Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и нарушением опорно-двигательного аппаратаЛексическая тема: «Зима

26.07.2019

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зимние забавы»

Задачи: Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепление представление о зиме и её приметах

Активизация и расширение словаря по теме «Зима», «Зимние забавы»

Развитие языкового чутья путём образования родственных слов

Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов) ;

Развитие связной речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А

Обогащать словарь.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, чувство рифмы, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.

Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха

Развивать речевое дыхание

Развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности

Развитие диалогической речи

Коррекционно-воспитательные задачи:

Развивать память; самостоятельность, уверенность.

Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

Формирование навыки коллективной творческой деятельности взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: снежки для метания, снежки разного размера с написанными буквами, снежинки с картинками, картинки с изображением детских забав летом и зимой, изображения большого и маленького снеговиков, картинка-загадка, снежинки для дыхания

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед звонит в колокольчик, привлекая внимание детей.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

Сначала садятся мальчики, потом девочки.

II. Основная часть:

1. Сообщение темы занятия:

Как на горке, на горе.

На широком на дворе,

Кто на санках, кто на лыжах,

Кто повыше, кто пониже,

Кто потише, кто с разбегу,

Кто по льду, а кто по снегу.

С горки - ух, на горку - ух!

Бух! Захватывает Дух!

О чём это стихотворение? (Это стихотворение о зимних играх, забавах, которые очень любят дети зимой)

В какое время года можно кататься с горы? (Кататься с горы можно зимой).

Во что вы любите играть зимой? (Я люблю играть в снежки. Я люблю кататься на коньках. Я люблю кататься с горы на санках).

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о зиме и зимних забавах.

2. Беседа по картинке:

Рассмотрите картинку. Какое время года на ней изображено? (На картинке изображена зима)

Как вы поняли, что на картинке изображена зима? (Лежит снег, дети тепло одеты, речка замерзла и покрылась льдом).

Какой стоит день? (День стоит ясный, зимний, морозный, холодный)

Кто изображен на картине? (На картинке изображены дети)

Расскажите, что делают дети? (Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках, играют в снежки)

Как вы думаете, какое настроение у детей? (Настроение у детей веселое, задорное, радостное)

А как это изобразил художник? (Дети улыбаются, резвятся. Им весело играть вместе).

3. Образование качественных прилагательных. Игра «Какой? Какая?»

Ребята, сейчас я вам буду называть слова, а вы должны будете назвать признаки этих предметов или явлений.

Зима (какая) (Холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная)

Снег (какой) (Белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый, сверкающий)

Мороз (какой) (Сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий)

«Отчалил осени корабль,

И реки льдом сковал декабрь.

Начинает календарь

Месяц с именем январь.

Белой вьюги вьётся шаль,

Весь в снегу пришёл февраль»

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки - угольки, ручки - сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

Упражнение «Снеговики».

Цель - учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру.Снеговик радуется снегу и морозу. Надуть щеки, веселое выражение глаз.

Грустный снеговик весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Снеговик увидел сосульку. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под 5 счетов.

Снеговик любит кататься на санках-ледянках (делаем упражнение «Чашечка»).

Покатился снеговик на санках-ледянках с горки (упражнение «Горка»).

Зимние забавы(пальчиковая гимнастика)

Что зимой мы любим делать? (хлопки в ладоши)

В снежки играть, на лыжах бегать (поочередно соединяют большой палец

с остальными)

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться

Бабу снежную лепить

Весело зимой! (согнуть-разогнуть ладони)

Нам не хочется домой! (хлопки в ладоши)

Физкультминутка.

Логопед: Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома, Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт, Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт, Имитируют

Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся

Ловко бегаем на лыжах, Имитируют

И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

Отгадай загадку.

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Логопед читает:

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги - и по большим снегам беги. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)

«Почему так назван?» Образование сложных слов.

Конькобежец - бегает на коньках; саночник - катается на санках; лыжник - катается на лыжах; хоккеист - играет в хоккей; фигурист - занимается фигурным катанием.

«Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Лыжник - лыжники - лыжников и т.д.

«Счет». Согласование ИС с числительными.

Один конькобежец - два конькобежца - пять конькобежцев.

Один саночник - два саночника - пять саночников.

Один лыжник - два лыжника - пять лыжников.

Один хоккеист - два хоккеиста - пять хоккеистов.

Один фигурист - два фигуриста - пять фигуристов.

«Кому что нужно». Употребление дательного падежа ИС.

Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки - …; лыжи - …; шайба - …

«Исправь ошибку». Развитие логического мышления, слухового внимания.

Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.

