Когда нужно начинать воспитывать ребенка? Когда начинать воспитание ребенка

27.07.2019

Ни один психолог не даст четкого ответа на вопрос, почему в неблагополучной семье, где родители пьют и дерутся, а единственным методом воспитания являются регулярные побои, вырастают нормальные люди.

Многие дети, выросшие в подобных условиях, повзрослев, берут на свои плечи содержание пьяниц-родителей, при этом создают крепкие семьи и души не чаят в собственных детях. И наоборот, в благополучной, обеспеченной всем необходимым семье, где царит любовь, вырастают эгоисты.

Идеального метода воспитания, четко придерживаясь которого можно воспитать счастливого, любящего взрослого человека не существует. Иначе все люди вокруг были бы идеально воспитанными. Тем не менее детская психология как наука в состоянии дать ответ на большинство вопросов родителей, связанных с воспитанием.

Как воспитать гармоничную, сильную и счастливую личность?

Многие взрослые, которые еще сами не имеют детей, думают, что в воспитании малыша нет ничего сложного. Как часто многие из нас, глядя на кричащего и капризничающего в магазине ребенка, думали, что, в отличие от его спокойных родителей, быстренько нашли бы управу на маленького вымогателя. Или, наоборот, видя, как мама шлепает или кричит на свое чадо, думали, что она неуравновешенная истеричка, напавшая, на «маленького ангелочка».

Правда в том, что судить со стороны дело неблагодарное и понять что чувствует родитель можно лишь став им . Невозможно заранее предугадать свою реакцию в той или иной ситуации. Каждая ситуация индивидуальна, каждый малыш и его родитель уникальные, не похожие ни на кого личности. Любящие мать и отец должны интуитивно чувствовать своего ребенка и находить индивидуальный подход к нему. Они могут пользоваться основными принципами правильного воспитания, при этом менять их под себя.

Основные принципы воспитания

Многие психологи говорят о том, что воспитывать нужно не ребенка, а себя. Как можно учить своего отпрыска пунктуальности и порядку, если мама постоянно опаздывающая неряха. Будет ли кроха уважать старших вообще и своих родителей в частности, если видит, как отец повышает голос на бабушку? Паре, ставшей родителями, необходимо тщательнее следить за своим поведением , так как бесполезно требовать от ребенка того, чего сами взрослые выполнить не в состоянии.

В том случае, если отношения в семье гармоничные, присутствует любовь, уважение и нежность - можно рассчитывать на то, что малыш разовьется в сильную и уравновешенную личность. К сожалению, только любовь и уважение в семье еще не являются гарантией того, что ребенок воспитывается правильно. Необходимо помнить об основных психологических принципах правильного воспитания:

Как правильно воспитывать ребенка в зависимости от возраста

Формирование человеческой личности процесс продолжительный и может длиться до 21−23 лет . Но основные качества личности и характера, основы воспитания, закладываются в ребенка до 5 лет.

Каждый период взросления крохи требует индивидуального подхода. Взрослым необходимо учитывать все нюансы взросления и становления личности своего чада. Поэтому важно заранее узнать на что и в какой период обращать больше внимания, если родителей интересует вопрос о том, как воспитывать ребенка правильно.

Как воспитывать ребенка до одного года

Первые основы воспитания, родители могут закладывать уже через неделю после рождения малютки. Маме с папой необходимо будет придерживаться следующих, довольно простых и приятных для любящих родителей действий:

Воспитание годовалого малыша

По достижении малышом возраста 1 года, процесс физического и психологического развития ускоряется еще больше. Границы интересов ребенка начинают существенно расширяться, постепенно, он начинает смотреть на мир по-другому . Этот период может сопровождаться частыми капризами малыша, на которые не стоит реагировать резко. Это действительно важный этап в развитии личности.

Чтобы успешно преодолеть этот период и продолжать дальше правильно воспитывать кроху, стоит придерживаться таких принципов:

  1. В возрасте 11−12 месяцев, кроха уже начинает понимать, что делать позволено, а что нет. Уже в этот период взрослые должны четко выстроить систему поощрений и запретов.
  2. Во время детских капризов, кричать и злиться не только бессмысленно, но и вредно. Поэтому в такие моменты внимание малыша необходимо отвлекать на что-то другое.
  3. Стараться выбирать такие игры, в которых ребенок и родители взаимодействуют вместе.
  4. Если карапуз пытается предпринимать самостоятельные действия, стараться не препятствовать этому.

Как правильно воспитывать малыша до трех лет

В возрасте от 2 до 3 лет, для ребенка проходит очень важный этап становления личности. Это именно то время, когда малыш проходит свой первый психологический кризис, который еще называют «кризис трех лет».

Лучшим методом воспитания в этот период является игра . Для правильного поведения с ребенком и воспитания нужно:

Как воспитывать ребенка в 4−5 лет

В промежуток между 4 и 5 годами, поведение малыша становится все более осознанным . Это уже отдельная личность, к интересам и желаниям которой взрослые должны относиться с пониманием и даже уважением. Процесс воспитания становится все более сложным, поэтому родителям необходимо взаимодействовать с ребенком еще более активно, чем прежде и придерживаться таких правил:

  1. Это наилучший период для творческого развития малыша. Маме с папой стоит рисовать со своим чадом, заняться пением, рукоделием или лепкой.
  2. Дети всегда, а особенно в этом периоде, должны чувствовать активное участие и поддержку родных.
  3. В возрасте 5 лет малыши начинают более осознанно воспринимать нормы общественного поведения, поэтому взрослым важно научить кроху как себя вести в той или иной ситуации.
  4. На бесконечные «почему», родителям нужно отвечать без раздражения и с улыбкой. Иначе, ребенок может замкнуться в себе и его любознательность сменится безразличием.

Воспитание детей от 6 лет и старше

Чем старше становится ребенок, тем с большим количеством людей он взаимодействует. Круг общения малыша расширяется, у него появляются учителя, больше друзей. Постепенно авторитет родителей начинает уменьшаться . К «переходному возрасту» родительский авторитет почти минимален, в то время, как влияние и авторитет друзей находится на максимальном уровне.

Жестко ограничивать в чем-то свое чадо или запрещать общение с друзьями контрпродуктивно. Можно добиться обратного эффекта, когда остатки родительского авторитета и доверия будут полностью уничтожены.

