Во сколько детки начинают ползать и сидеть. Можно ли обучать детей навыкам? Занятия на мяче

14.08.2019

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания у детей первого года жизни, что называется «правильным ползанием», как помочь малышу научиться ползать.

Когда ребенок начинает ползать

В первой статье цикла о развитии ползания у малышей мы разберемся с вами:

— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

— когда появляется ползание у младенца и какое оно бывает (пошаговый календарь развития ползания у малыша),

— от чего зависит полноценное развитие ползания у ребенка,

— в чем его значение ползания в развитии младенца.

Во втором полугодии первого года жизни развитие движений и овладение ползанием – одна из ведущих линий в развитии крохи. Ползание особенно активно развивается у малышей в возрасте 6-9 месяцев.

Когда ребенок начинает ползать: что такое «ползание»

Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».

«Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках. Если ребенок только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.

В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка (правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.

Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.

Значение ползания для развития ребенка

Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым — важно создать для развития ползания все условия:

Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.

Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.

Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений. Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе (Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

Четвертое. В ползании активно и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

Как видим, ползание – это то движение, которое жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития. Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания

У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания» . Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.

В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится. Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.

Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.

Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.

Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.

К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев) малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.

На шестом месяце жизни развивается подползание – подготовительное к ползанию движение.

Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например, подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.

В возрасте с 6 месяцев в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.

В 6-7 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.

Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.

Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть. Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.

Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение. Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить.

К 7 месяцам малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).

В 8 месяцев ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях. В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.

С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.

Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей, с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше, т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.

В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!

Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту. Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем — садиться; учить не стоять, а вставать.

Когда ребенок начинает ползать: какие факторы влияют на ползание малыша и его развитие

Какой должна быть поверхность для ползания

Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван). Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.

Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.

Как правильно использовать игрушки для развития умения ползать

Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям :

1) они новые или явно привлекательные для малыша,

2) игрушка должна быть устойчивой,

3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.

На какое расстояние от ребенка класть игрушки:

а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.

б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).

Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.

Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.

После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.

Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.

— Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.

Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.

Как можно побудить ребенка ползать к игрушке? Пример игры — занятия

Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.

Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.

Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.

Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.

Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова). Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.

После этого сделайте небольшую паузу.

Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.

Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку. Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.

Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.

Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику (о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.

Когда нужно обратиться за консультацией к неврологу

Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:

— Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,

— Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).

— Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,

— Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,

— В случае повышенной утомляемости ребенка.

В продолжении этой статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

После того как ребенок научился самостоятельно держать голову и переворачиваться, он старается освоить новые навыки. Кто-то пытается встать на четвереньки для того, чтобы . Кто-то вначале учится садиться.

Учимся сидеть

С каждым месяцем мышцы спины, шеи и пресса становятся крепче, и постепенно у ребенка появляется желание поменять наскучившее горизонтальное положение тела. Как правило, это происходит в возрасте 5-7 месяцев. К возрасту 8 месяцев самостоятельно и уверенно сидеть могут уже 90% детей.

Как понять, что малыш готов к тому, чтобы сесть? Протяните ему руки. Если он, держась за ваши ладони, подтягивается вперед, напрягая мышцы пресса, это означает, что начало положено. Некоторые родители, чтобы ускорить процесс, начинают «присаживать» ребенка: сажают или на мягкую поверхность, придерживая руками. Делать это можно только после того, как малышу исполнится полгода.

Сидя в первый раз, ребенок будет падать, но постепенно научится опираться на руки, а к 7 месяцам – сидеть без опоры и даже поворачиваться, чтобы достать любимую игрушку. В один прекрасный день малыш наклонится вперед и попытается удержать равновесие, опираясь на обе руки, это будет сигналом того, что скоро ваш ребенок .

Учимся ползать

Каждый ребенок уникален, поэтому возможна ситуация, когда вначале он научится ползать, а не сидеть. После того, как он освоит перевороты и будет приподниматься на руках, чтобы видеть вас, наступит день, когда малыш встанет на колени и начнет отталкиваться.

