Кожа для спецобуви. Это натуральная кожа или нет? Юфть (Yuft) Материал юфть что

29.06.2020

Компания РАТ продолжает рассказывать о тонкостях обувного ремесла. И в этот раз мы поговорим о коже, используемой в производстве спецобуви. Казалось бы, натуральная кожа является настолько привычным материалом, что ничего нового о нем уже не узнать. Но мы попытаемся раскрыть вам некоторые секреты.

Современный мир столкнулся с нехваткой натуральной кожи для обуви. Дело в том, что количество животных, специально выращиваемых для производства, становится меньшим по отношению к количеству выпускаемой обуви. Такая тенденция обусловлена возросшей общемировой потребностью в кожаной одежде и, в частности, обуви, сокращением пастбищ для скота, увеличением численности населения земли и т.д. Именно поэтому производители стали прибегать к некоторым хитростям, которые помогают удовлетворить высокий спрос на кожаную обувь. Так как спецобувь, и в особенности продающаяся в России относится к разряду недорогой продукции эконом-класса, то, как правило, все производители пытаются применять достаточно дешевую кожу, при этом продолжая указывать на то, что она высококачественная.

Виды обувной кожи

В производстве спецобуви применяется кожа крупнорогатого скота: коровья кожа или кожа буйвола (буйволина), как правило, из Индии и Пакистана. Большее распространение получила кожа буйвола. Она сама по себе дешевле яловой кожи (коровьей), имеет большую толщину, которую можно распилить на большее количество слоев — спилков, каждый из которых может применяться в различных сферах производства обуви. Таким образом, кожа для верха обуви, которая применяется в производстве спецобуви разделяется на три основных вида:

  • кожа с естественной лицевой поверхностью (лицевая кожа/кожтовар);
  • шлифованные кожи (кожи с подшлифовкой);
  • обувные спилки (натуральная кожа с покрытием).

Кожа с естественной лицевой поверхностью

Речь идет о самом верхнем слое кожи, который обладает наилучшими характеристиками по сравнению с нижними слоями: высокой эластичностью, стойкостью и прочностью, долговечностью. Кожа из верхнего слоя шкуры лучше пропускает воздух и не пропускает воду из-за наличия животного жира в своем составе. Однако в массовом выпуске спецобуви кожа этого вида применяется достаточно редко из-за своей дороговизны. Производители решили эту проблему путем распиливания (шерфования) толстой кожи (порядка 1,5 см.) на слои. Так появились спилки.

Кожа с естественной лицевой поверхностью разделяется на два основных вида в зависимости от метода дубления:

  • хромовые кожи;
  • юфть.

Хромовые кожи

Хромовыми кожами называются мягкие кожи, выдубленные основными хромовыми солями — хромово-калиевые и хромово-натриевые квасцы и хромпик. Дубление выполняют в специальных вращающихся барабанах в течение 8-12 часов по специально отработанной технологии. Кожа такой отделки становится мягкой и эластичной.

Такой метод отделки обеспечивает коже ног нормальное потоотведение, дыхание и оптимальную температуру. Ее особенности: обладает повышенной толщиной и эластичностью (что улучшает устойчивость верха обуви к многократным изгибам), стойкостью к ударным и истирающим воздействиям, действию воды, грязи и пыли.

При всех достоинствах данный метод является довольно дорогостоящим и поэтому кожа хромового дубления применяется в производстве спецобуви достаточно редко. Хромовые кожи с естественной лицевой поверхностью бывают как гладкими в т.ч. с рисунком (мерией) так и бархатистые (с ворсом), как нубук.

Нубук

Нубук — это специально обработанная кожа, которая проходит хромовое дубление. Имеет на лицевой поверхности слабый ворс, который придаёт коже хороший внешний вид — она становится бархатистой. Нубук из натуральной кожи имеет хорошую воздухопроницаемость и плохо смачивается водой, обладает водостойким эффектом. К недостаткам этой кожи относят необходимость ухода за изделиями. Нубук является высококачественным материалом, поэтому применяется только в производстве обуви высокого класса.

  • Ботинки рабочие с металлоподноском "Hummer" бежевого цвета
  • Ботинки рабочие с металлоподноском "Hummer" коричневого цвета

Юфтевая кожа

Кожа отделывается растительными дубящими веществами. Юфтевые кожи — это толстые, мягкие кожи с высоким содержанием жира (26-30%), водостойкие. В отличие от хромовой кожи обладают повышенным содержанием жировых веществ, а также водостойкостью и износостойкостью, но менее эластична. Для придания этих качеств кожу обрабатывают путём длительного золения и обильного жирования (содержание жира в юфти до 25% от массы кожи). Такой метод является менее дорогим по сравнению с хромовым дублением, поэтому чаще применяется производителями спецобуви. Иногда юфтевое дубление комбинируется с хромовой обработкой.

На складе РАТ появились новые сапоги рабочие с регулируемой кулисой, изготовленные из лицевой юфтевой кожи, подошва полиуретан/термополиуретан, с композитным подноском, армированным кевларовыми нитями, кевларовой антипрокольной стелькой, подкладка «CAMBRELLE» РА081b, а также с подкладкой из натурального меха РА081b G.FUR:

Шлифованные кожи

Животное еще при жизни могло повредить кожу или имело другие дефекты шкуры при болезнях. Также шкуры животных могут быть повреждены при их съеме с туши, транспортировке или хранении. В этом случае производители зашлифовывают поврежденные участки, но и при этом уничтожается (повреждается) лицевой слой на этих участках. Иногда шкуры животных имеют такое состояние, что приходиться шлифовать всю поверхность. В этом случае качество шлифованной кожи очень подобно спилкам.

Спилки

Спилок или спилок кожевенный — слой кожи, который получен при помощи специального оборудования. Кожу расслаивают на несколько пластов, иногда до 5-6. Различают спилок лицевой, средний и мездровый (или бахтормяный).

