Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе ДОУ. Конспект. Тифлопедагог – это важная профессия

20.07.2019

Мария Борило
Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г. ж. с сочетанной патологией.

Цель занятия: развитие зрительного восприятия.

Задачи :

Закреплять предметные представления по л. темам «Деревья», «Фрукты», «Осень», «Дикие животные»;

Учить воспринимать изображение разной модальности;

Развитие ориентировки в пространстве, умения понимать и употреблять предлоги ЗА, ПОД, В;

Развитие центрального зрения, отвечающего за восприятие цвета;

Тренировка аккомодационного аппарата;

Развитие сохранных анализаторов;

Развитие мелкой моторики рук, согласование речи с движением;

Воспитание положительной установки на участие в занятии;

Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.

Оборудование :

Презентация на ИАД (интерактивной доске); магнитофон; магнитная доска; картинки осенних деревьев; разноцветные листья для букета; листики для листопада, корзинка; «Чудесный мешочек» (мышка – рюкзачок); карточки для инд. работы (дикие животные и подарки для них) ; простые карандаши; цветные подкладки (в зависимости от зрительного диагноза); натуральные фрукты; упаковки с соком (тетрапаки 200мл); искусственная ель; указка.

1. Орг. момент. Ребята, отгадайте загадку!

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это всё когда бывает?

Дети: Это бывает осенью!

Погода осенью очень переменчива. Помогите мне закончить предложение!

Если светит солнце, то она называется (солнечная )

Если на небе тучи, то она называется … (пасмурная )

Если идёт дождь, то она называется … (дождливая )

Если дует ветер, то она называется … (ветреная )

Слышится звук сильного ветра. На ИАД – картинка осеннего леса.

2. Упр. «Большой - маленький»

Педагог задаёт вопросы детям, добиваясь ответа предложением

Где мы с вами оказались? Мы оказались в осеннем лесу .

Что вы там видите? Я вижу деревья, кусты и т. д

Какие деревья растут в нашем лесу? В лесу растут берёзы.

В лесу растут дубы.

На ИАД – поочерёдно появляются картинки больших и маленьких деревьев

Появление картинок с эффектом «шахматы». Цель: стимуляция подкорковых отделов ГМ.

Педагог даёт образец предложения, дети составляют предложения самостоятельно.

В нашем лесу растут большие дубы и маленькие дубочки.

В нашем лесу растут большие берёзы и маленькие берёзки.

В нашем лесу растут большие сосны и маленькие сосенки.

3. Дыхательная гимнастика.

Что происходит с деревьями осенью?

Осенью на деревьях желтеют и опадают листья. На деревьях созревают плоды.

На ИАД – картинка листопада.

Ребята, а когда падает с дерева сразу много листьев, как называется это явление природы? Это называется листопад.

Давайте устроим листопад сами! Подуйте на эти листики!

Детям предлагаются маленькие листики из тонкой бумаги.

Вспоминаются правила правильного выдоха. Дети сдувают с ладони листики.

4. Согласование речи с движением.

Давайте поиграем с листиками!

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, руки вверх

Листья нам под ноги тихо ложатся Плавно приседают

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо – влево

Будто опять закружиться хотят! Поднимаются, кружатся

Что делали наши листики? - Листики кружились, шуршали, ложились, шелестели.

5. Пальчиковая гимнастика.

Посмотрите, сколько под ногами разноцветных опавших листьев!

Раз, два, три, четыре, пять, Дети загибают пальцы в кулак .

Будем листья собирать! Сжимают и разжимают кулачки

Листья берёзы, листья рябины, Загибают пальцы в кулак

Листики тополя, листья осины, начиная с большого

Листики дуба мы соберём,

В садик осенний букет отнесём! Шагают на месте.

6. Упр. «С какой ветки детки?»

На полу лежат разноцветные листья деревьев.

Давайте соберём из них букет! 1 ребёнок собирает жёлтые листики. 2 ребёнок собирает оранжевые листики. 3 ребёнок собирает коричневые листики.

Дети собирают листья по цвету в соответствии с инструкцией.

Ребята, посмотрите на свои букет! Какие по форме ваши листики? Листики по форме разные.

Почему они разные? Потому, что упали с разных деревьев.

На магнитной доске картинки с деревьями.

Давайте найдём и назовём деревья, с которых они упали. Как называются листики?

Дети определяют с каких деревьев их листья и называют их.

Мои листики упали с клёна. Они называются кленовые.

