Балерины 20 21 века. Талант, отточенный трудом: великие русские балерины

17.10.2018

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

История балета в России начинается в 30-е годы 18-го века. В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. Танцмейстером корпуса в 1734 году стал Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства. В 1738 года Жаном Батистом Ланде была открыта первая в России школа балета - Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой).

Балет в России постепенно развивался и в 1794 году начались постановки первого русского по национальности балетмейстера Ивана Вальберха. При Павле I были изданы были особые правила для балета - было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины и мужские роли в то время исполняли женщины, например, Евгения Ивановна Колосова (1780-1869). Колосова одной из первых стала исполнять на балетной сцене русские танцы. Другим её новаторством стало то, что она сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон.

Артист балета и балетмейстер Адам Глушковский писал о Колосовой: "Я более сорока лет следил за танцевальным искусством, много видел приезжающих в Россию известных балетных артистов, но ни в одном не видал подобного таланта, каким обладала Евгения Ивановна Колосова, танцовщица петербургского театра. Каждое движение ее лица, каждый жест так были натуральны и понятны, что решительно заменяли для зрителя речи". Евгения Колосова была на сцене с 1794 по 1826 годы, после чего занялась педагогической деятельностью.

Одной из учениц Евгении Колосовой была Авдотья (Евдокия) Ильинична Истомина (1799-1848), воспетая Пушкиным в "Евгении Онегине"....строки приведены в начале ответа....

Историки до сих пор спорят, какая русская балерина первой стала танцевать на пуантах (опираясь только на кончики пальцев ног). Одни считают, что это была Мария Данилова, другие придерживаются мнения, что это была Авдотья Истомина.

Еще одной ученицей Евгении Колосовой была Екатерина Александровна Телешева (1804-1857). Один из современников писал о ней: "При самой очаровательной наружности имела она столько чувств и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя". Покровителем и любовником, фактически гражданским мужем Телешовой, был граф, Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович.

В день рождения Большого театра, который традиционно отмечается 28 марта, АиФ.ru рассказывает о примах-балеринах, которые сегодня блистают на знаменитой сцене.

Мария Александрова

Имя народной артистки РФ Марии Александровой в афише — несомненная гарантия аншлага. Балерина попала в Большой театр ещё в 1997 году, став лауреаткой первой премии международного конкурса. И почти сразу перешла из артисток кордебалета в ранг ведущих солисток. Вот уже 20 лет без её участия не обходится ни один театральный сезон. Все героини примы — обладательницы трудного характера, волевые и сильные женщины. Сегодня в Большом театре можно увидеть Александрову в образе Ундины из «Героя нашего времени» и в главной роли «Жизели» в редакции Григоровича.

Светлана Захарова

Светлана Захарова сначала выступала на сцене петербургского Мариинского театра, однако на взлёте своей карьеры не побоялась начать всё сначала и перейти в Большой. С 2003 года артистка выступает в Москве, а в 2008 году даже стала примой-балериной знаменитого миланского театра «Ла Скала». Можно сказать, что Захарова успела перетанцевать все сольные партии культовых балетов, среди которых «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Кармен-сюита». Но, несмотря на мировую славу, прима остаётся преданной Большому театру, и последняя её работа — Мери в балете «Герой нашего времени».

Евгения Образцова

Ещё одна бывшая прима Мариинки, а с 2011 года звезда Большого театра — Евгения Образцова. Изящная, хрупкая девушка — идеальная героиня всех романтических сказок, поэтому за её плечами такие нежные образы, как Сильфида, Жизель, Баядерка, Принцесса Аврора, Золушка, Джульетта. Однако балерина не стремится ограничивать себя рамками узкого амплуа: главное для неё — станцевать так, чтобы зрители поверили увиденному на сцене. Образцова много гастролирует и даже снимается в зарубежных фильмах.

