Лекция-консультация «Детское переутомление. Консультация на тему: Внешние признаки утомляемости детей

12.12.2020

Психологи обращают пристальное внимание на психическое здоровье современных детей. Большие нагрузки в школе приводят к появлению переутомления. Но даже те дети, которые еще не ходят в школу, постоянно проводя время в детском саду или на кружках, к концу года устают от эмоционального и физического напряжения. Далеко не все могут рассказать о своей усталости в силу возраста и других особенностей. Малыши, например, начинают капризничать. Как же обнаружить симптомы переутомления?

Как проявляются симптомы переутомления

Прежде всего обратите внимание на субъективные и объективные признаки. К субъективным показателям относится появление общего дискомфорта, головных болей разной степени выраженности, иногда обнаруживается замедление речи, мимики и движений. У ребенка могут появиться апатия, вялость, снижение внимания, раздражительность.

К объективным признакам переутомления относятся симптомы медицинского характера. Например, изменения могут коснуться артериального давления, повышения частоты сердечных сокращений. Это можно обнаружить при использовании электрокардиографии. Также при исследованиях детей с переутомлением иногда врачи отмечают шумы в сердце и учащенную дыхательную активность.

Соответственно, обнаружить симптомы сильной усталости у ребенка можно не только по поведению, но и по физиологическим изменениям.

Как определить справляется ли ребенок с нагрузками?

Если вы заметили, что ребенок не может или, наоборот, просится поспать днем, у него становится плохим аппетит и наблюдается снижение веса, это может свидетельствовать о проявлении переутомления. Возникающий дисбаланс привести к тому, что малыш часто начинает болеть. Проявление всех вышеописанных признаков свидетельствуют о том, что дневные нагрузки следует пересмотреть и распределить с учетом физиологических и психологических особенностей вашего ребенка.

Таким образом, обнаружить симптомы переутомления достаточно легко. Если родители заметили подходящие под описание признаки, необходимо сократить нагрузки. Конечно, каждый человек имеет право иногда чувствовать себя усталым. Но педиатры обращают внимание, что если это происходит постоянно, то следует тщательно проверить здоровье и откорректировать режим дня.

Признаки переутомления могут быть симптомом других заболеваний, начиная от аллергии, заканчивая изменениями в гормональном фоне. У детей более старшего возраста такие же проявления обнаруживаются при синдроме хронической усталости. Чтобы правильно определить диагноз, обязательно покажите подростка врачу.

открываем угадайку к очередному писательскому конкурсу. основная тема - Группа, усложняющих элементов ноль.
рассказы тут
12 конкурсных + 3 вне
авторы вот
Юка
Ящер
Аноним
Арсалана
Некоторые люди
Надин Губер
Божья Коровка
Айрини
Му-Му
Зоя Калашникова
Коза Агата
Инесса Федоровна

Поехали! (и махнул рогОм!)

260

Вероника Соловых

Рассудите права я или нет.
Мои родители и бабушка живут в 30 км от нас. Машина есть. Каждые выходные они приезжают в наш город. То в театр, то в гости к родственникам, то на выставку какую, то погулять просто, кафе, тц там....то есть как бы расстояние не проблема совсем. Раньше заезжали к нам периодически. Ну раз в 2-3 недели где-то. 2 минуты потискают внучку, кофе попьют и дальше тусить. Оставляя мне грязные чашки. Ну ладно, я не в обиде. Помогают все таки - привозят иногда подгузники, ползуночки. Ок.
Т.е. в основном мы с мужем одни занимаемся ребёнком. Точнее муж весь день на работе, он с детем вечером. А я днем. Ребёнок днем не спит практически. Ну вот не уложишь никак. Регресс сна, зубы еще намечаются... То есть я не могу порой спокойно поесть, помыться, прибраться по дому, и, извините, в туалет сходить, потому что стоит исчезнуть из поля зрения, сразу ор...
Ну ладно. Последний раз родители с бабушкой приезжали 8 марта. Как оказалось, у матери была температура, но бабушка (старики как дети) закапризничала "почему это мы не поедем" и они приехали. И ребёнок заразился и заболел. Потом от неё я. Потом муж.
Я спокойно, но всё-таки высказала матери, что, мол, если болеете, не надо приезжать. Ребёнку 4 месяца тогда было. Лечить толком ничем нельзя. Сопли рекой, температура. Ну вот нахрена это??? Почему нельзя было визит на неделю передвинуть. Что за слезы от бабушки на пустом месте?! Что за капризы? Как детё...
Ну ладно. С тех пор не приезжают. Видимо обиделись, хотя я спрашивала, говорят нет.