Мои листики упали с дуба. Они называются дубовые.

Мои листики упали с каштана. Они называются каштановые.

Давайте положим их в корзину и потом сделаем из них гирлянду. Дети отдают свои букеты педагогу.

7. Зрительная гимнастика. На ИАД.

Подул ветер и наши листики опять полетели! Посмотрите, куда они полетели!

Кленовый лист полетел вниз и направо. Дубовый лист полетел вниз и налево.

Берёзовый лист полетел вниз и направо. Каштановый лист полетел вниз и налево.

8. Упр. «Найди животное».

Ребята, а кто может жить в нашем лесу? В лесу живут дикие животные и птицы .

Где же они? Они, наверное, спрятались от нас .

Давайте их поищем!

На ИАД – ч/б картинка со спрятавшимися животными (видна часть тела).

Я нашел зайца. Он сидит под кустом.

Я нашёл белку. Она спряталась в дупле.

Я нашёл лису. Она спряталась за деревом.

Я нашла волка. Он спрятался за ёлкой.

Я нашёл ежа. Он спрятался под грибочком.

Я нашёл мышку. Она спряталась в норке.

9. Работа в индивидуальных карточках. Упр. «Проведи линию»

Звери спрятались, потому, что испугались нас. Но мы не будем их обижать!

Давайте угостим лесных жителей! Садитесь за столы и раздайте подарочки!

На столах карандаши, листы бумаги с изображением животного и «гостинца», между ними дорожка. Дети проводят карандашом дорожку от животного к подарку.

Скажите, чем вы их угостили? На ИАД – по очереди появляются изображения животных.

Дети смотрят на доску – на свою карточку и соответственно картинке отвечают.

Я угостил зайца капустой. Я угостил белку орешками.

Я угостил лису рыбкой. Я угостил волка колбасой.

Я угостила ежа грибочком. Я угостила мышку сыром.

10. Д/игра «Чудесный мешочек». Мышка – рюкзак с фруктами.

Лесные жители очень вам благодарны и решили тоже вас угостить!

Давайте отгадаем, что принесла вам мышка? Расскажите про свой подарок.

Дети на ощупь определяют, что принесла мышка, называют, достают.

Мне подарили яблоко. Оно красное, круглое, твёрдое.

Мне подарили грушу. Она жёлтая, мягкая, ароматная.

Мне подарили апельсин. Он оранжевый, круглый, сочный.

11. Упр. «Делаем сок»

Как можно назвать одним словом яблоко, грушу и апельсин? Это фрукты.

Что можно из них приготовить? Из фруктов можно приготовить сок, компот, варенье .

Какой сок можно сделать из яблока? Из яблока можно сделать яблочный сок.

Какой сок можно сделать из груши? Из груши можно сделать грушевый сок .

Какой сок можно сделать из апельсина? Из апельсина можно сделать апельсиновый сок .

Раз, два, три, свой сок получи! - детям отдаются маленькие пакеты сока.

12. Итог занятия.

Ребята, пора возвращаться в детский сад! Слышится звук ветра.

Ой, опять этот ветер! Мы возвращаемся в детский сад! Вам понравилось путешествие в осенний лес?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Садовые ягоды» Цель: I. Закреплять знания о садовых ягодах (названия, где растут, части, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающие понятия:.

Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: I. Закреплять знания о зимующих птицах, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающее понятие: зимующие птицы. Продолжать.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми 6–7 лет с нарушением зрения «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда, учителя - дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. Сказка:.

Конспект коррекционного-развивающего занятия учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ (первый класс) Конспект коррекционного – развивающего занятия учителя-дефектолога, с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ, 1 класс (второе полугодие).

Конспект занятия учителя-дефектолога по развитию руки и зрительного контроля у дошкольников с проблемами в развитии Тема: Рисование дуг Цель: закрепить у детей умение рисовать округлые непрерывные линии; развивать ритмичность двигательной функции кисти.

Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией (консультация для.

В коррекционной работе в первом месяце летне-оздоровительного сезона я провела ряд мероприятий согласно перспективному комплексно-тематическому.

Цель: знакомство родителей с основными направлениями коррекционной работы тифлопедагога для повышения партнерских отношений и пробуждения интереса и желания заниматься со своими детьми.

Зрительное восприятие:

  • закрепить умение узнавать силуэты игрушек и соотносить их с игрушками;
  • закрепить умение совмещать два плоскостных изображения.

