Любовь к детям — главное качество учителя начальных классов. О смысле и теоретическом статусе понятия «любовь к детям» в отечественной педагогике XX века

25.07.2019

Все началось, когда я перешла в новую школу в 10 классе. Новая обстановка, новые одноклассники, новые учителя. Одноклассники попались хорошие и дружелюбные, учителя тоже неплохие. Среди них оказался один учитель, который понравился мне почему-то больше всех (сразу я не поняла почему). Он сказал, что его зовут Валерий Александрович, и что он будет вести у нас математику и информатику.
Раньше я никогда не любила математику, хотя училась всегда очень хорошо. Но на уроки Валерия Александровича я ходила с удовольствием. Он мог объяснить даже самую сложную тему простыми словами так, что всё сразу становилось понятно.
Очень добрый, но в то же время очень строгий учитель, так сильно похожий на одного японского актёра... Он просто не мог не понравиться! На его уроках я не могла налюбоваться на него, слушала его голос, стараясь вникать в смысл сказанных слов (например, новая тема урока), и чувствовала, что вот-вот в душе что-то перевернётся...
Да, я понимала всю абсурдность ситуации, всю драматичность и обречённость моих чувств, старалась подавлять в себе все эмоции, лишь бы избежать этой не нужной никому любви. Я слышала много подобных историй о влюблённости учениц в своих учителей, которые ничем хорошим не заканчивались. Я знала, что взрослый человек тридцати с лишним лет никогда не увидит девушку в шестнадцатилетней школьнице. Слишком велика разница. И то, что он не женат, ничего не меняет. А социальный статус "учителя" только увеличивает расстояние между нами.
Но чем дальше, тем хуже... С каждым днём, с каждым уроком, с каждой минутой чувства всё усиливались и усиливались. Остановить это было уже не во власти моего разума и здравого смысла. Только стоило мне его увидеть, происходило следующее: пульс учащался, в груди всё пылало, в голове происходило помутнение, она просто горела, в животе чувствовалась приятная тянущая боль, летали "бабочки", ноги подкашивались и становились ватными, по всему телу пробегала дрожь.
Я не могла ни есть, ни спать. Это чувство из легкой влюблённости переросло в нечто большее. Я поняла, что для этого человека могу сделать всё. Подавлять в себе эту любовь я больше не могла. Оставалось только одно: сделать так, чтобы никто никогда не узнал о моих чувствах. И я старательно это скрывала.
Время шло. Со мной творилось что-то невообразимое. На протяжении всего времени я жила только его уроками. Я не могла долго не видеть моего любимого учителя. Это была будоражащая сознание зависимость. Но нельзя было допустить даже того, чтобы он что-то заподозрил. Это было как насилие над самой собой. Всё только ради него, ради его репутации и чести.
Мне стоило огромных усилий говорить с ним, как ни в чём не бывало, отвечать на уроках. Я даже подходила с вопросами по предмету. Если бы в этот момент, когда он так близко, кто-нибудь измерил мой пульс, послушал стук моего сердца, то я была бы раскрыта.
Так продолжалось полгода. Наступила весна. Навязчивые мысли не покидали меня. Даже общение с новыми друзьями-одноклассниками не помогало.
И вот, однажды на очередном уроке Валерий Александрович вызвал меня к доске решать уравнение. До сих пор я всё время старалась не смотреть ему в глаза (особенно, когда отвечала), но тут я посмотрела... Он смотрел прямо мне в глаза и не отводил взгляд. Я вышла к доске на трясущихся ногах, взяла мел одной рукой, другой держала учебник и переписывала условие. Мне было не по себе - он стоял позади меня и внимательно следил за моими действиями. Я уже не могла контролировать свое тело, мои руки предательски затряслись, стали холодными и посинели. Деваться было некуда, и руки не спрячешь, а дрожь все усиливалась и усиливалась. В голове была каша, я не могла решить элементарное уравнение. Краем уха я слышала, как одноклассники перешёптывались: "Что это с ней? Ей плохо? Это же совсем простое уравнение...". Моя голова закружилась, учебник выпал из моих рук, дрожь во всём теле усугубилась. Валерий Александрович спросил:
- Надя, с тобой всё в порядке? Как ты себя чувствуешь? - в его голосе чувствовалось волнение.
- Всё нормально, Валерий Александрович... - отвечая, я старалась взять себя в руки. В это время прозвенел звонок на перемену. Одноклассники засобирались, некоторые спрашивали, что со мной. Я их успокоила, сказала, что просто не выспалась, вот и сосредоточиться не могу. И тут Валерий Александрович сказал:
