Николай цискаридзе волосы. Цискаридзе, николай максимович

25.11.2018

Отец, Максим Николаевич (согласно другим источникам - Иосифович) Цискаридзе, был скрипачом. Николая Цискаридзе называют уникальным танцовщиком с очень сложным характером. Сможете передть мою поддержку, слова Мудрости, Николаю Цискаридзе? Николай Цискаридзе уже встал в один ряд с вдающимися представителями балета более раннего времени. Воздадим должное великому мастеру,поблагодарим Николая Цискаридзе за его искрометное искусство!

Николай любил декламировать стихи, петь, разыгрывать небольшие сценки перед близкими, соседями. Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства. Одухотворенность танца также присуща индивидуальности Цискаридзе.

Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В ноябре 2011 года Цискаридзе подверг критике проведённую за 6 лет реставрацию Большого и обвинил руководство театра в некомпетентности. С января 2013 года Николай оказался вовлечён в скандал вокруг «кислотной атаки» на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина.

После этой истории отношения Цискаридзе с администрацией Большого театра обострились до предела. В марте 2013 года в эфире Первого канала Николай выразил тревогу по поводу перспектив своей дальнейшей работы в Большом театре. К этому времени, по признанию Цискаридзе, он получил уже два выговора за нарушение трудовой дисциплины. В апреле суд отменил один из двух выговоров, наложенный за интервью Цискаридзе газете «Московский комсомолец».

Николай является поклонником творчества Леонида Парфёнова, Виталия Вульфа, Эдварда Радзинского. Отвечая на вопрос журналистов, Цискаридзе пояснил, что не женат и не спешит с браком.

Цискаридзе, Николай Максимович

Возможно, это происходит из-за того, что он полностью поглощен работой, и на личную жизнь времени совсем не остается. По словам Николая Максимовича, у нет возможности длительно ухаживать за девушками, назначать им романтические свидания, но он не отрицает, что романы в его жизни случаются периодически. Но Николай Максимович совсем не против того, что когда- нибудь он станет отцом семейства, но расставаться с холостяцкой жизнью не спешит.

Николай Максимович ищет девушку красивую не только лицом, но и душой, и поиски эти пока не увенчались успехом. В свое время, когда Николай Цискаридзе был артистом балета, все его время занимали репетиции и спектакли, а сейчас он вышел на другой уровень, став ректором Академии русского балета им. Вагановой. Николай не скрывает – что есть, то есть, не сахар! Но с мягким характером, как признался танцор «Правде.Ру», в балете ничего не добьешься.

Николай Цискаридзе поведал тайную историю о Насте Волочковой

Николай - тот редкий человек, в котором очень гармонично сочетаются талант, ум, мужская красота не только физическая, но и души. В Николае подкупают и его человеческие качества. Очень Жаль! Спасибо, Вам, Николай, за все Ваши вышеперечисленные качества!

Вам талант дал Всевышний, но рядом были люди, которые ограняли алмаз. Без трудоюбия и целеустремленности-не было бы звезды Цискаридзе. Николай, можно я буду вашей тенью, вашим двойником… Женская часть инь, лунная, темная… А Вы настоящий! Мне кажется, что мнение о том, что у Н.Цискаридзе слишком сложный характер, кем-то надумано. Пишу, т.к. возмущена вашим поведением, Николай, на концертах в Самаре 16 апреля и в Тольятти 17.04.2012.

Николай Цискаридзе-это один из лучших танцовщиков 20-го века.Он внес в балет свою пластику,свое понимание хореографии,свой огненный темперамент. Лиепа, Васильев, Цискаридзе - фамилии, которые уже в золотом фонде балета.

Смотреть и слушать Николая - очень интересно. Здоровья, Вам, Николай, терпения и удачи.И знайте, поклонники Вашего таланта всегда с Вами. Ждем с нетерпением Вас в театре и на экране телевидения. Цискаридзе -алмаз блистательный и прочный, Большой театр без него - туалет.


Но всё это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный результат, необходимо пройти школу классического танца, которой Цискаридзе овладел в самой высокой степени.

Танцу Цискаридзе не свойственны мускулистая мужественность и напористая энергия некоторых премьеров предшествующего поколения. В его танце есть та мера внутренней напряжённости и внешней сдержанности, которая и создаёт величавую красоту пластики. В 2001 году стал первым исполнителем партии Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама», созданном специально для Большого театра.

9 ноября 2012 года появилось письмо деятелей культуры к В.Путину с просьбой уволить прежнего генерального директора Большого театра А. Иксанова и назначить на эту должность Цискаридзе. 1 июля 2013 года был вынужден покинуть Большой театр в связи с истечением срока трудового договора, который не был продлён. По словам Цискаридзе, деятели искусства, включая его самого, уже написали письмо президенту, премьер-министру, но эти обращения пока игнорируют.

Николай Цискаридзе — последние новости 2015 года

Цискаридзе сложно найти спутницу жизни – запросы у него очень высокие. И кстати, именно благодаря своему сложному характеру, Цискаридзе стал весьма популярным светским персонажем. Ну, на длительные ухаживания и романтические свидания времени действительно крайне мало. Но это не означает, что у меня совсем нет личной жизни. Это было бы, мягко скажем, ненормально.

Николай воспитывался отчимом. Николай-истинный король танца!!! Новая должность требует от Николая Максимовича огромной ответственности и еще больше времени, которое опять же будет украдено у личной жизни этого замечательного артиста и интересного человека. УВАЖАЕМЫЙ И ДОРОГОЙ НИКОЛАЙ! Николай! Вы-талант, Вы-гений, Вы-умница! Талант Николая вне пространства и времени, это алмазы Вечного.

Видео программы "Белая студия". Российский артист балета, народный артист России, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству Николай Цискаридзе говорит о взаимопонимании артиста и публики, работе с любимыми произведениями на сцене, новом прочтении классических произведений. Разговор о прочитанных в детстве и юности книгах, вызвал целый ряд воспоминаний о его формировании как личности, влиянии педагогов и матери, становлении и востребованности в профессии.

В переводе с грузинского фамилия Цискаридзе означает «первая звезда», поэтому иного будущего, кроме как на сцене Большого театра, Николай Цискаридзе для себя даже не видел. Он поднялся на самую вершину: слава о русском танцовщике прошла по всему миру. И роли премьеру доставались соответствующие - все герои-любовники, короли или принцы. Но, как справедливо заметил Цискаридзе, всю жизнь играть принца невозможно. О том, что он собирается делать после завершения карьеры Николай рассказал в интервью «Атмосфере».

Встретились мы в гримерной. И если верить утверждению, что по обстановке комнаты можно узнать характер человека, то бросалось в глаза некоторое несоответствие. Интерьер в розовых тонах, мягкие игрушки, плюшевые подушечки, цветы, подаренные поклонниками. Шоколадные конфеты. (Счастливая генетика позволяет Николаю есть их в большом количестве, сохраняя при этом стройность фигуры). Сам хозяин излучает благодушие и предлагает чаю. А ведь среди балетных про неуживчивый характер Цискаридзе слагают легенды. Да и сам он о коллегах отзывается нелестно, утверждая, что среди них немало интриганов и завистников. «Человек с большим самомнением», - говорят о нем. Впрочем, имеет право. В жизни театральной Цискаридзе подошел бы эпитет «блестящий» - и в прямом, и в переносном смысле (свои костюмы он украшает настоящими бриллиантами). Каков танцовщик в жизни личной, мало кто знает. Он не очень-то охотно пускает туда посторонних. Но на этот раз Николай был более откровенен, чем обычно.

— Николай, в психологии есть такой тест: нужно представить себе пустыню.

Николай Цискаридзе: «Она бескрайняя, залита светом. Полуденный зной...»

— Психологи сказали бы, что вы оцениваете свое нынешнее состояние как зенит жизненного пути. То, что пустыня бескрайняя, означает, что вы видите перспективу, куда вам двигаться.

Николай: «Как приятно! Я действительно считаю, что в профессии я делал все качественно. И мне не стыдно за танцовщика Николая Цискаридзе. У Ханса Кристиана Андерсена (моего любимого автора) есть сказка «Гадкий утенок». Там гениальная фраза о том, что мир простирается до забора, дальше - пасторский луг, а вот что за пасторским лугом, никто из обитателей птичьего двора не знал. Это удалось только гадкому утенку, который превратился в прекрасного лебедя и взлетел. Так вот, мне никогда не хотелось остаться на птичьем дворе. Я ставил себе планку и тянулся к ней, понимая, что это может кому-то не нравиться. Мой стакан всегда наполовину пуст, потому что я стремлюсь к большему. Я смотрел на себя глазами врагов и знал, что они будут придираться вот к этому или к этому, знал, куда они будут ударять, и пытался сделать так, чтобы их удары были беспочвенны».

