Конструирование в средней группе в детском саду. Конспект занятия по конструированию в средней группе «Неваляшка

15.08.2019

Конструирование - это процесс расположения предметов или деталей в определённом порядке для получения объекта, необходимого для обеспечения жизнедеятельности. В процессе развития общества из этой области человеческой деятельности выделилось детское конструирование. Действия ребёнка легче, конструкции проще. Но у детского конструирования также может быть практическое применение - получившиеся объекты ребёнок использует в игровой деятельности. Заниматься конструированием можно с различными материалами: собственно конструктором, природным или бросовым материалом, бумагой и картоном. При этом создание конструкций из бумаги (возможно, с привлечением дополнительных материалов) является наиболее сложным, с ним дошкольники знакомятся в средней группе детского сада.

Конструирование из бумаги в средней группе детского сада

С бумагой ребёнок знакомится ещё на первом году жизни. В младших группах детского сада он учится делать аппликации из бумаги, украшает картонные открытки, занимается лепкой на бумажной основе. Ребята 3–4 лет осваивают понятие формы, развивают навык вырезания из бумаги. Младшие дошкольники накапливают знания и умения для будущей работы с бумагой. Педагог не должен спешить, должен быть внимателен к возрастным особенностям каждой группы. Любая деятельность должна доставлять ребёнку радость и удовлетворение, а ребёнка больше всего радует, когда ему удаётся выполнить поставленную задачу. В возрасте 4–5 лет дошкольники имеют представление об основах конструирования по занятиям с кубиками, пластмассовым конструктором, они складывали домики из пластилиновых брёвен и пристраивали к ним крышу из палочек - вон она, конструктивная деятельность. Заниматься конструированием из бумажного материала (листы бумаги, картон, коробки, спичечные коробки, картонные валики и др.) начинают заниматься в средней группе.

Цель

Цель занятий по конструированию из бумаги в средней группе: побуждать детей к конструкторской деятельности с использованием бумажных материалов.

Задачи

  • познакомить воспитанников со свойствами бумаги, которые используются в консруировании;
  • обучить детей основным техникам конструирования из бумаги (сминания, отрывания, скатывания, скручивания);
  • воспитание усидчивости, аккуратности, вежливого общения;
  • развитие интереса к коллективной деятельности.

Типы занятий

  1. Полный показ и образец (используется на первый занятиях по конструированию из бумаги, в дальнейшем - при создании сложных конструкций);
  2. По образцу (при этом воспитатель даёт устные инструкции и объяснения по созданию предмета).

При подготовке к занятию по конструированию необходимо помнить, что цель изобразительной деятельности ребёнка - не создание поделок, а развитие эстетического вкуса, фантазии, конструктивного мышления и воспитание нравственных качеств.

Виды конструирования в средней группе

Материалы для конструирования

  • Писчая и цветная бумага формата А4.
  • Цветной картон.
  • Бархатная цветная бумага.
  • Обрезки обоев.
  • Бросовый бумажный материал: спичечные коробки, трубки рулонов бумаги, бумажные тарелки и стаканчики и др.
  • Листы бумаги для скрапбукинга - листы плотной бумаги с тематическим принтом. Дорогостоящий материал для детских поделок.

Материалы для конструирования из бумаги на фото

Основной материал для конструирования из бумаги Основной материал для конструирования из бумаги Отличный вариант для имитации различных поверхностей предметов окружающего мира
Красивый и оригинальный, но дорогостоящий материал Пример конструирования из бумажных тарелок Пример конструирования с использованием картонных втулок Пример конструирования из спичечных коробков Пример конструирования из бархатной бумаги Пример оригами с дополнением из обёрточной бумаги Пример конструирования с одноразовыми стаканчиками

Сочетание конструирования из бумаги с другими техниками изобразительного творчества

Для создания предметов из бумаги следует привлекать такие техники изобразительного творчества, как рисование, раскрашивание, аппликация, лепка. Дошкольники 4–5 лет владеют основными приёмами этих техник и с удовольствием дополняют ими бумажные модели. При создании изображения животных и людей воспитанники могут дорисовать части лица или тела/мордочки или лап. Приёмами аппликации можно воспользоваться для имитации оперения птиц, кроны дерева, травы на лужайке и т. д. Пластилиновые детали тоже часто используются для дополнения и/или украшения бумажных поделок. Раскрашивание стоит применять в работах из плотного картона или бросового материала, работа из бумаги деформируется при нанечении краски.

Примеры синтеза различных техник в работах по конструированию из бумаги

Детали из бумажных тарелок раскрашены Обязательное задание - украсить готовую работу деталью из пластилина Для украшения работ использована техника прямой аппликации Мордочки животных выполнены в технике простого рисования

Разноуровневые задания на занятиях по конструированию из бумаги

Воспитатель всегда должен помнить про индивидуальный подход к обучению каждого ребёнка. При выполнении задания по конструированию воспитанник потеряет интерес к творческому процессу, если задание окажется для него простым. Поэтому при разработке каждого занятия воспитатель должен подготовить дополнительные задания для тех воспитанников, которые лучше усвоили навыки простого конструирования. Например, на занятии по созданию стаканчика с ручкой предложить украсить готовую работу бумажной аппликацией. Для работ по конструированию на плоскости удачно задание дорисовать детали на основе в качестве фонового изображения. Изначально давать задания разного уровня сложности некорректно, разделение коллектива может выглядеть как выделение успевающих и отстающих. В такой ситуации воспитанники, получившие простое задание, могут испытывать чувство тревоги или даже агресси по отношению к тем, кому задание дали сложное, но с более интересным или красивым результатом.

Использование мотивирующего материала на занятиях

На подготовительном этапе каждого занятия необходимо привлекать мотивирующий материал. Это нужно для активизации фантазии воспитанников, расширения кругозора, усиления интереса к творческой деятельности, развития эстетического вкуса. Материал должен быть разнообразным:

  • Наглядный материал (карточки с изображением предметов или объектов по теме, плакаты, раздоточный материал).
  • Аудиосопровождение (прослушивание песенок по теме занятия или фоновое звучание мелодий во время игры или физкультминутки).
  • Чтение стихотворений, потешек, пословиц и поговорок.
  • Загадки.
  • Создание игровой ситуации (с использованием игрушек или предметов по теме).
  • Показ слайдов или презентации по теме занятия.