Так вот. Как я уже сказала, ребёнок не спит. Весит она уже 8 кг. Таскать тяжело. Плюс после беременности у меня грыжа. Устаю. Хочется посидеть просто в тишине попить горячий чай. Думаю, многие поймут меня. Бабушка звонит иногда. Я чисто физически не всегда могу ответить. То кормлю и ребёнок только только начинает закрывать глаза... Конечно, я надеюсь, что он уснёт и не беру трубку. То мы купаемся. То ещё что-то. Да даже просто я могу, извините, сидеть на унитазе. Или мыть попу ребёнку. Да мало ли что...нет. Она начинает безостановочно названивать пока я не возьму трубку. А взяв, она начинает как со школьницей со мной отчитывать меня "ТЫ ПОЧЕМУ НЕ БЕРЁШЬ ТРУБКУ! Я ЗВОНИЛА!"
Желание разговаривать пропадает, конечно. Заезжать родители перестали щас. Хотя на фото в соц.сетях я вижу, что они регулярно в нашем городе бывают. Я же могу дойти только до ближайшего магазина, вот и все развлечения мои))). Настроение портится, конечно. Но я никому не жалуюсь, я не высказываю недовольство. Я занимаюсь своими обязанностями и никому не навязываю своего ребёнка. Занимаемся им только я и мой муж.
Так вот звонит мама, я начинает с претензий, "что вообще происходит??? Что у тебя с настроением??? ты не звонишь! не пишешь! я-то вот звоню тебе!" А когда мне звонить? Регресс сна, зубы наметились..дете не спит вообще. Я не грублю, я говорю сухо и только по делу... Недосып и усталость берут своё.
Я спросила "я имею право устать? Я имею право на плохое настроение?" Ответ утвердительный. Мать свернула разговор и положила трубку. Теперь она обиделась, а я чувствую себя виноватой.
Я повторю, что я никогда не высказывала претензий им. Это мой ребёнок, я родила его для себя, и занимаюсь им сама вместе с мужем. Но родители могут помогать, могут найти один час в месяц, чтоб приехать, взять коляску и прогуляться часок с ребёнком по парку. Пока я дома спокойно поем, или помою пол, и помоюсь сама, да просто вздремну может. А раз нет, раз не приезжаете, не хотите или не можете, то тогда какие обиды ко мне почему не звоню да почему не пишу...? Когдаааа?? И никаких допросов почему не брала трубку!. Не могла, значит.
Мне есть чем заняться. Я считаю так.
К слову, я росла с бабушкой и дедом. Родители брали меня на выходные только. Типа им надо было работать, а за мной и учёбой следить было некогда. Короче получается с их ребёнком занимались их родители.
В общем, рассудите... Может я не права. А может у кого-то было так. Обязана я кидаться к телефону и отчитываться, как первоклашка, почему не брала трубку или почему не звоню?? Обязана оправдываться за своё плохое настроение и усталость??

Извините за целую простыню.. Накипело просто

198

Ekaterina

Ситуация такая, дочери совсем недавно исполнилось 15 лет, учится на отлично, обычно обо всём со мной делится, и я буквально совсем недавно узнала о том, что у неё уже есть какие-то отношения.
В общем, так как она в 8 классе, проводилось родительское собрание по поводу дальнейшей аттестации и т.д., не суть. Конечно же, помимо этого, разговор шёл и о детях. Классная руководительница выдала информацию о том, что в классе дочери уже есть такие, кто встречается с мальчиками - с девочками. Среди них она назвала и мою дочь, но встречается она с мальчиком не из своего класса, и даже не из параллели, а из 9. Мне стало интересно, и после собрания я решила подойти к руководительнице, и спросить насчёт этого мальчика.
Оказалось, он тоже учится у неё, учился не очень до поры - до времени, позже, когда моя дочь и её уже парень начали встречаться, по 2м предметам классной(русский и литература) стал подтягиваться, может ещё по каким-то, этого даже учительница не знала, зато узнала, что курил раньше, также завязал, когда они встречаться начали.
В чём вопрос-то, как поговорить с дочкой о парне об этом, тем более у которого были вредные привычки? Переживаю, что может, не дай Бог, попасть не в ту компанию. И стоит ли заводить подобный разговор вообще?