Обычно дети в возрасте 6-7 месяцев. Кто-то вначале задом, кто-то на животе. Каждый выбирает наиболее удобный ему способ. Первые попытки всегда медленные и неуверенные. К 9-10 месяцам ребенок научится перекрестному ползанию, чередуя левую ногу и правую руку с правой ногой и левой рукой. К году он окончательно освоится и наберет приличную скорость движения.

Чем вы можете помочь малышу? Не держите его все время в манеже или кроватке, уже с 4 месяцев выкладывайте ребенка на пол или на диван, раскладывайте перед ним игрушки. Тогда у него появиться стимул – добраться до них. Усложняйте задачу по мере необходимости, подкладывая на пути ребенка преграды в виде подушек или одеял.

Все дети развиваются по-разному, не стоит переживать, если ребенок знакомых уже вовсю ползает, а ваш в этом же возрасте еще нет. Однако стоит забеспокоиться, если малыш не начнет передвигаться накануне своего первого дня рождения.

Ребенок в первый год жизни проходит очень серьезный этап взросления, самый важный. В это время он приобретает все основные навыки, необходимые для самостоятельной жизни. Один из ключевых моментов его развития – это начало ползанья. Когда ребенок начинает ползать и сидеть, перед ним буквально открываются новые горизонты в познании мира.

И всех без исключения молодых родителей интересует вопрос, в каком возрасте дети начинают ползать.

Во сколько дети начинают ползать

Ориентировочный срок, когда ребенок начинает ползать – 6-7 месяцев. Сразу стоит сделать очень важную оговорку: все сроки развития малыша первого года жизни сугубо ориентировочные, ведь каждый ребенок развивается по-своему, в своем темпе. Так, некоторые детки могут начать движение в пространстве уже в 5 месяцев, а кто-то не ползает совсем, сразу начиная ходить.

Поэтому однозначного ответа на вопрос, в каком возрасте начинает ползать малыш, вам не даст никто. Подробнее на видео.

Ползание как этап развития

Как уже говорилось выше, за первый год жизни ребенок приобретает очень большой опыт. Но все приобретаемые им навыки появляются постепенно. Прежде, чем ребенок начинает ползать, его ручки и ножки должны достаточно окрепнуть, чтобы стать ему надежной опорой. И координация движений должна достичь определенного уровня.


Различные виды ползанья

Кстати, ползать тоже можно по-разному. Малыши ползают и по-пластунски, и сидя на попе, и на четвереньках. Как правило, ползанье на животе – это первые попытки младенца самостоятельно двигаться. Такую активность ребенок может проявлять уже с пяти месяцев. Позже, когда мышцы достаточно окрепнут, он сможет вставать на четвереньки, начнет раскачиваться в таком положении.

Со скольки же месяцев ребенок начинает ползать по-настоящему? В среднем, с момента, когда ребенок встал на четвереньки, до гонок по квартире проходит около двух месяцев. Пусть приблизительным ориентиром станет цифра 9-11 месяцев. А вскоре вас ждет уже следующий этап: самостоятельное вставание и первые шаги.

Действия родителей

Итак, когда малыш начинает ползать – его личное дело. А дело родителей – помочь ему на этом этапе. Поощряйте его стремления, почаще кладите в манеж или на пол, выкладывайте впереди предметы, вызывающие интерес крохи, зовите к себе.

Но это еще не все. Когда ребенок начинает ползать и сидеть, в его поле зрения попадают предметы и места, не виденные им ранее. Так что, во сколько бы месяцев не начал ползать ребенок, вы должны к этому подготовиться.

Опуститесь на пол, посмотрите на ваш дом глазами ребенка. Уберите лишние предметы, замените розетки на безопасные, закройте острые углы специальными защитными накладками. Безопасность крохи в ваших руках!

Развеем последние сомнения

Вполне естественно, что родителей, воспитывающих первенца, интересует, в каком возрасте начинает ползать их малыш. Но задайте этот вопрос опытным мамам или врачам на форуме и вы убедитесь, что единственно верного мнения по этому поводу нет.

