Игры по патриотическому воспитанию для младших дошкольников. "картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей средней группы"

15.08.2019

Анжелика Мысливченко
Картотека «Развивающие игры по патриотическому воспитанию»

КАРТОТЕКА

Развивающие игры по патриотическому воспитанию

для детей подготовительной группы

Дидактическая игра «Герб города»

Цель:закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры.

Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.

2. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь

на память.

3. Детям предлагается собрать герб города из отдельных дета

лей при помощи шаблонов-накладок.

4. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же

игровой задачи.

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Цель:знакомить с родным городом

Материал: альбом фотографий родного города

Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать.

Дидактическая игра «Заколдованный город»

Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Цель:«расколдовать» город.

Ход игры:

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

Как называется наша страна?

Как называется город, в котором вы живёте?

Как давно был основан наш город?

Какие улицы города вы знаете?

Как называется улица, на которой ты живёшь?

Какие памятники нашего города вы знаете?

Какие памятники старины есть в нашем городе?

Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?

Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?

Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Планетария - фотография здания планетария.

Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

Дидактическая игра «Продолжи пословицу»

Ход игры: воспитатель говорит начало пословицы, дети - ее продолжение.

Дид. игра «Загадки о городе»

Цель: знакомить с родным городом

Воспитатель загадывает детям загадки из жизни родного города.

Дид. игра «Флаг России»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

Дид. игра «Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

Дид. игра «Знаешь ли ты?»

Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города

Материал: портреты известных соотечественников

Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

Домино «Народные промыслы»

Материал: фишки домино с изображением народных промыслов

Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник.

Лото «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

В игре могут участвовать от 1 до 5 человек.

Разложить на столе или полу карты.

Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре.

Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую карту ее положить. Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.

Дид. игра «Нарисуй узор»

Цель:знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Дети рисуют простой узор по образу.

Дид. игра «Одень куклу»

Цель:знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре

Дети одевают куклу в национальную одежду.

дид. игра «Сортируй узоры»

Цель:знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки народных промыслов

Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.

Дид. игра «Собери узор».

Цель:знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Дети собирают картинки из фрагментов.

дид. игра «Птицы нашего города».

Цель:знакомить детей с птицами родного города

Материал: карточки с изображениями птиц

Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

Публикации по теме:

Ребёнок приходя в детский сад начинает накапливать информацию об окружающем мире. Постепенно он знакомится с правилами поведения в той или.

Картотека бесед для средней группы по патриотическому воспитанию 1. Беседа по патриотическому воспитанию (региональный компонент) «Живи и здравствуи милая станица» Цель:Расширять знания детей.

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию Карточка № 1 «Что в корзинку мы берем» Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде,.

Картотека Игр по гендерному воспитанию 1 часть Диалогово-игровые методы «Беседа с героем сказки». Цель. Развивать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками; обучать умению.

Картотека игр по экологическому воспитанию «ЧТО ЛИШНЕЕ?» Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. Ход игры.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 3 г. Медвежьегорска»

Игра-викторина по теме: «Мы – патриоты»
(возраст детей 5 – 7 лет)

Образовательные области:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»

Воспитатель первой квалификационной категории
Кузьмина Анна Леоновна

Цель:
воспитание любви и гордости за свою Родину
Образовательные задачи:
закрепить знания детей о государственной символике России и республики Карелия
продолжать формировать знания детей о народно — прикладном искусстве.

Развивающие задачи:
Развивать связную речь детей: продолжать формировать умение отвечать на вопросы воспитателя распространёнными предложениями.
Развивать умение выразительно читать стихи о Родине.
Развивать логическое мышление при отгадывании загадок.
Развивать навыки нетрадиционных приемов рисования.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей чувства дружбы и патриотизма, культуру речевого общения, доброжелательность, умение выслушивать товарища.
Воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи при работе в подгруппах.

Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных образовательных представлений каждого воспитанника через образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды деятельности
: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Методы
: наглядный, практический, словесный, игровой, ИКТ.

Здоровьесберегающие технологии:
упражнения для развития мелкой моторики «Сосна», физминутка «Родина».

Предварительная работа:
чтение художественных произведений, загадывание загадок, д/и «Собери картинку», разучивание стихов, рассматривание иллюстрационного материала и т.д.

Методическое и дидактическое обеспечение:
Слайдовая презентация; Д/и «Собери картинку»; эмблемы команд; картинки с изображением карельского и российского флага и герба (разрезные); коробочка с загадками; «Волшебные картинки» — листы бумаги, на которых свечой изображен рисунок; краски; губки; стаканы с водой; влажные салфетки; Грамоты, сладкие призы.

Аппаратное обеспечение: мультимедийный экран; проектор.

Ход:
Организационный момент
:
Игровое упражнение «Друзья» на сплочение детского коллектива и положительного настроя на дальнейшую деятельность

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Собрались все дети в круг (дети встают в круг и держаться за руки)
Я твой друг (руки на грудь) и ты мой друг (руки на плечи рядом стоящим детям)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки, вытягивают руки вперёд, шаг в центр круга)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
(Дети стоят в кругу, воспитатель задаёт вопросы).

Воспитатель: Дети, как вы живете в вашем детском саду? (дружно)
Значит, вы какие? (дружные) Ребята, а кто может ответить на такой вопрос: помогает ли нам дружба совершать хорошие, важные дела? (ответы детей).

Воспитатель: (делает вид, что слышит звуки мотора, будто кто-то летит) Ребята, вы слышите, что-то жужжит? Смотрите, кто к нам летит? (на слайде появляется Карлсон). Как же он к нам попал, ведь он живет совсем в другой стране? Наверное, он заблудился, надо ему помочь, только я не знаю как. Может вы, знаете, как помочь Карлсону? (ответы детей). Вы предложили очень интересные варианты. А как вы думаете, поможет ли ему рассказ о нашей Родине и о Карелии? (да) А нам с вами поможет дружба и игра- викторина.
(Дети садятся на свои места).

Воспитатель: Для начала я предлагаю познакомиться и рассказать нашему гостю, кто будет принимать участие в нашей игре.
В нашей игре-викторине участвуют две команды: команда «Колокольчики» и команда «Ромашки». Команды поприветствуйте друг друга.

Приветствия команд:
«Колокольчики»:
Колокольчик – цветок России,
Он как небо синий-синий.
Любит русская душа
Колокольчика глаза

«Ромашки»:
Мы ромашковое поле,
Символ русского раздолья.
Но совсем не горячи
Ромашки белые лучи»

Воспитатель: Аплодисменты нашим игрокам. И так мы начинаем. Наших гостей мы попросим быть жюри и оценить работу команд.
(Воспитатель читает стихотворение о Родине ).
«Родина — слово большое — большое
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира
Мама, папа, соседи, друзья,
Город любимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щечке родинка-
Это тоже Родина!»

Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? (о Родине). Как вы думаете, что такое Родина? (Дом, семья, город, друзья и т.д.). Совершенно верно, каждый понимает слово «Родина» по-своему. Для кого-то – это семья, для кого-то – город, а для кого-то – свой родной двор.

Воспитатель: Я предлагаю вашему вниманию 1 конкурс нашей викторины, которая будет посвящена нашей Родине.

1 конкурс «Разминка»
1.Как называется наша республика? (Карелия)
2.Как называется наша страна? (Россия)

1.Как называется столица России? (Москва)
2.Как называется столица Карелии? (Петрозаводск)

1.Как называются жители Карелии? (Карелы)
2.Как называются жители России? (Россияне)
1. Кто изображён на гербе России? (2-хглавый орёл)
2.Кто изображён на гербе Карелии? (Медведь)

1.Сколько цветов на флаге Карелии, какие они?
2. Сколько цветов на флаге России, какие они?
Общий вопрос: На каком языке говорят Россияне?

Воспитатель: Ребята, наш гость нашел по дороге вот такую красивую коробочку и передал ее нам. Интересно, что в ней находится? Давайте ее откроем и посмотрим. Мне кажется это картинки, только они разрезаны на части. Если мы их соберем, то узнаем, что на них изображено, и конечно расскажем Карлсону. Я думаю, что ему тоже будет интересно узнать. Приступаем к работе.

2 конкурс
«Собери картинку» государственные символы Карелии и России (работа в подгруппах у столов).
Воспитатель: Кто готов, поднимите руку и расскажите, что у вас получилось. (От каждой команды по 2 ребенка рассказывают о государственных символах).

Воспитатель: Вы очень хорошо и правильно рассказали про государственные символы. А теперь 3 конкурс, в котором члены каждой команды прочитают нам стихи о Родине. Только не забываем о том, что стихи о Родине мы читаем громко, красиво и с выражением. (Дети сели на стульчики).

3 конкурс «Прочитай стихотворение» (Дети от каждой команды читают по 2 стихотворения)
«Колокольчики»
1.Флаг Российский наш окрашен
В белый, синий, красный цвет.
Он трепещет в небе ясном
И его прекрасней нет.
Белый – символ мира, правды
И душевной чистоты.
Синий – верности и веры,
Бескорыстной доброты.
Боль народа, кровь погибших
Отражает красный цвет!
Будем Родину любить мы
И хранить от разных бед!

2. Люблю тебя, Карелия,
Твои озера ясные
И водопады грозные
И тихие луга.
Люблю тебя, Карелия,
Твои леса прекрасные
И вечера морозные, и белые снега.
«Ромашки»

1.У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он России дух свободный!

2.А вы в Карелии бывали?
Где травы стелятся ковром,
И где озер синеют дали,
Переливаясь серебром,
Где волны Ладоги бескрайней
На берег россыпью летят.
Про неразгаданные тайны
Нам водопады говорят,
Где сосны бронзовые встали
Необходимою стеной
А вы в Карелии бывали?
Нет?
Тогда поехали со мной!

Воспитатель: Спасибо ребята, вы прочитали замечательные стихи. А теперь давайте немножко отдохнем.

Физминутка «Родина»:
Нет на свете Родины красивей (дети держаться за руки, делают пружинку)
Боевой страны богатырей (руки к плечам)
Вот она по имени Россия (руки вверх и шагают на месте)
От морей простерлась до морей (поочередно выставляют руки в стороны).

Воспитатель: — А у нас следующий конкурс, который называется животный и растительный мир нашей Родины. (Дети садятся на ковёр).

4 конкурс «Животный и растительный мир»
Воспитатель:
Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, и мы узнаем, чем богата наша страна. Если вы дадите правильный ответ, то он появится на нашем волшебном экране. Навострите ушки и слушайте внимательно. Первая загадка будет общая для обеих команд.
В нем растут березы, елки,
В нем живут ежи и волки,
В нем есть дуб – тяжеловес,
А зовется место….(лес)

Воспитатель: Правильно, наша страна богата лесами. А давайте узнаем, что растет в наших лесах?
1. Ствол белеет, шапочка зеленеет,
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки (береза)
2. Её всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем (ель)
1. И на горке и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят (грибы)
2. Листочки с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки, не выше кочки (брусника)

Воспитатель: Кто же является жителем наших лесов, хотите узнать?
1. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)

2. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

1. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)

2. Кто днём спит, а ночью летает? (Сова)

Воспитатель: Молодцы, вы дали все правильные ответы. Устали, давайте поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Сосна»:
На горе растет сосна (пальцы правой руки раскрыты)
Под сосной скачет заинька косой (2 пальца левой руки указательный и средний изображают уши зайца и сгибаются)
А под сосною под второй (тоже левой рукой)
Скачет заинька другой (правой рукой).

5 конкурс «Декоративно – прикладное искусство» (Дети сидят на ковре).
Воспитатель: Россия всегда славилась народными умельцами, которые изготавляли своими руками: игрушки, посуду, кухонную утварь, шили и вышивали одежду. Ребята, подождите, Карлсон хочет нам еще что-то передать. Это большой конверт. Как вы думаете, что там лежит? (Письмо)
«Дорогие народные умельцы! Посылаем вам волшебные картинки, раскрасив, которые вы узнаете, какими видами промыслов вы занимались»

Воспитатель: Ребята, значит, нам нужно превратиться в народных умельцев, сейчас я вам помогу. «Повертелись, покружились и в умельцев превратились».
(Дети тонируют листы бумаги, стоя у столов, на которых изображены элементы карельской, хохломской, городецкой, дымковской росписи (на выбор).

Воспитатель: Ребята, скажите элементы какой, росписи вы изготовили? Молодцы, и с этим заданием вы справились очень хорошо.

Воспитатель: На этом наша викторина окончена, Мы с вами очень хорошо и много рассказали Карлсону о нашей Родине, теперь он найдет дорогу к себе домой.
Давайте с ним попрощаемся и пожелаем счастливого пути. (Слайд с Карлсоном закрывается). А сейчас слово предоставляется жюри.
Слово жюри и награждение команд (Грамоты и сладкие призы)

Воспитатель: Мы все сегодня подружились за нашей умною игрой, и вот игра кончается, дружба продолжается, всем до свидания, до новых встреч!

