Неусидчивый ребенок. Советы психолога. Неусидчивость. В каком случае следует обращаться к врачу

12.08.2019

Моему сыну 2,9, второй ребенок. Ребенок очень подвижный, но пугает его неусидчивость и капризность. В последнее время стал переговариваться - я говорю, а он повторяет. Неусидчивость проявляется в играх и занятиях в детском саду. Ребенка хватает на 2-5 минут. Дальше внимание переключается на другое. Капризность проявляется в отношении с сестрой и бабушкой. Он начинает кричать, бить ногами по полу, крутиться на полу, если все не по ему. С сыном стараемся заниматься, но мне, кажется, что все внимание уделено ему, балуем его. Он не может один играть, он постоянно в движении, ему надо с кем-то быть. Очень пугает его поведение. В психологии написано, что характер у ребенка формируется к трем годам. А дальше как нам быть? Как прививать усидчивость? Как убрать капризность? За совет спасибо. (Ирина)

Ответ:

Здравствуйте, Ирина. Спасибо за вопрос. Не пугайтесь, Ирина. Если бы у всех нас оставался тот же характер, как в три года, то мы бы не стали теми, кем являемся сейчас. Личность все же развивается непрестанно, хотя, конечно, остов (черты характера человека, система ценностей, жизненные взгляды закладывается в детстве и подростничестве). Но, как известно, никакое развитие невозможно без личностных кризисов. (Кризис первого года жизни, 3х лет, семи лет, подростковый кризис, кризис среднего возраста и т.д.).

Возрастной период Вашего сына как раз подпадает под кризисный. Давайте вспомним, что кризис трех лет характеризуется:

  • упрямством
  • негативизмом
  • строптивостью
  • невротичностью поведения (ночные страхи, ночное недержание мочи, затруднения в речи, заикания в речи и т.д.)
  • гипобулические припадки, т.е. своеобразного вида приступы, которые внешне напоминают припадки, но по сути дела, не являются припадками в прямом смысле слова (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками и ногами).

Но кроме этого, этот период характеризуется:

  1. развитием воли и связанной с ней чувство независимости и самостоятельности. Если не дать возможности сформироваться воле – ее место займут чувства стыда и неуверенности
  2. гордость за достижения. То есть способность настойчиво и целенаправленно стремиться к поставленной им цели, невзирая на сложности и неудачи. Только при этом очень важно, чтобы взрослые эту победу увидели и одобрили. Если же этого не произойдет – ценность достижения катастрофически падает… Также надо учитывать, что чувство гордости сочетается в этом возрасте с обостренным чувством собственного достоинства. И отсюда – повышенная обидчивость, эмоциональность и чувствительность к тому, насколько родители и другие важные для малыша люди признают его достижения.
  3. развитием способности к обособлению, отделению от других. Тренирует эту способность ребенок в тех же действиях, что и развивает самостоятельность. Ведь в момент своего детского противостояния он глубоко переживает чувство обособления… а иногда и отторжения со стороны взрослых, вызванных его «дурным поведением»
  4. развитием чувствительности и сензитивности к чувствам других. Если я сделаю так – как отреагирует мама? А если вот так?… Постоянная проверка, наблюдения выводы… Таким образом (если родители помогут, конечно) юный исследователь человеческих отношений учится и навыкам позитивного общения, и приемлемым (мирным) формам обособления от других.
  5. развитием рефлексии. Он вообще только недавно открыл для себя то, что он – это он. Отдельный от других, могущий влиять на окружение. А теперь еще начинает сравнивать себя с другими. И отношение к себе зависит от собственных достижений.
  6. Проводится проверка границ дозволенного. Постоянное выяснение что «можно» и что «нельзя».

Таким образом, в каждом нашем кризисе все же больше положительного, чем отрицательного. Это правда. Хотя, конечно, родителю непросто в этот период. У родителей тоже свой кризис. Требуются много терпения и любви.

Считается, что чем острее и ярче будет протекать кризис трех лет, тем прочнее сформируются и укрепятся волевые черты характера ребенка, т.к. данный кризис – это рождение своего «Я», рождение самосознания другого уровня: ребенок больше начинает осознавать себя (свои желания и потребности) и внешний мир. Следовательно, чем сильнее будет подавляться желания ребенка, его инициатива и активность, тем хуже это отразиться как на развитии ребенка (психическом и личностном), так и на том, как будет воспринимать выросший ребенок мир в будущем, на его дальнейшей жизненной позиции.

Специфика данного кризиса и кризисных реакций в том, что ребенок готов к новому этапу своей активности (желает быть более самостоятельным, активным, инициативным, более независимым от родителей, скажем так, «более взрослым», а родители продолжают к нему относиться как к несамостоятельному малышу, который без мамы или папы ничего сам не сможет. Действительно, ребенок в этом возрасте еще не настолько самостоятельный, чтобы предоставить ему абсолютную свободу, однако те кризисные реакции, которые демонстрирует сам ребенок говорят о том, что требуется более широкое поле деятельности, чем есть у ребенка, что требуется «другое» отношение к нему, уже не как к малышу.