Екатерина Шипулина

Екатерина Шипулина сегодня одна из самых востребованных балерин России. По окончании Московской государственной академии хореографии она была принята в труппу Большого театра, где успела поработать абсолютно со всеми хореографами. Критики отмечают стремление Шипулиной к абсолютной точности исполнения. В репертуаре звезды десятки ведущих партий: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Эсмеральда в «Соборе Парижской Богоматери», Жизель в «Жизели». Сегодня приму можно увидеть на сцене Большого в образе Ундины в балете «Герой нашего времени».

Екатерина Крысанова

Биография этой примы может удивить многих, ведь первое образование Екатерины Крысановой было не хореографическим. Сначала знаменитая балерина училась в Московском центре оперного пения им. Вишневской и только после поступила в Московскую академию хореографии. Статус примы она получила не сразу, зато после участия в балете «Спящая Красавица» раз и навсегда стала любимицей зрителей и театральных критиков. Последней работой Крысановой в Большом театре были «Русские сезоны» и роль парижской балерины Корали в «Утраченных иллюзиях».

Нина Капцова

Нину Капцову в 1996 году, сразу после окончания Московской государственной академии хореографии, приняли в труппу Большого театра. Она с детства была отличницей и не привыкла работать вполноги. Результат усердных тренировок налицо: в 2011 году Капцова получила звание примы Большого. После чего закрепила свой успех ведущими партиями в балетах: «Изумруды», «Иван Грозный», «Онегин». Сегодня приму-балерину можно увидеть на сцене Большого в образе Маргариты Готье в «Даме с камелиями», а также в «Классической симфонии».

«Дилетант» решил рассказать о легендах балетного искусства XX века.

Ольга Преображенская


В 1879 году поступила в , где занималась у педагогов Николая Легата и Энрико Чекетти . После выпуска была принята в Мариинский театр , где её основной соперницей стала Матильда Кшесинская . С 1895 года гастролировала по Европе и Южной Америке, успешно выступала в театре Ла Скала . В 1900 году стала прима-балериной. Оставила сцену в 1920 году.

В 1914 году начала педагогическую деятельность, с 1917 по 1921 вела класс пластики при оперной труппе Мариинского театра, преподавала в Петроградском хореографическом училище, в Школе русского балета А. Л. Волынского .

В 1921 году эмигрировала, с 1923 года жила в Париже , где открыла балетную студию и почти 40 лет продолжала педагогическую деятельность. Также преподавала в Милане , Лондоне , Буэнос-Айресе , Берлине . Оставила преподавательскую деятельность в 1960 году. Среди ее учеников были Тамара Туманова , Ирина Баронова , Татьяна Рябушинская , Нина Вырубова , Марго Фонтейн , Игорь Юшкевич , Серж Головин и др.

Ольга Иосифовна умерла в 1962 году и похоронена на (в некоторых источниках ошибочно указывается кладбище Монмартр ).

Матильда Кшесинская




Родилась в семье артистов балета Мариинского театра : дочь российского поляка Феликса Кшесинского (1823—1905) и Юлии Доминской (вдовы балетного танцовщика Леде, от первого брака у неё было пять детей). Сестра балерины Юлии Кшесинской («Кшесинская 1-я»; в замужестве Зедделер , муж — Зедделер, Александр Логгинович ) и Иосифа Кшесинского (1868—1942) — танцовщика, балетмейстера, постановщика, заслуженного артиста РСФСР (1927).

В 1896 Преображенская получила статус прима-балерины


В 1890 году окончила Императорское театральное училище , где её педагогами были Лев Иванов , Христиан Иогансон и Екатерина Вазем . После окончания школы была принята в балетную труппу Мариинского театра , где поначалу танцевала как Кшесинская 2-я (Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия ). Танцевала на императорской сцене с 1890 по 1917 год .

В 1896 получила статус прима-балерины императорских театров (вероятно, во многом благодаря своим связям при дворе, так как главный балетмейстер Петипа не поддерживал её выдвижение на самый верх балетной иерархии).

