Воспитание в первобытном обществе. Педагогика древних славян. Зарождение воспитания в первобытном обществе

19.07.2019

Воспитание в первобытной общине лишено характера преднаме­ренности, подготовки к будущей деятельности, не имеет еще признаков приказания - подчинения и обучения; это самое непосредственное при­способление ребенка к окружающей среде.

Посильное участие его в действительной трудовой жизни общины, осуществляется путем бессознательного подражания ребенка остальным членам общины.

Наметив основные черты первобытного воспитания, попытаемся на основании наблюдений над современными дикарями многочислен­ных исследователей нарисовать конкретную картину этого воспитания.

Тотчас после рождения ребенка община решает, может ли он остать­ся в живых или же нужно его умертвить. Обычай детоубийства новорож­денных очень распространен среди дикарей, переживающих еще стадию первобытного строя.

<...> Опасность перенаселения, крайнего недостатка пищи для чрез­мерно разросшейся общины, наконец, обременительность большого чис­ла маленьких детей при бродячем образе жизни, когда женщины несут их при передвижениях орды на спине, - все это создает необходимость даже при очень большой любви к детям ограничивать число новорожденных, необходимость во много раз большую, нежели в «культурных» странах.

<...> Все исследователи отмечают, что убиваются при рождении пре­имущественно девочки, так как они были менее полезны в рыбной лов­ле и войне.

<...> Оставшихся в живых матери очень долго - 2, 3 и даже 4 года - кормят грудью. Это долгое кормление грудью также находит себе объясне­ние в экономике первобытной общины: молоко составляет необходимую пищу ребенка долго после того, как его после 8-12 месяцев грудного кор­мления отнимают от груди. Мы удовлетворяем эту потребность ребенка в молоке, давая ему коровье молоко, но у народов, не имеющих еще домаш­них животных, этого сделать нельзя, и потому мать кормит его несколько лет, пока он не подрастет настолько, что может есть обычную пищу.

<...> При передвижениях орды, при собирании растительной пищи, пока дети не подросли настолько, что могут достаточно хорошо пере­двигаться сами, мать таскает детей на спине, устраивая для этого кое-какие приспособления.

<...> Как только дети подросли настолько, что не нуждаются уже в молоке и могут свободно бегать, заботы матери и вообще старшего по­коления о них прекращаются; они предоставляются самим себе и, под­ражая старшим, принимают уже участие в деятельности общины по до­быванию пищи.

<...> Этими заботами в первобытном периоде, пока в нем не успели еще развиться черты сменившего его позже строя родового, по-видимо­му, и ограничивается община в своих отношениях к детям. По крайней мере, замечания исследователей жизни дикарей, переживающих разные ступени первобытного строя, о воспитании крайне скудны.

Характеристика воспитания в родовой общине

Родовой строй отличается от первобытного целым рядом экономи­ческих особенностей, порождающих и особую идеологию. Естественно ожидать поэтому, что и воспитание в родовом обществе носит совер­шенно особый характер по сравнению с первобытным воспитанием.

Первобытное воспитание не отделялось еще от процесса хозяйствен­ной деятельности, воспитание было соучастием в трудовой жизни об­щины без какого бы то ни было обучения.

Здесь, в родовой общине, вся хозяйственная жизнь построена уже на учете будущих потребностей, отсюда рождается сознание о будущем во­обще, чрезвычайно важное для изменения характера воспитания. Воспи­тание ставит себе целью подготовку-обучение молодого поколения к будущей деятельности в качестве полноправных членов общины, чего совершенно не было раньше, когда весь процесс воспитания сводился к непосредственному участию в трудовой жизни.

Эта подготовка-обучение диктуется не только учетом будущих по­требностей общества, но и усложнившимся характером производитель­ной деятельности и все растущим разделением труда.

