Занятие на тему: Весна в подготовительной группе. Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы "весна идет, весне дорогу"

03.08.2019

Цели занятия. Закрепить знания детей о ранней и поздней весне. П ознакомить с произведениями искусства, в которых отражена весна, выяснить, с помощью каких средств выразительности композиторы, художники, поэты передают это время года. Дать представление о разнообразии весенних образов в музыке, изобразительной деятельности, поэзии. Закрепить знания о произведениях «Март» и «Апрель» из цикла «Времена года» П. Чайковского. Развивать образную речь, музыкальные способности, эмоциональную сферу. Воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь к музыке, изобразительному искусству, поэзии.

Материал и оборудование. Музыка С. Рахманинова в записи (романс «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева). Музыка П. Чайковского в записи («Март», «Апрель» из фортепианного цикла «Времена года»). Мультимедийная установка. Презентация по теме занятия.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем заходят в зал под звучание в записи романса «Весенние воды» С. Рахманинова, их приветствует музыкальный руководитель, далее – м. р.

Слайды № 2–4

М. р. Ребята, только что прозвучал романс Сергея Рахманинова «Весенние воды» на стихи Фёдора Тютчева. (Читает фрагмент стихотворения .)

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»…

Как точно композитор передал содержание поэтического текста, весеннее состояние природы!

Слайд №5

Ребята, а вы любите весну? (Ответы детей. ) А что вам нравится в этом времени года? (Яркое солнце, тепло, пробуждение природы: на деревьях распускаются листочки, расцветают первые цветы.)

Воспитатель. А вы знаете, что весна бывает ранняя и поздняя? (Ответы детей. )

Слайды № 6, 7

Воспитатель проводит с детьми короткую беседу «Признаки ранней и поздней весны».

М. р. Ребята, романс «Весенние воды» прозвучал не случайно. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о том, как композиторы, художники и поэты передают весну и связанные с ней чувства в своих произведениях.

Сейчас мы послушаем известную вам музыку. (Звучит в записи пьеса «Март» из цикла «Времена года» П. Чайковского». ) Вспомните, кто написал эту музыку. (Пётр Ильич Чайковский.)

Слайды № 9, 10

Правильно, автором музыки является Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор. А как называется произведение? (Ответы детей. ) Верно, музыка называется «Март. Песня жаворонка» – она из известного фортепианного альбома Чайковского «Времена года». В чём особенность этого альбома? (Ответы детей. )

Слайд № 11

Давайте поговорим о произведении «Март». Какая в нём музыка? (Музыка нежная, слышится пение жаворонка, парящего над пашней.) Верно, композитор изображает весёлые птичьи трели, рисует картину весеннего русского пейзажа. Какая здесь весна? (Ранняя.)

Образ жаворонка используется не только в музыке, но и в поэзии.

Слайд № 12

Послушайте стихотворение «Жаворонок» Василия Жуковского.

Ребёнок.

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Как вы можете объяснить фразу из стихотворения: «На солнце тёмный лес зардел…»? Почему лес тёмный? (Потому была ночь. Выглянуло солнце, осветило лес, и он преобразился.) Слово «зардел» означает «приобрёл красный оттенок». Вы правильно сказали: солнце осветило лес. А где жаворонок запел свою раннюю песню? (В лазури.) Как вы думаете, что означает это слово? (Есть лазурный цвет, он похож на голубой.) Верно. А что весной может быть в природе голубым? (Небо. Жаворонок поёт с вышины.) Молодцы! А о чём поёт жаворонок? (О том, что пришла весна.)

Слайд № 13

Что же это за птица, такая – жаворонок? (Небольшая по размеру полевая птичка. Она красиво поёт.) Правильно! А ещё жаворонок олицетворяет приход весны, пробуждение природы после зимы. Ранней весной птицы возвращаются с юга, и первыми прилетают жаворонки. У наших предков был праздник, который отмечался в начале марта и был связан с прилётом птиц. В этот день пекли из ржаного теста жаворонков и раздавали их детям. Те выбегали на улицу и кричали: «Жаворонки, прилетите, студёную зиму унесите, тёплую весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!».

