Разноцветное путешествие, конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Инструменты

15.08.2019

Цель:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Оборудование:

Предварительная работа:

Воспитатель:

Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!»

Я с утра пришла сюда,

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля,

Это я… (по очереди дети называют себя по имени)

Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?

Воспитатель: у кого вы бывали в гостях?

Дети: у бабушки, у дедушки. У друзей. У родственников и т.д.

Воспитатель: а у сказочного героя вы были в гостях?

Дети: нет.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказочному герою. А к кому мы пойдем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать!

Дети: это бабушка Федора!

Воспитатель: правильно. Мы пойдем в гости к бабушке Федоре. Но как мы попадем в сказку?

Дети: С помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова.

Воспитатель: я предлагаю вам встать закрыть глаза и сказать волшебные слова: крибле, крабле, бумс!

(воспитатель надевает платок, берет на себя роль Федоры)

Федора: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуй, бабушка Федора! Мы пришли к тебе в гости

Федора: Как я рада вас видеть! Я очень люблю гостей. Ребята, сегодня утром почтальон Печкин принес мне послание, где просит отгадать загадки. Поможете мне?

Федора: Проходите на стульчики и внимательно слушайте.

Загадывание загадок.

Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (Половник!)

Суп, салат, пюре, котлеты

Подают всегда в … (Тарелке)

А на чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, … (Чашку)

На плите — кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый… (Чайник)

По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот.

Будет вкусная еда

С золотою коркою,

Если пользуешься ты…

Верно, сковородкою!

Картинки с посудой выставляются на наборное полотно.

Федора: Ребята, как одним словом назвать все эти предметы? (Посуда) .

Федора: А для чего нужна посуда? (Ответы детей) .

Идет рассказ

Федора: Было время когда от меня убегала посуда, но потом я поняла, что её нужно любить и ухаживать за ней. А как нужно за ней ухаживать? Вы знаете? Ребята, я хочу вам сказать, что посуда бывает разной по назначению. Посуда, в которой готовят пищу, еду называется кухонной. Посуда, из которой едят, называется столовой. Посуда, из которой пьют чай называется чайной.

(Выставляются картинки с наборами посуды) .

–Ещё посуда бывает сделана из разных материалов.

  • Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Ее называют фарфоровая.
  • Кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать –металлическая.

– Есть посуда, сделанная из других материалов, посмотрите и потрогайте некоторые предметы:

  • Это тарелка из глины (коричневая и шершавая) – она глиняная;
  • Ложка сделана из дерева – деревянная;
  • Стакан из стекла (тонкий и хрупкий материал) –стеклянный;
  • Кружка из пластмассы, не бьется – пластмассовая.

– Мы с вами узнали, из какого материала бывает посуда. Давайте повторим еще раз: из фарфора – фарфоровая и т.д.

Федора: Ребята, а что вы знаете о посуде? Назовите посуду, изображенную на картинках, и расскажите, для чего она предназначена.

Например: Кружка нужна для того, чтобы из нее… (пить чай).

Федора благодарит детей, а сейчас я предлагаю провести пальчиковую гимнастику.

«Мамины помощники».

Раз, два, три, четыре, Удары кулачками друг о друга.

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, начиная с большого

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили, Загибают пальчики, начиная с большого.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. Удары кулачками др. о друга.

Федора: Молодцы, какие, а мне поможете разобрать на группы посуду? На первый стол поставьте столовую посуду, на второй – кухонную. на третий – чайную. Да смотрите, не ошибитесь!

(дети выполняют задание)

Федора: а сейчас проверим, правильно ли вы расставили мою посуду?

Федора: молодцы, все знаете.

Пока вы раскладывали посуду, у меня самовар закипел. Смотрите как он кипел: сначала он пыхтел потихоньку, а потом выпустил весь пар: «ПФ-пф-пф». Давайте вместе покажем, как кипел чайник.

(Дыхательное упражнение «Самовар кипит»)

Федора: А сейчас я предлагаю поиграть. Согласны?

Игра с мячом

— Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.

Федора предлагает конверты с «разбитой посудой».

Игра «Разбитые чашки» Посмотрите, какие красивые чашки у меня на этих картинках, а в конвертах - такие же чашки, но разбитые. Помогите мне их склеить: сложите части правильно.