- Надя, задержись, пожалуйста.
- Да, хорошо.
Когда все одноклассники вышли, он попросил меня присесть напротив него. Я села. Моё сердце бешено колотилось. Он спросил ещё раз:
- Надюша, с тобой точно всё в порядке?
- Да... - ответила я и опустила голову. Я врала, и поэтому не могла смотреть ему в глаза. Ведь всё было совершенно не в порядке!
- Тогда в чём дело?
- Если Вы насчёт сегодняшнего, то это произошло от недосыпания, вот и всё...
- Нет, я не совсем об этом... Я заметил, что в последнее время ты сама не своя. Ты ничего не хочешь мне рассказать?
- О чём это Вы?.. - спросила я, а моё сердце билось настолько сильно, что были заметны вибрации грудной клетки. "НЕТ! Я ни за что не должна расколоться! Я не могу так просто сдаться! Нет-нет-нет!.." - думала я, пряча трясущиеся руки под парту. Но он, видимо, заметил эти мои манипуляции, и попросил дать руку. Я робко протянула ему руку. Он сжал её в своих тёплых ладонях.
- Наденька, ты так дрожишь, неужели ты так боишься меня? - произнёс он с улыбкой.
- Нет, нисколько, я просто замёрзла, - я отчаянно пыталась бороться со своими чувствами, я не понимала, к чему он ведёт. Его пальцы плавно перескользнули на моё запястье, нащупывая пульс. У меня перехватило дыхание... Всё... Я разоблачена... Я наблюдала за его реакцией. Этого я боялась больше всего. Но Валерий Александрович смотрел на меня таким нежным, таким добрым взглядом, что я не выдержала:
- Я люблю Вас! - неожиданно вырвалось у меня. Не отпуская моей руки, он встал, сел рядом со мной и крепко-крепко обнял меня. Из моих глаз полились слёзы.
- Я знаю. Бедная моя девочка, сколько же ты мучилась, прости меня, я всё знал, но молчал всё это время... Прости...
- Валерий Александрович, я очень вас люблю! С самого начала, как только увидела Вас! Я не думала, что признаюсь Вам. Это я должна извиняться! Простите, что доставляю Вам столько проблем!
- Нет-нет! Никаких проблем! Всё в порядке!
Тут он на мгновение замер, потом положил свою руку мне на сердце и произнёс:
- Знаешь, я тоже должен кое-что тебе сказать... Ты должна это знать. Сначала я полюбил тебя, как свою самую лучшую ученицу, но теперь эта любовь переросла в любовь к тебе, как к девушке. Говорят, что когда любишь кого-то, то этот человек это чувствует. Я всегда чувствовал твою любовь ко мне, наверное, это она и разбудила во мне ответные чувства к тебе. Я люблю тебя, Надя! - он говорил всё это таким необыкновенно нежным голосом, я таяла в его объятиях, я чувствовала себя самым счастливым человеком на свете! Этот недосягаемый до этого момента человек теперь так близко. Строгий учитель снял каждодневную маску недоступности и признался мне в любви. Я счастлива! Затем он страстно поцеловал меня в губы. Наш поцелуй прервал звонок на урок.
В коридоре слышалось, как ученики уже ломились на урок в дверь, закрытую изнутри ключом. Валерий Александрович открыл дверь, они тут же ворвались в класс, а я пошла на свой урок.
Мы с Валерием Александровичем договорились встретиться после уроков в парке неподалёку и всё обговорить. Весь день до нашей встречи я просто летала от восторга! Я с нетерпением ждала конца учебного дня. Когда наконец-то мы встретились, я сразу же бросилась ему в объятия. Он тоже был очень рад, улыбка не сходила с его лица. Я не верила своему счастью!
Мы говорили о том, что необходимо будет скрывать наши отношения от общественности, о том, что разница в возрасте (пятнадцать лет) слишком велика, к тому же он - учитель, я - ученица. Валерий Александрович пытался мне объяснить, на что я иду, выбирая его, но я была непреклонна. Мы любим друг друга. Пути назад нет.
На протяжении всего времени, пока я доучивалась в школе, мы тайно встречались. Когда я окончила школу, мне как раз исполнилось восемнадцать лет. Мы рассказали родственникам о наших отношениях. С ними проблем не возникло, они были только рады (к счастью, не консервативные они люди, что его, что мои). Мы оформили наш брак, он уволился со школы, мы переехали в другой город, куда я поступила в университет. Там и он нашел себе новую работу.
Мы преодолели все социальные барьеры, что стояли между нами. Я поняла, что когда любишь очень сильно, мнение общества не должно волновать. Преодолеть можно всё. Теперь страшно представить: что, если бы мы так и не узнали о чувствах друг друга, если бы мы не сделали этот шаг навстречу... Стереотипы только мешают нам жить. Нерешительность отдаляет счастье.
Помните, самое главное - это любовь. Любовь - смысл жизни.