— Да у вас просто не жизнь, а борьба...

Николай: «Она у всех такая. Помните, в фильме «Гараж» Лия Ахеджакова читает: «У верблюда два горба, потому что жизнь борьба»? Дарвинская теория о том, что выживает сильнейший, очень правильная. Она действует и в Большом театре, и у вас в редакции, и на заводе, и среди нянечек детского сада. Просто артисты более эмоциональные люди и подвержены громким переживаниям».

— То есть почивать на лаврах нельзя и расслабляться тоже.

Николай: «Я не могу сказать, что почиваю на лаврах. Я хорошо понимаю, что моя профессия имеет финал. Помню, как получил диплом. Ждал какую-то репетицию, сидел на подоконнике в училище и смотрел на детей, играющих во дворе. И вдруг четко осознал: а ведь это все закончилось. Закончился один «сезон» моей жизни, и начался другой. Сейчас я тоже ощущаю, что последние часы уходят. Есть гениальная тема времени у Прокофьева в «Золушке»... Я чувствую, что истекает мой срок. Его можно искусственно тянуть, но я не люблю искусственность. Я обожаю театр, но ненавижу его в обычной жизни. Ненастоящие цветы, бутафорские гардины или декоративный камин вызывают у меня чувство ужаса. Театра хватает в работе. А в обычной жизни я человек совершенно простой. Могу не вставать с дивана сутками. Мне неважно, что на мне надето, главное, чтобы чистенько...»

— Не представляю вас в пижаме на диване...

Николай: «Это мое любимое состояние... Так вот, про искусственность. Я понимаю, что моя карьера классического премьера, танцовщика, который всегда был принцем, скоро должна завершиться. Быть постаревшим принцем ужасно. Я должен уйти. Но я уже давно готов к этому психологически. Мне было всего восемнадцать, а мой педагог Марина Тимофеевна Семенова говорила: «Коля, надо готовиться к пенсии». Сложность в том, что я все время танцевал в центре. Когда все закончится, поменяется отношение людей. Это то, что бывает с вдовствующими императрицами. Она уже не первая леди, она бывшая королева... Не все это выдерживают. У меня все-таки есть другая профессия: я семь лет преподаю в Большом театре. Есть и третья - я веду программу на канале «Культура». А у моих коллег и этого нет. Я смотрю на них, и мне их жалко».

— Николай, вы рассказывали, что мама не приветствовала ваше желание попасть в театр. А как к вам - мальчику, который променял игры в казаков-разбойников на танцкласс, - относились сверстники?

Николай: «Меня воспитывала няня. В детский сад меня отдали на последние полгода перед школой. И поскольку я вырос среди взрослых (няня была старше меня на семьдесят лет, а мама - на сорок три), то дети оказались мне совершенно неинтересны. Я привык общаться со взрослыми. Мнение сверстников меня абсолютно не волновало, потому что я чувствовал какое-то несоответствие в знаниях и понимании мира. Они мне рассказывали про капусту, в которой их нашли, а я знал совершенно точно, что я родился. Никто меня не задевал, не дразнил, у меня даже клички в школе не было. В классе у меня был один хороший друг. Он ходил на плавание и имел какой-то детский спортивный разряд. Очень этим гордился. В какой-то момент я тоже решил пойти в эту секцию. Не потому, что стремился его обогнать, я просто хотел научиться плавать. Сам пришел, сам себя устроил. Мама ничего не знала, пока ей не позвонили и не сказали, что надо бы заплатить за занятия. Она очень удивилась. Дело в том, что мама, педагог со стажем, никогда не наседала на меня в плане секций. Не хочешь - не ходи. А тут я сам изъявил желание. Она спросила: «Ника, ты что, хочешь плавать?» Я ответил: «Да». И она давала мне деньги, я сам платил. Был очень самостоятельным. Ездил в кино на другой конец города. Но тогда время было другое: не страшно ребенка отпускать. И потом, это был Тбилиси. Если я потерял на улице пять копеек, то мог подойти к любому прохожему и мне бы помогли... К балету мама относилась плохо, потому что у нее существовал свой план на мою жизнь: я должен был окончить школу с золотой медалью и поступить в МГУ, как все в нашей семье. Либо «по мужской линии» - на юридический, либо на физмат, как мама. Выбирай, детка. А тут искусство, тем более балет. Это было очень далеко от нее».

— Движущая сила вашего переезда в Москву - тщеславие?

Николай: «Не знаю, я просто хотел выступать в Большом театре. Мне нравились эти колонны, эта квадрига - и все. Ни на что другое я не соглашался. Когда мама говорила, что есть же еще и Тбилисский театр, я упрямо твердил: «Нет, только Большой». Мне повезло в том, что мои педагоги объяснили маме: у Коли действительно выдающи-еся способности и их надо развивать. Наверное, только это и подвигло ее на переезд. В свое время мама училась в Москве, но не любила этот город. Ей нравилось в Тбилиси. Однако она очень не хотела, чтобы я жил в интернате. Так мы вместе оказались в Москве».

— Потом она поняла ваше упорство?

Николай: «Нет. Просто увидела, что педагоги оказались правы».

— Николай, а был в вашей жизни человек, про которого вы думаете: «Вот он бы мной гордился»?

Николай: «Нет».

— И даже такая легенда, как Галина Уланова?

Николай: «Мои педагоги никогда меня не хвалили. Очень редко кто-то из них говорил: «Прилично». Но, как ни странно, я не нуждался в их похвале. По их обсуждениям я сам понимал, получилось у меня что-то или нет. Я был в этом плане уникальным учеником. Теперь мои собственные ученики жалуются на то, что я их не хвалю... Я всегда был требователен к себе, и мои идеи - как воплотить тот или иной образ на сцене - очень часто «цепляли» педагогов. Я думал, почему же Галина Сергеевна именно меня выбрала, ведь вокруг было много талантливых девочек и мальчиков. Видимо, ей моя увлеченность пришлась по душе...



Случается, что сейчас, когда ищу какое-то театральное решение, вспоминаю о ней: вот бы пригодился ее совет. В последнее время так мало талантливых спектаклей и фильмов, что даже вдохновиться нечем».




На репетиции балета "Нарцисс

— Когда вы получили травму (семь лет назад Николай серьезно повредил ногу в Парижской опере. - Прим. авт.), было ощущение, что от нас в принципе в жизни мало что зависит? Бьешься, ставишь планки, мечтаешь добиться успеха, а потом - раз! - что-то непредсказуемое полностью перечеркивает все планы…

Николай: «Я проходил реабилитацию в Биаррице, в Центре реабилитации спортсменов высшей лиги. Был там единственным тридцатилетним, всем остальным едва исполнилось двадцать. Чувствовал себя по сравнению с ними аксакалом, хотя выглядел гораздо хрупче. Там восстанавливались такие регбисты, баскетболисты, боксеры… Красавцы, спина такая - ух! Но ко мне относились с пиететом, потому что артисты балета там большая редкость. Работа с психологом ставилась во главу угла, считалось, что это огромная психо-логическая травма - закончить выступать на пике карьеры. Однажды меня вызвали к психологу, и она принялась расспрашивать: «Николай, мы за вами наблюдаем: после занятий вы уходите к себе в номер (благодаря попечительскому совету Большого театра я жил в шикарном двухкомнатном люксе с видом на Атлантический океан), чита-ете на балконе или смотрите фильмы. Персонал говорит, что у вас отличное настроение. Вы что, вообще не переживаете?» Я отвечаю: «Нет...»

— Правда?

Николай: «Абсолютная! До этого у меня никогда не было свободного времени, а тут я получил возможность наслаждаться книгами, фильмами, прогулками по городу. Эта женщина-психолог сказала: «Мы думали, что у вас глубокая депрессия, и не хотели вас беспокоить. Вы первый пациент, который так уравновешенно пережил все, что с ним случилось». Конечно, я беспокоился о том, вернусь ли на сцену, но, с другой стороны, это было такое огромное облегчение… Как объяснить?

Я готовил спектакль в Парижской опере и целый месяц провел в неимоверном напряжении. Ночами плохо спал, вскакивал: эта сцена не готова, вот тут недоработал... Я терзал себя мыслями, что я, русский танцовщик, выступая не в своей стране, должен показать класс, у меня нет права на ошибку. Когда за три дня до премьеры я получил эту травму и доктор сказал, что я не буду танцевать год, я почувствовал огромное облегчение. С моих плеч будто свалился огромный дом. Так сладко, как в ту ночь, я не спал очень давно».

— Может, вам просто не хватало обычной человеческой жизни?