«Закончи предложение». Склонение ИС в ед. числе.

Мы решили слепить снеговика. Мы приделали нос-морковку нашему … (снеговику). Мы показали соседям нашего … (снеговика).

Мы играли со … (снеговиком).

Мы рассказывали о …(снеговике).

Итог: Какие вы молодцы ребята! Справились с заданиями. Какие игры вам больше всего понравились.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Познавательное занятие планировалось с учётом ФГТ, проводилось как итоговое по лексической теме «Зима» в старшей логопедической группе.

Основная часть заканчивается сюрпризом от Матушки Зимы и переходит в продуктивную деятельность, которая продолжается несколько дней. Дети упражняются в составлении сюжетных зимних картин из манной крупы, вырезанных из цветной бумаги фигурок диких зверей, деревьев.

Задачи:

    Расширять представления детей о характерных признаках зимы.

    Учить находить эти признаки самостоятельно; учить анализировать, сравнивать с признаками других времён года, делать выводы.

    Развивать познавательный интерес к наблюдению в природе и экспериментированию; творческие способности в продуктивной деятельности; связную речь; мышцы мелкой моторики; эстетический вкус.

    Формировать ОБЖ.

    Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, толерантность.

Планируемые результаты: дети активно сравнивают, делают выводы, интересуются играми на классификацию, составляют сложноподчинённые предложения; активно наблюдают за объектами природы, делятся рассказами из личного опыта; измеряют пути движения других машин; с интересом создают новые картины из манной крупы «Звери в лесу», «Ночь», «Метель»; экспериментируют с соломинкой, выдувая новые изображения разной конфигурации; дети активно общаются, формируются новые симпатии в детском коллективе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально - художественная, чтение.

Мотивация: в группе появляется зимняя картина с заданием от Матушки Зимы, (если дети выполнят все игровые задания, то она их научит рисовать интересным способом).

I. Сейчас вы услышите рассказ - загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь.

    Растянулись по небу серые тучи и ну давай покрывать землю белым пушистым снегом. Побелели дорожки, тонким льдом покрылась река, притихла, уснула как в сказке. Деревья оделись в снеговые шубы и шапки. Солнце на небо вышло, заискрились снежинки, дети выбежали на санках да на коньках кататься, в снежки играть, и такая тут потеха пошла, мороз - не мороз.

О каком времени года рассказ? Как вы догадались? Что за шубы и шапки на деревьях?

1. Мы знаем о зиме интересное стихотворение (с движением). Поможете мне его рассказать?

Пришла, рассыпалась,
Клоками, повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов… (А.С. Пушкин)

- Что же это за проказы Матушки Зимы? Давайте поиграем?

2. Дидактическая игра «Найди нужную картинку».

Выберите картинки с изображением, как вам кажется, проказов Матушки Зимы и переложите на этот стол.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Снег. (И. Суриков)

По снегу покатите - я подрасту.
На костре нагреете - я пропаду.
Снежный ком.

Растёт она вниз головою.
Не летом растёт, а зимою.
На солнце её припечёт -
Заплачет она и умрёт.
Сосулька.

Превратилась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь.
В спячку впал в бору медведь.
Звери готовятся к зиме.

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно
Лед.

3. Беседа и опыт.

На эту проказу Матушки Зимы я бы хотела обратить ваше внимание. На дороге бывает гололёд? Что это такое? Как вы думаете, как получилось это слово? Гололед - голый лёд.

Не идётся и не едется,
Потому что гололедица,
Но зато прекрасно падается.
Почему никто не радуется?
(В. Берестов)

На ледяной дорожке трудно или легко остановиться? Почему? А по асфальту можно прокатиться? Почему? В группе есть гладкая поверхность как у льда? Линолеум, стол… - гладкая и машины легко катать. На какой поверхности машинки катаются плохо? На ковре. Почему? Шероховатый. Представим, пол - лёд, а ковёр - асфальт. Прокатим машины, измерим их путь (отметка тормозного пути обеих машин на схеме).

Вывод: на гладкой поверхности путь длиннее.

- На какой дороге мы будем в безопасности: на асфальте летом или на ледяной зимой?

Вывод: по скользкой поверхности надо двигаться осторожно и обязательно смотреть на светофор.

4. Какой картинки здесь не хватает? Давайте поиграем в метель.

Всё быстрее вертится
Белая метелица.
Всё засыпала снежком
Да блестящим серебром.

Игра на дыхание «Сдуй снежинку».

Обращаю внимание детей на оставшиеся снежинки.

А почему они не слетели? В природе так бывает? Если снежинки зацепятся друг за друга, что получится? (Сугроб).