Татьяна Левчикова

Ведь главное для него, чтобы он знал, чувствовал и видел нашу к нему любовь . Но такую искреннюю любовь не каждый педагог может дать детям .

В педагогике любовь к детям - это очень ёмкое понятие, которое объясняет, какими качествами должен обладать педагог и что он способен дать детям . Любящий детей педагог может дать много : свои знания, свою радость и печаль, свои интересы и свою любовь . Он делится с детьми тем, что ему дорого, что его тревожит, что обязательно пригодится детям в жизни .

Много лет я уже в педагогике . Но к такой любви к детям я пришла не сразу . Мне очень хотелось быть воспитателем в детском саду. И я им стала. Родители и дети всегда с интересом и желанием относились к моим начинаниям, к тому, как я общалась с ними, окружала заботой их детей. Я любила свою работу, даже когда была мизерная зарплата. Но я думала, что любить можно только своих детей. А оказалось, нет. Каждый мой выпуск детей в школу – это частица моего сердца, с которой я расставалась. Ведь дети мне доверяли и доверяют сейчас то, что не всегда могут доверить родителям. Их смех, слёзы и печальные глаза очень дороги мне. И я поняла, что без этого нет смысла в моей работе.

Педагог , который любит детей - самый счастливый человек, потому, что его любовь порождает ответную любовь детей . Они могу подойти к тебе и просто поплакать, или что-то рассказать, только тебе. Многие молодые педагоги этого не понимают и думают , что мы сентиментальничаем. Но я хочу быть сентиментальной, могу попросить прощения у ребёнка . Я- педагог ! А педагог не может работать без любви к детям . Своей любовью мы зажигаем в сердцах детей огоньки добра, счастья, уверенности в завтрашнем дне и его необходимости. И дети несут этот огонёк через всю свою жизнь, вспоминая своего педагога по имени отчеству , или просто добрым словом . До слёз трогательно и приятно, когда ребёнок говорит маме , что она его целует как воспитатель перед сном.

Ради таких моментов хочется творить, расширять свои знания, любить детей. Как любить детей? Каждый педагог ответит по-своему . Дети должны жить в атмосфере любви . Если ваше сердце открыто для такого чувства, то вы найдёте ответ. Воспитывать надо любя. Это мой принцип. Умейте с ними договариваться, уважайте их мнение и их чувства, всё то, что они делают и о чём думают. Не будьте выше их, но будьте всегда на высоте в своём поведении, словах , искренности своих чувств к ним, т. е. любви . Нельзя детям говорить неправду , так как они очень тонко чувствуют ложь и доверительных отношений с ребёнком у такого человека не будет.

Для меня каждый ребёнок – это маленький мир , со своими проблемами, минусами и плюсами, целостность которого я не имею права нарушать. Но я могу помочь ребёнку найти своё место в социуме, быть уверенным в себе, научить любить себя и окружающий мир. Это возможно осуществить через личный контакт, через создание для каждого ребёнка таких ситуаций , когда он чувствует себя успешным. Необходимо ставить перед собой и детьми высокие цели, которые могут привести к успеху, к личностному росту как педагога , так и ребёнка .

