Развивающие принципы в работе с дошкольниками. Опыт работы воспитателя на высшую категорию

26.07.2019

Принципы обучения — это такие методы обучения, исходные положения, которыми пользуется воспитатель во время отбора содержания, организации и методов обучения. Они отражают внутренние естественные стороны деятельности воспитателя и ребенка, определяют эффективность обучения на различных возрастных этапах при различных формах организации обучения.

Принципы обучения не являются раз и навсегда принятыми категориями. По мере развития психолого-педагогической науки они совершенствуются, приобретая более глубокое обоснование (принцип активности обучения, развивающего обучения и т. д.)

Одновременно у детей формируется более лояльное отношение к труду, интерес к трудовой деятельности взрослых, трудолюбие. Обучение и воспитание обычно находятся в одном целом: обучая, мы воспитываем, а воспитывая — обучаем.

Вместе с тем обучение и воспитание как своеобразные стороны единого процесса имеют свой состав, свои определенные методики, свои материальные и психологические предпосылки. На ранних этапах жизни детей обучение и воспитание выступают в более тесном единстве, и дифференцировать их трудно, но по мере того, как ребенок подрастает, воспитание и обучение все четче дифференцируются. Но это совсем не значит, что обучение теряет свою воспитательную силу, а воспитание перестает быть обучающим. Обучение на всех этапах развития ребенка остается воспитывающим, а воспитание — обучающим.

Принцип научности.

Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Первоначальные научные знания школьника возникают не на голом месте, а на основе реальных представлений, полученных детьми в детском саду. Таким образом, более глубокое научное познание действительности возникает на основе менее глубокого. Бесспорно, нелегко придерживаться этого принципа при объяснении дошкольникам самых простых вещей. Дидактика и призвана подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной Стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой — был бы понятен и доступен детям.

Принцип научности обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста элементов диалектико-материалнстического понимания окружающего мира.

Ученые не раз задумывались над данной проблемой. Где тот возрастной рубеж, указывая на который мы могли бы с уверенностью сказать: вот то время, когда нужно начинать формирование элементов материалистического понимания окружающей ребенка действительности. Многие, кто понимал важность и актуальность этой проблемы, в нерешительности опускали руки при возгласах оппонентов: а возможно ли решение данной проблемы относительно дошкольного возраста?

Принцип наглядности.

Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. Принцип наглядности не является новым.

При этом не исключено, что в процессе развития ребенка, в нем формируют, качества, прямо противоположные тем, которые нам хотелось бы видеть.

Период дошкольного детства — благоприятное время для постепенного формирования у ребенка основ научного миропонимания, что приобретаемые на этой возрастной ступени знания, опыт деятельности, отношении, поведения — все это, вместе взятое, подготавливает в ребенке тот качественный скачок, который происходит в процессе формирования мировоззрения на более поздней возрастной ступени - школьном обучении.

Не случайно дети любой рассказ стремятся провести на образный язык, представить себе в форме какой-то наглядной картины, события. Самые сложные мыслительные умения - рассуждать, считать, доказывать, анализировать и сравнивать - происходят от первоначальных внешних действий, от работы с конкретными предметами. Чтобы научиться считать в уме, надо немало потрудиться, считая реальные предметы. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности детей. Значение наглядности обучения убедительно подтверждено исследованиями, в которых показано, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно. Слуховая же информация поступает в наш мозг последовательно и занимает гораздо больше времени.

Реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе детского сада — значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка уточнять его эмпирические знания.

В детских дошкольных учреждениях в процессе обучения используются следующие виды наглядности: предметная и изобразительная. Используя предметную наглядность, воспитатель показывает детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (чучела птиц, муляжи овощей, фруктов). При использовании изобразительной наглядности воспитатель показывает картины, схемы и другой иллюстративный материал.

В обучении детей на занятиях наглядность применяется прежде всего в связи с сообщением детям новых знаний, а также при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.

К наглядности, используемой на занятиях, предъявляются следующие требования: они должны в полной мере отражать все вокруг, соответствовать уровню развития дошкольников, быть высокохудожественными по содержанию и оформлению,

Принцип доступности.

То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.

Ни о чем так не спорят в наши дни педагоги и психологи, как о доступности. Какие знания, с какого возраста и при каких условиях можно давать детям? Лет 15 назад еще уважали традиционный запрет: нельзя начинать обучение грамоте и письму раньше пяти лет. Сегодня разрешается учить ребенка и раньше, лишь бы свято соблюдалось правило: вызвать интерес, побудить самого ребенка ожидать очередной «урок». Лишь бы не было принудительного обучения, учить с игрой, с увлечением.

Чтобы овладеть грамотой, ребенок должен научиться различать фонетическую сторону текста. Кроме этого, у ребят в этом возрасте характерно физиологическое косноязычие (не умеют произносить шипящие, свистящие звуки и т. д.), а значит, их невозможно подготовить к непосредственному обучению грамоте.

Существенный признак принципа доступности - связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям.