Эта подготовка-обучение, когда дети рассматриваются как существа неполноправные еще и обязаны подчиняться, диктуется и новыми про­изводственными отношениями господства-подчинения (авторитарными отношениями), которые охватывают все патриархальное общество: пат­риарху подчиняются второстепенные организаторы (и, конечно, все нижестоящие), которым в свою очередь подчинены остальные члены общины, главе каждой семьи подчинены ее члены, взрослым - дети, полноправным членам общины - рабы.

Наконец, эта подготовка-обучение делается при родовом строе возмож­ной, потому что существует уже прибавочный продукт, идущий на содер­жание детей, нет такой необходимости, как раньше, использовать их сла­бые силы для настоящей трудовой жизни, ослабляя тем самым общину в будущем. Если дети и участвуют в процессе трудовой жизни общины, то это участие в значительной степени носит уже характер того же обучения. <...>

В патриархальном (обществе - авт.) уж существует семья. И воспи­тание в значительной степени приобретает характер семейного воспита­ния; но семья еще не замкнулась в своих интересах, она лишь составная хозяйственная ячейка племени. Отсюда проверка результатов семейного воспитания юношей путем испытаний на собраниях старейшин.

Характер воспитания в патриархальном обществе можно опреде­лить как авторитарную педагогику. Неповиновение старшим в этом пат­риархальном периоде уже рассматривается как крупный проступок. По­чтительность считается одной из главных добродетелей.

Хранителями всего накопленного обшиной опыта являются патри­архи. Семьи патриархов благодаря развитию частной собственности и на­коплению у них значительных богатств с течением времени резко отлича­ются своим влиянием среди других семей общины. У патриархов с течени­ем времени, естественно, развивается стремление сделать власть свою наследственной. На воспитание это развивающееся классовое расслоение родовой общины оказывает самое существенное влияние: прежде равное для всего подрастающего поколения воспитание к концу родового строя становится различным для массы и для очень небольшой группы лиц, подготовляемых к несению в будущем организаторских функций: в вос­

питании существует уже классовый характер, мало заметный вначале и довольно сильно уже сказывающийся в конце родового общества.

<...> Воспитание массовое носит практический характер и имеет одну цель: подготовить подрастающее поколение к трудовой жизни в качестве членов общины. Обучение состоит в указании приемов охоты, рыбной ловли, ухода за скотом, выделки кожи, устройства жилищ, борьбы с враждебными общинами, причем в число этих приемов, как необходи­мое условие успеха, входят правила почитания богов. Материал для обу­чения состоит из мелочных, строго регламентированных приемов, со­блюдение которых освящается примером предков и требованиями рели­гии.

Воспитание подготовляемых к организаторским функциям носит почти всецело теоретический характер и имеет целью передачу всей суммы накопленного опыта, зачатков науки, приемов тесного общения с бога­ми, строго охраняемых от масс.

Медынский Е. Н. История педагогики. - М., 1930.-Т. 1.-С. 26-36.

Э.д"ЭРВИЛЬИ

Приключения доисторического мальчика

«Крек» означало «птицелов». Мальчик получил такое прозвище неда­ром: с самого детства он отличался необычайной ловкостью в ночной ловле птиц; он захватывал их сонными в гнездах и с торжеством прино­сил в пещеру. Случалось, за такие успехи его награждали за обедом из­рядным куском сырого костного мозга - почетного блюда, приберегае­мого обычно для старейшин и отцов семейства.

Крек гордился своим прозвищем: оно напоминало ему о ночных под­вигах.

Мальчик обернулся на крик. Мгновенно вскочил с земли и, захватив связку камыша, подбежал к старику.

У каменной лестницы он положил свою ношу, поднял в знак почте­ния руку ко лбу и произнес:

    Я здесь, Старейший! Чего ты от меня желаешь?

    Дитя, - ответил старик, - все наши ушли еще до зари в леса на охоту за оленями и горными быками. Они вернутся только к вечеру, потому что - запомни это - дождь смывает следы животных, уничто­жает их запах и уносит клочья шерсти, которые они оставляют на ветвях и корявых стволах деревьев. Охотникам придется много потрудиться, преж­де чем они встретят добычу. Значит, до самого вечера мы можем зани­маться своими делами. Оставь свой тростник. У нас довольно древков для стрел, но мало каменных наконечников, хороших резцов и ножей: все они обточились, зазубрились и обломались.

