Что делать оскорбляет одноклассник. Что делать, если тебя унижают в школе? На самом деле, в группу риска может попасть любой, и причин для травли обычно четыре

01.07.2020

Поверь, этим вопросом задается каждый, кто хотя бы раз становился мишенью насмешек. Ведь жертвой травли может стать любой, абсолютно любой человек, который чем-то не похож на группу или ее лидера. Но ведь мы все не похожи друг на друга! Унижать могут из-за слишком низкого роста («малявка», «клоп»), но и слишком высокий рост не спасет от обидного прозвища («дылда», «жираф»). Цвет волос, особенности фигуры, очки, одежда, смартфон или его отсутствие — причина может быть абсолютно любой. На самом деле, обидчику совершенно неважно, как ты выглядишь и какую одежду носишь. Главное, за что-то зацепиться и навесить ярлык. И получить ответную реакцию: увидеть, что тебя ранят слова или действия.

  1. Не вини себя

Как ты теперь знаешь, на твоем месте мог оказаться совершенно любой человек. Так стоит ли искать какую-то особую причину и винить себя в том, что травят именно тебя? Конечно, нет! Ведь ты такая одна на этом свете, со всеми своими особенностями, достоинствами и недостатками. Твой нос могут украшать прыщи, очки или веснушки. Первые точно пройдут, а вторые и третьи создают твой неповторимый образ. Так подчеркни свои достоинства и гордись, что не похожа на остальных!

  1. Не отвечай тем же

Иногда родители учат нас так: ударили — дай сдачи. Если обозвали, обзови в ответ. Это сработает раз или другой. Но если против тебя сплотилась целая группа зачинщиков травли, такой способ не поможет. Они только и ждут, чтобы ты отреагировала. Твой ответ лишь подогреет их интерес и желание дальше тебя «доставать». Идеальная реакция — это отсутствие всякой реакции. Чувствуешь, что не можешь себя сдерживать и вот-вот взорвешься от злости? Попробуй применить дыхательную технику (подыши так: на один счет — вдох, на четыре счета — выдох). Отойди подальше от своих преследователей (например, зайди в свой класс или столовую, чтобы выпить воды или умыться). А когда придешь домой, вспомни, что ты чувствовала, когда тебя унижали, возьми старую игрушку (какую не жалко) и от души покидай ее на пол, попинай ногами.

  1. Найди союзника

Даже если тебе кажется, что против тебя ополчились все на свете, на самом деле это не так. Среди тех, кто сейчас участвует в травле, есть те, кто делает это просто за компанию, не задумываясь о том, что причиняет тебе боль. А еще всегда найдутся такие ребята, кто держится в стороне и не участвует в войне против тебя. Найди тех, кто готов встать на твою сторону и объединись с ними. Вместе вам будет проще противостоять зачинщикам травли.

  1. Поговори по душам

У любой группы есть идейный вдохновитель. Определи, от кого исходит основная инициатива. Кто лидер среди унижающих тебя? Выбери момент и спокойно поговори с ним с глазу на глаз. Попробуй выяснить, почему именно ты стала мишенью агрессии. Возможно, тебе удастся честно договориться с лидером и пресечь травлю на корню. Но помни: важно это сделать быстро и только в том случае, если ты чувствуешь себя уверенно, твердо убеждена, что сможешь убедить лидера в том, что вся эта травля — абсолютно пустая затея.

  1. Замечай тревожные сигналы

К сожалению, травля может не остановиться на словесных издевках. Часто группа идет дальше и продолжает открыто унижать: прячет или портит твои вещи, оговаривает тебя перед учителями, а может и назначить драку после школы, чтобы расставить все точки над «и». Стоит ли говорить, что на такие «стрелки» ходить нельзя, это опасно! Будь внимательна и наблюдай за тем, не становятся ли твои обидчики более изобретательными. Издевки лучше прекратить на этапе спрятанного в школе портфеля.

  1. Обратись за помощью

Не тяни время, обратись за помощью к старшим. Расскажи родителям о том, что происходит. Обратись за советом к школьному психологу и социальному педагогу. Пусть узнают твои учителя, особенно, классный руководитель или учитель, который является авторитетом для твоего класса. Кстати, в больших городах в школах существуют специальные службы примирения, которые могут тебе помочь. К сожалению, групповая травля — это нередкое явление. Но ему можно и нужно противостоять. Поэтому ни в коем случае не стесняйся говорить об этой проблеме. Это не донос и не стукачество. Ты просишь о помощи в ситуации, с которой объективно можешь справиться сам.