5. Психологический этюд «Сугроб». Под звуки метели дети изображают сугроб: вырос сугроб, растаял сугроб.

6. Игра на имитацию «Лыжники».

III. Продуктивная деятельность: составление картины из манной крупы.

А вот и сюрприз от Матушки Зимы (рассматривание манной крупы, материалов для работы). Хотите научиться составлять необычную картину?

Изображение на картине может меняться. У неё может быть несколько названий. Нам не нужны краски, хотя она будет цветная. Мы будем рисовать руками, по необходимости, будем пользоваться кисточками, палочками, стеками и соломинками на выдувание. У нашей картины будет одна особенность: её нельзя будет повесить на стену.

Дети под музыку «Декабрь» П.И.Чайковского составляют картину.

Вывод: эту картину нельзя повесить, потому что крупяные изображения рассыпаются.

Литература:

    Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. Комплексные занятия.

    А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова, И.К.Белова. Здравствуй, мир!

    Г.Ладонщиков. Зимние картинки.

    Хрестоматия по детской литературе.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка».

Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
  • Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, автоматизировать звук [c], учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер с колонками, магнитофон, костюм Снегурочки, снежинки, 2 сундучка, 2 сугроба, колокольчик, дидактическая игра «Варежки», разрезная снежинка, салфетки с изображением снежинок, снежки, карточки с изображением солнышка и тучек, тарелочки для раздаточного материала, мелодия «Серебристые снежинки», сопровождающая презентация в Microsoft Office Power Point.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Логопед входит в группу в костюме Снегурочки встречает детей и проводит ритуал приветствия.

Я, девочка — Снегурочка.

Из кружев мой наряд.

Пришла я к вам, ребята,

В чудесный детский сад!

Давайте познакомимся.

Покажите мне свои ладошки.

Меня зовут Маргарита Сергеевна, а как зовут тебя?

(дети дотрагиваются ладонями и называют свои имена).

2. Основная часть.

1. Превращение в снежинки.

— Ну, вот мы и познакомились. Вы будете со мной играть?

— Будете моими снежинками?

— У меня есть волшебный колокольчик.

Колокольчик мой звени,

Всех в снежинок преврати

(дети кружатся и превращаются в снежинки).

Сегодня нам будет помогать компьютер и мы будем играть с ним, поэтому обязательно нужно сделать гимнастику для наших глаз. Присаживайтесь возле экрана.

2. Гимнастика для глаз.

Поморгайте правым глазом, а теперь левым, а теперь закройте сильно-сильно глазки, откройте. Посмотрите вправо-влево не поворачивая головы, а затем вверх и вниз.

3. Артикуляционная гимнастика.

Внимание на экран. (Слайд №2)

«Упражнение Снеговики»

1. Снеговик радуется снегу и морозу (улыбка, весёлое выражение глаз).

2. Снеговик грустит (опустить уголки губ вниз и передать печальное настроение).

4. Загадка

А сейчас, мои ребятки, отгадайте-ка, загадку.

Весь из снега одного,

Не обычен нос его,

Чуть теплей заплачет вмиг.

Кто же это?(снеговик)

Слайд №3 (мультипликационный короткометражный фильм про снеговика).

5. Беседа о зиме.

Слайд №4 (изображение природы зимой).

Снегурочка задаёт детям вопросы:

— А как вы думаете, ребята, какое сейчас время года?

— Как вы догадались?

— Какие зимние месяцы вы знаете?

— Назовите признаки зимы.

— Какие праздники мы встречаем зимой?

— Какие зимние забавы вы знаете?

— Во что вы любите играть зимой?

6. Упражнение «Назови ласково»

Я называю слово, бросаю кому-нибудь из вас снежок, а вы возвращая мне снежок это слово называете ласково. Например: ветер — ветерочек.

Снег-…, сосулька-…, санки-…, горка -…, мороз-…, зима-…, холод-…, снегурка-…, лёд-…

7. Упражнение «Подели слова на слоги»

Приготовьте ваши ручки, сейчас мы найдём самое длинное слово. Для этого поделим слова на слоги хлопками.

снег, сан-ки, сле-ды, мо-роз, со-суль-ка, сне-го-вик, сне-гу-роч-ка.

Какое слово было самое длинное? (Снегурочка).

8. Речевая игра со словом снег «Доскажи словечко» (Слайды №5-13)

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… снег.

С неба всё летят пушинки, серебристые… снежинки.

На дорожку на лужок, тихо падает… снежок.

Вот веселье для ребят, всё сильнее…снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в… снежки.