Самым важным моментом в общении, в это время, становится доверие. Очень важно сохранять гармоничные отношения в семье, для чего следует придерживаться следующих принципов:

  1. Если у ребенка возникла проблема, например, в школе, не ругать его, а попробовать найти выход вместе.
  2. Всегда интересоваться успехами и делами.
  3. Привлекать детей к совместным делам.
  4. Поддерживать желание быть самостоятельным и свободу выбора.
  5. Не нарушать личное пространство.

Самые распространенные воспитательные методы

Далеко не все родители, например, из-за занятости на работе или в силу врожденной черствости характера, способны чутко чувствовать своего ребенка. В таких семьях не практикуется гибкий подход к воспитанию. Взрослые, в общении со своим ребенком используют проверенные временем, но далеко не всем малышам подходящие методики воспитания.

Метод физических наказаний

Самый спорный метод воспитания детей. Большинство психологов сходится во мнении, что применять силу по отношению к собственному отпрыску способны лишь ущербные, закомплексованные личности . Они не в состоянии объяснить малышу чего от него хотят, злятся и вытесняют свою злобу на более слабом человеке.

Несмотря на это, некоторые родители могут и сейчас отшлепать непослушного карапуза и не видят в этом ничего плохого. А многие взрослые, которые получали в детстве от родителей «воспитательные подзатыльники», даже благодарны им за это и уверенны, что именно такой метод воспитания сделал из них настоящих людей.

Метод не пререкания

Такой метод подходит только очень терпеливым родителям. Вся его суть заключается в умении спокойно, твердо и без лишних эмоций настоять на своем. Когда ребенок капризничает и на все увещевания взрослых кричит «не хочу» или «не буду», необходимо четко и аргументировано объяснить почему «будет» и почему «надо».

Такой метод требует поистине ангельского терпения от взрослых . Зато кроха поймет, что все его капризы не приведут к желаемому результату и скушать кашу или лечь спать пораньше все-таки придется.

Метод «раз, два, три»

Лучше всего данный метод действует на маленьких детей. Как только малыш начинает делать что-либо недозволенное, взрослые должны начать считать. До этого, конечно, необходимо объяснить чаду, какое наказание его ждет, если на счет «три» он не прекратит нежелательные действия.

Маме и папе нужно быть готовым к тому, что их отпрыск сперва обязательно проверит их решительность и, скорее всего, с первого раза ослушается. Наказание должно последовать незамедлительно, тогда малыш поймет, что родители настроены серьезно. Скорее всего, в следующий раз, при начале подсчета, негативные действия прекратятся малышом сразу же.

Метод подкрепления

Этот метод очень хорошо работает как в дошкольном, так и школьном возрасте. Если ребенок сделал что-то правильно или совершил хороший поступок его обязательно следует похвалить. Причем сделать это можно также в присутствии родных или гостей. Даже на небольшие победы малыша нужно обращать внимание и хвалить. Но следить за тем, чтобы не перейти грань и похвала не переросла в восхваление.

В том случае, если был совершен проступок, ребенку следует объяснить почему такое не должно повторяться в будущем . О негативных поступках своего чада должны знать только родные, на всеобщее порицание их выносить не стоит.

Метод убеждения

Суть этого метода основана на обычной беседе. Взрослым стоит контролировать ее ход и следить за тем, чтобы это был разговор «на равных», но ни в коем случае, не нравоучения.

В случае проступка малыша, кто-то из родных должен пригласить его на разговор, во время которого наставления и угрозы недопустимы . Ребенку нужно спокойным тоном объяснить почему-то, что он сделал плохо и подкрепить свои доводы примерами из жизни. Беседу необходимо подвести к тому, чтобы малыш самостоятельно сделал правильные выводы.

Начинать воспитывать дитя надо тогда, когда оно лежит поперек кровати. Старая аксиома сегодня несколько усовершенствована. Ведь многие родители начинают общение и воспитательный процесс любовью еще в утробе. Что необходимо знать папам и мамам о воспитании малышей до года? Какие тенденции можно перенять из японских и русских православных традиций? Что советует по этому поводу Евгений Комаровский? Вооружаемся полезной информацией.

Уход и воспитание ребенка по месяцам: психология

Условно этот период можно разделить на 4 этапа. Первый - до трех месяцев - характеризуется появлением так называемого комплекса оживления. Это реакция малыша на маму, других близких. Дитя улыбается в ответ на их появление, двигает ручками, оживляется. И для родителей такая реакция является результатом ежедневного общения, ухода, любви и заботы.

До трех месяцев родители должны научить кроху немного времени развлекать себя самостоятельно, подавать знаки недовольства при необходимости смены подгузника , реагировать на обращение, звуки. Для этого с малышом нужно играть, много разговаривать, петь ему песенки. Все, что делает мама, необходимо комментировать. Таким образом, уже с новорожденности начинает формироваться пассивный словарный запас крохи, задатки общения, которые проявятся первым детским агуканьем.

Второй период развития длится до шести месяцев. Именно в это время происходит активное сенсорное , зрительное, эмоциональное развитие крохи. Психологи рекомендуют малышам включать приятную легкую музыку, колыбельные - это поможет развивать лепет. Необходимо знакомить дитя с богатством окружающего мира, привлекая внимание к разным звукам и называя их: водичка журчит, кошка мяукает, собачка гавкает. А ребенок, подражая маме, будет делать свои попытки повторять сказанное родителями. Именно подражание является основой развития шестимесячного крохи. На этом этапе взрослые должны удовлетворять любопытство ребенка, который познает свое тело. Мама или папа должны называть и показывать, где у него ручки, ножки, глазки, нос. Эти органы надо показывать и на себе.

Увеличение периода бодрствования позволяет маме уделять малышу и занятиям с ним больше внимания. Любовь и радость, которую дарят ему взрослые, становятся фундаментом его нравственного воспитания.

Третий воспитательный период длится до 9 месяцев. Дитя начинает заметно взрослеть, испытывая интерес ко всему окружающему, проявляя любознательность. Поскольку ползать и даже немного ходить малыш уже умеет, надо стимулировать его желание перемещаться по дому, не забывая при этом и о безопасности. Хвалите ребенка чаще. Начинайте приучать к горшку, присаживая после сна и кормления. Приучайте к режимным моментам. Проснувшись утром, надо идти с мамой умываться. Это вырабатывает гигиеническую привычку. Ребенок должен наблюдать, как мама застилает кроватку, убирает игрушки, акцентируя на порядке и чистоте в комнате. Надевание слюнявчика перед кормлением - еще один обязательный момент воспитания аккуратности и культуры приема пищи.