А тебя когда-нибудь унижали в школе?

В учебном заведении оскорбление достоинства может быть следствием поведения учащихся или педагогов, которые далеко не всегда дадут тебе ответ на вопрос что делать, если тебя унижают в школе? Ответ следует искать в общих психологических закономерностях развития унижения.

Ведь причины негативного отношения различны и поэтому различны ответы на вопросы , если тебя ударил учитель, если одноклассники испортили одежду. Личностная несостоятельность твоих обидчиков – причина, позволяющая игнорировать глупые придирки. Твоя собственная замкнутость – повод постоянной работы над собой.

Чаще выражение самооценка того, кого унижают в школе, становится причиной издевательств. Накопление жизненного опыта и оценка собственных сил – основной ключ к решению проблемы. Поговори с теми, кто раньше относился к тебе хорошо: учись строить диалог . Если с тобой просто не разговаривают, реализуй себя в другой сфере общения: расширяй кругозор с помощью чтения. Однако далеко не всегда так просто можно отвлечься от грустных мыслей и разрешить конфликт.

Что делать, если тебя публично унизили в школе учителя или одноклассники?

Во-первых , не унижаться до слез и взаимных устных оскорблений : это тебя не украсит, а только унизит в глазах обидчиков.

Во-вторых , нужно найти физическую и моральную поддержку. Источником таковой может стать посещение спортзала , общение с сильными и авторитетными ребятами . Если эти два предложенных варианта трудно или невозможно осуществить и дело приняло уже слишком крутой оборот, немедленно обратись за помощью к родителям .

Такое решение наиболее эффективно, если тебя унижает в школе учитель. В случае если родители не в состоянии тебе помочь, обращаться следует по ситуации во все инстанции: к администрации школы, в отдел образования, в комитет по защите прав ребенка, в детскую комнату милиции . И никогда не забывай о телефоне доверия!

Защищая свои права, помни все же о том, что границы мести и борьбы за справедливость кроются не только в уставе школы, в Конвенции по правам ребенка, в Конституции , но и в нравственных законах. Избиение в ответ на избиение и угроза в ответ на угрозу – это не ответ на вопрос что делать, если тебя унижают в школе. Ответ кроется в работе над причиной унижения и в устранении его последствий. Если причина в обидчике, унижение не воспринимается как таковое. А если проблема в тебе, работай над телом и духом .

Здравствуйте. У меня проблема. Совсем нет друзей. Точнее есть, но одна подруга. И то, недавно предала. В классе, в котором я сейчас учусь, я с 3 класса. Но для всех я еще как новенькая. Унижают, обзывают, и все это мальчики! Было такое, что меня и ударяли. Обычно меня обзывают из-за веса. Я нормально выгляжу, но вешу для своих лет мало. Очень неприятно слышать такое. У меня мама работает психологом в этой же школе, но никак не может понять мою проблему.
Вот как мне быть? Что делать, если каждый день унижают?

Елизавета, Балашиха, Россия, 12 лет

Ответ психолога:

Здравствуйте, Елизавета.