Николай: «Да, не хватало. За тот свободный год я со столькими людьми познакомился, посмотрел столько фильмов! Я до этого во Франции бывал несколько раз, но всегда не хватало времени посетить все эти шикарные дворцы, Лувр, пройтись по набережной Сены. Я научился водить мопед и кататься на скутере, потому что уже не боялся повредить ногу. Все уже произошло. Я все время берег себя, а тут подумал: да пошло оно все к черту! И оказалось, что вокруг столько всяких интересных вещей!»


— Гороскопам доверяете?

Николай: «Я к ним очень хорошо отношусь. Но к точным. Считаю, это древняя наука и совсем не лишняя».

— Вы к своим тридцати семи годам так и не поняли, зачем эта «ячейка под названием «семья» нужна?

Николай: «Я прекрасно это понимаю, просто себя в ней не вижу. И не хочу. Я так долго жил чувством долга! И теперь, когда я почти дождался окончания срока, хочу наконец удовольствий, хочу пожить для себя! Я так плотно существовал за колоннами Большого театра, что не замечал ничего вокруг. Политические режимы менялись, деньги обесценивались - меня все это никак не касалось. Сейчас смотрю хронику 90-х годов и понимаю, что видел транспаранты, людей, штурмующих Белый дом. Рухнуло МММ. Мавроди же мой сосед, я помню, как шел по Фрунзенской сквозь толпы людей. Но я спешил на репетицию и не замечал ничего. А теперь я хочу просто пройтись по этой Фрунзенской, погулять».

— А другая любовь - любовь ваших поклонников - для вас много значит?

Николай: «Я не перевариваю пафоса и не хочу говорить пышных фраз. Но знаю точно, что все люди артистических профессий крайне заинтересованы в том, чтобы их работа была востребована. Они могут утверждать, что это их не волнует, но это поза. Мне очень важно, чтобы спектакли с моим участием проходили с аншлагом. Я дорожу тем, что интересен людям, что многие из них меня ругают и еще больше - защищают. Тишина вокруг - это трагедия! Но и пафос меня пугает. Моя мама была очень мудрым человеком и понимала, что благодаря своим способностям я выделяюсь среди других детей. Она стремилась воспитать меня так, чтобы от звездности не поехала крыша. И каждый раз мне объясняла, что вахтерша тетя Наварт в десять раз полезнее людям, потому что не пускает посторонних и следит за чистотой в подъезде. И не дай бог, чтобы я прошел мимо и не поздоровался. За это она меня точно выпорола бы».

— Николай, в чем проявляется ваш кавказский темперамент?

Николай: «Во всем чувствую себя грузином. Во мне очень мало другой крови. Только бабушка по папиной линии была француженкой. Просто я рос интернациональным ребенком, потому что мой отчим был армянином, няня - украинкой, а на русском языке говорили все. Но вырос я в Грузии, так что и характер у меня взрывной, грузинский, и темперамент… Люблю национальную кухню. Правда, в нашем доме она готовилась как праздничная. В обычные дни няня-хохлушка предпочитала борщи, галушки и вареники».

— А вино любите?

Николай: «Я вообще люблю алкогольные напитки. Но не могу выпить лишнего. Кавказцы алкоголиками не бывают. Там уже генетически в крови течет вино».


— Вы были одним из немногих, кто поддержал Анастасию Волочкову после ее ухода из Большого театра. Вы и сейчас дружите?

Николай: «Она относится ко мне с большим трепетом, потому что в тот сложный для нее момент я остался человеком».

— Как вы восприняли всю эту шумиху с ее откровенными фотографиями?

Николай: «Настя такой же гражданин демократического государства Россия, как и мы с вами. И имеет право на свою личную жизнь. Выкладывать в Интернет свои фотографии - это ее право. А я имею право смотреть на них или нет. Тем и хороша демократия - каждый может выбирать то, что ему нравится. Я знаю, что есть такая передача - «Дом-2», которую все ругают, но я не знаю, о чем она, потому что ее не смотрю. Точно так же многие люди не смотрят и не любят балет».

— Вы людям советы даете?

Николай: «Только если попросят. Лучше десять раз подумать, прежде чем лезть в чужую жизнь. Я и сам мало чьих советов спрашиваю».

— А друзья у вас есть настоящие?

Николай: «Есть, но они находятся за пределами Большого театра. (Смеется.) Нет, на самом деле и среди коллег есть два-три человека, которых я очень люблю».

— Что может принять артист от поклонников?

Николай: «От чистого сердца - все!»



В одном из интервью вы рассказали, что кто-то из друзей подарил вам машину с личным водителем...

Николай: «Мне много чего подарили эти друзья. Если бы не они, моя жизнь была бы гораздо менее комфортной. Понимаете, есть территория, о которой я не говорю. Она для меня настолько интимная, что мне не хочется пускать туда посторонних. Эти люди подружились со мной не потому, что я Николай Цискаридзе, артист балета, бренд. Мы познакомились случайно. Но они действительно могут позволить себе многое. И благодаря им мой финансовый статус несколько видоизменился. Я не знаю артистов своего жанра, которые бы настолько не зависели от зарплаты, были свободны в своих передвижениях по миру и жили так сказочно. И все это благодаря моим друзьям».



На отдыхе в Сен-Тропе.

— А вы вообще материалист?

Николай: «Да. Как сказала Мартышка в мультике «38 попугаев»: «Банан я чувствую, а привет - нет». Я романтический герой только на сцене. И терпеть не могу конфетно-букетный период - мне в театре это надоело».



Вы в начале интервью сказали: «Истекает мой срок». А как вы поймете, что все, пора уходить?

Николай: «Хорошую книгу написала Людмила Гурченко - «Люся, стоп!». Я сам скажу себе: «Хватит!» Я из тех людей, кто уходит с достоинством. В спектакле «Много шума из ничего» я танцевал Дона Хуана. Это такой отрицательный персонаж, который затеял всю интригу, а в последних актах его ведут в тюрьму. Моя мама видела этот спектакль. Надо сказать, что она всегда была немногословна, а если приходила на мои премьеры, то вела себя очень сдержанно. Никогда мне не аплодировала: не дай бог, кто-то догадается, что я ее сын. И вот когда я спросил: «Мама, ты просидела весь спектакль, тебе хоть что-то понравилось?» - она подумала и ответила: «В тюрьму хорошо пошел, голова высоко была поднята». Достоинство ронять нельзя».



газетная рубрика: ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ

Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в городе Тбилиси. Отец - Цискаридзе Максим Николаевич, скрипач. Мать - Цискаридзе Ламара Николаевна, преподаватель математики и физики в средней школе.

С раннего детства будущий артист увлекался сценическим искусством, особенно кукольным. Неизгладимое впечатление произвели на него гастроли театра С.В. Образцова в Тбилиси, после чего он сам стал мастерить кукол, а став взрослым, сохранил любовь к ним и собрал большую коллекцию. Но все другие интересы затмила любовь мальчика к танцу.

“…я сам выбрал эту обожаемую, но бесконечно жестокую профессию. В три года, когда меня впервые отвели на балетный спектакль.

Хорошо помню, что это была “Жизель”. Балет меня сразу заворожил своей неземной красотой, и я навсегда погиб. К тому же не на шутку влюбился в Надежду Павлову, которую тогда часто показывали по телевизору. Мама была в ужасе, когда уже в более сознательном возрасте я ей заявил, что буду артистом балета. Для интеллигентной грузинской семьи это был словно удар молнии средь бела дня. Я с детства был заядлым театралом. Обожал кукольный театр. Сам мастерил и куклы, и декорации, разыгрывая для соседей целые представления, сочинял балеты. Даже сейчас помню “Лебединое озеро” в собственной редакции - это был парафраз на спектакль Григоровича. Мало того, я выучил наизусть классические оперы и оперетты, пел ужасным голосом знаменитые арии, обливаясь слезами в особенно душещипательных местах. С упоением читал книжки по искусству, про балет. Была у меня еще одна творческая фантазия - хотел научиться играть на арфе. Бедная мама была сыта по горло моими причудами и покоя ради отвела меня в балетную школу. Балет она рассматривала в основном как способ укрепить мой позвоночник. Насколько мне известно, немало будущих знаменитостей попали в балет в целях улучшения здоровья. Среди них и знаменитый французский балетмейстер Морис Бежар.” (Из статьи “Тот самый принц”, Вечерний клуб, 19 мая 2000 года)

В 1984 году Николая Цискаридзе отдали в Тбилисское хореографическое училище. Успехи были таковы, что стало ясно: надо везти его в Москву. В 1987 году юноша поступает в Московское академическое хореографическое училище, которое оканчивает по классу замечательного педагога - профессора Петра Антоновича Пестова.

