Разносторонняя личность. Что для меня гармонично и всесторонне развитая личность

19.07.2019

2.2. Всестороннее формирование и развитие личности как цель воспитания


Решение проблемы формирования и развития личности в процессе воспитания связано с проблемой определения его целей.

Цель – это мысленное представление конечных результатов. Цель воспитания есть определение (прогнозирование) тех положительных изменений, которые должны произойти в результате формирования и развития личности в ее социально-психологических качествах. Отсюда следует, что главной целью воспитания является всестороннее формирование и развитие личности. Такое содержание в цель воспитания вкладывал еще А.С.Макаренко: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания, решительно всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться» .

В учебных пособиях по педагогике рассматриваемые понятия зачастую трактуются как синонимы, да еще с добавлением слова «гармоничное». Однако, как показано выше, понятия «развитие» и «формирование» имеют различное значение. Поэтому, когда речь идет о всестороннем формировании личности, необходимо иметь в виду изменения, происходящие в ее знаниях, способах деятельности и качествах (интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических). Следовательно, всестороннее формирование личности – это процесс количественных и качественных изменений, происходящих при усвоении человеком социального опыта в его интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических качествах.

О всестороннем развитии можно говорить тогда, когда имеют место определенные изменения во всех сторонах личности (опыте, функциональных механизмах психики и типологических свойствах). Поэтому под всесторонним развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые непосредственно или опосредованно происходят в опыте личности, ее функциональных механизмах и типологических свойствах, т.е. во всех сторонах личности.

Гармоничность всестороннего формирования и развития предполагает наличие целостности, равномерности и одновременности в формировании качеств личности и изменений в ее всех сторонах. Такое в реальности никогда не может произойти. Следует заметить, что это понимали некоторые представители теории коммунистического воспитания, поэтому всестороннее и гармоничное формирование и развитие личности они называли идеалом воспитания, к которому должен стремиться человек, но которого никогда нельзя достичь.

Поскольку воспитание представляет собой целенаправленный педагогический процесс формирования качеств личности, то всестороннее воспитание человека включает в себя следующие составные части.

В данной статье будет раскрыто, как всестороннее развитие личности определяет баланс вашей жизни. По ходу прочтения вы сможете проанализировать свою жизнь и определить, как гармония вашей жизни соотнесется со всесторонним развитие вашей личности.

Человек существо коллективное. Мы развиваемся в обществе. Социальная жизнь для каждого из нас очень важна в той или иной степени. Современное общество прививает человеку ценности жизни – что важно, а что нет. Каждый из нас стремиться к своему счастью:

  • кто-то хочет быть финансово независимым;
  • кто-то найти свою вторую половину;
  • кто-то поправить здоровье.

Компромисс между «надо» и «я хочу»

Мы мечтаем, стремимся реализовать свои желания. Внешние обстоятельства диктуют нам свои условия жизни. Человеку приходится согласовывать свои внутренние устремления с внешними обстоятельствами. Не каждому человеку удается реализовать свои мечты, достигнуть своих целей, стать тем, кем он хочет быть, жить той жизнью, которая ему нравиться. Жизнь превращается в некий компромисс между «надо» и «я хочу». Человеку приходится приспосабливаться к внешним условиям жизни, отказываться от своих желаний, брать от социальной жизни то, что предлагается, а не то чего на самом деле хочется. В итоге внутреннее напряжение человека растет, перерастает в абстрактную неудовлетворенность процессом жизни. Жизнь приобретает блеклые краски, мы начинаем жить неинтересной, рутинной жизнью. Постепенно мы теряем баланс жизни, тонкую настройку, которая позволяет чувствовать радость, счастье, удовлетворенность по жизни. Окружающая нас гармония превращается в дисбаланс.

Баланс жизни – всестороннее развитие личности

Для того что бы понять, что имеется в виду, когда говорят баланс жизни человека, рассмотрим аспекты жизни человека в современном обществе.

Человек проявляется в своей жизни в основном по восьми направлениям (индивидуально их может быть больше):

1. Здоровье.

2. Деньги.

3.Бизнес / карьера.

4. Личностный рост.

5. Духовный рост.

7. Отношения.

В каждом из вышеприведенных аспектов есть свой особый баланс. С каждым направлением связаны те или иные желания человека. Если человек не может достичь своих целей в какой то из областей своей жизни, он начинает испытывать чувство неудовлетворенности.