Итог занятия

– Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?

  • Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.
  • Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.
  • Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.

У мамы на кухне много посуды:

Здесь чайник, половник, кофейник и блюдо,

Кастрюли по росту на полках стоят,

Ковши и лопатки по стенкам висят.

Столовый сервиз приготовлен к обеду,

А чайный красиво на полке стоит.

И в хлебнице хлеб под красивой салфеткой

Душистый и вкусный к обеду лежит.

Насыпана соль в расписную солонку,

Положено масло аккуратно в масленку,

В салатник нарезаны овощи все,

И супница пышет уже на столе.

В посуде еду и хранят и готовят,

Хозяйки посуду и сушат и моют.

И, как от Федоры, она не сбежит,

Если чистой на полке стоит.

Видео занятия

Самоанализ педагога

Цель: Расширять представления детей об окружающих предметах.

Образовательные задачи: Расширение представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.

Развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к посуде. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Оборудование: цветные карточки с загадками, изображения кухонной, столовой и чайной посуды, предметные картинки с изображениями посуды, разрезные картинки, предметы посуды.

Предварительная работа: Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, предметов посуды, дид. игра «Что для чего? », составление рассказов-описаний о предметах посуды, отгадывание загадок, разучивание слов к упражнению «Мамины помощники».

1. На данной НОД решались дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

образовательная область «Коммуникация»: уточнять, обогащать, активизировать словарь по теме «Посуда», формировать навыки согласования, словоизменения, словообразование, умение отвечать полным распространённым предложением.

образовательная область «Социализация»: закреплять навыки поведения в игре, беседе;

образовательная область «Здоровье»: развивать слуховое и зрительное восприятие, плавный длительный речевой выдох;

образовательная область «Физическая культур»: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.

В ходе НОД прослеживалось единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

2. Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Образовательная деятельность проводилась в средней с подгруппой детей и длилась 19 минут 46 сек.

Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.

Для создания интереса воспитатель была в роли бабушки Федоры.

Непосредственно образовательная деятельность была построена в едином игровом сюжете.

Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, восприятие художественной литературы, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.

В процессе деятельности была использована физминутка для снятия мышечной усталости и дыхательная гимнастика.

3. Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД).

По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес.

Первая часть включала в себя организационный момент: загадывание загадок, для стимуляции слухового восприятия и внимания, мотивации.

Вторая часть составляла беседу, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, малоподвижную игру, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.

Третья часть – итог.

4. Методы и приёмы обучения.

Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.

Предложенные игры и упражнения подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи.

На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием игрового сюжета, сюрпризного момента, игр, иллюстраций.

В процессе образовательной деятельности преследовались и воспитательные цели: воспитывать любовь и бережное отношение к посуде, уметь видеть её красоту, желание сохранять её.

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.

Для расширения и закрепления знаний детей о посуде использовались такие приемы, как беседа о посуде, дидактические игры: «Назови ласково», «Для чего нужна посуда?», «Разбитые чашки», координация речи и движения: физминутка «Мамины помощники», упражнение для длительного речевого выдоха «Самовар».

Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера («почему?», «как вы думаете?») .

В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях.

5. Результативность.

В НОД считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.

Цели:

Формировать у детей умения по распознаванию цвета предметов. Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственную ориентацию, речь, мелкую мускулатуру кистей рук. Закрепить знания детей о цветах национального флага.

Оборудование:

Наборы прямоугольников из цветного картона красного, оранжевого, желтого, розового, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого, серого цветов; тетради в клетку, ручки, рисунки самолета, корабля, машины, несколько кружков из цветного картона разных цветов.

Ход занятия:

– Ребята, сегодня мы совершим разноцветное путешествие. Почему разноцветное? Потому что на этом занятии мы будем учиться различать цвета.
На каждой парте лежат наборы цветных прямоугольников. Давайте проверим, все ли прямоугольники на месте. Покажите, пожалуйста, зеленый прямоугольник. Что в природе бывает зеленого цвета? Покажите прямоугольник синего цвета. Что в природе бывает такого цвета? (Дети по очереди показывают другие цвета и называют, что бывает такого цвета).
Во время разноцветного путешествия мы будем делать остановки на станциях и выполнять интересные задания. Но сначала – разминка! Я загадываю вам загадку, а вы отгадываете ее и показываете прямоугольник того цвета, о котором упоминалось в этой загадке.