“За меня просили, и он ответил: “Возьму. Отчислить-то всегда успею.” Когда я увидел маленького человека, который, заикаясь, спросил меня: “Деточка, ты откуда?” - меня разобрал смех, что его все так боятся. О Пестове ходили легенды: он заставлял коротко стричься, носить с собой полотенце, всегда быть в белых носках, с сеточкой на голове; нельзя было садиться на пол. Часто в воздух летели его сабо. Каждую свободную минуту он заставлял нас идти в класс. Устраивал допросы по балетам: кто поставил? что и почему там происходит? Пестов давал нам книги, заставлял писать сочинения. Многие педагоги ходили на нас жаловаться именно Пестову, считая, что это наиболее действенно. Однажды преподавательница литературы доложила ему, что дети не читают “Василия Теркина”. Но Пестов закричал: “Не читайте это никогда!”

Я чаще всех оказывался за дверью. Пестов выгнал меня уже на второй день. Проходившие по коридору утешали меня, плачущего: “Радуйся, что выгнал. Значит, будешь звездой!” Потом уже Петр Антонович мне объяснил, что я очень быстро все схватывал и начинал глазеть в окно: на березе сидели вороны, и меня очень интересовала их семейная жизнь. Я просто мешал ему подтягивать всех остальных.” (Из статьи “Николай Цискаридзе. В “Дочери фараона” я наступил на хвост обезьяне”, Россия, 5 февраля 1999 года)

Уже в школьные годы Николай Цискаридзе станцевал такие труднейшие произведения как “Классическое па-де-де” В. Гзовского, па-де-де из балета “Фестиваль цветов в Джензано” А. Бурнонвиля и ряд других произведений.

В 1992 году сразу по окончании училища Николай Цискаридзе по приглашению Ю.Н. Григоровича был принят в труппу Большого театра. Несколько ранее в том же году он стал стипендиатом Международной благотворительной программы “Новые имена”, отмечавшей самые талантливые юные дарования во всех видах искусства.

“Жизнь в театре непростая. Но мне повезло с наставниками. Со мной начал заниматься Николай Романович Симачев, взяла к себе в класс Марина Тимофеевна Семенова, она стала мне второй матерью. Помогала и Галина Сергеевна Уланова.

Она за меня просила, отстаивала. Она была моим ангелом-хранителем. Я встретился с Улановой, когда умерла моя мама. Галина Сергеевна опекала меня. Учила работать перед зеркалом, ничего не делая так просто: подкладывать под любое движение текст. Секрет самой Улановой в том, что техники как таковой у нее не видно. Она учила: надо прыгать так, чтобы видели только твой взлет, а не толчок и приземление. Запрещала много махать руками в роли принца: “Не надо кричать, ведь знатной особе достаточно пальцем шевельнуть, чтобы выполнялись все желания”. Объясняла, почему в лирических сценах надо обходиться без резких движений. Когда я впервые танцевал в “Спящей красавице”, Уланова сама перед моим выходом на сцену расставляла кордебалет, чтобы ничто мне не мешало. Работая со мной над партией Джеймса в “Сильфиде”, она была против нарочитой мужественности, просила танцевать мягче: “Это романтический балет. Джеймс здесь не такой, как все. Вот почему именно ему снится Сильфида”. Театр это принимал в штыки, а теперь многие делают именно так.” (Из статьи “Николай Цискаридзе. В “Дочери фараона” я наступил на хвост обезьяне”, Россия, 5 февраля 1999 года)

Работая в театре Николай Цискаридзе продолжал свое образование в Московском государственном хореографическом институте, который окончил в 1996 году по специальности “Артист балета. Педагог”.

В Большом театре Николай Цискаридзе вначале, как и полагается начинающим артистам, станцевал почти весь кордебалетный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии: Французскую куклу в “Щелкунчике”, Конферансье в “Золотом веке”, Юношу в “Шопениане”, Голубую птицу в “Спящей красавице” и другие. Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в “Лебедином озере”, “Щелкунчике” и “Спящей красавице”, в “Раймонде” и “Баядерке”, в “Сильфиде” и “Жизели”, а также в современных балетах: “Любовью за любовь”, “Паганини”, “Симфония до мажор”, “Пиковая дама” и других.

В 1995 году Николай Цискаридзе получил серебряную медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония), а в 1997 году - первую премию и золотую медаль на VIII Московском Международном конкурсе артистов балета, кроме того, на этом же конкурсе персональный приз Питера Вандерслотта “За сохранение традиций классического наследия”. О молодом танцовщике не только заговорили и стали писать в прессе, но на спектакли с его участием стала специально ходить публика, у него появились поклонники.

Успехи Николая Цискаридзе были отмечены рядом премий: призом журнала “Балет” - “Душа танца” в номинации “Восходящая звезда” (1995 год), дипломом “Лучший танцовщик года” общества “Сильфиды” (1997 год), трижды национальной премией “Золотая Маска” в номинации “Лучшая мужская роль” (1999, 2000, 2003 год) призом “Benois de la Danse” в номинации “Лучший танцовщик года” (1999 год), премией мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000 год) и, наконец, Государственной премией Российской Федерации в 2001 году за исполнение главных ролей в спектаклях “Спящая красавица”, “Жизель”, “Баядерка”, “Раймонда”, “Дочь фараона” и в 2003 году за исполнение партии Германа в балете “Пиковая дама”. Все эти награды и премии по заслугам отмечали вклад, сделанный талантливым артистом в хореографическое искусство.

Николай Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства: высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность, он по натуре пластичен и музыкален. Но все это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный результат, необходимо пройти школу классического танца, которой Николай Цискаридзе овладел в самой высокой степени. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с ее эстетикой красоты и радостных легких полетных движений.

Но и этого недостаточно для создания высокого искусства. Необходимо еще духовное наполнение каждой роли, познание ее сути, ее человеческого и образного значения, соединение танцевального и актерского мастерства. Тогда танец делается эмоциональным, увлекательным, заражающим зрителя своим внутренним содержанием.

Танцу Николая Цискаридзе присуща одухотворенность, его отличает сила, но без всякого “нажима”, лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Николай Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его искусстве есть та мера внутренней напряженности и внешней сдержанности, которая и создает величавую красоту пластики.

Сказанное о танце Николая Цискаридзе относится, прежде всего, к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию. В этих ролях у Николая Цискаридзе было много предшественников. Он словно впитал в себя весь их опыт, но претворил его в соответствии с собственной индивидуальностью. Поэтому исполнение им ведущих партий в классических балетах можно назвать эталонным.

Центральную роль Ферхада, художника, раздвоенного между чувством любви и чувством долга Николай Цискаридзе исполняет в “Легенде о любви” А. Меликова в постановке Ю.Н. Григоровича (2001 год). Его Ферхад мягок, по-восточному вкрадчив. Актер подчеркивает не столько его героизм, сколько любовную драму. Образ развивается от радостной беззаботности в начале через душевные коллизии и тяжелые переживания к безысходному трагическому концу.

В “Лебедином озере” П.И. Чайковского в постановке Ю.Н. Григоровича (2001 год) Николай Цискаридзе исполняет попеременно обе главные мужские роли: принца Зигфрида и Злого гения. Хотя это и классический балет, но Ю.Н. Григорович создал в нем совершенно новую образно-философскую концепцию, сохранив вместе с тем лучшее из старой хореографии. Впервые главным героем этого спектакля стал принц Зигфрид с его раздвоенной, мятущейся душой. И Цискаридзе прекрасно передает его элегантность и благородный аристократизм, как и его романтическую мечтательность - но вместе с тем и его драму, совершённую в результате роковой ошибки. Особенно же интересен Николай Цискаридзе в роли Злого гения. В спектакле Ю.Н. Григоровича это рок, тяготеющий над Принцем, и одновременно его двойник или та темная часть его души, из-за которой он изменил своей любви и остался одиноким в конце спектакля. Злой гений у Цискаридзе зловещ и демоничен. Он властвует над Зигфридом и Одеттой, и танец Цискаридзе здесь напорист и энергичен, соединяясь с выразительной пантомимой. Его Злой гений непрерывно сопровождает Зигфрида и Одетту, следит за ними, стремится их погубить. Танцевальная и актерская стороны роли находятся в полном равновесии.

Совсем иным явился Николай Цискаридзе в спектакле “Пиковая дама” (на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского), поставленном в Большом театре в 2001 году французским балетмейстером Роланом Пети.

Ролан Пети говорил о Николае Цискаридзе: “Я нашел Германа в первый же день”. Балетмейстер создал технически сложную и драматически насыщенную партию главного героя. Танец Николая Цискаридзе в роли Германа нервен, стремителен и страстен. Его дуэты с Графиней напряженны и драматичны. И оба персонажа гибнут от своих злых страстей.