М. р. Теперь рассмотрим картины, на которых художники изобразили весну.

Слайды № 14–16

Демонстрируются слайды с картинами «Мартовское солнце» К. Юона, «Март» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова.

М. р. Какая весна изображена на этих картинах? (Ранняя.) Что же на это указывает? (На земле ещё лежит снег, но он уже рыхлый, кое-где начинает таять. Почти на всех картинах солнце яркое, небо голубое. Прилетели грачи.) Верно! Художники хоть и не показывают солнце, но мы видим, что его ласковые весенние лучи освещают крыши домов, макушки деревьев… Снег как будто отражает голубизну неба, отчётливо видны тени – они присутствуют на всех картинах. Какие цвета художники использовали в своих картинах? (Тёплые цвета, желтые, зелёные, но встречаются и холодные цвета.)

Слайд № 16

А эта картина называется «Грачи прилетели». Когда прилетают с юга грачи? (В начале марта.) Правильно. И первое, что начинают делать грачи весной, это… (Строить на деревьях гнёзда.)

(Можно поговорить с детьми о каждой картине отдельно. )

Слайд № 17

Ребята, а как называют художников, которые изображают на своих картинах природу? (Этих художников называют пейзажистами, а их картины – пейзажами.) Правильно, молодцы!

Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Константин Юон – знаменитые русские художники-пейзажисты, их картины мы сейчас рассматривали.

Давайте послушаем стихотворение русского поэта Фёдора Тютчева. Слушайте внимательно – мы потом поговорим об этом стихотворении.

Дети (по очереди ).

Зима недаром злится,
Прошла её пора –

Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон,
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Какие образы предстают перед нами в этом стихотворении? (Зима и Весна. Здесь тоже говорится о жаворонке.) А какая здесь Зима? (Злая.) А почему она злится? (Потому что её пора прошла. Зиму поэт даже называет ведьмой, которая запустила снегом в Весну.) Зато как нежно поэт называет Весну: «прекрасное дитя»! Но это не тихое и покорное создание: Весна борется с Зимой, гонит её прочь, шумит, смеётся над Зимой. Не зря в народе говорят: весна пришла – на всё пошла.

Воспитатель. А еще в народе говорят: зима весну пугает, да сама тает. Ребята, предлагаю вам вспомнить другие пословицы и поговорки о весне!

Пословицы и поговорки и весне

☼ Ранняя весна – большое половодье.

☼ И в марте мороз на нос садится.

☼ В марте день с ночью меряется, равняется.

☼ Весна да осень – на дню погод восемь.

☼ Весна отмыкает ключи и воды.

☼ Весенний лёд толст, да прост; осенний тонок, да цепок.

☼ Ранние ласточки – к счастливому году.

☼ Грач на горе – весна на дворе.

☼ Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

☼ Солнышко с апрельской горки в лето катится.

☼ Матушка весна всем красна.

М. р. О весне написано немало замечательных песен. Давайте вспомним одну из них!

Солнце в небе кружится,

Солнце в каждой лужице,

И весенний перезвон

Зазвучал со всех сторон.

Что это за песенка? («Капель».)

Дети исполняют песню «Капель», муз. и сл. В. Шестаковой//Музыкальный руководитель. – 2015 – № 2. – С. 52. Пение сопровождается игрой на треугольниках и колокольчиках.

М. р. Каким настроением пронизана песня? (Песня пронизана весёлым радостным настроением, под неё хочется танцевать.) Верно. Все рады приходу весны, её звонкой песенке. Вы тоже очень хорошо исполнили песню, молодцы!

А теперь предлагаю вам послушать ещё одно музыкальное произведение.

Звучит в записи пьеса «Апрель» из цикла «Времена года» П. Чайковского.