Например, возьмем аспект «Деньги» — если есть нехватка денег, и нет возможности улучшить ситуацию, то можно себе представить, что приходится переживать и чувствовать человеку каждый день.

А теперь представьте себе, что в каждой из областей жизни присутствует наличие неудовлетворенности. Естественно человек становиться неудовлетворенным по жизни, начинает сетовать на судьбу, думать о себе как о несчастном человеке. Воспринимает жизнь как нечто, что приносит дискомфорт, страдания, где необходимо бороться за существование.

Само ощущение счастья по жизни для каждого человека достаточно субъективно. Для одного человека положение вещей вполне может сойти за счастье, для другого может восприниматься как дискомфортное состояние, отсутствие удовлетворенности.

К примеру, финансовый достаток — для каждого из нас зависит от наших потребностей и естественно у каждого из людей он будет разным, а значит и степень удовлетворенности тоже разная.

Это далеко не полная картина — ведь на самом деле нельзя провести четкой границы между аспектами жизни человека. Каждый из направлений взаимовлияет друг на друга.

Ценности в жизни человека

Особую роль в балансе жизни играют наши ценности (материальные, моральные, духовные). В соответствии с ними мы стараемся действовать, проживать нашу жизнь. Если человек забывает о них или не учитывает, он не может построить счастливую гармоничную жизнь.

К примеру, мы устраиваемся на престижную высокооплачиваемую работу. На первый взгляд нас все устраивает и мы очень довольны, у нас хорошая зарплата. По истечении времени наш уровень удовлетворенности постепенно может измениться от » + » к » — «. Ощущение радости от работы проходит, и рутина начинает засасывать. Почему это происходит? Где делся тот «+»? Возможно при поступлении на работу мы не учли еще одной нашей ценности (к примеру: личностный рост) — нам должна нравиться работа, рабочая обстановка должна развивать нас как личность, требовать от нас личностного развития, самосовершенствования. Или возможно мы знали, что не все наши запросы сможет удовлетворить данная работа (в основном удовлетворяет только финансовые). Тогда мы сознательно пошли на компромисс без учета наших ценностей. В любом случае человек чувствует себя в такой ситуации неуютно.

Здесь может быть два варианта событий:

  • человек начинает менять ситуацию в соответствии со своими ценностями и запросами или
  • приспосабливается, продолжая жить с чувством дискомфорта по жизни.

Как же жить, действовать, сохраняя баланс и гармонию в жизни?

Что если баланс нарушен? С чего начать? Прежде всего, необходимо рассматривать свою жизнь цельно не фрагментировано. Не делить ее на работу, быт, хобби и т. д. Постараться видеть взаимосвязь и взаимовлияние аспектов жизни. Если мы сильно ринемся зарабатывать деньги или добиваться успеха (без учета баланса жизни) — то мы можем потерять в секторе «здоровье» и нам придется тратить заработанные деньги для его восстановления или отношения в семье могут ухудшиться, так как мы стали меньше уделять внимания своему спутнику по жизни и своим детям и т. д.

Ключом к балансу жизни является всестороннее развитие личности, т.е необходимо развиваться не в одной выбранной области жизни (например, бизнес или карьера), а учитывать все области жизни, и расти в каждой из них.

Так же необходимо определить наши ценности. Что действительно важно для нас, а что нет? Обозначить свои приоритеты. Согласовать наши желания и действия в соответствии с нашей системой ценностей. Начать совершать действия в соответствии с нашими приоритетами.

P.S. Как это сделать правильно и какие применять методики? Об этом подробнее мы будем рассматривать в следующих статьях.

Желаем Вам хорошего настроения и позитивных перемен в жизни!

Наталья Белая (Бояркина)
Всестороннее развитие личности ребенка через физическое развитие

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ д/с № 28 п. Чернышевск

Тема : всестороннее развитие личности ребенка через физическое развитие

Выполнил :

Белая Н. М

инструктор по физическому воспитанию

п. Чернышевск

введение

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических и духовных качеств – одна из основных задач современного общества.

Уже не первый год на всех уровнях высказывается мнение о необходимости активизации физического воспитания подрастающего поколения. В 2005 г была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

В рамках Программы приоритетным направлением определено развитие детской физкультуры и спорта. В настоящее время идет 2 этап реализации Программы. Цель и задача этапа : создание условий для приобщения к регулярным занятиям физкультурой, а также создание эффективной системы физического воспитания и развития детей .