Сенсорное восприятие:

  • закрепить знания о геометрических фигурах;
  • закрепить умение подбирать к прорези соответствующие по форме “ключи”;
  • развивать умение классифицировать фигуры по трем признакам: цвет, форма, величина.

Сохранные анализаторы:

  • закрепление зрительно-тактильного анализ;
  • развитие прослеживающей функции глаз.

Развитие мелкой моторики закрепить умение закручивать крышки при захвате тремя пальцами;

  • развивать и укреплять мышцы пальцев руки;
  • развивать скоординированные движения “рука-глаза”.
  • Социально-бытовая ориентировка:

    • знакомство со способом определения веса предмета с помощью воды;
    • развитие интереса к проведению эксперимента для получения знаний;
    • закрепление знаний о материалах (резина, дерево, пластмасса, стекло, металл, пластилин) и их весе (тяжелый, легкий).

    Интеграция компонентов содержания:

    • область “Познание” - ознакомление с окружающим;
    • область “Коммуникация” - коммуникативные навыки, умения, связная речь;
    • область “Социализация” - игровая деятельность.

    Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

    Оснащение и наглядность: грузовик, мягкая игрушка, конверт с письмом, резиновые игрушки и их силуэты, лабиринт, разноцветные пластмассовые яйца, карточки-шифровки, домики с замками, геометрические фигуры из блоков Дьенеша, емкость с водой, кукла, мячики (резиновые, пластмассовые, деревянные, стеклянные, металлические, пластилиновые), мобильные тренажеры “паровозик”, “неваляшка”, “грузовик”, “клоун”, “коляски”, “воздушные шары”, карта пути.

    I. Вступление.

    Дети заходят в группу и встают вокруг тифлопедагога.

    Ребята, сегодня к нам в гости я пригласила родителей. Они очень хотят посмотреть, как вы занимаетесь на занятиях. Покажем им?

    Ой, что за стук в дверь? Давайте посмотрим.

    В группу въезжает грузовик с игрушкой и письмом.

    Ребята, кто это к нам приехал? Посмотрите, а здесь еще есть конверт. Там письмо. Давайте я его вам прочитаю.

    Письмо: Дорогие ребята! У нас в городе Игрушек случилась беда. Злой волшебник Ломалка пришел к нам в город и устроил беспорядок. Ломалка очень радуется, что мы не можем с ним справиться. Если мы его не прогоним, то скоро в нашем городе не останется игрушек, и детям не во что будет играть. Помогите нам, пожалуйста, справиться с Ломалкой.

    Ребята, вы согласны помочь игрушкам? Тогда отправляемся в путь. Но на грузовике мы не поместимся. А как вы думаете, как нам туда попасть?

    Я предлагаю вам отправиться в путь на воздушных шарах. Готовы?

    Считалочка:

    Раз, два, три, четыре, пять дети загибают пальцы на правой руке;
    На лужок пойду гулять. шагают на месте;
    Красный шарик захвачу, рисуют в воздухе круг;
    Нитку крепко закручу левая рука в кулаке, правой рукой имитируются движения
    И считать теперь начну: “закручивания нитки”;
    Раз, два, три, четыре, пять… считают пальцы на левой руке, разгибая их;
    Как сочту до десяти показать все пальцы на руках;
    Крикну шарику: “Лети!” поднять руки вверх.

    Вот мы и попали с вами в страну Игрушек. Смотрите, здесь еще один конверт. Посмотрим, что в нем? Ребята, здесь карта, которая нам подскажет, что делать и куда идти.

    Посмотрите на карту. Что здесь нарисовано? Ключ. А идти нам надо к лабиринту. Кто скажет, в какую сторону?

    II. Лабиринт.

    Ломалка спрятал у игрушек ключи от домиков, а их заколдовал, оставив нам только их силуэты. Ключи он спрятал в волшебных яйцах. Давайте поможем игрушкам попасть в свои домики.

    Давайте встанем парами и выполним задание Ломалки. Один из пары пройдет лабиринт, а второй найдет ключ от домика.

    Детям раздаются цветные силуэты игрушек и предлагается по ним найти их.

    Инструкция: вам надо наложить силуэты игрушек на контур и пройти по дорожкам лабиринта до картинок яиц. После этого мы сможем достать ключи и открыть домики игрушкам.

    Дети накладывают силуэты игрушек на контуры и проходят лабиринт. В конце лабиринта дети снимают плоскостные яйца.

    Задание вы выполнили, теперь надо посмотреть в карту, чтобы найти домики. Кто скажет, в какую сторону нам идти? Дети дают варианты ответов.