Однако доступное в обучении детей нельзя приводить в пример с легким. Легкое обучение не вызывает у ребят никакого умственного усилия, напряжения, а следовательно, и не содействует их развитию. Доступное обучение всегда предполагает постановку перед детьми таких задач, таких заданий, решение или выполнение которых было бы посильно детям и в то же время вызывало некоторое напряжение их умственных сил.

Принцип активности и сознательности.

Экспериментальные данные показывают, что если дети не проявляют интереса к учению, то информация, идущая от воспитателя к ребенку, не воспринимается ими. Даже при нейтральном психическом состоянии ребенка информация, идущая извне, не воспринимается мозгом ребенка.

Практика детского сада показывает, что многие дети интеллектуально пассивны из-за того, что воспитатель при объяснении учебного материала не предусматривает в нем заранее приемов, активизирующих познавательные способности, мышление и поведение ребенка, когда все до мелких деталей «разжевывает» сам, не опираясь па активность и самостоятельность ребенка, которому ничего не остается, как только «проглотить» очередную дозу материала.

Значение этого принципа и состоит в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие.

Важнейшим показателем эффективности обучения является проявление детьми познавательной активности и самостоятельности. В основе этой реакции лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.

От воспитателя и применяемых им методов и приемов зависит развитие познавательных способностей и творческих сил ребенка.

Принципы систематичности, последовательности и постепенности.

Это означает, что состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала. Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.

Принцип связи с жизнью вытекает из диалектико-материалистического закона единства теории и практики.Конечно, связь с жизнью для маленьких детей ограничена их возможностями. Их жизнь - это игра, труд, занятия. Приобретаемые знания следует использовать в указанных видах деятельности.

Принцип развивающего обучения.

В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Дети постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Секрет возникновения интереса к учебной деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей, в овладении учебным материалом. Значит, чем больше успехов у ребенка в знаниях, в учении, тем выше и устойчивее его желание приобретать новые знания.

Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении.

Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.

Основным способом изучения особенностей детей дошкольного возраста являются систематические наблюдения за ребенком; индивидуальные и групповые беседы; оценка результатов выполнения ими заданий и др. Цель изучения состоит в том, чтобы, опираясь на положительные качества личности, предупреждать и преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии ребенка.

Воспитатель должен знать, на что способен каждый ребенок. Кто из 25-30 ребятишек быстро схватывает учебный материал, а кто - медленно. Нельзя требовать от дошкольника невозможного. Надо изучать личность ребенка, присматриваться к нему, выявлять его характер.

Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных обстоятельств. Так, детей с ослабленным зрением, слухом на занятиях садят ближе к воспитателю, ближе к наглядным пособиям, чтобы они лучше слышали объяснение и хорошо видели показ образца, демонстрационного материала.

Детей импульсивных, со слабыми тормозными реакциями воспитатель сдерживает, развивая их волю. Некоторые дети, особенно только что пришедшие в сад, часто отличаются замедленной речью, недостаточным запасом слов. Таких детей нельзя торопить при ответах, рассказывании. Нужно воспитывать благожелательное отношение к ним и со стороны товарищей.

В детском саду встречаются дети, у которых нет привычки к умственному труду, они любят играть, но занимаются неохотно. Именно таким детям необходимо дать возможность испытать радость успеха, что повысит их интерес к содержанию занятия, к умственному труду.

Осуществляемый в детском саду процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образо­вательного процесса и направлен на общее развитие личности ребенка. Цель обучения дошкольников – передача детям общественно-исторического опыта че­ловечества.

Два столетия в работе с дошкольниками главным было их воспитание, в которое, конечно, входило и обучение, но оно не было на первом месте.

Введение дошкольного образования вместо до­школьного воспитания не пустая формальность. Под это составляются государственные стандарты. Но при создании программ обучения дошкольников обя­зательно необходима тесная связь со всеми направ­лениями развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Для осуществления любой деятельности необходи­мы знания, точнее – совокупность знаний, включая и знания о способах деятельности. Однако для нормаль­ного осуществления деятельности одних знаний недо­статочно.

Можно знать, что нужно делать, знать способы деятельности, но не уметь их произвести. Другими словами, для любой деятельности (интеллектуальной, практической) нужны умения. Например, ребенок видел и знает: чтобы зашнуровать ботинки, кроссовки, нужно продеть определенным образом шнурки в ды­рочки, но если он сам этого никогда не делал, у него не вырабатываются необходимые умения и он не сможет сам зашнуровать обувь.

Отсюда следует, что важными компонентами ус­воения опыта являются навыки и умения, которые ребенок тоже получает в процессе обучения.

Еще одним компонентом опыта человеческой дея­тельности, который не дается в готовом виде для усво­ения и который не исчерпывается знаниями и умени­ями, не совпадает с ними, является опыт творческой деятельности.

Творческая деятельность характеризуется рядом черт, которые не появляются сами собой, они должны быть целенаправленно сформированы.

И наконец, выделяется еще один (четвертый) эле­мент социального опыта – опыт эмоционально-це­лостного отношения человека к миру и к людям.