Печально слышать, что у Вас нет друзей и что Ваша подруга Вас предала. Конечно, очень обидно и неприятно терпеть унижения и слышать в свой адрес обзывательства от мальчиков! Грустно, что в этой непростой ситуации Вы как будто совсем одна, без помощи и поддержки. Как будто Вашу проблему не воспринимают всерьёз. Вам тяжело. Но при этом Вы справляетесь! Подумайте, что помогает Вам это выдерживать? Может быть, Вас поддерживает то, что Вы точно знаете, что выглядите совершенно нормально. А может, это Ваш интерес к какому-то школьному предмету, который получается у Вас, вопреки всем нападкам одноклассников. Наверняка, у Вас есть какой-нибудь талант, или что-то, что у Вас особенно хорошо получается. Может быть, это даже вызывает у Ваших одноклассников тайную зависть. К сожалению, в жизни есть вещи, которыми мы не можем управлять. Например, тем, как ведут себя другие люди по отношению к нам. Но что мы точно можем, так это решать, как нам реагировать на чужое поведение. И Вы совершенно точно не обязаны терпеть то, что доставляет Вас страдания. Подумайте о том, что происходит, когда Вас обижают? Как это бывает? Что Вы делаете, как отвечаете (и отвечаете ли)? Вполне вероятно, что-то в Вашей реакции на действия обидчиков, провоцирует их на такое поведение. Сейчас, по какой-то причине, они не знают или не умеют общаться с Вами по-другому. Но им тоже приходится несладко, раз они вынуждены выражать своё отношение к Вам в такой некрасивой форме. Давайте попробуем посмотреть на эту ситуацию с другой стороны. Сейчас Вы, помимо Вашей воли, часто оказываетесь в центре внимания одноклассников. Это больно и неприятно. Но всякий раз, когда это происходит, у Вас появляется новый шанс по-другому отреагировать на происходящее. И Вы можете сделать это по-разному! Подумайте, какие возможности есть в этой ситуации? Ведь Вы можете, например, промолчать, убежать, обозвать в ответ, сказать, что их мнение Вас не волнует и что Вам-то уж точно не грозят проблемы с лишним весом… Вариантов действительно много. Не все они хороши, не все подойдут для Вас и для этой ситуации. Но Вам точно есть, из чего выбирать! Если у Вас есть любимый персонаж, на которого Вы хотели бы быть похожей, пофантазируйте, как он (или она) повел бы себя в такой ситуации: что сказал бы обидчикам, как бы чувствовал себя при этом? Как бы этот персонаж мог Вас подбодрить, если бы узнал о Вашей проблеме? Что бы он сказал Вам? Запомните эти слова на случай, если Вас снова станут дразнить. Возможно, всё это подскажет Вам, как быть. Как бы ни складывались Ваши отношения с одноклассниками, помните, что Вы – такая же ученица этого класса, как и остальные. Вы – полноправный член коллектива. И с Вашим присутствием им приходится считаться точно также, как и Вам – с их поведением. Вы пишете, что у Вас совсем нет друзей. Но, по крайней мере, одна подруга у Вас была. Значит, Вы умеете дружить, у Вас есть такой опыт. А раз в прошлом у Вас были друзья, значит они вполне могут появиться и в будущем! Есть ли среди Ваших одноклассников те, с кем Вам было бы интересно общаться? Есть ли возможность познакомиться с ними поближе? Понаблюдайте за тем, как общаются другие ребята в классе. Это поможет Вам найти с ними общий язык. В Вашей ситуации было бы неплохо заручиться поддержкой родителей. Расскажите о том, что Вы чувствуете, с чем вынуждены сталкиваться в классе. Вполне возможно, взглянув на ситуацию Вашими глазами, мама сможет лучше понять Вас и поддержит своим советом. Вы говорите, что Ваша мама – психолог. Значит, она, как никто другой, понимает ценность психологической помощи в трудных ситуациях. Возможно, Вы могли бы поговорить с ней о том, чтобы вместе обратиться к психологу – специалисту, который помог бы Вам поработать над решением Вашей трудности. Желаю удачи!

С уважением, Мельникова Мария.

Школа - это террариум, где сильные поедают слабых. В любом классе всегда найдется тот, над кем будут смеяться. Причин школьного буллинга много, и рассматривать каждую проблему нужно сугубо индивидуально.

Буллинг - травля и издевательства над одним из членов группы людей.


Обижают сверстники

Прежде всего, задай себе вопросы: «Что со мной не так? Почему именно я?»

Зачастую дети говорят суровую, но правду. У них нет чувства такта, если видят изъян - смеются. В душе ты можешь быть прекрасным человеком (или, по крайне мере, думать, что это так), но если при этом неопрятно выглядишь, проявляешь агрессию, не умеешь доходчиво излагать мысли, то тебе будет непросто среди сверстников.

Что делать?

  • Присмотрись к лидерам своего класса. Порой они совсем не идеальны. Ни внешне, ни в плане учебы. Однако все к ним тянутся. Почему? Ответ прост - харизма. Эту черту, кстати, никто с рождения не получает, она вырабатывается путем общения.

Харизматичный человек - это уверенная в себе, яркая личность, обладающая невероятной притягательностью.