Поэтому очень важным будет:

  1. помнить, что такое «ужасное» поведение детей не есть их сознательный выбор, а есть следствие определенных закономерностей развития. Вот именно так ребенок осознает и реализует свою самостоятельность, учится регулировать свои желания и реакции. Важно! Разделять, подчеркивать и поощрять полезные инициативы ребенка (поливать цветы, мыть пол и т.д.)! Важно! Свою помощь предлагать ненавязчиво и медленно (пошагово) демонстрировать навыки ребенку.
  2. По наблюдениям родителей и специалистов, негативные реакции нарастают, когда ребенок или слишком долго предоставлен сам себе и требует к себе тем самым внимания или таким образом «уходит» от гиперопеки со стороны значимых взрослых. В связи с этим важно все же проявлять меру во взаимодействии с ребенком (В чем заключается мера Ваших с ним отношений и где она? – это вопрос больше или очной психологической консультации или Вашего материнского чутья, которое, никогда не обманывает, если внимательно прислушиваться к нему).
  3. Если ребенок не просит о помощи – не вмешивайтесь в его детские дела.
  4. Определите несколько неизменных правил, которые обеспечивают безопасность ребенка и окружающих. Их должно быть немного. (Нельзя играть на проезжей части, надо спать днем…) А во всех остальных случаях – действуйте более гибко. Как именно – это уже сфера для проб и ошибок родителей. Но кто же лучше вас знает, что будет срабатывать с вашим малышом?
  • используйте прием «Давай вместе!» Пойдем вместе умываться, да еще и мишку захватим…
  • прием «У меня не получается… Помоги мне, солнышко»
  • можно оставить ему свободу выбора, но в Вами заданных рамках: «Ты будешь есть макароны или кашу? » А из какой тарелки – из синей или с корабликами? Гулять будем во дворе или пойдем в парк?»
  • возможно, просто отступить на какое-то время: не хочешь есть - не надо. Пускай сам созреет для самостоятельного решения.
  • предложите безопасную замену в случае негативного действия. Рвет книжки? А в ответ: «Ой, как интересно бумагу рвать. А я думаю, что газеты еще интереснее. Надо попробовать… так, где они у нас лежат, не помню… Саша, ты не помнишь?…»
  • Обращайтесь с ребенком, как с равным. Спрашивайте его мнение, просите разрешения воспользоваться его вещами, говорите «спасибо» в ответ на его услуги… Так вы не только снизите его желание упрямствовать, но и покажете хороший пример для подражания.
  • Истерики. Если в более ранние годы жизни причиной истерики малыша были усталость или перевозбуждение, то сейчас – это способ манипуляции. Поэтому на требование мы твердо и уверенно говорим «НЕТ» и лишаем ребенка внимания. Увещевать ребенка, пытаться ему объяснить что-либо абсолютно бессмысленно. Он все равно вас не слышит. Остается только дать ему закончить истерику самостоятельно и не дать ему получить то, чего он таким образом добивается – внимания, вещи, действия от Вас. Только помните, что крики, шлепки – это тоже внимание. Пускай негативное, но хоть что-то. Поэтому если вы уступите или он получит внимание – будет использовать этот инструмент воздействия и дальше. Особые мастера истерик падают на пол особенно грамотно: в лужу или посреди толпы людей. В таком случае аккуратно переносим строптивца в более сухое или менее людное место и кладем в такую же позицию, как брали. Успокоился? Вот и отлично. Нотации и ругань эффекта не имеют. Гораздо продуктивнее использовать сообщение о своих чувствах: «Мне всегда очень неприятно, когда мой сын падает на пол в магазине и кричит».
  • Но помимо этой причины (кризис трех лет), описанные Вами изменения в поведении ребенка трех лет могут быть связаны также и с походом в детский сад, с появлением в доме младшего братика/сестры, с появлением другого члена семьи (хотя в Вашей семье сынок - самый младший). Это тоже важно учесть.

    Ваш основной вопрос «Как убрать капризность?» предлагаю переформулировать так: «Что я могу сделать как родитель, чтобы капризность проявлялась менее остро? Чем я могу помочь ребенку пережить кризисный период?», потому что капризность не уберешь, так же как не уберешь любые другие психические проявления (они или есть или их нет). Важно родителю вместе с ребенком учиться быть с этим и ПРЕОДОЛЕВАТЬ. Это главное. А что же Вам делать, как родителю, описано выше в рекомендациях.

    Терпения Вам, Ирина! Из письма почувствовалась Ваша тревожность («Как быть дальше? «пугает поведение..», «пугает капризность и неусидчивость…»). Если Вы ищете способы решения для себя и своего ребенка, не останавливаетесь на том, что есть, значит, Вы уже во многом зрелая и мудрая мама, которая постоянно самосовершенствуется как родитель, а значит и как личность. Вы молодец!

