Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Папа, мама, я — дружная семья! Конспект занятия для младшей группы "моя семья"

11.08.2019

Цель: Продолжать формировать представления детей о семье, её членах.

Задачи:

Образовательные : Учить правильно называть членов семьи, формировать понятие: мой дом, моя семья;

Развивающие : Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Закрепить навыки работы клеевой кисточкой, используя ранее изученные приемы аппликации. Развитие умения рассуждать и доказывать, развитие мышления

Воспитательные : Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье. Дать ребенку почувствовать радость и гордость за то, что у него есть семья.

Интеграция образовательных областей : Познание, Социализация, Коммуникация, Художественное творчество.

Предварительная работа:

1.Заучивание фамилии, имени, родителей.

2.Сюжетно-ролевая игра

3.Разучивание стихотворений о маме, папе, семье.

4.Рассказы детей о своих близких.

5. Рассматривание семейных фотографий.

6.Разучивание пальчиковых игр.

Оборудование: Мишутка, указка, фланелеграф, изображения медведей на фланели, посуда, инструменты, корзинки для игры, сердечки, вырезанные картинки с изображением людей, клей, кисти, салфетки, подставки под клей, волшебный сундучок, сладкое угощение.

Ход занятия:

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руку возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит...

Давайте-ка его рассмотрим, повторяйте за мной!

1. Пальчиковая игра «Дом»

У дома есть крыша, (Руки треугольником над головой.)

У дома есть окно, (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник.)

У дома есть дверь, (Ладони перед грудью.)

А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак.)

Кто его открыть бы смог? (Покрутили скрещенными в замок пальцами.)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте - я ваш друг! (Кулачком стучат по ладони.)

В: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук!

(Воспитатель стучит в дверь дома.)

2. Сюрпризный момент: Появляется медведь.

3. Игра «Здравствуйте, ребята!»

В: Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, котята?(Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, козлята? (Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, поросята? (Нет)

А кто вы? У вас есть имя, фамилия?

Д: Да. Ну-ка, ну-ка, не молчите и скорей их назовите

Д: Дети называют своё имя и фамилию, передавая предмет друг другу.

В: Ну вот, теперь наши гости знают, что вы не козлята и не котята, а дети, у которых есть имя и фамилия.

Рассказ медведя о своей семье:

«Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я хочу вам рассказать о своей семье. Наша семья небольшая: нас всего трое папа Михайло Потапович, мама Настасья Петровна и я Мишутка. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья? Расскажите мне о вашей семье, о том, как вы живете».

Воспитатель: Ребята, семья- это дом. Семья-это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья-это самое дорогое, что есть у каждого человека…

Воспитатель: Ребята, кто является членами семьи?

Семья - это мама, папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье еще братья и сестры бывают,

В семье все любят меня и ласкают,

И лучше семьи ничего не бывает!

4. Загадки.

Воспитатель: Послушайте мои загадки и договаривайте отгадки:

1.В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо -
Лучше всех на свете… (мама)

Дети: Мамочка.

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Как зовут твою маму?

Кто ты для мамы?

Как мама называет тебя ласково?

Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:

2.Кто же трудную работу

Может делать по субботам? -

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Как зовут твоего папу?

Кто ты для папы?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:

3.Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Дети: Бабушка.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Кто ты для бабушки?

4.Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

Дети: Дедушка.

Воспитатель: Да, ребятки, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Кто ты для дедушки?

5.Кто веселый карапузик -

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка -

Это младший мой... (братишка)

6. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? -
Очень модная девчонка -
Моя старшая...(сестра)

– Ребята, а у кого есть братик или сестричка?

Чем занимается дома ваша сестра? Брат?

Воспитатель: Молодцы.

– Ребята, а вас любят в семье? (Да, любят.)

– А как вы догадались, что вас любят? (Меня целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют, играют со мной, заботятся обо мне.)

– Ребята, а за что вас любят в семье? (Слушаюсь, кушаю хорошо, маму и папу люблю, папе и маме помогаю, игрушки убираю.)

– Молодцы! Значит, вы тоже заботитесь о своей семье. Слушаетесь родителей, помогаете им, убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, бабушку, дедушку, братиков и сестренок – всю свою семью.

А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья! А давайте покажем свою семью на ладошке.

5. Пальчиковая гимнастика «Семья».

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья.

Я люблю свою семью.

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю

И щенка и кошку Мусю!

Всех, кого я так люблю-

Имеют право на семью.