  • Если в школе завести друзей не удалось, запишись в секцию, займись творчеством, определись с хобби. Ты не только начнешь узнавать новое, но и найдешь единомышленников, с которыми проще завязать знакомства. Благодаря увлечениям вне школы ты научишься навыкам общения и социализируешься.
  • Начни опрятно одеваться . Заметь опрятно - не значит дорого. Если ухаживать за собой и гардеробом, то и недорогие вещи будут смотреться добротно и элегантно.
  • Относись ко всему проще. Не принижай и не сравнивай себя с другими . Те красивые девчонки, которые над тобой смеялись из-за прыщей, придут домой, смоют косметику, перестанут втягивать живот и начнут ковыряться пальцем в ухе. Никто не идеален. Суть в том, как ты позиционируешь себя перед обществом.
  • Интересуйся новинками. Сверстники не любят тормозов и лохов, которые не знают современных исполнителей и не разбираются в трендах. Однако тут я советую иметь свое мнение. Если тебе не нравится какое-то новое молодежное течение, то не нужно слепо следовать ему, только для того, чтобы не прослыть «белой вороной». Но быть в курсе новинок ты обязан (-а), чтобы потом ребятам конструктивно объяснить, почему ты не приемлешь такой образ жизни. И если ты сможешь сделать это доходчиво, то и у тебя появятся единомышленники и даже последователи.
  • Одна из худших реакций на издевательства - это ответная агрессия. Она провоцирует еще более обидные насмешки. Игнорирование - самый верный способ сделать так, чтобы от тебя отстали. Будь выше, не реагируй на агрессоров. Тогда обидчики вскоре потеряют всякий интерес.

Обижают учителя? Как быть?

Снова начни с вопроса: «Может причина во мне?» Может это ты ведешь себя неверно или недостойно. Понять, кто же прав, поможет простая игра «Поставь себя на место другого».

  • Учителя тоже люди. Вдумайся: они целый день в школе - объясняют материал, проверяют тетрадки, подписывают дневники, собирают деньги на обеды, заставляют тебя есть эти обеды, проводят внеклассные мероприятия…. Как ты думаешь, интересно в 153 раз смотреть «Людзi на балоце»? И тут ты: не выучил урок, отвлекаешь класс во время занятий, не хочешь даже открыть учебники, тычешь указкой в соседку по парте, закопал (-а) остатки пирожка в кадку с пальмой…. Нет, тут причина точно не в учителях.
  • Важно быть объективным (-ой) и честным (-ой) . Если ты не понимаешь предмет, и тебе ставят неудовлетворительную отметку, виноват не учитель. Любая плохая оценка должна быть стимулом ее исправить. Покажи учителю, что ты не безразличен (-на) к его (ее) предмету. Подготовь доклад, найди дополнительный интересный материал.
  • Попробуй узнать получше своего преподавателя , попроси совета, и необязательно по теме преподаваемого им (ей) предмета. Будь вежлив (-а), приветлив (-а), внимателен (-а). Иногда достаточно просто не забывать улыбаться и желать доброго утра, дня, приятного аппетита… Кажется - мелочь, а во многих случаях позволяет восстановить отношения.

Если ты уверен (-а), что ведешь себя достойно, знаешь предмет, а учитель все равно придирается , то начни действовать незамедлительно.

  • Попытайся решить конфликт мирным путем. Поговори с учителем, выясни почему он (она) к тебе строг (-а). Если его (ее) ответ не будет объективным, то, прежде всего, поставь в известность классного руководителя и попроси у него (нее) совета. Поспрашивай у других детей, обижает ли их этот преподаватель. Если кто-то из детей сможет подтвердить необоснованную неприязнь учителя конкретно к тебе, то это станет большим плюсом. Расскажи все родителям, но объясни им, что лишней шумихи ты не хочешь и попроси их поговорить с учителем или классным руководителем. Возможно получится обойтись без разбирательств с директором.
  • Учитель не идет на мирные переговоры? Значит пришла пора обратиться к директору. Нет нерешаемых проблем. Просто нужны тактика и время. Главное не закрывать глаза на данную проблему. Учитель в школе должен являться авторитетом, быть духовным наставником, направлять ученика к знаниям, а не гнобить.

Школа - первый институт в жизни каждого человека. От того, обижают ли ученика, и насколько комфортно и уверенно он себя чувствует, напрямую зависит его дальнейшее развитие, творческие способности, желание учиться и достигать новых высот.