    В НАШЕМ КЛАССЕ

    Галина МОНИНА,
    кандидат педагогических наук,
    детский практический психолог,
    преподаватель Санкт-Петербургского Университета
    педагогического мастерства

    Невнимательный, неусидчивый, импульсивный

    Поведение ребенка, страдающего синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, вполне поддается корректировке. Только педагогам и родителям нужно знать, как за это взяться

    Многие дети отличаются непоседливостью. Они болтают на уроке, вертятся, тянут руку, подпрыгивая на месте. Мы делаем им замечания, хотя в душе сочувствуем: это же дети, им тяжело сидеть неподвижно, чинно дожидаясь, когда их спросят. Но встречаются – в последнее время все чаще – ребята, которые не могут высидеть за партой и пяти минут. Они не выслушивают ни одного задания или вопроса до конца. Такой ребенок может свести к нулю все усилия учителя на уроке.
    Что же делать? Ставить двойки, вызывать родителей, отправлять возмутителя спокойствия к директору? Лучше не надо: ученик не виноват...

    Что такое СДВГ

    СДВГ встречается у детей достаточно часто: от 5 до 20 % (по данным разных специалистов), причем у мальчиков – чаще. Считается, что нижняя граница для выявления СДВГ – возраст 3–4 года, однако первые проявления часто выявляются уже на первом году жизни. Пики проявления симптоматики, как правило, приходятся на период возрастных кризисов ребенка (3 года, 7 лет, 14 лет).

    Ребенок с СДВГ в школе

    Несмотря на достаточный уровень развития и готовности к школе, дети с СДВГ зачастую оказываются, по выражению Майкла Гриндера, выброшенными со «школьного конвейера». Иногда трудности в учебе начинаются уже в первом классе и продолжаются до окончания школы. При этом высока вероятность отставания в учебе, второгодничества, расстройства поведения, отказа от обучения в школе. Вероятность благополучного окончания средней школы и поступления в вуз у таких детей меньше, чем у сверстников.
    У многих детей с СДВГ отмечаются нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счета. 66 % обследуемых детей обнаружили признаки дислексии и дисграфии, 61 % – признаки дискалькулии.
    Во время уроков они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, не завершают начатое задание, мешают одноклассникам. Ребенок с СДВГ уже на 7–8 минуте после начала урока проявляет двигательное беспокойство, теряет внимание. Зачастую, стремясь привлечь внимание учителя и одноклассников, он добивается этого единственным известным и доступным ему способом, выполняя роль «классного шута».

    Специфика обучения школьников с СДВГ

    Несмотря на то что СДВГ – медицинский диагноз и лечить ребенка должен только врач, учитель может во многом помочь ребенку адаптироваться к условиям школы и стать успешным.
    Особенность обучения ребенка с СДВГ заключается в том, что меры педагогического воздействия на него принесут свои плоды только в случае систематического их применения. Как правило, единичные мероприятия, даже если в них участвуют медицинские специалисты, педагоги, родители и психологи, не приведут к ожидаемому результату.
    Синдром может проявляться по-разному. У одних детей преобладает
    гиперактивность, другие в первую очередь страдают расстройством внимания, третьим свойственно и одно, и другое. Поэтому необходимо выявить доминирующий симптом и строить коррекционную работу поэтапно. Опираясь на сильные стороны ребенка, педагог и психолог начинают с одной отдельной функции. Когда будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивают все три дефицитарные функции одновременно.
    Поэтапность в работе педагога будет проявляться и в том, что на первых порах, стремясь к тому, чтобы ребенок выполнил все задание, учитель может снизить требования к аккуратности.
    Педагоги и родители должны быть готовы к тому, что коррекционная работа с ребенком с СДВГ будет носить длительный характер.
    Еще один важнейший принцип работы с гиперактивными детьми – индивидуальный подход.

    Повышение учебной мотивации

    Поощрение должно быть реальным, вызывающим стимул к работе. Для этого педагогу необходимо узнать, чем любит заниматься ребенок, о чем мечтает, на что надеется. Для этого можно предложить детям нарисовать картинку (в начальной школе) или написать мини-сочинение на тему «Сказка о хорошей жизни», «Самый счастливый день», «Люблю и не люблю», «Кто счастливей всех на свете». Похвала учителя не должна быть преувеличенной. Как показывает практика, похвала и поощрения гораздо эффективнее, чем замечания.
    В условиях школы поощрениями могут стать: возможность выбора задания, помощь учителю в проверке тетрадей, роль «хранителя времени» в классе, возможность писать на школьной доске во время перемены или на уроке, выполнение письменного задания на компьютере.
    Для детей с СДВГ важно повышать самооценку. Для этого учитель может обращать внимание одноклассников на достижения ребенка с СДВГ, развивать навык рефлексии (анализ в конце рабочего дня, недели «Что у меня хорошо получилось»), приучать ребенка сравнивать последние достижения с его собственными успехами за неделю, за месяц до происходящего. При этом недопустимо сравнивать его со сверстниками!
    Учителю следует выбирать задания, посильные для этого ребенка, учитывать его возможности (индивидуальные рабочие листы). Новое задание можно предлагать только после того, как выполнено предыдущее; большое упражнение делить на несколько более мелких заданий.
    Значительно облегчает жизнь ребенка использование учителем вместо бесконечных замечаний заранее оговоренных с ребенком «секретных» знаков – сигналов о необходимости изменить поведение.