Название: Игра-викторина «Мы – патриоты» (возраст детей 5 – 7 лет). Конспект по патриотическому воспитанию.
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, краеведение, Подготовительная группа

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 города Медвежьегорска»
Месторасположение: Республика Карелия, город Медвежьегорск

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игры на формирование грамматический строй речи

Игра «Один - много»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас, образование имен существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Танкист - танкисты - танкистов,

летчик - летчики - летчиков,

моряк - моряки - моряков,

солдат - солдаты - много солдат,

воин - воины - воинов,

герой - герои - героев,

ракета - ракеты - ракет,

шашка - шашки - шашек,

пилотка - пилотки - пилоток,

лодка - лодки - лодок,

пехотинец - пехотинцы - пехотинцев,

десантник - десантники - десантников,

пограничник - пограничники - пограничников.

Игра «Посчитай»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас, согласование числительных «два», «пять» с именем существительным.

Один солдат - два солдата - пять солдат,

один матрос - два матроса - пять матросов,

один пехотинец - два пехотинца - пять пехотинцев,

один летчик - два летчика - пять летчиков,

один парашютист - два парашютиста - пять парашютистов,

одна пушка - две пушки - пять пушек,

один пистолет - два пистолета - пять пистолетов,

одно ружье - два ружья - пять ружей.

Игра «Какой праздник?»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи, словообразование, развивать связную речь, мышление.

Ход игры. Воспитатель читает детям рассказ-загадку. Дети дополняют его. Затем воспитатель читает дополненный рассказ ещё раз, задаёт вопросы и просит детей пересказать его.

Сегодня у нас в саду праздник. К нам в гости пришли только мужчины: папы, дедушки и братья. Они рассказывали нам о своей службе. Васин дедушка рассказал о том, что во время войны он пешком прошёл от Москвы до Берлина. Он служил в пехоте, был (кем?)... (пехотинцем). А Вовкин дед - старый такой, маленького роста - а управлял огромным танком. Он был (кем?) ... (танкистом). И ещё Мишкин дедушка приходил, он в разведку ходил, был (кем?)... (разведчиком). Это вообще очень опасно. А Мишкин старший брат служит сейчас в армии, в десантных войсках. Он (кто?) ...(десантник). А сам Миша, когда вырастет, тоже в армию пойдёт. Он хочет на подводной лодке служить, будет (кем?)... (подводником). И совсем мы не ожидали, что Юлькин папа на границе служит, охраняет нашу Родину, он (кто?)... (пограничник). Мы её даже больше уважать начали! Ну что, вы догадались, какой праздник был у нас в саду?

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи, согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.

Речевой материал: пистолет, форма, самолеты, оружие, фуражка, пуля, танк, значок, медаль, солдат, ружье, знамя, каска, армия, застава

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Педагог бросает мяч ребенку и произносит начало фразы. Ре­бенок, возвращая мяч, заканчивает фразу подходящим словом. Например:

    Танкисту нужен... (танк).

    Летчику нужен... (самолет).

    Ракетчику нужна... (ракета).

    Моряку нужен... (корабль).

    Солдату нужен... (автомат).

    Пограничнику нужна... (собака).

    Богатырю нужен... (меч).

Дидактическая игра «Кому что?»

Цель: Расширять словарь по теме. Упражнять в употреблении имен существительных родительного падежа множественного числа. Материал. Предметные картинки людей военных профессий и головные уборы: шлем, бескозырка, каска, фуражка.

Педагог рассказывает детям, что у людей раз­ных военных профессий головные уборы разные. Дети рассматривают картинки, сравнивают головные уборы, называют их. Педагог предлагает детям закончить предложение.

Например:

    Бескозырки с ленточками у кого? ... (У моряков.)

    Шлемы? ... (У летчиков, у танкистов.)

    Фуражки? ... (У пограничников.)

    Каски? ... (У солдат.)

Игры на развитие логического мышления

Дидактическая игра « Что лишнее»

(карточки с рисунками военной тематики, выстроенные в логические ряды)

Цель: Упражнять в умении определять лишние предметы в логическом ряду, объяснить почему этот предмет считается лишним, называть предметы одним словом.

1 Летчик, стрелец

2 Мина, граната, пуля, стрела. (название видов снарядов)

3 Китель, гимнастерка, кольчуга

4 Арбалет

5.Сержант, майор, воин , капитан (воинские звания)

6.Город-герой Москва, город-герой Севастополь, город-герой Керчь, город-герой Париж, город-герой Ленинград (города, которые были удостоены высокого звания за вклад в победу Великой отечественной войне)

7.Рота, полк, батальон, наряд

8.Пилотка, каска, бейсболка , шлем (названия головных уборов военных)

9.А.Невский, Геракл , А.Суворов, М.Кутузов (имена известных военачальников нашего Отечества.

ПОСЛОВИЦЫ

«Храброму -смерть не страшна»

«Смелый воин, славы достоин»

«Сам пропадай, а товарища выручай»

«Сражайся смело за правое дело»

«Смелый и медведя не боится, а трус и муравья испугается»

«В бою нужны смекалка, отвага и закалка»

«Близка врагу наша граница, да перейти ее боится»

«Тот герой, кто за Родину стоит горой»

«Береги землю родимую, как мать любимую»

«Умный боец везде молодец»

«Для Родины своей - ни сил, ни жизни не жалей»

«Смелый побеждает, трус погибает»

«Человек без Родины, что соловей без песни»

«Смелого пуля боится. Смелого штык не берет»

«Родина- мать, умей за нее постоять»

«Солдата к славе ведут ученье и труд»

«Враг хотел пировать, а пришлось горевать»

«Дисциплина- душа армии»

«Русский солдат не знает преград»

«Солдат солдату родной брат»

СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ

«Пограничники » «Родина»

На ветвях заснули птицы, Слышишь песенку ручья- это Родина твоя!

Притаился у границы Видишь звездочки Кремля – это Родина твоя!

Пограничников отряд. Школа, где твои друзья.- это Родина твоя!

Руки матери твоей, шум ветвей, и звон дождей,

Пограничники не дремлют И в лесу смородина- это тоже Родина!

У родного рубежа: (М. Пляцковский)

Наше море, наше землю,

Наше небо сторожат.

(С. Я. Маршак)

Викторина «Русский солдат смекалкой богат»

Цель: Развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект.

Задачи:- Расширять представления детей о Армии, ее функциях.

Формировать знания о военных профессиях.

Воспитывать нравственные качества, чувство любви и уважения к Родине.