Слайд №18

М. р. Как называется музыка? (Музыка называется «Апрель» – она, как и пьеса «Март», из альбома «Времена года» Петра Ильича Чайковского.) А какие чувства вызывает у вас эта музыка? (Чувство волнения и радости.) Верно. Пьеса построена на вальсообразном ритме, темп у неё подвижный, мелодия всё время устремляется вверх. Благодаря этим средствам выразительности композитору удалось передать чувство радостного волнения, которое возникает при созерцании весенней пробуждающейся природы.

Слайд № 19

Второе название пьесы – «Подснежник». Музыка отличается удивительной трепетностью и нежностью, как и этот скромный весенний цветок. Наше воображение рисует нам солнечный день, первые проталины в лесу – здесь из-под снега вырастает первый робкий цветок. Он такой хрупкий! Но ему не страшны холод и снег. Лёгкий ветерок колышет тонкий стебелёк, а звуки капели всё увереннее провозглашают торжество весны.

http://jykfqy.ru/chelovek-i-foto/vesna-foto-vesna-2013-foto/attachment/765765-2

Ребёнок.

Веселый апрель улыбнулся,

Запел, загалдел, заиграл,

От шума подснежник проснулся

И на проталинке встал.

Запахло, повеяло прелью,

Чуть слышно подснежник твердил:

«Спасибо апрелю, спасибо

За то, что меня разбудил».

(И. Беляков )

Слайд № 20

М. р. А кто покажет на слайде позднюю весну?

Дети выбирают из представленных на слайде картин картины с изображением поздней весны: это «Весна. Большая вода» И. Левитана и «Цветущие вишни» П. Петровичева.

Слайды № 21, 22

Проводится беседа по содержанию картин.

М. р. А вот как описывает позднюю весну поэт.

Слайд № 23

Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.

(С. Дрожжин )

В стихотворении Жуковского, которое мы слушали раньше, лес зардел, а здесь он… (Озолотился.) От чего? (От ярких солнечных лучей.) Весна уже вступила в свои права, природа пробудилась от зимнего сна, расцвела…

Как мы узнали об этом? (Появилась травка, расцвели ландыши, незабудки.)

А с чем поэт сравнивает незабудку? (С голубыми глазками.)

Подведём итог нашего занятия. Вспомните, кто из великих композиторов, художников и поэтов изображал при помощи звуков, красок, слов весну. (Ответы детей. ) Какая весна встречается в их произведениях? (Ранняя и поздняя.) Какими словами можно охарактеризовать раннюю весну? (Быстрая, стремительная, журчащая, торопливая, грустная.) А позднюю? (Яркая, весёлая, торжествующая, цветущая.)

В конце занятия детям предлагается исполнить знакомую песню о весне.

Людмила Михайловна Иванисова,

музыкальный руководитель,

МБДОУ «Детский сад № 48», г. Белгород







Весенние животные Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна барсуки, ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места. Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог? Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.


Птицы весной Появляются первые насекомые и среди них сонные мухи, которые медленно ползают и греются на солнышке. Пришло время возвращаться перелетным птицам: для них есть корм насекомые и прошлогодние семена, которые легко найти на освободившейся от снега почве. В начале марта раньше других прилетают грачи и скворцы, а за ними жаворонки, чибисы, кукушки, ласточки, стрижи. Весной погода часто меняется. Иногда выпадает снег и птицы не могут найти себе корм. Прошлогодние семена вновь оказываются под снегом, а насекомые прячутся. В это время много птиц погибает от голода, поэтому весной в холодную погоду их надо подкармливать. Весной птицы вьют гнезда, которые служат им для высиживания яиц и выкармливания птенцов. Кукушки гнезда не вьют, а откладывают свои яйца в гнезда других птиц. Птенцам нужен корм, и птицы добывают его, уничтожая огромное количество вредных для человека насекомых. Будьте осторожны с птичьими гнездами. Не подходите к ним близко, и, тем более, не берите в руки птенцов. Птицы боятся запаха человека и не возвращаются в гнездо. Птенцы без помощи родителей погибают.