“После “Пиковой дамы” Пети предложил мне выбрать что-либо для его следующей постановки в Большом театре. И я назвал “Собор Парижской Богоматери”. “Кого же ты там хочешь танцевать?” - “Вообще-то моя любимая роль – Эсмеральда, но поскольку я не могу это исполнить, я хочу танцевать Квазимодо.” - “Кого?” - “Квазимодо!” - “Ну, я меньше всего ожидал от тебя такого.” Пети загорелся: ему понравилось, что я хочу сломать свое амплуа классических принцев”. Из книги “Николай Цискаридзе. Мгновения”.

В 2003 году Ролан Пети поставил на сцене Большого театра балет “Собор Парижской Богоматери” (музыка M. Жаppa, либретто самого балетмейстера по одноименному роману В. Гюго). Роль Квазимодо исполнил Николай Цискаридзе. Этот персонаж в спектакле не имеет ни бутафорского горба, ни обезображенного лица - его уродство передано одной только гротескной пластикой. При этом хореография сочинена балетмейстером так, что не только рисует внешность героя, но и дает возможность для выражения душевных состояний и психологического развития образа. Николай Цискаридзе в этой роли проявил незаурядное драматическое мастерство, необыкновенную экспрессию, при этом в сложной, порой виртуозной танцевальной партии он создал художественно убедительный, подлинно трагический образ. Его искусство поднялось здесь на новый уровень.

“После “Собора” я стал танцевать многие роли по-другому. У меня внутри что-то поменялось…” Из книги “Николай Цискаридзе. Мгновения”.

Талант Николая Цискаридзе многогранен. Ему в равной мере удаются образы в классических и современных спектаклях, развернутые партии и небольшие миниатюры. Он является достойным продолжателем высокого искусства, чуждого голому техницизму и внешней эффектности, искусства эмоционального и образного, органически сочетающего танцевальное и актерское мастерство. Следует также отметить, что Николай Цискаридзе был первым исполнителем партии Короля в “Лебедином озере” П.И. Чайковского (хореография В. Васильева,1996 год), солиста III части “Симфонии до мажор” на музыку Ж. Бизе (хореография Дж. Баланчина, 1999 год), Лорда Вильсона/Таора в “Дочери фараона” Ц. Пуни (хореография П. Лакота по М. Петипа, 2000 год), Злого гения в “Лебедином озере” П.И. Чайковского (хореография Ю. Григоровича, 2001 год), Германна в “Пиковой даме” на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского (хореография Р. Пети, 2001 год), Квазимодо в “Соборе Парижской Богоматери” М. Жарра (хореография Р. Пети, 2003 год) и Тезея (Оберона) в балете “Сон в летнюю ночь” на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети (хореография Дж. Нормайера, 2004 год)

Артист очень ответственно относится к подготовке каждой своей роли, вдумывается в характер героя, вслушивается в музыку, отшлифовывает движения с репетиторами, сам участвует в создании костюмов своих героев, находя для них интересные и выигрышные детали.

Конечно, в жизни Николая Цискаридзе на первом месте стоит танцевальное искусство. Но он очень любит музыку, увлекается оперой, собрал значительную фонотеку. Особенно ценит певцов, сочетающих замечательные вокальные данные с выдающимся актерским мастерством, таких как Мария Каллас, Тито Гоби и другие. Николай Цискаридзе общителен, участвует в ряде телепередач. Он любит книги и путешествия, расширяющие горизонты и обогащающие внутренний мир.

В настоящее время Николай Цискаридзе живет в Москве. Он Премьер Большого театра, преподаватель кафедры мужского классического танца и дуэтно-классического танца Московской государственной академии хореографии, является одним из учредителей Танцевального центра “ГРАНДБАЛЕТ”.
Гастроли

В 1997 г. исполнил с труппой Государственного академического Мариинского театра партию Джеймса в балете “Сильфида”, в 2001 г. - партию Ферхада в балете “Легенда о любви” и сольную партию в части “Рубины” на музыку И. Стравинского балета “Драгоценности” (хореография Дж. Баланчина), в 2002 г. - партию Раба в “Шехеразаде” на музыку Н. Римского-Корсакова (хореография М. Фокина), в 2003 г. - партию Солора в “аутентичной” версии балета “Баядерка” (реконструкция постановки М. Петипа С. Вихарева).

В 2001 г. принял участие в I Международном фестивале балета “Мариинский” (программа “Шедевры золотого века советской хореографии”), исполнив партию Ферхада во II акте балета “Легенда о любви”. В том же году дебютировал в Парижской национальной опере, исполнив партию Солора в “Баядерке” в редакции Р. Нуреева.

В 2002 г. выступил в партии Раба в балете “Шехеразада” на музыку Н. Римского-Корсакова (хореография М. Фокина) на на II Международном фестивале балета “Мариинский” (партнерша - солистка Мариинского театра Ирма Ниорадзе); принял участие в гала-концерте памяти Р. Нуреева, состоявшемся в Милане в театре Ла Скала (партнерша Светлана Захарова).

В 2003 г. исполнил партию Солора в балете “Баядерка” (реконструкция С. Вихарева спектакля 1900 г.) на III Международном фестивале балета “Мариинский”. В том же году танцевал партию Юноши в балете Р. Пети “Юноша и смерть” с труппой Асами Маки балет (на сцене Нового национального театра в Токио); принял участие в гала-концерте, сопровождавшем церемонию открытия нового театра в городе Аполло (США). Партнершей была Мария Александрова.

Исполнил роль Смерти в мюзикле “Ромео и Джульетта” Ж. Пресгурвика, премьера которого состоялась в 2004 г. на сцене театра “Московская оперетта”.

В 2005 г. выступил в партии Кавалера Де Грие в балете “Манон” на музыку Ж. Массне на V Международном фестивале балета “Мариинский”. В том же году на фестивале “Звезды белых ночей” дебютировал в Мариинском театре в балете “Посередине немного на возвышении” на музыку Т. Уилемса (хореография У. Форсайта).

В 2005 г. на сцене Государственного Кремлевского дворца исполнил заглавную партию в балете “Синий бог” на музыку А. Скрябина (хореография Уэйна Иглинга; проект Андриса Лиепы, возрождающего балеты дягилевских Русских сезонов).

В 2006 г. принял участие в проекте “Короли танца” (Нью-Йорк сити центр, Центр исполнительских искусств в Оранж Каунти в Калифорнии) - в компании с Итаном Стифелом, Йоханом Кобборгом и Анхелем Корейей танцевал в специально для них поставленном балете “For Four” на музыку Ф. Шуберта (”Для четверых”, хореография К. Уилдона), а также выступил в балете “Урок” на музыку Дж. Делерю (хореография Ф. Флиндта) и показал номер “Кармен. Соло” на музыку Ж. Бизе (хореография Р. Пети).

На собственном творческом вечере в Мариинском театре (в рамках VI Международного фестиваля балета “Мариинский”) танцевал “Рубины”, “Нарцисс” на музыку Н. Черепнина (хореография К. Голейзовского), “Посередине немного на возвышении”, “Кармен. Соло”. Со спектаклем “Синий бог” гастролировал в Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге, Перми.

В 2007 г. выступил на VII Международном фестивале балета “Мариинский” - в партии Солора в балете “Баядерка” (хореография М. Петипа в редакции В. Пономарева и В. Чабукиани; партнерша - солистка Мариинского театра Ульяна Лопаткина).

В том же году состоялся творческий вечер артиста на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. На этом вечере Николай Цискаридзе выступил в балетах “Видение розы” (с балериной Мариинского театра Жанной Аюповой), “Послеполуденный отдых фавна” на музыку К. Дебюсси (хореография по В. Нижинскому; Нимфа - Татьяна Чернобровкина), “Шехеразада” (с Илзе Лиепа).

В 2008 г. принял участие в гала-концерте, прошедшем в Нью-Йорке в рамках проекта “Звезды XXI века”, исполнив со Светланой Лунькиной па де де из балета “Жизель” и “Гибель розы” на музыку Г. Малера (хореография Р. Пети).
Награды и звания

“Каждая награда, которую я получал в своей жизни, приходила в самый нужный момент. И я не могу выделить ни одну из них. Все они для меня очень ценны, и каждая налагает все больший груз ответственности. После получения новой награды очень сложно выходить на сцену, потому что ты именно тот человек, который ее заслужил. Для артиста это сложная задача. И все эти медали, ордена, звания – это не просто привилегии или поощрения, а прежде всего новые планки, которые тебе придется перепрыгивать. Новая награда еще больше приподнимает твою планку.