Освоение выделенных элементов социального опыта целенаправленно начинается в дошкольном об­разовательном учреждении. И происходит это как в повседневной жизни, так и в процессе целенаправлен­ного обучения, организуемого и осуществляемого вос­питателями и педагогами детского сада.

Принципы обучения дошкольников

Учебная деятельность детей дошкольного возраста носит систематический и целенаправленный характер. Обучение детей выполняет задачи развития личности ребенка, его способностей, овладения первоначальны­ми понятиями и элементарными знаниями из различ­ных областей жизни человека.

Организационной формой обучения в детском саду являются занятия, которые отличаются от уроков в школе структурой, менее жесткими требованиями и продолжительностью и большей степенью сотрудни­чества педагога с детьми.

Главная особенность учебных занятий с дошколь­никами в том, что познавательная деятельность стро­ится на основе практических, умственных действий ребенка и умственных действий с подсказкой, а так­же на чувственных образах. Однако общие закономер­ности и принципы обучения детей дошкольного возра­ста и младших школьников одни и те же.

Знания этих принципов обеспечивают продуктивность решения об­разовательных, воспитательных и развивающих задач.

Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер по­знавательной деятельности обучающихся. Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности ребенка.

Совокупность принципов позволяет характеризо­вать весь учебный процесс, все стороны деятельности педагогов и познавательной деятельности детей.

Знания в опыте человечества находятся в определен­ной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспоряд­ке. Эту сторону обучения отражает принцип систематич­ности. Иногда его называют принципом систематичности и последовательности обучения, понимая под последова­тельностью расположение материала в соответствии с возрастными возможностями развития детей.

Учебный процесс теряет смысл, если его содержа­ние будет недоступным для усвоения. Отсюда вытека­ет принцип доступности учебного материала.

Чувственные образы, представления детей об ок­ружающем мире являются необходимыми компонен­тами всякого обучения. Эта сторона учебного процес­са привела к обоснованию принципа наглядности.

Знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается, ста­новится эпизодом в жизни детей. Отсюда необходимость принципа сознательности и активности учения детей.

Знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие, возможность обучения на более высоком уровне. Принцип прочнос­ти обучения раскрывает эту сторону развития детей.

В детских садах и школах принята групповая форма организации учебных занятий.

Однако ребенок мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума. Индивидуальный подход повышает эффективность обу­чения, что давно замечено в практической деятельности воспитателей и педагогов. Эта особенность педагогичес­кого процесса нашла отражение в принципе индивиду­ализации развития детей в процессе обучения.

Известный педагог и психолог Л.В. Занков предло­жил применительно к начальному этапу усвоения деть­ми учебного материала четыре принципа: высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических зна­ний, быстрый темп усвоения материала, осознание детьми результатов учения. Эти принципы представ­ляют собой дальнейшую, более глубокую разработку названых выше принципов. Исследования Л.В. Занкова и его последователей раскрыли большие потенци­альные возможности общего развития детей.

Принцип научности обучения

Процесс познания окружающего мира сложен, противоречив, включает различные этапы, формы, виды. Научность познания заключается в том, чтобы перейти от явления к сущности, от внешнего описания предмета ‘ к его внутреннему строению. Если учебный материал позволяет представить только внешние, наблюдаемые свойства предметов, то такие знания будут донаучными. Они используются в обучении для того, чтобы создать основу научных знаний и дать представление о много­образии окружающей действительности.

Научные знания приводят к осознанию закономер­ностей теории науки. Возникают определенные науки, на основе которых осуществляется отбор учебного материала.

Принцип научности определяет место научных знаний в педагогическом процессе.

Первоначальные научные знания возникают на основе разнообразных представлений ребенка об ок­ружающем мире. Процесс перехода мысли ребенка от привычного для него чувственного познания к поня­тийным формам мышления сложен и противоречив. Успех обучения дошкольников во многом зависит от того, как педагог или воспитатель организует мысли­тельную деятельность детей.

Прежде всего нужно определить ту совокупность чувственных образов, которые ложатся в основу пер­воначального понятия. Затем обобщить, систематизи­ровать представления, для того чтобы ребенок мог представить ту сторону действительности, которая характеризуется в понятии. Далее воспитатель выде­ляет доступные научные признаки формирования по­нятия.

Принцип научного обучения предъявляет опреде­ленные требования к организации познавательной деятельности детей.

Приступая к обучению, нужно хорошо понимать и правильно строить процесс перехода мысли от явле­ния к сущности, от внешних, наблюдаемых свойств к внутренним.

В программном учебном материале должны быть заложены возможности различных подходов к объяс­нению действительности. Это дает основание для твор­ческого поиска педагога, для индивидуального подхо­да к воспитанникам.

Педагог должен знать пути систематизации и обоб­щения представлений ребенка в процессе формирова­ния первоначальных научных понятий.

Принцип систематичности обучения

Этот принцип включает следующие основные по­ложения:

1.Учебный материал как отражение сторон окружаю­щей действительности представляет собой систему знаний. Эта система возникает на основе познания взаимосвязи объектов реальной действительности.