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием и образованием, как впервые 6 лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного развития личности .

Выдающийся В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие , прочность в знаниях, вера в свои силы.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности , его ценностей, ориентации в окружающем мире.

Педагогами и психологами (Л. С. Выготский, А. Валлон, М. М. Кольцова) установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи , мышлением.

У многих детей дошкольного возраста неустойчивое внимание, что обуславливает процесс памяти, слабо происходит процесс развития речевого дыхания . Часто отсутствует правильная артикуляция, сила голоса, выразительность, ритм голоса, практически не развито чувство темпа речи .

Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребенка . Существует наличие тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Г. А. Казанцева 1993г, В. А. Баландин 2000г, Н. И. Дворкина 2002 г)

В настоящее время остро стоит задача осмысления особенностей психического развития современных детей , в частности, их эмоциональной устойчивости, обеспечивающей положительные результаты общения, обучения и социализации. Эмоционально устойчивый человек продуктивен и успешен.

Физическое и психическое здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы , дарований и природных способностей. Особенно важно подчеркнуть, что физическое воспитание – это не только развитие двигательного аппарата и физических качеств , это еще и средство способствующее развитию всех областей головного мозга ребенка . В процессе физического воспитания создаются разнообразные ситуации, в том числе конфликтные, в которых выявляются и изменяются отношения дошкольника к обществу, к людям, к самому себе. Двигательная деятельность на фоне сильного эмоционального возбуждения приучает подчинять личные интересы интересам коллектива, владеть собой, проявлять дисциплинированность, честность, смелость, решительность. Наблюдается зависимость между состоянием психомоторного развития и проявление трудностей в эмоциональном, коммуникативном развитии детей . Выполняя свои специфические функции, физическое развитие объективно связано с такими приоритетными направлениями как умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

В связи с этим целью моего исследования было - определение возможностей физической культуры , как средства всестороннего развития личности ребенка-дошкольника .

Объектом исследования является : процесс физического воспитания

Предметом : разделы программы «Детство» и вытекающие из них

образовательные и воспитательные задачи

Первые шаги в математику

Развитие речи

Театрализованная деятельность

Экология-ребенок и мир природы

Социально-эмоциональное развитие

Гипотеза : предположим, что физическое воспитание , несет в себе функцию всестороннего развития личности ребенка .

Задачи :

Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме (разделы программы «Детство» )

Определить взаимосвязь физического воспитания с воспитательно-образовательными задачами Программы и возможностью их решения

Изучить имеющийся опыта внедрения воспитательно - образовательных задач в процесс физического воспитания .

Методы :

Анализ литературы

Изучение опыта

Наблюдение

Диагностическое исследование

одержание

Введение

1. Разделы программы «Детство»

2. Воспитательно-образовательные задачи разделов Программы реализуемые в процессе физического воспитания

3. Роль подвижных игр во всестороннем развитии личности ребенка .

Заключение

Литература

Приложение

разработки речетативов, элементов психогимнастики, дыхательных упражнений, релаксаций, мимических упражнений

примерные проекты

диагностика-экспертиза

1. Образовательные разделы программы «Детство»

1 Первые шаги в математику

2. Развитие речи

3. Театрализованная деятельность

4. Экология- ребенок и мир природы

5. Социально-эмоциональное развитие

2. Воспитательно-образовательные задачи решаемые в процессе физического воспитания

Первые шаги в математику :

Ориентировка в пространстве и выделение пространственных отношений;

количественный и порядковый счет и номер;

определение равенства и неравенства предметов по конкретному признаку (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, тонкий-толстый) ;

различие геометрических фигур и правильное их название;

построение на группы по 2, по 3;

воспроизведение хлопков, движений на слух

Развитие речи :

Развитие темпа , ритма, тембра и интенсивности речи;

улучшение артикуляции;

профилактика различных нарушений звуковой культуры речи;

формирование художественно-речевых исполнительских умений;

развитие связной , монологической и выразительной речи.

Театрализованная деятельность :

развитие творческого воображения и фантазии;

имитация, импровизация и выразительность движений;

способность передавать через движение эмоциональное состояние;

способность входить в воображаемую ситуацию;

развитие жестов мимики и пантомимики;

воспитание эстетических чувств

Экология- ребенок и мир природы

усвоение основ экологической безопасности;

названия обитателей растительного и животного мира;

через движение , создание собственного образа к изображаемому персонажу;

развитие эстетических чувств .