158

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно растут, ребенок часто находится во власти родительских амбиций. Малыш еще не начал ходить и говорить, а его уже стремятся отдать в группы раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось. Бесспорно, интеллектуальный потенциал ребенка начала XXI века намного выше, чем, например, середины прошлого века. Однако какими будут цена и последствия такой образовательной гонки? Психика дошкольника еще очень слаба, поэтому вследствие перегрузок у него достаточно быстро наступает утомление, которое в свою очередь способствует появлению плохого поведения: капризов, раздражительности, повышенной возбудимости и так далее.

Утомление развивается не только вследствие интеллектуальных перегрузок, этому способствует и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе. Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте должна составлять:

в 3—4 года — 10—15 минут;

в 4—5 лет — 20 минут;

в 5—6 лет — 20—25 минут;

в 6—7 лет — 25—30 минут.

Конечно, когда ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. И если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Продолжительность сна у детей

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) — наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой — не менее 4—4,5 часа, а летом — но возможности весь день.

Чем младше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у малыша грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего наступает утомление в ответ на монотонную деятельность. Пятилетние дети утомляются быстрее, чем шести-семилетние.

С 5—6 лет многие малыши начинают активно осваивать компьютер. К сожалению, в последнее время появилось большое количество семей, где дети с раннего возраста проводят большую часть суток за компьютером. Естественно, у них формируется компьютерная зависимость, и если мама отказывается включить очередной мультик, ребенок становится агрессивным и неуправляемым. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников — интересный и увлекательный вид деятельности. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящих на экране событиях. Однако работа на компьютере вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению, которое не всегда замечают взрослые. Дети, впрочем, также не замечают усталости. У ребенка уже глаза «не смотрят», спина затекла, а он в радостном возбуждении восклицает: «Я не устал!» Понятно, что родители охотно верят этому, так как ребенок занят делом и никому не мешает.

Физиологи уже доказали, что компьютерные игры требуют наибольшего напряжения внимания по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.

Больше того, в Японии и Англии у детей, которые с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющийся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера.

Время наступления утомления может быть различным не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в зависимости от его самочувствия, настроения и других причин.

Признаки, по которым можно определить наличие утомления у ребенка:

— повышенная отвлекаемость;

— частая смена позы;

— непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и тому подобное);

— неприятная мимика (кривляние, тики);

— неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и так далее).

Для предупреждения переутомления необходимо:

Наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе;

Чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых;

Исключить пассивный отдых (например, в виде сидения или лежания) для малышей первого года жизни — это вызывает еще большее утомление. Ребенок этого возраста должен постоянно быть чем-то занят, он целый день может находиться в движении и не уставать.

Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого патологического состояния и помочь ребенку.

Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать для детей 5 лет 10 минут, для детей 6 лет — 15 минут.

Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется.

Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.

«Метелки». Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 10 до 15.

«Далеко-близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет и предлагает посмотреть на него, а через 2—3 секунды — расположенный близко. Повторить 6—8 раз.

«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, и не открывать их на счет от 1 до 4; широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет от 1 до 6. Повторить 2—3 раза.

«Наряди елку». При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и так далее. Они развешиваются в разных частях комнаты. Например, игровым объектом может быть елочка, которую надо нарядить. Необходимых для этой цели игрушек и зверушек дети должны отыскивать глазами по всему помещению. Изображение елочки помещают на стене (в центре или чуть ниже). Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одну, то в другую сторону. Ведущий просит соблюдать следующие условия: «Стой прямо. Поворачивая только голову, отыщи в комнате игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назови их». Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность — 1 минута.

«Поймай зайку». Дети располагаются на ковре. Ведущий включает фонарик и пускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, «поймав» глазами «зайчика», следят за ним, не поворачивая головы. Игра длится 45 секунд.