2. Педагог должен знать первоисточник учебных зна­ний, чтобы донести до сознания ребенка реальные отношения, связи предметов, явлений.

3. Усвоение учебного материала детьми зависит от объяснения педагога. Уровень подготовки педа­гога, его творчество и мастерство обеспечивают глубокое и систематическое усвоение знаний деть­ми. Одно и то же содержание может быть изуче­но различными путями, методами, средствами.

Воспитатели и педагоги, ведущие занятия с дошкольниками, должны находить разумную для данных конкретных условий систему объяснения материала.

4. Система изучения учебного материала должна со­ответствовать возрастным возможностям детей.

5. Система знаний должна предполагать развитие ло­гического мышления – операций сравнения, ана­лиза, синтеза, обобщения, абстрагирования, разви­тия дедуктивных (переход от единичного или менее общего к более обобщенным выводам) форм мышления и др.

6. Каждое занятие в системе обучения должно быть продуктивным – дети должны понимать про­граммный материал, уметь осуществлять логичес­кие операции и т. д. Целью обучения должно быть развитие внимания, памяти, воображения, чувств, воспитание черт характера, способствующих пре­одолению трудностей в процессе обучения.

Принцип доступности

Этот принцип основывается на умении воспитате­лей и педагогов соотнести учебный процесс с уровнем развития детей, их личным опытом, со знаниями, умени­ями и навыками, которыми они владеют. Если эти связи установить не удается, знания считаются недоступными.

Понимание педагогами особенностей связи ново­го с известным в сознании ребенка также помогает повысить степень доступности знаний.

Отечественный психолог Л.С. Выготский выдвинул идею опережающего развития умственных сил ребен­ка в учебном процессе. Обучение, считал он, должно опережать и вести за собой развитие. Процесс может строиться на механизмах мышления, которые еще не сформировались полностью, но уже достаточны для усвоения нового содержания. В этих условиях будет интенсивно формироваться более высокий интеллек­туальный уровень развития детей.

Опора на развивающиеся, но еще не совершенные механизмы познавательной деятельности ускоряет развитие детей и повышает доступность обучения.

Доступность обучения повышается, если педагоги стремятся воспитать любознательность у детей, сфор­мировать познавательные интересы.

Таким образом, принцип доступности предъявляет к учебному процессу следующие требования:

Педагог должен знать уровень развития познава­тельных психических процессов, те виды и опера­ции мышления, которые сформированы у детей и которые формируются;

Условием, способствующим доступности обучения, должно быть формирование познавательных ин­тересов детей;

Педагог должен понимать значение учебного мате­риала для решения задач общего развития детей.

Принцип наглядности обучения

Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А.. Коменский в XVII в. Само название его книги – «Мир чувственно вос­принимаемых вещей в картинках» – показывает путь, облегчающий познавательную деятельность детей. Рису­нок, картина – это средства, которые позволяют ребен­ку представить изучаемые предметы, явления, события.

В практике обучения еще задолго до Я.А. Коменского использовали наглядные образы в процессе изу­чения книжного материала в школах Китая, Греции, Рима.

Значительно обогатил методику наглядного обуче­ния К.Д. Ушинский. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.

Реализуется принцип наглядности обучения с по­мощью специальных пособий. Наглядные пособия де­лятся на натуральные, изобразительные, схематичес­кие, объемные, плоскостные и т. д.

Существенные признаки наглядного пособия:

Наглядным пособием может быть всякая матери­альная или знаковая модель;

Наглядное пособие всегда средство познания, а не цель;

Наглядные пособия – основа формирования чув­ственного образа, представления, из которых с по­мощью умозаключений делается обобщающий вы­вод. . ‘

При работе с наглядными пособиями следует учи­тывать три момента:

Возможность обратной связи;

Связь возникших представлений о реальных объек­тах, явлениях, событиях с содержанием наглядно­го материала.

Принцип сознательности и активности обучения детей

Этот принцип направлен на формирование у детей сознательного понимания материала, сознательного от­ношения к обучению, познавательной активности. В на­стоящее время процесс усвоения знаний приобретает творческий характер. Все больше внимания сосредота­чивается на отношении ребенка к занятию. Если ребенок хочет учиться, ему легче осваивать учебный материал.

Усвоить учебный материал можно лишь при дос­таточной активности познавательных психических процессов. Последнее есть выражение внутреннего состояния ребенка, его познавательных сил и свойств.

У каждого ребенка активность познания опреде­ляется трудностью или легкостью усвоения учебного материала, умением выполнять требования воспитате­ля или педагога, сформированностью навыков учебно­го труда.

Задача воспитателя и педагога – создать условия для повышения общей познавательной активности де­тей, сформировать положительное отношение к учеб­ным занятиям, воспитать самостоятельность и рабо­тоспособность. . . . —

Принцип прочности обучения

Прочность знаний – результат действия многих факторов, важнейшими среди которых являются пе­дагогическое мастерство и желание ребенка учиться.