Белое одеяло
Землю одевало.
Солнце припекло –
Одеяло потекло.
(снег)

Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто –
Камнями набито.
(шиповник)

Как зовут меня, скажи:
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый...
(василек)

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только желтые лучи
У него не горячи.
(подсолнух)

Прыгает пружинка –
Зеленая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
Чемпион по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам.
(кузнечик)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь)

Белые горошки на зеленой ножке.
(ландыш)

Зимой белый, летом серый.
(заяц)

Долгий нос, рыжий хвост дивная краса, это – ...
(лиса)

–Отгадайте вид транспорта, на котором мы будем путешествовать. (Воспитатель показывает рисунки: самолет, под ним красный кружок; машина, под ней желтый кружок, лодка, под ней зеленый кружок.) Известно, что он обозначен не желтым и не красным цветом. Что это? (Лодка.)

–А теперь раскройте свои тетради и найдите в них нарисованную простым карандашом лодочку. Обведите лодочку ручкой. Старайтесь вести ручкой точно по карандашной линии. Теперь поставьте ручку на нос лодочки и проведите линию на три клетки вверх, на две клетки вправо, на одну клетку вниз, на две клетки влево. Что у вас получилось? (Флажок.) А что же это чайки так раскричались? Давайте нарисуем чаек. Уж не шторм ли они нам предвещают? Так и есть – небо затянулось тучами. Нарисуйте тучи. Начался шторм. Давайте нарисуем волны. Но вот из-за туч выглянуло солнце. Нарисуйте его. И поплыла наша лодочка дальше. Раскрасьте получившийся у вас рисунок цветными карандашами.

–А теперь – задание: придумайте такое название своей лодочке, чтобы в названии обязательно было слово, обозначающее цвет. («Золотой олень», «Синяя звезда», «Алые паруса», «Красная стрела», «Белый парус», «Голубая волна».)

–Сейчас пришло время отдохнуть. Вместе со мной повторяйте стихотворение и «летайте» как чайки, широко раскинув руки-«крылья», а когда услышите слово «шторм» – быстро возвращайтесь на свои места.

Белые, белые чайки с шумом летят над волной,
Милые, славные чайки, полные силы большой.

–Итак, мы продолжаем путешествие по волнам нашего моря. А как оно называется? Несмотря на то, что называется наше море Черным, вода в нем какого цвета? (Синего.) Покажите прямоугольник синего цвета. Какие цвета очень похожи на синий? (Голубой и фиолетовый.) А чем они отличаются от синего? (Голубой, младший брат, светлее синего, среднего брата, а фиолетовый, старший брат, темнее всех.)

–А вот и первая станция – «Наши флаги». Причалим к берегу. Здесь мы выполним вот какие задания. Знакомы ли вам эти флаги? Каковы цвета украинского (русского) флага? Изобразите флаг с помощью наших цветных прямоугольников.

–А вот и следующая станция – «Сказочная». Я буду читать сказку, а вы – находить нужный прямоугольник из цветового набора, указывающий на цвет того предмета, о котором будет идти речь, показывать и раскладывать на столе в строгом порядке.

«Посадил дед репку. А какого цвета репка?
Выросла репка большая-пребольшая. А ботва у нее какая?
Пора репку тащить. Тянет-потянет дед репку, никак не вытянет. А лицо у него от натуги какого цвета стало?
Сел дед на травку отдохнуть. Хорошо! Небо над ним какое?
Позвал дед бабку. Попробовали тянуть репку. Стала бабка от натуги бледнеть. Лицо у нее какого цвета оказалось?
Тянут-потянут, не могут вытянуть. Присели на скамеечку, внучку зовут. А скамеечка в зеленый цвет покрашена.
Внучка им машет с крыльца платочком. А платочек фиолетовый.
Внучка Жучку зовет, и бегут они вдвоем. А ошейник у Жучки коричневый.
Стали тянуть репку, не вытянут. Позвали кошку. А кошку звали Ночка, потому что шерсть у нее какого цвета?
Стали тянуть, никак не вытянут. А солнце над ними Светит какое? Оранжевое.
Тут решили они, что без мышки им никак не справиться. Позвали мышку. А шерсть у мышки какого цвета?
Прибежала мышка. Тут все дружно за репку ухватились и вытащили ее. А кого цвета сарафан у мышки вы уже догадались? (Остался один прямоугольник розового цвета.) Вот и сказке конец». – Ребята, кто попробует, глядя на разложенные на столе разноцветные прямоугольники, пересказать эту сказку?