Скоро лето Поздняя весна, месяц май пора цветения черемухи, сирени, яблони, абрикоса и других фруктовых деревьев. На лугах зацветают красный клевер и ландыши. Большинство птиц в мае уже сделали кладки и высиживают птенцов, а соловьи только прилетели из дальних стран. Они прилетают перед цветением черемухи, устраивают гнезда на земле, в густых зарослях травы. Питаются соловьи червями, пауками, насекомыми, ягодами. Весной рыба идет на нерест. Она упорно преодолевает течение, плывет в верховья рек, выходит на залитые водой луга. Здесь для мальков безопасней и много корма. Рыба нерестится как можно ближе к верховьям реки, к ее истокам, чтобы течением слабых мальков не унесло - в море. Еще один признак весны весенние дожди. В народе говорят: если в мае идет дождь, значит, будет в поле рожь.


Труд людей весной Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы. Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель. В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты. В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью. Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников. На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы.


Реквием по сосульке (Татьяна Гусарова) Весна пришла. Бегут ручьи. Журчат, смеются, веселы... И острые носы свои Сосульки с крыши свесили. Но вот висят они и очень Мучаются, маются. У них лишь вечером и ночью Насморк прекращается. А днём опять носам беда. Сливаясь с шумом уличным, Не просто капает вода- Уходит жизнь сосулечья. (Ф.Тютчев) Зима недаром злится Прошла её пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё гонит зиму вон. И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит! Взбесилась ведьма злая И снегу, захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало, Умылася в снегу. И лишь румяней стала Наперекор врагу.


«Весна» (И.Токмакова) К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают под её ногами. Чёрные проталины На полях видны. Видно очень тёплые ноги у весны. «Март»(Г. Лагздынь) Мы сегодня рано встали. Нам сегодня не до сна! Говорят, скворцы вернулись! Говорят, пришла весна! А на улице мороз. Снег летит колючий, И ползут по облакам В белых шубах тучи. Ждём, весна. Давным- давно, А ты бродишь где-то! Без тебя ведь не придёт Солнечное лето!


Загадки о весне Дни погожие не редки, Греются на солнце ветки. И, как маленькие точки, На ветвях набухли... (почки) В теплый день из-подо льда Мчится талая вода. И шумит всех птиц звончей Этот озорной... (ручей) На лесной проталинке Вырос цветик маленький. Прячется в валежник Беленький... (подснежник) Белоснежною горой Во дворе стоял зимой. Где он был, теперь потоп Стал водицею... (сугроб)


Посмотрите-ка, ребята, В небесах повисла вата К нам плывут издалека В синем небе... (облака) Что за тонкие иголки Зеленеют на пригорке? Это, выросши едва, К солнцу тянется... (трава) Жёлтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В своих веточках… (Мимоза) Понавесили корзины На березы и осины. Каждая корзинка дом, А зовется он... (гнездом) Смастерим для птичек дом С круглым маленьким окном. Вот скворец сел на орешник, Строем мы ему... (скворечник)


Пословицы, поговорки о весне Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок. Весна длинным днем красна. Весна красная, а лето страдное. Весна на тепло щедра, да скупа на время. Весна и осень на пегой кобыле ездят. Весна красна, на все пошла. Весна говорит - гнило! А лето - мило, лишь бы было! Весна красна цветами, а осень снопами. Весной ведро воды - ложка грязи; осенью ложка воды - ведро грязи. Весной дождь парит, а осенью мочит. Весенний день – что ласковое слово. Весною день упустишь, так годом не вернешь. Весной дождь парит, а осенью мочит. Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.


Конспект открытого интегрированного занятия по познанию окружающего мира.

Тема «К нам Весна шагает быстрыми шагами » подготовительная группа

Цель: Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, признаки, приметы весны, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;; формировать положительно - эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Образовательные задачи : Систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны. Закрепить знания народных примет, загадок о весне, обучать детей составлять рассказ по картине. Совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы;

Развивающие задачи : Развитие зрительного внимания, мышления.. Развивать художественно-образное видение, воображение и понимание не только содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи смысла картины и выражения, настроения и отношения к увиденному.