валеологические основы :развитие интереса к активной двигательной деятельности;

привитие навыков здорового образа жизни;(профилактика и устранения вредных привычек

повышение резервных возможностей организма (сопротивляемость и закалка) .

воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

воспитание привычек личной гигиены ;

Социально-эмоциональное развитие

Самооценка собственного «Я» ;

воспитание морально-волевых качеств : доброжелательность, взаимопонимание, целеустремленность, честность, уравновешенность;

воспитание взаимопомощи и умения объединяться;

развитие коммуникативных способностей и воспитание толерантности;

развитие волевых навыков и преодоление трудностей

умственное и нравственное воспитание;

трудовое воспитание : старательное и аккуратное выполнение поручений, бережное отношение к предметам и оборудованию, уборка и расстановка физкультурных пособий;

Из опыта работы

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется не только здоровье, но и осуществляется всестороннее развитие личности .

Я работаю в ДОУ руководителем по физической культуре . До этого работала много лет воспитателем и поэтому хорошо знаю психофизиологические особенности ребенка-дошкольника . В процессе своей работы приходилось заниматься самообразованием и перечитывать большое количество разных методик, программ и технологий из которых почерпнула много нового и интересного. Пришла к определенному выводу, что физическое воспитание не должно сводиться только к мускулатурной деятельности. Особенно меня заинтересовала «Программа педагогики –оздоровления» под редакцией В. Кудрявцева. Действительно, двигательная деятельность является чудесной основой для других видов учебно-воспитательной работы. А совершенствование старых и создание новых организационно-методических подходов (традиционных и нетрадиционных) позволило обеспечить улучшению результатов в воспитании и образовании.

В процессе исследования своей педагогической работы, в должности инструктора по физкультуре, с новой точки зрения проанализировала всю двигательную деятельность детей. Пришла к выводу, что с введением в физкультурно-оздоровительную работу с детьми, новых методик и технологий, появилась возможность решать сопутствующие задачи образовательного и воспитательного характера. Такие как : первые шаги в математику, развитие речи , театрализованная деятельность, экология, валеология, социально-эмоциональное развитие .

Математика и физическая культура… Казалось бы, ну никаких параллелей здесь провести невозможно, но на деле совсем не так. Уже на первых этапах обучения ребенка ходьбе прослеживаются и первые результаты. Например, ходьба под счет 1,2-3,4. И если обратить глубокое внимание на программные требования по физическому воспитанию , то можно проследить каким образом решаются задачи математики в разных видах движений.

ходьба с ориентировкой в заданном направлении (диагональ, середина зала, «змейка»

ходьба со счетом «10 шагов на носках, 8 шагов на пятках» ;

ходьба с заданием «изобрази части суток» ;

ходьба под речетативы «раз шажок и два шажок, левый-правый сапожок» ;

различные перестроения и построения по 3, по 2, «парами» , в «круг» ;

расчеты на 1-2;

повороты на право, налево;

прыжки с заданием через «низкую скамейку» , через «высокую» скамейку;

прыжки, наклоны. повороты, упражнения для рук и ног по названному числу или показанной цифре;

шаги и прыжки на один больше или на один меньше

прыжки с поворотами на 900- 1800

Можно давать детям упражнения на познание величины предметов и сравнение конкретных протяженностей через двигательный анализатор

Например, детям предлагаем пройти по «широкой-узкой» , «короткой-длиной» дорожке. Перешагнуть через «широкий» , «узкий» ручеек. Дети анализируют, где удобней шагать. Пробежать «медленно-быстро» .

Дать задание на бросание, ловлю и метание мячей и различных предметов . Брось дальше, выше или в указанном направлении. Попутно определить какой формы мяч и его свойства.

В организации различных игр-эстафет ребенку предлагаем определить количество предметов, провести группировку по форме, либо сравнить предметы по величине. Например, каждому участнику команды по очереди надо допрыгать на правой ноге до обруча, положить в него 5 маленьких кубов и 3 больших, или из разложенных геометрических фигур убрать лишние. Раздать детям карточки с геометрическими фигурами и построиться в группы «квадраты» , «треугольники» , «круги» -чья группа самая быстрая. Сделала карточки с геометрическими фигурами, дети получают задание в зависимости от изображенной фигуры : «квадрат» -шагают, «круг» -прыгают, «треугольник» -приседают. Интерьер нашего физкультурного зала мы оформили различными геометрическими фигурами. Разрисовали пол и стены квадратами, кругами, треугольниками разных цветов и размеров. Обучая детей различным видам ходьбы и бега , предлагаю ориентироваться по геометрическим фигурам : «шагаем до квадрата, поворот у треугольника» . Даю задания на развитие глазомера «попади мячом в круг, квадрат, треугольник» .