При расслоении происходит нарушение структуры кожи, поэтому спилки получают ряд недостатков. Они рыхлые, тяжелые, а так как волокна остались в верхнем слое, спилок плохо тянется и не восстанавливает форму после деформации. Как и верхний слой кожи, спилок пропускает воздух, но быстро впитывает и накапливает водяные пары, менее водостойкий, как правило хуже сохнет. Обувные спилки менее эластичные, прочные и долговечные. Искусственное покрытие спилка кожи способно растрескиваться или вовсе отстать от кожаной основы.

Для восстановления свойств спилка и расширения области его применения, а именно — в обувную промышленность, его тиснят горячим прессом с различными добавками или пропитками, создавая на одной из сторон 100% искусственную поверхность, чтобы он внешне был похож на кожу. Существует множество различных технологий нанесения искусственного покрытия на спилок. В результате, отличить в готовом изделии спилок от кожи практически невозможно. После химической обработки, спилки кожи иногда называют «кожей с искусственным лицом» или кожей с покрытием.

При определенной обработке спилок может иметь нанесенную на одну сторону покрытие. Часто их обрабатывают полиуретановым нанесением: покрытие спилка пленкой на основе микропористого полиуретана. Процесс нанесения на спилок пленок из вспененного ПВХ или полиуретана состоит из покрытия спилка адгезивом (обычно наносится на валичной машине), затем спилок подается к пленке и закрепляется прессованием. Иногда применяется распыление жидкого полиуретена на кожу, позволяющее получить спилки с отличным внешним видом и физико-механическими характеристиками, но более высокой ценой.

Термопластичные, полиуретановые и ПВХ пленки создают плотную поверхность с хорошими показателями. Однако эксплуатационные характеристики значительно отличаются от натуральной кожи с естественным «лицом», поэтому данная технология позволяет выпускать только недорогие артикулы спилка.

Еще одно простое технологическое решение — отделка спилка акриловыми смолами. Отделка наносится на поливочной машине или распылением. После нанесения одного или двух грунтовочных слоев путем нарезки (прессования) создается эффект лицевой поверхности. В завершение поверхность закрепляется лаком. Преимущество этого метода отделки — в его экономичности. Для нанесения акриловых смол не требуется специальное оборудование, можно использовать стандартные машины, имеющиеся в распоряжении кожевенных заводов.

Иногда применяются комбинированные смеси полиуретана, акрила и других веществ.

ПРИНЦИП РАБОТЫ НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ «РАТ» — ВСЕГДА ПОЛНОЦЕННО И ДОСТОВЕРНО ИНФОРМИРОВАТЬ КЛИЕНТОВ О МАТЕРИАЛАХ И ТЕХНОЛОГИЯХ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ПРИМЕНЕНЫ В ПРОИЗВОДСТВЕ ОБУВИ И ВСЕХ РИСКАХ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ СПЕЦОБУВИ.

ОБУВЬ ОТ ФИРМЫ «РАТ» ИМЕЕТ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ СЕРТИФИКАТЫ И ГАРАНТИЮ. ПОКУПАЯ У НАС СПЕЦОБУВЬ, ВЫ ГАРАНТИРОВАНО ПОЛУЧАЕТЕ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ С ЛУЧШИМ СООТНОШЕНИЕМ ЦЕНА/КАЧЕСТВО!

Компания «РАТ» с должным вниманием следит за качеством производства своей спецобуви. В том числе, и за материалами, из которых производится товар. Кожа является основой спецобуви, поэтому контроль над должными защитными и комфортными характеристиками ведется на самом высоком уровне. Компания «РАТ» использует только высококачественные спилки, обработанные с применением новейших технологий, что позволяет не снижая качества продукции, поддерживать ее высокие положительные характеристики.

Компания РАТ предлагает оптом спецобувь из высококачественной натуральной кожи с покрытием и с доставкой в любой уголок России и мира:

  • Ботинки рабочие с металлоподноском "Hummer" черного цвета на подошве из резины ;

Существует еще один вид кожи — прессованная или восстановленная. Она изготовлена из материала, вырабатываемого под давлением из отходов производства натуральной кожи: обрезков и лоскутков, хромовой стружки, кожевенной пыли и других отходов. Разрозненные частицы измельчаются в мелкий порошок, который замешивается с синтетическими материалами, выполняющих роль связующих волокон. Завершается производство заливкой клейстером, который закрепляет получившийся материал. Следом идет этап сушки и покрытия полиуретаном, акрилом или другим веществом.

Вполне понятно, что это делается для экономии сырья и удешевления продукции. Одно дело — изделие из цельного куска кожи, и совсем другое — из измельченных кожаных отходов. При этом «прессованной коже» присущи все свойства синтетической. Это нетканая основа, на которую наносится слой, имитирующий лицевую поверхность кожи. Эта кожа плохо дышит, не пропускает влагу и воздух. К тому же она не износостойкая и ломкая. Материал делают максимально схожим с натуральной кожей, его трудно определить «на глаз». Компания «РАТ» никогда не использовала подобные уловки в производстве всех видов своей обуви. Вся производимая спецобувь только из высококачественных материалов — главное правило компании.

Одним из многочисленных примеров использования этого правила: для пищевых, медицинских, химических и электронных производств с металлоподноском , изготовленные с использованием искусственной кожи «Microfiber». Это стильный, качественный и долговечный материал; водонепроницаемая кожа износостойка, не поглощает воду и грязь, проста в применении и уходе. Изготовлена на основе силикона и полиуретана. Кожа Microfiber используется только для некоторых видов спецобуви. Этот материал недружелюбен к размножению микроорганизмов и пригоден для частых стирок в стиральной машине. Благодаря всем этим качествам, сандалии очень ценятся нашими клиентами по всей России.

Человечество использует натуральную кожу с древнейших времен. В зависимости от ее выделки выделяют следующие виды:

  • сырая;
  • сыромятная;
  • дубленая.

На сегодняшний день наиболее распространенной является дубленая кожа. Существует несколько методов дубления. Применяется как один отдельный метод, так и комбинированный. Помимо этого, в ГОСТе есть деление натуральной кожи на жесткую и мягкую.

Характеристики материала

Юфть - это натуральная кожа, изготовленная комбинированным дублением. Сырьем для нее служат шкуры коров, быков, лошадей, свиней. Юфть относится к мягким кожам.