Каждое действие родители должны объяснять, комментировать, особенно это касается игрушек и движений с ними. Мячик катится, юла кружится, кукла поет - все это мама должна повторять несколько раз в день с улыбкой на лице, вызывая у крохи положительные эмоции . В этом возрасте ребенка знакомят со словом «нельзя». Разговаривать с крохой всегда надо ласково, тихо и доброжелательно. При этом не надо сюсюкать, искажая произношение слов.

Четвертый период длится до 12 месяцев. Полноценное воспитание означает тесное общение с крохой, единство мамы и ребенка.

Она должна стимулировать познавательную активность, закреплять умение ходить самостоятельно, прививать навыки действий с предметами, показывая, как это делать.

Воспитывать надо личным примером, прививая доброе отношение к животным, близким, другим детям. Надо хвалить дитя за попытки брать ложку в руки, кушать и пить самостоятельно, за правильные действия с игрушками, закреплять слово «нельзя». Запрет должен звучать категорично.

Психологи акцентируют, что в этом возрасте у малыша появляются первые страхи, например, боязнь незнакомцев. Важно прививать детям доброжелательное отношение ко всем людям и никогда никем не пугать.

Также конец первого года знаменуется первым психологическим кризисом взросления. Мальчики и девочки проявляют непослушание, повторяют запрещенные родителями действия. Но это еще не вредность, а обычное желание познавать окружающий мир с настойчивостью, упрямством, повторениями. Родителям в таких случаях лучше всего переключать внимание крохи и не позволять капризничать, плакать.

Методы воспитания детей с рождения до года в Японии

Единство матери и малыша - основной принцип воспитания японских малышей в возрасте до года. Все заботы о нем лежат исключительно на плечах женщины, она обязана не позволять малышу плакать, всегда спит рядом с ним. Таким образом, до года младенец остаётся частью тела своей мамы. Она постоянно носит его на руках либо за спиной. Для этого продаются специальные женские куртки с отделением для малышей.

До пяти лет ребенок в Японии считается императором. Это означает, что ему можно все. Желания крохи не оспариваются. Мама не утверждает свою власть над ребенком. Она может лишь озвучивать предупреждения о том, что опасно, больно, грязно, плохо. Если малыш упал, ударился, обжегся, то мать у него просит прощения. Папа в воспитательном процессе этого периода может взять участие лишь в выходной день.

Раннему развитию и воспитанию в стране уделяют много внимания. Ориентиром в этом плане является книга Ибуки «После трёх уже поздно». Это классика японской педагогики. Основной тезис книги - фундамент человеческой личности закладывается тогда, когда у крохи высокая восприимчивость. Развивать его надо стимуляцией естественного интереса к новому, закладыванием в раннем возрасте основ сильной личности. Все это лежит на плечах мамы, которая ежедневно удовлетворяет все физические потребности, обеспечивает крохе тепло, комфорт, тесный физический контакт.

Воспитание детей до года: православие

Младенец до года знакомится с Таинствами крещения, миропомазания, причастия. На специальных службах происходит воцерковление и наречение имени малыша. Именно церковь в христианстве является защитой маленького ребенка, его благословением на жизнь в духовном мире. После процедуры воцерковления мама должна как можно чаще причащать малыша, что является укреплением его физических сил. Совместное посещение Литургии - обязательный элемент духовного воспитания. Так не дитя сходит Божья благодать, формируется его кротость, послушание, привычка посещать церковь с раннего возраста. В ее формировании и заключается роль родителей-христиан. Они вводят Бога в жизнь детей и посвящают ему своих чад.

В Евангелии описан момент, когда Христос возмутился тем, что его ученики не пускали к нему матерей с их детьми. Объяснил, что детям принадлежит царство Божие. А тот, кто его не принимает как ребенок, в него и не войдет. Любовь Бога к малышам проявилась в том, что Иисус их обнял и благословил. Он возложил на них свои руки. То есть любовь выразилась в обычном физическом прикосновении.

Именно этого - физического контакта родителей с крохами до года - порой очень не хватает в семьях. Священники объясняют, что дети сильно нуждаются в телесном контакте с мамой. Но для некоторых матерей они до года являются просто предметом ухода. Такие матери недооценивают роль общения, выражения любви, эмоций по отношению к своему чаду.

Тепло, спокойствие, общение, ласка должны исходить от матери, которая вместе с отцом обязана в младенчестве приучить дитя к церковным таинствам. Конечно же, и сами родители должны жить по Законом Божьим, являясь первым авторитетом и примером для подражания детям.

Развитие и воспитание ребенка до года: Комаровский

Известный педиатр всегда подчеркивает, что счастливый ребенок - это здоровый ребенок. Поэтому основой воспитания должно быть физическое здоровье крохи.

Евгений Олегович акцентирует на том, что с момента появления девочки или мальчика в доме его должна окружать атмосфера любви и тепла. То есть психологическое благополучие в семье, теплые взаимоотношения между папой и мамой как раз и создают идеальную основу для воспитания малыша. В такой семье не возникает споров по поводу того, кто пойдет с малышом на прогулку.

Педиатр уверен, что обеспечение психического благополучия мамы - основная задача отца ребенка.

Что касается ухода и частых болезней деток до года, то господин Комаровский уверен: даже самый лучший педиатр не сделает дитя здоровым. Это задача родителей, которые не должны его кутать, перекармливать, баловать. Родителям часто болеющих детей детский врач советует завести собаку, поскольку она заставит взрослых гулять с ней и малышом два раза в день. Свежий воздух, закаливание, проветривание комнаты, соблюдение режима - основы воспитания здорового малыша.

В то же время важно не «перегибать палку» и не делать из крохи центр Вселенной. Семья должна быть таким центром, то есть единство отца, мамы, их чада.

Специально для - Диана Руденко

Однажды к психологу пришла женщина и задала вопрос:

Подскажите, а с какого возраста нужно начать воспитывать ребенка?

Сколько ему сейчас? – спросил психолог.

Так вот, вы опоздали ровно на 2,5 года.

Эта короткая, но очень поучительная история касается практически каждой мамы. Наши родители с самого нашего рождения мечтали сделать из нас полноценных личностей. А теперь и мы, сами, будучи родителями, задумались, как воспитать замечательного ребенка?