В 1929 году открыла собственную балетную студию в Париже . Ученицей Кшесинской была «бэби-балерина» Татьяна Рябушинская .

В эмиграции при участии своего супруга написала мемуары , первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке. Первое российское издание на русском языке осуществилось лишь в 1992 году .

Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия : «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров К шесинская ».

Вера Трефилова


Вера Трефилова родилась в артистической семье. Мать Н. П. Трефилова, унтер-офицерская вдова, была драматической актрисой, в браке не состояла. Крестной стала выдающаяся драматическая актриса М. Г. Савина .

Помимо того, что источники дают балерине ещё фамилию Иванова, она носила ещё три фамилии по своим мужьям: по 1-му мужу — Бутлер, по 2-му — Соловьева, по 3-му — Светлова.

Трефилова была приверженцем классического балета


В 1894 году закончила Петербургское театральное училище , педагоги Екатерина Вазем и Павел Гердт , и сразу была принята на сцену в императорский Мариинский театр в кордебалет с обещанием, что через несколько лет она займет амплуа солистки — что и произошло в 1906 году после того, как она, уже работая на сцене, продолжала брать уроки, её преподавателями были: Катарина Беретта , Энрико Чеккетти , Мори в Париже, Евгения Соколова , Николай Легат . В 1898 году на премьере «Дочери микадо» балетмейстера Л. И. Иванова она заменила Екатерину Гельцер , но выход прошел неудачно, оставив балерину ещё на несколько лет в кордебалете. Тем не менее в небольших сольных партиях она выступала. А перейдя, наконец, в солистки, уже уверенно чувствовала себя в сложных первых партиях.

Трефилова была приверженцем классического балета, отрицая новаторство. Но зато стала мастером академического балета.

В Мариинском театре В. Трефилова проработала 1894—1910 годы.

Юлия Седова

Окончила Санкт-Петербургское хореографическое училище в 1898 году. Ведущий педагог Энрико Чекетти поставил для неё и другой своей ученицы Любови Егоровой специальный выпускной спектакль «Урок танцев в гостинице», рассчитанный на демонстрацию хорошего владения техникой исполнения.

Хотя с первых лет её пребывания в Мариинском театре, ей поручались значительные партии, её служебная карьера складывалась далеко не благополучно, только в 1916 году перед уходом в отставку она получила высшее в балетной карьере звание балерины. Для этого были причины субъективного характера, её откровенно не любил директор императорских театров В. А. Теляковский , который оставил в своих дневниках много нелестных отзывов о ней. Её обвиняли в склоках и интриганстве. Сейчас невозможно судить о объективности этих высказываний, особенно, если принять во внимание специфическую атмосферу отношений в петербуржском балете, которым фактически заправляла Матильда Кшесинская .

Седова имела крупное сложение, широкие плечи, сильные мускулистые ноги


Объективно можно говорить о том, что артистка имела предприимчивую деятельную натуру и видимо ладила с коллегами, о чём говорят многочисленные гастроли, которые она возглавляла. Однако кроме субъективных причин не вполне успешной карьеры, были и вполне объективные. Она имела крупнокостное сложение, широкие плечи, сильные мускулистые ноги с большими ступнями, поэтому добиваясь очень хороших результатов в сложных прыжках и вращениях проигрывала в пластике поз. Таким образом её внешние данные никак не устраивали избалованную петербуржскую балетную публику.

К 1911 году репертуар Мариинского театра в значительной мере опирался на неё, так как ряд артисток, например Анна Павлова и Вера Трефилова покинули театр, а Кшесинская и Тамара Карсавина появлялись на сцене ограниченно. Тем не менее она не получила давно заслуженного звания балерины и, вероятно, в знак протеста подала прошение об отставке, когда была повышен оклад Карсавиной. Отставка была принята.