В: Ребята, Маша принесла нам коробку с разными предметами. Она не знает кому что подходит. Поможем Маше разобрать?

6. Подвижная игра «Кому, что подходит».

В обруче лежат разные предметы: мальчики должны выбрать те из них, которые подходят папе, и положить их в зеленую корзину, а девочки те, которые подходят маме, и положить их в розовуюкорзину. Называют их дети садятся на свои места.

В: Ребята, вот посмотрите, какой у меня есть волшебный сундучок. Дети садятся на свои места Давайте наполним сундучок ласковыми словами для мамы.

Я открою сундучок: ваши слова будут долетать и наполнять его. Итак, начнем! Мама какая?

Наводящие вопросы воспитателя:

В: Когда мама обнимает вас, целует, жалеет, она какая?

Д: Ласковая, добрая, милая, нежная.

В: Когда мама модно одевается, какая она?

Д: Красивая.

В: Когда мама улыбается, смеётся, какая она?

Д: Весёлая.

В: А если вы маму любите, то она какая?

Д: Любимая.

В: Когда мама заботится о вас, какая она?

Д: Заботливая.

В: Если мама занимается хозяйством, делаем много домашних дел,

какая она?

Д. Трудолюбивая, хозяйственная.

В: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в волшебный сундучок. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись. А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и соберем в него ласковые слова для папы. Папа, какой?

Д: Ответы детей. (Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, весёлый, сильный)

В: Молодцы, ребята! Много хороших слов и для папы вы подобрали.

Давайте теперь сундучок наш закроем, он нам ещё пригодится.

(Выставляется ладошка с грустными лицами).

Воспитатель: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти?

Дети: Они поссорились.

Воспитатель: А мы можем им помочь?

Дети: Надо семью помирить.

Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить!

7. Игра-драматизация «Помирились»

- Плохое настроение у нас в семье с утра

И потому в семье у нас не ладятся дела.(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)

У дедушки у нашего весь день болит спина (наклониться вперёд, руки за спину)

У бабушки, у, старенькой, кружится голова (круговые движения головой)

Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал (стучим кулачками друг о друга)

У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал (смотрим на раскрытые ладони)

Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.

Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся (взяться за руки и улыбнуться друг другу)

Дружно все обнимемся и тогда помиримся! (Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились.

Дома бывают разные-
Кирпичные, каркасные.
С балконами железными;
Бывают даже снежные,

Совсем как настоящие.
Но, самый лучший, – это мой,
Я в нём живу с моей семьёй.

Пройдите к столам, где лежат вырезанные из бумаги, домики. Это дом вашей семьи. Если посмотреть внимательно, то можно заметить, что кого – то из семьи там нет. Поселите в ваш дом недостающего члена семьи (дети приклеивают)

В: Ребята, вы, наверное, знаете, что поступки детей могут радовать или огорчать ваших родных. Сейчас мы с вами поиграем. Встаньте рядом со своими стульчиками.

Д: Дети встают рядом со стульчиками.

В: Я буду называть поступок: если этот поступок порадует ваших близких - вы хлопаете в ладоши, если огорчит - топаете.

8. Игра «Радость или огорчение».

Разбросали по комнате все игрушки;

Помогли маме помыть посуду;

Нарисовали и подарили папе или маме красивый рисунок;

Вы съели на завтрак всю кашу;

Всегда говорите своим родным «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».

Порвали новую книжку;

Не захотели мыть руки перед едой;

Покормили собаку или кошку;

Убегали от взрослых;

Научились сами одеваться, без помощи взрослых;

Защищали братика или сестричку от хулигана;

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить и порадовать ваших родных.

Надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки!

Мишутка: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях, я рад, что у каждого из вас тоже есть дружная семья! А теперь мне пора домой, ведь в гостях хорошо, а дома лучше, дома ждет меня моя семья! До свидания!

Рефлексия.

– Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили? Говорили о семье. Семья – это самые близкие люди: мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу (это дома). А в детском саду у нас тоже есть дружная семья – это мы с вами.

В: А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок. Ребята, посмотрите, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко. (открывает сундучок и показывает сердечки из цветной бумаги.)

Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите их кому хотите из вашей семьи, при этом не забудьте вспомнить ласковые и добрые слова! Вашим родным будет очень приятно. И я хочу вам пожелать, чтобы вы принесли частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью. Вот вам частичка этого тепла. Раздает сердечки.

Цель: содействие нравственному развитию и полоролевой социализации детей.