Основные требования принципа прочности обуче­ния:

1. Выделение в учебном материале главной мысли, отражающей его существенные особенности основные положения, которые подчиняют себе дру­гие части учебного материала.

2. Связь главной мысли учебного материала с имею­щимися у ребенка знаниями. Главное должно быть связано с тем, что дети знают по данному вопросу. В противном случае главное положение становит­ся изолированным и теряет субъективную значи­мость в мыслительной деятельности ребенка.

3. Знания должны быть включены в систему взглядов и рассуждений ребенка, тогда они становятся его внутренним достоянием и он не забывает их.

4. Знания становятся прочными, если они связаны с чувствами, эмоциями, переживаниями детей. Если изучение учебного материала вызывает у ребенка чувство радости или огорчения, переживание ус­пеха, то знания сохраняются надолго.

5. Включение изучаемых явлений в практическую деятельность детей. Учебный материал, связанный практическими действиями и упражнениями, на­долго закрепляется в памяти ребенка.

Принцип индивидуализации обучения

Групповые формы усвоения учебного материала основаны на общих психолого-педагогических прин­ципах возрастного развития детей. Нужно знать уро­вень развития личности детей, чтобы объяснить новое и быть уверенным, что дети смогут понять и усвоить содержание занятий.

Однако каждый ребенок, помимо общих свойств, имеет и индивидуальные качества, которые могут по­ложительно или отрицательно влиять на ход учения.

Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса.

Индивидуальный подход позволяет ставить и ре­шать различные конкретные задачи:

Постоянно изучать особенности личности ребенка, выявлять факторы, оказывающие на него наибо­лее существенное влияние;

Искать средства индивидуального подхода и сис­тему индивидуальных педагогических воздей­ствий.

Названные выше принципы обучения придают единство практической деятельности воспитателей и педагогов и познавательной деятельности детей.

Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте понятие о принципах обучения детей дошкольного возраста.

2. Принцип доступности обучения и его реализация на занятиях в детском саду.

3. Как вы понимаете принцип систематичности обу­чения детей дошкольного возраста?

4. Пути реализации принципа наглядности в учебном процессе.

5. Дайте анализ учебного занятия по одной из про­граммных тем, на котором решались задачи ум­ственного развития детей.

За годы взросления ребенок проходит несколько возрастных этапов, преодолевает несколько кризисов и из неразумного младенца становится почти взрослой самостоятельной личностью. Поэтому использовать одни и те же методы и средства обучения и воспитания в три года и в шесть лет практически невозможно. Работая с детьми дошкольного возраста , следует опираться на возраст, уровень развития и психологические особенности ребенка.

Общее правило для всех занятий – деление урока на части:

  • Объяснение, что и зачем делается, введение. Это может быть сказочное вступление, может быть научное объяснение или игра;
  • Самостоятельная работа малышей под контролем и с помощью педагога;
  • Анализ и оценка работы. Психологи рекомендуют оценивать только работы, а не поведение, и оценивать всю группу. Не стоит фиксировать внимание на неудачах, лучше хвалить ту часть, которая получилась.

Ведение работы с детьми младшего дошкольного возраста

В три-четыре года ребенок активно знакомится с окружающим его миром, учится находить общий язык со сверстниками и взрослыми, понимать свое место в мире. Дети начинают проявлять агрессию и негативизм по отношению к взрослым, отстаивать свою самостоятельность, и взрослым в это время следует дать малышу возможность больше делать самому.

Частая ошибка родителей по отношению к детям 3-х лет – выполнение простых действий вместо ребенка. Самая частая фраза, которую ребенок будет произносить в этом возрасте – «Я сам!». Многим родителям и педагогам в детском саду сложно принять такие изменения в малыше, и зачастую ему просто не позволяют самостоятельно выполнять даже простые действия: застегнуть пуговку, надеть ботиночек и т.д. Если родители и воспитатели будут мешать в выполнении таких простых действий, то они могут вообще отбить у ребенка желание что-то делать самостоятельно, что в будущем приведет к инертности, неуверенности в себе и патологической лени.

Обучение детей младшего дошкольного возраста начинается с развития речи. У детей активно идет процесс запоминания новых слов, и память в этот период очень цепкая, хотя и работает больше долгосрочная, чем краткосрочная, поэтому основной упор в обучении детей воспитатели делают на развитие устной речи. Педагоги разучивают с детьми много новых стихов и песенок, играют в словесные игры. Ребенок в этом возрасте начинает много говорить, и задача взрослого – слушать его, поправлять и помогать формулировать мысли.

Прочие занятия имеют наглядно-действенный характер, и обычно направлены на закладывание базовых знаний, их систематизацию и применение. Например, на занятии воспитатель объясняет, какие бывают геометрические фигуры, показывает, как из бумажного квадрата сделать треугольник или прямоугольник, а на занятии по аппликации дети вырезают эти фигуры из цветной бумаги и создают из них композицию. Таким образом дети сначала узнают новую информацию, а затем закрепляют ее в памяти.