И если, к примеру, ваш ребенок в 7 месяцев еще не ползает, это не катастрофа, это нормально. Он может вообще не ползать, а сразу пойти (ближе к году). В этом случае будет неплохо, если вы все же потом научите его передвигаться на четвереньках – это полезно для спинки.

Когда нужно начинать беспокоиться

Беспокоиться нужно только в том случае, если ребенок 7 месяцев не ползает, не пытается сидеть, вставать, не активен в принципе. Хотя, возможно, он сейчас больше настроен на интеллектуальное развитие. Понаблюдайте. Посоветуйтесь с педиатром. Может быть, просто стоит пройти курс массажа, после которого у подавляющего большинства деток происходит всплеск двигательной активности.


В любом случае, помните всегда: каждый ребенок индивидуален, темпы развития у всех разные и бесконечные сравнения с другими детьми еще никому не пошли на пользу.

Ползание младенца – важный этап его развития, который сказывается не только на физическом здоровье малыша, но и оказывает влияние на его психологическое состояние. Когда ребенок начинает ползать, его родители выдыхают с облегчением, ведь способность самостоятельно передвигаться – это свидетельство правильного развития ручек, ножек и спины.

При ползании мышцы развиваются и укрепляются, как бы подготавливая спину к последующему прямохождению. Однако есть груднички, которые не ползают, а сразу начинают ходить. Считается ли это нормой и во сколько месяцев должно начинаться ползание, рассмотрим в данной статье.


В каком возрасте ребенок в норме должен начать ползать?

Со скольки месяцев дети начинают ползать? Доктор Комаровский и другие специалисты утверждают, что начало любого этапа развития для каждого ребенка индивидуально. Малыш поползет тогда, когда будет готов к этому психологически и физически.

До трех месяцев ребенок большую часть времени лежит на спине и не замечает многих вещей вокруг. Трехмесячное дитя уже умеет держать и поворачивать голову, а также переворачиваться на животик, открывая для себя больший кругозор и начиная интересоваться всем вокруг.

К пяти месяцам малыш уже не просто смотрит на игрушки и другие привлекательные для него вещи, а старается подползти к ним на животе. Далее идет этап ползания на четвереньках. Он также может наступить в пятимесячном возрасте, однако чаще дети начинают ползать уже после полугода. Примерно в это же время они начинают сидеть.

Для крупных детей передвижение может быть затруднительным. По этой причине они начинают ползать в 8-9 месяцев. Если в 9 месяцев этого не происходит, педиатр может назначить специальные процедуры (массаж), которые поспособствуют развитию навыка. Ползание на четвереньках должно предшествовать прямохождению, так как именно оно формирует навыки ходьбы. Мышцы и позвоночник при этом укрепляются, развивается координация движений, ребенок учится управлять своим телом, самостоятельно мыслить и принимать решения.


Отсутствие у девятимесячных детей интереса к тому, чтобы самостоятельно передвигаться, зачастую обусловлено недостаточным развитием мышц, костной системы и суставов. Малыш, который постоянно находится в замкнутом пространстве, просто не знает, как интересен окружающий мир, и не стремится его познать. По этой причине важно, чтобы ребенок не очень много времени проводил в манеже и кроватке. Интерес к перемещению в пространстве также может пресекаться родителями, которые сразу дают ребенку то, что его интересует, в таком случае потребность в ползании просто исчезает.

Позже начинают ползать недоношенные дети, а также обладающие спокойным темпераментом, которые предпочитают наблюдать, нежели проверять на ощупь. Кроме того, возраст начала ползания зависит и от пола ребенка: считается, что девочки развиваются быстрее и осваивают навык раньше, чем мальчики. В связи с этим для одного ребенка нормой начала пользования будет 5 месяцев, а для другого – 9.