Безусловно, важно поддерживать интерес к учебе у детей, используя современные информационные технологии. Нужно только не переусердствовать в этом вопросе и не забывать, что психическое и физическое здоровье важнее всех знаний вместе взятых.

Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя. Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Почему? Когда я пишу эти строки, моя 7-летняя дочь сидит рядом за компьютером и тоже ловко нажимает на клавиши. У нее уже есть свой, пусть и игрушечный, обучающий компьютер, на котором можно решать логические, математические задачи, тренировать память, скорость реакции и многое другое. Это замечательно — ребенку легче осваивать школьную программу, благодаря интенсивному умственному развитию он способен к восприятию более сложной информации об окружающем мире. Но в то же время я очень хорошо вижу и понимаю, что интерес к компьютеру и телевизору может настолько поглотить ребенка, что он не будет ничего замечать вокруг. Эта опасность не в научных книгах — она у меня перед глазами.

Когда ребенку 6—7 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 13—14 и старше, то сделать это будет сложнее. Уход в виртуальный мир — это реальная угроза для психического и физического здоровья современных детей. Если ребенок при выключенном телевизоре и компьютере говорит, что ему скучно, нечем заняться, значит, мы не помогли ему найти и полюбить альтернативные занятия: чтение, спорт, прогулки или что-то иное.

Сегодня, например, воскресенье, выпал мягкий мокрый снег, и самое время пойти лепить снежную бабу. Забыв про Интернет и телевизор, мы с дочерью вначале взяли лопаты и расчистили дорожки, а потом на поляне слепили замечательную снежную красавицу, волосы которой были из веток и мха. Настроение после этого было прекрасное. Раскрасневшиеся и довольные, мы пришли домой, и дочь с энтузиазмом начала писать маленькую книжку «про скульптуру», сопровождая ее оригинальными рисунками. Эта маленькая, с увлечением сделанная книжка хранится у меня теперь в письменном столе.

Формировать у детей интерес к чему-либо при отсутствии оного у себя самого — бессмысленная затея. «Давай танцевать под музыку!» — говорю ребенку в очередные выходные. «Ура! Давай!» — отвечает радостно ребенок. Сколько возможностей, когда ребенку 6—8 лет!

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось.

Сыну моих знакомых было чуть больше 4 лет, когда детство у него закончилось. Всю неделю он был обязан посещать кружки: акробатический, по рисованию, по развитию речи, танцевальный и т. д. Конечно, после первой же насыщенной полезными занятиями недели с ним приключилась настоящая истерика, он отказался куда-либо идти и что-либо делать. Он громко

кричал, разбрасывал вещи и совершенно не слышал взрослых. Мама тщетно старалась объяснить ему, что «за все заплачено», и потому он должен ходить. Для ребенка такая нагрузка непосильна! Резервы психики дошкольника еще очень малы, и поэтому вследствие перегрузок у него наступает утомление, которое в свою очередь влечет за собой все признаки плохого поведения: капризы, раздражительность, повышенную возбудимость и т. д.

Появлению утомления способствуют не только интеллектуальные перегрузки, но и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.

Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки для детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте

В 3—4 года продолжительность занятий должна составлять 10—15 минут, в 4—5 лет — 20 минут, в 5—6 лет — 20—25 минут, в 6—7 лет — 25—30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Продолжительность сна у детей

Пребывание детей на свежем воздухе

Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4—4,5 часа, а летом по возможности весь день.

Чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего у ребенка наступает утомление в ответ на монотонную деятельность; 5-летние дети утомляются быстрее, чем 6—7-летние.

С 5—6 лет дети начинают активно осваивать компьютер. К сожалению, в последнее время появилось много семей, в которых дети начиная уже с раннего возраста проводят большую часть суток за компьютером. У них, естественно, формируется компьютерная зависимость, и если мама отказывается включить очередной мультик, ребенок становится агрессивным и неуправляемым. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников — интересный и увлекательный вид деятельности. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящем на экране. Однако работа на компьютере вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению, которое не всегда замечают взрослые. Дети, впрочем, также не замечают усталости. У ребенка уже глаза «не смотрят», спина затекла, а он в радостном возбуждении восклицает: «Я не устал!» Понятно, что это успокаивающе действует на родителей, тем более что ребенок занят делом и никому не мешает.