Педагог - это не только профессия, это призвание и талант, в основе которой лежит любовь к детям . Он должен обладать терпением, иметь хороший современный багаж знаний, быть творческой личностью, проявлять инициативность. Педагог должен быть примером для детей. Иначе нельзя : его окружают дети любознательные , требующие к себе внимания. Необходимо использовать инновационные методы и приёмы для обогащения внутреннего мира детей и развития их личности, устойчивости к жизненным ситуациям.


Публикации по теме:

Эссе «Любовь к детям - кредо воспитателя!» . Все мы родом из детства, из мира любви, добра, где ребенок, не растеряв радости и надежды нового дня, изумляясь красоте мира, ждет встречи.

Любовь к Родине - это одно из проявлений патриотизма. Это сложное чувство слагается из эмоционально - положительного отношения, устойчивого.

Конспект ООД по речевому развитию «Ноябрь. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги» Образовательные области: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,.

Педагогическая мастерская. Тема: «Ощущение и восприятие – первоисточник информации, или несколько слов о сенсорном развитии малыша» с мастер-классом.

Тип проекта: Групповой (участники - дети, воспитатели). Сроки реализации: Краткосрочный (один месяц) Возрастная группа: дети 4-5 лет.

Эссэ «Главное качество учителя-любовь к детям».
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Высказывание В.Ключевского четко передает смысл слова «учитель». Качества хорошего педагога во все времена были и остаются неизменными: это, прежде всего, порядочность, честность, любовь к своему предмету, к детям, и, самое главное, готовность взять на себя огромную ответственность за тех, кому преподаешь.
Любовь к детям в педагогике - это понятие, которое объясняет, какими качествами должен обладать педагог и что он способен дать детям . Педагог, который любит детей, может дать им очень много : свои знания, свою радость и печаль, свои интересы и свою любовь . Он делится с детьми тем, что ему дорого, что обязательно пригодится детям в жизни .
В педагогике я уже много лет. Но такая любовь к детям у меня была не сразу . Мне очень хотелось быть педагогом музыки. И я им стала. Родители и дети всегда с интересом и желанием относились к моим начинаниям, поддерживали меня в трудных ситуациях. Они видели, как я общалась с ними, окружала заботой их детей. Я любила и люблю свою работу. Но я думала, что любить можно только своих детей. А оказалось, нет. Каждый мой выпуск детей из школы – это частица моего сердца, с которой я расставалась. Ведь дети мне доверяли и доверяют сейчас то, что порой не всегда могут доверить своим родителям. И я поняла, что без этого нет смысла в моей работе.
Педагог , который любит детей - самый счастливый человек, потому, что его любовь порождает ответную любовь детей . Они могут подойти к тебе и просто поплакать, или что-то рассказать, только тебе. Вы скажете, что это сентиментально, но я хочу быть сентиментальной, могу попросить прощения у ребёнка, если надо, ведь я - педагог ! А педагог не может работать без любви к детям . Своей любовью мы зажигаем в сердцах детей огоньки добра, счастья, уверенности в завтрашнем дне и его необходимости. И дети потом вспоминают своего педагога по имени отчеству , или просто добрым словом . Ради таких моментов хочется творить, расширять свои знания, любить детей. Воспитывать детей надо любя. Это мой принцип. Умейте с ними договариваться, уважайте их мнение и их чувства, всё то, что они делают и о чём думают. Не будьте выше их, но будьте всегда на высоте в своём поведении, словах , знаниях, искренности, своих чувств к ним. Нельзя детям говорить неправду , так как доверительных отношений с ребёнком у такого педагога не будет.
Для меня каждый ребёнок – это маленький мир , со своими проблемами, минусами и плюсами, целостность которого я не имею права нарушать. Но я могу помочь ребёнку найти своё место в социуме, быть уверенным в себе, научить любить себя и окружающий мир. Это возможно осуществить через личный контакт, через создание для каждого ребёнка таких ситуаций , когда он чувствует себя успешным. Необходимо ставить перед собой и детьми высокие цели, которые могут привести к успеху, к личностному росту как педагога , так и ребёнка . Вот именно поэтому я и мои ученики постоянно участвуем в различных конкурсах и фестивалях, чтобы поднять свою самооценку и самооценку детей.
Педагог - это не только профессия, это призвание и талант, в основе которой лежит любовь к детям . Он должен обладать терпением, иметь хороший современный багаж знаний, быть творческой личностью, проявлять инициативность. Педагог должен быть примером для детей. Иначе нельзя : его окружают дети любознательные , требующие к себе внимания. Необходимо использовать инновационные методы и приёмы для обогащения внутреннего мира детей и развития их личности, устойчивости к жизненным ситуациям.
Я считаю, что учитель должен личным примером зажечь в детях стремление к саморазвитию, пробудить в них требовательность к себе и ответственность перед самим собой. По моему мнению, творческие способности ученика можно развить только тогда, когда сам учитель является творческим и разносторонне развитым человеком.
Я горжусь успехами своих учеников, потому что к победам мы идем вместе. На своих уроках я создаю условия для развития творческих способностей, развиваю у учеников стремление к творческому восприятию знаний. Я стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, понимали и чувствовали, что необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться.
Исходя из моих рассуждений можно сказать, что главное качество учителя – это его
у никальность, ум, ч естность, л юбовь к детям.