Примеры использования мотивирующего начала занятий

Тема занятия Мотивирующее начало
«Неваляшка» В начале занятия воспитатель загадывает детям загадку:
В гости к нам пришла, друзья,
Кукла необычная.
Не сидит, не лежит,
Только знай себе, стоит.
Знают Сашки и Наташки,
Куклы эти… (неваляшки).
Воспитанникам показывается неваляшка, которая спешила к ним в гости. Воспитатель беседует с ребятами, задаёт вопросы: «Как вы думаете, почему эта кукла называется неваляшкой?», «Как играть с неваляшкой?», «Из каких фигур состоит эта игрушка?» и т. д.
Проводится игра «Найди, где спряталась»:
Воспитатель говорит, что в гости к ребятам пришла ещё одна неваляшка, но она стеснительная и спряталась за одной из игрушек в комнате. Детям предлагается найти куклу путём словесных предположение (говорят по очереди): «Неваляшка спряталась за машинкой», «Неваляшка стоит за мячиком», «Неваляшка находится сзади куклы Кати» и т. д., пока неваляшка не будет найдена.
В начале занятия воспитатель показывает детям картинки с изображением диких животных. Ребята называют их, воспитатель вешает картинки на доску. Затем воспитатель говорит, что дикие животные опасны и их поведение может быть непредсказуемым, и предлагает превратить животных с картинок в игрушки (игровой элемент). Для этого воспитанники должны закрыть глаза и одновременно громко хлопнуть три раза в ладоши. В это время воспитатель выставляет на стол игрушки-зверюшки, изображения которых будут конструировать ребята.
«Красавица снежинка» Воспитателем создаётся сюрпризный момент:
На столе стоит почтовая коробка, воспитетель сообщает детям, что это к ним в группу доставил почтальон, зачитывает адрес (написан реальный адрес детского сада - город, улица, дом, номер детского сада, группа). В коробке обнаруживается письмо, содержание которого воспитатель зачитывает вслух: к ребятам обращаются животные из далёкой Африки, они рассказывают, какой климат в их родном месте и грустят, что они никогда не видели снега, но много слышали о том, какое это удивительное и красивое явление. Воспитатель спрашивает, как бы показать жителям Африки снег и путём наводящих и подсказок подводит их к мысли о том, что снежинки они могут сделать из бумаги и отправить почтой в Африку.
Ребятам даётся загадка:
Зелены мы как трава,
Наша песенка: «Ква-ква» (лягушки/лягушата).
Воспитатель проводит беседу с ребятами: какого цвета лягушки, где они обычно живут, чем питаются. Показывает воспитанникам картинку/плакат, где изображён лягушонок на болоте. Воспитатель говорит, что лягушонок грустит, предлагает детям развеселить его, показав выполнение движений на физкультминутке «Лягушки»:
На болоте две подружки, две зелёные лягушки.
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
(Выполняют соответствующие движения).
Но воспитатель замечает, что лягушонок всё ещё грустный, потому что он совсем один на болоте, и наводит ребят на идею о том, что они могут сделать лягушат из бумаги и разместить их на плакате.

Примеры работ по указанным темам занятий

Конструирование из бумажных полосок Конструирование из бумажных полосок Конструирование из бумажных полосок на плоскости Конструирование из бумаги с использованием техники оригами

Составление конспекта занятия для средней группы по конструированию из бумаги

К каждому занятию воспитателю необходимо составлять подробный конспект занятия. Цели и задачи должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Фиксируется использование наглядных и технических материалов воспитателем, а также тех материалов и инструменов, которыми будут пользоваться дети. Затем следует описать ход занятия. Всё это нужно для того, чтобы после занятия провести анализ: какие моменты были удачными, что не получилось, какие педагогические приёмы были эффективны, что вызвало интерес у детей, каково было их эмоциональное состояние на каждом из этапов занятия.

Временной план занятия

Длительность занятия по конструированию в средней группе составляет 15–20 минут.

  1. Организационный момент 1 минута.
  2. Мотивирующий этап 3–5 минут.
  3. Показ воспитателем приёмов работы 2–3 минуты.
  4. Самостоятельная работа воспитанников 6–8 минут.
  5. Демонстрация работ, обсуждение 2 минуты.
  6. Подведение итогов 1 минута.

Постановка цели и задач

Цели и задачи должны быть конкретными, они ставятся воспитателем в соответсвии с осваиваемыми на занятии умениями, необходимыми при работе с определёнными шаблонами и техниками исполнения. Рассмотрим варианты целей и задач на примерах с конкретными приёмами работы:

Тема занятия Цель Задачи Техника исполнения задания
«Мосты» Создание поделки с помощью геометрических фигур из бумаги. - обучение анализу объекта;
- развитие умения создавать постройку при помощи готовых форм;
- развитие пространственного мышления и конструкторских навыков.
Конструирование постройки при помощи картонных фигур (кубик, «кирпич», «брусок», цилиндр).
«Весенние чудеса» Создание цветов из полосок бумаги. - развитие пространственного и конструкторского мышления;
- развития умения комбинировать;
- развитие эстетического вкуса.
Склеивание полосок бумаги для создания «лепестков», соединение их в цветок при помощи серединки.

Конспект занятия «Наш весенний ручеек».
Авторы: Петрухина А.В. воспитатель, Татаркина Ю. В. воспитатель МАДОУ №96 «Умничка» г. Набережные Челны

Виды деятельности Игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Цели Закрепление навыков работы с бумагой, развития внимания, отзывчивость, привитие культуры общения в коллективе.
Предполагаемый результат Умение конструировать бумажный кораблик, позитивное и активное взаимодействие со всеми участниками творческого процесса.
Используемые материалы Ватман с изображением ручейка, листы бумаги, клей с кисточками, клеёнки и тряпочки для уборки рабочего места.
Ход занятия Воспитатель проводит с ребятами беседу: какое сейчас время года (весна), назовите весенние месяца, какой сейчас месяц, какая погода сегодня на улице.
Использование наглядного материала: воспитатель вешает на доске ватман с изображением ручейка, просит пофантазировать, чем бы они занимались на прогулке, если бы увидели такой ручеёк. Предлагает украсить картинку бумажными корабликами.
Воспитатель проводит прямой показ выполнения действий для создания кораблика.
Ребята самостоятельно повторяют продемонстрированные действия.

Физкультминутка:
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево вправо)
Потянулся он со сна. (потягиваются руки вверх)
К нам опять пришла весна. (Вращения головой)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
Наклонился взад-вперёд, (наклоны вперед-назад)
Вот он по лесу идет. (наклоны правой рукой коснуться
левой ступни и наоборот)
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
Наконец медведь наелся
И на брёвнышко уселся. Дети садятся.

Воспитатель благодарит детей за проделанную работу и предлагает каждому украсить ручеёк своим корабликом.

Конспект занятия «Будка для собачки».
Создание поделки из бумаги при помощи нового способа конструирования - складывания бумаги пополам. Задачи - обучение анализу бумажной поделки (выделение частей поделки, их расположения на плоскости и относительно друг друга);
- обучение приёму складывания листа бумаги;
- обучения создания овала путём закругления углов квадрата;
- воспитание аккуратности. Материалы Лист бумаги белого цвета, полоска бумаги коричневого цвета, квадратный лист бумаги чёрного цвета, клей, кисточка, ножницы, фигурки собачек, клеёнка, тряпочка. Ход занятия Игра с мячом «Кто в каком домике живет»:
Дети становятся в круг, воспитатель - в центре. Воспитатель бросает мяч одному из воспитанников, называя животное или птицу, задача ребёнка сказать, где это животное обитает. Затем ребёнок бросает мяч следующему воспитаннику, называя другое животное и т. д.

Воспитатель демонстрирует ребятам готовую будку из бумаги, учит при помощи наводящих вопросов анализировать постройку из бумаги.
Прямой показ действий для создания бумажной будки.

Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть - на место сесть опять. (Присели.)

Самостоятельное выполнение воспитанниками действий по конструированию будки из бумаги.
Демонстрация и обсуждение готовых работ.
Время на игру с бумажными поделками и фигурками собачек.

Конспект занятия «Весёлые снеговики».
Научиться конструировать поделку из бумажных салфеток. Задачи - закрепление знаний о зиме и её явлениях, расширение словарного запаса воспитанников;
- обучение ориентированию на плоскости;
- закрепления навыка использования ножницы и клея;
- развитие конструктивного мышления;
- воспитание аккуратности. Материалы Рамка с изображением новогодней елки. Картинки с изображением Деда Мороза, Снегурочки, снеговика, снегиря и Снежной королевы. «Льдинки» из бумаги. Изображения снеговиков в разных позах с разным выражением лица. Ножницы и клей, кисточки для клея, заготовки из бумаги для вырезания снеговиков и их украшения. Ход занятия В начале занятия на доске висят пять картинок закрытых льдинками. Воспитатель предлагает ребятам отправиться в гости в снежное царство. Проводится беседа о зиме, особенностях этого времени года.
Ребята знакомятся с жителями снежного царства (их изображения были спрятаны под льдинками): Дедом Морозом, Снегурочкой, Снегирь, Снежная Королева, Снеговик. Воспитатель может загадать предварительно загадки про этих персонажей.
Сюрпризный момент: в комнату приходит Снежная Баба. Она грустит и рассказывает, что у неё была большая зима (показывает картинку), но все снеговики разъехались в начале года, когда пришла весна. Воспитательи ребята решают создать снеговиков для Снежной Бабы.
Физкульминутка.
Показ воспитателем действий по созданию снеговика из салфеток.
Повтор воспитанниками.
После завершения работы, снеговиков оставить для высыхания.
Дети в это время играют со Снежной Бабой в игру «Собери снеговика» (собирают снеговиков из отдельных деталей).
Ребята вручают Снежной Бабе бумажных снеговичков, прощаются.

Программа кружка по оригами в средней группе

Программа кружка по оригами должна иметь художественно-эстетическую направленность. Её актуальность состоит в создании условий для всестороннего развития личности дошкольников, приобщения к культурную ценностям, создании мотивации к познавательной и творческой деятельности, осуществления позитивного взаимодействия педагога, воспитанников и их родителей.

Творческий процесс создания оригами «Божья коровка»

Цель программы

Интеллектуальное и эстетическое развитие воспитанников путём освоения техники конструирования из бумаги - оригами.

Задачи

  • знакомство с основными понятиями геометрии (круг, квадрат, треугольник, точка, линия, угол, сторона, вершина и др.) и формами оригами;
  • обучение приёмам работы с бумагой;
  • обучение созданию композиции;
  • обучение следованию устным инструкциям;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • активизация внимания, конструктивного и пространственногот мышления;
  • развитие памяти;
  • развитие фантазии и творческих способностей;
  • воспитание аккуратности, бережного отношения к материалу, соблюдения чистоты и порядка на рабочем месте;
  • формирование культуры труда и общения в коллективе.

В кружке по оригами воспитанники занимают в подгруппах по 8–10 человек. Занятие имеет длительность 20–25 минут и проводится раз в неделю. По итогам работы кружка проводятся выставки детских работ.

Картотека тем кружка по оригами в средней группе

Тема занятия Освоение и/или закрепление навыков конструкирования из бумаги
«Конфетка» - сгибание квадрата по диагонали,
- нахождение середины,
- сгибание углов квадрата к середине.
«Бабочка» - создание из квадрата треугольника,
- отгибание углов в разные стороны.
«Ёлочная игрушка» - сгибание круга пополам,
- нахождение середины,
- склеивание частей фигур.
- складывание бумаги в различных направлениях,
- работа с клеем.
- складвание квадрата вчетверо,
- работа с ножницами.
«Рыбка» - получение треугольника из бумажного квадрата,
- работа с ножницами.
- получение треугольника,
- отгибание и выворачивание частей треугольника.
«Закладка» - складывание базовой формы «конфетка».
- складывание базовой формы «воздушный змей».

Схемы для занятий оригами и примеры работ на фото

Памятка Технологическая карта по оригами Технологическая карта по оригами Технологическая карта по оригами Технологическая карта по оригами Коллективная работа Поделка из двух элементов оригами Примеры работ Примеры работ Складывание формы «воздушный змей», соединение модулей Коллективная работа

Интересные идеи и схемы конструирования в средней группе.

Для активизация интереса к изобразительной деятельности воспитатель должен привносить в занятия элемент игры, привлекать к использовонаю нетрадиционные материалы, предлагать к созданию поделки, которые будут иметь практическое назначение.

Шаблоны работ для занятий

Шаблон для вырезания и склеивания Схема оригами Инструкция по конструированию Схема оригами Схемы Инструкция по конструированию Инструкция по конструированию Инструкция по конструированию домика с сюрпризом Идеи конструирования кукольной мебели из спичечных коробков Инструкция по конструированию Идея создания головного убора для куклы Идея создания головного убора для куклы Схема оригами Инструкция по конструированию Инструкция по конструированию Инструкция по конструированию Инструкция по конструированию

Примеры готовых работ

Пример конструирования из бумаги с использованием спичечных коробков. Поделка может быть использована в игре или для создания проекта по правилам дорожной безопасности Пример конструирования из бумаги Пример конструирования из бумаги Пример конструирования с использованием картонных втулок Пример конструирования из бумаги. Подвесками можно украсить комнату, окно, новогоднюю ёлку Пример конструирования с использованием пакета из-под молока Пример конструирования из бумаги. Работа оформляется в виде открытки маме на 8 Марта Необычная поделка в закрытом виде В развёрнутом варианте Пример конструирования с использованием картонной втулки Пример конструирования из бумаги. Коллективная работа. Гирлянда из фонариков украсит помещение к празднику Пример конструирования из бумаги. Птички можно подвесить на окно Пример конструирования с использованием картонной втулки Пример конструирования из бумаги. Корзинку можно наполнить бумажными цветами Пример конструирования с использованием спичечного коробка в основании Пример конструирования из бросового материала (спичечные коробки, палочки от мороженого) Пример конструирования с использованием картонной втулки Пример конструирования из бумаги. Коллективная работа. Гирлянда с флажков используется для украшения помещения или ёлки к новогоднему утреннику Пример конструирования из бумаги. Поделки могут быть использованы для создания коллективной работы или игры с фигурками животных Пример конструирования из спичечных коробков. Поделка может быть использована в игре с куклами Пример конструирования из спичечных коробков. Поделка может быть использована в игре с куклами Пример бумажного конструирования Пример бумажного конструирования Пример бумажного конструирования. Поделки могут быть использованы для украшения помещения к Весеннему празднику

Цель: обучать конструированию из бумаги.

Задачи:

  • Учить сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Закреплять умение разрезать прямоугольник на две длинные полоски по линии сгиба. Закреплять правила безопасности при работе с ножницами.
  • Развивать согласованность в работе глаз и рук.
  • Воспитывать аккуратность.
  • Активизировать предметный и глагольный словарь по теме «Обувь» . Развивать тонкую моторику пальцев рук. Развить внимание, память.