    Как учесть психофизиологические особенности

    Мультисенсорный подход: дети с визуальным типом восприятия легче усваивают материал, видя его перед глазами (текст, картинки, диаграммы), с аудиальным типом – на слух и в процессе устных обсуждений, с кинестетическим типом – двигаясь, осязая. Учителю необходимо опираться на сильные стороны ребенка (использовать способности, а не исправлять недостатки, предоставлять возможность решать учебные задачи любым доступным ребенку способом). Обучение и проверку знаний желательно организовать, опираясь на наиболее выраженные учебные стили ребенка, а закрепление – на более слабые.
    При работе необходима смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка.
    Нельзя забывать о двигательной потребности таких детей. Им можно предлагать поручения, требующие двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски.
    Составной частью работы будет и снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения. Ребенка нужно хвалить за работу, выполненную чуть аккуратнее, чем предыдущая.
    Детям с СДВГ необходимо время от времени предлагать упражнения на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковые игры).
    Инструкции учителя должны быть четкими и немногословными; тон – нейтральным, слова и фразы – понятными ребенку (как показала практика, иногда даже знакомые и часто употребляемые нами слова дети понимают не так, как мы предполагаем).
    Проверку знаний ученика с СДВГ лучше проводить в начале урока.
    Лучше избегать категоричных запретов.
    Объяснять материал в случае необходимости ребенку следует индивидуально (один на один).
    Снизить объем рукописных текстов можно за счет использования рабочих тетрадей, выполнения некоторых упражнений на компьютере, отказа от практики «переписывания» неаккуратных работ, от черновиков.
    Ребенку нужно предоставлять моментальную обратную связь : поощрения, наказания – непосредственно вслед за событием.
    Дети с СДВГ чувствуют себя комфортнее, если учитель соблюдает четкие временные интервалы начала и окончания урока. Недопустимо лишать детей активного отдыха на перемене в качестве наказания.
    Ребята с нарушением внимания нуждаются в четком (но не оскорбляющем) контроле: регулярная проверка тетрадей, дневника, устный опрос.
    Следует по возможности усадить гиперактивного ребенка за первую парту, где учителю легче контролировать его поведение, а «зрителей» вокруг него и возможностей отвлекаться – меньше.
    Необходимо соотносить объем учебного материала с объемом внимания ребенка. Не забывайте уменьшить для него задание, дайте дополнительное время для завершения начатого, предоставляйте перерывы между заданиями, требующими активного внимания. За короткий промежуток времени такие дети могут усвоить только небольшое количество нового материала.

    Развитие функций

    • Повысить уровень внимания можно, используя упражнения на концентрацию внимания: «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа».
    • Для гиперактивных детей необходима работа по снижению импульсивности. Например, можно вызывать к доске того, кто поднял руку последним, давать задание «Тихий ответ».
    • Также необходимо снижение деструктивной двигательной активности и обучение навыкам самоконтроля. Например, в игре-упражнениях «Замри» или «Волны».
    • Учитель должен помогать ребенку найти собственный стиль учебной деятельности, обучить его навыку контроля за выполнением заданий.
    • Не менее важны навыки самоконтроля: после инструкции учителя ребенок дублирует его слова, обращаясь к одноклассникам, которым тоже предстоит выполнить это же задание. В случае индивидуальной работы ребенок перед ее началом дает себе советы сам: на что, по его мнению, необходимо обратить внимание при выполнении задания. При необходимости ребенок с помощью взрослого (или самостоятельно) составляет письменный алгоритм, в соответствии с которым будет работать.
    • Обучить ребенка навыкам планирования можно так: предложить ему составить список необходимых действий и последовательно вычеркивать их после завершения.

    Обучение конструктивным формам взаимодействия

    • Ребенок вполне может научиться выражать гнев в приемлемой форме: иногда он реагирует неадекватно на какую-либо ситуацию, потому что иначе не умеет.
    • Учитель должен постоянно демонстрировать неагрессивное поведение, доброжелательное, спокойное отношение.
    • Ребенка можно и нужно обучать конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке и адекватным способам выражать просьбу к учителю, одноклассникам.

    Как показывает практика, использование этих принципов и приемов взаимодействия с гиперактивными детьми на уроках помогает им адаптироваться к школьным условиям, выявить собственные сильные стороны и стать успешными учениками.