Заявка для участия

на Т ретьих Республиканских Педагогических Чтениях

по гуманной педагогике «Учитель »

Учитель: Ахтямова Гульнара Ильгизовна

Должность : учитель татарского языка и литературы

Место работы: МБОУ « Байсаровская средняя общеобразовательная школа»

Адрес места работы: РТ Актанышский район, село Старое Байсарово , ул . Школьная ,54

Телефон: 8 927 496 44 63

Тема: Л юбовь учителя к детям

Тезисы работы:

Возлюби Ребёнка.

Возлюби его сильнее, чем самого себя.

Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя.

Всего себя отдавай детям

и только тогда сможешь именоваться

Учителем.

Цель работы : найти пути взращивания в себе любовь к детям и учиться нести её красиво.

Поставленные задачи:

Объяснение значение слова «Любовь».

Как проявляется любовь учителя к ученикам?

Как развивать в себе любовь к детям?

Ознакомиться с трудами великих педагогов тему любви к детям.

Показать пути сохранения любви к детям и нести её красиво.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, литература.

Методы:

Знакомство с трудами Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского,

Л. Н. Толстого, Н.Н.Неплюева и т.д.,

Использование своего опыта работы,

- использование интернет материалов

Если учитель имеет только Любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только Любовь к ученику,

как отец, мать, он будет лучше того учителя,

который прочёл все книги, но не имеет любви

ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе

Любовь к делу и ученикам,

он – совершенный Учитель.

Лев Николаевич Толстой

Введение

Мне нравится эпиграф Л.Н. Толстого. Я согласна с мыслями писателя, с каждым его словом. Считаю началом всех моих достижений – ЛЮБОВЬ. Любовь к детям, к своей профессии, к Родине, к своей семье, близким мне людям. Вот уже 22 года сею разумное, доброе, вечное. Выпустила 4 выпуска учеников и ни разу не посетовала на тяжёлый учительский труд.

За эти годы работы накоплен огромный арсенал средств и приёмов в методике общения с детьми, стараюсь помочь всеми возможными средствами. Всегда найду время похвалить, погладить, выслушать чей-то секрет. Стараюсь создать в классе необычайно тёплую атмосферу доверия и творчества, раскованности, искренности и прямоты. Каждый ученик чувствует себя причастным к радостям и огорчениям. И всё это оттого, что всё начинается с любви.

Вспоминаю свой первый день в школе. Сколько невинных глаз смотрят на меня. Смотрят и чего-то ждут. Да, они ждут от меня любви и понимания. С этого дня я становлюсь их защитником и вторым родителем. Потому что, ребёнок больше времени проводит около нас, учителей.

Мой опыт работы показал, чем младше ребёнок, тем он ближе к нам душой. У него ещё нет секретов от нас. Он делится своими мыслями, ищет защиту. А уже когда подрастёт, всё меняется. У подростка появляются секреты. Он закрывается в себе. И если между учителем и учеником нет взаимопонимания, то подростку будет очень тяжело. Поэтому я стараюсь не терять те понимающие отношения между учениками, которые сформировались в младших классах.

Любые расставания с учениками, даже на короткие каникулы, я переношу тяжело. Пусть они шутят, балуются, иногда и не слушаются, но всё равно я их люблю. Люблю как своих родных детей.