Словно в белый пуховик нарядился… снеговик.

Рядом снежная фигурка — это девочка… Снегурка.

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне Землю всю украсил… снег.

9. Танец «Серебристые снежинки».

Выходите все снежинки ко мне. Мы будем танцевать. Возьмите по две снежинки. Дети танцуют со Снегурочкой танец снежинок.

10. Двигательное упражнение «Сугроб».

Снег кружится, снег кружиться,

Снег, снег, снег,

Рады снегу звери, птицы,

А ребята больше всех!

Вот снежинки полетали,

Покружились и упали!

Дворник, дворник, помоги!

За лопатою беги!

Дворник быстро подбежал,

Снег лопатою собрал.

Встал на месте том сугроб.

Сугроб снежный, волшебный.

Колокольчик наш звени,

Что в сугробе покажи…

(Снегурочка убирает сугроб, а там сундук, в сундуке салфетки с изображением снежинок).

11. Логоритмическая игра «Мой снежок».

Я с салфеткою играю,

И в комочек собираю,

Ещё раз, ну разок!

Получается … снежок!

Мы сейчас возьмём снежок,

Поиграем -ка, дружок!

12. Дыхательное упражнение «Снежинка».

А сейчас мы будем правильно дуть. Вы знаете как? Набираем воздух через носик, а выдыхаем через ротик, губки в трубочку.

Подул слабый ветерок, прилетел к тебе снежок. Устроим настоящий снегопад. На раз, два, три, дуем…

А теперь согрейте ручки тёплым воздухом, подуйте на свои ладошки.

13. Упражнение «Укрась варежку для Снеговика» (Слайд №14).

(Дети берут варежки разного цвета, находят пару и проходят за столы)

14. Пальчиковая гимнастика «»Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Сьели суп и спать легли.

А сейчас украсьте ваши варежки одинаковым узором.

15. Упражнение “Собери Снежинку” (Слайд №15).

— Ой, ребята моя снежинка рассыпалась. Вы поможете мне её собрать?

Дети помогают собрать картинку снежинки на ковре.

3. Итог.

— Посмотрите — ка, ребята, а рядом появился ещё один сугроб.

Чтобы он растаял вам нужно ответить на вопрос:

Вам понравилось со мной играть? Во что вам понравилось играть больше всего?

Какое у вас настроение? Возьмите солнышко, если вам понравилось играть, тучку, если не очень. И положите их вокруг сугроба.

Колокольчик наш звени,

Что в сугробе покажи.

(Снегурочка убирает сугроб, а там сундук с подарками для детей).

Мне очень понравилось с вами играть. Это подарки вам и вашим друзьям в группе от Снегурочки. Я к вам обязательно приду ещё в гости.

До свидания!

Примечания к презентации: слайд №13 — звуковой фильм; слайды №14, №15 используются в качестве подсказки для воспитанников, их можно включать и после выполнения задания для проверки правильности выполнения.

Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.

  • Закреплять представления о зиме и её приметах.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
  • Учить согласовывать слово с движением.
  • Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
  • Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.

Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

Оборудование: Игрушки (кукла Лилу - попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.

2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»

Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

Что и почему зимой бывает;

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

3. (демонстрационная таблица)

Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?

Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?

Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.

Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.

Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.

4. Физминутка «Зимушка»

Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.

Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»

Логопед: Все предметы зимними скорее называй,

С этими словами в игры поиграй.

Игра «Жадина»

Игра «Один - много»

Игра «Назови ласково»

Игра «Чего не стало»

Игра «Наоборот»

Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)

Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.

Без отрыва линию веди

Все сугробы быстро обведи.

(Дети голубым карандашом проводят линию.)

7. Игра «Снежная страничка»

Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.

Почему вы выбрали эту картинку.

Предметы из снега найди

И указкой обведи.

(Снежок, снеговик, снежная (горка),

Снегурочка, снеговая... (туча)…)

8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)

Логопед: Расскажите Лилу о снеге.

Какой бывает снег? Скажи не торопясь.

И за каждый признак треугольничек раскрась.

Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…

9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)

Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

Все стрелочки-действия прошагать.

Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)

Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.

Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.

11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)

Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл ):

Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,

Что в снежном лабиринте оказался.

Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.

Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.

12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)

Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.

Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.

На улице...
Мы ждали...
Белый цвет у...
Мы рады...
Мы любуемся...
Мы думаем о...

13. Игра «Расскажи и дорисуй»

Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.

Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».

Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.

Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.

Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!

Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!

14. Итог занятия

Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.

Сделаны задания без ошибки?
Молодец, раскрашивай улыбку!

Литература:

  1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка», Издательство «Книголюб», 2007.
  2. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов», Изд.: Мозаика-Синтез, 2010.