– Следующая станция нашего путешествия – «Игровая». Поиграем в игру «Исчезновение цвета».

Дидактическая игра «Исчезновение цвета»

Запомните эти разноцветные кружки. Теперь закройте глаза.
Откройте глаза и постарайтесь определить, какой кружок исчез.

– Последняя станция – «Творческая». Из разноцветных прямоугольников попробуйте выложить какое-нибудь изображение.

– Молодцы! Нам пора возвращаться. Разворачиваем свое средство передвижения – лодочку – и плывем обратно.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Татьяна Синицына
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Предметы, облегчающие труд человека в быту»

Конспект занятия в старшей группе на тему : "Предметы , "

Задачи :

Образовательная :

Учить детей системному рассмотрению бытовых приборов в квартире и в детском саду;

Учить придумывать совершенно новые приборы, нагрузив их другими функциями;

формировать ретроспективный взгляд на предметы ,

формировать навыки запоминания , используя символику.

Развивающая :

Развивать память, мышление, творческое воображение, интерес к разным видам бытовых приборов;

Развивать навыки творческой, исследование работы.

Воспитывающая :

Бытовые приборы в оригинале : утюг, лампа, пылесос, мясорубка, магнитофон, нож, фен, холодильник, миксер, часы, телефон, стиральная машина, электробритва, швейная машинка, ножницы, посудомоечная машина.

Программное содержание :

формировать представления детей о предметах , ;

Обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться;

Закреплять представления о том , что предметы имеют разное назначение.

Методы и приемы :

Словесные (беседа, описательный рассказ) ;

Наглядные (рассматривание иллюстраций) .

Материал :

Картинки с изображением разных предметов , в том числе предметов , облегчающих труд человека в быту .

Ход занятия

Воспитатель : «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите , что вас окружает ».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов , перечисляют их.

Воспитатель : К какому миру относятся все эти предметы : к природному или рукотворному?

Дети : (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками .)

Воспитатель : А для чего человек придумал стол , кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы ?

Дети : Любой предмет для чего-то нужен , каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель : Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы , с помощью которых человек трудится , предметы , с помощью которых он рисует, а еще есть предметы , облегчающие труд человека в быту . Вы знаете такие предметы ? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки :

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов .

Физкультминутка : “ Как живешь?”

Воспитатель. Как живешь?

Дети. Вот так! (показать большой палец)

Воспитатель. А плывешь?

Дети. Вот так! (плывут любым стилем)

Воспитатель. Как бежишь?

Дети. Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами)

Воспитатель. Вдаль глядишь?

Дети. Вот так! (руки “козырьком”)

Воспитатель. Ждешь обед?

Дети. Вот так! (поза ожидания, подпереть щеки рукой)

Воспитатель. Машешь в след?

Дети. Вот так!

Воспитатель. Утром спишь?

Дети. Вот так! (руки под щеку)

Воспитатель. А шалишь?

Дети. Вот так! (надуть щеки и хлопнуть по ним кулачком)

Воспитатель : Итак, мы знаем, что человека окружает очень много бытовых приборов : одни предметы он придумал сам , а другие увидел в природе.

Воспитатель : Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем.

Игра «Найди вещи, облегчающие труд человека в быту » .

Воспитатель : Ребята, я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет , облегчающий труд человека в быту , хлопайте в ладоши, а если это другой предмет , не хлопайте.

Игра «Кому нужен?» , Направленная на развитие умения определять назначение предметов , облегчающих труд в быту , устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом , его облегчающим . Используется раздаточный материал : большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета , над которыми производятся трудовые операции , в нижнем ряду – пустые клетки, и маленькие карточки с изображением предметов , облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту . (Примерное соответствие : хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает : «Кому нужен…» .