Свойства материала зависят от типа и качества сырья, а также способа его обработки. Если сырьем служит шкура коров и бычков, то выделанную кожу называют яловой. Материал берут с брюха нерожавших коров и годовалых бычков.

Юфть, выделанная из кожи свиней, является менее прочной по сравнению с яловой и конской. Поэтому стандарты для свиной кожи мягче.

Особенности материала

Юфть называли «русской кожей». В XIX веке она была в цене за рубежом, потому что это была единственная выделанная кожа, которую обрабатывали смесью березового дегтя и тюленьего жира. В результате ее не могли повредить насекомые, она не плесневела. Для производства юфти используют обильное жирование, так что массовая доля жира в ней доходит до 25% от общей массы.

В России существует государственный стандарт, в котором прописаны все характеристики, которым должна соответствовать юфть.

Из всех натуральных материалов юфть не имеет себе равных по толщине. Есть мнение, что если одежда из этой кожи заденет гвоздь, то скорей вылетит гвоздь, чем порвется одежда.

Выделанная кожа юфть бывает различных расцветок. Самым популярным является черный цвет.

По своему применению выделяют следующие типы юфти:

  • обувной;
  • сандальный.

Обувной тип

Обувной тип применяется чаще всего для создания верхней части туфель, ботинок, сапог. Натуральный материал отличается очень плотной структурой, поэтому обувь из него получается невероятно устойчивой к износу. Но он достаточно эластичный из-за большого количества жира. Все эти характеристики позволяют использовать этот вид для создания обуви для всех военных и охранных структур. На фото можно увидеть солдатские ботинки из юфти – берцы.

Также встречается кожа юфть из комбинированного материала. Материал состоит из юфти и кирзы - искусственного заменителя свиной кожи. Качественная натуральная кожа идет на изготовление тех элементов, которые нагружаются при ходьбе сильней всего, а кирзой оформляют голенища сапог и верх ботинок. Обувь из комбинированного материала более доступна по цене.

Обувной вид применяют не только для армейской, но и для рабочей обуви. Ботинки из юфти прекрасно подходят для промышленности со сложными условиями. Их верх пропитан специальным составом, защищающим от масла, воды и бензина. Стопы снабжены металлической вставкой, а на носке обуви имеется стальная или термопластиковая накладка. В таких ботинках в жарких цехах ноги не будут сильно потеть.

Сапоги из юфти используют те, кто много работает в сложных природных условиях: свойства кожи таковы, что обувь из нее не промокает. Это касается геологоразведки, нефтяной промышленности, монтажных, строительных и дорожных работ.

Сандальный тип

Сандальный тип сильно отличается от обувного. Если для обувного берут самую качественную яловую кожу, получаемую из шкур коров и бычков, то сандальный тип делают в основном из свиной и конской кожи. Эта кожа тоньше обувной.

Лицевая сторона доводится до глянцевости при помощи шлифовки, а все места с рельефностью убираются. Сандальный тип подходит только для сухих условий, так как он отталкивает влагу хуже обувного. Это связано с меньшим содержанием жира в ней (раза в два ниже). Но сандальный тип является дышащим материалом, поэтому ногам в подобной обуви достаточно комфортно. Из сандального материала шьют верх сандалий, что и дало ему название. Сабо и разноцветные модели работников медицины, легкой, пищевой промышленности, клининговых компаний часто изготовлены как раз из кожи сандального типа.

Характеристики материала краст

Слово «краст» переводится с английского языка как «кора» или «корка». Краст отличается удивительной прочностью и эластичностью. Чтобы получить подобные свойства, сырье вымачивают в воде и обрабатывают древесным дымом. Затем ее подвергают процедуре золения, в результате чего удаляют шерсть.

Краст характеризуется применением барабанного крашения. Лицевая сторона кожи не обрабатывается. Сохраняется естественный рисунок, и краст приобретает водоотталкивающие свойства. Поэтому материал прекрасно подходит для создания демисезонной и зимней обуви.

Часто краст называют галантерейной кожей. Она не только прочная и долговечная, но и податливая. Краст легко обрабатывается, поэтому нашел себе широкое применение.

Из этого материала делают:

  • мебель;
  • женские и мужские сумки;
  • обувь (из краста делают в основном верх обуви; после гидрофобной обработки обувь становится особенной крепкой);
  • предметы для канцелярии и офиса (ежедневники, визитницы и пр.);
  • охотничье и боевое снаряжение (кобуры, ягдташи и др.);
  • снаряжение для верховой езды (седла, упряжки и пр.).

Кожа краст и юфть - это натуральное сырье, отличающиеся особой прочностью. Они прекрасно подходят для изготовления спецобуви, армейских и рабочих моделей.

Сапоги - в отличии от ботинок не имеют переднего разреза в верхней части. В зависимости от материалов, из которых они были изготовлены, сапоги подразделялись на кожаные, резиновые и валяные.

Сапог рыбацкий (модель Таганрогской фабрики. 1952 год)

Сапог рыбацкий из чёрной яловой юфти. Подошва кожаная. Крепление деревянно-шпилечное.

Сапоги кожаные — наиболее разнообразная по применяемым материалам, конструкциям и методам крепления низа группа. По материалу верха разделялись на юфтевые, хромовые, текстильные, комбинированные и фетровые.

Юфтевые сапоги вырабатывались как бытовые, так и производственные, остальные — только бытовые . Сапоги юфтевые были рассчитаны на тяжёлые условия повседневной носки; используются в условиях повышенной влажности грунта. Изготовляются из материалов повышенной толщины, плотности, прочности и водоустойчивости и отличались высокой стойкостью, повышенной водонепроницаемостью швов и скреплений, увеличенными размерами. Основные виды юфтевых сапог — вытяжные и прикройные.