Серия логоритмических занятий по лексической теме "Зима" для дошкольников 5-6 лет

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: активизация словарного запаса по лексической теме «Зима», развитие фразовой речи, мышления.

Задачи:
развивать эмпатию, коммуникативные навыки, чувство темпа;
развивать звуковысотный слух, голосовой диапазон, координацию пения и движения;
отрабатывать длительное плавное дыхание, развивать артикуляционную моторику;
обучать регулированию мышечного тонуса, развивать пластику, слуховое внимание;
автоматизация поставленных звуков в речи детей.

Описание: Серия данных логоритмических занятий была мною разработана для детей старшего дошкольного возраста и является циклом продолжения логоритмики в старшей логопедической группе. Эти занятия проводились совместно с музыкальным руководителем ДОУ. Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям.

Занятие № 1 «Зима»

Задачи:

закрепить знания детей о зиме и её приметах, обогащать словарный запас детей на тему «Зима», развивать диалогическую речь, мышление;
упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени;
учить соотносить движения с текстом;
вырабатывать правильную воздушную струю;
развивать звуковысотный слух, голосовой диапазон, координацию пения и движения.

Оборудование: картина «Зима», мячик, ватные шарики.

Ход занятия
1. Организация начала занятия.

Дети становятся в круг.

2. Креативный тренинг.
Беседа о зиме (закрепить знания детей о зиме и её приметах, обогащать словарный запас детей на тему «Зима», развивать диалогическую речь, мышление).


Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- Зимой.
- Правильно, а что зима нам принесла? (холод, морозы, снега, лёд)
- Какое время года изображено на картинке? (На картинке нарисована зима.)
- Расскажите о земле. Как она выглядит? (На земле лежит снег).
- Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?». Начните со слова «снег» (снег белый, пушистый, холодный, блестящий).

3. Вокальное музицирование.

4. Креативный тренинг (продолжение беседы).
Игра «А что вчера?» (упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени).
- Ребята, я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.
Мячик волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
- Сегодня снег падает, а вчера падал.
- Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал.
- Сегодня снег тает, а вчера таял.
- Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел.
- сегодня снег идёт, а вчера шёл.

5. Игрогимнастика.

На деревьях, на аллее
Снег летит муки белее,

Мягкий, хрупкий и пушистый.




6. Креативный тренинг (продолжение беседы по картине).
- Опишите небо. Какое оно? Начните со слова «небо» (небо светлое, чистое, высокое).
- А что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните со слова «деревья» (деревья голые, заснеженные).
- Каких птиц мы видим на картине? (голуби, синички, снегири, вороны, воробьи)
- Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
- Как вы думаете, от какого слова образовано слово «зимующие»? (от слова зима)
А что делают в парке люди? Как они одеты? Почему? (они одеты тепло, потому что на улице холодно, мороз)

7. Игроритмика.
Игра «Погреем руки» (учить соотносить движения с текстом).
- Зимой на улице мороз. Мёрзнут руки на морозе, давайте их погреем. Для этого нужно потереть ладошку одной руки о другую, сжать кулачки.

Ах, ты зимушка-зима!
Не боимся мы тебя.
Мы ладошки «замочком» сожмём,
Их погреем и дальше пойдём.

Игра «Обойди сугробы» (учить соотносить движения с текстом).

Ребята, пока мы с вами грели ручки – выпал снег.

Вился, вился белый рой Ходьба обычная
Лег на землю, - стал горой
Мы след в след пошли Ходьба след в след
И сугробы обошли Ходьба змейкой

8. Дыхательно-артикуляционный тренинг.

Давайте ещё поиграем в игру «Сдуй снежинку».

9. Креативный тренинг (продолжение).
- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
- А какой сейчас зимний месяц? А какой зимний месяц наступит вторым (третьим)?

Игра «Назови месяц» (запомнить название зимних месяцев).
Мячик волшебный,
В руки будет к вам скакать
Зимние месяцы называть.

Играет быстрая музыка, как только она остановилась, ребёнок, у которого остался мяч, называет очередной зимний месяц.

10. Итог занятия.
Вокальное музицирование «Прощание» (развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения).