Школа и последствия обид

Тяжело сосредоточиться на занятиях, если ты стал объектом насмешек для своих одноклассников. А если обиды имеют более серьёзный характер, последствия, вероятно, будут плачевными и выразятся в отсутствии силы воли, неспособности принимать решения, развитии комплексов, недоверия или, напротив, в озлоблении.

Как понять, что школьника обижают или дрязнят, если он молчит?

Признаками могут быть:

  • Ребенок отказывается идти учиться, ищет любой повод остаться дома, снижается успеваемость.
  • Малыш расстроен и подавлен в будни, но бывает в хорошем расположении духа в выходные дни.
  • Внешние признаки - побои, испорченные вещи или их отсутствие.
  • Жалобы на боль головы или живота (возможно, это признаки психологических проблем).

Как выбирают изгоя

Большинство людей считают, что причины травли - во внешних или социальных отличиях от большинства. На самом же деле объектом насмешек может стать любой человек. Один неверный шаг или секрет, разлетевшийся по классу, подрывает репутацию. Ни разный достаток, ни особенности внешности не обуславливают травлю. Гораздо большее значение имеют отношения в семье. Если ваш отпрыск спокоен и тверд, как правило, злые шутки быстро прекращаются.

Кто чаще подвергается нападкам:

  • "жертвы" - сомневающиеся, запутанные, апатичные. Не дают отпор на оскорбления.
  • "агрессоры" - часто сами нападают на окружающих, дают слишком бурную реакцию на провокации.
  • ребята из неблагополучных семей - неаккуратные, опаздывающие к уроку, плохо одетые.

Для того, что бы крохе было хорошо в любом социуме, воспитывайте в нем внутренний стержень, достоинство и уверенность в собственных силах.

Подробнее о детях, которых часто обижают, посмотрите в видео клинического психолога Вероники Степановой - получите ценные рекомендации родителям.

Ошибки родителей или как реагировать НЕ стоит

  1. Оставить одного, предоставив ему возможность самостоятельно справляться с проблемой. Ваш ребенок, пожалуй, не готов к этой ситуации, желательно его научить давать отпор правильно.
  2. Перевести его в другое учебное заведение или класс. Бывают случаи, когда быстро среагировать и спасти ребёнка необходимо. В этом случае перевод возможен, но нет никакой гарантии, что на новом месте все не повторится. Школьнику будет сложно адаптироваться в новом коллективе т.к. в предыдущем он уже потерпел поражение. А в старом один пострадавший сменится другим.
  3. Полностью брать решение конфликта в свои руки. Выяснять отношения с врагами, их родителями, преподавателями. Во-первых, можно ещё больше навредить и спровоцировать увеличение агрессии не только со стороны ребят, но и наставников. Во-вторых, не следует предпринимать какие-либо действия, не обсудив это со школьником.

Прислушайтесь к чувствам, доверяйте и уважайте его мнение.

Как быть или неотложная помощь

Могут помочь:

1. Доверительный разговор по душам

Пусть он задаст вопрос "почему я?" - так вы выясните, что он сделал нападающей стороне, если ничего, то причина не в нем. Сын или дочь не виноваты в сложившейся ситуации.

2. Ребенок подвергается групповым преследованиям только в одном месте (учебное заведение, секция)