Вытяжные юфтевые сапоги являлись развитием древнерусской обуви; перед и голенище составляли у них одну крупную деталь (вытяжку), которая в процессе произаодства в области переда посаживалась (получала объёмную форму), повторно обкраивалась и отделывалась. Заготовки вытяжных сапог сшивались только по задней линии и не имели шва, скрепляющего перед с голенищем, что способствовало повышению их водоустойчивости. В прошлом основная масса юфтевых сапог делалась вытяжными. Однако выкраивание очень крупной детали сложной конфигурации с последующим её обкроем приводили к полезному использованию кожи только на 60— 62%, что примерно на 20% меньше нормального. Вытяжные сапоги выпускались по специальным заказам и только производственного назначения (так называемые рыбацкие и болотные), у которых для большей устойчивости голенища иногда удлинялись, оканчиваясь раструбом, а между верхом и поднарядом в области переда прокладывался бычий пузырь (см. ).

Прикройные сапоги составляли основную массу как юфтевых сапог, так и сапог с верхом из других материалов. Конструкция одного из распространённых видов юфтевых прикройных сапог с кожаным голенищем показана на рисунке ниже с выделением основных деталей. Перечень деталей с указанием их количества и материала, шедшего на их изготовление, приведён в таблице.

Сапоги юфтевые

Сапоги юфтевые: 1 — перед; 2 — голенище; 3 — прошва; 4 — закрепка; 5 — подшивка; 6 — поднаряд; 7 — ушки; 8 — подошва; 9 — подмётка наружная; 10 — каблук; 11 — набойка; 12 — стелька; 13 — задник (мягкий пласт); 14 — задник (жёсткий пласт); 15 — простилка; 16 — теленок

Детали прикройных юфтевых сапог с кожаным голенищем

Сапог мужской из чёрной юфти. Подошва кожаная. Крепление винтовое.

Юфтевые прикройные сапоги выпускались с голенищами, настроченными на переда, либо с передами, настроченными на голенища; без задинок и с отрезными задинками; с задними наружными ремнями, задними наружными ремнями и прошвой, задними внутренними ремнями и прошвой. Голенища изготовлялись из кожи и из заменителей кожи (кирза, шарголин). Кожаные сапоги бывали с кожаными поднарядом и подшивкой, с кожаными поднарядом и сквозным футором, с кожаным поднарядом и подшивкой из текстильных материалов, с текстильным поднарядом и сквозным футором. Голенища из заменителей кожи были с кожаным поднарядом и с текстильным поднарядом. Юфтевые прикройные сапоги изготовлялись преимущественно с мягким носком, т. е. без подносков; лишь небольшая часть с кожаными голенищами имела жёсткие подноски, выкроенные из гранитоля или кожи.

По конструкции низа юфтевые сапоги были с подошвой: из кожи с кожаной обводкой; из пласткожи с кожаной обводкой или подложкой; из резины непористой или пористой с обводкой, подложкой или без них (при методе горячей вулканизации); из кожи с наружной подмёткой из пласткожи, кожи или резины или с внутренней кожаной подмёткой. Способы крепления низа: гвоздевой, винтовой, деревянно-шпилечный с винчением (см. ).

Характерными для прикройных юфтевых сапог деталями являлись: перед, голенища, задний наружный ремень, прошва, закрепка, задинка, подшивка, задний внутренний ремень, поднаряд, подмётка, задник.

Если подкладка захватывала всю площадь кожаного голенища, то она называлась футором, а сапоги — сапогами со сквозным мягким футором . Футор был только кожаным.

Иногда в сопогах с кожаным голенищем с подшивкой применялся задний внутренний ремень, проходивший от задника до края подшивки и пришитый потайным швом; повышал водонепроницаемость заднего шва, упрочнял его, обеспечивал большое удобство надевания сапога и предохранял ногу от натирания задним швом при ходьбе.

С целью повышения сопротивления истираемости низа обуви кожаный низ юфтевых сапог часто укреплялся металлоукрепителями (косячки, скобы, подковки и др.).

Материалом для наружных деталей верха юфтевых сапог служила юфть яловичная и конская чёрного и натурального цвета, удовлетворяющая требованиям ГОСТ 485—52, частично спилок для верха обуви, вырабатывавшейся по ГОСТ 1838—42, кирза и шарголин; для внутренних деталей верха сверх того хромовая подкладочная кожа (кроме хромовой овчины), удовлетворявшая требованиям ГОСТ 939—41, х.-б. ткани для подшивки (ГОСТ 7287—54) и полудвуниток (ОСТ 30288—40). В сапогах с голенищами из заменителей кожи наружные кожаные детали верха могли быть выкроены лицом или бахтармой наружу; с голенищами из спилка допускалась постановка на бахтарму только передов. Подошвы для юфтевых сапог, кроме детских, выкраивались из кожи и резины; подмётки — из кожи, резины и пласткожи. Кожа должна была удовлетворять требованиям ГОСТ 461—51, резина и пласткожа — требованиям ТУ. Детские сапоги изготовлялись только на кожаной подошве.

Сапог мальчиковый (модель фабрики "Х Октябрь" 1952 год)

Сапог мальчиковый. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Подошка резиновая. Крепление гвоздевое.

По поло-возрастному признаку юфтевые сапоги делились на мужские (№№ 38—47), женские (№№ 37—42), мальчиковые и девичьи (№№ 35—37), школьные (№№ 31—34) и детские (№№ 27—30). Обувь для детей была в двух полнотах; для взрослых — в трёх полнотах повышенных номеров.

Сапог женский (модель фабрики "Х Октябрь" 1952 год)

Сапог женский. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Подошка резиновая. Крепление гвоздевое.

Сапоги хромовые — более нарядные, предназначенные для эксплуатации в лучших условиях. Хромовые сапоги вырабатывались в виде прикройных сапог с втачными передами, с голенищами из кожи или из заменителей (ворсит и текстовинит). Первые делались с кожаным поднарядом и сквозным мягким футором, с прошвой, жёстким носком, с верхом из лицевых или тиснёных кож и шевро; в небольшом количестве ручным способом в порядке индивидуального пошива выпускались также мужские с жёстким футором, у которых кожаные голенища натягивались на каркас объёмной формы, выкроенный из жёсткой кожи полувального типа; вторые — с кожаным или текстильным поднарядом и сквозным текстильным футором, с передами и отрезными задинками из лицевых, тиснёных и свиных кож, с жёстким носком и прошвой.