Оборудование: коробка – посылка почтовая, босоножки из бумаги – образец, ножницы, клей, салфетки по количеству детей и взрослых, картон (прямоугольник с нарисованным контуром следа обуви 16. 5см. х8см. - подошва) и цветная бумага (полоска 15см. х4 см. и полоска 30см. х2см. – ремешки для босоножек) по количеству детей и взрослых (цвет картона совпадает с цветом цветной бумаги) , украшения для ремешков из цветной бумаги (кружочки, сердечки и др.)

Ход НОД:

  1. Родители сидят на стульчиках рядом с ковром, дети и воспитатель устраиваются на ковре. Воспитатель показывает посылку.
  2. - Дети, отгадайте от кого эта посылка (воспитатель читает загадку, приклеенную на коробку) .

Ставят ловких две руки.
Каблучки на башмачки,
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук.

(сапожник)

Что делает сапожник?

Воспитатель заглядывает в посылку

Дети, в посылки лежит обувь, какую обувь вы знаете?

Воспитатель достает из посылки босоножки.

Как называется эта обувь, почему?

Воспитатель читает письмо от сапожника. «Пожалуйста, помогите выполнить большой заказ по изготовлению босоножек. Присылаю вам детали: подошвы и ремешки. Их нужно подготовить и склеить. Заранее спасибо. Сапожник»

3. Воспитатель достает из посылки прямоугольники из картона.

Игра «Найди пару» .

Детям раздаются по одному прямоугольнику (с контуром следа) . На стол выкладываются остальные. Детям нужно подобрать соответствующую по цвету левую или правую пару обуви.

4. Воспитатель достает из посылки полоски из цветной бумаги, выкладывает на стол.

Игра «Подбери по цвету»

Детям нужно подобрать к подошве соответствующие по цвету ремешки (широкую и узкую полоску) .

5. Физминутка «Вот правая, вот левая» (песенка на слова и музыку Екатерины и Сергея Железновых) . Воспитатель, родители и дети выполняют действия в соответствии с текстом песенки.

6. Взрослые и дети присаживаются за столы. Воспитатель показывает способ изготовления босоножек из деталей и объясняет, кто, что будет делать.

Родители вырезают из картона подошву по контуру.

Дети: - складывают широкую полоску пополам (длинная сторона к длинной стороне) , проглаживают сгиб, разворачивают и разрезают полоску на две части по линии сгиба.

Складывают узкую полоску пополам (короткая сторона к короткой стороне) проглаживают сгиб, разворачивают и разрезают полоску на две части по линии сгиба.

Родители и дети вместе приклеивают на узкие полоски украшения, потом приклеивают ремешки к подошве (узкую полоску на носок, а широкую полоску под углом на пяточку) .

7. Воспитатель беседует с детьми о правилах работы с ножницами.

Не держать ножницы концами вверх.

Не оставлять ножницы в открытом виде.

При работе следить за пальцами левой руки.

Класть ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.

Передавать ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.

Не резать ножницами на ходу, не подходить к товарищу во время резания.

8. Воспитатель проводит с детьми и родителями пальчиковую гимнастику.

Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой-
Называется большой.
Палец второй –
Указчик старательный,
Не зря называют его
Указательный.
Третий твой палец –
Как раз по средине.
Поэтому средний
Дано ему имя.
Палец четвертый
Зовут безымянный,
Неповоротливый он
И упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимец.
По счету он пятый,
Зовется мизинец.

9. Дети и родители приступают к изготовлению босоножек.

10. Итог. Выставка босоножек.

Список используемой литературы:

Дошкольный логопункт. Раздаточный материал для работы с детьми 5-7 лет. Приложение к книге "Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы"

ГБОУ СОШ № 1095

КОНСПЕКТ

занятия по конструированию в средней группе

Зверюшки-игрушки

Подготовила

учитель-дефектолог

Васильева Е.Б.

Москва, 2014.

Цель:

Сформировать опыт построения фигурок животных из готовых форм

Задачи обучающие:

Вспомнить свойства бумаги;

Закрепить умение пользоваться образцом;

Научить конструировать из готовых геометрических форм фигурки животных;

Закрепить обобщающее понятие «игрушки».

Задачи коррекционные :

Развивать пространственное ориентирование на плоскости;

Формировать целостное восприятие;

Развивать наглядные формы мышления, внимание, творческие способности, мелкую моторику;

Способствовать формированию связной речи.

Задачи воспитательные :

Формировать терпение, умение и желание доводить до конца начатое дело;

Выполнять работу аккуратно, убирать рабочее место;

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование :

Лист картона с наклеенным прямоугольником, тарелочка с геометрическими фигурками, фломастер, клей;

Образец выполнения работы, мягкие игрушки, демонстрационные картинки животных: медведя, зайца, слона, собаки и их контуров.

    Организационный момент.

На доске заранее размещаются картинки с изображениями контура животных: медведя, слона, зайца, собаки. По мере угадывания, картинки переворачиваются на реалистичные изображения (приложение 1).

Ребята, угадайте, кто сегодня придёт к нам в гости? Картинки на доске помогут вам догадаться…

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший!

Назовите первого гостя. Правильно, это – медведь!

Угадайте второго гостя.

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка,

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок!

Правильно, это – зайка!

А чтоб узнать третьего гостя, надо разгадать загадку:

Шланг пожарный вместо носа,

Всех зверей сильнее он.

Это кто? – ребята спросят

И ответят сами - … (слон).

Молодцы. Это – слон!

Посмотрите еще раз на картинки и скажите, какая картинка не подходит к остальным и почему? (ответы детей). Правильно. Давайте уберём собачку, так как она относится к домашним животным, а все остальные – дикие.

Хорошо!

    Основная часть.

На картинках нарисованы дикие и опасные животные. Давайте превратим их в игрушечные? Закройте глаза и хлопните три раза в ладоши (дети выполняют просьбу педагога). В этот момент учитель снимает с доски картинки и выставляет соответствующие игрушки). Открывайте глаза. Теперь у нас в гостях зверюшки-игрушки!

А мы с вами гостеприимные, добрые. Чтобы наши гости ушли с хорошим настроением, давайте «сфотографируем» их и подарим им фотографии. А кто кого будет фотографировать вы догадаетесь через минутку…

Физкультминутка : слова действия

Что за чудо техника – фотоаппарат? чертят в воздухе

Видит он природу и глаза ребят, показывают на лицо

Если мы присядем или побежим … дети приседают,

бегут на месте

Стоит лишь настроить спортивный режим-

Будут фотографии с лицами ребят, показывают на лицо

Что за чудо техника – фотоаппарат! чертят в воздухе

Присаживайтесь!

Пожалуйста. Придвиньте к себе тарелки и рассмотрите внимательно, что в них лежит? Назовите детали.