Для снятия напряжения и усталости у детей, применяю различные виды упражнений с воспроизведением хлопков, движений на слух. Например, предлагаю поиграть в «капельки дождя» - дети хлопают в ладоши в соответствии с текстом :

«Начался дождь и упала одна капля -1 хлопок

Упало 2 капли - 2 хлопка

Упало 3 капли – 3 хлопка

и так до 5 или 10 капель, затем обратный счет

«Дождь заканчивается – упало 5 капель-5 хлопков

Упало 4 капли- 4 хлопка» и т. д.

Упражнения для мелкой моторики рук содержат математический счет :

(дети складывают ладони, отбивают хлопки пальцами, прижимая нижнюю части ладони плотно друг к другу : 1,2,3,4 кто живет у нас в квартире? 1,2,3,4,5 всех могу пересчитать-пальцы прижимают и хлопают ладонями «папа, мама, брат» … и т д.)

При организации подвижных игр, выбираем ведущего по различным считалкам , которые содержат математический счет. (один, два, три.)

Такой подход к организации двигательной активности, позволяет детям лучше осознать математические представления и решать в некоторой степени проблемы связанные с усвоением поставленных программных задач по математике : количественный и порядковый счет, обратный счет, названия геометрических фигур, ориентировку в пространстве и т. д.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиям многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка , тем лучше развивается его речь . Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикулярных органов (губ, языка, нижней челюсти, которые являются ведущими в формировании правильного звукопроизношения. С одной стороны, двигательная активность помогает интенсивней развивать речь ребенка , с другой- формирование движений происходит при участии речи.

Возникали трудности ходьбы скрестным шагом, предложила детям делать эти шаги под потешку «лиса по лесу ходила» … результат был очевиден, я смогла сформировать движение при участии речи.

Обратила внимание на то, что чем меньше двигательный опыт детей, тем меньше их словарный запас. К таким выводам я пришла, когда стала использовать в своей практике «речитативы» . И особым объектом исследования стало развитие речи детей в момент двигательной активности. Речитативы в комплексе с движениями позволяют активизировать речевую деятельность детей. Развивается взаимосвязь речевой деятельности с движениями. У детей быстрее происходит переход к активной речи, совершенствуется сама речь. В результате сопровождения движений стихами развивается у детей словесная , произвольная и непроизвольная память. Ходьба под речевки и речитативы развивает темп , ритм, тембр и интенсивность голоса ребенка .

Через подвижные игры с текстовым сопровождением развивается монологическая речь , художественно-речевые исполнительские умения. У детей с дефектами речи улучшается артикуляция, идет профилактика нарушения звуковой культуры речи. Прекрасным средством для развития творческой речевой деятельности являются русские народные игры, т. к. практически все они содержат словесность.

Такая положительная динамика обуславливает целесообразность использования «речитативов» , различных подвижных игр со словами текстами, в двигательной активности детей.

В различных видах упражнений и действий с предметами развивается мелкая моторика рук . Общеразвивающие упражнения с платочками, кубиками, флажками, мячами, кольцами и шариками укрепляют кисть ребенка и развивают моторику . Разнообразные цвета флажков, мячей, пособий формируют у детей восприятие цветовой гаммы. Цветовая палитра окрашенных стен, пола физкультурного зала радует глаз ребенка и помогает различать оттенки цвета.

Важнейшая особенность творчества дошкольника – насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвритическую личность » (Развитие креативности дошкольников. М. изд. знания, 2007 г).

Театральная деятельность в ДОУ - это огромный потенциал энергетического и эмоционального запаса для деятельности детей. В физкультурно-оздоровительной работе с детьми появились новые нетрадиционные формы и методы организации физкультурных занятий - тематические, сюжетные, игровые. В результате такого нововведения появилась уникальная возможность решать задачи и театральной деятельности. С введением в практику своей работы различных тренингов , упражнений на релаксацию, психогимнастики, пришла к выводу, что такие нетрадиционные формы непроизвольно способствовали созданию «маленького театра физкультуры» . Детям очень нравится выполнять «подражательные» движения по карточкам, на которых изображены животные или предметы.