Материалом для наружных деталей верха хромовых сапог служили кожи хромового дубления — опоёк, выросток, полукожник, шевро, козлина, конская и свиная кожи чёрного или коричневого цвета, удовлетворявшие требованиям ГОСТ 939—41, а также (для голенищ) шлифованный ворсит и текстовинит, удовлетворявший требованиям ТУ. По материалам подкладки и деталей низа хромовые сапоги не отличались от юфтевых. По конструкции низа были с подошвой из кожи с кожаной обводкой или подложкой, из кожи с кожаным рантом, из резины непористой или пористой. Методы крепления низа хромовых сапог — рантовый, винтовой, деревянно-шпилечный, горячей вулканизации. По поло-возрастному признаку делились на мужские (№№ 38—47), женские (№№ 34—42), мальчиковые (№№ 35— 37) и школьные (№№ 31—34). Мужские имели полноты 8, 9 и 10, женские и мальчиковые -— 7, 8 и 9.

Сапог мужской (модель фабрики "Спартак" 1952 год)

Юфтевые и хромовые сапоги в небольшом количестве выпускались на меху, со сплошной подкладкой, выкроенной из натурального меха овчины метиса второй группы (при юфтевом верхе) или овчины крашеной (при хромовом верхе). Для лучшего удерживания на ноге юфтевые сапоги на меху делались с узким круговым ремнём на пряжке в верхней части голенища; вырабатывались на кожаной подошве винтовым методом крепления низа, на непористой резиновой подошве с кожаной подложкой — гвоздевым методом. Хромовые сапоги на меху в верхней части голенищ обычно имели короткий продольный разрез с клапаном и боковой шнуровкой, выпускались на двойной кожаной подошве рантовым методом крепления. Сапоги на меху использовались большей частью в условиях низких температур.

Сапоги текстильные предназначались для носки в сухих климатических условиях. Изготовлялись в виде прикройных сапог с втачными или настрочными передами. Детали верха выкраивались из тканей. Вырабатывались чёрного, коричневого, серого и защитного цветов. Подкладочные детали состояли из текстильного футора и поднаряда и кожаного заднего внутреннего ремня; сапоги делались большей частью с разрезом, блочками для шнуровки и клапанами в верхней части голенищ с наружной стороны или по заднему шву; разрез имел длину 9—10 см, с каждой его стороны ставилось по пять блочков, закреплённых подблочниками. В сапогах, не имевших разреза, было обязательно применение ушков из х.-б. тесьмы шир. 32 мм. По деталям низа текстильные сапоги не отличались от хромовых, за исключением того, что наряду с обычными задниками они могли вырабатываться с трёхслойным гранитолевым задником, помещаемым в настрочной карман из жёсткой кожи. Могли иметь подошву кожаную, пласткожаную, пористую резиновую (при рантовом методе) и резиновую (при методе горячей вулканизации). Способы крепления: винтовой, рантовый и горячей вулканизации. Материалы для изготовления текстильных сапог: дублированные и сдублированные обувные ткани, кирза двухслойная (ТУ 243—49) на детали верха; башмачная палатка (ОСТ 30293—40) — на детали верха, поднаряд и футор; тик-саржа и другие равноценные по физико-механическим свойствам ткани — на футор; кожи хромовые — на кожаные детали верха и задний внутренний ремень (ГОСТ 939—42); кожи подкладочные для обуви (ГОСТ 940— 41) — на задний внутренний ремень; кожи для низа обуви (ГОСТ 1010—41 и 461—51), сходы кожевенные для низа обуви (ГОСТ 1903—54), а также пласткожа и резина — для низа сапог.

Сапоги комбинированные отличались от текстильных наличием кожаных задинок и кожаных фигурных союзок. Кожаные детали верха выкраивались из хромовых кож (ГОСТ 939—41) — опойка, выростка, полукожника и конских передин.

В соответствии с ВТУ 1288—55 сапоги текстильные и комбинированные выпускались только мужские (№№ 38—47) в трёх полнотах (7, 8 и 9).

Сапоги фетровые использовались для носки в условиях относительно низкой температуры. Вырабатывались с рядом накладных деталей из кожи, что предохраняло наиболее изнашиваемые участки верха и низа и способствовало повышению общего срока службы сапог. Для улучшения эксплуатационных свойств низ зачастую подшивался кожей. К группе фетровых сапог относились: сапоги с верхом из крашеного и некрашеного фетра с кожаными союзками и задинками, с обшивкой швов и верхнего канта кожей, на кожаной, пласткожаной, резиновой и войлочной подошве, с низким каблуком; сапоги с верхом из некрашеного (натурального белого цвета) фетра с удлинёнными голенищами (охотничьи), с кожаными союзками и задинками, на кожаной подошве, с низким кожаным каблуком (только мужские); сапоги с верхом из войлока, кавказской бурки или сукна с кожаными союзками и задинками, с обшивкой швов и верхнего канта кожей, на кожаной, пласткожаной и резиновой подошве; бурки и чулки-ноговицы.

Основным материалом для изготовления фетровых сапог служил фетр; кожаные детали верха выкраивались из определённых участков хромовых кож, удовлетворявших требованиям ГОСТ 939—41. По материалам низа фетровые сапоги не отличались от других видов хромовых сапог. По поло-возрастному признаку разделялись на мужские (№№ 26—32), женские (№№ 23—26), детские школьные (№№ 20—23), дошкольные (№№ 13—19). Нумерация соответствовала длине стельки в сантиметрах.

Размеры кожаных сапог . Минимальные размеры высоты и ширины голенищ бытовых кожаных сапог были следующие (в мм ): мужские — высота 390, ширина внизу 170,5, вверху 191; женские — высота 345, ширина внизу 157,5, вверху 190; мальчиковые — высота 350, ширина внизу 155, вверху 175; школьные — высота 300, ширина внизу 138, вверху 158; детские — высота 250, ширина внизу 121, вверху 141. Разница между смежными номерами юфтевых, хромовых и текстильных сапог следующая (в мм ): по высоте 5, по ширине голенищ 2,5 (при голенище, сложенном вдвое и измеренном вверху в самом широком месте, внизу — на уровне шейки переда). Показатели размеров фетровых сапог — см. Фетровая обувь.