    Что же ты повелишь мне делать, Старейший?

    Вместе с братьями и со мной ты пойдешь вдоль Белых холмов. Мы запасемся большими кремнями; они часто попадаются у подножия бе­реговых утесов. Сегодня я открою тебе секрет, как их обтесывать. Уже пора,Крек. Ты вырос и силен, красив и достоин вносить оружие, сделанное собственными руками. Обожди меня, я пойду за другими детьми.

    Слушаю и повинуюсь,- ответил Крек, склоняясь перед стариком и с трудом сдерживая свою радость.

Старик назвал Крека большим, красивым и сильным. Он, должно быть хотел, подбодрить мальчика: ведь на самом деле Крек был мал, даже очень мал и очень худощав.

Широкое лицо крека было покрыто красным загаром, надо лбом торчали жидкие рыжие волосы, жирные, спутанные, засыпанные пеплом и всяким сором. Он был не слишком красив, этот жалкий первобытный ребенок. Но в его глазах светился живой ум: его движения были ловки и быстры.

Наконец старик вышел из пещеры и стал спускаться по высоким каменным ступеням с проворством, удивительным для его преклон­ных лет За ним шла целая орда мальчуганов-дикарей. Крек, были чуть прикрыты от холода жалкими плащей из звериных шкур.

Самый старший из них - Гель. Ему уже минуло пятнеэдцать лет. В ожи­дании того великого дня, когда охотники, наконец, возьмут его с собой па охоту он успел прославиться как несравненный рыболов.

Старейший научил его вырезывать из раковин острием кремневого осколка смертоносные крючки. Самодельным Гарпунсэм с зазубренным костяным наконечником Гель поражал даже громадных лососей.

За ним шел Рюг большеухий. Если бы в т 0 время, когда жил Рюг, человек уже приручил собаку, о Рюге непреме нно сказали бы: «У него собачий слух и нюх». Рюг по запаху узнавал, где в частом кустарнике созрели плоды, где.показались из-под земли молодые грибы; с закрыты­ми глазами распознавал он деревья по шелесту их листьев.

Старейший подал знак. И все двинулись в путь Гель и Рюг гордо вы­ступали впереди, а за ними серьезно и молча следовали все остальные.

Все маленькие спутники старика несли на сгт ИН е корзины, грубо спле­тенные из узких полосок древесной коры; одни держали в руках корот­кую палицу с тяжелой головкой, другие - копье с каменным наконеч­ником, а третьи - что-то вроде каменного молота.

Они шли тихо, ступали легко и неслышно. Недаром старики постоян­но твердили детям, что им надо привыкнуть двигаться бесшум но и осто­рожно чтобы на охоте в лесу не спугнуть дичь, не попасть в когти диким зверям не угодить в засаду к злым и коварным людям.

Матери подошли к выходу из пещеры и с улыбкой смотрели вслед уходящим.

Тут же стояли две девочки, стройные и высокие – Маб и Он. Они сзавистью смотрели вслед мальчикам.

Только один, самый маленький, представитель первобытного обще­ства остался в дымной пещере; он стоял на коленях около очага среди огромной кучи пепла и потухших углей слабо потрескивал огонек.

Это был младший мальчик - Ожо.

Ему было грустно; время от времени он тихо вздыхал: ему ужасно хотелось пойти со Старейшим. Но он сдергивал слезы и мужественно исполнял свой долг.

Сегодня его черед поддерживать огонь от зари до ночи.

Ожо гордился этим. Он знал, что огонь - самая большая драгоценность в пещере, если огонь погаснет, его ждет страшное наказание. По­этому, едва мальчуган замечал, что пламя уменьшается и грозит потух­нуть, ОН начинал быстро добрасывать в костер ветки смолистого дерева, чтобы вновь оживить огонь.