Единых правил в воспитании не существует. В каждой нации, культуре, родовой общине и отдельно взятой семье есть свои традиции воспитания, которые неизменно копируются и передаются через поколение. Иными словами, то воспитание, которое вложили в нас с вами – это последствия того, как воспитывали наших пра-прабабушек и дедушек. Однако современные мамы все чаще ищут прогрессивные пути решения вопроса воспитания в ребенке сильной и самостоятельной личности. В связи с этим вопрос как правильно воспитать ребенка, требует тщательного рассмотрения.

Как не надо воспитывать детей?

Начнем с отрицательных примеров. К сожалению, все поколения родителей совершали те или иные ошибки, пытаясь на собственном примере взрастить новое поколение. Давайте разберем эти ошибки, чтобы никогда их не совершать.

Как нельзя воспитывать детей:

  1. Запомните – ваш ребенок, это отдельно взятая личность. Не ждите, что он станет таким же как вы, и не требуйте этого от него. Достаточно массы примеров того, как родители, не реализовавшие свои жизненные планы, разрушили судьбы собственных детей.
  2. Не вымещайте усталость, обиды и раздражение на своем ребенке. В итоге вы рискуете получить депрессивную личность, неуверенную в себе и несостоявшуюся в жизни.
  3. Не смейтесь над страхами своего ребенка и не пугайте его сами. Навсегда забудьте фразы типа: «Будешь себя плохо вести, отдам тебя вон тому дяденьке». То, что взрослым кажется смешным, для ребенка - настоящая трагедия. Чтобы не вырастить в собственном доме неврастеника, учите своего ребенка не бояться и уметь бороться со страхами.
  4. Не запрещайте ребенку заниматься тем, что ему нравится. Пусть это будет конструктор, кружок юного механика или что-то такое, что никак не вяжется с вашими представлениями о том, каким должен быть ваш ребенок. Не забывайте, что он – отдельная личность со своими интересами, и вы не вправе диктовать ему свои условия.
  5. Не критикуйте. Если вместо поддержки и укрепления веры в себя, вы будете в пух и прах разносить ребенка критикой и недовольством, в итоге вы рискуете получить серую личность с огромным комплексом неполноценности.

На тему «как не надо» существует огромное количество примеров. И лучше, если вы никогда с этими примерами не столкнетесь. Намного важнее на первых этапах развития вашего чада найти ответ на вопрос как воспитать ребенка без наказания и сделать из него настоящую личность?

Формирование личности человека - процесс долгий, повлиять на него можно до тех пор, пока человеку не исполнится 23 года. Однако основа всего воспитания закладывается до четырех лет. Как правило, все, что вы успели вложить в ваше дитя до четырехлетнего возраста, в итоге получите в егозрелом возрасте.

Чтобы обеспечить своим детям психологическое здоровье, вам необходимо полностью удовлетворить детскую потребность в игре с взрослыми:

  1. С малышами от года до 1,5 занимайтесь предметными играми (погремушки, мягкие игрушки, матрешки, игры с лопаткой в песочнице).
  2. В период от 1,5 до 3 лет более подходящими будут ролевые игры (уложить куклу спать, покормить маму и т.д.).
  3. Дети от 3 лет и старше с удовольствием примут сюжетно-ролевые игры (игра в больницу, в магазин, поход в гости к игрушкам и т.п.).

Огромную роль в правильном воспитании малышей играет дисциплина. Здесь вам помогут знания, как воспитать ребенка без крика:

И наконец, самый главный секрет, как правильно воспитать ребенка – каждый день внушайте вашему чаду веру в себя. Он нуждается в вашей поддержке каждую минуту своего жизненного пути. Запомните фразы: «Я в тебя верю», «Я горжусь тобой», «Ты сможешь», и тогда, слыша их от самых родных и любимых людей, ваш ребенок вырастет сильной, уверенной в себе и целеустремленной личностью.

Воспитание детей лучше всего начинать уже с первых недель его жизни. Начиная с рождения и до года – это время активного физического развития малыша, его адаптации к окружающей среде и приобретения опыта. Всего двенадцать месяцев понадобится крохе, чтобы научиться улыбаться, агукать, узнавать голоса родителей, различать интонации и реагировать на их настроение. В период младенчества родители уделяют основное внимание соблюдению режима питания и полноценному уходу, но о воспитании ребенка тоже нельзя забывать. Именно до года на подсознательном уровне закладываются основные привычки малыша, формируются его склонности и личностные особенности. Дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от воспитания его до года. Условно в этом периоде обычно выделяют 4 этапа, каждый из которых охватывает три месяца.

  1. От рождения до трех месяцев.
  2. От трех до шести месяцев.
  3. От шести до девяти месяцев.
  4. От девяти месяцев до года.

Первый период

Первый этап длится с момента рождения ребенка и до исполнения трех месяцев. В этот период родители должны сформировать у малыша хорошие привычки и предупредить появление вредных, заложить основы общения, развить сенсорное восприятие. Также, в этот период родителям необходимо правильно организовать режим питания, это важно для нормального прибавления в весе и формирования привычки к режиму. В первые три месяца у малыша должны выработаться следующие привычки:

  • засыпать на улице без пустышки;
  • держать головку;
  • некоторое время проводить в кроватке, развлекая себя самостоятельно;
  • подавать признаки недовольства при необходимости замены подгузника;
  • засыпать без укачивания;
  • ориентироваться в пространстве, реагируя на звуки и свет.

Особое внимание необходимо обратить на гигиену малыша. Каждое утро должно начинаться с приветливой улыбки мамы и проведения гигиенических процедур. Они заключаются в умывании личика и ручек, смены подгузника и подмывания. Ежедневные процедуры будут формировать у малыша полезную привычку к чистоте. Недопустимо, чтобы остатки мочи или фекалий раздражали кожу ребенка, поэтому замена подгузников должна проводится каждые три часа. Поскольку детская кожа очень нежная, ее поверхность обрабатывается кремом или присыпкой.

Для формирования привычки держать головку малыша необходимо выкладывать на животик, даже если он выражает недовольство. Постепенно эта процедура войдет у него в привычку, мышцы шеи и спинки натренируются. С каждым днем он будет все больше времени проводить на животе и созерцать окружающий мир из другого положения.

Как выработать привычку разговаривать? Для того, чтобы ребенок начал агукать, с ним необходимо играть. Хорошо, что когда малыш будет слышать песенки и потешки. Каждое действие, которое связано непосредственно с ребенком, следует комментировать, рассказывать, как надеваются штанишки, кофточка, как меняется памперс. Беседуя со своим ребенком, следует улыбаться, таким образом будет закладываться культура общения.