Сапоги резиновые

Сапоги резиновые: 1 — голенище и перед резиновый; 2 — подошва; 3 — стелька; 4 — каблук; 5 — подкладка голенища; 6 — подкладка передов; 7 — задник; 8 — стелька текстильная

Сапоги резиновые по назначению подразделялись на бытовые и производственные. Надевались непосредственно на ногу (поверх носка, чулка или портянки). Бытовые применялись в сырых местах или в дождливое время; производственные — при работе в воде, с растворами кислот и щелочей, с бензином и нефтью, в горнорудной и химической промышленности, в сельском хозяйстве, на лесных разработках, при рыбной ловле. Изготовлялись методом ручной клейки отдельных деталей либо методом формования (см. ).

На рисунке выше показан изготовленный формовым методом сапог с указанием восьми деталей: текстильные — подкладка голенищ, подкладка передов, задник и стелька (сшивались в чулок); резиновые — голенище с передом, подошва, стелька и каблук.

Основные типы, виды и размеры резиновых сапог приведены в таблице ниже.

Основные типы, виды и размеры резиновых сапог

Основные типы, виды и размеры резиновых сапог (продолжение)

Сапоги артикула 150 (клееные) — наиболее распространённый тип резиновых сапог; пригодны для различных условий носки. Перечень наиболее важных деталей этих сапог и применяемые на их изготовление резиновые и текстильные материалыв таблице ниже.

Детали резиновых сапог артикула 150

Другие артикуло-фасоны резиновых сапог отличаюлись от клееных арт. 150 количеством деталей и калибром применявшихся текстильных тканей и каландрированной резины.

Сапог мужской (модель фабрики им. Кирова. 1952 год)

Сапог мужской. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Крепление гвоздевое.

Горнорудные сапоги арт. 118-а для усиления конструкции и увеличения стойкости против механических повреждений снабжались дополнительными деталями-усилителями (передним, боковым и задним), состоящими из текстильных тканей, промазанных и резиновой смесью; имели низкое голенище из промазанной и обложенной резиной текстильной ткани и обсоюзки из резиновой смеси.

Противокислотные и противощелочные сапоги арт. 11150 и 11114. Для голенищ и передов применялась более толстая каландрированная резина калибра 1,85—2,05 мм. Для бензостойких сапог в резиновую смесь добавлялся дибутилфталат. У горняцких и проходческих сапог низ обуви имел усиленную сплошную подошву толщиной 14—15 мм; на нижней части голенища имеется дополнительное усиление — фигурное полуголенище, которое устраняло трещины по бокам в местах перехода головки и задника к голенищу и на нижней части голенища; фигурный задник и фигурная головка имели удлинённый язык для предохранения трещин в процессе эксплуатации в местах перехода головки и задника к голенищу; каблук клееный высотой 11—12 мм был не подвержен оклейке и обладал повышенной прочностью на износ; голенище было сдублировано с подкладкой на каландре, что значительно увеличивало силу их сцепления, устраняло отклейку и уменьшало изнашиваемость подкладки; вместо наружной рифлёной ленты — резиновая под головкой, что затрудняло её отклеивание от сапога.

Сапог мужской (модель фабрики "Х Октябрь" 1952 год)

Сапог мужской. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Крепление гвоздевое.

Для изготовления рыбацких формовых сапог артикула 151 к ним с помощью резиновой соединительной ленты приформовывали резиновую штанину на подкладке из саржи или трикотажного полотна; толщина штанины с подкладкой 1,4 ± 0,1 мм.

Утепленные сапоги артикула 156 УВ дополнительно состояли из двух теплоизолирующих слоёв, внутренней войлочной стельки (толщиной 8—12 мм), обрезиненной текстильной подкладки из технического трикотажного полотна. Внутренние теплоизолирующие слои для передка и голенища состояли из комбинации полушерстяного полотна с начёсом (для первого слоя) и галошной байки шерстяной (для второго слоя). Подошва с рифлёной подмёткой и каблуком толщиной не менее в подмёточной части 8 мм и в пяточной части 20 мм; накладывалась с «завалом» по всей нижней части сапога. Наружный профильный рант накладывался встык к подошве, перекрывая место соединения подошвы с резиновым верхом.

Любители изысканной обуви и парфюмов знают, что удивительно мягкая и вместе с тем прочная натуральная кожа - юфть. Что это такое - дорогая элитная кожа или материал для повседневной обуви? Прежде всего материал, выделываемый из коровьих, лошадиных, свиных и оленьих шкур, обработанный с помощью дубильных веществ и жиров, всемирно известный своей прочностью, эластичностью и влагостойкостью, а также особым ароматом.

Классификация юфти

Сорта и свойства юфти стандартизованы нормативами по ГОСТ 337-84 «Юфть для верха обуви. Определение сорта» и ГОСТ 485-82 «Юфть для верха обуви. Технические условия». Согласно ГОСТ, юфть, в зависимости от наличия полезной площади, относят к 1, 2, 3 или 4-му сортам. Полезную площадь в процентах определяют по ГОСТ 26343-84.

Сырьем служат главным образом свиные и конские кожи. Лицевая поверхность шлифуется, неровные участки удаляются. Юфть для верха обуви отличается высоким содержанием жира (до 30 %). Это придает ей эластичность, влагостойкость, но в то же время снижает ее термостойкость.

Кроме того, юфть различают по нескольким характеристикам.

По происхождению сырья:

  • яловочная - юфть из шкур крупного рогатого скота;
  • конская и свиная - изготовлена из конских и свиных шкур.

По особенностям процесса дубления:

  • кожа, выделанная растительными дубителями с хромовыми солями;
  • с добавлением синтетических дубильных веществ;
  • вышеперечисленные компоненты плюс сульфитцеллюлозный экстракт.