    III. Домики.

    Ребята, вот мы и дошли до домиков игрушек. А вот и волшебные яйца, где спрятаны подсказки, чтобы найди ключи.

    Инструкция: каждая пара должна найти свое яйцо, открыть его и по подсказке выбрать нужный ключ среди других. Готовы? Тогда начинаем.

    Один ребенок из пары находит нужное яйцо и его открывает, достает подсказку и расшифровывает ее. На подсказке изображено три символа: цветовое пятно, домик (символ размера) и точечный силуэт фигура. Второй ребенок расшифровывает подсказку и находит среди замков-фигур нужную. Дети берут замок и находят домик с таким замком, около которого оставляют игрушку.

    Молодцы! Все игрушки попали в свои дома. Чтобы отправиться дальше в путь, я предлагаю вам немного отдохнуть. Согласны? Тогда давайте сделаем зрительную гимнастику.

    IV. Зрительная гимнастика.

    Встаньте все в россыпную и выполняем гимнастику для глаз:

    V. Эксперимент “ Тяжелый или легкий”.

    Ребята, Это кукла Катя. Она любит собирать разные мячики. Как вы думаете, из чего они сделаны? Дети смотрят на мячи и дают варианты ответов.

    Молодцы, правильно. Но злой Ломалка заберет у куклы все мячи, если она не расскажет ему, какие мячи легкие, а какие тяжелые. Кукла не знает, как ей это сделать, ведь у нее нет весов. А вы не знаете, как ей помочь? Я вам подскажу. У нас есть бассейн с водой. Если опустить туда мячи и посмотреть, утонут они или будут плавать, то можно определить, какой мяч легкий, а какой тяжелый. Готовы помочь кукле?

    Инструкция: возьмите каждый по мячику. Один из вас сейчас назовет, какой у него мяч, потом опустит его в бассейн и мы посмотрим, утонет он или будет плавать. Если он утонет, значит мяч тяжелый, а если он будет плавать, значит он легкий. Чтобы убедиться в этом, ребенок с таким же мячиком повторит наш эксперимент. Все понятно, тогда начинаем.

    Ребята, нам осталось выполнить последнее задание Ломалки. Посмотрите на карту и скажите, куда нам надо идти. Правильно. Нам надо починить игрушки, которые сломал Ломалка.

    VI. Мастерская “ Почини игрушку”.

    Ребята, посмотрите, Ломалка сломал игрушки, и теперь в них нельзя играть.Нам надо их починить. Вы готовы? Тогда начинаем.

    Инструкция: чтобы починить игрушки, вы должны подобрать сломанные детали-крышки и накрутить их на места. Все понятно? Тогда приступайте.

    Дети выбирают подходящие крышки по цвету и накручивают их на свои места. Далее у детей уточняется название игрушки и той части, которую они ремонтировали.

    VII. Возвращение в детский сад.

    Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте и приготовьтеськ дороге: Мы начнем сейчас считать:

    Раз, два, три, четыре пять.
    Как сочтем до десяти,
    Крикнем шарикам: “Лети!”

    Ребята, мы вернулись с вами в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Смотрите, ребята, здесь что-то есть. Это подарки для вас. Их оставили игрушки, потому что хотели вас поблагодарить за помощь.

    Любовь Леонтьева
    Конспект занятия тифлопедагога по формированию сенсорных эталонов в подготовительной группе

    ГБОУ Гимназия №1748 «Вертикаль» ДО «Улыбка»

    Конспект

    Занятия по формированию сенсорных эталонов в подготовительной группе

    учитель-дефектолог Леонтьева Л. М.

    Программные задачи :

    Развитие зрительного восприятия контурных и предметных изображений; формы , цвета и величины предметов;

    Закрепление представлений о плоскостных геометрических фигурах; основных цветах спектра и их оттенках;

    Закрепление умения выкладывать предметы по величине от меньшего к большему и наоборот;

    Развитие логического мышления, зрительной памяти, зрительного внимания, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, ориентировки на плоскости;

    Совершенствование зрительных функций различения, локализации;

    Тренировка амблиопичного глаза;

    -формирование детского коллектива , умения выполнять задания индивидуально, в парах и в группе ;

    -формирование нравственных качеств : отзывчивости,дружелюбия, чувства товарищества и взаимовыручки.