Игрушки и игры в возрасте от 0 до 3-х месяцев

Для малышей до 3-х месяцев педагоги-психологи рекомендуют игрушки, развивающие сенсорику, слух, зрение и координацию движений:

  • Погремушки, колокольчики, бубенчики и т.п. Для развития слуха позвените погремушкой у одного уха крохи, затем у другого. Скоро малыш начнет поворачивать голову в сторону источника звука;
  • Яркие игрушки из разнообразных материалов , которые можно ухватить, погладить. Вначале их показывают малышу, поглаживают ими по телу ребеночка, вкладывают в ручку. Вскоре кроха сам начнет их хватать и уверенно удерживать;
  • Разнообразные мобили (карусельки), которые крепятся над кроваткой крохи. Игрушки располагают на небольшом расстоянии от глаз ребеночка (примерно в 15-20 см). ;
  • Браслет с колокольчиком , который можно надевать поочередно на разные ручки;
  • Воздушный шарик , который можно привязать к руке. В скором времени малыш поймет, что шарик движется благодаря движениям его руки;
  • Схематическое изображение человеческого лица . Груднички очень любят рассматривать подобные изображения. Если расположить картинку на небольшом расстоянии от глаз малыша (приблизительно в 25-30 см), ему будет интересно изучать ее, пока мамы нет рядом.

Второй период

Он длится с третьего по шестой месяц, в это время происходит активное сенсорное, слуховое и зрительное восприятие и развитие. Второй этап включает в себя подготовку малышка к будущей речи. Для этого ему можно включать музыку разных жанров, главное, чтобы она была легкой и мелодичной. Классика, детские песенки, современная эстрада, народные мотивы – подойдет все. Для того, чтобы малыш гулил, лепетал, пищал, его внимание нужно обращать и на другие звуки. Ребенка нужно знакомить с окружающим миром, привлекая его внимание к шелесту листьев, чириканью воробьев, шуму струящейся воды – в этом и заключается познание (к примеру: вот стучит дождь по подоконнику, вот птички чирикают, а вот тарахтит трактор и т. д. ).

Умственное развитие малыша этого возраста начинается с общения. Родители должны играть с ребенком, развивая его зрительное, тактильное и слуховое восприятие. Начинать занятия с ребенком следует в период активного бодрствования, когда ребенок весел и его ничего не беспокоит. В противном случае занятия не дадут ожидаемого результата. Ребенок должен получать удовольствие от занятий/игры, поэтому от нее следует отказаться, если малыш голоден, болен либо капризничает. В этот период закладываются основы нравственного и эстетического воспитания, которые малыш получает благодаря общению со взрослыми.

Радость и любовь, подаренная крохе, станут фундаментом для формирования нравственного и эстетического воспитания.

В ежедневном распорядке ребенка обязательно должны присутствовать массаж и зарядка. В этот период упражнения становятся более разнообразными и готовят малыша к . Рекомендуем посмотреть рубрику

Игрушки и игры в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев

Для игр с малышом подойдут все игрушки, которые использовались в возрасте до 3 месяцев. К ним стоит добавить:

  • Прорезыватели и другие игрушки для жевания и сосания, ведь в это время у детишек начинают резаться первые зубки ();
  • Удобный для захватывания мячик. Уже в возрасте полгода карапуз может играть с ним, сидя в коляске или на руках у мамы;
  • Мягкие крупные кубики с различными картинками на гранях. Малыши с удовольствием хватают их, подбрасывают, рассматривают картинки;
  • Резиновые и матерчатые фигурки различных зверей . В этом возрасте полезно играть с малышом в игру «Кто как делает?». Показываем собачку и озвучиваем ее: «гав-гав» и т.п. Скоро малыш сам соответствующими звуками будет «называть» игрушку;
  • Полугодовалые детки обожают рвать бумагу , отдайте малышу старые журналы, пусть удовлетворит свое любопытство;

  • Занимательным будет для крохи пальчиковый спектакль . Наденьте пальчиковые игрушки на руки (их можно купить в отделе игрушек или изготовить дома) и устройте представление для малыша;
  • Кроха начинает познавать свое тело. Для этого нужно показывать маленькому и называть части тела : глазки, ушки, носик, ножки, ручки…

Третий период

Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и любознательным.. У детишек этого возраста активность возрастает в разы. Поскольку малыши уже умеют ползать, садиться, пытаются вставать, а некоторые и ходить, самое время уделить внимание физической подготовке.

Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха может поиграть.

Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения.

Не стоит ставить ребенка в ходунки, подобные приспособления для обучения ходьбе вредны для неокрепшего позвоночника. Все ЗА и ПРОТИВ ходунков описаны в . Решать только ВАМ. Споры по поводу ходунков не закончатся никогда.

На этом этапе можно начинать приучать ребенка к горшку, присаживая его после сна и кормления, перед прогулкой и после нее. Через некоторое время ребенку станет понятно, для чего это делается. Читаем очень полезную статью о том как правильно приучать к горшку —

Приблизительно с семи месяцев ребенка нужно приучать к мытью ручек перед приемом пищи. Спустя некоторое время кроха привыкнет к этой процедуре, и будет самостоятельно подставлять ручки под струю воды. Так вырабатывается понятие чистоплотности.

Надевая перед кормлением нагрудничек и сразу же меняя испачканную одежду на чистую, мама прививает привычку к аккуратности. Причем, каждое свое действие родители должны проговаривать и объяснять: в грязных вещах ходить некрасиво и неприлично, поэтому сейчас переодеваемся в чистое.

Приучайте малыша кушать с нагрудничком, объясняя, зачем нужен этот предмет. Перед едой мойте руки маленькому, это со временем перерастет в хорошую привычку.

После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку, предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика ежедневно ей пользоваться.

Игровая деятельность для ребенка важна в любом возрасте, не исключая возраст до года. Так малыши познают мир. С шести месяцев уже можно показывать ребенку ладушки и колокольчик, комментируя каждое движение. С семи-восьми месяцев демонстрируют, как действуют простейшие игрушки: мячик катится, колеса у машинки крутятся, юла кружится на одном месте. В это же время можно начинать показывать части лица: носик, глазки, зубки, ушки, лобик. Конечно, понимание придет не сразу, вначале дети будут находить их у родителей и игрушек, а уж потом – у себя. Можно придумать простейшую песенку, под которую ребенок с удовольствием продемонстрирует свои знания. Заниматься с детьми этого возраста нужно каждый день.