Занятие № 2 «Зима. Зимующие птицы»

Задачи:
развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции;
закрепить знания детей о зиме и её приметах, обогащать словарный запас детей на тему «Зима. Зимующие птицы.», развивать диалогическую речь, закрепить знания детей о зимующих птицах, учить отгадывать загадки, развивать внимание, мышление, воображение, обогащать словарь детей прилагательными по теме «Зимующие птицы»;
развивать координацию речи и движений в сочетании с музыкой, чувство темпа и ритма;
развитие слухового внимания, умения действовать по инструкции;
развитие координации, укрепление мышц пальцев и кистей рук;
выработка правильной воздушной струи;
развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения

Оборудование: картинки птиц – воробей, ворона, сорока, снегирь, синица, сова, дятел, пингвин, мячики-ёжики, снежинки.

Ход занятия

Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

Дети становятся в круг.
- Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети поют: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»

С концом последней фразы дети становятся «лодочкой» и танцуют.

2. Креативный тренинг.
а). Беседа о зиме (закрепить знания детей о зиме и её приметах, обогащать словарный запас детей на тему «Зима», развивать диалогическую речь, мышление).

А теперь ребятки послушайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(зима)
- Вот и осень закончилась. Перелетные птицы отправились в теплые края, а с нами остались воробьи, вороны, галки, сороки; зимовать прилетели снегири и синицы.
- А как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? От какого слова произошло слово «зимующие»? (от слов «зимовать» - «зима»)

Б). Игра «Назови зимующих птиц» (закрепить знания детей о зимующих птицах; обогащать словарь детей).

Давайте с вами поиграем в игру «Назови зимующих птиц» (воробьи, вороны, галки, сороки, сова, снегири, синицы, дятлы, голуби).
(Играет музыка, дети передают мячик. Музыка замолкает – ребёнок с мячом называет зимующую птицу)

В) Отгадывание загадок (учить отгадывать загадки, развивать внимание, мышление).

А сейчас внимательно послушайте загадки (педагог показывает картинку, дети произносят слово):
- Чик-чирик!
К зёрнышкам – прыг!
Клюй! Не робей!
Кто это?
(воробей)
- На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
«Кар-кар-кар!»
(ворона)
- Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как наступят холода,
Я прямо с севера – сюда.
(снегирь)
- Как трещотка птица эта,
Одного с берёзкой цвета.
(сорока)

Скажи мне, какой чудак
И днём и ночью носит фрак?
(пингвин)
- Правильно – это пингвин (показывает картинку).

3. Игроритмика.
а) «Пингвин» (развитие координации речи и движений в сочетании с музыкой, чувства темпа и ритма).
- Давайте превратимся с вами в пингвинчиков.
Вокруг ножки обернись
И в пингвина превратись (дети оборачиваются).
(Под музыку и текст, произносимый педагогом, дети двигаются сначала на внешней стороне ступни, затем на внутренней).
Лед, да лед, лед, да лед,
А по льду пингвин идет.
Скользкий лед, скользкий лед,
Но пингвин не упадет.

Б) «Холодно-жарко» (развитие слухового внимания, умения действовать по инструкции).

Когда холодно, мы надеваем теплые вещи (дети перечисляют их).
- Когда очень холодно, мы к тому же ногами притопываем (дети выполняют перепляс), а когда жарко – руками обмахиваемся, как веером.
(Под музыку дети идут по кругу. Педагог говорит: холодно, жарко. Дети выполняют соответствующие движения).

4. Вокальное музицирование.
- А теперь давайте споём песенку про снег.
Песня «Выпал беленький снежок» (Муз. палитра. № 6/2010, стр.29)

5. Игрогимнастика.
- А теперь, вокруг себя вы обернитесь и в снежинки превратитесь (дети кружатся – «превращаются в снежинки»).
На деревьях, на аллее
Снег летит муки белее,
Лёгкий-лёгкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Играет спокойная музыка, дети кружатся, ложатся как снег.
Горы снежной ваты встали за окошком,
Мы берём лопаты, чистим мы дорожки.
Играет ритмичная музыка, дети «чистят снег».
Игра повторяется несколько раз.

6. Игрориммика.
«Игра со снежками» (развитие мелкой мускулатуры пальцев рук).
- Выпало много снега, надо поиграть в снежки.
(Дети показывают, как идет снег, вращая кистями рук, затем «лепят» снежки, прижимая ладошку к ладошке, «бросают снежок» и греют руки, потирая их друг о друга.)

Игра «Подбрось снежок и поймай» (развитие координации, укрепление мышц пальцев и кистей рук).

Педагог раздает бутафорские снежки и дети играют в игру.

7. Дыхательно-артикуляционный тренинг.
Игра «Сдуй снежинки» (выработка правильной воздушной струи).
- Давайте ещё поиграем в игру «Сдуй снежинку».
На скамейке лежат ватные шарики – «снежинку». Необходимо улыбнуться, язык положить на нижнюю губу, сдуть вату. Щёки не надувать!