Задачи:

— формировать у детей элементарные представления о членах семьи как о людях разных пола и возраста, объединенных родственным началом;

— развивать умение воспринимать членов семьи как представителей разного пола;

— способствовать возникновению познавательного интереса к ближайшим родственникам;

— учить использовать полученную информацию в речевой, игровой, коммуникативной деятельности.

Оборудование : игрушка обезьянка-бабушка (в очках и платочке), силуэт ладошки, фигурки персонажей в соответствии с текстом потешки, поднос, для каждого ребенка набор одежды и атрибутов для пальчиков в соответствии с текстом потешки (брюки и платьица, длинные волосы для мамы и бабушки, короткие прически для дедушки и папы, шапочки и прически для мальчиков и девочек).

Воспитатель. Дети, сегодня к нам пришла обезьянка. Она рассказала мне, что недавно в гости к ней привезли малыша. Он такой непоседливый, только и знает, что прыгает с ветки на ветку. Обезьянка не знает, чем его занять и развлечь. Ей хотелось бы поиграть с ним в спокойные игры. Она услышала, что вы знаете много игр с пальчиками и просит, чтобы ее тоже научили играть в них. Ребята, давайте покажем обезьянке наши игры.

Дети играют в пальчиковые игры: показывают «козу», «зайца», «очки», «бинокль», «курочку», «гуся».

Обезьянка . Спасибо, ребята, какие интересные игры!

Воспитатель . Молодцы! Хотите поучиться еще одной игре?

Дети . Да.

Воспитатель . И обезьянка с нами тоже поучится.

Физкультминутка «Зарядка для пальчиков»

Воспитатель показывает движения, а дети их повторяют: сжимают левую руку в кулак, а затем правой постепенно разгибают каждый палец. Движения сопровождаются текстом.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папа,

Этот пальчик — мама,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья».

Воспитатель. У меня есть вот такая ладошка.

Демонстрирует силуэт ладошки.

Давайте найдем на ней самый маленький пальчик — мизинец. Дети показывают его.

А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый? Как ласково называют его в семье?

Дети отвечают.

Найдите, пожалуйста, на подносе шапочку, обозначающую ребенка, и наденьте ее на мизинчик силуэта ладошки.

Дети выполняют задание. Послушайте стихотворение.

Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком дождик шел.

Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо!

О ком я вам прочитала? Почему девочке хорошо было с мамой? Расскажите, что вы делаете вместе с мамой.

Дети отвечают на вопросы и выполняют задание.

Молодцы, вы хорошо помогаете маме! Найдите, пожалуйста, на подносе шапочку мамы и наденьте ее на безымянный палец силуэта ладошки.

Дети выполняют задание.

Не терпит мой папа безделья и скуки,

У папы умелые, сильные руки.

И, если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.

Как вы ласково называете своего папу?

Дети отвечают.

Найдите шапочку, обозначающую папу, и наденьте ее на средний палец.

Дети выполняют задание.

А теперь давайте поиграем в «ладушки».

Ладушки, ладушки, где были?

У бабушки.

Испекла нам бабушка

Вкусные оладушки.

Маслом поливала, деткам давала.

Дети читают потешку, сопровождая ее движениями.

А чем угощает вас бабушка?

Дети отвечают.

Давайте наденем шапочку бабушки на указательный палец силуэта ладошки.

Дети выполняют задание.

Ребята, у нас остался один пальчик — большой. Кто же это?

Дети . Дедушка.

Воспитатель. Правильно. Послушайте стихотворение про дедушку.

У меня есть дедушка,

Как зима, седой.

У меня есть дедушка

С белой бородой.

Чем вы любите заниматься со своим дедушкой? Как вы ласково его называете?

Дети отвечают. По предложению воспитателя они надевают шапочку дедушки на большой палец силуэта ладошки.

Посмотрите, ребята, у нас с вами получилась большая дружная семья. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге и помогают друг другу. А теперь мы поиграем еще в одну игру.

Физкультминутка «Девочки и мальчики»

Дети все вместе выполняют движения в соответствии с текстом.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики,

Глазками моргают,

Потом отдыхают.

Девочки-припевочки Девочки прыгают, а мальчики хлопают в ладоши.

Прыгают, как мячики.

Глазками моргают,

Потом отдыхают.

Мальчики, мальчики Мальчики прыгают, а девочки хлопают в ладоши.

Прыгают, как мячики.

Глазками моргают,

Потом отдыхают.