Оставшись без работы артистка возглавила большую гастрольную поездку по США , её партнёром в поездке был Михаил Мордкин . Солистами труппы были Лидия Лопухова , Бронислава Пожицкая , Александр Волинин и Николай Солянников , как мимический танцор. Кордебалет составлял шесть-десять человек. Декорации были написаны художником Константином Коровиным . Гастроли удались. Американская публика, впервые увидевшая классический балет такого уровня, принимала хорошо. График выступлений был очень напряженным, спектакли давались практически каждый день. Труппа выступила в 52 городах. Седова выступила 38 раз в « Лебединном озере », 27 раз в « Коппелии » и 10 раз в «Русской свадьбе», небольшом балете поставленным М. Мордкиным. Постановку «Жизели» пришлось отменить, из-за болезни Мордкина. Петербургская пресса следила за гастролями и сообщала о восторгах американцев.


После возвращения из Америки последовали переговоры о возвращении в Мариинский театр, которые ни к чему не привели. 6 марта 1912 года актриса дала «Прощальный вечер» на сцене Петербургской консерватории . В 1912—1914 годах актриса гастролировала в Западной Европе . Только в 1914 году она смогла вернуться в Мариинский театр. 9 ноября 1916 года состоялся её прощальный бенефис, на котором она впервые исполнила роль Аспиччии в « Дочери фараона ». В возрасте 36 лет, она навсегда покинула сцену.

Агриппина Ваганова


Агриппина Ваганова родилась 14 (26 июня ) 1879 года в Санкт-Петербурге , в семье капельдинера Мариинского театра. Её отец — Акоп (Яков Тимофеевич) Ваганов — перебрался в Петербург из Астрахани, где со времён Ивана Грозного существовала армянская община; впрочем, сам он был из персидских армян и капитала в Астрахани не нажил; служил унтер-офицером, а после отставки переехал в Петербург.

В 1888 году была принята в Императорское театральное училище . Среди педагогов Вагановой были Евгения Соколова , Александр Облаков , Анна Иогансон , Павел Гердт , Владимир Степанов . В младших классах в течение двух лет занималась у Льва Иванова , назвав это время «двумя годами безделья» , затем перешла в класс Екатерины Вазем . Первой ролью Вагановой стала мать Лизы, главной героини, в школьном спектакле « Волшебная флейта », поставленном Львом Ивановым для учеников средних классов.

В 1897 году, после окончания училища, была принята в балетную труппу Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки . Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба « Коппелия », за что её прозвали «королевой вариаций».

Она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков.

Ваганова вносила некоторые изменения в хореографические приемы


Покинув сцену в 1916 году , занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена А. А. Облаковым на работу в Петроградское театральное училище . Свой первый выпуск, в числе которого были Нина Стуколкина , Ольга Мунгалова и Нина Млодзинская , подготовила в 1922 году. В 1924 году выпустила класс, который начала учить в 1921 году. Беря предвыпускные женские классы, подготовленные такими педагогами, как Е. П. Снеткова , М. А. Кожухова , М. Ф. Романова , выпускала через год, иногда ежегодно. Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. « Система Вагановой » сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века.

С 1931 по 1937 год Ваганова — художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С. М. Кирова .

Агриппина Яковлевна умерла в Ленинграде 5 ноября 1951 года . Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища

16 ноября 1972 года ушла из жизни знаменитая русская балерина Вера Каралли. Не все знают, что Вера Алексеевна не только была выдающейся танцовщицей и педагогом, но и талантливой актрисой. О ней и других балеринах, снимавшихся в кино, мы расскажем.

Вера Каралли

Она родилась в 1889 году в Москве. Ее отец был театральным режиссером и антрепренером, мать - драматической актрисой. Неудивительно, что в такой семье росла творчески одаренная девочка.