При обучении детей младшего дошкольного возраста главная задача взрослого - привить ребенку любовь и хорошее отношение как к воспитателю, так и к процессу обучения. На занятиях малыши учатся слушать и выполнять указания. Поскольку детям этого возраста сложно концентрировать внимание на одном объекте, задача вовсе не так проста, как кажется. Рассаживать малышей во время занятий лучше за разные столики, учитывая их возраст и уровень развития. Имеет смысл к активным маленьким детям подсаживать одного спокойного из старшей возрастной категории, который будет служить примером и авторитетом. Гиперактивных и легковозбудимых детей лучше рассаживать подальше друг от друга.

Дети младшего школьного возраста очень чувствительны к оценке взрослого. Если взрослый смеется, обесценивает работу или ругает за неверно понятое задание или плохое его исполнение, то у ребенка падает самооценка и пропадает желание что-то делать. Поэтому очень важно фокусировать внимание на том, что малышу удалось сделать хорошо, даже если таких элементов совсем мало.

Музыкальные занятия в младшей группе должны быть посвящены знакомству с миром звуков. Во время проведения занятий педагог включает или наигрывает детям отрывки из музыкальных произведений, ассоциируя их с игрушкой, событием или настроением. Могут быть разучены небольшие легкие песенки и танцы, состоящие из нескольких простых движений. Тематика музыкальных занятий и репертуар должны быть подобраны в соответствии с возрастом, и направлены на развитие вокальных данных воспитанников. Не рекомендуется проводить занятие музыкой дольше 15-30 минут.

Работа с детьми 4-5 лет

Дети, достигшие четырехлетнего возраста, заметно отличаются от воспитанников яселек и младшей группы. Они более активны, самостоятельны, физически развиты. В этом возрасте невероятно велика потребность в движении. Основной упор в процессе занятий педагог должен делать именно на двигательную активность, чтобы ребенок мог не только развиваться физически, но и «сбрасывать» накопившуюся энергию.

К четырем годам у детей появляется потребность в общении со сверстниками. Если дети младшей группы отлично играют в одиночестве или в компании одного взрослого, то четырехлетки играют вместе, зачастую в довольно сложные сюжетно-ролевые игры. Разговоры в группе детей тоже становятся довольно долгими и содержательными.

В процессе обучения детей в детском саду педагог использует желание малышей наладить связи между собой. Очень хорошо подойдут игры на развитие коммуникативных способностей, работу в команде, умение договариваться и действовать слаженно. Главная задача педагога на этом этапе – помочь детям с построением коммуникации.

В среднем дошкольном возрасте у детей активно развивается мышление и они стремятся именно к интеллектуальному общению со взрослыми, задавая огромное количество вопросов. Некоторые выводы малыши способны сделать и сами, но в начале процесса обучения детей дошкольного возраста рекомендуется подробно и терпеливо отвечать на возникающие вопросы и показывать малышам причинно-следственные связи между разными событиями. Средний дошкольный возраст – самое лучшее время для обучения ребенка. Дети, которые не получают ответы на свои вопросы, теряют доверие к взрослому, замыкаются в себе, становятся упрямыми и непослушными.

Одна из самых интересных черт характера ребенка 4-5 лет – понимание, что у игры и жизни есть свои правила. В этом возрасте детям становятся интересны сложные игры с правилами, и в этом же возрасте появляется «ябедничество» на нарушение этих правил. Если ребенок начинает жаловаться на то, что кто-то правила нарушает, его ни в коем случае нельзя ругать, наоборот, «ябедничество» - знак того, что малыш осмыслил и принял правила, и ему нужно подтверждение того, что он их понял верно. По сути, обращение к педагогу – это не что иное, как обращение к авторитету и потребность в одобрении правильного, с точки зрения ребенка, поведения.

В рамках обучения детей дошкольного возраста музыке стоит разделять занятия на общую и разминочную части. Во время разминки дети могут ходить по кругу, выполняя в процессе какие-то физические упражнения (на пяточках, на носочках, косолапя, как мишка, прыгая, как зайчик, топая, как слоник и т.д.). В общей части дети разучивают песенки, танцевальные номера к празднику. Дети 4-5 лет уже достаточно хорошо владеют собственным телом и в танце могут быть использованы достаточно сложные движения. Обязателен на занятиях элемент игры и несложный сказочный сюжет.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста

У старших дошкольников уже достаточно хорошо развиты в психике процессы возбуждения и торможения, благодаря которым дети могут сохранять спокойствие, понимать и соблюдать правила игры, концентрироваться на одном объекте довольно долгое время. Малыши быстрее реагируют, подстраиваются под ситуацию, способны отвлечься и переключиться по своему желанию. Для возраста 5-6 лет характерно появление произвольности, то есть способности малыша контролировать свое поведение.

В сознании ребенка происходит разделение на «Я-реальное» и «Я-желаемое», при котором «Я-желаемое» идеализируется. Шестилетний ребенок может в рамках этого разделения представлять себя кем-то другим, приписывая себе желаемые качества. Именно в этом возрасте дети считают себя супергероями, принцессами, сказочными существами, и подстраивают свое поведение под характер вымышленного, идеального героя.