Воспитатель. Хорошо поиграли, весело. А я для вас приготовила еще одну игру с ладошками.

Дидактическая игра «Одень ладошку»

Воспитатель задает вопросы: «Во что любят наряжаться девочки?», «Что они носят?», «А мальчики юбочки надевают?», «Косички заплетают?» Дети отвечают на них. Затем по предложению воспитателя они надевают на пальцы брюки и платьица, длинные волосы для мамы и бабушки, короткие прически для деда с папой, подбирают наряд для себя в соответствии с половой принадлежностью.

Воспитатель. Дети, наша гостья обезьянка внимательно наблюдала за вашими играми. Сейчас она мне шепнула на ушко, что почти все их запомнила и обязательно поиграет в них со своим малышом.

Обезьянка. Спасибо, ребята. До свидания!

Воспитатель: Данилова О.А.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать позитивное отношение к семье
  • формировать чувства принадлежности к семье
  • формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе

Воспитательные:

  • воспитывать желание заботиться о близких.

Развивающие:

  • развивать творческое самовыражение
  • развивать чувство гордости за свою семью
  • развивать речь, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Предварительная работа:

  • Рисунки детей «Моя семья»
  • Дети и родители изготавливают дома семейные «островки» ; (фотографии, их композиции)
  • Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери» ; «Семейные хлопоты»
  • беседа: «Я и мой дом»
  • чтение Л.Квитко «Бабушкины руки» , А. Яковлев «Мама» , Дора Габе «Моя семья» .

Ход занятия

Организационный момент

«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся»

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Ольга Анатольевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Димочка…)

Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим, пригожим я предлагаю поиграть.

Психогимнастика.

Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.

А если они сердятся, вас ругают, хмурятся?

Сюрпризный момент: В гости пришел зайчик, он грустный, потому что его мама ушла, и он остался дома один. Он хочет побыть с детками и послушать рассказы об их семьях.

Сообщение темы занятия

Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья» . Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен) .

По ходу воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где

фотографировалась семья.

С кем ты живешь?

Кто самый старший в вашей семье?

Кто самый младший?

Кто кому мама?

Кто кому сын (дочка) ?

Для мамы ты кто?

А для бабушки?

Для брата, сестры?

Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые)

Кто чем занимается в семье?

Кто о тебе заботится?

Как ты заботишься о других?

Развитие связной речи.

Послушайте стихотворение и отгадайте, про кого это…

…– важный человек на свете,
Знают это взрослые и дети.
Для меня она, как воздух, без которого нельзя,
Я люблю ее как солнышко листва.

Люблю ее веселый смех,
Когда рукой обнимет, приголубит.
Нет, ее родней,
Любимой, любящей голубки.

Про кого это, вы, конечно же догадались, это - мама.

Скажите самые хорошие слова о маме, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…) ?

Этюд «Ласковый ребенок» - дети дарят свою любовь маме.

А как ты обычно называешь свою маму? (ответ детей) - (мамочка, мамуля)

А как называют вас мамы? (отвечают мамы) - (котик, зайчик)

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Ребята, посмотрите какая у меня коробка. Хотите узнать, что в ней? Тогда отгадайте загадку:

Есть коробка у меня в ней живут мои друзья
Очень они разные: жёлтые, синие, красные
Все дружные и сильные вместе любят собираться
И в постройки превращаться (кубики) .

Воспитатель: Ребята, а давайте домик построим для зайки и его семьи?

(постройка дома из кубиков)

Как хорошо, что у вас у всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Тема : Я и моя семья

Цели:

— воспитывать чувство общности со своей семьей, желание заботиться о близких;

— формировать представления о семье как о людях, которые живут вместе и заботятся друг о друге;

— вводить в активную речь слова, обозначающие родственные отношения;

— продолжать учить составлять связные рассказы по сюжетной картине (семейным фотографиям);

— закреплять умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные.

Подготовительная работа: рассматривание семейных фотоальбомов; просмотр мультипликационного фильма «Мама для мамонтенка»; рисование портретов членов семьи; чтение художественной литературы (Ю. Яковлев «Мама», Р. Гамзатов «Мой дедушка»).

Оборудование : семейные фотографии, предметные картинки по теме, сигнальные карточки «правильно — неправильно», мяч.

Воспитатель . Сядет тот, кто правильно назовет свою фамилию, имя и отчество.

Дети называют.

Воспитатель вывешивает картинку «Семья».

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети. О семье.