Например, раздаю карточки каждому ребенку , он не показывает, другу. Затем прошу по очереди каждого ребенка изобразить в движении, что нарисовано на карточке у него, все должны угадать и назвать, что это или кто это.

Таким образом, развивается творческое воображение и фантазия ребенка .

Проведение развлечений , досугов и праздников физкультурно-оздоровительной направленности, с участием сказочных персонажей, позволяют выявить у детей артистические способности. Дети участники, во время развлечения , становятся настоящими маленькими актерами и актрисами.

Мир экологии- также в некотором виде является полем деятельности физической культуры . Для поддержания интереса к двигательной активности, я сделала подборку стихов и четверостиший для общеразвивающих упражнений , вводной части занятия и гимнастики. Дети с удовольствием двигаются под чтение стихотворений с сюжетом. Через стихотворную форму в сочетании с движениями дети пополняют знания о разных видах обитателей животного и растительного мира, создают собственные образы к персонажам. Через элементы упражнения психогимнастики, у детей, развиваются эстетические чувства : «солнышко-колоколнышко» , «мы-теплые, нежные лучики» , «красивые цветы» . Релаксация под аудиозапись-журчание ручейка, голоса птиц, шум морских волн, вызывает эмоциональный отклик в сердцах детей. Элементы релаксации активизируют деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения. В связи с этим физическое воспитание через привитие основ валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте.

Валеология – наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра. Валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т. е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.

Рост болезней «цивилизации» настоятельно требует формирования у детей начиная с дошкольного возраста, основ здорового образа жизни. Перед нами стоят задачи : учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм, формировать представления о строении своего тела, формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому. Необходимо научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру , закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечивает оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей.

Работая в этом направлении, я стараюсь прививать детям интерес к активной двигательной деятельности, прививаю навыки к здоровому образу жизни, что способствует формированию у детей валеологических основ, повышаются резервные возможности организма, сопротивляемость к болезням, развивается закалка . На занятиях, при выполнении физических упражнений дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка, учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь.

Формирование личности дошкольника в процессе физической культуры , еще одна задача, которая решается в процессе двигательной активности. Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я» , а также переживания в качестве индивида – успешно может решаться в процессе выполнения физических упражнений .

«Движение, даже самое простое, дает ребенку пищу детской фантазии, развивает творчество , которое является высшим компонентом в структуре личности , представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка , которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.

Занимаясь самообразованием и изучая материалы учебного курса В. Г. Алямовской, «Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ» , меня заинтересовала лекция с темой «психофизические и социально-психологические факторы здоровья». Я согласна с утверждением, того, что «здоровье не есть признак духовности» , другими словами можно быть физически крепким человеком , но при этом психически ущербным» (В. Г. Алямовская) . И в своей практической работе я стараюсь создать условия, обеспечивающие и психическое, и физическое здоровье детей .

Процесс обучения детей ставлю таким образом, чтобы вызвать заинтересованность и эмоциональный отклик. Особую роль уделяю игровым двигательным заданиям, подвижным играм, развлечениям , которые всегда интересны детям, т. к. они обладают большим эмоциональным зарядом. В большой мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры-драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты). И если моих воспитанников спросить : в какую игру будем играть», можно не сомневаться- ответят : «Никанориху» или «Бояре» . Ведь именно такие игры вызывают положительные эмоции. Фольклор – эмоционально – образное средство влияния на детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

Физическое воспитание закладывает основы трудового воспитания ребенка . Дети помогают мне приготовить инвентарь к занятиям- расставляют скамейки, раскладывают пособия и атрибуты. С младшего возраста приучаю детей бережно относиться к инвентарю и в конце занятия обязательно убирать свое рабочее место.

При выполнении таких заданий у детей вырабатываются положительные привычки : старательность, прилежность, аккуратность.

Много раз мне доводилось наблюдать, как дети стараются преодолеть определенные трудности, связные с выполнением двигательных заданий и упражнений на продолжительное и многоразовое и монотонное повторение. Например, упражнения с предметами, требующие усилия :

Сделать 8-9 приседаний, поворотов, наклонов («мы наклоны выполняем, но колени не сгибаем» ) и т. д. Усвоение нового материала, так же требует от ребенка определенных физических и психических усилий. Особенно при выполнении упражнений для гибкости суставов. Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества , как самоуважение, гордость.

Физическое воспитание обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании дошкольника – формирует красоту телосложения и движения человека.

Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения , воспитывается понимание простоты и изящества движений.

детей. В ДОУ был создан художественно-спортивный кружок «Елочка» . Направленность которого – эстетическое развитие во взаимодействии с физическим воспитанием .

Человеку присуще стремление к счастью и свободе. Поэтому общественный идеал личности всегда связывался с этими поня­тиями. Но что необходимо для счастья человека? При каких дей­ствиях он чувствует себя свободным? Для педагогики эти вопросы важны тем, что ответы на них раскрывают содержание цели вос­питания, следовательно, и содержание самого воспитания в зна­чительней мере.

философия дает ответы на вопросы о сущности счастья и сво­боды, но единого учения об этических категориях в философии, как и в других науках, нет.

Древнейшие философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармонично развитой личности, централь­ными качествами которой являются мудрость, здоровье, благо­родство. В «Диалогах» Платона мы находим утверждение, что сча­стливым может быть только человек мудрый. Мудрость же не толь­ко в философских рассуждениях, но и в правильном использо­вании вещей на основе знания, сочетающегося с умением что-то делать и пользоваться сделанным. Мудрости можно научиться, она не придет сама собой (см.: Платон. Диалоги. - М., 1986. - С. 113-135).

Мудрыми, а значит, и счастливыми могут быть и мастер игры на флейте, и грамматик (мастер написания и прочтения текстов), и искусный кормчий, военачальник, врач и плотник. Трудолюбие как способность завершить избранное дело, как добровольная терпеливость и безупречная способность к труду тоже должны быть присущи человеку (см. там же. - С. 429).

Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали предпочтение духовному (у Аристотеля мышление человека есть высшее блаженство, ра­дость жизни), составляло цель воспитания. Ее достижению служи­ло обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластич­ность тела, способность рассуждать, делать вычисления, укрепляло силу воли и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царивший в Древней Греции, был основой идеи гармонии физических и ду- х °вных качеств, совпадающей с понятием добра как цели вос­питания.

В Средние века почти повсеместно на Земле господствовала подчинения и служения человека Богу. В значительной мере ^а в несколько измененном виде сохранилась и до нашего вре-

е Ни. Различные религиозные учения - буддизм, магометанство, Рйстианство, иудаизм и т.д. - имеют свои особенности. Общим

я Них в отношении цели воспитания является подчинение по-

мыслов и дел человеческих служению Богу. Воспитание к н сформировать такую личность, которая все свои мысли и д ел ° посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной Жизни на небесах после перехода в другой мир. Счастье подлинное - в вечной жизни. Земная жизнь - лишь подготовка к ней. И она определена божественным проведением. Смирение, посвящение дел своих церкви, усердие в исполнении религиозных обрядов стойкость в вере и отстаивании ее интересов, надежда на боже­ственную помощь, спасение и понимание неотвратимости нака­зания за грехи. На этих положениях основано воспитание во всех религиозных школах.

В эпоху Возрождения поэты и художники (Данте, Рафаэль и др.) вновь обращаются к идее человека, возвышению его роли в обществе, провозглашению безграничных возможностей воли и разума личности в противовес учению об аскетизме и подчине­нии церкви. Великие географические открытия в астрономии и биологии дали мощный толчок развитию философии зарождаю­щейся буржуазии - философии активного преобразования мира, инициативы, предприимчивости, индивидуальной ответствен­ности.

В этот период наблюдается возвращение к идее гармонично­го развития личности, которая в окончательном и философ-ско-педагогическом варианте была сформулирована К. Марксом. Он наиболее полно раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и проанализировал место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всесторон­нем и гармоничном развитии личности было развито советски­ми педагогами (Н. К. Крупская, А. В.Луначарский, А.С. Макарен­ко, В. С. Сухомлинский и др.).

Обосновывается необходимость всестороннего и гармонично­го развития личности тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в эко­номике всестороннее развитие личности каждого члена обще­ства становится не благим пожеланием, а объективной потреб­ностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высо­кими требованиями технико-экономического развития к лично­стным качествам человека, а с другой - потребностью самого человека во всестороннем развитии своих задатков с целью при­способления (выживания) в условиях борьбы за существование в быстро изменяющемся мире техники и общественных отно­шений.

Личностно-психологической основой этой цели является е с " тественное стремление человека к совершенствованию и совер" шенству.

Это справедливо считается необходимой основой для послеДУ" ющего освоения любой специальности.

Похожие статьи