Варианты вопросов на смекалку

    По чему военные ходят в сапогах?(По земле)

    Солдату в лесу может повстречаться чудо: шапка, но без головы и нога- без сапога. О чем идет речь? (О грибе)

    Из какой посуды даже самый умелый солдат есть не может? (Из пустой)

    Что может увидеть генерал с закрытыми глазами?(Сон)

    Сколько ложек пшенной каши может съесть натощак очень голодный солдат?(Одну, вторая ложка уже не будет съедена натощак)

    За чем солдат винтовку носит? (За плечом)

    Солдату дано, а сослуживцы пользуются им чаще, чем он. Что это?(Имя)

    Без чего и на фронте хлеба не бывает?(Без корки)

    Что общего между деревом и винтовкой?(Ствол)

    Что у танка всегда впереди, а у самолета сзади?(Буква “т”)

    Что делает солдат, когда у него на фуражке сидит воробей?(Спит)

    Что находится между рекой и берегом?(Буква “и”)

    Чем больше солдат забирает, тем больше это становится. О чем идет речь?(О рытье ямы, окопа)

    Какое колесо автомобиля, в котором едет главнокомандующий, не вращается, когда он подъезжает к штабу?(Запасное)

    На какой вопрос боец не может ответить “нет”?(“Вы живы?”)

Загадки о военных профессиях

И на суше, и на море

Он всегда стоит в дозоре

И страну не подведет-

Нарушитель не пройдет!

(Пограничник)

Его на месте не найти-

Всегда в дороге он, в пути.

На совесть выполнит заданье-

Доставит груз без опозданья.

Заменит робота-машину-

Сам обезвредит бомбу, мину.

Совсем не должен ошибаться,

Чтоб в живых потом остаться.

Полосатая рубашка,

Вьются ленты за фуражкой.

Он готов с волною спорить,

ведь его стихия- море.

Полосатая рубашка,

Вьются ленты за фуражкой.

Он готов с волною спорить,

ведь его стихия- море.

В бой- с целехоконькою пушкой,

Наилучшею подружкой,

Нужен точный глазомер,

Чтоб верный был прицел.

(Антиллерист)

И на фронте, и в тылу

День и ночь ведут борьбу:

Жизни раненым спасают,

В строй вернуться помогают.

(Военные врачи, медсестры)

Уважения достоин

Смелый и отважный воин:

Трудно в тыл врага пробраться,

Незамеченным остаться,

Все запомнить, разузнать

Утром в штабе рассказать.

(Разведчик)

Чтобы родине служить,

Нужно очень сильным быть.

Чтобы силы накопить,

Нужно с ложкою дружить.

Только мамы рядом нет…

Кто ж состряпает обед?

Конкурс «Лишнее слово»

1 Летчик, стрелец , танкист, артиллерист.(название представителей родов войск)

2 Мина, граната, пуля, стрела. (название видов снарядов)

3 Китель, гимнастерка, кольчуга , шинель.(название видов современной военной формы, одежды)

4 Арбалет , револьвер, ручной пулемет, автомат.(названия видов оружия современной армии)

5.Сержант,майор,воин,капитан(воинские звания)

6.Город-герой Москва, город-герой Севастополь, город-герой Керчь, город-герой Париж, город герой Ленинград (города,которые были удостоены высокого звания за вклад в победу Великой отечественной войне)

7.Рота,полк,батальон,наряд (названия подразделений Российской армии)

8.Пилотка,каска,бейсболка ,шлем(названия головных уборов военных)

9.А.Невский,Геракл ,А.Суворов,М.Кутузов(имена известных военачальников нашего Отечества

Конкурс «Незнайкины небылицы, или что не так».

1 Тельняшка- форменная одежда летчиков.

2 Танки быстро передвигаются на своих четырех колесах.

3 В вещевом мешке солдата всегда лежит тарелка, чашка, блюдце, ложка и вилка.

4 Современные пограничники предпочитают брать с собой в дозор собак небольшого роста- пуделя, болонку, таксу чтобы их не увидели нарушители границы.

5 Кольчуга надежно защищает современных воинов от вражеских снарядов.

6 Чтобы иметь много снарядов, военные сажают гранатовые деревья, на которых вырастают боевые гранаты.

7 На войне горячую пищу солдатам подвозит полевая кухня, которой командует кок.

8 Илья Муромец поглядел в бинокль, увидел врага и метко выстрелил из ружья.

Конкурс «Съедобное- несъедобное»

(Карточки с рифмованными парами слов. Одно из слов – военной тематики.)

Варианты словесных пар.

Конфета- ракета

Солдат- шоколад

Боец- огурец

Морковка- винтовка

Мед- самолет

Погоны- макароны

Автомат- виноград

Пироги- сапоги

Пушка- ватрушка

Зефир- командир

Бутерброд- пулемет

Мина- малина.

Инсценировка русской народной сказки «Каша из топора»

Действующие лица

- Рассказчик- ребенок

Солдат- взрослый, исполняющий роль солдата в основном сценарии.

Хозяйка- девочка, а также другие участники и гости праздника.

Что надо для инсценировки

Костюм хозяйки: длинная юбка. Длинная кофта. Платок

Ширма с надписью «Изба»

Топор из картона

Котелок

Пластмассовое ведерко с водой

Фонограмма с записью маршевой музыки

Рассказчик: Случилось солдату идти через деревню. Зашел он в одну избу, постучался (солдат стучит в дверь), поздоровался и говорит хозяйке…

Солдат: Хозяюшка, дай-ка мне чего-нибудь поесть!

Рассказчик: У хозяйки было много всякой еды, но она говорит..

Хозяйка: Нет у меня ничего! Сама еще ничего не ела сегодня!

Солдат: Свари кашу

Хозяйка: Не из чего, милый!

Солдат : Если так,то давай мне топор, я из топора сварю!

Рассказчик: Удивилась хозяйка.

Хозяйка: Что это за чудо. Дай посмотрю, как солдат из топора кашу варить будет.

Рассказчик: Принесла ему топор.

(Хозяйка приносит топор и передает его солдату)

Рассказчик: Солдат взял топор, положил его в горшок, налил воды (солдат выполняет действия) и давай варить.

Варил, варил, потом попробовал и говорит…

Солдат: Вкусная каша получается! Вот только бы крупы немного положить!

Рассказчик : Принесла ему хозяйка крупы. Положил солдат крупу. Опять варил, варил (солдат помешивает ложкой в котелке), попробывал и говорит:

Солдат: Совсем уж готова, только бы немного масла и соли добавить!

(Хозяйка передает продукты)

Рассказчик: Сварил солдат кашу и зовет хозяйку.

Солдат: Ну, хозяйка, давай теперь хлеб да бери ложку: будем кашу есть!

Рассказчик: А солдат ест да посмеивается.