Правильно. На тарелках лежат разные геометрические фигуры: овалы, круги, а так же фломастер и лист с наклеенным прямоугольником. Догадайтесь по деталям, чью фотографию будет делать каждый из вас? (ответы детей). А кто не смог догадаться, рассмотрите внимательно картинки-образцы на доске. Теперь догадались? Хорошо. Обратите внимание, где расположены ушки и лапки животных (приложение 2). Приступайте к работе (если ребёнок затрудняется начать выполнять работу, учитель оказывает помощь).

Молодцы!

    Итог занятия.

Теперь, когда все «фотографии» готовы (приложение 3), давайте подарим их нашим гостям! «Саша, ты кому сделал фотографию?»- «Я сделал фотографию слону» и т.д. (учитель опрашивает всех детей). Каждый ребёнок подходит к соответствующей игрушке и дарит свою работу. Учитель прикрепляет работы на доску: «Я уверенна, что все звери узнали себя, потому что вы очень старались и работы получились аккуратными и красивыми (приложение 3). Наши гости рады. Они говорят вам: «Спасибо! До новых встреч!» (учитель закрывает доску шторками).

Ну вот, наши гости-игрушки ушли, а с нами осталось хорошее настроение. Давайте скажем друг другу СПАСИБО!

Чему вы научились сегодня? (Ответы детей.) Молодцы!

Занятие окончено.

(Дети убирают рабочее место).

Приложение 1.





Приложение 2.

Образец.

Приложение 3.

Работы детей.

Литература и иные ресурсы.

    Куцакова В.Л. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М., Просвещение, 1990.

    Нефёдова О.В.,Узорова О.В. «100 текстов для обучения детей чтению», М., АСТ Астрель, 2007.

    Картинки с сайта

Рис. 34

Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные грузовые машины. Рассмотрите их с детьми, определите функциональное назначение грузовых машин, выделите общее и различия в их строении; подведите детей к пониманию того, что внешний вид машины зависит от ее назначения; к обобщению ("Что есть у всех грузовых автомобилей").

Проведите объяснение приемов конструирования в игровой форме от лица игрушки: дети учат Зайца (Мишку) строить машину, а тот ошибается, например, вместо цилиндров для колес берет бруски. Пусть ребята объяснят Зайке (Мишке), почему лучше взять для колес цилиндры.

После постройки сооружения дайте детям задание: перестроить свои машины так, чтобы можно было перевезти на них грузы (раздайте им игрушки, коробки, пластмассовые бутылки, шпульки и пр.). В процессе конструирования спрашивайте у детей, какая пластина потребуется для строительства рамы машины (длинные, короткие, узкие, широкие, толстые, тонкие пластины).

Организуйте строительство различных машин из конструктора. Пусть дети экспериментируют с деталями, придумывают свои машины. Содействуйте коллективным детским играм ("Автопарк", "Машины везут грузы" и др.).

Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные транспортные средства. Рассмотрите их с детьми; уточните назначение, строение видов транспорта. Учите ребят конструировать грузовой и пассажирский транспорт из различного строительного материала и деталей конструкторов с несложными креплениями (например, прикручивать к раме колеса; прикреплять кабину, кузов, прицеп и некоторые мелкие детали; усаживать шофера, пассажиров; размещать грузы и т. д.).

Упражняйте детей в планировании общей деятельности, используя метод плоскостного моделирования (предлагайте фигуры, вырезанные из любого материала, – фундаменты домов, формы разного вида транспорта, фонтанов, газонов, пешеходных дорожек). Дети раскладывают фигуры на поверхности, затем строят на них сооружения, оформляя постройки игрушками и прочим дополнительным материалом (городок, улица, детский сад и т. д.).

Побуждайте детей использовать сконструированные машины в играх. Организуйте конструирование на данную тему из конструктора. Через игровые ситуации побуждайте детей к созданию вариантов знакомых построек; упражняйте в их преобразовании по разным параметрам; создавайте условия для поиска, экспериментирования.

Предложите детям закончить задания, которые они не успели завершить на занятии (вырезать и наклеить необходимые зверюшкам предметы).

Раздайте ребятам листы бумаги с выкройками конвертов и предложите им сложить и склеить конверты; вырезать все оставшиеся на картинках (рис. 28 – 34) геометрические фигуры и убрать их в конверты.

Игра "Выкладывание изображений из геометрических фигур". Дети выкладывают из геометрических фигур узоры, предметы, сюжетные картинки (по замыслу).

Ключевые слова

Цилиндр, строительные детали.

Тема 6. Мосты

Цель. Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их. Познакомить детей с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами), упражнять в работе с ней, в сравнении фигур, в выделении их сходства и различия.

Материал. Строительные наборы, трафаретные линейки, фломастеры.

Ход работы

Рассмотрите с детьми трафаретные линейки (цвет, форма; форма "окошек"). Пусть дети проведут пальцами внутри "окошек" (треугольное, прямоугольное, круглое, квадратное, овальное).

Работа с иллюстрацией. Рассмотрите с детьми картинку (рис. 35) и определите, какие фигуры изображены слева, какие справа. Предложите раскрасить геометрические фигуры в разные цвета: "Сравните квадрат и прямоугольник. Что у них одинаковое? Чем они отличаются? Обведите по линейке квадраты и прямоугольники любого размера. Сравните круг и овал. Сравните треугольник и квадрат". (Аналогичная работа.)

Рис. 35

Работа с иллюстрацией. Раздайте детям одинаковые треугольники и предложите выложить по схемам изображения (рис. 36). Побуждайте их придумывать и выкладывать свои изображения.

Рис. 36

Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные мосты. Рассмотрите их с детьми, проанализируйте строение мостов. Загадайте ребятам загадку:

Через реки и пруды

Нас ведут дорожки,

Смело мы по ним идем,

Не замочим ножки.

(Мост)

Объедините четыре стола и разложите на них "реку" (полосу голубой бумаги разной ширины, замкнутую кольцом). В центре кольца "реки" вместе с детьми устройте парк (деревья, скамейки, качели и пр.).

Предложите ребятам взять их любимые игрушки и "погулять" с ними в парке. Спросите: "Как можно попасть в этот парк?". Пусть дети найдут решение. (Переправиться на лодках, плотах, построить мосты.)

Похвалите детей за их предложения, остановитесь на последнем. Соорудите при детях несколько вариантов мостов (рис. 37).

Рис. 37

Конструируя, проговаривайге свои действия ("Вот устои, вот перекрытие, вот один спуск, а вот второй"). Затем предложите ребятам построить мосты (такие же или другие).

По окончании строительства дети обыгрывают постройки.

Разложите на сдвинутых лентой столах "реку" (полосу голубой бумаги разной ширины) и организуйте конструирование мостов из конструкторов. В ходе работы не подсказывайте детям способы соединения деталей, построения длинных, широких, высоких мостов; предлагайте варианты их оформления. Побуждайте ребят придумывать и конструировать свои мосты.

Игровые задания. Конструирование из настольного и напольного строительного материала разных мостов для пешеходов, машин; конструирование по замыслу из строительных наборов и конструкторов. Упражняйте детей в преобразовании построек по разным параметрам, организуйте различные игры.

Игра "Коврик". Предложите детям нарисовать разные геометрические фигуры, обводя их по линейке так, чтобы они накладывались друг на друга определенными частями. Места пересечений дети раскрасят фломастерами – получится необычный геометрический узор (коврик, открытка).