Воспитательные задачи : Воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу. Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие, наслаждение от изображенной художником красоты, чувство сопричастности, гордости за красоту окружающей нас родной природы. Воспитывать у детей интерес к живописи. Воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли.

Индивидуальная работа: Индивидуально - дифференцированный подход к воспитанникам в работе по карточкам.

Словарная работа: активизировать словарь словами по данной теме.

Предварительная работа: Чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.

Приемы: словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение.

Оборудование и материалы: Диски с песней «Весенняя капель», «Голоса птиц», картинки о весне, письмо от Весны, карточки с заданиями для индивидуальной работы разных степеней сложности по технологии «граттаж», кисточки, тушь, картина Саврасова. «Грачи прилетели», ИКТ.

Ход занятия:

Влетает сорока

Сорока: Я так спешу у меня много дел в лесу., вот Вам передали конверт, полечу дальше(сорока улетает)

Воспитатель Хотите узнать,что в конверте? (открываем конверт),посмотрите здесь много листочков и все они чистые. Чьи же это проделки? Наверное, злой колдуньи. Кто же нам поможет? Конечно же добрая Фея Кисточка.Попросим.(дети, работают в парах берут кисточки и раскрашивают листы тушью, проявляются слова, читают слова: проталина, капель,день, подснежник,почки, наст, ручьи,грач. Выставляют листы на доску и читают слова, которые проявились,. объясняют значение слов.О каком времени года мы вспоминаем, называя эти слова?

В: Кто знает приметы весны?

Д: Летит скворец - зиме конец.

Воробьи купаются в луже - к теплу.

Высоко плывут облака - к хорошей погоде.

Беседа по стихотворению И.Токмаковой «Весна».

Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Весна»:

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно очень тёплые

Ноги у весны.

О чём говорится в стихотворении?

Что весна делает?

Что происходит с сугробами

На полях видны…(чёрные проталины).

Почему всё это происходит? - О каком главном признаке говорится в стихотворении? - Какие изменения в жизни животных происходят весной? (Медведица выходит из берлоги, у зайчихи появляются зайчата).

Физминутка:

Солнце стало пригревать,

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони!(дети выполняют действия в соответствии с текстом)

В:На улице тает снег и лед, бегут ручьи. Как вы думаете, откуда появляются ручейки? (Капают сосульки, тает снег) Начинает тихо звучать музыка «Весенняя капель».

Воспитатель: - Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Дети слушают мелодию весенняя капель.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Дети: О весне.

Воспитатель: - Почему ты Катя (Ксюша, Артём и т.д.) так думаешь?

Дети: - Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

Воспитатель: - Значит, о каком времени года эта музыка?

Дети: - О весне.

Воспитатель: - Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

Ой! Под деревом - сундучок! А в нем таинственный клубок. Кто этот клубок в руки возьмет, тот слово красивое о весне назовет, чтобы она шагала быстрее по лесу.

В: Весна, какая?

Д: Теплая, красивая, солнечная, долгожданная, радостная, шаловливая, дружная, загадочная, таинственная, сказочная, волшебная, веселая, приветливая, зеленая, звонкая, поющая, шумная, пахучая, яркая, звенящая, красная, добрая, цветущая, молодая, пестрая.

Воспитатель: Удивительный мир окружает нас. Это мир природы. Увидеть её красоту помогают нам художники. А как называют картины, изображающие природу?

Дети: Картины называют пейзажами.

Воспитатель: Мы с вами сегодня познакомимся с пейзажем, но кто на нём изображён, вы должны отгадать:

По первым звукам названия предметов составьте слова.

Кто это? (Грач)

Грач, какая птица? (Перелётная).

Беседа по картине Саврасова. «Грачи прилетели»,

Как художник показывает нам приближение весны? (в полях растаял снег, обнажилась темно - бурая пропитанная влагой земля, видны проталины)

Всмотритесь в небо. Какое оно? (небо высокое, весеннее. Оно еще не стало чистым, но голубизна проглядывается сквозь серые, хмурые облака)

Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?