Воспитатель. Кого вы видите на картинке?

Дети . Маму, папу...

Воспитатель. Сколько в этой семье человек?

Дети отвечают.

Кто все эти люди друг другу?

Дети . Родственники.

Воспитатель . Что такое семья?

Дети. Это люди, которые приходятся друг другу родственниками, живут вместе, любят и заботятся друг о друге.

Воспитатель

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших — как любимец,

Родители — во всем мудрей,

Любимый папа — друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Т. Бульковская

Игра «Наоборот»

Употребление антонимов, образование сравнительной степени прилагательных.

Бабушка старая, а мама... (моложе).

Папа сильный, а сын... (слабее).

Папа большой, а сын еще... (маленький).

Дочка самая младшая, а бабушка... (самая старшая).

Дедушка слабый, а папа... (сильнее).

Наша семья большая, а наша больше (дружная, крепкая, добрая, культурная, здоровая, воспитанная, маленькая, смелая, трудолюбивая).

Игра «Кто кем приходится?»

Кто для бабушки и дедушки папа, мама? (Сын, дочь.)

Кто для бабушки и дедушки мальчик и девочка? (Внук и внучка.)

Кто мальчик для девочки? (Брат.)

Кто девочка для мальчика? (Сестра.)

А если у мамы или папы есть сестра, кто она для девочки и мальчика? (Тетя.)

А если у мамы или папы есть брат, кто он для девочки и мальчика? (Дядя.)

А для дяди и тети мальчик и девочка кто? (Племянник и племянница.)

Если у дяди мальчика или девочки есть сын или дочка, кто они для мальчика и девочки? (Двоюродные брат, сестра.)

Все они друг другу кто? (Родственники.)

Как их можно назвать одним словом? (Семья.)

Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч. Ребенок отвечает и возвращает мяч.

Ходит на работу — ...

Зарабатывает деньги — ...

Готовит пищу — ...

Убирает квартиру — ...

Моет посуду — ...

Стирает одежду — ...

Гладит белье — ...

Шьет — ...

Вяжет носки и варежки — ...

Ходит в магазин за покупками — ...

Учит уроки — ...

Проверяет уроки — ...

Поливает цветы — ...

Вытирает пыль — ...

Делает ремонт — ...

Игра «С кем ты живешь? Как зовут членов твоей семьи?»

Каждый ребенок рассказывает, с кем он живет дома: «Я живу с мамой, ее зовут Анна Васильевна; с папой, его зовут..; с бабушкой...».

Игра «Помощь детей своей семье»

Воспитатель . А вы, дети, заботитесь о своих родителях, братьях и сестрах, дедушках и бабушках? Как помогаете им?

Дети отвечают.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — это я.

Вот и вся моя семья.

Игра «Кто чей?»

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин, с опорой на картинку «Семья».

Чей сын Ваня? (Ваня — мамин и папин сын.)

Чья дочка Таня? (Таня — мамина и папина дочка.)

Чья это мама? (Танина и Ванина.)

Чей это папа? (Танин и Ванин.)

Чьи внуки Ваня и Таня? (Бабушкины и дедушкины.)

Чьи родители бабушка и дедушка? (Папины или мамины.)

Чей Ваня брат? (Танин.)

Чья Таня сестра? (Ванина.)

Игра «Назови ласково»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитатель . Ребята, вы все любите своих мам, пап, бабушек, дедушек и других родственников. Как вы можете назвать их ласково?

Дети. Мамочка, мамуля, папочка, папуля, бабуля, дедуля, братик, сестренка, сестричка, внучок, внученька, тетушка, дядюшка.

Физкультминутка

Игра с сигнальными карточками «правильно — неправильно» (или «Светофор»). Услышав неправильное высказывание, дети поднимают красную карточку и один из них исправляет. На правильное высказывание поднимается зеленая карточка.

Мамина мама мне тетя.

Папин брат мне дядя.

Я моей бабушке племянница.

Дедушка старше внука.

Дедушка в автобусе должен уступить место своему внуку.

Дочь моей дочери мне внучка.

Дети, с которыми ты играешь во дворе, — это твоя семья.

Игра «Сравни, кто старше (младше)»

Составление сложносочиненных предложений с союзом а.

Папа — сын. (Папа старше, а сын младше.)

Папа — дедушка.

Дядя — племянник.

Внук —- дедушка.

Игра «Придумай рассказ»

Составление рассказа «Моя семья» по семейным фотографиям. Рассказывающий выбирается считалкой.