На этом этапе необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя» . Если ребенок во время игры дерется, нужно взять его ручки и проговорить слово «нельзя» с объяснениями (мне больно, мне неприятно). Причину пояснять необходимо для того, чтобы ребенок научился реагировать на запретное слово, в противном случае, он просто не будет его замечать.

На счет слова «нельзя» , посмотрите в видео:

Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.

Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев

Обратите внимание на новые развивающие игрушки:

  • Музыкальные центры , развивающие слуховое внимание и координацию движений. Часто такие игрушки озвучивают различных зверюшек, музыкальные инструменты и т.д. Покажите малышу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься;
  • Музыкальные игрушки (дудочка, ксилофон, барабан) помогают развить координацию движений и слуховые представления;
  • Игровые центры для развития мелкой моторики . Ваш карапуз с удовольствием будет манипулировать различными по форме фигурками и изучать их;
  • Книжки из ткани, пластика, картона помогут сформировать понимание речи, мелкую моторику и познавательный интерес;
  • Игрушки для купания . Уточки, лодочки, рыбки – эти плавающие зверюшки развивают познавательные способности и моторные навыки ();
  • Практически все дети этого возраста с удовольствием играют на кухне с посудой . Поделитесь с малышом пластиковыми емкостями, ложками, поварешками, формочками.

Четвертый период

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года охватывает все сферы деятельности малыша: в этот отрезок времени он активно общается со взрослыми и пытается ходить самостоятельно. Поощряйте вашего карапуза, когда он сам встает на ножки. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки. (). Нельзя запрещать ребенку подниматься там, где ему удобно, иначе он почувствует, что вставать на ножки запрещено в целом и перестанет предпринимать попытки.

Умственное развитие ребенка заключается в привитии навыка совершать действия с предметами. Нужно показать малышу как бить в барабан, катить машинку, дудеть в свистелку, брать и кушать яблочко и т.д. Театральное представление с напальчиковыми игрушками хорошо развивают воображение, память и речь ребенка, пусть они и являются простейшими.

Ближе к году ребенка знакомят с разными формами предметов, их размерами и материалом. Можно сортировать кубики с кубиками, а мячики с мячиками, искать только деревянные или пластмассовые предметы. Выбирать по соотношению проще, когда складывается пирамидка либо собирается матрешка. Как ребенок удивляется, когда внутри одной куколки оказывается еще одна, поменьше!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Полноценное воспитание включает в себя тесное общение с малышом. Разговаривать с ребенком нужно постоянно, однако копировать его речь и сюсюкать не рекомендуется. Таким образом можно спровоцировать развитие дефекта речи, который потом придется исправлять с помощью логопеда. Малыш не должен думать, что искаженные звуки являются правильными, он должен слышать только чистую речь.

Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру. Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших отношений станет образцом для ребенка. Если во время игр ребенок начинает драться и толкаться, нужно без улыбки пресекать эти действия, используя слово «нельзя» . Запрет должен звучать строго и категорично, чтобы малыш обратил на него внимание и отнесся к этим словам серьезно. Следует помнить, что дети во всем копируют поведение взрослых людей, которые рядом. Иногда именно поведение родителей провоцирует на плохие действия в отношении других детей, поэтому прежде, чем вводить запрет, следует пересмотреть свое поведение.

Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения.

Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи (лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами, проводите музыкальные занятия.

Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока», научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать сначала руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой.

Игрушки и игры в возрасте от 9-ти до 12-ти месяцев

В последнем триместре из игрушек для развития крохи будут актуальны:

  • Пирамидки . К годовалому возрасту малыш уже может нанизывать кольца пирамидки, если ему показать, как это делать;
  • Кубики . Покажите маленькому, как можно построить из них башню, а затем развалить ее;
  • Заводные игрушки;
  • Матрешки;
  • Машинки будут полезны и мальчикам, и юным принцессам. С их помощью кроха должен научиться правильно играть с подобными игрушками;
  • Конь-качалка и машинка-каталка , в которой можно ехать, толкаясь ногами, будут способствовать физическому развитию;
  • Игрушки-каталки с длинной ручкой будут развивать координацию движений и навык ходьбы;
  • Отличным пособием для изучения различных частей лица и тела будет большая кукла (желательно, чтобы она была изготовлена из мягкого материала).

Определяющие принципы в воспитании ребенка до года

Зачастую молодые родители считают, что ребенок до года ничего не смыслит и не понимает. Это убеждение глубоко ошибочно, поскольку именно в это время закладываются основы воспитания, закрепляются плохие и хорошие привычки. Исходя из этого, в своем общении с малышом нужно руководствоваться следующими принципами:

  • воспитание ребенка должно ложиться на обоих родителей, поскольку именно в этот период формируется представление о семье. Безусловно, главным человеком в первые месяцы жизни ребенка является мама, папиной основной задачей становится посильная помощь – ведь мама должна набраться сил и передохнуть. Спокойная и счастливая мама – здоровый малыш!
  • очень важен тесный контакт ребенка с матерью. Раздражение, нежелание общаться, недостаточное внимание со стороны самого близкого человека может привести к недомоганию малыша, однако и приучать к рукам тоже не стоит;
  • с первых дней нужно, чтобы малыш слышал правильную и спокойную речь родителей, это развивает память и слух крохи;
  • предпосылки крепкого и здорового сна – это проветренное помещение, вечерняя прогулка и ванна с настоями лекарственных трав;
  • до года мама может спать вместе с ребенком, его сон от этого будет только крепче. Если же мама сама спит беспокойно, можно подождать, пока малыш крепко уснет, а потом отнести его в кроватку;
  • для правильного и полноценного питания подходит грудное молоко, после полугода требуется прикорм в виде овощных пюре и кашек;
  • физическое воспитание должно соответствовать возможностям детского организма. К примеру, присаживание не рекомендуются до трех месяцев, не следует помогать малышу садиться, поворачивать головку и вставать на ноги раньше времени – эти действия могут привести к патологии, поскольку кости и мышцы еще не окрепли;
  • после девяти месяцев у ребенка закладываются навыки поведения с посторонними людьми и неизвестными предметами, устанавливается крепкая связь с людьми, проводящими с ним большее количество времени. Приблизительно к 9-11 месяцам малыш начинает бояться чужих людей, он больше привязывается к тому, кого видит постоянно. К примеру, если за ребенком присматривает няня, она вполне может стать ему более близким человеком, чем родители.