    Монина Г.Б., Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых. М., 1999.
    Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1995.
    Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
    Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.,1995.
    Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.
    Зшкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь “особому” ребенку. СПб., 1998.
    Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
    Крюкова С.В., Слободяник Н.С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
    Курчинка М.Ш. Ребенок с характером. СПб., 1996.
    Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997.

    Ваше мнение

    Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

    "Первое сентября"

    Гиперактивность и неусидчивость ребенка зачастую доставляют слишком много хлопот его родителям. Ведь у них нет столько сил и энергии, чтобы уследить за каждым шагом своего маленького шустрого проныры. Подобная ситуация не самым лучшим образом сказывается на эмоциональном, психологическом и физическом состоянии родителей.

    А, следовательно, и на отношениях в семье в целом. Ведь на фоне хронической усталости родители становятся более агрессивными, раздражительными и пытаются усмирить свое чересчур активное чадо всеми возможными способами.

    Упрекать ребенка в его гиперактивности так же бессмысленно, как и наказывать его за это. При должном подходе и максимальном запасе терпения подобная особенность поведения может быть направлена в более «мирное» русло или со временем просто сведена на нет.

    Для того чтобы справиться с чересчур активным ребенком, психологи советуют не ругать его (если только он действительно не сделал что-то предосудительное). Криком и угрозами, как правило, добиться ничего не удастся, кроме обратного результата. В крайнем случае, вы только запугаете своего отпрыска, что повлечет за собой целый ряд дополнительных проблем поведенческого характера.

    Прежде всего, постарайтесь понять причины повышенной активности вашего ребенка. Их может быть несколько. И уже в зависимости от первопричины следует выбирать сценарий, по которому вы будете воздействовать на свое чадо.

    Причины неусидчивости

    Среди главных факторов, из-за которых ребенок не обладает усидчивостью, следует выделить следующие:

    • Ребенок не в состоянии справиться с урегулированием своих моторных функций. В этом случае его активность и неутомимость вызвана не тем, что он хочет досадить взрослому и из-за этого не перестает бегать по комнате, а потому что он просто не может этого сделать самостоятельно.
    • Ваш малыш не может долго концентрироваться на одном и том же действии. Практически все дети не способны подолгу делать что-то одно, это ни для кого не секрет. Но если ваше чадо не в состоянии усидеть даже пяти минут за одним и тем же занятием, а хватается за все подряд без разбору, то в этом случае родителям стоит обратить на это особое внимание.
    • И, наконец, ваш ребенок просто может быть слишком подвижным из-за того, что ему действительно некуда девать энергию, которая плещет через край.

    Как бороться с неусидчивостью?

    Методы борьбы с неусидчивостью у ребенка зависят от причины, вызывающей такое нарушение поведения.

    • С оздайте ребенку спокойную атмосферу. В случае, когда ребенок не может самостоятельно регулировать свои моторные функции, родителям приходится брать на себя роль «регуляторов». Крайне необходимо составить для такого ребенка режим дня и четко следовать всем его пунктам. Если вы договорились, что в 8 часов вечера вы его купаете, читаете на ночь сказку, и он засыпает, значит, так оно и должно быть. Никаких «но», «уважительных причин» и «пяти минуточек». Режим есть режим.

    Создайте для своего гиперактивного чада гиперпредсказуемый микромир. Все вещи должны быть на своих местах, все должно быть предсказуемо, просто и понятно. На любую ситуацию, которая выходит за рамки понимания вашего малыша, он будет реагировать бесполезной суетой – криками, бегом, топаньем ножками.

    Поэтому, если ваш ребенок проявляет слишком большую активность не по делу, значит, он чем-то напуган, взволнован или раздражен. Он просто пока не может по-другому выражать свои эмоции.

    Для того чтобы по максимуму упорядочить микромир вашего малыша, недостаточно только одного порядка в доме и определенного алгоритма действий перед сном. Для него должно быть создано как можно большее количество ритуалов.

    Во-первых, это может быть интересно и самому малышу, особенно если облечь эти ритуалы в какую-нибудь игровую или сказочную форму. Во-вторых, ритуалы создают максимально жесткий режим дня, от которого при правильном его построении ребенок сам не захочет отклоняться.

    • Проводите с ребенком индивидуальные занятия, концентрирующие внимание . В случае, когда ребенок не может сконцентрировать внимание на чем-то определенном, родителям следует насторожиться. Невнимательность же проявляется по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

    Причина того, что ребенок не желает участвовать в играх или занятиях с другими детьми, может крыться в следующем: малыш просто не в состоянии уследить за всем и сразу, не может выполнить тех заданий, которые от него требуют. Хотя дома может делать все то же самое и с большим удовольствием.