По толщине:

  • тонкая - 1,5-1,8 мм;
  • средняя - свыше 1,8 до 2,2 мм;
  • толстая - свыше 2,2 до 3,0 мм.

По размерам (площади) юфть классифицируется на три группы:

  • мелкая;
  • средняя;
  • крупная.

Специальные виды юфтевой кожи

Специальные виды описываемой кожи имеют узкое применение. Термоустойчивая с содержанием жировых компонентов 8-10 % водостойка, обладает высокой термостойкостью, а пониженное содержание жирующих веществ позволяет ей легче поддаваться отделке, при меньшей мягкости и пластичности. Этот вид используют для наружных деталей верха обуви, которую носят при повышенной температуре. Рабочие горячих цехов не носят искусственную кожу, так как она легко деформируется. Юфть обувная, напротив, дышит, позволяя поту и влаге испаряться.

Шорно-седельная - это стойкая кожа высокого качества, с полуанилиновым покрытием. Применяется для производства сбруи, седел и аксессуаров.

История русской юфти

Охота на животных была занятием еще у первобытных людей, поэтому кожевенное дело является очень древним ремеслом. Из кожи делали одежду и обувь, сосуды для жидкости, ею устилали жилища. Во все времена перчатки, сумки, кошели, седла пользовались огромным спросом. А изготовление обуви из кожи всегда считалась искусством, овладеть тайнами которого удавалось немногим мастерам сапожного дела.

С появлением на Руси дубильных технологий пошив кожаной обуви приобрел новые масштабы. Появились крупные обувные предприятия. А для пошива стали применять особую кожу - юфть. Что это такое, первыми узнали состоятельные горожане Европы.

Тайны выделки юфти

Изобилие кожаного сырья в России стало основой для модернизации кожевенного производства по уникальной технологии.Выделка юфти включала длительную выдержку шкур в специальных чанах с овсяной или ржаной мукой, вымачивание в дубильном растворе с использованием коры дуба, лиственницы, тополя, ручную жировую и смазывание берёзовым дёгтем. В результате такой обработки кожа становилась мягкой и эластичной, а также получала высокую влагонепроницаемость. Документы петровских времен указывают, что весь процесс обработки юфти продолжался от 18 месяцев до двух лет.

Традиционно русские кожевники различали три сорта кожи - белую, красную и чёрную, в зависимости от качества сырья и способа финальной отделки.

Для первой из них отбирались лучшее сырье. Из этого материала шили юфтевые сапоги, сумки, ремни, военную амуницию. Юфть чёрная приобретала свой цвет от окрашивания солями железа. Из нее шили обувь и изготавливали предметы быта.

Красная юфть смазывалась раствором квасцов и окрашивалась красным деревом. Ее поставляли в Европу, где из нее шили кожаные изделия: портмоне, ремни, перчатки, принадлежности для верховой езды.

Именно под названием "русская кожа" стала известна необыкновенно мягкая и износостойкая красная юфть. Что это такое, знали многие опытные сапожники, но вот узнать секретную технологию и получить материал такого же качества не удалось ни одному иностранному фабриканту.

Юфть в мире парфюмерии

Русская кожа имела приятный специфический запах, который стал одним из символов моды и аристократизма. В конце XIX в. юфтевый аромат стал знаковым парфюмом по заказу самого Наполеона III. Знаменитый парфюмерный дом Creed создал духи с нотками аромата "русской кожи" - "Cuir de Russie". С этого момента юфть стала связующим звеном между практичным миром элитных вещей и эксклюзивным эфиром, пробуждающим чувства и воспоминания.

До начала Второй мировой войны ведущие французские и немецкие парфюмерные дома выпустили более 30 наименований ароматов с запахом юфти.

Сейчас ежегодно появляются новые композиции на базе аромата "русской кожи". Юфть в мире парфюмерии стала синонимом изысканного вкуса и элегантности.

Применение и особенности

Свойства названного материала в обувной промышленности определяются видом сырья, его качеством и способом финишной переработки. Наиболее качественной считается имеющая высокие показатели механической прочности и водостойкости яловая кожа.

Юфть - основной материал в обувной промышленности. Ее плотная структура дает гарантию износостойкости в сочетании с эластичностью и превосходным внешним видом. Ее применяют для пошива модельной и форменной обуви.

Юфтевые сапоги

Такая обувь не промокает, поэтому ее носят нефтяники, геологи, строители, трудящиеся в северных широтах, работники промышленности со сложными условиями труда. Водоотталкивающая пропитка предохраняет сапоги от намокания, металлическая вставки защищает стопы от повреждений при ходьбе, накладка на носок из стали или термопластика защищает от проколов.

В армии бойцов экипируют берцами из юфти. Отличие их от сапог в том, что голеностоп в такой обуви подвижно зафиксирован, предотвращая растяжение связок стопы.

В более демократичной ценовой категории находятся ботинки и сапоги, материалом для которых служат кирза и юфть. Что это такое для солдат, проходящих длительные изнурительные марш-броски, ясно каждому.

Российские производители

Ассортимент юфти достаточно широк. Современные мастера-кожевники соединяют ее с актуальными модными трендами. Все модели из нее комфортны в использовании.

Одно из старейших кожевенных предприятий России - Таганрогский кожевенный завод - выпускает обувные, ременные, шорно-седельные, технические кожи, в том числе и юфть. Богородский завод хромовых кож - предприятие с многолетним стажем в области производства натуральной кожи и ее отделки. А в области шорно-седельной продукции компания успела стать одной из лучших. Производится юфть для верха рабочей и армейской обуви. Завод приближен к сырьевым рынкам, имеет большие производственные мощности, поставляет кожи оптом по всей стране.

«Качество, проверенное временем» - эта фраза отражает суть деятельности предприятия «Вахруши-Юфть», которое занимается производством кожи с 1854 г. Завод первым в России открыл производство гидрофобного хрома, запатентовав свою разработку. Предприятие входит в топ-100 лучших организаций России.

Рыбинский кожевенный завод оснащен современным оборудованием, здесь постоянно разрабатывают новые технологии, осваивают производство новых видов кожи.