Ты не имеешь права на провал, на неточность, даже на какие-то огрехи. Тебе не только приходится на высочайшем уровне работать на сцене, но и твое поведение в жизни должно меняться, тебе приходится соответствовать всем тем регалиям, которые тебе дало государство и общество.” Из книги “Николай Цискаридзе. Мгновения”1992 г. включен в число стипендиатов программы “Новые имена”.
1995 г. награжден призом журнала “Балет” “Душа танца” (номинация “Восходящая звезда”)
1995 г. II премия Международного конкурса артистов балета в Осаке (Япония).
1997 г. I премия Международного конкурса артистов балета в Москве.
1997 г. Личный приз Питера ван дер Слота “За сохранение традиций классического наследия”.
1997 г. Приз театрального сообщества “Сильфиды” “Лучший танцовщик года”.
1997 г. Заслуженный артист Российской Федерации
1999 г. Приз Международной ассоциации деятелей хореографии “Benois de la Danse” за исполнение партии Жана де Бриена в балете “Раймонда”
1999 г. Национальная театральная премия “Золотая маска” за исполнение партии Графа Альберта в балете “Жизель” (сезон 1997/98).
2000 г. Премия Москвы в области литературы и искусства.
2000 г. “Золотая маска” за исполнение сольных партий в балетах “Симфония до мажор” Ж. Бизе в постановке Дж. Баланчина (сезон 1998/99).
2000 г. Член Союза театральных деятелей России
2001 г. Государственная премия России за исполнение ряда ролей классического репертуара.
2001 г. Народный артист Российской Федерации
2003 г. Назван лучшим танцовщиком года итальянским журналом “DANZA & DANZA”.
2003 г. Обладатель российской независимой премии “Триумф” за высшие достижения в области литературы и искусства.
2003 г. Национальная театральная премия “Золотая маска” за исполнение партии Германа в балете “Пиковая дама”.
2003 г. Государственная премия России за исполнение партии Германа в балете “Пиковая дама”.
2003 г. Орден чести Республики Грузия.
2004 г. Премия журнала “Лица” в номинации “Кумир”.
2006 г. Кавалер ордена Французской Республики “За заслуги в искусстве и литературе”.
2006 г. Международная премия мира Объединенной культурной конвенции США “За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества”.

; при этом изменилась сама структура управления этим учебным заведением.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Н Цискаридзе в Баку 24 11 17

Биография

Был поздним ребёнком - матери Николая на момент его рождения шёл 43-й год. Ламара Николаевна Цискаридзе (1931-1994) была физиком, работала на атомной электростанции в Обнинске , затем преподавала физику и математику в средней школе в Тбилиси . Отец, Максим Николаевич (согласно другим источникам - Иосифович ) Цискаридзе, был скрипачом . Бабушка по отцовской линии, француженка по происхождению, некоторое время до замужества была актрисой. Николай воспитывался отчимом. Мама любила посещать концерты и нередко брала на них с собой сына. Его литературные вкусы сформировались в детстве благодаря няне: она познакомила 6-летнего ребёнка с произведениями Шекспира и Толстого . Большое впечатление на него оказал просмотр фильма «Ромео и Джульетта » Франко Дзеффирелли . Николай любил декламировать стихи, петь, разыгрывать небольшие сценки перед близкими, соседями . Уже в школе юноша выделялся своими физическими данными, в концертах сценической практики ему поручались сольные партии и па-де-де .

В 1984 году он поступил в Тбилисское хореографическое училище, с 1987 года продолжил обучение в Московском хореографическом училище , классическим танцем занимался в классе П. А. Пестова . Позднее Цискаридзе высоко оценил жёсткую преподавательскую манеру своего учителя, готовившего ученика к преодолению жизненных трудностей; уже став танцовщиком Большого театра страны, он позвонил Пестову и сказал: «Я буду всю свою жизнь стоять перед вами коленопреклонённым. Потому что вы меня выучили так, что, даже если меня попытаются убить на сцене, я всё равно буду двигаться до тех пор, пока не закончится моя роль » .

Выпустился в 1992 году и благодаря председателю экзаменационной комиссии Ю. Н. Григоровичу был принят в труппу Большого театра . Сначала танцевал в кордебалете , затем начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича, первой из которых стал Конферансье в «Золотом веке» (1992), затем последовали Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и Французская кукла в «Щелкунчике » (1993). Настоящий взлёт карьеры для танцовщика начался в 1995 году, когда он за короткий период исполнил главные партии в таких балетах, как «Щелкунчик» Ю. Григоровича, «Чиполлино » Г. Майорова, «Шопениана » М. Фокина, «Сильфида » А. Бурнонвиля. В следующем году он дебютировал в Голубой птице в «Спящей красавице» и в миниатюрах Касьяна Голейзовского «Нарцисс» и Михаила Фокина «Видение Розы », начиная с 1997 года одну за другой осваивал главные мужские партии в балетах, идущих в репертуаре Большого театра. В том же году вместе с балериной Марией Александровой участвовал в Международном конкурсе артистов балета в Москве , завоевав I премию в номинации «дуэты».

Свои первые партии в театре готовил с Н. Р. Симачёвым, при подготовке номера К. Я. Голейзовского «Нарцисс» своими советами молодому танцовщику помогала Г. С. Уланова , репетировавшая этот номер с его первым исполнителем - Владимиром Васильевым . В дальнейшем готовил свои партии с Н. Б. Фадеечевым , занимался в женском классе М. Т. Семёновой .

«Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства. У него высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность, он по натуре пластичен и музыкален. Но всё это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный результат, необходимо пройти школу классического танца, которой Цискаридзе овладел в самой высокой степени. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с её эстетикой красоты и радостных лёгких, полётных движений. <...> Одухотворенность танца также присуща индивидуальности Цискаридзе. Танцу Цискаридзе не свойственны мускулистая мужественность и напористая энергия некоторых премьеров предшествующего поколения. Но в нём нет и разнеженной вялости, встречающейся иногда у танцовщиков лирического плана. Его отличают сила, но без всякого «нажима», лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его танце есть та мера внутренней напряжённости и внешней сдержанности, которая и создаёт величавую красоту пластики.

В 2001 году стал первым исполнителем партии Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама», созданном специально для Большого театра. В том же году травмировался в автомобильной аварии, из-за чего прервалась его деятельность телеведущего в программе «Взгляд » на Первом канале .

В 2006-2009 годах был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» (Kings of the Dance ), в рамках которого для него поставили номера Ролан Пети («Кармен. Соло») и Борис Эйфман («Падший ангел»).

Участвовал в телевизионном шоу «Танцы со звёздами » на телеканале «Россия » в качестве постоянного члена жюри танцевального конкурса. Является постоянным ведущим программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура ».

Занимался педагогической деятельностью в Московской академии хореографии и в Большом театре , где вёл балетный класс для артистов. В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии , окончил её с красным дипломом в 2014 году.

Конфликт в Большом театре

В ноябре 2011 года Цискаридзе подверг критике проведённую за 6 лет реставрацию Большого и обвинил руководство театра в некомпетентности . Особенно Цискаридзе не понравилось качество реконструкции исторической сцены, где вместо старинной лепнины он обнаружил дешёвую пластмассу и папье-маше, а внутренней отделкой помещений театр, по мнению Николая, стал напоминать большой пятизвёздочный турецкий отель . 9 ноября 2012 года появилось письмо деятелей культуры к В.Путину с просьбой уволить прежнего генерального директора Большого театра А. Иксанова и назначить на эту должность Цискаридзе .

С января 2013 года Николай оказался вовлечён в скандал вокруг «кислотной атаки» на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина . В ряде печатных и электронных СМИ публиковалась информация о серьёзном конфликте между Цискаридзе и Филиным, о своих подозрениях в адрес Николая публично говорил и сам Филин. Тогдашний гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов в интервью журналу «Сноб» не исключил причастности Цискаридзе к нападению на Филина. Артист побывал на допросе в Следственном комитете РФ . После этой истории отношения Цискаридзе с администрацией Большого театра обострились до предела .

1 июля 2013 года был вынужден покинуть Большой театр в связи с истечением срока трудового договора, который не был продлён .