В общении на первый план выходят сверстники. Накопленный багаж знаний и хорошо сформированная речь позволяют общаться без участия старших, проявлять интерес друг к другу без подсказок. Игры в старшем дошкольном возрасте становятся сложными, часто с закрученным сюжетом и четким распределением ролей, с внутриигровыми конфликтами и их решением.

В процессе обучения детей дошкольного возраста педагогу необходимо объяснять цель и мотив деятельности, давать больше заданий на развитие памяти, словарного запаса и мышления. Отлично подходят для этого возраста интеллектуальные игры, не только словесные, но и естественнонаучные. Многие дети в 6 лет уже готовятся к школе, учатся писать и читать, отчего развивается произвольная память. Дошкольникам будут интересны игры, развивающие мышление и внимание, такие как: «Найди лишний предмет», «Выбери самое похожее и непохожее», «Найди 10 отличий» и т.д.

Специфика обучения детей дошкольного возраста с гиперактивностью

Гиперактивность и синдром дефицита внимания встречается почти у четверти детей дошкольного возраста. Такие детки не способны долго удерживать внимание, очень импульсивны, суетливы, иногда агрессивны. При работе с гиперактивным ребенком воспитателю приходится несколько раз объяснять ему простое задание, так как малыш часто отвлекается и не слушает указаний. При работе с ним будут эффективны упражнения по развитию самоконтроля, внимания, координации, игры со строгими правилами. Обязательны пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику.

Многие психологи советуют направлять энергию гиперактивных детей «в мирное русло». Например, попросить малыша придумать сюжет сказки самому и показать спектакль. Второй вариант – дать ребенку долю ответственности, например, сделать его капитаном команды в спортивном состязании. Поскольку гиперактивные дети всегда в центре внимания и собирают вокруг себя остальных, то в роли капитана команды он сможет и реализоваться как лидер, и зарядить своей энергией других детей.

Особенные детки есть почти в любой группе детского сада. К особенностям развития относят не только заболевания и травмы, но и небольшие задержки психического развития, проблемы со зрением, слухом, речью или опорно-двигательным аппаратом, легкий аутизм. Даже если по состоянию здоровья ребенок может посещать общую группу, воспитателям необходимо уделять ему немного больше внимания, и учитывать состояние особенного ребенка при работе с группой.

Для реализации цели – успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению – следует руководствоваться определёнными принципами.

Принцип гуманизма как основополагающий. Суть его в том, чтобы не навредить ребёнку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребёнка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребёнку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.

Принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации; учёт их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желание и т.д. Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребёнком, двигаясь прежде всего от ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.

Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребёнка, ибо главная цель – его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.

Принцип акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья – дошкольное учреждение», взаимодополнений усилий учреждения адекватными усилиями семьи, и наоборот.

Принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.

Принцип анализа и самоанализа (рефлексивный принцип) предполагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом, за личностным ростом участников взаимодействия.

Для того, чтобы контролировать процесс адаптации ребёнка (детей) к дошкольному учреждению, его организаторам, особенно педагогу-психологу, необходимо ориентироваться в этом на определённые критерии, соответствующие показателям успешности – неуспешности протекания адаптационного процесса. Для понимания критериев педагогу-психологу, воспитателю, родителю необходимо обладать достаточно развитой наблюдательностью и умением анализировать наблюдаемое.

В практике работы с детьми в период привыкания к дошкольному учреждению возможны следующие критерии процесса адаптации:

  • состояние здоровья ребёнка (удовлетворительное или неудовлетворительное);
  • аппетит (хороший или плохой);
  • сон (засыпание быстрое, сон спокойный и крепкий, пробуждение с хорошим настроением или нет);
  • двигательная активность (подвижный, активный или скованный, пассивный);
  • взаимоотношения со взрослыми и сверстниками (легко идет на контакт, есть интерес к общению, отсутствует агрессивность или контакты затруднены);
  • деятельность (часто занят, даже увлечен, деятельность содержательная, активен в режимных моментах или пассивен и равнодушен);
  • речь (инициативная, ответная или отсутствует);
  • эмоциональный тонус (позитивный или негативный);
  • желание – нежелание идти в детский сад;
  • суждения родителей о состоянии и поведении ребёнка в семье (оптимистичные, заинтересованные или тревожные, негативные).

Для получения объективного и глубокого представления о состоянии ребёнка в адаптационный период необходимо использовать диагностические процедуры. К ним относятся:

  • включённое наблюдение за поведением ребёнка во время игр, занятий, прогулок, приёма пищи и т.д.;
  • игровая диагностика;
  • рисуночные, проективные тесты и тексты;
  • опрос родителей, воспитателей.