Другие российские кожевенные компании - «Хромтан», «Кожа-М», «ПФ-Волгодон» - продолжают традиции старых мастеров, прославивших Россию на весь мир благодаря «русской коже».

Отечественные мастера шьют обувь и малыми партиями вручную. Примером могут быть уникальные для холодного климата унты меховые: натуральная специальная кожа-юфть является основой, а материал верха - длинноворсовый искусственный мех (мутон). Внутри унты отделаны натуральным овчинным мехом.

Юфть, или "русская кожа", стала всемирно известным стандартом качества, символом сапожного и кожевенного мастерства. Это практичный и стильный материал для необходимого и незаменимого атрибута экипировки и имиджа - обуви.

Выработанная из шкур крупного рогатого скота , конских и свиных .

Терминология

Современный термин получил распространение от русского юфть; производные - украинское ю́фта , белорусское юхт , чешское juchta , польское jucht, juchta , французское youfte , английское yuft , немецкое Juchten . В русском языке слово используется с XVI века, заимствованное восточнославянскими племенами, в свою очередь, от древних булгар , но до конца его происхождение неясно. Некоторые исследователи производят его от персидского джофт (пара, чета), однако без достаточного обоснования . Поскольку юфть - это кожа, изготовленная посредством сгонки, выгонки волос (шерсти), то возможен вариант происхождения слова юфть из татарского о’фе - выгонять, сгонять.

«Яловый» в славянских языках обозначал не дававших или ещё не давших приплод животных. Яловая кожа для сапог изготовлялась из шкур годовалых бычков или ещё нерожавших коров. Такая кожа была оптимальной для долговечной и удобной обуви. Более старые или молодые животные не годились - нежная кожа телят была ещё недостаточно прочна, а толстые шкуры старых коров и быков, наоборот, слишком жёстки .

В мире юфть часто также называли «русской кожей» (англ. russian leather , фр. cuir de Russie ). Основное отличие русской юфти от кож растительного дубления, выделываемых в остальном мире в 19 веке было в том, что это была единственная кожа, которая пропитывалась дегтем. По этой причине такая кожа не плесневела в шкафах и её не портили насекомые; именно за такие качества она и ценилась на рынке. Современная юфть выделывается уже по другой технологии.

Характеристики

Характеристики юфти, выпускаемой в России, по состоянию на 2009 год регламентированы государственным стандартом ГОСТ СССР 485-82 «Юфть для верха обуви. Технические условия».

Различают два основных вида юфти:

  • обувную, используемую для изготовления верха обуви, в основном армейской и рабочей.
  • сандальную, используемую при изготовлении верха сандалий .

Особенности производства

При производстве юфти для придания ей мягкости, пластичности , водостойкости и устойчивости к многократным изгибам применяются значительное разделение структурных элементов кожи путём длительного золения и обильное жирование (содержание жира в юфти до 25 % от массы кожи). Ключевой особенностью традиционной юфти являлось использование для жирования смеси берёзового дёгтя и тюленьей ворвани , придававших ей характерный запах, весьма ценившийся потребителями в Западной Европе.

Отделывают юфть с лицевой поверхности или по бахтарме , применяя шлифование и покрывное крашение (традиционно использовался сандал для красного цвета и галловые чернила или соли железа для чёрной обувной юфти). Отделка с лицевой стороны может сопровождаться нанесением искусственного узора - мереи .

Напишите отзыв о статье "Юфть"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Юфть

Первый начал говорить генерал Армфельд, неожиданно, во избежание представившегося затруднения, предложив совершенно новую, ничем (кроме как желанием показать, что он тоже может иметь мнение) не объяснимую позицию в стороне от Петербургской и Московской дорог, на которой, по его мнению, армия должна была, соединившись, ожидать неприятеля. Видно было, что этот план давно был составлен Армфельдом и что он теперь изложил его не столько с целью отвечать на предлагаемые вопросы, на которые план этот не отвечал, сколько с целью воспользоваться случаем высказать его. Это было одно из миллионов предположений, которые так же основательно, как и другие, можно было делать, не имея понятия о том, какой характер примет война. Некоторые оспаривали его мнение, некоторые защищали его. Молодой полковник Толь горячее других оспаривал мнение шведского генерала и во время спора достал из бокового кармана исписанную тетрадь, которую он попросил позволения прочесть. В пространно составленной записке Толь предлагал другой – совершенно противный и плану Армфельда и плану Пфуля – план кампании. Паулучи, возражая Толю, предложил план движения вперед и атаки, которая одна, по его словам, могла вывести нас из неизвестности и западни, как он называл Дрисский лагерь, в которой мы находились. Пфуль во время этих споров и его переводчик Вольцоген (его мост в придворном отношении) молчали. Пфуль только презрительно фыркал и отворачивался, показывая, что он никогда не унизится до возражения против того вздора, который он теперь слышит. Но когда князь Волконский, руководивший прениями, вызвал его на изложение своего мнения, он только сказал:
– Что же меня спрашивать? Генерал Армфельд предложил прекрасную позицию с открытым тылом. Или атаку von diesem italienischen Herrn, sehr schon! [этого итальянского господина, очень хорошо! (нем.) ] Или отступление. Auch gut. [Тоже хорошо (нем.) ] Что ж меня спрашивать? – сказал он. – Ведь вы сами знаете все лучше меня. – Но когда Волконский, нахмурившись, сказал, что он спрашивает его мнение от имени государя, то Пфуль встал и, вдруг одушевившись, начал говорить:
– Все испортили, все спутали, все хотели знать лучше меня, а теперь пришли ко мне: как поправить? Нечего поправлять. Надо исполнять все в точности по основаниям, изложенным мною, – говорил он, стуча костлявыми пальцами по столу. – В чем затруднение? Вздор, Kinder spiel. [детские игрушки (нем.) ] – Он подошел к карте и стал быстро говорить, тыкая сухим пальцем по карте и доказывая, что никакая случайность не может изменить целесообразности Дрисского лагеря, что все предвидено и что ежели неприятель действительно пойдет в обход, то неприятель должен быть неминуемо уничтожен.
Похожие статьи