    Дело в том, что на занятиях педагоги пытаются унифицировать задания, чтобы все делали одно и то же действие. А малышу в этот момент совершенно не хочется, к примеру, лепить из пластилина кошечку, он лучше посидит в уголочке и полистает картинки в интересной книжке.

    Есть также и другая сторона этой медали. Ребенок участвует в занятиях с остальными детьми, но постоянно им мешает, отвлекает, донимает разговорами, задирается или дразниться. Опытные педагоги, подметив такое поведение ребенка, чаще всего отвлекают его на какие-то более полезные занятия.

    Скажем, вместо того, чтобы лепить ту же самую пластилиновую кошечку, его просят принести что-либо, полить цветы, помочь в чем-то или куда-то сходить. Как правило, такая модель поведения взрослого в полной мере оправдывает себя по отношению к гиперактивным детям, не способным концентрироваться на чем-то одном.

    Родителям психологи советуют, прежде всего, не отдавать своих гиперактивных чад в детские группы, построенные по школьному типу, где дети все вместе сидят за партами и делают одно задание на всех. По крайней мере, до 6-ти лет гиперактивным детям точно нечего делать на подобных занятиях.

    Если же ситуация вокруг вашего непослушного, задиристого и слишком активного чада начинает чересчур накаляться из-за его поведения, которое не вписывается в рамки детского коллектива, не стоит ждать, пока вас попросят больше не приходить. В этом случае лучше уйти самостоятельно.

    Дело только в том, как вы объясните это вашему малышу. Не стоит говорить ему, что он плохо себя вел, и поэтому вам нужно теперь искать для него новый детский садик или новую секцию. Просто скажите, что предыдущий коллектив для него не подходил, поэтому нужно искать такой, который был бы как раз для него.

    Если же вы решили проводить занятия с ребенком самостоятельно, помните, что данные занятия должны проходить на одном дыхании по заранее подготовленным материалам и без задержек. Потому как по времени они будут очень короткими.

    Внимание ребенка будет сконцентрировано на том, что вы от него требуете от силы 5 пять. И, если за эти 5 минут вы сами отвлечетесь на поиск какого-то материала или же на обдумывание следующего задания, можете считать, что занятие окончено – внимание ребенка будет потеряно.

    • Запишите ребенка в спортивную секцию. Если же ваш ребенок просто не может усидеть на месте, направьте его подвижность в «мирное» русло. Отдайте его в спортивную секцию или какой-либо другой кружок, занятия на котором будут сопряжены с постоянной физической нагрузкой и непрерывной деятельностью.

    Однако отдавать малыша в какие-либо секции нужно исключительно с его согласия. Потому как без особого желания со стороны ребенка никакого положительного результата они не принесут. Ребенок будет «отлынивать» от занятий, отказываться их посещать. А принуждение к посещению нелюбимой секции в будущем может привести к совершенно непредсказуемым результатам. Ребенку должно нравиться абсолютно все, начиная от вида спорта и заканчивая тренером.

    Психологи также советуют родителям организовать дома спортивный уголок, где ребенок может бегать, прыгать и кувыркаться в свое удовольствие. Благо, таких спортивных комплексов в наши дни можно найти превеликое множество в детских и спортивных магазинах.

    Кроме всего вышеперечисленного, психологи советуют также применять закаляющие приемы. К примеру, обливание холодной водой. Этот метод, хоть и довольно банален, но крайне эффективен. Выброс хорошей порции адреналина с самого утра в сочетании с улучшением кровообращения и снабжения мозга кислородом – именно то, что нужно вашему гиперактивному чаду.

    Детство – пора радости, веселья, подвижных игр и озорных развлечений. Малыши переполнены энергией и расходуют ее на деятельность, которую считают приятной и интересной. Иногда родителям хочется, чтобы их шумный и резвый шалун нашел себе спокойное занятие. Одни дети с удовольствием принимают новые правила и могут на длительное время увлечься рисованием, лепкой или строительством зданий из кубиков. Другие – не хотят и пары минут находиться на одном месте, бросают начатое, тут же хватаясь за новые предметы. В этой статье мы разберем как развить усидчивость ребенка.

    Что такое усидчивость и зачем ее развивать?

    Усидчивостью называют умение человека концентрировать внимание на какой-либо деятельности. Для приобретения этой способности нужны усилия воли, желание идти к поставленной цели, сдержанность и дисциплинированность. Ни один младенец не появляется на свет с таким набором качеств. Они вырабатываются постепенно в процессе взросления, требуют стимуляции, воздействия со стороны родителей и педагогов.

    Уже в средних и в старших группах детского сада начинаются уроки по развитию речи, основам математики, творчеству. Опытные воспитатели сразу замечают, кто из детей приучен к усидчивости, а кто – нет. Ребенок, не умеющий концентрироваться на объекте или действии, плохо воспринимает информацию, не получает знаний и навыков, которые пригодятся в начальной школе. Впоследствии это отражается на качестве учебы, уровне образованности и последующей успешности в жизни.