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор : «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто» . Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

Воспитатель. Ребята, а какие советы вы бы дали малышам, чтобы не случилось беды?

Дети :

Не подходить близко к работающей газовой плите.

Быть осторожным с электроприборами и электропроводами.

Не трогать руками светящую лампочку.

Перед уходом выключить свет и все бытовые приборы.

Воспитатель. Ребята, все молодцы, всем спасибо!

Публикации по теме:

Задачи: Образовательные -Расширение представлений об аквариумных рыбках; -формирование представлений о пресноводных рыбах, их внешнем.

Валентина Какоша
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Беседа о человеке»

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим (подготовительная группа)

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие "

Какоша Валентина Валерьевна- воспитатель ГБОУ СОШ п. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» .

Тема : «Беседа о человеке »

Задачи : Формировать у детей представление о себе, как о человеке ; о его отличительных особенностях; о половом различии. Развивать наблюдательность, уметь находить отличия от других людей. Воспитывать заботливое отношение друг к другу.

Оборудование : Мольберт; энциклопедия; плакат «Человек » ; картинки (растения, животные, человек ) для работы в паре; картинки для игры «Цепочка» (малыш- дошкольник- школьник- студент- взрослый человек- пожилой человек ); плакат или картинкии «Полезные и вредные продукты»

Ход : Дети проходят на ковер и встают в круг

Воспитатель : 1) Ребятки, посмотрите какое солнышко светит к нам в окна, давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.

Дети садятся на ковер.

Воспитатель загадывает загадки

1 Если б не было его, Не сказал бы ничего. (Язык)

2 На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются (Глаза)

3Он бывает очень разным : добрым, вредным. Гордым, важным, длинным, маленьким, горбатым. Толстым, тонким, конопатым. (Нос)

4Два одинаковых столба идут по дороге, Мне никак без них нельзя- ведь это мои (Ноги)

5Нескучаюшки- подружкам днем и ночью вместе. Если делают ватрушки- обе будут в тесте. (Руки)

Стих «Пять маленьких братьев»

Пять пальцев на руке своей, Назвать по имени сумей. ПЕРВЫЙ палец- боковой- Называется БОЛЬШОЙ.

Палец ВТОРОЙ- указчик старательный, - Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. ТРЕТИЙ твой палец- как раз посредине, Поэтому СРЕДНИЙ дано ему имя. Палец ЧЕТВЕРТЫЙ зовут БЕЗЫМЯННЫЙ, Неповоротливый он и упрямый. Совсем как в семье, братец младший- любимец. По счету он ПЯТЫЙ, зовется МИЗИНЕЦ.

2) На мольберте нарисовать

Точка, точка, запятая. Вышла рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик- Получился- человечек !

О ком сегодня пойдет разговор? Плакат «Человек »

- Человек- это живой организм , как растение, животное. Он умеет передвигаться, ходить, бегать, дышать, чувствовать (слышать, ощущать запах, боль, голод, окружающую температуру ). Для того, чтобы жить, он должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Энциклопедия Человек в отличии от растений и животных - существо разумное : он думает, говорит и действует осознанно . Человек – также как растения и животные нуждается в определенных условиях среды : воздухе, воде, пищи.

Игра «Найди отличия» проводится в паре. На столах картинки растение- животное, растение- человек , животное-человек . Нужно найти отличия между этими живыми существами.

3) Вы нашли сейчас отличия, а теперь скажите, чем же отличаются люди друг от друга? (рост, цвет волос, глаз, кожи, национальностью)

Игра «Как можно сказать?»

Если глаза голубые – голубоглазый, зеленые -зеленоглазый, карие- кариглазый, черные- черноглазый.

Если кожа белая- белокожий, желтая- желтокожий, черная- чернокожий.

Если маленький- лилипут, высокий- великан.

Если мальчик, а становится- мужчиной, девочка- женщиной.

Игра «Собери цепочку» -дети делятся на две команды, на двух столах лежат картинки (малыш (ка, дошкольник (ца, ученик (ца, студент (ка, мужчина- женщина, бабушка-дедушка) .

Каждая команда должна разложить картинки по порядку и потом определить свое место в этой цепочке.

4) У человека есть части тела , давайте правильно их назовем и покажем на себе.