Этапы ползания у детей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Стиль ползания у каждого малыша может отличаться. Однако имеется несколько главных этапов ползания. В таблице ниже поэтапно рассмотрим овладение навыками передвижения новорожденными:

Стиль ползания В каком возрасте Характеристика
На животе 5-7 месяцев Ребенок движется вперед, используя мышцы рук. При этом значительно нагружаются локти и плечи. Передвижение напоминает ползание гусеницы. Движения вперед затруднительны, лучше получается ползти в сторону и назад.
По-пластунски 6-8 месяцев Попытки поочередного подтягивания ног. Основной опорой являются ладони. Сначала ребенок ползает таким способом назад, что вполне нормально. После этого этапа малыш уже готов встать на четвереньки.
На четвереньках 7-9 месяцев Сначала малыш учится стоять в таком положении, удерживая свой вес, затем уже переставляет руки и ноги. Первоначальные движения неуклюжи и неловки, а с постепенным укреплением мышц у малыша получается все лучше. На первых порах ребенок передвигает вперед сначала одну, потом другую руку, а ножки просто подтягивает за собой. Далее передвижение становится перекрестным – при перемещении вперед правой руки за ней устремляется левая нога, а за левой рукой - правая нога.

У некоторых детей определенные этапы ползания могут отсутствовать. Кто-то сразу начинает ползать на четвереньках, а кто-то до 9 месяцев двигается по-пластунски, а после этого переходит к ходьбе.

Важность ползания для развития ребенка

Врачи полагают, что период ползания оказывает на развитие НС малыша гораздо более важное воздействие, чем ходьба. Именно на этом этапе развивается моторика, закладываются зачатки развития речи.

Факторы, обуславливающие важность ползания:

  • освоение всего, что расположено в поле зрения;
  • развитие правильной координации туловища (его нижней и верхней частей);
  • развитие полушарий мозга и их поочередное включение;
  • улучшение восприятия при помощи глаз;
  • совершенствование тактильной чувствительности;
  • получение ребенком пространственных представлений о своем теле;
  • восприятие соотношения своего тела с тем, что его окружает;
  • ориентация в пространстве;
  • закладка фундамента для развития речи, письма и чтения.

Грудничок, который пропустил этап ползания (особенно если он родился недоношенным), лишен важной ступени развития головного мозга. Он своевременно не осваивает пространственные связи и общее восприятие пространства. Быстрый переход на ходьбу провоцирует сильную нагрузку на позвоночник. Мышцы спины не достаточно укреплены, поэтому при начале ходьбы возможно развитие некоторых патологий.

Двигаясь на четвереньках, ребенок осуществляет мозговую деятельность, чередуя передвижение ручек и ножек. При отсутствии возможности учиться этому, впоследствии возможны нарушения мышления и координации.

Почему малыш не начинает ползать?

Бывает случаи, когда дитя не начинает ползать, что беспокоит его родителей. Чадо в таком случае двигается по-другому: любит подолгу сидеть, подпрыгивает сидя, раскачивается на четвереньках или скользит на животе. Если при этом он использует обе пары конечностей и учится координировать обе стороны тела, переживания неоправданны. При подозрении родителей на проблемы с двигательным развитием следует обратиться к педиатру. Он рассеет все сомнения и порекомендует, как помочь младенцу поползти.

Причины, по которым малыш отказывается либо не может ползать:


Полезные упражнения для развития навыка

Важно понимать, что заставить малыша ползти, когда он к этому не готов, невозможно. Только в случае, если ребенок уже умеет переворачиваться и вставать на четвереньки, можно стимулировать его действия.

Правила, которые могут помочь малышу ползать:


Ползание - необходимо. И то, когда ребенок начинает ползать - важнейший критерий не только физического, но и нервно-психического развития малыша.

Ползание – один из критериев не только физического, но и нервно-психического развития ребёнка. И то, во сколько месяцев кроха начинает ползать, оценивается педиатром и вносится в медицинскую карту ребенка. Некоторые детишки начинают ходить, минуя этап ползания. Это не совсем правильно. Ползание способствует укреплению мышц спины, подготавливает малыша к прямохождению, благотворно влияет на развитие нервной системы.

Возраст для ползания

Когда дети начинают ползать? Предпосылка к этому этапу проявляется у грудничков, в момент обучения переворотам, когда они пытаются дотянуться до своих игрушек, других привлекательных для них предметов. В среднем, полное освоение навыка достигается грудничком после 6 месяцев.

На-то, во сколько дети начинают ползать, влияет множество факторов.