«Важные мелочи» для воспитания

Чаще всего происходит так – до исполнения ребенку полутора лет родители больше всего озабочены его купанием, кормлением и пеленанием. Задумываться о воспитании им не приходит в голову, а меняется все лишь тогда, когда ребенок не хочет кушать или одеваться, хнычет и не выпускает ее из квартиры, хватаясь за подол. Ничего удивительного в этом нет – все черты характера в 3-4 года формируются уже с рождения, а значит, именно воспитание до года играет решающую роль. Кроме общей линии поведения родителей значительны и важные нюансы.

  • Уверенность
  • Грудное вскармливание

С грудным вскармливанием у молодых мам очень часто возникает много проблем.

«С моим первым ребенком я была уверена, что мне повезло, и никаких проблем у меня нет – ведь молока хватало, и все было замечательно. И только со вторым ребенком я поняла, что просто кормить ребенка недостаточно.»

Мамой формируется отношение ребенка к груди, его поведение, и в будущем отношение малыша к самой маме. При возникновении проблем с грудным вскармливанием, мама должна сразу же обратиться к консультанту. А еще лучше не ждать проблем, а просто сразу после рождения малыша пригласить консультанта домой.

  • Откладывание

У ребенка существует потребность быть с мамой постоянно, чаще он хочет находиться на ручках поблизости от груди. Необходимо приучать малыша к тому, что он может побыть какой-то период времени один, когда мама будет совсем рядом. Ближе к трем месяцам откладывание во время бодрствования становятся обязательным для будущего физического развития малыша. Таким способом развиваются моторные навыки, ребенок тренируется в переворачивании и ползанье. Лучше всего укладывать ребенка на спинку и класть рядом яркую игрушку. Если родители подвешивают сверху карусельку, то у ребенка не возникает потребности перевернуться и поползти – он будет просто лежать и смотреть вверх.

Бывают случаи, когда ребенок выражает бурный протест против откладывания. Конечно, вряд ли можно «разбаловать» ношением, но у мамы могут возникнуть такие дела, выполнение которых невозможно с ребенком на руках — вряд ли будет удобно переворачивать горячие котлеты или доставать запеченную курицу из духовки. Даже если мама использует , принять душ вместе с ребенком у нее вряд ли получится. Приучать кроху к откладыванию просто необходимо, иначе, повзрослев, он будет настолько активно возражать против удаления мамы, что это станет настоящей проблемой. Если прививать привычку малыша к самостоятельности постепенно, мама спокойно сможет оставить его на коврике и заняться неотложными делами, собственной гигиеной или приготовлением пищи.

Решает мама

Именно она решает, как лучше кормить малыша (лежа или сидя) и как держать его на руках. Конечно, ребенку больше нравится кушать, когда мама сидит, однако ночью это удобнее делать лежа. Малыш предпочитает, чтобы его носили столбиком, но если в данный момент маме удобнее держать его в позе колыбельки, то главной будет линия поведения мамы. Важнейшая потребность у ребенка – находится рядом с родным человеком, мамой, а какую позу она для этого выберет, решать именно ей.

Однако не всегда нужно проявлять строгость. Во время кормления можно разговаривать с малышом, пусть при занятии едой он услышит мамин ласковый голос. В этот момент недопустимо проявления грубости, даже если она направлена в сторону другого человека. Слишком громкий голос страшит кроху, он может стать нервным и капризным. Проявление любви и ласки в эти моменты формируют дальнейшее отношение к матери, а у мальчиков – в целом ко всем женщинам.

Поведение родителей

В первые месяцы своей жизни ребенок не может доступно выражать свои желания и потребности, однако, подобно губке, он впитывает в себя окружающую информацию. Огромная ответственность ложится на родителей, поскольку их поведение является определяющим в построении характера малыша. Все увиденное и услышанное в младенчестве откладывается в подсознании на всю жизнь, изменить и скорректировать эти воспоминания в будущем будет невозможно. Родители должны взять за правило самоконтроль и фильтрацию событий, происходящих вокруг собственного ребенка.


Постоянно нервничающая мама, разговаривающая на повышенных тонах, не должна удивляться, если через некоторое время точно такой же метод применит ребенок в разговоре с ней. Выпивающий и курящий отец, доносящий свои мысли с помощью мата, воспитает у ребенка в более сознательном возрасте ассоциативное поведение, а в дальнейшем – получит собутыльника.

Возраст ребенка до года считается своеобразным фундаментом, поэтому родителям стоит заранее задуматься о том, какое поведение выбрать. Совместное слушание музыки, веселые песенки, танцы с малышом на руках – эти моменты помогут в дальнейшем развитии малыша. Учеными доказано, что ребенок, которому рассказывали сказки и постоянно разговаривали, начинает говорить существенно раньше, чем детки, которым не уделяли должного внимания. А более раннее развитие речи положительным образом влияет на интеллектуальный уровень малыша.

Проблема бабушек и дедушек

К воспитанию ребенка до года часто привлекается старшее поколение, что в некоторых случаях разумно. Не всегда молодая мамочка в силах справится со свалившимися на нее проблемами в одиночку. Первое купание, первое пеленание после роддома, первое кормление в родных стенах – это маленькое испытание не только для ребенка, но и для его молодых родителей. Вот тут будет идеально, что на помощь могут прийти бабушки и дедушки.

Проблема возникает позже, и она заключается в расхождении взглядов на методы воспитания. Разговоры и ссоры по этому поводу могут разрушить любые хорошие отношения. Чтобы избежать этого, не стоит перекладывать слишком много на плечи бабушек, а если необходимо оставить их с ребенком – мягко, но уверенно изложить свои требования к питанию и режиму малыша. Не нужно забывать, что ответственность за дальнейшее поведение будет всецело лежать на родителях.

Главный принцип полноценного воспитания ребенка до года — участие в этом процессе обоих родителей. Именно в это время у малыша вырабатываются семейные привязанности, формируются представления об окружающей среде и близких ему людях. Несмотря на свою занятость, мама и папа ребенка должны постоянно находиться в режиме поиска новой информации, читать печатные издания, изучать психологические статьи, общаться на форумах и в жизни. Совершенствуясь, они смогут стать первыми и самым авторитетными людьми в жизни своего малыша.