    Ход занятия

    Сюрпризный момент : на компьютер по Интернету пришло сообщение о том, что юный волшебник просит помощи у детей, готовых к школе. Он знает много волшебных заклинаний, но в школу его не берут, т. к. он не знает многих вещей, необходимых школьнику.

    Например, с полок в лаборатории упали банки с зельями. Как найти нужную?

    Дидактическое упражнение «Логические квадраты»

    Чтобы составить эликсир вечной молодости и красоты, надо составить эти банки по порядку.

    Дидактическое упражнение «Выложи по образцу»

    В бутылочках напиток одного цвета, но разных оттенков. Как правильно сделать раствор волшебного зелья?

    Дидактическое упражнение «Выложи от светлого к тёмному»

    Дидактическое упражнение «Найди нужный оттенок»

    Чтобы эликсир подействовал, необходимо произнести волшебное заклинание. Оно состоит из нескольких слов, которые спрятаны на запутанной картинке. Интересно, смогут ли дети отыскать эти слова?

    Наш друг - юный волшебник носит очки. А ведь раньше у него было хорошее зрение. Просто он много времени проводит за компьютером, и у него устают глаза. Научим его делать зрительную гимнастику с помощью его волшебной палочки.

    Зрительная гимнастика.

    Пока мы делали гимнастику для глаз, от Пети пришло новое сообщение : он многому научился у детей и надеется, что его возьмут в школу. А пока он познакомился со многими сказочными персонажами и узнал, что у них тоже есть проблемы :

    У Старика Хоттабыча порвался ковёр-самолёт.

    Дидактическое упражнение «Собери фигуру из частей»

    Золушка рассыпала бусы

    Дидактическое упражнение «Продолжи ряд»

    7 гномов перепутали вещи –

    Дидактическое упражнение «Выложи от большого к маленькому и наоборот»

    На «электронную почту» приходит новое сообщение от Пети, зашифрованное. В нём говорится, что дети смогут сейчас увидеть настоящих волшебников.

    Дидактическое упражнение «Найди слово» (графический диктант»

    Получилось слово «Зеркало» . Дети видят в зеркале себя – ведь они настоящие волшебники : помогли другу.

    Звучит песня «Где водятся волшебники»

    Сюрпризный момент.

    Конспект совместного занятия в старшей группе для детей с нарушением зрения на тему: "Собирай урожай". Закрепление тем "Овощи", "Фрукты". Закрепление материала в игровой форме, с использованием увлекательных познавательных игр и упражнений.

    Конспект совместного занятия тифлопедагога и логопеда в старшей группе детей с нарушением зрения на тему: « Собирай урожай»

    Провели: тифлопедагог Круликовская Татьяна Владимировна

    Логопед Сидорова Лидия Трифоновна

    Цель:

    Закрепление и расширение словаря детей по темам «Овощи», «Фрукты».

    Задачи:

    Ø Закрепление умения составлять загадку о предмете, описывая его признаки, свойства.

    Ø Дифференциация гласных звуков А, У.

    Ø Формирование навыков элементарного звукового анализа.

    Ø Развитие психических процессов детей, мелкой и общей моторики.

    Ø Развитие зрительно-поисковой деятельности.

    Демонстрационный материал: натуральные овощи; фрукты- муляжи; таблица с контурными изображениями овощей и фруктов, расположенными в определенном порядке; таблица – алгоритм «Расскажи о звуке»,

    таблица – алгоритм для придумывания загадок; «чудесный » мешочек.

    Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением овощей и фруктов.

    Ход занятия:

    I . Организационный момент (логопед)

    Д/и «Расскажи о звуке» (с использованием таблицы – алгоритма).

    Дети придумывают и называют слова с изучаемыми звуками и садятся за столы.

    II . Д/и «Отгадай загадку» (логопед)

    1. Д/и «Четвертый лишний» (с натуральными овощами и фруктами:

    Кабачок, патиссон, картошка, лук, баклажан

    Апельсин, банан, ананас, груша, слива)

    Дети определяют лишний овощ или фрукт.

    2. Д/у «Назови звуки А, У в словах» (в названии лишнего овоща или фрукта)

    3. Составление загадок – описаний с использованием таблицы-алгоритма (цвет, форма, размер, где растет, каков на вкус, что можно из него приготовить) (тифлопедагог)

    Для придумывания загадки вызывается желающий ребенок, остальные дети отгадывают ее.

    III . Д\и «Чудесный мешочек» (муляжи) (тифлопедагог)

    Дети определяют фрукт в мешочке на ощупь и находят его контурное изображение на таблице, называя его местоположение (груша, ананас, мандарин, яблоко, лимон).