Игра "Превращения фигур". Предложите детям обвести геометрические фигуры и превратить их в любые образы, подрисовывая детали фломастерами. Поощряйте объединение геометрических фигур (например: обвести квадрат, над ним обвести треугольник – получится домик).

Советы воспитателю

Развивайте наблюдательность детей, тренируйте память, побуждайте к активности; стимулируйте творчество, стремление реализовывать свои замыслы, применяя приобретенный конструкторский опыт.

Ключевые слова

Слева, справа, сверху, снизу; квадратное, круглое, прямоугольное, треугольное, овальное отверстие.

Тема 7. Корабли

Цель. Дать детям представление о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу.

Материал. Коробки со строительным материалом, ножницы.

Ход работы

Возьмите красный, желтый, зеленый и синий листы бумаги. Сложите их в стопку, а затем пополам. Попросите детей найти в коробке со строительным материалом кубик. Положите кубик на угол стопки бумаги, обведите фломастером, затем снимите и спросите: "Какой бочок у кубика?" (Квадратный.)

Обведите все грани кубика. Пусть дети сами сделают вывод: у кубика все грани (стороны) квадратные. Вырежьте по контуру квадратик и покажите фокус: "посолите" квадратиками, и у вас из-под пальцев посыпятся разноцветные квадратики. Спросите у детей: "Сколько квадратиков? Какие они?".

Таким же образом обведите грани кирпичика. Подведите ребят к выводу: у кирпичика все грани прямоугольные, но не одинаковые. Разложите фигурки парами (по две одинаковые). Обведите грани призмы и вырежьте ее. Поиграйте с фигурами, предложите детям накладывать их на грани строительных деталей (они поймут, что у многих деталей грани совпадают, например, квадратные и прямоугольные грани есть у бруска, арки, маленьких призм и др.).

» (из природного материала).

Цель

Учить рассматривать и анализировать природный материал

Учить видеть различные образы в корнях, ветках, сучках

Учить укреплять фигурки на подставке.

Материал

Пластилин.

Фигурка Старичка-лесовичка.

Макет леса.

Мотивация

Друзья для Старичка-лесовичка.

Предварительная работа

Экскурсия в лес

Методические приёмы

Приглашение детей в гости к Старичку-лесовичку.

Рассматривание макета леса (с готовыми поделками).

Рассматривание природного материала, предложенного Старичком-лесовичком.

Демонстрация детям приёма изменения пространственного расположения.

Рассказ детей о задуманном образе.

Внесение поделок в макет леса.

Тема «Дом с мебелью» (из бумаги).

Цель

Познакомить со способом техники оригами - отгибанием боковых сторон прямоугольника.

Закреплять навыки в сглаживании места сгиба гладилкой.

Обучать «опредмечиванию» готовых работ.

Учить планировать свою деятельность.

Материал

Прямоугольники писчей бумаги разных цветов и размеров.

Несколько видов заготовок деталей для предметов мебели.

Вариативные образцы предметов мебели.

Макет «Наш дом».

Мотивация

Создание совместного макета «Дом моей семьи».

Предварительная работа

Экскурсия по д/с.

Рассматривание убранства группы.

С/р игра «Наведём порядок в группе».

Методические приёмы

Рассматривание предметов мебели.

Д/и «Моя комната».

Показ складывания прямоугольника пополам и отгибания боковых сторон.

«Опредмечивание» заготовки и внесение дополнительных деталей.

Размещение работ на макете.

Выбор самых интересных работ.

ОКТЯБРЬ

Тема «Лесные жители» (из природного материала)

Цель

Закреплять умение рассматривать и анализировать природный материал.

Учить видеть в одном корне, сучке 2-3 образа.

Закреплять приём изменения пространственного расположения.

Познакомить с приёмами достраивания и убирания лишнего.

Материал

Пластилин.

Фигурка Старичка-лесовичка.

Мотивация

Подарок для Старичка-лесовичка.

Предварительная работа

Экскурсия в парк.

Сбор природного материала (веточки, сучки, корни).

Рассматривание готовых поделок.

Методические приёмы

Сюрпризный момент: «Ждём в гости Старичка-лесовичка».

Проблемная ситуация: «Что ему подарить?».

Рассматривание природного материала.

Озвучивание замысла детей.

Показ приёма убирания лишнего, достраивания.

Появление Старичка-лесовичка.

Рассказ ребёнка о поделке.

Тема «В гостях у зверей» (из бумаги).

Цель

Познакомить с техникой оригами - отгибанием нижних углов треугольника к соответствующим сторонам.

Продолжать обучать «опредмечиванию».

Учить анализировать, рассуждать.

Материал

Квадраты бумаги разных цветов и размеров.

Мордочки разных животных.

Планшет с изображёнными на нём туловищами соответствующих зверей.

Мотивация

Предварительная работа

Рисование зверей.

Чтение познавательных рассказов о животных.

Методические приёмы

Загадки о зверях.

Д/и «Собери картинку».

Показ способа складывания квадрата - отгибание нижних углов треугольника к соответствующим сторонам.

Выбор деталей для «опредмечивания».

Рассматривание вариативных образцов.

Размещение «мордочек» на планшете к соответствующему туловищу.

Выбор весёлого, грустного и др. зверя.

НОЯБРЬ

Тема «Поезд»

Цель

Закрепить пространственное представление (длинный, короткий).

Закрепить способ изменения постройки в длину (пристраивание).

Учить детей самостоятельно выбирать способ выполнения постройки.

Учить преобразовывать постройку в длину.

Материал

Образцы построек.

Строительный набор (кирпичики, кубики, призма, пластина).

Фигурки животных.

Мотивация

Поезд для путешествия животных.

Предварительная работа

Рассматривание железнодорожного транспорта.

Экскурсия на вокзал.

Д/и «Наземный - подземный».

Методические приёмы

Загадки о транспорте.

Сюрпризный момент: «Приход зверей в гости, желание отправиться в путешествие».

Рассматривание образца постройки (объект в целом, основные части, пространственное расположение частей, детали основных частей, пространственное расположение деталей, объект в целом).

Воспроизведение образца.

Перестраивание образца в такой же, но длиннее.

Обыгрывание: «Посадка зверей в вагончики».

Тема «Ворота» (по условию, из строительного материала).

Цель

Закрепить названия деталей (куб, кирпич, пластина, призма).

Закрепить пространственное расположение (высокий, низкий).

Закрепить способ изменения постройки в высоту (надстраивание).

Учить самостоятельно выбирать способы постройки (такие же, но выше).

Материал

Образцы построек.

Строительный набор (кирпичики, кубики, призмы, пластины).

Набор грузовых и легковых автомобилей.

Макет гаража.

Мотивация

Ворота для грузовых, легковых автомобилей.

Предварительная работа

Рассматривание ворот д/с.

С/р игра «Мы - строители» Д/и «Конструктор».

Методические приёмы

Сюрпризный момент: «Доставка транспорта в детский сад».

Проблемная ситуация: «Ворота для грузового, легкового транспорта».