  1. телеграм-канал

С какого возраста начинать воспитание детей? Этот вопрос очень серьезный. Ведь некоторые считают, что заниматься воспитанием ребенка нужно после того, как он научится разговаривать и понимать. Это ошибочная точка зрения.

С первых дней жизни маленького человечка важно заботиться не только о его нормальном физическом развитии, но и содействовать правильному нервно-психическому развитию. Интенсивное развитие детей в раннем возрасте оказывает влияние на всю последующую их жизнь. От того, как проходит детство ребенка во многом зависит и его здоровье, и характер, и отношение к окружающему.

Воспитание детей – это настоящее искусство, которое родителям приходится совершенствовать всю жизнь. Стандартный подход в воспитании детей недопустим – нужно быть гибкими, применяя различные методы и средства.

Никогда не стремитесь, чтобы ребенок осваивал больше знаний и навыков, чем это доступно в его возрасте. При этом к каждому нужен индивидуальный подход, учитывая, что ребенок раннего возраста быстро утомляется и легко возбуждается.

Если не начать воспитывать ребенка с первых дней жизни, то со 2-3-го месяца он будет уже отставать в развитии. А неправильное воспитание способствует развитию у детей вредных привычек.

С рождения до 3 месяцев:

Как развивать у ребенка раннего возраста радостно-деятельное состояние? Каждый раз, когда берете ребенка на руки для кормления, переодевания или туалета, то несколько минут поговорите, и поиграйте с ним. Если с первых недель с детьми часто, ласково и с улыбкой разговаривать, то они лучше развиваются, много лепечут, чем совершенствуют голосовой аппарат.

В часы бодрствования надо давать детям возможность двигаться свободно и заниматься с игрушками, соответствующими их возрасту. Перед каждым кормлением и укладыванием спать, нужно систематически класть ребенка на живот, для развития умения поднимать голову. А также, для поднятия эмоционального тонуса, недолго держать ребенка на руках.

Показывайте ребенку разные игрушки, но не подвешивайте и не давайте ему в руки сразу много игрушек – это рассеивает его внимание и вызывает утомление. Если малыш смотрит на игрушку, но не протягивает к ней руку, то погладьте игрушкой его руку – это побуждает к вытягиванию рук.

При укладывании детей спать, неправильно укачивать их, похлопывать рукой или применять другие методы, чтобы они поскорее уснули. Все это вредно для них и отнимает много сил и времени у взрослых, так как, привыкнув засыпать только так, они не смогут обходиться без этого, будут капризничать и беспокойно спать.

Воспитание детей раннего возраста. От 3 до 6 месяцев:

— Больше разговаривать с детьми, поддерживая радостное настроение и вызывая ответные звуки.

— Развивать навык брать и держать игрушку.

— Помогать в освоении ползания.

— Учить переворачиваться со спины на живот.

Воспитание детей раннего возраста. От 6 до 9 месяцев:

В этом возрасте ребенок овладевает различными движениями, понимает речь, произносит отдельные слоги и постепенно начинает различать интонации взрослых. Поэтому, в обращении с ребенком можно уже применять строгий тон для запрета и ласковый тон для поощрения.

Необходимо расширять интерес ребенка к окружающей обстановке, называя по нескольку раз тот или иной предмет и побуждать поднять упавшую игрушку. Новые движения и позы доставляют ребенку радость. Способствуйте развитию тех навыков, которые дети не могут освоить без помощи взрослых.

Воспитание детей раннего возраста. От 9 месяцев до 1 года:

Обычно с этого возраста у детей возрастает потребность в общении с взрослыми. Они тянутся к тому, кто больше уделяет им внимания, ласково обращается с ними и кто больше ими занимается. Но при этом не ограничивайте самостоятельную деятельность ребенка: пусть он какое-то время самостоятельно играет с игрушками, ползает или ходит, держась за разные предметы, преодолевает некоторые посильные для него трудности – это доставляет детям радость.

Устраивайте для детей совместные игры с двумя или несколькими детьми. Но ими необходимо умело руководить, приучать их правильно относиться друг к другу и оказывать взаимопомощь.

Также, взрослые должны проводить с детьми специальные занятия, игры и развлечения с воспитательной целью. От взрослых требуется терпение, пока ребенок овладеет каким-то навыком, а затем постепенно переходить к другому упражнению.

Воспитание детей раннего возраста. От 1 года до 2 лет:

На втором году жизни ребенка ваши воспитательные задачи несколько усложняются. По мере развития ребенка расширяются его интересы, желания и общение с взрослыми. В это время изменяется и характер игры – играя, дети подражают действиям взрослых и выражают свои впечатления от окружающего. Поэтому, ваша задача – создать в игре целевую установку и довести её до конечного результата. А для этого нужно развивать у детей заинтересованность в результате их действий. Старайтесь организовывать такие игры, в которых отражается то, что происходит вокруг.

Воспитание детей раннего возраста. От 2 до 3 лет:

В этом возрасте большое воспитательное значение для детей имеет речь и поведение взрослых, особенно то, как члены семьи разговаривают друг с другом.

На третьем году жизни ребенок стремится к самостоятельности. Поддерживайте его желание самому одеваться, умываться, доставать игрушки, преодолевать небольшие препятствия.

Кроме самостоятельной деятельности ребенка, взрослым необходимо подбирать наиболее полезные игры занятия, которые будут развивать у него координацию движений, точность, ловкость и другие ценные качества. Для этого нужны разнообразные игрушки и специальные пособия для рисования, лепки, «строительства» и другие.

Необходимо умело руководить занятиями детей, чтобы они старались закончить одно дело и только потом переключаться на другое. Хвалите детей за их старания.

Побуждайте детей больше говорить, обучайте их новым словам и новым действиям. Приучайте ребенка к организованности и аккуратности, чтобы он собирал разбросанные игрушки, ставил на место свой стульчик и т.п.

Но не стоит забывать о том, что детям от 2 до 3 лет ещё сложно воспринимать и усваивать новый материал, потому что у них внимание недостаточно развито, и не нужно их перегружать. Сначала давайте ребенку несложные задания: что-то принести, кого-то позвать, и постепенно усложняйте. Требуйте, чтобы ребенок обязательно их выполнял.

Если ребенок отстает в развитии , помните о важности индивидуального подхода в воспитании. Например, если он плохо понимает речь, то объясняя игру, необходимо дополнить объяснение показом. Удачно подбирая игры и другие занятия, вы поможете ребенку развить движения, речь, эмоции.

Похожие статьи