Ведущая: Иван Кузьмич, а в каких войсках вы служили, какая у вас военная специальность

Солдат: Артиллерист я. Пушка – вот моя боевая подружка.

Ведущая: А трудно это, артиллеристом быть.

Солдат: На войне все нелегко. Хотя, чтобы с пушкой управляться, особые способности нужны и меткий глаз, и сила, и сноровка. Да я сейчас для ребятишек особый урок проведу. Хорошие пушкари всегда и везде нужны, глядишь, моя наука и пригодится!

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

«Наша армия родная».

Цели:

углублять знания о армии; дать элементарные представления о родах войск; рассказать о подвигах защитников Отечества во время Великой Отечественной войны; способствовать эмоциональному восприятию содержания рассказа, придумывать продолжение и окончание рассказа; закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.

Планируемые результаты:

имеет представление о государственных праздниках, о российской армии, о профессиях; выразительно исполняет песню вместе с педагогом, ритмично двигается под песню в соответствии с музыкальным образом; самостоятельно придумывает движения в соответствии с замыслом; сотрудничает со сверстниками.

1. Вводное слово воспитателя.

Звучит «песня о Советской армии»

Ребята, послушайте песню и ответьте, кому посвящена эта песня? (армии). Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить и узнать много интересного об армии.

2. Беседа на тему «Наша армия родная»

Как называется праздник, который отмечает наша страна 23 февраля? (День защитника Отечества) .

Как понять слово Отечество? Есть ли близкое по значению слово к слову «Отечество»? (Родина) .

А что такое Родина? (Родина –это страна, в которой мы живем). А в какой стране мы живем? (В России)) . А в каком крае мы живем? (В Донецком крае) .

Стихи о Донецком крае….

Ребята, вы любите свою Родину?

Скажите, что значит «любить свою Родину»? (Не совершать плохих поступков, защищать, охранять свою страну, служить в армии, уважать старших)

Ребята, а кто защищает нашу Родину на суше? Какие войска? (Сухопутные войска) .

Кто защищает нашу Родину на море? (Морской флот).

Кто защищает нашу Родину в воздухе? (Военно-воздушный флот)

Какие войска охраняют нашу Родину? (Нашу Родину на суше охраняют сухопутные войска, на море – военно-морской флот, в воздухе – военно-воздушный флот) .

Какие бывают военные профессии?

Кто служит в ракетных войсках? (Ракетчики).

Кто служит в сухопутных войсках? (Пехотинцы).

Кто охраняет границы нашей Родины на земле? (Пограничники) .

Кто служит в танковых войсках? (Танкисты) .

Кто охраняет морские границы? (Моряки)

Кто поднимает в воздух самолеты? (Летчики)

Кто служит в воздушно-десантных войсках? (Десантники) .

3. Составление описательного рассказа по картинкам.

Перед вами на доске изображены военные различных профессий. Расскажите, какую профессию выполняет каждый военный.

Например, На этой картинке моряк. Он носит форму синего цвета. Головной убор называется бескозырка. Днем и ночью моряки охраняют границы океанов. Моряк служит в военно-морском флоте.

4. Физкультминутка «Летчики-пилоты»

(Упражнение на координацию речи и движения)

Ребята, хотите стать военными летчиками?

Ну-ка, летчики-пилоты,

Приготовились к полету.

К самолету подошли

И по трапу вверх взошли.

Начинается полет,

Загудел наш самолет.

Вверх поднялся, полетел.

Летчик вправо посмотрел,

Летчик влево посмотрел.

Быстро полетел вперед

Наш почтовый самолет.

5. Игра с мячом «Назови профессию»

Танк – танкист

Корабль – моряк

Подводная лодка – подводник

Граница – пограничник

Ракета – ракетчик

Ружье – пехотинец

Парашют – десантник

Самолет – летчик

Молодцы, ребята, много знаете военных профессиях. Мы говорили о военно-воздушном флоте, о летчиках, которые летают на самолетах. А как вы думаете, на каком транспорте летают военные летчики? (Вертолет)

6. Конструирование «Вертолет из ракушек»

Сегодня мы с вами сделаем вертолеты из природного материала

Рассмотрите изображение вертолета. Какой нужен материал, чтобы смастерить вертолет?

Подберите нужный материал для поделки.

Этапы изготовления вертолета.

1. Кабину вертолета мастерим из двух больших ракушек, склеенных между собой. Внизу кабины приклеивают колеса на подставках, для этого используют ракушки или пуговицы. Кабину приклеивают к большой деревянной подставке.

2. Для хвостовой части вертолета берут две ракушки и склеивают между собой. К верхней части хвоста прикрепляют накрест семена. Хвостовую часть прикрепляют к верху кабины вертолета, чтобы она хорошо держалась, сооружают подставку из палочки или ракушки.

3. Вверху кабины приклеивают мотор из двух ракушек среднего размера. К ним прикрепляют винт подъема – две трубочки, сложенные накрест и скрепленные еще одной маленькой ракушкой или пуговицей.

Итог занятия.

Дети сидят с готовыми работами.

Молодцы, какие красивые вертолеты получились. А кто помнит, к какому роду войск относится эта техника (вертолеты? (Военно-воздушный флот) .

А о каких военных профессиях мы с вами говорили? (Пограничник, танкист, моряк, летчик, подводник, десантник) .

Несите вертолеты на выставку и мы покажем и расскажем малышам о технике военно-воздушного флота.

« Богатыри земли русской. Былины»

Цель:

Дать представление о сиюминутности восприятия изобразительного искусства и временном характере развития произведений литературы и музыки.

Задачи:

1. Познакомить детей с жанром былины. Показать возможность отображения былинного эпоса в различных видах искусства: живописи, литературе, музыке.

2. Учить детей быстро реагировать на увиденное произведение живописи, воспринимать его статичность.

3. По вопросам педагога составлять рассказ об увиденном. Давать словесную характеристику каждому богатырю.

4. Пробудить у детей интерес к родному фольклору.

Материалы:

Кукла Кисточка, рисунки-иллюстрации с изображением богатырей разных времен, гуслей; былина о Добрыне «То не белая береза к земле клонется...», фрагменты былин об Илье Муромце (или Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче), музыка в записи: М.П.Мусоргский «Богатырские ворота», Александр_Семнов._Что_не_белая_березабылина_о_богатыре_Добрыне_Никитиче, обработка_А.В. Свешникова, презентация, компьютер.

Ход занятия:

Дети входят в группу. Их встречает кукла Кисточка. Кругом расставлены рисунки и поделки, изображающие богатырей.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, мы попали с вами в какой-то волшебный зал музея Кисточки!