Рассматривание постройки.

Рассматривание образца.

Перестраивание образца (такие же, но выше).

Обыгрывание: «Путешествие через ворота».

ДЕКАБРЬ

Тема «Волшебный стаканчик» (из бумаги).

Цель

Познакомить со способом техники оригами - отгибанием нижних углов треугольника к противоположным сторонам.

Учить «опредмечивать» работы.

Учить вносить свои изменения и дополнения в работу.

Материал

Фломастеры.

Демонстрационный материал: «опредмеченные» фигурки.

Образцы, где за основу взят «стаканчик».

Мотивация

Персонажи для театрализованной деятельности.

Предварительная работа

Просмотр драматизации сказки в старшей группе.

Методические приёмы

Беседа по сказке.

Составление совместной сказки.

Показ способа техники оригами - отгибание нижних углов треугольника к противоположным сторонам.

Выбор деталей для «опредмечивания» персонажей сказки.

Показ драматизации сочинённой сказки.

Тема «Домики» (по условию, из строительного материала).

Цель

Закрепить названия деталей (куб, кирпич, пластина, призма).

Закрепить пространственное расположение (высокий, низкий, длинный, короткий).

Закрепить способ изменения постройки высоту и длину (пристраивание, надстраивание).

Учить детей самостоятельно выбирать способ выполнения постройки (такой же, но высокий; такой же, но длинный).

Материал

Кирпичики.

Пластины.

Образец постройки.

Набор игрушек гномиков.

Мотивация

Домики для гномиков.

Предварительная работа

Экскурсия по улицам города.

Д/и «Построй дом».

С/р игра «Новостройки».

Методические приёмы

Беседа по сказке о семи гномах.

Сюрпризный момент: «Появление гномиков».

Рассматривание образца постройки.

Перестраивание (такой же, но высокий; такой же, но длинный).

Обыгрывание: «Домики гномиков».

ЯНВАРЬ

Тема «Домики» (по условию, из строительного материала).

Цель

Закрепить названия деталей (куб, кирпич, пластина, призма).

Закрепить пространственное расположение (высокий - низкий, длинный - короткий).

Закрепить способ изменения постройки в высоту и длину (перестраивание).

Учить детей самостоятельно выбирать способ выполнения постройки (такой же, но выше и длиннее).

Материал

Кирпичики.

Пластины.

Два образца построек (дом высокий, дом длинный).

Набор игрушек семей зверей.

Мотивация

Домики для семей медведей, зайчат, лисят.

Предварительная работа

Экскурсия на стройку.

Беседа о строительных профессиях.

Рисование «Мой новый дом».

Методические приёмы

Беседа по сказкам о животных.

Сюрпризный момент: «Появление семейств зверей».

Рассматривание образцов построек домов.

Сравнение их между собой.

Воспроизведение образца постройки.

Определение замысла постройки.

Обыгрывание: «Заселение семей зверей».

Тема «Лесная сказка» (из природного материала).

Цель

Упражнять детей в использовании приёма достраивания.

Учить создавать поделки на заданной основе.

Познакомить с новым материалом (сухие древесные грибы, кора).

Материал

Куски древесной коры.

Древесные грибы.

Пластилин.

Макет лесного уголка.

Мотивация

Заселение лесного уголка в экологическом центре.

Предварительная работа

Рассматривание поделок, изготовленных из природного материала.

Сбор природного материала.

Д/и «На что похожа?».

Методические приёмы

Приглашение для Старичка-лесовичка в д/и «Определи на ощупь».

Рассматривание поделок на основе древесных грибов.

Показ и объяснение способа достраивания.

Выбор материала и обсуждение детского замысла.

Заселение лесного уголка.

ФЕВРАЛЬ

Тема «Чудеса природы»  - работа по подгруппам (из природного материала).

Цель

Закрепить навыки работы с природным материалом.

Изменение пространственного положения, убирание лишнего.

Учить работать совместно, обсуждая возможные варианты композиции.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал

Сухая кора.

Древесные грибы.

Пластилин.

Мотивация

Создание сказки.

Предварительная работа

Рассматривание готовых поделок.

Сбор природного материала.

Драматизация сказок «Колобок», «Три медведя», «Теремок».

Методические приёмы

Беседа по сказкам с характеристикой героев.

Имитация движений сказочных героев.

Рассматривание и отбор природного материала.

Обсуждение замысла.

Объединение поделок в единый сюжет.

Рассказывание придуманной сказки.

Тема «Водное царство» (из бумаги).

Цель

Познакомить со способом техники киригами - складыванием квадрата по диагонали и вырезыванием по намеченным линиям.

Продолжать учить пользоваться гладилкой.

Учить «опредмечиванию».

Материал

Квадраты бумаги разных цветов и размеров на каждого ребёнка.

Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» поделок (рыбки).

Демонстрационный материал: аквариум с рыбками.

Макет «Аквариум» (для заселения рыбками).

Варианты образцов «рыбок».

Мотивация

Создание макета аквариума с рыбками для природного уголка.

Предварительная работа

Экскурсия в старшую группу.

Рассматривание аквариума, наблюдение за рыбками.

Рисование рыбок.

Методические приёмы

Беседа о водных обитателях.

Д/и «Засели аквариум».

Показ способов складывания квадрата по диагонали и вырезывания по намеченным линиям.

Рассматривание образцов.

Размещение готовых поделок на макете «Аквариум».

МАРТ

Тема «Трамвай» (по условию, из строительного материала).

Цель

Закрепить названия деталей (куб, кирпич, пластина, призма).

Закрепить способ изменения постройки в высоту и ширину (пристраивание, подстраивание).

Учить детей самостоятельно выбирать способ выполнения постройки (такой же, но высокий; такой же, но широкий).

Материал

Кирпичики.

Пластины.

Образец постройки трамвая.

Набор животных для обыгрывания.

Мотивация

Трамвайчики для путешествия зверей из сказки К.И. Чуковского «Тараканище».

Предварительная работа

Рассматривание городского транспорта.

Беседа о транспорте.

Лото «Транспорт».

Чтение сказки К.И. Чуковского «Тараканище».

Методические приёмы

Элементы инсценировки сказки К.И. Чуковского «Тараканище».

Рассматривание образца построек.

Воспроизведение.

Перестраивание (такой же, но высокий; такой же, но широкий).

Обыгрывание: «Путешествие зверей в трамваях».

Тема «Трамвай» (по условию, из строительного материала).

Цель

Закрепить названия деталей (куб, кирпич, пластина, призма).

Закрепить пространственное расположение (высокий - низкий, широкий - узкий).

Закрепить способ изменения постройки в высоту и ширину (перестраивание).

Учить детей самостоятельно выбирать способ выполнения постройки (такой же, но выше и шире).

Материал

Кирпичики.

Пластины.

2 образца постройки (трамвай высокий, трамвай широкий).

Фигурки детей.

Мотивация

Трамвайчики для путешествия детей в цирк.

Предварительная работа

Наблюдение за движением трамваев.

Беседа о профессии водителя трамвая.

С/р игра «Путешествие в трамвае».

Методические приёмы

Беседа о транспорте.