Раз, два, три, четыре —

Мы считал очку учили.

Бабушка и мамочка,

Дедушка и папочка.

Вот братишка и сестренка,

Он — Антон, она - Аленка.

Вот и вся моя семья,

Рассказал считалку я.

Отгадывание загадок

Сын моего отца, а мне не брат. (Я сам.)

Одного отца — матери дитя, а никому не сын. (Дочь.)

Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а их всего трое. (Мать, дочь и внучка.)

Конкурс «Кто больше знает о своих родителях?»

Назовите отчество мамы.

Какое любимое блюдо папы?

Назовите любимую мамину телепередачу.

Какой пирог любит печь мама?

Назовите любимую мамину песню.

Какой вид спорта больше всего любит папа?

Назовите любимый цветок мамы.

Назовите любимый праздник вашей семьи.

Назовите мамин любимый цвет.

Что лучше всего умеет делать папа?

Воспитатель. Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Дети . О семье.

Воспитатель . Что такое семья?

Дети . Это люди, которые приходятся друг другу родственниками, живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Конспект занятия по познавательному развитию

во 2 младшей группе

Тема: «Моя семья»

Воспитатель: Стечкевич С.В.

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: выявить знания детей по теме «Семья»,вызвать желание рассказывать о своей семье, создать радостное эмоциональное настроение;

Задачи:

Образовательные: закреплять представления детей о семье, как о людях, живущих вместе; продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, упражнять в умении определять наименования родственных отношений между членами семьи.

Развивающие: развивать чувство гордости за свою семью, умение отгадывать загадки о членах семьи.

Воспитательные: воспитывать привязанность ребенка к семье, желание заботиться о близких, радовать их; умение слушать высказывания товарищей.

Ход занятия

В.: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.(воспитатель показывает мнемотаблицу: рука-сердце-улыбка, дети выполняют движения)

Руку другу протяну,

Слово доброе скажу,(говорят друг другу)

С ним сердечно обнимусь

и конечно улыбнусь!

В.: Я приготовила для вас загадки. Слушайте внимательно.

Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?...(мама)

Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …(папа)

Кто лучше всех носочки вяжет,
Сказку славную расскажет,
Колыбельную споёт,
И советы нам даёт? (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

В.: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А как назвать одним словом всех этих людей? (семья) Что такое семья(ответы детей)

В.: Семья-это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Давайте поиграем.

Словесная д/ игра «Назови ласково» (дети передают мяч друг другу и называют ласково членов своей семьи)

В.: У нас в группе есть фото-альбом «Моя семья», кто хочет рассказать о своей семье, ребята.(воспитатель помогает, спрашивает о членах семьи)

С кем ты живешь?

Кто самый старший в семье?

Как зовут твою маму(папу, бабушку

Кто чем занимается в семье?

Как о тебе заботятся родные?

Как ты заботишься о членах своей семьи?.....

В.: Сейчас я посмотрю кто из вас лучший помощник

Этюды: «Постираем платочки», «Подметем пол», «Помоем посуду»

В.: Молодцы, все очень хорошие помощники для взрослых.

В семье вместе живут и взрослые и дети. И мы сейчас узнаем кто кому кем приходится.

Д/И «Кто кому кем приходится» (воспитатель бросает мяч и задает ребенку вопрос, ребенок отвечает и бросает мяч обратно)

Кто ты для мамы? (папы)

Кто ты для бабушки? (дедушки)

Ты старший брат или младший?

Кто ты для сестренки? и т. д.

В.: Ребята, семья должна быть у всех. Семьи бывают большие и маленькие, самое главное, чтобы все в семье любили друг друга, уважали, помогали друг другу, и не ссорились. Послушайте замечательное стихотворение

«Семья-большое счастье» (Натали Самоний)

У каждого на свете
Должны быть папа с мамой -
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.

У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры...
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.

У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог -
Родимая семья!

У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье -
Подарок самый-самый

В.: А наши пальчики тоже семья и они хотят поиграть.

Пальчиковая игра «Семья»

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вся моя семья

В.: Ребята, давайте порадуем всех наших мам, пап, бабушек, дедушек, которые приходят за детьми в детский сад и нарисуем все вместе в подарок нашим родным красивое солнышко с лучиками- ладошками, и на каждом лучике-ладошке напишем какая у вас семья.

(дети рисуют солнце ладошками, воспитатель записывает что говорят дети о своей семье, вечером презентация родителям)

Похожие статьи