    IV . Физминутка «В нашем огороде».

    1. Развитие общей и мелкой моторики (логопед)

    Огурцы, капуста, перец Дети загибают пальцы на

    В огороде нашем есть одной и другой руке.

    Сварим суп, в салат «Помешивают суп»: выпол-

    порежем, няют круговые движения

    ребром ладони одной руки

    по раскрытой ладони другой.

    Можем и сырыми съесть! Хлопки в ладоши.

    2. Гимнастика для глаз (тифлопедагог) .

    Ослик ходит, выбирает, Дети вытягивают вперед

    Что сначала съесть не знает указательный палец правой

    руки, свободно перемещают

    его и следят глазами.

    Наверху созрела слива, Посмотреть вверх.

    А внизу растет крапива, Посмотреть вниз.

    Слева-свекла, справа-брюква, Движения глазами влево-

    Слева-тыква, справа-клюква, вправо.

    Снизу-свежая трава, Посмотреть вниз.

    Сверху-сочная ботва, Посмотреть вверх.

    Закружилась голова, Круговые движения глазами

    Кружится в глазах листва,

    Выбрать ничего не смог

    И без сил на землю слег. Закрыть глаза.

    V .Д/и «Поэты» (логопед).

    Дети заканчивают строчки стихов, подбирая рифмы – названия овощей, фруктов:

    Маме помог карапуз –

    Он один съел спелый…(арбуз).

    Чай горячий пьет Антон,

    Положил он в чай …(лимон).

    У Тани и Мани спор –

    Кому съесть большой…(помидор).

    Для своей дочурки Зины

    Папа купит…(апельсины).

    А из Африки для нас

    Присылают…(ананас).

    Забавной обезьяне

    Мы принесли…(бананы).

    В огороде пусто –

    Убрана…(капуста).

    Большое спасибо Антошке –

    Он помог нам капать…(картошку).

    Каждый очень-очень рад

    Скушать сладкий…(виноград).

    VI .Д/и «Собери картинку » (тифлопедагог).

    (разрезные картинки у каждого ребенка).

    VII . Итог занятия.

    Дети вспоминают тему занятия и те предметы, которые были в чудесном мешочке.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей подгруппе для детей с ОНР на тему: "Деревья в осеннем лесу." Итоговое открытое занятие по теме с элементами театрализации, логоритмики, псих...

    Организованная коррекционно-развивающая деятельность по зрительному восприятию в старшей группе детей с нарушением зрения " Маше помогаем, мебель расставляем"

    Конспект составлен с использованием личностно-ориентированной технологии взаимодействия с ребенком. Детям открывается простор для максимальной реализации своих возможностей, создаются условия для восп...

    Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Важные помощники».

    Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие по социально-бытовой ориентировке для детей старшей группы с нарушением зрения. Занятие по социально-бытовой ориентировке, в виде исследования, с использованием здоровьесберегающих технологий. Конспект занятия будет интересен учителям - дефектологам, воспитателям коррекционных групп с нарушением зрения, педагогам ДОУ.

    Цель: показать результат коррекционной работы по теме «Органы чувств». Активизировать представление детей об органах чувств и их значении.
    Коррекционно-образовательные задачи:
    Обобщить знания детей о сенсорных возможностях органов чувств, учить использовать имеющиеся знания на практике.
    Коррекционно-развивающие задачи:
    Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, компенсаторные функции сохранных анализаторов.
    Коррекционно-воспитательные:
    Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
    Здоровье сберегающие технологии: пальчиковые игры с шариком Су-Джок, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
    Материал: коробка - посылка, притча, написанная на бумаге, картинки с изображением органов чувств, непрозрачные ёмкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (цедра лимона, чеснок, ванилин, хвоя сосны) и вкусами (сахар, соль, лимон, лук); аудиозаписи различных звуков (шум моря, голоса птиц, шум транспорта), «Волшебный мешочек» с предметами, отличающимися по форме и фактуре поверхности (деревянный кубик, клубок шерсти, шарики Су-Джок); картинки с геометрическими фигурами, магнитная доска.
    Предварительная работа: Беседы о здоровье, разучивание стихотворения В. Свиридова «Для чего нужны глаза?», дидактические игры: «В гостях у Айболита», «Узнай по голосу», «Узнай по запаху».
    Методы и приемы: игровая мотивация, создание проблемной ситуации, беседа с детьми, притча об органах чувств; игра «Чудесный мешочек», игра «Запомни и назови», загадки об органах чувств, игра «Чудо-нос».