Вера с детства мечтала о балете. В 1906 году закончила театральное училище по классу хореографии. Ее педагогом был великий танцовщик и балетмейстер Александр Горский. Его ученицы становились звездами в лучших балетных труппах России и Европы. Вера Каралли была не только талантлива, но еще и очень хороша собой. Ее сразу же взяли в труппу Большого театра.

На главной сцене страны Вера Каралли танцевала главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Дочь фараона», «Саламбо» и т.д. По достоинству оценил талант балерины и великий новатор русского балета Сергей Дягилев. Он также приглашал Веру Алексеевну в свою труппу. С «Русским балетом» Сергея Дягилева Вера Каралли гастролировала по Европе в 1909, 1919 и 1920 годах.

В 1914 году произошла встреча, изменившая жизнь балерины. Вера Каралли познакомилась с Петром Ивановичем Чардыниным. Это культовое имя для русского кинематографа. Он учился у самого Немировича-Данченко, был театральным актером и режиссером, затем увлекся новым, для того времени, жанром в искусстве – кино. На счету Чардынина более двухсот фильмов, которые он снял как режиссер, к которым написал сценарии, в которых снимался в качестве актера. Во всех этих творческих ипостасях Петр Иванович был равно талантлив.

Красота и пластика Веры Каралли поразили Чардынина. А какие еще качества требовались для актрисы немого кино? Ее первой ролью в кино стала драма «Помнишь ли ты?» Петра Чардынина. Успех у публики оказался оглушительным. Вера Алексеевна продолжила сниматься. Ее партнерами на съемочных площадках были Петр Чардынин и сам великий Иван Мозжухин. Талант актрисы Каралли оценил и еще один пионер российского кинематографа – кинорежиссер Евгений Бауэр. В его фильмах Вера Каралли тоже снималась.

Что касается личной жизни актрисы, Вера Алексеевна состояла в близких отношениях с Великим князем Дмитрием Павловичем. Когда в 1917 году произошла революция, Вера Каралли хорошо понимала, какая судьба ее ждет при большевиках. Она эмигрировала.

Ее балетная карьера заканчивалась уже в силу возраста. А вот кинематографическая карьера оказалась на самом пике. Вера Каралли много снималась во Франции и в Австрии. Правда, звуковое кино уже не использовало красоту и пластику русской балерины. Вера Алексеевна обосновалась в Вене, давала уроки балетного искусства. Отбоя от учеников не было. Скончалась Вера Каралли в тихом австрийском городке Бадене, дожив до 83 лет.

Ида Рубинштейн

Женщина-скандал, женщина с портретов, женщина-легенда…. Все это – знаменитая русская балерина Ида Рубинштейн. И не только балерина, но и актриса.

Она родилась в Харькове в 1883 году. В отличие от большинства балерин и актрис того времени была богата от рождения. Не имея необходимости зарабатывать на жизнь, Ида Рубинштейн могла заниматься чистым творчеством. Что, собственно, и делала.

Ее талант стал главной причиной ее славы, или скандалы, связанные с ее именем, не давали публике забыть Иду Рубинштейн? Сейчас уже сложно дать однозначный ответ на этот вопрос. Да, ее бурные романы с самыми знаменитыми мужчинами и женщинами того времени действительно были у всех на устах. Но и ее дебют в 1909 году в балете «Саломея» по мотивам Оскара Уайльда, музыку к которому написал Александр Глазунов, а балетмейстером был Михаил Фокин, тоже стал сенсацией. И благодаря таланту балерины, и потому что свой «Танец семи покрывал» она исполняла абсолютно обнаженной.

Знаковым стало для Иды Рубинштейн знакомство с итальянским писателем, поэтом и драматургом Габриэлем д’Аннунцио. Роковая красота российской балерины поразила итальянца. Какими были их отношения, история умалчивает. Но именно для Иды Рубинштейн д’Аннунцио написал «Мученичество святого Себастьяна». Сергей Дягилев решил сделать из этого балет. Музыку заказал самому Клоду Дебюсси. Главную партию Святого Себастьяна исполняла Ида Рубинштейн. Премьера балета состоялась в 1911 году. Публика рукоплескала. И это несмотря на то, что парижский архиепископ призвал католиков не посещать это спектакль, так как роль святого исполняет женщина, да еще и с такой репутацией.