Э. д "Эрвильи. Приключения доисторического мальчика. - Свердловск, 1987. - С. 14-17.

Воспитание появилось в первобытном обществе около 40 – 35 тысяч лет назад. Целью воспитания была подготовка ребенка к удовлетворению практических потребностей, то есть овладение простейшими трудовыми навыками (охота, ловля рыбы, изготовление оружия и одежды, обработка земли) и включение подрастающего поколения в коллективный труд.

Воспитание в первобытном обществе условно делится на три самостоятельных периода: воспитание в дородовой обществе; воспитание в родовой общине ; воспитание в период разложения первобытного общества.

Воспитание в дородовом обществе носило крайне ограниченный и примитивный характер. Дети были общими, принадлежали всему роду, с детства активно участвовали в жизни общины. В это время еще отсутствовали специальные формы воспитания, и оно не отделялось от совместной жизни детей и взрослых. В совместной деятельности со взрослыми дети и подростки наблюдали за поведением старших и, постоянно подражая им, приобретали соответствующие умения. Выработка у подрастающего поколения необходимых для того времени норм поведения являлась предметом заботы всей общины. Отсутствовало физическое наказание детей. Существовало разделение труда между мужчинами и женщинами (женщина – мать и хранительница семейного очага, мужчина – добытчик и воин). Поэтому мальчики вместе с взрослыми мужчинами отправлялись на охоту и рыбную ловлю, изготавливали орудия труда и оружие, защищали племя от врагов. Девочки, в свою очередь, с опытными женщинами занимались собирательством, готовили пищу, шили одежду, оберегали очаг и т. д.

Родовая община поручала старшим знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями , воспитывать у младших почитание старших и умерших. На данном этапе расширяется объем и содержание передаваемых знаний. Наряду с приобщением детей к трудовой деятельности их знакомят с зачатками военного и нравственного воспитания, с правилами религиозного культа , обучали простейшему письму. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др. Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества.

В позднеродовой общине появление парного брака изменило всю организацию родового общества , став зародышем домашне-семейной формы воспитания. С этого времени в семье стали закладываться основы физического и духовного развития детей. Инициации – обряды перевода юношей и девушек в категорию взрослых – стали исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию воспитания и обучения.

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева

Вопрос о происхождении воспитания.

Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.

Оперируя тщательно собранным фактическим материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, сторонники таких концепций (например, Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к неверному выводу о том, что единственная основа воспитания - инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.

Среди буржуазных ученых распространено также мнение, сформировавшееся в конце XIX-начале XX века, о том, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим (эту теорию развивал, например, американский автор П. Монро). Таким образом, биологической интерпретации причин возникновения воспитания противопоставлялась психологическая. Эта теория, как и всякая попытка объяснить возникновение социального явления исключительно факторами психологического порядка, носит явно идеалистический характер, хотя, конечно, элементы подражания и имеют место в процессе воспитания, общения детей со сверстниками и взрослыми.

Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа.

Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «труд создал самого человека». Биологические предпосылки становления человека могли послужить основой для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда.

Трудовая деятельность первобытных людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания и размножения, преобразовала животного в человека, создала человеческое общество, в котором формирование человека стало определяться социальными закономерностями. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.

Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.

Воспитание в первобытном обществе.

На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом обществе - люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» - синонимы.

Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей-дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, - все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Воспитание в период разложения первобытного общества.

С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Возник индивидуальный брак. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, основной экономической ячейкой общества, к ней перешли от родовой общины функции воспитания детей. Семейное воспитание стало массовой формой воспитания. Но продолжали существовать и «дома молодежи», стали возникать школы.

Появившиеся господствующие группы населения (жрецы, вожди, старейшины) стремились отделить умственное образование от обучения занятиям, требующим физического труда. Зачатки знаний (обмер полей, предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т. д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках, сделали их своей привилегией. Для обучения этим знаниям создавались специальные учреждения - школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных людей были освобождены от физического труда, учились в особом помещении и изучали такие науки, которые не были известны детям простых людей (например, пиктографическое письмо, наблюдения за звездами, расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.