Об ухудшении эмоционального состояния ребёнка могут свидетельствовать следующие признаки:

  • плач (часто, без причин);
  • замкнутость;
  • скованность, напряжение, пассивность в поведении;
  • негативное отношение к взрослым, протестное поведение, нежелание с ними контактировать;
  • агрессивное отношение к сверстникам (драчлив, обидчив);
  • нежелание на кого-либо смотреть, вслушиваться в обращение взрослого, реагировать на его уговоры, просьбы;
  • беспорядочное движение рук и ног (суетлив, нервничает);
  • нарушение сформированных умений (не делает то, что умеет);
  • проявление невротических привычек (сосание пальца, раскачивание и т.д.);
  • потеря аппетита (отказ от пищи, возможна рвота);
  • нарушение сна (долго не засыпает, часто просыпается);
  • склонность к частым заболеваниям хронического характера.

Почему я выбрала эту профессию?

Каждый из нас в своей жизни вспоминает первого учителя, и он всегда помнит своих учеников. Поэтому ещё в школе я решила: «Буду учителем начальных классов!» Ведь моя учительница самая лучшая,и я должна быть такой! По окончанииВольскогопедагогического училища № 2 начала работать в МОУ СОШ №4. Мне помог случай: Однажды директор школы мне предложила перейти на должность учителя-логопеда. Но чем я буду заниматься? Мысли в хаотичном порядке сменяли друг друга. Решила: «Попробую!» Окончила Саратовский государственный университетимени Н. Г. Чернышевского и поняла: «Я не ошиблась. Как здорово и прекрасно быть учителем-логопедом! Ведь работая с детьми, я, как и учитель, отдаю частичку своего сердца и души». И вот уже 20 летработаю учителем - логопедом. Учу слову, воспитываю словом,обращаю внимание на бережное к нему отношение.

Высшее достижение в работе с детьми.

Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни.

Самое важное достижение в работе с детьми – это когда дети тебя любят и радуются встречи с тобой. И пусть проходят года, мои первые выпускники став уже взрослыми при встрече по - прежнему здороваются и улыбаются тебе.Но самое главноеконечный результат в работе логопеда – это чистая, грамотная, правильная речь ребенка. К нему я продвигаюсь, удовлетворяясь малыми победами: у Миши звук поставлен – хорошо! У Светы звук введен в речь – отлично! Радуюсь, как ребенок, получаю физически ощутимое удовольствие от каждой победы. И высшая награда для меня, когда мои воспитанники научатся красиво говорить, правильно излагать свои мысли. Чтобы речь журчала как ручеек, который, в конечном счете, соединяется с океаном высоких мыслей, идей, неповторимой личности. Вот уже на протяжении 10 летвсе мои выпуски отмечены 100% успехом.Какое счастье испытываешь, когда слышишь грамматически и фонетически правильную речь детей, которых ты обучал, с которыми ты прошел через все трудности и достиг того, чего хотел. Вот это я считаю самымвысокимдостижением!

Мои основные принципы работы с детьми

Принцип создания для детей комфортной, доброжелательной атмосферы.

Уважительное отношение к каждому ребенку. Каждый ребенок - это личность, индивидуальность и развивая ребенка, необходимо это помнить всегда!

Научить ребенка не только усваивать, запоминать сумму знаний, но главное показать пути, через которые можно найти ответ на вопрос, интересующий ребенка.

Почему я решила участвовать в Конкурсе?

Учитель-логопед учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами, единомышленниками, родителями. Современный ритм жизни требует от учителя-логопедапостоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Профессиональный опыт учителя-логопеда обеспечивает ему квалификационную профессиональную деятельность . Известно, что педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень. К учителю-логопеду дошкольного учреждения предъявляются повышенные требования, поскольку не только применяемые им педагогические технологии, методы, но и его речь, коммуникативные способности должны быть эталоном для детей, коллег, родителей, окружающих. Хочу вызвать интерес общества к своей профессии.Поэтому участие в этом конкурсе, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня учителя-логопеда.

Как, на мой взгляд, дошкольное образовательное учреждение может решать проблему нехватки детских садов в регионе:

Как решить проблему нехватки садов? –

Это трудный вопрос,

Но ответ мой готов:

Может надо вернуть те сады, что стоят

При закрытых дверях дожидаясь ребят…?

По моему мнению, проблема дефицита детских садов решается очень просто. Строить детский сад очень дорого. Подход к решению этой проблемы должен быть комплексным. Нужно вести работу по возвратудетских садов, реконструкциииихремонту.

Как я представляю идеальный детский сад будущего:

Детский сад Будущего – Дом радости. Утро начинается с девиза «В детский сад хожу без слез!» В ДОУ должны работать счастливые люди, тогда все будут от них заражаться положительной энергией, эмоциями. Для этого нужно сделать педагогическую профессию более престижной.

Когда мы поймем, что общего с детьми – это прежде всего искусство, детский сад стане кристаллом развития культуры. И это наше будущее!!!

Детский сад Будущего – второй дом не только для ребенка, но и для семьи. Детский сад станет не просто учреждением, а местом поддержки развития каждого ребенка, даже ребёнкас ограниченными возможностями. Ведь доступная среда должна быть у каждого.

Похожие статьи