Как вы догадались?

(Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака... На то, что оно вот - вот «брызнет» с неба, указывают четкие тени, ложащиеся на забор и тающий снег)

Ребята, расскажите, каким вы видите снег?

(Снег потемневший, рыхлый, сырой, холодный, мокрый, подтаявший, ноздреватый)

На снегу видны птичьи следы.

Что сразу задерживает взгляд зрителя?

(Деревья с многочисленными гнездами грачей) Расскажите о березах, какие они? (неказистые, старые, корявые в центре, а справа молодые, стройные)

Что вы видите за березами, вдали на картине? (Деревню, бесконечные дали, просторы, широту русской земли,

за березами виднеется старая деревянная постройка. За деревянной постройкой - белокаменный собор с тремя куполами и высокой колокольней)

Подбор слов действий

Что делают грачи? (Грачи суетятся, кричат, шумят, поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве, хозяйничают, строят, устраивают, расхаживаются, летают, вьют, клюют, защищают, ловят, возвращаются)

Дид. игра «Кто больше увидит на картине?» - Перечислите все, что вы видите на картине.

(корявые березки, усеянные грачами; талый посеревший снег; проталинки; крыши деревенских изб; талая вода наполнила небольшой пруд; старую церквушку, колокольню; вдали виднеются поля, которые уже освободились от снега; мы видим, как под деревом на золотистом снегу трудолюбивый грач держит в клюве маленькую веточку)

На картине все очень обыденно; неказистая старая церквушка с просторами бесконечных русских полей тянущих за ней, странная красота неказистых березок, в ветвях который вьют гнезда, прилетевшие с юга грачи, ноздреватый плавящийся снег с блеклыми тенями.

Но за этой простотой чувствуется душа художника, которому все это дорого, близко его сердцу.

У меня три стакана с водой. Стакан с блёстками в воде символизирует радостные мысли, стакан с обычной водой - спокойное, уравновешенное состояние. Стакан с грязной водой - неприятные, грустные мысли. Какие мысли возникли у вас, при рассматривании этой картины.

Дети: Несколько детей подходят и показывают, что они чувствовали при знакомстве с картиной.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с чудесной картиной, и я думаю, что вы не пройдёте равнодушно мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце, мимо рощи в осеннем уборе. Обрадуетесь этой встрече с прекрасным, и, наверное, станет лучше и добрее.

Чтоб на участке у нас всегда гостили птицы, что надо иметь на участке?

Дети: Кормушку.

Воспитатель: На прогулке мы пойдем и повесим её. Занятие закончено.

Цель: рассказать детям о пробуждении природы весной; воспитывать любовь к природе.

Зал украшен репродукциями на тему «Весна»: А. К. Саврасов, «Грачи прилетели»; И. И. Левитан, «Март», «Весна. Большая вода», «Первая зелень»; Ф. А. Васильев, «Оттепель»; И. И. Шишкин, «Апрель»; А. А. Вялое, «Зеленый шум».

Ход занятия

I. Вводная часть занятия.

Ведущий. Ребята! Обратите внимание на репродукции. В них отражены три периода весны: весна света, весна воды и весна травы.

1-й ребенок.

Март - первый месяц весны:

Природа гонит зимние сны,

Солнышко светит ярче, теплее,

И день становится длиннее.

Ведущий . 22 марта солнце светит целых 12 часов. Это день весеннего равноденствия. День равен ночи.

II. Отгадывание загадок.

2-й ребенок . Минутка загадок пришла,

Нам про весну задачу задала.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

3-й ребенок . Ходит по земле девица,

Все поет и веселится.

Взмах рукой - в цветах поляна,

Взмах другой - закат румяный. (Весна.)

III. Стихами и песнями встретим весну.

Ведущий . Чтобы побыстрее пришла весна, споем песню. Дети поют песню о весне.