Вопрос о происхождении воспитания. Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.
Оперируя тщательно собранным фактическим материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, сторонники таких концепций (например, Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к неверному выводу о том, что единственная основа воспитания - инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.
Среди буржуазных ученых распространено также мнение, сформировавшееся в конце XIX-начале XX века, о том, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим (эту теорию развивал, например, американский автор П. Монро). Таким образом, биологической интерпретации причин возникновения воспитания противопоставлялась психологическая. Эта теория, как и всякая попытка объяснить возникновение социального явления исключительно факторами психологического порядка, носит явно идеалистический характер, хотя, конечно, элементы подражания и имеют место в процессе воспитания, общения детей со сверстниками и взрослыми.
Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа.
Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «труд создал самого человека». Биологические предпосылки становления человека могли послужить основой для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда.
Трудовая деятельность первобытных людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания и размножения, преобразовала животного в человека, создала человеческое общество, в котором формирование человека стало определяться социальными закономерностями. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.
Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.

Воспитание в первобытном обществе. На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом обществе - люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.
Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.
Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).
Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» - синонимы.
Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.
Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.
В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.
В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.
Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.
На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей-дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».
На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.
В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.
Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, - все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Воспитание в период разложения первобытного общества. С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Возник индивидуальный брак. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, основной экономической ячейкой общества, к ней перешли от родовой общины функции воспитания детей. Семейное воспитание стало массовой формой воспитания. Но продолжали существовать и «дома молодежи», стали возникать школы.
Появившиеся господствующие группы населения (жрецы, вожди, старейшины) стремились отделить умственное образование от обучения занятиям, требующим физического труда. Зачатки знаний (обмер полей, предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т. д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках, сделали их своей привилегией. Для обучения этим знаниям создавались специальные учреждения - школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных людей были освобождены от физического труда, учились в особом помещении и изучали такие науки, которые не были известны детям простых людей (например, пиктографическое письмо, наблюдения за звездами, расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.
Физический труд стал уделом эксплуатируемых. В их семьях дети рано приучались к труду, родители передавали им свой опыт. Организованное воспитание детей, проводимое в школах, становилось все более уделом избранных.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

1.2.2. Характер воспитания в первобытном обществе


Все члены первобытного коллектива (рода, племени) дели­лись на три возрастные группы: 1) дети и подростки; 2) взрослые мужчины и женщины, полноправные участники жизни и труда; 3) пожилые люди и старики. Поскольку в первобытном коллек­тиве социальные отношения совпадали с кровнородственными (род – не только хозяйственная единица, но прежде всего кол­лектив родственников), воспитание детей считалось делом всего коллектива. Таким образом, воспитание в первобытном обществе не предполагало наличия педагогов как особой профессиональной группы – каждый взрослый и пожилой человек мог и должен был выступать в качестве воспитателя.

Переход подростков 11 – 15 лет во «взрослую» возрастную группу сопровождался так называемыми инициациями («посвящениями») которые состояли из серии разнообразных испытаний, предварявшихся специальной подготовкой. Исследователи рассматривают инициации как первый общественный институт, имевший целью преднамеренную организацию учебно-воспитательного процесса. Прошедшие инициацию считались подготовленными к трудовой, религиозно-обрядовой, повседневно-бытовой и брач­ной жизни.

В обрядах инициации также проявлялась половая дифференци­ация. Юноши в процессе испытаний должны были проявить лов­кость, выносливость, смекалку, продемонстрировать умение пе­реносить боль и лишения, знание ритуальных песен и танцев, сопровождавших такие «мужские» виды деятельности, как охота, защита членов рода от многочисленных опасностей. Девушек, как правило, не подвергали сложным испытаниям. Их лишь заставля­ли соблюдать некоторые пищевые запреты, объясняли им, как они должны вести себя, вступая в брак, учили их песням и ми­фам, совершали над ними различные религиозные церемонии.