Кисточка: Совершенно верно. Это «Зал волшебных превращений».

Воспитатель: Так вот почему у вас так много богатырей!

Вопросы для общения:

Кто такой богатырь? (Защитник, который совершает подвиги.)

Какой он? (Сильный, храбрый, смелый, могучий.)

Что он делает? (Защищает свою землю, народ, борется с врагами.)

Вы видели настоящих богатырей? Где? (На картине, в книгах, в мультфильмах.)

На экране картина В. Васнецова «Три богатыря»

Вопросы для общения:

Кто изображен на картине В.Васнецова «Три богатыря»?

Что делают богатыри в чистом поле?

Воспитатель: Осматривают землю русскую. Стоят на страже родной земли в дозоре, значит, на посту. Оберегают Русь от врагов.

Какие это люди? Могучие, сильные или слабые, неуверенные

Это три великих русских богатыря: Илья Муромец - сильный, Добрыня Никитич - добрый, справедливый и Алеша Попович - красавец-силач. Все они разные, но все трое помогают и служат своей земле, своему народу, совершают подвиги.

Какие кони у богатырей? Расскажи о них.

А кони богатырские все разные. У Ильи Муромца, могучего казака, конь не тот, что у горделивого Добрыни Никитича, а и Добрынин конь не под стать не под масть откормленному коню Алеши Поповича (из былины), то есть у Ильи - самого могучего - конь богатырский, могучий, у Добрыни конь тоже богатырский, но другой масти (другого цвета) и не такой тяжеловесный, у Алеши Поповича хороший красивый конь, но другого цвета и другой породы (дети повторяют имена богатырей еще раз).

Опиши лицо Ильи Муромца. Какое оно? Что оно выражает?

Какое лицо у Добрыни Никитича? Опиши его.

Какое лицо у Алеши Поповича? Опиши его.

Как ты думаешь, эти богатыри жили на самом деле? Почему? (Варианты ответов.)

Воспитатель: Мы можем узнать о богатырях из былин (дети повторяют новое слово). Былина - сказание, которое напоминает быль, то есть правду. Былины сочиняли музыканты-сказители, гусляры. Обычно гусляры рассказывали былину народу и подыгрывали себе на гуслях, старинном русском инструменте (показывает картинку, презентация, видеосюжет), но иногда былины пели. В былинах воспевались подвиги русских богатырей, которые защищали родную землю, охраняли ее и освобождали от незваных врагов.

фрагмент былины о Добрыне Никитиче (мужской хор) «Что не белая береза...».

Воспитатель: В этой былине идет речь о том, как родимая матушка благословляет, то есть разрешает богатырю Добрыне ехать во вражеский лагерь на бой.

Вопросы для общения:

Мелодия распева былины медленная или быстрая?

Похож распев былины на песню? На какую? (Плясовую, хороводную, колыбельную.)

А сейчас послушаем небольшой фрагмент былины об Илье Муромце (в тексте выделены ключевые эпизоды для понимания развития сюжета былины):

Из города из Мурома,

Из села да Карачарова

Выезжал удалой дородный добрый молодец - Илья Муромец.

Подъехал он к городу Чернигову,

А там черной вражеской силушки

Полным-полно!

1 Никто тут теперь не прохаживает,

Никто не проезживает: не птица, ни зверь, ни добрый человек.

Подъехал Илья Муромец к этой силе великой,

Победил ее, конем потоптал всех врагов.

Выходили к нему, отворяли ворота

Жители Чернигова, говорили ему таковы слова:

«Ты не ездий, добрый богатырь, в Киев-град

По прямой дорожке, заросла она травой-муравой.

У той дорожки, у березы, что у речки Смородины

Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу.

А и свистит Соловей, да по-соловьиному!

А кричит он, злодей, по-звериному!

2 И от этого свиста страшного

Все травы заплетаются, а цветочки осыпаются,

Темные леса к земле приклоняются,

А что люди, - то все мертвые падают».

Не испугался Илья Муромец слов таких.

Поехал он по прямой дорожке

Прямо к речке Смородине, прямо к Соловью-разбойнику.

Засвистел Соловей, что есть силушки, по-соловьиному.

Закричал он злодей-разбойник по-звериному

И все травы вмиг полегли, цветы осыпались

И деревья к земле пригнулись,

А конь его богатырский стал спотыкаться,

Соловья-разбойника бояться.

Взял Илья Муромец свой тугой лук,

Натянул свою стрелу каленую

И стрельнул в того Соловья-разбойника.

3 Да выбил ему правый глаз,

Снял его с дерева высокого,

Привязал к коню своему верному

И повез во великий Киев-град.

Задача - пробудить у детей интерес к звучанию былины, умение вслушиваться в архаичный текст и находить в нем основу для понимания. Выделенные в тексте три ключевых эпизода повторяются еще раз.

Вопросы для общения:

Какой подвиг совершил Илья Муромец под Черниговом? (Победил «вражью силу».)

Как природа реагирует на свист Соловья-разбойника? (Травы полегли, цветы осыпались, деревья к земле пригнулись.)

Что сделал Илья Муромец с Соловьем-разбойником? (Выбил глаз из лука.)

Опишите Соловья-разбойника. Какой он: маленький или большой, озорной или жестокий? Почему? (Ответы детей.)

Кисточка: Много подвигов совершали русские богатыри. Сражались с вражескими полчищами. Эти подвиги помогали им защищать и спасать русский народ.

Дети выполняют пальчиковую игру « Три богатыря»:

Указательный средний и безымянный пальцы вытянуты вверх и прижаты друг к другу. Большой палец прижимает мизинец к ладони.

Удерживать пальцы в таком положении до счета 5-10. Выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.

На поляне у ручья

Три стоят богатыря.

Детям предлагается послушать симфоническую пьесу-картину «Богатырские ворота» М.П.Мусоргского и определить, подходит ли эта музыка для передачи характера могучего богатыря.

Вопросы для общения:

Характер музыки торжественный, величавый или суетливый?

Удобно могучему богатырю двигаться под такую музыку? Соответствует она его характеру?

Дети выполняют пластически-ритмический этюд «Въезд богатыря в город».

Цель: Учить детей передавать в движениях образ могучего человека. Вслушиваться в музыку, двигаться в ее темпе, характере. Искать образную адекватность музыки, былины, пластического рисунка.

Итог занятия

Ты хотел бы быть богатырем? На кого ты хотел бы быть похожим: на Илью Муромца, Добрыню Никитича или Алешу Поповича?