Основная часть

Любовь к детям, приятная внешность, энергичность, эмоциональность, стойкость, терпение и настойчивость, чувство ответственности, преданность любимому делу, чувство юмора, богатая фантазия, трудолюбие, самоотдача, оптимизм, патриотизм… Этому списку нет конца. Думаю, такими качествами должен обладать человек, который хочет быть учителем. Такая личность способна влюбить в себя ученика, вызвать интерес к учебному предмету, желание узнавать что-то новое и умение своевременно возвращаться к пройденному. К сожалению, объединить в себе все эти качества удаётся не каждому педагогу. Может быть, не так важно, владеет ли учитель современными компьютерными технологиями обучения, разговаривает ли на нескольких иностранных языках или имеет дипломы трёх вузов. По моему мнению, главным его качеством должна быть любовь к детям!

Любить трудно. Любить — не гладить ребёнка по головке, не баловать. Любить – понимать. Быть терпеливой, не умиляться. Эти принципы предполагают для меня большую ответственность и большой труд. «Дети тянутся к тому, кто сам тянется к ним, не может без них, находит счастье и наслаждение в общении с ними». Мои ученики тянутся ко мне, и я им благодарна за то, что я становлюсь увереннее, мудрее, выдержаннее. Я люблю своих учеников. Сначала люблю, а потом обучаю. Ибо, всё начинается с любви! А мой закон как учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребёнку.

Вопрос – как любить детей – вечен для педагогики. Но не для педагогики как академической науки, а педагогики как уникального единства науки и высокого искусства, как образа жизни, как состояния духа. Обидно, что педагогическая наука не стремится к синтезу с педагогическим искусством, с тем, чтобы на этой основе стать мощным двигателем поступательного развития нашего общества.

Но еще обиднее, когда она вовсе противоречит искусству воспитания, в основе которого лежит безграничная любовь к детям. Мы не сможем решить наши насущные жизненные проблемы гуманной педагогики, если тысячекратно не будем возвращаться к тому, как школе нужно любить детей. Образовательное пространство должно быть заполнено до краёв духовной, мудрой, одухотворяющей, жертвенной любовью воспитателей и учителей к детям, ученикам.

Для гуманной педагогики это аксиома.

Но нужно еще понять – как, именно как любить детей и каждого Ребёнка, чтобы любовь стала самой действенной и доброй силой воспитания. Сколько нас – учителей и воспитателей на Земле, столько же ответов мы можем получить на этот вопрос как. Если каждый из нас тысячу раз возвращался бы к осмыслению качества своей любви к детям, я полагаю, мы бы постигли мудрость педагогической любви. Наверное, это и стало бы для нас самым высшим профессиональным достижением.

Настоящий учитель тот, кто основывается на сострадательной любви к детям. Это особая форма Вселенской любви, которая проявляется через любовь учителя к каждому конкретному ребёнку.

Любовь – это среда, в которой можно передать опыт прежних поколений без искажений. Вот почему дети так беспомощно прекрасны, вызывая в сердцах взрослых любовь и желание дарить эту любовь им. Вся классическая педагогика произрастает из этого глубинного чувства любви к детям, без него общество взрослых давно бы погибло. Поэтому в нашем мире всегда будут люди, передающие свой опыт любви к детям.

Василий Александрович Сухомлинский – Учитель-Мастер. Его важнейшая педагогическая мудрость заключается в том, как любить детей.

«Любовь к ребёнку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».

Мы все согласимся с этими, однако каждый из нас обязательно рано или поздно задаст вопрос о том, какой должна быть любовь к ребёнку? Как на практике любить ребёнка, чтобы не строить свои взаимоотношения с ним, по словам Н.Н. Неплюева, только на «палках страха и приманках корысти»? Ответы на эти вопросы мы можем получить не только из книг, но из опыта тех, кто посвятил себя «опыту дела любви». Кто не просто писал о любви, а жизненно и реально доказывал её силу, без применения силы. Строки о любви к детям только тогда могут влиять на индивидуальный опыт учителя, если они наполнены пережитым опытом, если за ними стоят реальные дела и поступки.