8. Креативный тренинг.
Игра «Кто как голос подаёт?» (развитие лексико-грамматических категорий, пополнение словаря по теме «Зимующие птицы»).
- Собрались однажды птички в стайку и завели спор о том, кто красивее голос подаёт (рассказ сопровождается показом картинок, дети повторяют голоса птиц за педагогом).
- Я ворона: кар-кар-кар. Я умею лучше всех каркать.
- Я сорока: стр-стр-стр. Я умею лучше всех стрекотать.
- Я сова: ух-ух-ух. Я умею лучше всех ухать.
- Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею лучше всех тинькать.
- Я воробей: чик-чирик. Я умею лучше всех чирикать.
- Я предлагаю вам превратиться в птиц и рассказать, как кто голос подаёт.
(Педагог раздаёт детям картинки птиц. Дети воспроизводят текст, рассказанный педагогом).

Игра «Узнай по описанию» (обогащать словарь детей прилагательными по теме «Зимующие птицы»).

Ребята птицы отличаются друг от друга тем, что они по-разному подают голос. А чем ещё они отличаются? (размером, окраской перьев, строением клюва и других частей тела, повадками)
- Попробуйте сейчас отгадать птицу, которую я вам опишу.
- Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый (воробей).
- Красногрудый, ленивый, грустный, малоподвижный (снегирь).
- Желтогрудая, тонкая, юркая, весёлая, умная (синица).
- Красноголовый, большой, умный, зимующий (дятел).
- Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная, зимующая (сова).

9. Итог занятия.









А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»
- Давайте попрощаемся, споём: до-сви-дань-я! (поступенечное распевание).

Занятие № 3 «Зима» (продолжение)

Задачи:
развитие и активизация внимания;
воспитание зрительно-пространственных ориентировок;
развитие речевого дыхания;
воспитание просодических компонентов речи, движения и музыки;
развитие звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха;
развитие координации речи, движения и музыки;
развитие общей и тонкой моторики, мимики;
развитие чувства ритма, музыкального слуха;
воспитание воображения, творческой активности и инициативы;
развитие чувства коллективизма, взаимопомощи;
обучение умению подражать и перевоплощаться.

Оборудование: снежки, обруч.
Ход занятия
1. Организация начала занятия.
Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

Дети становятся в круг.
- Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети поют: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
С концом последней фразы дети становятся «лодочкой» и танцуют.

2. Речевая игра.
«Одевание» (развитие координации речи сдвижением).
К нам пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лёд, снежки,
Санки, лыжи и коньки.
-Давайте пойдём гулять. Но прежде необходимо одеться.
Наденем на ножки тёплые сапожки.
Это с правой ножки, это с левой ножки (плотно гладим ногу от носка к колену).
Подтянем штанишки (подтягиваем одежду на поясе).
Наденем пальтишки, (гладим одну руку от запястья к плечу)
Пальтишки меховые, (обнимаем себя крепко)
И шапки пуховые (двумя руками обхватываем голову).
И застегнёмся: (ритмично, по центру груди касаемся тела пальцами, будто отмечаем пуговиц).
Вот, так!
Пуговичка к пуговичке в ряд.
Что ж, готовы? Это дело!
И пойдём гулять мы смело!

3. Игроритмика.
а). Игра «Снежинки» (учить соотносить движения с текстом).
- Посыпались из тучи на землю снежинки.
- Какие они? (маленькие, холодные, белые)
- Что снежинки умеют делать? (кружиться, падать, летать)
- Вокруг ножки обернитесь и в снежинки превратитесь – проводится игра.

Падают первые с неба снежинки,
Кружатся лёгкие словно пушинки,
Медленно, плавно на землю ложатся
Белым ковром под ногами искрятся.
(Уронить кисти, согнуть локти, опустить руки. Покружиться. «Волны перед собой». Присесть на одно колено.)

Б). Игра «Рукавички мы наденем» (учить соотносить движения с текстом).

Много снегу выпало. Давайте поиграем в снежки! Только вот рукавички надеть не забудьте!
Рукавички мы надели, фонарики
Поглядите вы на нас: фонарики
В наших новых рукавичках
Мы начнём весёлый пляс. руки на пояс, покружиться
Мы похлопаем в ладоши, хлопки
Мы потопаем немножко, притопы
Рукавички отряхнём встряхнуть кисти рук
И опять плясать пойдём. Пружинки

В). Игра «Попади снежком в цель» (развитие меткости).
Выпал беленький снежок, всюду посветлело.
Лепим, лепим мы снежок, быстро и умело (лепят снежки)
Топ, топ, не зевай и скорей в меня бросай (бросают снежки в цель).