Какой подвиг ты хотел бы совершить

Рода войск

Цели:

Продолжить знакомство детей с историей и традициями праздника 23 февраля - День Защитника Отечества;

Закрепить знания об армии, о родах войск;

Воспитание уважетельного отношения к защитникам нашей Родины.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно назовёт, что изображено на картинках?

Как вы думаете, почему мы вспомнили эти слова?

2. Введение в тему.

Ребята, мы с вами живем в стране, которая называется Россия. Россия - это наше Отечество. В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии служат солдаты, моряки, летчики, пограничники. Их называют защитниками Отечества. Скоро наступит праздник нашей армии – День защитника Отечества. Он отмечается 23 февраля.

В армии есть различные рода войск - такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

3. Знакомство с родами войск.

Итак, первый род войск, с которым мы сегодня познакомимся, это:

Погранвойска. (Пограничники).

Кто из вас знает, кто такие пограничники?

Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда переходят границу. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашего Отечества. В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идёт по следу.

Военно – морской флот. Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, среди них есть и капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде.

Военно – воздушные войска.

Кто из вас знает, кто такой десант?

Военно – воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Лётчики – члены экипажа самолёта или вертолёта – должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя.

Сухопутные войска.

В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки снабжены пушками и пулемётами. Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители.

4. Физкультминутка.

Раз, два, дружно в ногу,

Три, четыре, твёрже шаг.

На парад идут солдаты

И чеканят дружно шаг.

Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем же нужная армия в мирное время?

Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.

Ребята, а что же делают солдаты в армии в мирное время?

Солдаты тренируются.

Как солдаты тренируются?

Солдаты должны быть сильными, смелыми, крепкими, здоровыми, мужественными.

5. Игра «Один – много».

Танкист – танкисты – много танкистов; лётчик – лётчики – много лётчиков; моряк, солдат, воин, герой, ракета, шашка, пилотка, пехотинец, десантник, пограничник.

Ребята, у вас многих папы служили в армии, они защищали нашу Родину. Когда вы, мальчики, вырастите, то тоже будете служить в армии. Будете хорошими защитниками нашей Родины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, решая одну из главных годовых задач детского сада, я, как специалист – учитель-логопед, тоже вношу свой вклад в формирование у детей нравственно-патриотических качеств личности и на выпуске в школу по результатам диагностик виден положительный результат – у детей расширен кругозор, развита любознательность, сформированы конкретные понятия о доме, семье, городе, малой и большой Родине.

Ведь общеизвестно, что только совместными усилиями можно добиться

хорошего результата в процессе ознакомления детей с ОНР с родным краем, и Родиной. Эта работа, способствовала повышению уровня знаний детей ОНР о нашем городе, улицах, его достопримечательностях, предприятиях на которых работают родители, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях. Ребята самостоятельно научились рассказывать сказки, знают много загадок, пословиц, примет, с большим удовольствием разучивают стихи о родном крае, играют в народные игры, приобщились к народному творчеству. Улучшились отношения между детьми в игре, в труде. Ребята больше стали заниматься сообща, стали отзывчивее относиться друг к другу, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи. У них появилось стремление порадовать взрослых хорошими поступками. Дети стали с уважением относиться к людям других национальностей, к труду взрослых и их отдыху.
Система правильного нравственного воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, что является главной задачей нашего общества.

ЛИТЕРАТУРА

    Конвенция о правах ребенка Принята Ассамблеей ООН 1989г

    Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство». - С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.

    Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.

    Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост. Т.В.Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

    Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. / Сост. Т.В.Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

    Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.

    Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.

    Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... - М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.

    Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005.

    Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

    Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. - М.: «Издательство Скрипторий», 2008.

    Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие / М.Ю. Новицкая, С.Ю.Афанасьева, Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. - М.: Дрофа, 2010.

Предлагаю картотеку дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста. Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли,чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстотельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры может проводить воспитатель, педагог-психолог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.

1.Дидактическая игра «Герб города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

2.Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом.

Материал: альбом фотографий родного города.

Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

3.Дидактическая игра «Флаг России»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны.

Материал: полосы красного, синего и белого цвета.

Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

4.Дидактическая игра «Как зовут членов семьи»

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры: дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

5.Дидактическая игра «Профессии»

Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию. Воспитатель: «Кем именно они мечтают стать - отгадайте!» Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.

6.Дидактическая игра «Все профессии важны»

Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.

Материал: картинки с профессиями взрослых.

Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности. В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.

7.Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель), маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.

Ход игры: на стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

8.Дидактическая игра «Русские матрешки»

Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Ход игры. Основное игровое правило: собрать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики.

9.Дидактическая игра «Дом, в котором я живу»

Цели: формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге.
Материал: стены из картона с проёмами для окон и дверей, рисунок дома.
Ход игры: рассмотреть рисунок дома -Для чего нужна крыша? (Защищает от снега и дождя) -Для чего нужны стены? окна? (Защищают от снега, холода, дождя) Предложить составить дом из частей: -Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку)? -А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут? -По какому адресу находится твой дом?


10.Дидактическая игра «Помощники в семье»

Цели: воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, освободить от хлопот; учить детей строить отношения с другими людьми; развивать речь детей.
Материалы: сюжетные картинки с бытовыми сценами.
Ход игры: воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья-это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку: -Что делает дедушка. А как помогает малышка? –Расскажи, как ты помогаешь маме (папе, дедушке, бабушке)».


11.Дидактическая игра «Родословное дерево»

Цель: расширить представление о семье; учить ориентироваться в родословных отношениях; пополнять знания о родных им людях; прививать любовь к ним.
Материал:
фотографии членов семьи, рис. генеалогического дерева.
Ход игры:
А у тебя есть дедушка? Где он живет? Как его зовут? Сколько ему лет. Какой он? Расскажи, какая у него была профессия раньше. И чем он занимается сейчас. Как часто вы встречаетесь (аналогично о бабушке)? Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. У всех вас есть своя семья. (Информация о родословном дереве на обороте).

12.Дидактическая игра «Защитники Отечества»

Цели:
1.Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии, научить. 2.Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в городе. 3. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества.

Х од игры:
Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины. Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.


Маленькие патриоты!

Цель: Создание условий для формирования у учащихся патриотических чувств к своей Родине и нравственно - духовного развития личности на основе исторических ценностей.

Задачи:

    Воспитание любви и уважения к родной культуре и истории

    Развитие коммуникативных навыков

    Создание благоприятной атмосферы, психологического комфорта.

ПЛАН

Приветствие участников и гостей.

Вступительное слово педагогов:

Вступительное слово педагогов:

Познавательно - игровая программа.