«Любить ребёнка, — пишет В.А. Сухомлинский, — значит защитить его от того зла, которое ещё окружает многих детей в жизни. … Чтобы воспитанники любили учителя, они должны видеть в нём живое воплощение человеческой мысли. То, что мы вкладываем в понятие любовь учителя к детям, любовь детей к учителю, начинается, на мой взгляд, с удивления, с благоговения одного человека перед духовными богатствами другого и, прежде всего, перед богатством мысли. …

Я люблю ребёнка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. … Искусство нашей профессии состоит в том, чтобы, ненавидя зло, не переносить ненависть на того, в чьей душе живёт оно. …

Научиться любви к детям, осознать её необходимость можно через постоянное общение с детьми.»

Источником любви к детям является сама детская природа, постоянное общение взрослого с ребёнком не может не повлиять на чувства обоих. Детский оптимизм, открытость и доверие миру не могут не вызывать в сердце взрослого чувство любви и желания оберечь детство в детях. «Дети по самой природе своей — оптимисты. Для них характерным является светлое, солнечное, жизнерадостное мировосприятие. Любить детей – это значит любить детство, а для детства оптимизм – то же самое, что игра красок для радуги: нет оптимизма – нет и детства. … Оптимизм – это будто волшебное цветное стёклышко, сквозь которое окружающий мир кажется ребёнку великим чудом. Ребёнок не просто видит и понимает, он эмоционально оценивает, он любит, увлекается, удивляется, ненавидит, стремится стать на защиту добра против зла. Нельзя отнимать у ребёнка это волшебное стёклышко. Нельзя превращать его в холодного, рассудочного резонёра»

Василий Александрович Сухомлинский – это апостол любви в педагогике. Его собственная жизнь – доказательство того, как личные страдания и трудности не только не вызывают озлобления в душе, а наоборот, способствуют проявлению и выявлению любви по отношению к ближним. В книгах Василия Александровича можно найти «методику» постоянного «производства» любви учителем по отношению к своим ученикам.

Современный школьный учитель легко осваивает методику преподавания, начинает применять педагогические технологии и приёмы, разрабатывает дидактический материал, применяет разнообразные формы и методы работы. Самым сложным для учителя всё ещё остаётся понять: как любить детей. Науке человеческой любви можно приобщиться, если по-настоящему восхититься опытом апостолов любви, захотеть быть похожими на них, поразиться их духовному богатству и захотеть, как они отдать своё сердце человеку.

Лев Николаевич Толстой в статье обращении к кружку молодёжи «Любите друг друга» запишет: «Чем больше человек любит, тем жизнь его становится свободнее и радостнее… И всякий человек, что больше любит, то всё больше и больше не только сам делается счастливым и радостным, но делает счастливыми и радостными других людей».

Опыт мудрой любви нас учит тому, что она не может быть условной и опираться на страх и корысть, она должна делать счастливым того, кто её испытывает и тех, кто находится рядом с носителем любви. Н.Н. Неплюев воплотил на примере своей школьной общины мечту о возможности существования обучения и других форм организации жизни в условиях любви. «В школах наших, возрастая в любви, дорастают и до дисциплины любви, дорастают с тем вместе и до потребности единения в братолюбии»

Любить ребенка для меня является не просто идеей, а законом учителя. Но дело не в этом. Закон этот действительно очень старый, классический, и даже авторитарная педагогика, несмотря на ее бездетность, провозглашает его в качестве самой важной профессиональной черты учителя. Суть же заключается не столько в том, что надо любить ребенка, а в том, как любить ребенка, как на деле можно этот закон осуществить.

Заключение

В классическом же понимании любить ребенка, по моему убеждению, заключает в себе суть понимания ребенка, уважение его личности. Я лично сформулировал бы классический стержень педагогики так: моя человеческая любовь к ребенку должна вызывать в нем его ответную человеческую любовь ко мне.

Любовь учителя должна сегодня же рождать ответную любовь ученика. Воспитывать и учить в таком педагогическом процессе, который полон не чувством любви и взаимности, а чувством ненависти и неприязни, означает то же самое, что и сеять в душах детей сорняки в надежде, что вырастет хлеб, насаждать озлобленность в надежде, что вырастет доброта. Януш Корчак посвятил самую душевную книгу тому, “как любить ребенка”. Проблема педагогической любви заключается именно в этом: как любить ребенка. “Атмосфера воспитания должна основываться на доверии и любви - это есть старая истина,- писал Д.Н.Узнадзе, — но ее осуществление встречает сложнейшие препятствия”.