Весна

(сл. Вышеславцевой, муз. В. Герчик)

Скоро снова зашумят

Листья молодые,

Загудят, заговорят

Пчелки золотые.

Затрепещет мотылек,

Желтый, как цветочек,

И пушком коснется щек

Теплый ветерочек.

Окропит поля дождем

Тучка голубая.

Загрохочет первый гром,

Землю облетая.

В нежной зелени кустов

Ручеек проснется.

Звонкой песней в небесах

Птичка отзовется.

Ведущий.

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая,

Гонит с нашей речки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Подснежник».

4-й ребенок.

В лесу, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу: погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?».

5-й ребенок.

Возвращаются певцы

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей.

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы,

Работяги и певцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка, и дрозд

Занялись устройством гнезд.

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Дети исполняют песню.

Птичий дом

(сл. О. Высотской, муз. И. Дунаевского)

Чуть растопит солнце вешнее

На дворе у нас снежок.

Птичьи домики - скворечники

Мы построим из досок.

Припев:

Тук-тук молотком,

Строим, строим птичий дом!

На дворе тепло и весело,

Лед ломается в реке.

Птичий домик мы повесили

На березовом сучке.

Припев:

Ждем, ждем, птички, ждем,

Прилетайте в новый дом.

Ведущий. Мы ведем разговор о весне, а где же она сама? Надо ее обязательно позвать.

Дети .

Выйди к нам, Весна-красна!

Мы давно ждем тебя.

Выходи скорее,

Будет веселее!

Весна (вбегает на сцену в ярком платье, украшенном цветами, на голове — венок из цветов).

А вот и я, Весна-красна!

Кому я здесь была нужна?

Дети . Нам! Нам!

Весна .

Я - Весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки,

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду - в поле и в лесу -

Людям радость я несу.

Кто друг весне, спеши ко мне!

Чтобы заслужить одобрение,

6-й ребенок.

Пришла весна, пришла красна,

Цветы пестреют в поле,

И неба ширь светла, ясна,

И все живет на воле.

7-й ребенок.

Ручей бежит, бежит, шумит,

И шепчет лес листвою;

От птичьих песен лес звенит.

Как хорошо весною!

Ведущий.

Апрель - замечательный месяц

В наряде весенних цветов,

И пахнет пушистая зелень

Зеленых и круглых кустов.

Весна под музыку вальса кружит по сцене.

Весна.

Приметы весны

С неба солнце светит ярко,

Верба ранняя цветет.

Прилетели трясогузки,

Скоро будет ледоход.

Кукушка стала куковать -

Морозам больше не бывать.

Цветы черемухи цветут -

Похолоданье тут как тут.

Дым из труб и от костра

Кверху поднимается -

Значит, ясная погода

Завтра ожидается.

Ведущий . Последний месяц весны - май. В мае бывают грозы. В конце мая весна дарит людям праздник - бело-розовое душистое море цветущих яблонь, вишен, груш, черемухи.

8-й ребенок.

Все пышней и кудрявей

Березовый лес зеленеет;

Колокольчики ландышей

В чаще зеленой цветут;

На рассвете в долинах

Теплом и черемухой веет,

Соловьи до рассвета поют.

IV. Заключение.

Ведущий . Много было сказано о весне. Теперь предлагаю вам посмотреть видеофильм «Природа весной».

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Весну выручаем!»

Цель:

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Образовательные задачи :

Расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения, закреплять умение составлять слова из слогов. Работать над предложением: составление предложений из слов, по схеме, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Р азвивающие задачи:

Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Автоматизация правильного произношения слов, развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательные задачи :

Воспитание навыков сотрудничества в игре; активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей, воображение.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок, он рассказал мне, что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет, чтобы в село приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь?

Дети:

Да, готовы!

Воспитатель:

Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?

Дети:

Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.