Физиологи давно уже доказали, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.

Более того, в Японии и Англии у детей, которые с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющейся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера.

Время наступления утомления может быть различным не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в разных случаях; в зависимости от его состояния, настроения и других причин, утомление возникает в разные сроки.

По каким признакам можно определить наличие утомления у ребенка:

Повышенная отвлекаемость;

Частая смена позы;

Непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т. п.);

Неприятная мимика (кривляние, тики);

Неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.).

Что можно сделать для профилактики утомления

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе. Необходимо чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых.

Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого состояния и помочь ребенку.

Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут. Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется. Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.

«Метелки» . Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 1 до 10—15.

«Далеко — близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет, а через 2—3 секунды — близко расположенный. Повторить 6—8 раз.

«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 2—3 раза.

«Наряди елку» . При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и т. п. Они развешиваются в разных частях комнаты. Например, игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать глазами по всему помещению. Елочку помещают или изображают в центре стены или чуть ниже. Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одном, то в другом направлении. Ведущий просит соблюдать следующие условия: «Стойте прямо. Поворачивая лишь голову, отыщите в комнате игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их». Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность — 1 минута.

«Поймай зайку» . Дети располагаются на ковре. Ведущий включает фонарик, запускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, «поймав» глазами «зайчика», следуют за ним, не поворачивая головы. Игра длится 45 секунд.

По материалам книги Е. И. Шапиро «Как пробудить у ребенка интерес к учёбе»

Переутомление часто не воспринимают всерьез. И напрасно, потому что такое состояние является серьезным нарушением функционирования нервной системы и вызывает многие тяжелые заболевания: хроническую усталость, депрессию, невроз, в перспективе – приводит к мышечной атрофии и развитию психических заболеваний.

Именно поэтому важно вовремя распознавать симптомы переутомления, чтобы принять меры и не допустить ухудшения. Ведь это – не просто плохое настроение или временная усталость, а настоящая болезнь нервной системы, которая требует лечения, как и любой другой недуг.

Переутомлением называется патологическое состояние, которое выражается в истощении нервной системы и нарушении функций возбуждения-торможения. На практике это означает, что нервная система человека под воздействием постоянной нагрузки находится в напряжении, но практически не расслабляется.


Она буквально «переполнена» сигналами от мозга, мышц, органов чувств и не успевает их обрабатывать. В результате нервные импульсы доходят до мышц и органов с опозданием или в искаженном виде. Внешне это выглядит как нарушение концентрации, ухудшение памяти, сонливость, мышечные боли и иные признаки.

Врачи выделяют четыре типа переутомления:

  • физическое;
  • эмоциональное;
  • умственное;
  • нервное.

Несмотря на то, что эти типы разделены формально, на деле они тесно друг с другом связаны. Как правило, у человека развивается два или сразу несколько видов переутомления – одновременно или один за другим.


Нервная система пронизывает все другие системы и органы человека, поэтому вполне закономерно, что нервное истощение вызывает понижение тонуса мышц (соответственно, физическое утомление) или неполадки в функционировании эндокринной системы, отвечающей, кроме прочего, за настроение (откуда недалеко до эмоционального утомления). Очевидно и то, что на работе мозга нервное истощение сказывается отрицательно.

Поэтому, обнаружив у себя признаки одного типа переутомления, не стоит надеяться, что вы застрахованы от другого. Скорее, наоборот – это свидетельствует о том, что вы попадаете в группу повышенного риска.

Как проявляет себя переутомление различных типов


Различным видам переутомления соответствуют свои характерные симптомы, по которым несложно понять характер заболевания. Крайне важно обращать на них внимание и не спутать с обыкновенной усталостью.

Физическое

Признаки физического переутомления:

  • Непроходящее чувство усталости, которое невозможно снять при помощи привычных видов отдыха.
  • Мышечные боли.
  • Нарушения сна (неспокойный, прерывающийся сон, ночные кошмары, бессонница).
  • Слабость, вялость мышц.
  • Замедление реакций.