Д/и «Грузовой - пассажирский».

Рассматривание образцов построек.

Сравнивание их между собой (общее, разное).

Обсуждение замысла постройки.

Выполнение постройки путём экспериментирования.

Обыгрывание: «Путешествие в цирк».

АПРЕЛЬ

Тема «Мои лесные друзья» (из природного материала).

Цель

Закреплять умение анализировать природный материал.

Материал

Древесная кора.

Древесные грибы.

Корни, ветки, сучки.

Мелкий природный материал (крылатки, шляпки желудей, мелкие косточки плодов).

Пластилин, клей.

Вариативные образцы.

Мотивация

Персонажи для театрализованной деятельности.

Предварительная работа

Чтение стихов о животных.

Инсценирование сказок.

Экскурсия в лес.

Сбор природного материала.

Методические приёмы

Д/и «Отгадай сказку».

Тема «Мои лесные друзья» (из природного материала).

Цель

Учить планировать и передавать в сюжете свой замысел.

Закреплять умение анализировать природный Материал .

Закреплять приёмы «опредмечивания» (изменение пространственного положения, достраивание, убирание лишнего).

Материал

Древесная кора.

Древесные грибы.

Корни, ветки, сучки.

Мелкий природный материал (крылатки, шляпки желудей, мелкие косточки плодов).

Пластилин, клей.

Вариативные образцы.

Мотивация

Персонажи для театрализованной деятельности.

Предварительная работа

Чтение стихов о животных.

Инсценирование сказок.

Экскурсия в лес.

Сбор природного материала.

Методические приёмы

Путешествие по театральному уголку.

Д/и «Отгадай сказку».

Составление новой совместной сказки.

Выбор образа персонажа и материала для его изготовления.

Инсценирование сказки с изготовленными персонажами.

Тема «В стране насекомых» (из бумаги).

Цель

Познакомить со способом техники бумажная скульптура - накручиванием прямоугольника на карандаш, получением цилиндра.

Учить передавать характер персонажа готовой поделки.

Учить «опредмечиванию» результатов работы.

Материал

На каждого ребёнка прямоугольники писчей бумаги разных цветов и размеров.

Фломастеры.

Карандаши.

Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» поделок (крылья насекомых).

Демонстрационный материал: фигурки насекомых, выполненных на основе цилиндра.

Макет «Цветочная поляна».

Мотивация

Подарки для родителей к весеннему празднику.

Предварительная работа

Рассматривание открыток «Насекомые».

Методические приёмы

Беседа о насекомых.

Д/и «Найди крылышки».

Показ способа.

Изготовление тонкого цилиндра карандашной техникой.

Рассматривание образцов.

Размещение работ на макете «Цветочная поляна».

Выбор самой весёлой поделки.

МАЙ

Тема «Пробуждение весны» (по замыслу, из природного материала).

Цель

Учить планировать и передавать в сюжете свой замысел.

Закреплять приёмы «опредмечивания».

Упражнять в самостоятельном отборе материала (крупный - основа материала, мелкий - детали).

Материал

Древесная кора.

Древесные грибы.

Корни, ветки, сучки.

Мелкий природный материал (крылатки, шляпки желудей, мелкие косточки плодов).

Пластилин, клей.

Вариативные образцы.

Кассета с записью пения птиц.

Мотивация

Встреча весны в природном уголке.

Предварительная работа

Чтение стихов о весне.

Д/и «Самый внимательный».

Д/и «Назови, на что похоже».

Методические приёмы

Беседа о весне.

Д/и «Когда это бывает?».

Проблемная ситуация: «Как увидеть и услышать весну в нашем уголке природы?».

Обсуждение замысла детей и отбор материала для изготовления поделок.

Внесение весенних поделок в уголок природы с музыкальным сопровождением.

Тема «Цирковое представление» (из бумаги).

Цель

Познакомить со способом техники бумажная скульптура - накручиванием прямоугольника на карандаш, получением цилиндра.

Показать на образце богатые возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и криволинейных цилиндрических элементов.

Учить проявлять фантазию, творчество в оформлении поделок.

Материал

На каждого ребёнка квадраты писчей бумаги разных цветов и размеров.

Фломастеры.

Карандаши.

Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» поделок.

Демонстрационный материал: фигурки цирковых животных, выполненных на основе цилиндра.

Макет «Арена цирка».

Мотивация

Поделки для детей младшей группы.

Предварительная работа

Поход детей на цирковое представление.

Беседа о цирковых артистах.

Рисование «Цирк приехал».

Методические приёмы

Беседа об увиденном представлении.

Д/и «Кто участвует в цирковом представлении?».

Показ способа закручивания прямоугольника в цилиндр.

Рассматривание вариативных образцов.

Выбор деталей для «опредмечивания» поделок.

Размещение работ на макете «Арена цирка».

Разыгрывание цирковых сценок.

ИЮНЬ

Тема «Дома на нашей улице» (плоскостное конструирование на увлажнённой поверхности песка).

Цель

Закрепить знания детей о композиционном построении.

Закрепить знания о свойствах и качествах материалов.

Материал

Фруктовые косточки.

Игрушка Самоделкин.

Мотивация

Создание улицы, на которой мы живём.

Предварительная работа

Экскурсия по улице города.

Беседа о зданиях.

Д/и «Архитектор».

Методические приёмы

Рассматривание разнообразных материалов.

Приглашение Самоделкина помочь построить дома на улице.

Обсуждение замысла детей.

Выбор материала и места строительства.

Обыгрывание: «Самоделкин у нас в гостях».

ИЮЛЬ

Тема «Речные мосты» (конструирование на влажном песке).

Цель

Закрепить понятия «длинный - коротий», «широкий - узкий», «высокий - низкий».

Закрепить умение использовать в работе разнообразный материал.

Материал

Влажный песок.

Пенопласт.

Древесная кора.

Мотивация

Для сюжетно-ролевой игры.

«Водное путешествие».

Предварительная работа

Экскурсия к реке.

Д/и «Водный - воздушный».

Беседа о водном транспорте.

Методические приёмы

Создание игровой ситуации: «Отправляемся в водное путешествие».

Проблемная ситуация: «Что для этого нужно?».

Выбор необходимого материала для строительства мостов, водного транспорта.

Обсуждение объёма работы.

С/р игра «Водное путешествие».

АВГУСТ

Тема «Зоопарк» ().

Цель

Учить использовать в конструировании большие формы (картонные ящики).

Закрепить умение соотносить размеры.

Развивать планирующую функцию.

Материал

Картонные ящики.

Пенопласт.

Бумажная упаковка.

Природный материал.

Мотивация

Создание атрибутов для игры в зоопарк.

Предварительная работа

Экскурсия в зоопарк.

Беседа об экзотических животных.

Д/и «Угадай зверя».

Методические приёмы

Игровая ситуация: «Звери заблудились».

Проблемная ситуация: «Как им помочь?».

Рассматривание и выбор Материал а для изготовления вольеров, животных.

Расселение животных по вольерам.

Обыгрывание: «Зоопарк».

Календарное планирование по конструированию для детей средней группы разработала Т. Кругленя

Похожие статьи