибетские монахи считают, что душа, не достигшая Нирваны, переходит в собаку. По всей видимости, поэтому монахам запрещено употреблять мясо собак в пищу.

В буддийской традиции есть еще одни священные собаки. Наибольшую известность они получили в Монголии. Это четырехглазые, с пятнами под глазами, божественные собаки (банхар дурвэн нудтэй), которых называют еще молитвенными собаками (зуугийн нохой). Согласно легенде, первая из них пришла в Монголию вместе с паломниками, ходившими в Тибет поклониться буддийскому божеству. Считалось, что такие собаки высматривают дополнительной парой глаз злых духов, а также способны подолгу сидеть неподвижно, медитируя и творя молитвы за своих хозяев. Когда молитвенная собака умирает, ее хоронят головой на юг, чтобы ее душа вернулась в Тибет и переродилась в человека.

Индуизм и собаки

Несмотря на довольно трепетное отношение к животным вообще, которое свойственно приверженцам индуизма, собака в этой традиции остается крайне нечистым существом.
Настолько нечистым, что общение с ним должно сводиться лишь к необходимому минимуму. Употреблять мясо собак в пищу вообще категорически запрещается. Здесь необходимо упомянуть два аспекта, благодаря которым и сложилось подобное отношение к собакам.

Во-первых, это карма. Индуисты считают, что собаки в прошлой своей жизни были плохими и неправедными людьми, совершавшими плохие поступки, поэтому в нынешнем воплощении, в облике собак, в стыде и сраме, они должны расплачиваться за совершенные преступления.

Во-вторых, столь настороженное отношение к собакам связано и с тем, что они частенько выступают спутниками грозных индуистских божеств.

Царь богов Индра, например, владеет собакой Сарамой («быстрая»). Она не только помогает всем заблудившимся (и заблудшим) отыскать верный путь во мраке, но и является прародительницей всех собак на свете. Двое ее детей, псы Шарбары, верно служат богу смерти Яме – охраняют вход в царство мертвых Ямалоку, а также рыщут по ночам среди людей, отыскивая тех, кому предназначено умереть. Сам Яма тоже иногда принимает облик собаки с четырьмя головами.

Четыре собаки, символизирующих четыре Веды, принадлежат богу Даттатрейе, воплощению индуистской триады тримурти.

Ужасный аспект бога Шивы – Бхайрава – тоже владеет собакой и использует ее в качестве ездового животного. Да и сам Шива, чтобы испытать веру людей, может обратиться в черную собаку. Отсюда, по-видимому, происходит обычай кормить и ухаживать за собаками, чтобы угодить Бхайраве-Шиве.

Ритуал кормления черных собак имеет своей целью также заслужить снисхождение еще одного грозного бога - Шани (это индуистский эквивалент Сатурна) – брата бога смерти Ямы и (иногда) одного из проявлений Шивы.

Отсюда, возможно, и произрастает столь предубежденное отношение индуистов к собакам – слишком уж тесны их связи со смертью. А если, выражаясь фигурально, держаться от смерти подальше, смерть сама будет держаться подальше от тебя. Однако этот принцип не всегда беспрекословно соблюдается, и собакам на время прощается их нечистота. Например, в Непале второй день индуистского праздника огней Тихар целиком посвящается собакам (он так и называется кукур тихар - «день собаки»). В этот день принято их кормить, ласкать, украшать цветами и просить о важной вещи – оберегать дома людей от разрушения.

Зороастризм и собаки

Пожалуй, единственная религия в мире, демонстрирующая исключительно положительное и уважительное отношение к собакам, это зороастризм. Собака звалась не иначе как любезным созданием и считалась практически равной человеку – второй по святости, к тому же, обладающей, как и человек, душой.

Богатое письменное наследие зороастризма, а также труды историков времен Античности превосходно отражают отношение этой религии к собакам и их роли в жизни древних иранских народов. Связь собак с миром мертвых, с предками, с высшими сущностями, а также такие черты как бесстрашие и бдительность сделали этих животных важнейшей частью жизни истинных приверженцев зороастризма.

Интересный момент здесь – ритуал кормления собаки, имеющий сакральное значение. В традиции зороастризма считается, что души людей после физической смерти переселяются в собак. Поэтому пища, которой кормят собак, предназначена для предков, соответственно, чем лучше пища, тем больше уважение к душам умершим. «Видевдат», ритуальный кодекс зороастризма, определяет, чем и в какое время следует кормить собак. Другой труд, «Арда Вираф Намаг», обещает адские муки тому, кто их морит голодом и бьет. Собак принято кормить первыми, прежде чем семья сядет за стол, причем дважды в сутки, во время, «принадлежащее мертвым» - до восхода солнца и после заката. Как правило, собакам предназначаются самые лучшие, жирные куски. Эта почетная обязанность возлагается на самого старшего члена семьи. С бездомными псами принято поступать так же – иначе, согласно «Авесте», разрушится дом.

Собаки сопровождают людей не только по жизни, но и во время и после смерти. Зороастрийцы верят, что многочисленные злые демоны всеми силами пытаются проникнуть в мир людей и навредить им, а собаки стоят на страже – отгоняют силы тьмы. Особую бдительность следует проявлять в скорбные часы – душа умершего может быть похищена демонами в момент смерти. Поэтому в процессе погребального ритуала особая собака, способная видеть смерть – четырехглазая (белая, с черными пятнами под глазами) – неотлучно должна находиться при теле умершего, участвуя в обряде сагдид (что в переводе означает «взгляд собаки») – видеть и отгонять взглядом дэва трупной скверны. Если женщина и ее ребенок умирают во время родов, приводят двух четырехглазок для двух душ. Часто к умирающему человеку подносят щенка, чтобы его душа перешла в животное.

По верованиям зороастрийцев, после смерти душу также встречают две четырехглазые собаки. Они сторожат мост Чинват, ведущий в мир мертвых, и вместе с юной девой, олицетворяющей личную веру человека, сопровождают умершего до места последнего успокоения («Видевдат»).

Поскольку собака считалась почти равной человеку, ее смерть и смерть человека также равнозначны. Ее также нельзя оставлять без погребения, причем погребение должно сопровождаться теми же обрядами, что и в случае человека.

За нанесенный собаке вред полагалось наказание, причем весьма жестокое. Только за простую обиду или за неподходящую пищу виновного весьма порицали. За увечье, нанесенное собаке, находящейся «при деле», то есть, охотящейся, стерегущей дом, пасущей скот, следовало возместить ущерб наказанием, а за смерть – наказанием в виде жестокой порки конской плетью. За убийство род виновного до девятого колена должен был быть проклят, а сам он после смерти оставался один на один с толпами адских демонов без помощи и поддержки светлых сил.

Однако практическое равенство в статусе человека и собаки налагало и на последнюю определенные обязательства – собака также подлежала суду и суровому наказанию за нападение на человека. Закон зороастризма был таков: за укус полагалось лишить собаку уха, за повторный – второго уха, потом хвоста, лапы и так далее. Неисправимых преступников, в конце концов, лишали жизни.

Как бы то ни было, и какова бы ни была репутация собаки в мировых религиях, сложившаяся в течение тысячелетий, следует отметить один неоспоримый факт. Сегодня, если рассматривать основные религиозные верования в их общей массе, положительное отношение к собакам все-таки перевешивает негатив. Так что, для современного человека собака – словно непутевый, но по-прежнему близкий родственник или многолетний спутник жизни, многочисленные недостатки которого со временем прощаются, а достоинства выходят на первый план.

Похожие статьи