Причин для физического переутомления может быть немало. Среди них:

  • Продолжительная физическая работа без отдыха и возможности расслабиться или перераспределить нагрузку (например, нерационально спланированные тренировки у спортсменов).
  • Монотонная физическая работа, даже будучи несложной, способна привести к переутомлению.
  • Однократная, но очень сильная физическая нагрузка также весьма рискованна.

Постоянное напряжение в мышцах ведет к застою в них крови и «одеревенению» мышечных тканей. Нередки и мышечные спазмы, «зажимы», приводящие к сильным болям. Кроме того, при чрезмерных нагрузках мышечным волокнам наносятся микротравмы – они «надрываются».


При грамотном чередовании нагрузок и отдыха волокна успевают восстановиться, «зарастив» разрывы с помощью белка, но если долго не давать мышцам отдыха, у них не будет возможности регенерировать.

Эмоциональное

Эмоциональное переутомление ничуть не менее разрушительно, чем физическое. Причина его – чрезмерный стресс, влекущий за собой стойкое эмоциональное выгорание. Необходимо сказать, что выгорание в такой ситуации – своеобразный механизм защиты.


Дело в том, что любая эмоция представляет собой совокупность биохимических реакций: в проживании эмоции задействованы различные гормоны, а также множество нервных путей и окончаний.

Вспомните адреналин, мобилизующий все системы организма, серотонин и множество других гормонов, вырабатывающихся в различных ситуациях и, в сущности, формирующих наши эмоции.


А теперь представьте, что под воздействием однотипных неприятных ситуаций в организме вырабатывается один и тот же набор гормонов, а по нервным путям передаются однотипные сигналы. В подобный набор гормонов, кстати, часто входит адреналин – он должен помогать справляться со стрессом.

Но на деле происходит своего рода отравление организма гормонами, а на нервную систему ложится прямо-таки невыносимая нагрузка. Чтобы нервная система не «сгорела», организм частично ее «отключает». До какого-то времени это помогает, но последствия такой «защиты» в долгосрочной перспективе оказываются еще более губительными.


Эмоциональное переутомление, или истощение, проявляет себя в следующих признаках:

  1. Вялость, апатичность.
  2. Заторможенные реакции.
  3. Потеря тактильной чувствительности.
  4. Иногда – ослабление вкусовых ощущений.
  5. Уплощение и ослабление эмоций.
  6. В случаях тяжелого переутомления некоторые эмоции могут просто исчезнуть (на самом деле они никуда не исчезают – все биохимические процессы продолжают происходить, но человек их не ощущает и не чувствует никаких переживаний).
  7. Раздражительность, частые и непредсказуемые перепады настроения.
  8. Стремление к уединению (человек меньше времени проводит в обществе других людей, становится необщительным, плохо переносит чье-то нахождение рядом).
  9. Нарушения сна – беспокойный, прерывистый сон, бессонница, кошмары.

Эмоциональное переутомление – очень опасное явление, которое, если не обращать на него внимания, приводит к депрессии. Депрессия – ни в коем случае не «плохое настроение», это серьезное нарушение работы мозга, при котором прекращается выработка многих важных гормонов (например, серотонина).


Это приводит к биохимическим изменениям в самом мозге, и зачастую эти изменения необратимы. Поэтому так важно своевременно распознать переутомление – симптомы его зачастую хорошо заметны, главное – не ошибиться, списав их на «лень» или «настроение».

Причин, вызывающих эмоциональное переутомление, очень много, но все они сводятся к одному – человек долгое время испытывает состояние стресса. Стресс же может быть вызван самыми разными ситуациями:

  • Нервная, напряженная работа, связанная с общением с большим количеством людей и/или постоянным принятием серьезных решений.
  • Неблагоприятная обстановка в семье.
  • Какое-либо тяжелое потрясение.

Стресс может быть не только отрицательным, но и положительным. Переизбыток положительных эмоций тоже может привести к переутомлению.

Нервное

Нервное переутомление похоже одновременно на оба вида, описанные выше. Оно тесно связано с физическим, и очень часто эти два вида расстройств возникают одновременно либо одно влечет за собой другое.


Перенапряжение нервной системы выражается в нарушении передачи нервных импульсов.