    Как определить, что ребенок неусидчив?

    Часто случается, что родители рано поднимают панику, считая свое чадо неусидчивым и невнимательным. Современные папы и мамы с первых лет жизни начинают стимулировать развитие малышей, порой предъявляя завышенные требования. Не стоит ждать от дошкольника успешного изучения таблицы умножения или желать, чтобы отпрыск часами складывал пазлы. Деятельность должна подбираться по возрасту и занимать определенное количество времени:

    • Ребенок от 2 до 3 лет может выдержать не более 10 – 15 минут, рассматривая картинки, собирая пирамидки или складывая кубики.
    • В 3 – 4 года рисование красками и карандашами, лепка из пластилина могут длиться не больше 20 минут.
    • К 4 – 5 годам упражнения по развитию речи и арифметике, декорированию и аппликации не должны превышать 25 минут.
    • Дошкольник 5 – 6 лет может проводить около 30 минут, работая над логическими задачами и программами по подготовке к школе.

    Учитывая эту шкалу несложно определить степень усидчивости вашего малыша. Предложите ему настольные игры, совместное чтение книг или творческий труд, рассчитанные на его возраст. У детей разные предпочтения, поэтому какие — то предметы могут просто не вызывать интерес. Смените несколько вариантов, если в течение длительного времени ребенок не стал концентрироваться ни на одном из занятий, нужно приниматься на воспитание усидчивости.

    Методика развития усидчивости у дошкольников

    Умение сосредоточиться нередко зависит от темперамента или наследственности. Бывает так, что повзрослевшие непоседы чудным образом превращаются в ответственных школьников, но в большинстве случаев проблема требует решения посредством систематических упражнений. Результат не появится через несколько дней, выработка новых навыков – процесс постепенный и достаточно длительный.

    1) Организация режима дня и личный пример

    Не стоит мечтать об усидчивом и дисциплинированном малыше, если члены семьи не являются предметом подражания. Бесполезно рассказывать крохе, как важно доводить до завершения начатое дело и соблюдать распорядок дня, если перед глазами он видит совсем другие примеры: папа бросает на полпути ремонт утюга, мама не выпускает из рук мобильный телефон, даже когда варит суп, а брат не делает домашнее задание. Ориентируясь на старших, ребенок быстро поймет, что правила можно не выполнять.

    Подъем, отбой, прием пищи, развлечения должны проходить приблизительно в одно и то же время. Соблюдения режима способствует привитию навыков самодисциплины и хорошему настроению. Занятия лучше проводить утром после завтрака или во второй половине дня. Необходимым атрибутом является прогулка, в течение которой дошкольник насытится свежим воздухом и выплеснет переизбыток энергии в ходе подвижных игр. В плохую погоду выход на улицу заменяется физминуткой или танцами в хорошо проветренной комнате.

    2) Создание оптимальных условий

    Удобное положение имеет большое значение для ребенка. Ему не захочется слушать аудиокнигу, собирать части конструктора или рисовать, если он сидит на неудобном стуле при недостаточном освещении. Испытывая дискомфорт, он будет отвлекаться, чтобы поменять положение или улучшить обзор. Стол – это место, где можно лепить, строить, раскрашивать. При правильном выборе мебели столешница должна располагаться на 2 – 3 см. ниже уровня груди, чтобы ребенок сумел спокойно опереться локтями. Идеальным вариантом считаются экземпляры с наклоном поверхности и регуляцией высоты. Хороший стул помогает улучшить эффективность процесса и сохранить осанку, его высота зависит от роста.

    Обязательным аксессуаром является настольная лампа, лучше, если конструкция будет регулируемой. Если ваша детка рисует и пишет правой рукой, то светильник должен стоять с левой стороны, если дошкольник левша – справа. В темное время суток нужно включать дополнительные приборы с мягким равномерным светом. Чтобы ребенок мог сосредоточиться, необходимо устранить отвлекающие предметы и звуки: выключить музыку и телевизор, убрать из поля зрения гаджеты.

    3) Привлечение к занятиям в группе

    Если ребенок посещает детский сад, ему приходится принимать участие в коллективных уроках, спортивных соревнованиях и подготовке к утренникам. Это способствует поднятию самооценки, мотивирует к приложению усилий в освоении того или иного навыка. Родителям, желающим, чтобы их сын или дочь вышли из дошкольного учреждения подготовленными к школе, нужно постоянно общаться с воспитателями, расспрашивать об успехах и неудачах своего чада. Большое значение имеет поощрение влечения к какому — либо творчеству или спорту. Если позволяет возможность, стоит записать дошкольника в кружок или секцию, не забывая при этом об ограничении нагрузок ввиду возраста. Сегодня открыто множество клубов и центров раннего развития, где квалифицированные психологи и педагоги индивидуально подходят к проблемам каждого подопечного, работая по испытанным методикам с применением массы тематического реквизита.