  • Узнайте, необходима ли ему помощь. Предложите свои варианты решения проблемы. Роль папы и мамы велика, от них требуется эмоциональная поддержка: вне агрессивно настроенного общества, он должен быть понят, принят, нужен.
  • Предложите устроить детский праздник с целью примерить, а, возможно, и подружить детей.
  • Запишите в секцию, лучше в спортивную. Он найдёт там себе единомышленников и почувствует себя тверже. Вообще все, что отвлечет школьника - хобби или кумир - даст ему возможность абстрагироваться, отвлечься и восстановиться морально.
  • Помогите разобраться в конфликте, проанализировать свое поведение и обидчиков. Возможно, он сам является провокатором. Не давите на него, объясните, как стоит себя вести.
  • Донесите, что внешность ни при чем, это защитит его от развития комплексов. Он должен знать, что любим таким, каков есть, в очках, полный или со шрамом на лице.
  • Причина чаще всего в нарушителях. Как правило, над слабыми издеваются желающие самоутвердиться и заглушить собственные комплексы. Объясните своему отпрыску, что те, кто это делают, чувствуют себя неполноценными и слабыми. Все, что стоит к ним испытывать, - жалость, т.к. они не нашли лучшего способа бороться со страхами. Эта установка может стать защитой: "Ты хочешь меня обидеть, потому что сам боишься". Обычно, когда задевают самое больное, желание нападать пропадает.
  • Иногда помогает игнорирование, если нет реакции, слез и истерик, обидчикам быстро надоедает жертва. Например, если забрали тетрадь, можно сказать: "Надоест с ней играть, вернёшь". В скором времени она будет брошена на соседнюю парту.
  • Не стоит показывать слёзы одноклассникам. Плакать полезно, чтобы снять стресс, но не демонстрировать слабость мучителям. Нет морального удовлетворения, если жертва не мучается.
  • Обратитесь в учебное заведение. Классному руководителю или завучу надлежит организовать классный час, темой которого станет "детская жестокость, групповое преследование". Для наглядности лучше показать фильм по теме (чучело) или мультфильм (гадкий утёнок). Главное - не указывать прямо на обидчиков. Иначе они закроются и примут позицию обороны (Причём тут я? Он начал первый и т.п.)

После демонстрации фильма ценно указать на базовые ценности, на комичность и уродливость преследователей.

Наставник объясняет, как мерзко и опасно то, что происходит. Часто дети не осознают размер ущерба, который наносят пострадавшей стороне.

Конечно, от профессионализма руководителя зависит качество проведения классного часа. Заранее обсудите с педагогом ход урока.

Если контакт с учителем найти не удаётся, следует обратиться к директору школы, а в случае физического насилия не тяните с обращением в правоохранительные органы.

3. Когда ребёнок - жертва в любом социуме (улица, лагерь)

Следует обратиться к семейному психологу, чтобы разобраться, почему он притягивает к себе агрессию. В том случае, когда в учебном заведении твёрдая позиция, чёткие правила о том, что нельзя оскорблять и нападать на других, и учителя не проявляют агрессию, не унижают учеников, тогда любые дети, даже с выраженными особенностями, будут приняты. В обществе будут развиваться лучшие качества - доброта, терпимость и сострадание.

Педагогу необходимо проводить мероприятия, выявлять скрытый буллинг (англ. агрессивное преследование одного из членов коллектива), не замалчивать проблему. Травля возникает не только из-за агрессивных детей, но и из-за нечутких, невнимательных взрослых. Нечувствительные к проблеме, они не вмешиваются, объясняя, что мальчик "сам виноват", " не может за себя постоять", "странный" и т.п. Необходимо информировать учителей, как бороться с насилием. Правильный способ - комплексный, влияние на всю группу. Работа с одним агрессором или только с потерпевшим результата может не дать.

Обязанность классного руководителя - постоянно контролировать атмосферу в группе.Если после собраний дети согласны, что не хотят жить в коллективе, где кого-то травят - это начало выздоровления коллектива. Будет хорошо заинтересовать учеников совместной работой, научить показывать себя без применения силы.

Поможет бескорыстный обмен опытом, ранее неизвестными знаниями и достижениями, а также необычные игры). "Чему я научился за лето" - занятие, которое поможет каждому показать свои лучшие качества, продемонстрировать свои сильные стороны. Этим можно снизить доминирование одних детей над другими.

Развиваем внутреннюю силу или растим успешное потомство:

  • Выражайте своё восхищение, даже если ваш ребенок не достиг успеха. Пусть малыш не боится что-то начинать, ведь он будет знать, что вы цените приложенные усилия.
  • Чрезмерное внимание и опека мешают вашему чаду брать ответственность в собственные руки.
  • Не ожидайте слишком многого. Особенно, если ожидания не соответствуют его возрасту. Всему своё время, пусть делает выбор самостоятельно.
  • Позвольте задавать вопросы. Любопытство - хорошее упражнение для развития.
  • Не злитесь и не критикуйте. Конечно, говорите, если он сделал что-то плохое, но при этом лучше его поддерживать и предлагать варианты действий.
  • Не будьте слишком строгими. Конечно, авторитет у родителей быть должен, но не перегибайте палку, не будьте излишне требовательны.
  • Учите настойчивости. Объясните, что победы не приходят сразу, не стоит опускать руки.
Похожие статьи