Игра «Назови правильно» я буду называть части тела у животного, а вы у человека .

Пасть- рот шерсть- волосы лапы- руки клыки- зубы морда- лицо когти- ногти брюхо- живот.

Физминутка У меня есть голова, Направо- налево раз, два. Она сидит на крепкой шеи, повертели- повертели. Затем туловище идет- наклон назад, наклон вперед, Поворот, поворот! Умелые руки есть у всех вверх- вниз, вниз- вверх. Ноги нам нужны, чтобы бегать, Прыгать, приседать, стоять. Вот такое мое тело! С ним все сделаещь на пять!

5) - Чтобы наше тело было здоровым,что нужно делать для этого? (мыться, есть витамины)

Кто же наши враги (микробы) Картинки

Как с ними бороться?

Игра «Полезная –вредная еда» дети делятся на две команды,на столах картинки. Нужно положить в ряд полезные продукты питания и вредные для нашего организма.

Если плакат –найти полезные и вредные продукты питания.

Стих воспитатель читает, дети показывают на себе.

Есть на пальцах наших –ногти, На руках- запастья, локти. Темя,шея, плечи, грудь. И животик не забудь! Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп. Есть колени и спина, Но она всего одна! Есть у нас на голове- уха два,

И мочки две. Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки. Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы посмотри, Подбородок под губой. Вот что значит мы с тобой!

6) Игра «Скажи ласково»

Нос- носик, глаз- глазик, рот- ротик и т. д

Итог О чем беседовали ?

Как нужно относиться к своему телу, что для этого делать?

Как относиться к окружающим тебя людям и живым существам?

Конспект подготовила — Мельникова Елизавета Валерьевна (на момент открытого занятия была воспитателем подготовительной группы, на данный момент являюсь директором детского сада «Тип-Топ» г. Алматы (ИП Мельникова Е.В.):

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе: «Насекомые. Муравей».

Цель: ознакомление учащихся с насекомым (муравей).

Задачи:

1. закреплять знания учащихся о насекомых и умение называть и различать их;

2. формировать умение различать муравьёв, знание о его строение; умение составлять рассказ описательного характера с опорой на схему;

3. коррекция грамматического и синтаксического строя речи, связной речи на основе составления простых распространенных предложений и короткого рассказа;

4. коррекция аналитико-синтетической деятельности;

5. коррекция зрительного восприятия, слуховой и зрительной памяти;

6. воспитание бережного отношения к окружающей природе

7. аппликация — муравей.

Оборудование:

Картина “Зеленый луг”, аудиозапись “Голоса природы”, изображение муравья по частям, ламинированное (каждому ребёнку), карточка с названиями частей тела муравья (на доску), картинно-графический план, природный материал (веточки, хвойные иголки, сухие листья, сухие почки, кора); насекомые ламинированные для загадок (отгадки) на каждый цветок (на лугу); части муравья для аппликации, листы бумаги для аппликации, клей ПВА, палочки для клея; маркеры для логического задания – найди дорогу муравью.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа.
Воспитатель: Долгожданный дан звонок-
Начинается урок! (дети входят под музыку в класс)
Песня на англ. языке — приветствие.
Say Hello
Say” Hello”.
I would like to get to know you.
Let’s be friends.
Say” Hello”.
Look at all the friendly faces
in the world.
Oh we all
Live together
In a world
that you’re share.
So shake hands
with your neighbors.
Let them know
That you’re there.

Say” Hello”.
Let a smile come shining through you.
Let it shine.
Say “Hello”.
GETTING SOFTER- Say “Hello”
WHISPER-Say “Hello”
LOUD- Say “Hello”.

Здравствуйте ребята! Прошу всех сесть на свои места.
Закройте, пожалуйста, глазки, расслабьтесь и представьте, что уже наступило лето (звучит аудио запись «Звуки леса»).

— Светит яркое солнце, нам тепло и приятно. Вдохните аромат цветов, которые растут вокруг. Весело поют птицы. Мы с вами оказались на зелёной лужайке. Открывайте глазки (вывешивается картина «Зелёный луг»).

— Кого на лугу не хватает?

Ребята:
Дети затрудняются в ответе.

2.Изучение нового материала.