    4) Упражнения для развития усидчивости

    Прекрасно, если родители уже выявили у своего чада талант или тягу к какому-то роду занятий. Это может быть музыка, спорт или рисование. Но в раннем возрасте детям сложно определить, что им больше по нраву. Предлагая различные виды творчества, проще выявить наклонности и выработать усидчивость. Существует несколько проверенных и эффективных методов:

    • Плоские и трехмерные пазлы, мозаика.
    • Рисование мелками, раскрашивание картинок и объемных фигур, поделки из бумаги, лепка из соленого теста и пластилина.
    • Чтение сказок с обсуждением текста и иллюстраций.
    • Логические задачи по поиску отличий, выявлению предметов одного цвета, формы, размера, эксперименты со счетными палочками.
    • Деревянные, магнитные, пластиковые конструкторы, создание картин и украшений из бусинок и бисера.
    • Совместное приготовление пищи, уборка игрушек, украшение дома к праздникам.

    5) Поддержка и поощрение

    Мнение родителей – самое важное для дошкольника. Он должен знать, что папе и маме небезразличны его достижения. Необходимо искренне хвалить за успехи и поддерживать при неудачах. В случаях, когда ребенок не может справиться с задачей, нужно одобрить его старания и оказать помощь. Хорошим стимулом считаются сладкие и приятные бонусы, получаемые за отличную работу. Выставка поделок на полке и дневник достижений отлично поднимают самооценку. Залогом эффективных занятий является принцип «от меньшего к большему», начинайте с самых простых и коротких заданий, постепенно увеличивая сложность и время.

    При комплексном подходе к проблеме и выполнении рекомендаций очень скоро будет повод отметить первые результаты. Не стоит останавливаться на достигнутом, и впоследствии любимое чадо поразит вас своими успехами и целеустремленностью.

    «Сыну 2 года и 2 месяца. До этого специально как-то не занималась с ним, спонтанно рисовали, лепили, в основном прогулки, мячи, книги очень любит... И вот эффект((Все разбрасывает при разукрашивании, листает все страницы раскраски, мазюкает где попало. И так во всем. Не даёт рисовать из руки в руку, все сам. Быстро переключается, может отвлечься от одного, потом к этому вернуться. Я просто в растерянности... Я потеряла время? Как привить усидчивость и внимательность?» На один из самых популярных вопросов мам отвечает наш эксперт, педагог-психолог и мама 4-летнего сынишки Римма Нуянзина.

    Все, что Вы описываете абсолютно нормально. Для начала выдохните) Ничего такого страшного в описанном Вами поведении я не вижу. Деструктивные действия просто прекращайте и меняйте ситуацию, не давайте бросаться или рвать поделку. Про разукрашивание вообще можно забыть лет до 5, зачем оно вам? Оно ничего толком не развивает у 2-летнего мальчика, в отличие от обводки, например.

    Все остальное может быть и в игре. Во-первых, усидчивость — это не норма для ребенка такого возраста, а если бы он мог усидеть больше 1-5 минут, то нужно было даже насторожиться и пойти к специалисту. В таком возрасте сосредосточиться на чем-то ребенок может от 30 секунд до пары минут. Во-вторых, то, что вы вместе уже спонтанно рисовали, лепили, гуляли — это здорово, это главное, что Вы могли сделать для него и себя. В-третьих, если Вы хотите начать проводить какие-то специально спланированные игровые занятия, развивающие игры, то никогда не поздно начать.

    В начале Вам придется больше учиться самой: принимать ребенка таким какой он есть, играть самой (ведь он сначала будет наблюдать и присоединится очень постепенно), быть терпеливой и не ставить никаких целей пока. Просто искать то, что пойдет у вас двоих. Уверена, что Ваш малыш совершенно нормально развивается. Возьмите игру на нашем сайте из , ту игру, которая Вам понравится самой или самую простую, на Ваш взгляд. И поиграйте в первый этап этой игры. То есть начинайте совсем постепенно, взяв, например, только этап наблюдения или взаимодействия с предметом и явлением, описанным в игре на нашем сайте.

    Например «Машинка с пассажирами» , покатайтесь в чем-нибудь — в тазике, на подушке, на одеяле, изображая машинку, прочитав стишок. покатайте в нем же любимую игрушку малыша или бабушку, а может братика или сестренку. Все. Через какое-то время сделайте машинку из картона и посадите тех самых, кого до этого катали в реальности. И вот так постепенно по игре на 5-10 минут, а может на 1-3 минуты сначала, Вы введете регулярные занятия в свою жизнь. По опыту многих мам, очень помогает выработать правильное отношение к играм, войти в ритм занятий участие в . Главное правило: не требуйте многого от ребенка и от себя. Пробуйте радоваться таким играм. Малыш почувствует, что Вам спокойно и весело, и начнет играть так же. Постепенно перейдете к рисованию, математике и даже чтению.

    Веселых вам с сыночком игр!

    Похожие статьи