Воспитатель:

Первое задание такое: нужно назвать приметы весны, а помогут нам в этом картинки (презентация по приметам весны). Начинать предложение нужно со слов - Весной... (Дети составляют предложения с опорой на картинки. Весной небо голубое. Весной солнце светит ярко. Весной птицы прилетают из тёплых стран. Весной закапали сосульки с крыш домов. Весной снег стал таять и потекли ручьи. Весной появились проталины. Весной на проталинах появляются первые цветы, весной на деревьях набухают почки и появляются нежные зеленые листочки).

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?

Дети:

Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.

Воспитатель:

Наступит ли Весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?

Воспитатель:

А наше солнышко, заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным.

Воспитатель:

Покажите, мне как солнышко грустит. А ведь оно главный помощник у весны. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым?

Воспитатель:

Давайте придумаем красивые слова солнышку.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Солнце какое? (На доске прикреплен круг, дети говоря слово прикрепляют ленточку-лучик). Посмотрите, какое красивое, лучистое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. Вот мы выполнили и второе задание.

Воспитатель:

Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных?

Дети:

- Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство. Заяц меняет белую шубку на серую. Белка вновь становится рыжей.

Воспитатель:

На столе перепутаны все животные, вам нужно выбрать только животных наших лесов.

Воспитатель:

Посмотрите, какое дерево нам оставил Лесовичек. Оно не простое, а с заданием (на дереве висят слоги), вам нужно составить слова из этих слогов. Дети составляют слова из слогов (вет-ка, ве-тер, поч-ки,лу-жа, кап-ли, тра-ва, солн-це).

Воспитатель:

Молодцы, вы справились с этим заданием, давайте вспомним стихотворение про жука, пусть отдохнут и потренируются наши глаза.

В нашу группу жук влетел.
Закружился и запел;
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Очень весело кружу!»
Вот он вправо полетел -
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел -
Каждый влево посмотрел.
Жук кружится и хохочет,
К Ильдару на нос сесть он хочет.
Ты, жучишка, не шали!
Где мы скажем, там сиди.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко,
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук с ладошки улетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно;
Хлоп, хлоп, хлоп,
Улетай скорей, жучок.

Воспитатель:

Каких еще насекомых вы знаете?

Дети:

Муравьи, бабочки, кузнечики, пауки, мухи, гусеницы.

Воспитатель:

Придумайте предложение с насекомыми по этой схеме. (Предлагается по очереди три варианта схем).

Дети:

1. Бабочка летает. 2. Стрекоза на ладони. 3. Божья коровка сидит на цветке.

Воспитатель:

Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?

Дети:

Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые - корм для птиц.

Воспитатель:

А еще, чтобы выручить Весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из теплых краев, называть будем по очереди и при этом складывать «гармошкой» вот эти листочки только очень аккуратно они нам еще пригодятся.

Дети называют птиц и складывают «гармошку».

Воспитател ь :

Молодцы, как много птиц вы знаете, а на что похожа наша «гармошка»?

Воспитатель:

А еще она похожа на крылья.

Воспитатель:

Давайте сделаем птиц и украсим наше дерево. Я думаю, что эти птицы порадуют весну. (включается пение птиц)

Воспитатель:

Следующее задание, самое важное, мы должны с вами разгадать кроссворд.

И тем самым мы будем перечислять с вами приметы весны.

Кроссворд

1. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник
Смастерим ему...(скворечник)

2. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (ручей)

3. Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.(подснежник)

4. Здесь на ветке чей-то дом,
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло
Дом такой зовут...(гнездо)

5. Стучит весной тихонечко она,
А всему селу слышна. (капель)

5. Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все… (солнце).

Воспитатель:

Вот и пали чары злого ветра, весна освободилась и у нас будет тепло.

Ребята, вам понравилось наше занятие? (ответ детей).

А чем именно вам понравилось занятие?

О каком времени года мы с вами сегодня говорили?

Какое красивое время года – весна. Про весну пишут стихи поэты, рисуют художники картины, композиторы пишут красивую музыку.Весна рада будет услышать и в вашем исполнении песню на башкирском языке. (дети исполняют песню «Кунелле яз килэ»).

Похожие статьи