4. Дыхательно-артикуляционный тренинг.
Упражнение «Вьюга» (развитие плавного и длительного выдоха, закрепление правильной артикуляции звука [у]).
- Слышите, сюда летят вьюга и ветер.
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: «з-з-з-з».
Застонал лес от вьюги: «м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).
Тяжело стонут дубы: «м-м-м-м» (громко, низким голосом).
Стонут берёзы: «м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).
Шумят ели «ш-ш-ш-ш».
Стихает вьюга: «с-с-с-с».

5. Самомассаж.
- Мороз всё злее становится, как бы нос вам не отморозил!
Вот на улице мороз! Указательным пальцем массировать точку между бровями
Эй, потри скорее нос, В другую сторону
Подбородок отогрей мороз!. Массаж точки под нижней губой
Улыбнулись все скорей! В другую сторону
И у глаз потрём дружнее, Круговые движения на висках
Веселее, веселее. В другую сторону
Ну-ка взялись все за уши,
Ни к чему нам бить баклуши,
Покрутили, повертели –
Вот и уши отогрели.
Большие пальцы рук за ушами, выполнять круговые вращения в одну и другую сторону
Каждый палец согреваем,
Сильно-сильно растираем.
«снимать кольцо» с каждого пальца на одной и другой руке

6. Игроритмика.
«Обойди сугробы» (учить соотносить движения с текстом).
- Ребята, пока мы с вами грелись – выпал снег.

Вился, вился белый рой Ходьба обычная
Лег на землю, - стал горой
Мы след в след пошли Ходьба след в след
И сугробы обошли Ходьба змейкой

7. Вокальное музицирование.
- А теперь давайте споём песенку про снег.
Песня «Выпал беленький снежок» (Муз. палитра. № 6/2010, стр.29)

8. Игроритмика.
Игра «Как мы гуляли» (учить соотносить движения с текстом).
- Давайте расскажем как мы гуляли.

Маленькие ножки шли по дорожке. Идем частыми, короткими шагами.
Большие ноги шагали по дороге Идём большими шагами. Отмечая каждое слово.
Скрип-скрип, топ-топ!
Провалились мы в сугроб! Падаем и замираем на 10-12 сек.
Из сугроба вылезаем Поднимаемся.
И штанишки отряхаем, Отряхаемся
И пальтишки отряхаем,
Шапки тоже отряхаем.
Путь свой дальше продолжаем. Идем дальше.
А мороз-то крепчает! Ёжимся будто от холода.
И за носик нас кусает,
И за ушки щиплет,
И за щёчки кусает.
Ты, мороз-мороз-мороз! Грозим друг другу пальцем в ритме стиха.
Не хватай меня за нос!
Не щипай меня за ушки!
Не кусай меня за щёчки!
А мороз то крепчает, Ёжимся будто от холода.
Метель-вьюгу призывает.
Вьюжки-вьюжки-вьюжки-вью Вращаем перед собой согнутыми в локтях руками.
Колотушки колочу. Кулачки друг об друга энергично постукивают.
Заколачиваю, приколачиваю.

9. Вокальное музицирование.
Игра «Да или нет» (развитие слухового внимания на речевом материале).

Вы, ребятки, громко, дружно
Отвечайте то, что нужно.

Педагог задаёт вопрос. Дети, в зависимости от ответа, пропевают «Да-да-да» или «Нет-нет-нет».
- Январь – второй месяц зимы.
- Зимой на деревьях появляются почки.
- Зимой медведь спит в берлоге.
- Зимой птицы вьют гнёзда.
- Зимой часто идёт снег.
- Зимой листья зеленеют.
- Зимой дети катаются на санках.
- Декабрь – первый месяц зимы.
- После зимы наступит весна.
- Февраль – третий месяц зимы.

10. Итог занятия.
а). Упражнение на релаксацию (развитие воображения).
Дети в свободных позах с закрытыми глазами слушают спокойную вальсовую музыку, стараясь представить картину тихо подающего снега. Педагог читает слова:
Снежинки падают и весело кружатся,
Ведь им опасно в жизни лишь тепло.
Снежинки падают, им хочется смеяться,
Ведь на земле от них так будет всем светло!
Снежинки падают, зима уже крадется
И злой метелицей промчалась по полям.
Снежинки падают, и сердце громко бьется:
Идет зима, идет зима надолго к нам.

Б). Вокальное музицирование «Прощание» (развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движения).

А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»
- Давайте попрощаемся, споём: до-сви-дань-я! (поступенечное распевание).

Похожие статьи