Сценарий

Педагог: Здравствуйте дети! Сегодня у нас праздник. Какой? Да никакой, просто у нас хорошее настроение, и мы хотим поиграть и узнать что-то новое. Правда? Ответы детей.

В старину русские люди были сильными и бесстрашными воинами, не дававшими врагам возможности завоевать свои земли. В те далёкие времена иностранные путешественники писали о наших предках: «Они любят свою родину и свободу, не склонны к рабству. Они храбры, отважны и сильны, особенно в своей земле».

Мы же тоже любим свою Родину? (Да). Знаем её историю? (Да)У каждого из нас есть свой любимый уголок в нашей огромной и многонациональной стране. Россия славится не только своими героями, но и славной историей, богатой культурой, песнями, праздниками, ремёслами, а самое главное богатство нашей Родины – это её люди.

Русские люди побеждали своих врагов только дружно, всем миром и в нашей игре победа достанется тем, кто будет играть честно, дружно и весело.

Договорились дети? (Ответы детей).

Условия игры: Участвуют дети 6-11 класс. Создается жюри из 3-х, 4-х человек, которые оценивают детей. В каждом классе выбирается капитан. Капитаны участвуют во всех конкурсах, помогая своей команде. Конкурс состоит из 6 заданий.

1-ый конкурс: «Капитаны»

В начале игры дети совещаясь, выбирают капитана. В первом конкурсе капитаны выходят на сцену.

Уважаемые капитаны. Я сейчас вам буду задавать вопросы, которые касаются нашей великой, могучей страны. Вы по очереди будите отвечать на вопросы. А наше многоуважаемое жюри будет оценивать ваши правильные ответы.

    Из каких цветов состоит государственный флаг РФ? (белый, голубой, красный)

    Как зовут президента РФ? (Путин В.В.)

    В какой стране впервые был осуществлен полет в космос? (Россия, СССР).

    Как зовут первого космонавта? (Ю.Гагарин).

    Как зовут первую женщину космонавта?(В. Терешкова)

    Какой город был столицей первого русского государства (Киев)-

    Какой праздник в России посвящён проводам зимы? ( Масленица)

    Назовите главную достопримечательность города Москвы? (Кремль)

    Как называется жилой дом у русского народа? (Изба)

    Как выглядит герб РФ? (двуглавый Орел)

    Какой город называют северной, культурной столицей России? (Санкт-Петербург)

    Какой день считается днем победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками? (9 мая)

    Как зовут премьер-министра РФ? (Медведев Д.А.)

    Какая музыка в Росси звучит в особо торжественных случаях? (Гимн РФ)..

    Какими блюдами славится старинная русская кухня? (Щи, блины).

    Как называется главная река России? (Волга).

    Как называется основной закон РФ или любого другого государства? (Конституция).

    В какой день в России принято праздновать Новый Год? (в ночь с 31 на первое).

2 конкурс «Загадки»

Детям загадываются загадки. За каждый правильный ответ дети получают балл.

Загадки:

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный... (ФЛАГ!)

Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наше держава.

На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного. (ГИМН)

Он звучит торжественно,
Все встают приветственно –
Песню главную страны
Уважать мы все должны. (ГИМН)

Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
В окруженье диких скал,
Это – озеро … (БАЙКАЛ)

Стоит Таня
В белом сарафане.
На стройной ножке,
В ушах – серёжки. (БЕРЁЗА )

По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой. (БЕРЁЗА)

Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан её одёжка,
Вся из дерева... (МАТРЁШКА)

На столе стоит пузатый.
Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Тульский это… (САМОВАР )

Упало солнышко в снега,
Влилась молочная река,
Плывут в горячую страну
Там делать в дырочках луну. (БЛИНЫ)

Как хлеба и калачи,
Мы тебя пекли в печи.
Вот теперь гостей встречай,
Пышный русский... (КАРАВАЙ)

3 конкурс «Моя Россия»

Каждой команде дается набор слов. Детям нужно выбрать те слова, которые относятся к нашей стране

1.Какая из этих сказок русская?

-) Снегурочка,

-) Красная шапочка.

2.Какой город является столицей России?

3.Какой город был столицей первого русского государства

-Киев,

4.Какой из названых праздников посвящён проводам зимы?

Рождество,

- Масленица

5. От какого слова произошло слово Родина?

6.Назовите русского поэта?

Александр Сергеевич Пушкин

Фридрих Готлиб Клопшток

7.Какой город есть в России?

Краснодар

8. Что относится к достопримечательностям РФ?

Эйфелева Башня

9. К какой религии относится наша страна?

Мусульманство

Христианство

10. Назовите президента Российской Федерации?

Владимир Владимирович Путин

Серге́й Кужуге́тович Шойгу́

11. Когда в нашей стране празднуется день единства?

12. Назовите народного артиста России?

Лев Валерьянович Лещенко

Сильвестр Сталоне.

4«Барыня»

Дети танцуют барыню. (Жюри выбирает кто лучше).

5 конкурс «Нарисуй Россию»

Команде дается время посовещаться. Капитан оглашает того человека, который будет участвовать в данном конкурсе. На листе бумаги, формата а 4 детям предлагается изобразить все то, что у них ассоциируется с Россией.

Ведущий говорит:

У кого то Россия ассоциируется с замечательной и красивой природой. У кого то с символами России. У кого то с великими людьми. Наша страна прекрасна и могуча. И каждый представляет ее по- своему. Поэтому сейчас у вас будет возможность на листе бумаги изобразить все то, с чем связана у вас наша родина. Жюри будет оценивать внешний вид изображаемого, ну и конечно насколько точно и правильно вы поняли задание. (Дети рисуют, рисунки в конце конкурса передаются жюри).

6-ый конкурс « Я люблю Россию за то…»

Наша конкурсная программа идет к завершению. Напоследок хотелось бы услышать красивые слова о своей родине. Вам всем дается время посовещаться. Затем командир команды выберет человека, который продолжит фразу: «Я люблю Россию за то…» Вы сейчас подумаете и скажите, за что же вы любите нашу страну. А наше многоуважаемое жюри выберет самое красивое изречение. Победитель будет один, который получит балл.

6 конкурс «Флаг»

Ну а пока жюри совещается, на сцену приглашаются капитаны команд. Перед вами представлены разрезные пазлы. Вам нужно их собрать. Ну а что получится, мы увидим в конце.

Итог игры:

Вам понравилась игра? Сложно было отвечать на вопросы?

Все вопросы были посвящены истории нашей Родины. Я надеюсь, вы узнали что-то новое и интересное о России.

Оглашается победитель. Победитель получает приз.

Всем спасибо за игру, спасибо гостям за помощь и поддержку. До новых встреч!

Похожие статьи