    Ход занятия:

    Звонок мобильного телефона, тифлопедагог разговаривает по мобильному телефону.
    Тифлопедагог: Алло! Да …Детский сад. Будет доставлена посылка, хорошо!
    Стук в дверь.
    Тифлопедагог выходит за дверь и приносит коробку - посылку.
    - А вот и посылка. Как выдумаете, что в ней?
    Ответы детей…
    Тифлопедагог : Давайте откроем и посмотрим…
    В посылке старинное письмо - притча и картинки с изображением органов чувств.
    Тифлопедагог читает притчу об органах чувств:
    Поспорили как-то органы чувств между собой: кто важнее из них?
    Глаза сказали сразу: «Кто из вас может различать цвета, красоту окружающего мира? Давно доказано, что более 80% информации человек получает именно через зрение. О чём тут можно спорить!?»
    Уши тут же возразили: «Окружающий мир, говорите?! В чем же будет его красота, если он будет без звуков? Журчание ручейка, пение птиц, голоса людей.…Вот это красота!»
    «Извините!- вмешался нос. - Красота не в звуках, а в запахах, именно они опьяняют и запоминаются надолго... Запах цветов, запах моря, весны…»
    « Красота! - не спеша, выслушав почти всех, обстоятельно заявил о себе Рот. - Сколько бы вы не тешили человека на его голодный желудок, долго он не протянет. А потом за вкус чего-нибудь особенного он отдаст все красоты природных пейзажей вместе с гаммой музыкальных звуков и всем разнообразием запахов в придачу!»
    « Ну, теперь, кажется, все высказались - тоном первых среди равных, воскликнули руки, последние из пятёрки органов чувств - Руки чувствуют и создают красоту для человека. Мы самые чувствительные и значимые. Мы главнее всех! Всё в наших руках!»
    Этот спор услышал мудрец и сказал….
    Тифлопедагог: Дальше невозможно прочесть, вода размыла буквы…
    -Интересно, что же сказал мудрец?
    -Давайте проведем свое небольшое исследование и ответим сами на этот вопрос.
    (Дети соглашаются с педагогом). Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир. И поэтому их называют как?
    Ответы детей: помощниками.

    Тифлопедагог: Ребята, давайте вспомним, какие органы чувств вы знаете?
    Ответы детей: глаза, уши, нос, язык, кожа.
    Тифлопедагог: Самая чувствительная кожа на пальцах рук. Вот почему руки считают себя главными помощниками.
    Тифлопедагог: А теперь приступим к нашему исследованию! Для того чтобы понять о каком органе чувств пойдет речь, отгадайте загадку:
    -Их у нас с тобою пара:
    Один - слева, другой - справа.
    Чтобы видеть вдаль, смотреть вперед.
    Кто их знает, сразу назовёт.
    Ответ детей: глаза
    (Дети на магнитной доске прикрепляют картинку с изображением глаз.)

    Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужны глаза?
    Ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги…
    Тифлопедагог: Правильно, а сейчас проверим, так ли это? (Ответы детей, обобщение педагога).
    Тифлопедагог:
    А теперь мы проверим, как развиты у нас глазки, а точнее зрительная память и внимание.
    Давайте поиграем в игру «Запомни и назови». Посмотрите на картинку внимательно и запомните геометрические фигуры, которые на ней нарисованы. Запомнили? А теперь я спрячу картинку, а вы назовите, какие геометрические фигуры вы запомнили?
    (Игра на активизацию зрительного анализатора).
    Тифлопедагог : Молодцы, ваши глазки хорошо потрудились и наверно- утомились.
    Нам поможет, наверняка, зрительная гимнастика:
    Глазкам нужно отдыхать (закрываем глаза ладонями).
    Все умеем мы моргать (моргаем глазами)
    Посмотрели: вправо, влево.
    Продолжаем дальше делать.
    Подняли глазки вверх,
    Опустили плавно вниз.
    За работу принялись!
    Тифлопедагог: Чтобы глаза хорошо видели, нужно о них заботиться и беречь. Давайте вспомним, что для этого нужно делать.
    Дети повторяют стихи:
    Нужно помнить каждый час,
    Как важны глаза для нас!
    Помни: вреден телевизор,
    Если глаз к экрану близок.
    И, конечно, вредно глазу,
    Если смотришь много сразу.
    Глаз поранить очень просто –
    Не играй предметом острым!
    Глаз не три, не засоряй,
    Лежа книгу не читай.
    На яркий свет смотреть нельзя,
    Береги, дружок, глаза!
    Тифлопедагог : А теперь, отгадайте следующую загадку:
    На лице он есть у нас:
    Выше рта, но ниже глаз.
    Нужен нам, чтобы дышать,
    Запахи различать.
    Вы ответьте на вопрос:
    «Что же это, дети?» …(нос).
    Дети находят карточку с изображением носа и прикрепляют на магнитную доску.
    Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужен нос?
    Ответы детей: дышать, различать запахи.
    Тифлопедагог: Правильно! А как он помогает нам в жизни?
    Дети: С его помощью различают запахи, дышат.
    Тифлопедагог: Правильно, давайте с вами подышим: Вдохнем носом глубоко, а выдохнет ртом очень легко. Повторить 3-4 раза. Подышали?
    А теперь давайте поиграем в игру «Чудо – нос». Вы сейчас с закрытыми глазами попробуйте отгадать запахи, что находится в этих баночках. (Дети по очереди определяют, что находится в каждой баночке).
    Тифлопедагог : Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь отгадайте следующую загадку:
    -Их у нас с тобою пара.
    Одно слева, другое справа.
    Чтобы слышать звуки, речь,
    Нужно их от травм беречь.
    Что же это, малыши? Ну конечно, это …(уши).
    (Дети на доске прикрепляют картинку с изображением уха.)
    Тифлопедагог: Ребята, зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни?
    Дети: Уши помогают нам слышать звуки и различать их.
    Тифлопедагог: Правильно, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай на слух». Присядьте на ковер, закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны. (Дети слушают аудиозапись различных звуков).
    Тифлопедагог: Какие звуки вы слышали?
    Ответы детей….
    Педагог благодарит детей за правильные ответы.
    Тифлопедагог: Молодцы! Отгадайте следующую загадку:
    На лице у всех у нас, он под носиком как раз.
    Он нам всем необходим:
    Мы им пьем и им едим.
    Он нам очень помогает, когда вкусы различает.
    Кто его мне назовет? Ну, конечно, это…(рот).
    Правильно, ребята, это рот.
    Дети на магнитной доске прикрепляют картинку с изображением рта.
    Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужен рот?
    Ответы детей: разговаривать, кушать, чувствовать вкус пищи, которую едим.
    Тифлопедагог : Давайте проверим и поиграем в игру «Угадай на вкус». Определите на вкус, что вы пробуете?
    Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: лимон, сахар, соль, лук.
    Тифлопедагог: И снова никто из вас не ошибся! Вы хорошо умеете пользоваться вашими органами чувств. Давайте отгадаем еще одну загадку:
    Чтобы узнавать фактуру,
    Чувствовать температуру
    Чтобы формы различать,
    С шариком Су-Джок играть,
    Чтоб ощупать все нам штучки,
    Нам нужны, конечно…(ручки).
    А чем мы с вами ощущаем прикосновение?
    Дети: кожей.
    Тифлопедагог : А где самая чувствительная кожа?
    Ответы детей: на пальцах рук.
    Тифлопедагог : Верно, ребята. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью "Волшебного мешочка". По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание)
    Тифлопедагог : Молодцы! А теперь, давайте укрепим наши пальчики.
    Пальчиковая игра с массажером Су-Джок.
    Тифлопедагог:
    Ежики уж тут как тут,
    (Педагог подает корзину с массажерами)
    Дети в руки их берут,
    (Дети берут массажеры)
    По ладошке их катают,
    (катают массажеры по ладони)
    Бережно, легко сжимают,
    (сжимают массажеры в кулаке)
    Каждый пальчик ему рад,
    (покалывают подушечку каждого пальца)
    Вылечат они ребят!
    Тифлопедагог : Вот и завершилось наше исследование. Вы справились со всеми заданиями, хоть они были трудными. Давайте подведем итог. Как вы думаете, кто же самый главный из помощников?
    Ответы детей: Все.
    Тифлопедагог: Правильно!
    Мудрец сказал, что человеку нужны и важны все помощники.
    В теремке, который век.
    Под названием "Человек"
    Все помощники живут:
    Нос, рука, язык, глаза, уши -
    Вместе дружная семья.
    (Дети показывают помощников)
    Все помощники нужны,
    Все помощники важны!

    Похожие статьи