Духовно-нравственная жизнь первобытного общества опреде­лялась мифологическим характером сознания лю­дей и особенностями существовавшей в то время религии – ани­мизма (от лат. anima , animus – душа, дух), для которой характер­ны были одушевление природы и вера в души предков. Благодаря одушевлению окружающего мира человек ощущал себя его ча­стью и вел себя так, чтобы не нарушить естественного порядка, установленного природой. Поэтому наиболее существенную часть знаний составляли знания о природе. Дети воспитывались в гар­монии с природой, им прививалось бережное отношение ко все­му тому, что их окружает.

Ориентация на местности, приметы, связанные с предсказанием погоды, знание повадок животных, полезных и вредных свойств расте­ний, особенностей различных минералов были жизненно необходимы любому члену первобытного общества. Так эмпирически накапливались зачатки физических (изобретение рычага, лука) и химических (обработ­ка растений и различных природных материалов) знаний, астрономии (ориентация по Солнцу и звездам), медицины, фармакологии. Медлен­нее развивались знания, требующие обобщенных абстрактных представ­лений, что находило свое отражение в языке. Так, имелись собиратель­ные обозначения для деревьев, кустарника, травы, но не было обозна­чения для растений вообще.

Знания об окружающем мире передавались в форме мифов, где они содержались в «зашифрованном» виде и опирались на религиозные представления, эмпирический опыт, на систему реко­мендаций и запретов. Носителями и трансляторами мифов высту­пали, как правило, пожилые люди.

Саамы испокон веку считали Землю живым существом: дерн – ее кожа, тундровые мхи и травы – ее волосы. Забить в землю колышек, выкопать яму было равносильно тому, что причинить ей боль. «Нельзя этого делать без крайней необходимости, – говорили саамы. – Обидишь землю – не оберешься беды...» – «Первобытное суеверие!» – отмахнулись современные люди, учившие высшую математику в институте. Они поехали в тундру на вездеходах и тракторах, рвавших гусеницами хруп­кий земной покров. А теперь вот мы хватаемся за голову: оказывается, природа Крайнего Севера необычайно ранима, и там, где один раз про­шел вездеход, вскоре возникает страшный овраг. Между тем саамы зна­ли это всегда, а мудрость не перестает быть мудростью, на каком бы языке ее ни излагали .

Низкий уровень экономического развития определял необхо­димость объединения людей, чтобы совместно противостоять су­ровым условиям жизни. Человек мог выжить только в коллективе. Неслучайно изгнание из племени считалось самым страшным наказанием. Первобытнообщинный строй характеризуется при­оритетом интересов коллектива над интересами личности, человек не представляет ценности как самостоятельная индивидуальность и рассматривается лишь как член сооб­щества.

В первобытном обществе человек формировался лишь с точки зрения его общественных функций – трудовых, семейных, куль­товых, а одним из важнейших направлений воспитания было вос­питание коллективизма, умения подчинять свои интересы инте­ресам рода, взаимодействовать в повседневной жизни и в экстре­мальных ситуациях.

Исследователи отмечают, что отношение взрослых к детям было исключительно доброжелательным; с самого раннего возраста дети начинали воспроизводить это отношение во взаимодействии с окружающими. Отсутствовали насильственные, репрессивные ме­тоды воспитания. В наказаниях не было необходимости, посколь­ку дети, как и взрослые, были непосредственно включены в жизнь общества.

Таким образом, основными особенностями воспитания в первобытном обществе являются: воспитание в процессе жизни; всеобщее, равное, коллективное, контролируемое общиной воспитание; связь воспитания с непосредственными интересами и потребностями детей; основной метод обучения – пример; отсутствие телесных наказаний; мистика и волшебство.


История образования и педагогической мысли. Ч.1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. : учеб. пособие / под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М, 1997. – С. 23.

Похожие статьи