В 1913 году в парижском театре Шатле знаменитый русский режиссер-новатор Всеволод Мейерхольд поставил «Пизанеллу» д’Аннунцио. И, конечно, главную роль куртизанки исполняла Ида Рубинштейн.

Благодаря Габриэлю д’Аннунцио балерина начала сниматься в кино. Еще в 1908 году итальянец написал драму «Корабль». В 1921 году сын д’Аннунцио решил снять фильм по книге своего знаменитого отца. Главную роль в картине он предложил женщине, столь много значившей для Габриэля д’Аннунцио, - Иде Рубинштейн. Эта картина положила начало кино карьере балерины.

Ида Рубинштейн прожила долгую и бурную жизнь. В старости приняла католичество, чуть не ушла в монастырь. Но в памяти потомков осталась та, мятежная Ида – с портретов и из кино.

Людмила Савельева

Лучшая Наташа Ростова всех времен и народов – Людмила Савельева – оказывается, была балериной прежде, чем начать сниматься в кино.

Людмила Михайловна родилась в Ленинграде. Это особенный город, здесь все девочки мечтают о балете. Но у Людмилы Савельевой были не только мечты, а еще и талант. В 1962 году она окончила знаменитое хореографическое училище им. Вагановой. Талантливую молодую балерину приняли в труппу Кировского театра. Ее балетная карьера складывалась весьма успешно.

Но случилась «Война и мир». Свою четырех серийную киноэпопею Сергей Бондарчук начал снимать еще в 1961 году. В общей сложности, работа над картиной продолжалась шесть лет. Когда встал вопрос об актрисе на роль Наташи Ростовой, Сергей Бондарчук велел найти «русскую Одри Хепберн». Ей оказалась не профессиональная актриса, а ленинградская балерина Людмила Савельева.

«Ничего общего у меня с Наташей не было: белобрысенькая, худенькая, глаза не черные, как в романе, а синие, и вообще какой-то гадкий утенок. Но Бондарчук предложил порепетировать. Он на меня не давил, не нажимал. Просто создал такую атмосферу, что мне казалось: я действительно все делаю сама. Ему было важно, чтобы я не растеряла свою непосредственность», - вспоминала сама Людмила Михайловна о работе над картиной.

Успех «Войны и мира был совершенно оглушительным. Главный приз Московского Международного кинофестиваля в 1965 году, Оскар за лучший фильм на иностранном языке в 1969 году – всех наград не перечислить. Сама Людмила Савельева по результата опроса авторитетного журнала «Советский экран» была признана лучшей актрисой 1966 года.

В балет Людмила Савельева больше не вернулась, зато стала известной кино актрисой, народной артисткой России. Среди самых известных ее работ – фильмы «Бег», «Чужая белая и рябой», «Сюжет для двух рассказов» и другие картины, ставшие классикой нашего кино.

Наталья Седых

Выражение «талантливый человек талантлив во всем» к Наталье Седых подходит абсолютно. Ее творческая биография вмещает в себя столько профессий, что о ней самой стоит снять фильм.

Наталья Евгеньевна с четырех лет занималась фигурным катанием и балетом. И там, и там показывала блестящие результаты. Номер «Умирающий лебедь» в исполнении пятнадцатилетней Натальи Седых даже показывали по центральному телевидению. Это выступление совершенно случайно увидел известный советский кинорежиссер Александр Роу. Он и пригласил Наталью Седых сыграть главную женскую роль в фильме-сказке «Морозко». С 1964 года, когда картина вышла на экраны, и до сегодняшнего дня «Морозко» остается одним из лучших и любимейших детских фильмов.