Иногда, чтобы подтолкнуть этот процесс, новорожденным проводят курс массажа для укрепления мышц спины, выполняют с ними специальные упражнения.

Тематический материал:

Этапы процесса

Каждый малыш учиться ползать по-своему, но обычно все они проходят через определённые периоды.


Вспомогательные упражнения

Можно помочь малышу правильно ползать. Для этого выполняют упражнения.


По ходу выполнения гимнастики с ребёнком ласково разговаривают, гладят его, создавая позитивный настрой на занятия.

Массаж

Общеукрепляющий массаж можно делать ежедневно в домашних условиях. Основные приёмы массажа могут усвоить родители, предварительно проконсультировавшись со специалистом.

Продолжительность процедуры должна составлять 10-15 минут. Массаж нужно проводить в проветренном помещении за 30 минут – 1 час до или после кормления.

Предварительно перед проведением манипуляции нужно снять кольца, часы, браслеты с рук, чтобы не травмировать нежную кожу младенца. Для лучшего скольжения рук используют детский крем или масло Джонсон-с Бэби.

Пеленальный стол или другую поверхность, где будет проводиться массаж, застилают одеялом, клеёнкой и пелёнкой. Для удобства можно использовать разовые пелёночки, содержащие непромокаемый нижний слой.

Стимуляция ползания

Иногда малыш неплохо передвигается в кроватке, но ползать на полу не хочет. Как можно помочь ему в этом?

Пол должен быть чистым и тёплым. Лучше, если он будет застелен ковром или ковровым покрытием.

Для стимуляции ползания используют рефлекторную реакцию ребёнка на действие различных раздражителей.

Зрительная мотивация

Ребёнка кладут на пол, на живот. Впереди него, на некотором расстоянии размещают яркую игрушку. Малыш должен видеть её, но, в то же время, не иметь возможности дотянуться руками. Тогда он начнёт двигаться по направлению к игрушке. Можно помогать ему, слегка подталкивая сзади ладонью.

Некоторые родители, пытаясь всячески угодить своему малышу, предупреждают каждое его движение. Если только он посмотрел на игрушку – сейчас же подают ему её, закапризничал – тут же стремятся развлечь его. Этого делать не надо.

Природное любопытство, стремление познать мир, должно помочь ребёнку в формировании его двигательных навыков и стимулировать нервно-психическое развитие.

Пусть младенец сам дотянется до нужного предмета, подползёт к нему, рассмотрит, потрогает, изучит. При передвижении грудничка нужно хвалить его, подбадривая ласковым голосом.

Стимуляция звуком

Можно отойти от ребёнка на некоторое расстояние и позвать его по имени, зазвенеть колокольчиком, помахать погремушкой. Малыш, услышав звук, начнёт передвигаться к его источнику.

Наглядный пример

Очень стимулирует грудничка пример других ползающих детей или взрослых. Он будет стремиться ползать за ними, подражая их действиям.

Когда ребёнок научится ползать самостоятельно, можно усложнять задачу, воздвигая посильные препятствия на его пути. Это могут быть полотенца, мягкие игрушки, гладкие предметы.

Меры предосторожности

При овладении ребёнком навыков ползания следует обезопасить его от травматизма и других нежелательных последствий:


Резюме

Подведём примерный итог начала самостоятельного ползания малыша.

  1. На животе после 6 месяцев. Если по достижению 8 месяцев грудничок не умеет ползать, необходимо обратиться к специалисту.
  2. По-пластунски с 8 месяцев.
  3. На четвереньках с 9 месяцев.

Для облегчения ползания применяют массаж, специальные упражнения, стимулирующие приёмы. Необходимо провести мероприятия по профилактике возможных травм у ребёнка.

Тематический материал:

Ползание укрепляет мышцы, формирует физиологические изгибы позвоночника, развивает координацию движений, подготавливая организм маленького человечка к прямохождению. Синхронные движения, осуществляемые при ползании, способствуют развитию структур мозга, формируют связи между правым и левым полушариями, улучшает психомоторное развитие ребёнка.

Похожие статьи