Воспитатель:
— Сели красиво ножки вместе, спинки прямые. Сейчас мы друг другу загадаем загадки и попробуем их отгадать.

Ребята:

*** (ЭРИК)
Прыгает пружинка — зелёная спинка.
С травы на былинку, с ветки на тропинку. (Кузнечик)

*** (САТИ)
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
И поделится медком. (Пчела)

*** (ЛИЗА)
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотистые глаза.
Кто же это?… (Стрекоза)

*** (АЙДАР)
Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда ползу.
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь нажужусь! (Жук)

*** (АМЕЛИ)
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но с новой весною я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю, как птичка порхаю.
(Бабочка)

*** (ОСТАП)
Его фигура подвела –
Гораздо толще, чем пчела.
Полоски — словно у осы,
На брюшке — капельки росы.
Смотри, он плюхнулся на хмель —
Большой, мохнатый, толстый …
(Шмель)

*** (МАРГАРИТА)
Прилетела, села рядом,
Отдохнуть, набраться сил,
В чёрно-красном сарафане,
Вся в горошинках «больших»,
Изумительная крошка это …
(Божья коровка)

Песня про божью коровку на английском языке.
Ladybird, Ladybird, fly away home,
You house is on fire and your
Children all gone;
All but one, and her name is Ann,
And she crept under the frying pan.

Воспитатель:
— Правильно! Молодцы! Отгадали все загадки.
Ребята давайте мы с вами сейчас поиграем. Посмотрите на доску давайте вместе с вами вспомним название этих цветов (мак, тюльпан, одуванчик, ромашка, колокольчик, алтей лекарственный).
Надо посадить насекомое на цветочек и составить предложение, например: «Бабочка сидит на тюльпане» (приглашаю детей по желанию)
***
Посмотри на летний луг,
Приглядись внимательно,
Ты поймешь, что жизнь вокруг,
Очень занимательна.
И зеленая картинка
Сразу оживает:
Сел кузнечик на травинку,
Бабочка порхает,
Полосатый шмель гудит
Радостно и звучно…
Целый день здесь жизнь кипит,
Здесь совсем не скучно.
(воспитатель показывает на заполненный Зелёный луг на доске)
— Какое насекомое уселось на ромашку?
— Давайте расскажем, кто где находится?

И поиграем в игру «Закончи предложение».
· Муравей сидит около…(цветка)
· Божья коровка ползёт по… (листу)
· Шмель спрятался под…(листом)
· Гусеница сидит на… (цветке)
· Бабочка порхает над…(цветком)
· Жук сидит под…(цветком)
· Стрекоза летает около…(цветка)

Песня на русском языке.
В траве сидел кузнечик
В траве сидел кузнечик в траве сидел кузнечик
Совсем как огуречик зелененький он был
Совсем как огуречик
Представьте себе представьте себе
Зелененький он был
Он ел одну лишь травку он ел одну лишь травку
Не трогал и козявку и с мухами дружил
Представьте себе представьте себе
Не трогал и козявку
Представьте себе представьте себе
И с мухами дружил
Но вот пришла лягушка но вот пришла лягушка
Прожорливое брюшко и съела кузнеца
Представьте себе представьте себе
Прожорливое брюшко
Представьте себе представьте себе
И съела кузнеца
Не думал не гадал он не думал не гадал он
Никак не ожидал он такого вот конца
Представьте себе представьте себе
Никак не ожидал он
Представьте себе представьте себе
Такого вот конца

— Придумайте название картине.
— Перечислите обитателей зеленого луга, изображенных на картине.
— Назовите их одним словом (Насекомые).
— Как вы думаете, почему эти животные так названы? Посмотрите, на брюшке у всех насекомых имеются поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда и произошло название “насекомые” — от слова насекать.
А что есть ещё у насекомых кроме брюшка? Из каких частей состоят насекомые?

Ребята:
— Голова.
— Туловище.
— Крылья.
— Усики.
— Лапки.

Воспитатель: — Молодцы! Правильно!
— Окраска у насекомых у всех одинаковая? Форма крыльев? Глаза? Насекомые все крупные?
— Молодцы! Хорошо проанализировали.
— А сейчас, возьмите ваши лоточки, в которых лежит природный материал. Какой?

Ребята:
— Веточки.
— Хвойные иголки.
— Сухие листья.
— Сухие почки.
— Кора дерева.