В 1968 году на экраны вышел еще один прекрасный фильм-сказка Александра Роу «Огонь, вода и … медные трубы» с Натальей Седых в главной роли. И снова зрительский успех!

Снимаясь в кино, Наталья Евгеньевна не только не бросала балета, а продолжала тяжелейшую учебу в хореографическом училище при Большом театре. В 1969 году Наталья Седых закончила училище и была принята в труппу Большого театра. Она танцевала главные партии в балетах «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Чайка» и т.д. Своей главной творческой удачей Наталья Седых считает партию Китти в балете «Анна Каренина», где ее партнерами были майя Плисецкая и Марис Лиепа.

В кино Наталья Седых снимается до сих пор. Среди фильмов с ее участием – «Гамбринус», «Я свободен, я ничей» и другие известные картины. А с 1990 года Наталья Евгеньевна еще играет в театре «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского.


Известные балерины русской школы балета 19-го века


История балета в России начинается в 30-е годы 18-го века. В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место.

Танцмейстером корпуса в 1734 году стал Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства.

Жан Батист Ланде, неизвестен

В 1738 года Жаном Батистом Ланде была открыта первая в России школа балета - Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Балет в России постепенно развивался и в 1794 году начались постановки первого русского по национальности балетмейстера Ивана Вальберха.


Пушкинский Петербург. А.М. Гордин

При Павле I были изданы особые правила для балета — было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины и мужские роли в то время исполняли женщины, например, Евгения Ивановна Колосова (1780-1869 ). Колосова одной из первых стала исполнять на балетной сцене русские танцы. Другим её новаторством стало то, что она сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон.

Евгения Колосова (1782-1869),Алекса́ндр Григо́рьевич Ва́рнек

Артист балета и балетмейстер Адам Глушковский писал о Колосовой: "Я более сорока лет следил за танцевальным искусством, много видел приезжающих в Россию известных балетных артистов, но ни в одном не видал подобного таланта, каким обладала Евгения Ивановна Колосова, танцовщица петербургского театра. Каждое движение ее лица, каждый жест так были натуральны и понятны, что решительно заменяли для зрителя речи". Евгения Колосова была на сцене с 1794 по 1826 годы, после чего занялась педагогической деятельностью.

Евгения (Евдокия) Ивановна Колосова (1782-1869)

Одной из учениц Евгении Колосовой была Авдотья (Евдокия) Ильинична Истомина (1799—1848 ), воспетая Пушкиным в "Евгении Онегине":

Авдотья Ильинична Истомина (1799-1848)

Авдотья Ильинична Истомина (1799-1848) ,Анри−Франсуа Ризенер

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет.

Портрет А.И. Истоминой. Музей Пушкина,А (?). Винтергальтер.

Другой прославленной балериной тех лет была Мария Ивановна Данилова (1793-1810), чей творческий путь оборвала смерть от туберкулеза в возрасте 17-ти лет.

Мария Ивановна Данилова

Историки до сих пор спорят, какая русская балерина первой стала танцевать на пуантах (опираясь только на кончики пальцев ног). Одни считают, что это была Мария Данилова, другие придерживаются мнения, что это была Авдотья Истомина.

Еще одной ученицей Евгении Колосовой была Екатерина Александровна Телешева (1804—1857).

Портрет Е.А. Телешевой в роли Луизы из балета "Дезертир" на музыку П.А.Монсиньи,Пьетро де Росси Pietro de Rossi (1761-1831)

Один из современников писал о ней: "При самой очаровательной наружности имела она столько чувств и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя". Покровителем и любовником, фактически гражданским мужем Телешовой, был граф, Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович.

Граф Михаи́л Андре́евич Милора́дович,Джордж Доу

Екатерина Телешева. Портрет работы Ореста Кипренского

Зефир и Флора

Известной русской балериной 19-го века была (1836-1882). Мужем балерины был артист балета Мариус Петипа.

Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа

Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа

"Adele Dumilâtre as Myrtha in Giselle",Bouvier, Jules (1800-1867)

Мариус Петипа в балете «Дочь фараона»


Мариус Петипа.

Плодом союза артистической пары Мария Суровщикова - Мариус Петипа была дочь Мария Мариусовна Петипа (1857—1930), которая, как и её родители, стала известной артисткой балета. Историк балета Михаил Борисоглебский писал о ней: "Счастливая „сценическая судьба“, прекрасная фигура, поддержка знаменитого отца сделали её незаменимою исполнительницей характерных танцев, перворазрядною балериной, разнообразной в своём репертуаре".

Мари́я Ма́риусовна Петипа́

Мари́я Ма́риусовна Петипа́

17 лет (с 1861 по 1878) на сцене Мариинского театра выступала Матильда Николаевна Мадаева (сценический псевдоним Матрёна Тихоновна). Большим скандалом в петербургском обществе стал её брак с князем Михаилом Михайловичем Голицыным, представителем одного из знатнейших российских родов, офицером, дослужившимся до чина Генерал-адъютанта Свиты Его Величества.

Князь Михаил Михайлович Голицын (1840—1918) — генерал от кавалерии

Этот брак считался мезальянсом, т. к. супруги происходили из разных сословий, а по законам 19 века офицеры императорской армии не могли состоять в официальном браке с выходцами из низших сословий. Князь предпочёл уйти в отставку, сделав выбор в пользу семьи.


Декорации и костюмы А. Бенуа к балету Жизель

Видной представительницей московской школы балета 19-го века была Прасковья Прохоровна Лебедева (1839-1917) , которая 10 лет была ведущей танцовщицей Большого театра.


Cambon, Charles-Antoine (1802-1875). Dessinateur

Другой известной балериной Большого театра была Лидия Николаевна Гейтен (1857-1920) .

На протяжении двух десятилетий Гейтен танцевала практически все женские партии, не имея на сцене Большого соперниц. В 1883 году балетная труппа Большого театра была значительно сокращена, но Гейтен отказалась от предложений перейти в петербургские театры, чтобы сохранить традиции московского балета. После ухода со сцены Гейтен преподавала в Московском хореографическом училище.


Coppélia 1870 décor



30 лет (с 1855 до 1885 года) проработала на сцене императорских театров Петербурга Любовь Петровна Радина (1838-1917). Современники писали про неё: "Выдающийся успех имела в танцах характерных, требующих огня и увлечения, но отличалась и в мимических ролях".


Bayadere -Decor Design -Act II -K Brozh -1877

В 60-е годы 19-го века на сценах Петербурга, Москвы и Парижа блистала Марфа Николаевна Муравьёва (1838—1879) . Итальянский балетмейстер Карло Блазис писал, что «из-под ног её во время танцев сыплются алмазные искры» и что её «быстрые и беспрестанно изменяющиеся pas невольно сравниваешь с нитью пересыпающегося жемчуга».


Giselle (A. Benois)


Giselle Queen of the Vintage

С 1859 по 1879 годы в Большом театре выступала Анна Иосифовна Собещанская (1842—1918). Юрий Бахрушин в книге "История русского балета" писал: "будучи сильной танцовщицей и хорошей актрисой, Собещанская первая отступила от общепринятых правил и, выступая в балетных партиях, стала применять характерный грим. Блазис, наблюдавший Собещанскую в начале её деятельности, писал, что она „восхитительна как танцорка и, как мимистка“ и что в её танцах „видна душа, она выразительна“ и иногда доходит даже до „исступления“. Позднее другой современник утверждал, что „не трудностью прыжков и быстротою оборотов производит она наилучшее впечатление на зрителя, но цельным созданием роли, в которой танец является истолкователем мимики“.

http://commons.wikimedia.org

Похожие статьи