Часто организм, как и в случае с эмоциональным истощением, частично «отключает» нервную систему.

Все это проявляется в виде следующих симптомов:

  • общая слабость;
  • постоянное ощущение сонливости, увеличение количества времени, требуемого для сна (вместо обычных восьми часов человек начинает спать по десять-двенадцать);
  • ослабление эмоций;
  • нарушение тактильной чувствительности;
  • мышечная усталость;
  • головные боли.

Нервное истощение могут вызвать стрессы, напряженная работа (особенно монотонная), а также постоянное неблагоприятное воздействие на органы чувств. Например, высокий уровень шума, сильные неприятные запахи и подобные раздражители.

«Перегрузка» органов чувств постепенно приводит к нервному истощению, которое легко перерастает в неврозы, тики, астенические состояния. Неблагоприятный эмоциональный фон – страх, волнение, раздражение – также представляет собой прекрасные условия для возникновения нервного переутомления.

Умственное

Умственное переутомление возникает в результате интенсивных интеллектуальных нагрузок на грани возможностей. Очень часто оно развивается «в комплекте» с нервным переутомлением. Переутомление такого рода могут вызвать как чрезмерно высокие, так и чересчур продолжительные интеллектуальные нагрузки.


Кроме того, его развитию способствует недостаточное снабжение мозга кислородом. Душное помещение и отсутствие физической активности (и, как следствие, застой крови) подстегивает развитие умственного истощения.

Распознать умственное истощение можно по следующим признакам:

  • ухудшение концентрации и памяти;
  • рассеянность;
  • нарушения сна, постоянное ощущение усталости (при этом сонливости может и не быть);
  • снижение тактильной чувствительности;
  • нарушения аппетита.

Для всех разновидностей переутомлений характерно снижение «темпа работы» организма. Организм как будто переходит в режим экономии энергии.

Общие симптомы разных типов переутомления

Это проявляется в симптомах, одинаковых для всех типов переутомления, независимо от причины и характера:

  • Увеличение продолжительности времени, необходимого для сна, и при этом – невозможность выспаться.
  • Понижение или повышение кровяного давления.
  • Нарушения работы сердца: изменение сердечного ритма, шумы и т. п.
  • Понижение уровня тромбоцитов в крови и одновременно рост числа лейкоцитов.
  • Несмотря на большое количество лейкоцитов, снижение иммунитета.
  • Проблемы с концентрацией внимания.
  • Проблемы в функционировании пищеварительной системы.
  • Понижение мышечного тонуса.

Вовремя распознать признаки переутомления крайне важно – только так можно избежать превращения его в более серьезные недуги. Сильное переутомление обыкновенно переходит в депрессию, неврозы и другие заболевания, которые часто требуют стационарного лечения.

Еще один признак расстройства – повышение температуры. Температура при переутомлении поднимается нечасто, но если она все же превысила нормальные показатели – это весьма грозный признак.


Это может означать либо переизбыток крови в сосудах мозга (что бывает при умственном и нервном переутомлении), что приводит к головным болям, носовым кровотечениям и другим неприятным последствиям, либо то, что ослабленный усталостью организм был атакован вирусом, и где-то внутри происходит воспалительный процесс, от которого тоже может подняться температура.

Переутомление у детей

Многим трудно представить, что от переутомления различных видов могут страдать не только взрослые, но и дети. Однако переутомление у подростков и школьников, к сожалению, очень распространенное нарушение.


Необходимо помнить, что нервная система взрослого человека уже сложившаяся и «натренированная», ей проще справляться со многими нагрузками. Нервная система ребенка гораздо более чувствительна и больше подвержена нарушениям. Поэтому различные расстройства поражают детские нервы быстрее, активнее развиваются и значительно труднее лечатся.

А причины, которые вызывают эти расстройства (например, боязнь ответов у доски или насмешки сверстников) кажутся взрослым «несерьезными» лишь потому, что у взрослых нервная система уже сформировавшаяся и достаточно крепкая, и прочувствовать в полной мере ощущения ребенка не в состоянии почти никто.