Воспитатель:
— Совершенно верно. Постройте из этого природного материала дом.
— Сложно?
— Как вы думаете, какое насекомое строит из таких материалов себе дом?
***
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи.
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.

Ребята:
— Муравьи!

Воспитатель: — Правильно! Муравьи!
Муравьи – это насекомые. Они бывают коричневого и рыжего цвета. Муравьи очень маленькие и трудолюбивые. У муравья есть голова, грудка, брюшко, усики, глаза, рот, 6 лапок. Живут муравьи в лесу. Их гнезда называются муравейники, высота которых может быть более 1 м. Их строят из сухих травинок, хвоинок, обломков веточек, чешуек от сухих почек деревьев. Все это — надземная часть жилища муравьев. Из нее по проходам муравьи попадают в подземную часть жилища. Муравьи строят свое жилище несколько лет. В одном муравейнике живут десятки тысяч муравьев.

Пища муравьев – различные гусеницы, бабочки, улитки, черви, мухи, жучки. Крупную добычу (гусеницу) тащат в муравейник сразу несколько муравьев: одному из них такая ноша не под силу.

Муравьи – полезные насекомые. Они уничтожают вредителей леса. Муравьев называют “санитарами леса”, т. к. они уничтожают различных насекомых, повреждающих кору и листья деревьев. К тому же муравьи рыхлят почву и разносят семена растений. А сами служат пищей птицам.

— А теперь давайте посмотрим на доску.

3.Рассматривание предмета.
(раздаю лоточки с частями тела муравья; составляют на столе насекомое)

4.Анализ предмета по частям с точным обозначением каждой части
— Как называется эта часть? (карточка со словом “голова” прикрепляется рядом и т. д.)
— Как называется часть муравья, которая прикрепляется к голове?
— На какой части тела муравья имеются насечки?
— Что есть на голове у муравья?
— С помощью чего муравей передвигается?
— Из скольких частей состоит тело муравья? (повтор и показ частей слабым учащимся)

Физминутка
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.
(Дети выполняют движения по тексту)

Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
— Жук, пчела, муравей, кошка;
— слон, бабочка, шмель, гусеница;
божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
— ёлка, таракан, муха, кузнечик;
— паук, бабочка, комар, кровать.
Отвечает ребёнок, которому воспитатель кидает шарик или мячик.

5.Составление рассказа по картинно-графическому плану.

6. Обобщение знаний, полученных на уроке. Подведение итогов урока.

Игра на английском языке: Насекомое – Не насекомое.

Воспитатель:
День закончился, но впрок
Надо повторить урок!
Если я скажу про вас,
Отвечаете сейчас:
“Это я, это я, это все мои друзья!”
Не согласен – так кричи,
Всем ребятам сообщи:
“Это не я, это не я, это не мои друзья!”
— Муравейник мы найдем,
Понаблюдаем и уйдем.
— С берега кидаем в реку
То пакеты, то газеты.
— Мы ежонка увидали
И домой его забрали.
— Не развожу костров в лесу,
Берегу его красу.
— Чтобы ягоды собрать,
Надо ветки обломать!
— По тропинке кто шагает,
На муравьев не наступает?
— В выходной мы в лес идем,
Музыку с собой несем,
Чтобы вдоволь накричаться
И на ветках покачаться.

— Природа – это наш общий дом. Ее надо беречь насколько хватает сил! С бесцельно сорванной ветки или цветка, пойманной бабочки или жука, разрушенного муравейника начинается разрушение, уничтожение природы.
Помните всегда об этом и берегите природу!

Воспитатель:
— А сейчас, предлагаю вам вместе с вашими родителями сделать аппликацию: « Муравей и его муравейник». Муравья мы вырежем и наклеим на лист, а вот муравейник у нас с вами получится почти настоящий, вы его сделаете из природного материала.

Получилось? Ну вот видите, какие вы дружные!
И напоследок, отправим нашего муравьишку домой. Возьмите маркеры и найдите ему дорогу домой.
Молодцы! Понравился Вам наш урок? А вам уважаемые родители?

Спасибо всем. Урок окончен.

Фоторепортаж с открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе: «Насекомые. Муравей»:










Похожие статьи