Вам не кажется парадоксальным, что эта старая истина не имеет более или менее приемлемого методического разрешения? Вас не возмущает то обстоятельство, что школ е, учителям недостает любви к детям и искусства - как любить детей, как любить каждого отдельного ребенка? В этих сферах каждый из нас мог бы стать открывателем своей методики, своей системы.

В конце работы хочу добавить. Любовь имеет многообразное проявление.

Уважение — одна из прекрасных форм проявления любви, конечно, если оно искреннее.

Уважение есть проявление любви. Уважать Ребёнка – значит растит в себе Педагогическую Любовь.

Уважаемые коллеги, давайте будем любить и уважать детей. Помните, в них всё наше будущее!

Испол ьзованная литература:

Амонашвили Ш.А. В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры- Артёмовск, 2008.

Амонашвили Ш.А. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ (фрагменты из книги)

Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний.- М.: «Мартин», 2006

Неплюев Н.Н. Опыт дела любви. — Духовный свет в жизни учителя. Сборник философских статей. – Артёмовск

4. Сухомлинский В.А. – Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.- (Антология гуманной педагогики).

5. Толстой Л.Н. Любите друг друга. Обращение к кружку молодёжи. – Духовный свет в жизни учителя. Сборник философских статей. – Артёмовск, 2009. стр. 61-66.

В педагогике феномен любви заслуживает большего и особого внимания. Здесь данное явление приобретает свою специфику и рассматривается как необходимая составляющая отношений «учитель - ученик». Несмотря на свою значимость, «любовь» лишь сравнительно недавно стали рассматривать как педагогическую категорию.

Ш.А. Амонашвили (1995), педагог начальной школы, первым принципом педагогической деятельности называет любовь к ребенку. Без нее нельзя воспитать «гуманную душу в человеке». Л.Л. Шевченко (1991)характеризует проявление любви как степень развития нравственного сознания учителя. Доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, доброта характеризуют отношения учителя и учеников в любви. К перечисленным качествам относятся и взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность. О.А. Казанский в своем труде «Педагогика как любовь» (1995) считает, что сотрудничество в отношениях «учитель - ученик» - это и есть проявление любви. Любовь, подчеркивает автор, снимает тревожность и дает ощущение безопасности. Белинский отмечает, что чувство играет видную роль в формировании личности и в воспитании, особенно чувство любви к детям, которое есть орудие и посредник воспитания. Каждое действие в жизни ребенка должно быть выражением живой, пламенной любви к истине, в которой является Бог. Только такая любовь истинна и достойна называться любовью. Особое внимание любви уделял педагог А.С. Макаренко, который рассматривал данное явление в контексте полового воспитания. В своем труде «О воспитании» он отмечает: «Половое воспитание и должно быть воспитанием именно любви, т. е. большого и глубокого чувства - чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд… В этом деле самое главное место имеет пример. Настоящая любовь между отцом и матерью, их уважение друг к другу, помощь и забота, открыто допустимые проявления нежности и ласки, если все это происходит на глазах у детей с первого года их жизни, являются самым могучим воспитательным фактором, необходимо возбуждают у детей внимание к таким серьезным и красивым отношениям между мужчиной и женщиной. Вторым важнейшим фактором является вообще воспитание чувства любви у ребенка. Если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев и сестер, свою школу, свою Родину, если в его характере воспитаны начала грубого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить…».

Педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада трактует любовь как «высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту». В педагогическом словаре Г.М. и А.Ю. Коджаспировых любовь к детям - «специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений». Данное определение приближено к главной сути феномена любви в педагогике.

1. Любовь в педагогике рассматривается как составляющая отношений «учитель - ученик»;

2. Воспитание в любви и воспитание любви - необходимые факторы развития ребенка;

3. Любовь - одна из главных характеристик, способствующих развитию ребенка, становлению его как личности.

Анализируя изучение любви в философии и педагогике, становится ясно, что это сложный феномен, который на протяжении многих лет занимал важное место в мыслях ученых. Нет четкого определения любви. Но, тем не менее, отмечаются, что любовь является эмоционально важным и необходимым чувством (причем имеющем разные виды), которое является неотъемлемой составляющей взаимоотношений с окружающим миром.

Похожие статьи