Конфликт в Академии русского балета

Вскоре после начала нового учебного года, 28 октября 2013 года, Николай Цискаридзе вместе с министром культуры Владимиром Мединским прибыл в Санкт-Петербург, в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой , где в нарушение устава этого учебного заведения был представлен педагогическому коллективу как исполняющий обязанности ректора ; при этом предыдущий ректор, Вера Дорофеева , осуществлявшая чисто хозяйственное управление школой, неожиданно переводилась на работу в Михайловский театр . В связи с таким изменением структуры управления Академией её художественный руководитель с 2000 года, балерина Алтынай Асылмуратова , попавшая в подчинённое положение к другому артисту, была вынуждена покинуть свой пост. Новым художественным руководителем была объявлена действующая прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина (в отличие от Цискаридзе ещё не окончившая свою танцевальную карьеру). 4 ноября 2013 года представители профессорско-преподавательского состава Академии и балетной труппы Мариинского театра обратились в Минкультуры РФ с письмом, в котором потребовали пересмотреть решение о назначении Цискаридзе на должность ректора и Лопаткиной на должность худрука академии . В результате Лопаткина худруком не стала; Цискаридзе продлил договор с Алтынай Асылмуратовой как с худруком Академии , но уже в начале декабря 2013 года та уволилась по собственному желанию, отказавшись сообщить о причинах своего ухода . В итоге первым проректором и художественным руководителем Академии вскоре стала педагог-репетитор Михайловского театра Жанна Аюпова .

29 ноября 2014 года Николай Цискаридзе был избран ректором этого учебного заведения (за его кандидатуру проголосовали 227 человек, против - 17) , став первым руководителем Академии русского балета, не окончившим это учебное заведение и не знающим его исполнительских и педагогических традиций. По словам телеведущей Ксении Собчак , его назначению на эту должность поспособствовала жена главы государственной корпорации «Ростех » Сергея Чемезова Екатерина .

Личная жизнь и семья

Николай является поклонником творчества Леонида Парфёнова , Виталия Вульфа , Эдварда Радзинского . Его любимая сказка - «Русалочка » Андерсена . Отвечая на вопрос журналистов, Цискаридзе пояснил, что не женат и не спешит с браком .

Двоюродная сестра - актриса Вероника Ильинична Ицкович (род. 1970) .

Общественные взгляды

В марте 2011 года дал интервью Владимиру Познеру в программе «Познер » на Первом канале, рассказав о нелёгком детстве и начале успешной карьеры, о том, как получил прописку в Москве, буквально за несколько недель до распада СССР. Цискаридзе выразил серьёзные опасения по поводу того, сохранит ли Россия лидерство в области театрального искусства.

«Мы, наше общество, хотим убить это, потому что Министерство образования сейчас выпускает очень страшные законы, что все музыкальные, театральные, хореографические заведения должны принимать детей бесконкурсно с 15 лет, - пояснил он. - И объяснить невозможно, что руку пианисту надо ставить с пяти лет, что ноги в балете желательно ставить с 9-10 лет».

По словам Цискаридзе, деятели искусства, включая его самого, уже написали письмо президенту, премьер-министру, но эти обращения пока игнорируют. «Это происходит потому, что люди, которые пишут законы, когда их дети учатся за границей, гипотетически своё будущее не связывают с этой страной, им все равно, как будут учиться остальные дети, - предположил Цискаридзе. - Я уверен, что если бы у нас был закон, согласно которому дети тех, кто принимает и разрабатывает законодательные проекты, обязательно служили бы в армии и учились в нашей стране, эта система потихоньку бы усовершенствовалась ».

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму .

Репертуар

В училище

  • 24 ноября 1991 - солист в «Классической симфонии» на музыку Первой симфонии С. Прокофьева (I, II, IV части), хореография Л. Лавровского ; Франц , «Коппелия » Л. Делиба (III акт), хореография А. Горского в редакции С. Головкиной (концерт на сцене Большого театра)
  • 31 мая 1992 - «Большое классическое па» на музыку Д. Обера , хореография В. Гзовского
  • 14 августа 1992 - па-де-де из балета «Фестиваль цветов в Дженцано», музыка Э. Хёльстеда, хореография А. Бурнонвиля (гастроли МАХУ в Вейле, США)
  • 16 июля 1993 - па-де-де из балета «Эсмеральда », музыка Ц. Пуни, хореография В. Гзовского в редакции С. Головкиной (гастроли МАХУ в Японии)

В Большом театре

  • 28 октября - Солист (Сверстники Джульетты) , «Ромео и Джульетта » С. С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича
  • 6 декабря - Конферансье , «Золотой век » Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича
  • 13 января - Меркуцио , «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича (Альберт-холл , гастроли Большого театра в Лондоне)
  • 14 января - Французская кукла , «Щелкунчик » П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича (Альберт-холл, гастроли Большого театра в Лондоне)
  • 15 января - Принц Фортюне , «Спящая красавица » П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (Альберт-холл, гастроли Большого театра в Лондоне)
  • 19 марта - Кавалер (гран па, четвёрка кавалеров) , «Раймонда » А. К. Глазунова , хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • 16 июня - Дон Хуан , «Любовью за любовь » Т. Хренникова, хореография В. Боккадоро
  • 24 декабря - Солист (солисты вальса) , «Лебединое озеро » П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского в редакции Ю. Григоровича
  • 8 октября - Матрос , «Золотой век » Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича (гастроли Большого театра в Австралии)
  • 13 января - Щелкунчик-принц , «Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича
  • 12 марта - Граф Вишенка , «Чиполлино » К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова
  • 18 марта - Юноша , «Шопениана » на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина
  • 13 апреля - Джеймс , «Сильфида » Х. С. Лёвенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен
  • 3 мая - Ротбарт , «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского в редакции Ю. Григоровича
  • 14 мая - Золотой божок , «Баядерка» Л. Минкуса , хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (вариация - хореография Н. Зубковского)
  • 29 июня - Паганини , «Паганини» на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского в редакции В. Васильева
  • 7 июля - Джига , «Дон Кихот » Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского, Р. Захарова (гастроли Большого театра в Японии)
  • Декабрь - Меркуцио (25 декабря), Трубадур (27 декабря), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского
  • 22 мая - Ферхад , «Легенда о любви » А. Меликова, хореография Ю. Григоровича
  • 13 июня - солист в «Антигоне» М. Теодоракиса , хореография С. Боброва
  • 6 июля - «Нарцисс», миниатюра на музыку Н. Черепнина, хореография К. Голейзовского (гастроли Большого театра Граце, Австрия)
  • 18 июля - Голубая птица , «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (дебютировал на гастролях Большого театра в Граце, Австрия)
  • 20 ноября - Призрак розы , «Видение Розы » на музыку фортепианной пьесы К. М. фон Вебера «Приглашение к танцу » в оркестровке Г. Берлиоза, хореография М. Фокина
  • 25 декабря - Король *, «Лебединое озеро » П. И. Чайковского, хореография В. Васильева с использованием фрагментов хореографии Л. Иванова
  • 2 апреля - Принц Дезире , «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • 22 мая - Граф Альберт , «Жизель » А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (27 декабря - в редакции В. Васильева)
  • 26 ноября - Солор , «Баядерка » Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани в редакции Ю. Григоровича
  • 19 июня 1998 - Жан де Бриен , «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • 21 апреля 1999 - солист III части ** в «Симфонии до мажор», музыка Ж. Бизе, хореография Д. Баланчина
  • 7 мая 2000 - Лорд Вильсон / Таор , «Дочь фараона » Ц. Пуни, хореография П. Лакотта
  • 27 июня - Злой Гений *, Принц Зигфрид (попеременно), «Лебединое озеро » П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича (вторая редакция)
  • 26 октября - Германн *, «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. Чайковского, хореография Р. Пети (мировая премьера)
  • 15 февраля 2003 - Квазимодо **, ««Собор Парижской богоматери»» М. Жарра, хореография Р. Пети
  • 13 июня - фея Карабос , «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (версия 1973 года)
  • 21 ноября - Классический танцовщик , «Светлый ручей » Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского
  • 22 декабря - Тезей / Оберон **, «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети, хореография Д. Ноймайера
  • 27 апреля 2005 - па-де-де из II акта балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография Р. Нуреева
  • 19 февраля 2006 - Учитель , «Урок» Ж. Делерю, хореография Ф. Флиндта
  • 23 июня 2007 - Конрад , «Корсар » А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки
  • 27 октября 2008 - Alter Ego на музыку В. А. Моцарта, хореография В. Васильева
  • 28 января 2010 - Люсьен д’Эрвильи , гран па из балета «Пахита », музыка Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки

В других театрах

  • 23 января - Ферхад , «Легенда о любви » А. Меликова, хореография Ю. Григоровича (Мариинский театр)
  • 29 декабря - Солор , «Баядерка » Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани в редакции Р. Нуреева (Парижская национальная опера , на сцене театра «Опера Бастилии »)
  • 15 июня - солист в «Рубинах», «Драгоценности» на музыку Каприччио для фортепиано с оркестром И. Стравинского, хореография Д. Баланчина (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден)
  • 7 июля - Золотой Раб , «Шехеразада » на музыку Н. Римского-Корсакова, хореография М. Фокина, возобновление И. Фокиной и А. Лиепы (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден)
  • 30 июня 2002 - Принц Зигфрид , «Лебединое озеро » П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции К. Сергеева (Мариинский театр)
  • 23 февраля - Солор , «Баядерка » Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции С. Вихарева (Мариинский театр)
  • 28 марта - Юноша , «Юноша и Смерть» на музыку И. С. Баха, хореография Р. Пети («Балет Асами Маки», Новый национальный театр, Токио)
  • 1 октября 2004 - Судьба-Смерть , мюзикл «Ромео и Джульетта », музыка Ж. Пресгурвика , режиссёр и балетмейстер М. Реда («Московская оперетта »)
  • 29 марта - Кавалер де Грие , «Манон » на музыку Ж. Массне, хореография К. Макмиллана (Мариинский театр)
  • 9 июня - «Там, где висят золотые вишни » на музыку Т. Вилемса, хореография У. Форсайта (Мариинский театр, в рамках фестиваля «Звёзды белых ночей»)
  • 16 октября - Полифем , «Смерть Полифема», режиссёры М. Краснопольская, И. Эпельбаум (Лиликанский театр)
  • 25 октября Синий Бог *, «Синий бог» на музыку А. Скрябина , хореография У. Иглинга (в рамках фестиваля «Русские сезоны. XXI век», Кремлёвский балет , Москва)
  • бенефис в рамках фестиваля «Русские сезоны. XXI век»: «Видение розы », «Послеполуденный отдых фавна », «Шехеразада » (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко)
  • творческий вечер в Мариинском театре: «Рубины» из балета «Драгоценности», «Нарцисс», «Там, где висят золотые вишни », «Кармен. Соло» (в рамках VI Международного фестиваля балета «Мариинский»)
  • 18 апреля - Солор , «Баядерка » Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции В. Пономарёва и В. Чабукиани (Мариинский театр)

Конкурсы, концерты и личные гастроли

  • 28 сентября - па-де-де из балета «Корсар», хореография М. Петипа, В. Чабукиани (VIII Международный конкурс артистов балета мадам Ойя в Японии, г. Осака)
  • 24 июня - «Тотем» на музыку В. Артёмова для шести ударников в исполнении Ансамбля ударных инструментов М. Пекарского , хореография С. Боброва (VIII Международный конкурс артистов балета в Москве)
  • участие в гала-концерте памяти Рудольфа Нуреева, театр Ла Скала , Милан
  • участие в гала-концерте по случаю открытия театра в городе Аполло, США
  • 16 и 19 февраля - проект «Короли танца»: «Для четверых»* (For Four ) на музыку Ф. Шуберта , хореография К. Уилдона (вместе с Итаном Стифелом, Йоханом Кобборгом и Анхелем Корейей, премьера); Учитель , «Урок» на музыку Ж. Делерю, хореография Ф. Флиндта; Кармен , Хозе , Эскамильо , концертный номер «Кармен. Соло»* на музыку Ж. Бизе , хореография Р. Пети (Нью-Йорк сити центр, Центр исполнительских искусств в Оранж Каунти, Калифорния, США)
  • «Синий бог», гастроли в Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге и Перми
  • «Шехеразада », гастроли в Перми, Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге, Москве (в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес»); во Франции, на сцене каннского Дворца фестивалей (в рамках Фестиваля российского искусства)
  • 11 февраля - па-де-де из балета «Жизель», «Гибель розы» на музыку Г. Малера , хореография Р. Пети (партнёрша - Светлана Лунькина) - гала-концерт в рамках проекта «Звёзды XXI века», Линкольн-центр , Нью-Йорк
  • 21 мая - «Падший ангел»* на музыку Г. Канчели и С. Барбера , хореография Б. Эйфмана , Центр исполнительских искусств в Оранж Каунти, Калифорния, США
  • 12 ноября - проект «Короли танца»: Remanso на музыку Э. Гранадоса , хореография Н. Дуато (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко)
  • «Синий бог», «Шехеразада» (Театр Елисейских Полей , Париж)
  • «Шехеразада» (Михайловский театр , Санкт-Петербург)
  • «Послеполуденный отдых фавна» (Франция: Театр Елисейских полей, Париж и Дворец фестивалей, Канны; Россия: Казань, Челябинск, Ярославль, Нижний Новгород)
  • «Послеполуденный отдых фавна» (Михайловский театр, Санкт-Петербург)
  • «Шопениана» (Театр Елисейских полей, Париж)
  • «Синий бог», «Шехеразада», «Послеполуденный отдых фавна» (театр «Колизей», Лондон)

(*) - первый исполнитель партии. (**) - первый исполнитель партии на сцене Большого театра.

Возобновление спектаклей

  • 16 января 2010, Большой театр - «Шопениана » на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина. Исполнители главных партий: Мария Александрова , Марианна Рыжкина , Мария Аллаш , Николай Цискаридзе.

Фильмография

Видеозаписи балетных спектаклей

  • Начало 1990-х - «Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография Ю. Григоровича, спектакль Большого театра - Щелкунчик-принц (Мари - Нина Капцова)
  • 1998 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции В. Васильева, спектакль Большого театра - Граф Альберт (Жизель - Светлана Лунькина)
  • 2003 - «Собор Парижской богоматери» М. Жарра в постановке Р. Пети, спектакль Большого театра - Квазимодо (Эсмеральда - Светлана Лунькина)
  • 2006 - «Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского в постановке Р. Пети, спектакль Большого театра - Германн (Графиня - Илзе Лиепа , Лиза - Светлана Лунькина)
  • 2007 - «Бенефис Николая Цискаридзе»: «Видение Розы» - Призрак Розы (Девушка - Жанна Аюпова), «Послеполуденный отдых фавна» - Фавн (Нимфа - Татьяна Чернобровкина), «Шехеразада» - Золотой Раб (Зобейда - Илзе Лиепа), Кремлёвский балет, Национальный филармонический оркестр России , дирижёр - Владимир Спиваков
Другое
  • 1999 - «Николай Цискаридзе. Быть звездой…», документальный фильм Никиты Тихонова (26 мин.)
  • 2012 - «Ералаш » № 265 , «Мир, в котором я живу» (камео)

Награды и звания

  • 1992 - cтипендия международной благотворительной программы «Новые имена».
  • 1995 - Серебряная медаль VIII Международного конкурса артистов балета мадам Ойя (Осака, Япония); приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда».
  • 1997 - Первая премия и Золотая медаль VIII Международного конкурса артистов балета в Москве и персональный приз Питера ван дер Слота «За сохранение традиций русского классического балета»; диплом общества любителей балета «Сильфиды» - «Лучший танцовщик 1997 года» [значимость факта? ] ; театральная премия «Золотая Маска » в номинации «Лучшая мужская роль»;

Николай Цискаридзе- одна из самых харизматичных и одиозных фигур российского современного балета. Родом из Тбилиси. В Николае течет грузинская, русская и французская кровь. Артистические задатки появились рано. Родители (в особенности мама) Народного артиста прививали ему любовь к искусству. Хореографии Николай обучался поначалу в Тбилиси, затем в Москве. Закончив хореографическую академию в 20 лет, стал работать в Большом театре. Начиная с кордебалета, постепенно Николай «вознесся» к основным партиям в «Спящей красавице», «Щелкунчике», «Шопениане», «Пиковой даме», «Жизели» и др. В 31 год Николай начал преподавательскую карьеру. Имея сильный характер, часто противостоял действиям руководства… По последним данным, летом 2013 года Николай Цискаридзе покинул Большой. Служение ему продолжалось 20 лет. Но «талант всегда найдет себе дорогу «… Н. Цискаридзе закончил юрфак, написал книгу о балете. Сейчас Николай состоит в судействе сразу нескольких телепроектов. Подробности личной жизни «корифея балета» широкому кругу не известны.

  • Знаменитый артист балета Николай Цискаридзе очень негативно относится к привычке некоторых соотечественников критиковать и ругать всё, что...

  • Несмотря на то, что знаменитому танцору Николаю Цискаридзе ещё только 40 лет, мысли о собственных похоронах уже засели в звёздной голове....

  • Знаменитый в балетный кругах Николай Цискаридзе, несмотря на свою занятость в основной профессии, решил получить дополнительное...

  • Сегодня исполнилось 40 лет знаменитому отечественному артисту балета Николаю Цискаридзе. В этот день прославленный артист с удовольствием...

  • Знаменитый артист российского балета Николай Цискаридзе, уволенный в этом году из Большого театра, скоро приступит к новой работе в...

  • Как сообщил в понедельник РИА Новости представитель Академии русского балета им. Вагановой, профессорско-преподавательский состав этого...

  • Николай Цискаридзе теперь будет работать в Санкт- Петербурге, в должности ректора Академии русского балета имени Вагановой. Это сообщение...

Похожие статьи