Переутомление у ребенка может быть вызвано такими причинами:

  • Неурядицы в школе: конфликты со сверстниками, плохие отношения с учителями и т. п. Так как ребенок проводит в школе очень много времени почти каждый день, то его организм оказывается в состоянии постоянного, ежедневного стресса.
  • Недостаток сна. Для ребенка недосып намного опаснее, чем для взрослого.
  • Неправильное питание. Оно не само по себе вызывает переутомление, а препятствует нормальному восстановлению после обыкновенных нагрузок.
  • Чрезмерная интеллектуальная загруженность: слишком много уроков, домашних заданий, дополнительные кружки и так далее.

Дети, как и взрослые, подвержены переутомлению всех четырех типов. Точно так же у них часто диагностируется несколько типов одновременно. Методы лечения и профилактики к детям применимы такие же. Лечение переутомления у взрослых и детей осуществляется по одинаковым принципам.

С помощью чего можно победить переутомление


Различные типы переутомления нуждаются и в различном подходе. При утомлении физическом главное внимание необходимо уделить расслаблению зажатых мышц, восстановлению нормального кровотока и обеспечению кислородом. При умственном – снижению или изменению характера интеллектуальной нагрузки.

При нервном – сведению к минимуму раздражающих факторов и восстановлению нормальных реакций нервной системы. При эмоциональном переутомлении лечение имеет целью выравнивание и стабилизацию эмоционального фона, нормализацию работы гормональной системы.


При физическом переутомлении полезны следующие средства:

  • принятие ванны;
  • массаж;
  • уменьшение или по возможности отказ от физических нагрузок;
  • изменение режима питания, употребление большого количества витаминов.

Даже простое пребывание в теплой воде хорошо помогает мышцам расслабиться. Можно делать хвойные ванны – они хорошо успокаивают и очень полезны от переутомления, да и просто при усталости. Теплая ванна расслабляет мышцы, горячая – наоборот, тонизирует. Рекомендуется принимать ванны по 10-15 минут.

Будьте крайне осторожны, если у вас больное сердце! При проблемах с сердцем очень горячие ванны нежелательны.


Массаж помогает нормализовать кровоток в мышцах, снять зажимы и вернуть тонус. Лучше всего обращаться к профессиональному массажисту, но порой бывает достаточно и просто размять мышцы.

При умственном переутомлении прежде всего необходимы:

  • снижение объема и интенсивности интеллектуальных нагрузок;
  • изменение характера нагрузок, смена деятельности;
  • физические упражнения;
  • свежий воздух.

Переключение между видами деятельности позволяет мозгу сменить «режим работы», что при умственном переутомлении весьма полезно. Физические упражнения и прогулки на воздухе (или даже простое проветривание) помогают нормализовать кровообращение в мозгу и улучшить его снабжение кислородом.

При нервном и эмоциональном переутомлении рекомендуется:

  • Прекращение или уменьшение контакта с источником раздражения (звуком, запахом и т. п.) или ситуациями, вызывающим напряжение.
  • Физические упражнения небольшой интенсивности, прогулки.
  • Употребление витаминов группы В и витамина С.
  • Посвящение времени занятию, которое приносит положительные эмоции.
  • Качественный, полноценный, желательно продолжительный (минимум две недели) отдых.

Способы предотвращения переутомления


Возможна ли профилактика переутомления? Разумеется, возможна, более того – необходима.

Самые простые способы профилактики переутомления выглядят следующим образом:

  • увеличение количества витаминов в рационе, особенно витаминов группы В, витаминов С и D;
  • изменение режима сна;
  • обязательный отдых, при напряженной, интенсивной работе – небольшие, но регулярные перерывы;
  • четкое дозирование физических и умственных нагрузок в соответствии с особенностями организма.

Витамины очень полезны для нервной системы, они улучшают ее устойчивость и усиливают «проводимость». Если в вашем рационе витаминов недостаточно – нужно принимать витаминные пищевые добавки.


Крайне важно спать в темноте. Только в условиях малой освещенности запускаются гормональные процессы, необходимые для восстановления организма. Поэтому важно даже не то, сколько вы спите, а то, когда вы это делаете.

В любой работе необходимы перерывы – необязательно делать их большими, гораздо важнее, чтобы они были регулярными и примерно одинаковыми по длительности.

Похожие статьи