Особенности детской диспансеризации. Организация диспансерного наблюдения за детьми Понятие о диспансеризации детского населения

01.07.2020


В нашей стране проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка практически начинается до его рождения (дородовый патронаж беременной).
Дальнейшее наблюдение за детьми ведется в соответствии с возрастными группировками в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и школы и т. д.).
Советская система здравоохранения и просвещения выработала специальные режимы воспитания и оздровле- ния детей, направленные на формирование здорового поколения советских людей.
Детей первого месяца жизни не менее 3-х раз осматривает медицинская сестра и 2 раза врач (чаще на дому). Это позволяет выявить признаки врожденной патологии, пороки и аномалии развития, проконсультировать у специалиста и приступить к коррекции пороков и аномалий по показаниям.
Детей первого года жизни ежемесячно осматривает участковый педиатр. Прием детей ведется в комнате здорового ребенка, специально оборудованной наглядными формами агитации, позволяющими обучить мать правилам гигиены, кормления, закаливания и т. д. На первом году жизни ребенку проводят многие профилактические прививки.
К концу первого года у ребенка уже прорезались зубы, формирование которых присходило в антенатальном периоде. Есть убедительные данные о том, что дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, туберкулез, гипертоническая болезнь, нефропатия и др.) или перенесших в период беременности токсикоз, дети, рожденные недоношенными, перенесшие в период но- ворожденности гнойно-септические заболевания, получавшие антибиотики и т. д., имеют повышенный риск развития пороков твердых тканей зубов в виде гипоплазий и аплазий. Диагностика этих пороков и аномалий развития возможна к концу первого года жизни.
Своевременно принятые меры позволяют предотвратить развитие кариеса на местах порочно развитых тканей, а затем его осложнений.
В конце первого года жизни в истории развития ребенка пишется эпикриз с привлечением данных, полученных при лабораторном исследовании и обследовании ребенка другими специалистами.
В индивидуальную карту ребенка (форма № 112) в первом эпикризе должна быть запись стоматолога о количестве прорезавшихся зубов, их положении и состоянии твердых тканей. Родителям надо дать совет об индивидуальном уходе за полостью рта ребенка, сроках обращения к стоматологу для профилактики стоматологических заболеваний. При обнаружении патологии ребенок должен быть взят на лечение и диспансерное наблюдение стоматологом, необходимо утвердить с педиатром план комплексной терапии и применения средств профилактики (см. «Диспансеризация детей у стоматолога в возрасте от рождения до четырех лет»). Приказ № 770 от 20 августа 1986 г. предусматривает ежегодные осмотры ребенка стоматологом.
Детей в возрасте трех лет и старше осматривают раз в год, в месяц рождения ребенка. При этом предусматривают обязательные лабораторные исследования крови, мочи, кала. Участие стоматолога при осмотре детей этих возрастов описано в главе «Диспансеризация детей дошкольного возраста».
Детей пятого года жизни педиатр осматривает раз в год. Помимо педиатра, ребенка обязательно осматривают другие специалисты: оториноларинголог, окулист, стоматолог,
хирург-ортопед, логопед и психоневролог. Ребенок готовится поступить в школу. Осмотр стоматолога, если он производится впервые, до 70% детей в этом периоде бывает запоздалым. Такие осмотры позволяют только выявить и до поступления ребенка в школу провести лечение наиболее тяжелой формы кариеса зубов: осложненных форм, удалить разрушенные зубы, и некоторую коррекцию отклонений в развитии челюстей.
На основании обследования ребенка все специалисты- педиатры, в том числе и детские стоматологи, вносят записи в индивидуальную карту развития ребенка и формулируют рекомендации.
В школе ежегодно углубленный осмотр детей производит школьный врач с участием специалистов.
Во время этих осмотров проводят антропометрию, спирометрию, динамометрию, измерение артериального давления, определение остроты зрения и слуха, по клиническим показаниям - функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, а также необходимые лабораторные и инструментальные исследования. Последовательность осмотра такова, что она предусматривает осмотр вначале врачами- специалистами, а в заключение - школьным врачом. Школьный врач определяет уровень физического развития школьников и группу здоровья.
Участие стоматологов в проведении профилактических осмотров необходимо. Нередко стоматологи считают, что в это же время нужно проводить и санацию полости рта, однако это неправильно. Задача профосмотров состоит в выявлении патологии и определении уровня физического развития школьников. Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков, при комплексной оценке ее выключается наряду с длиной тела, погодовыми прибавками массы тела, оссификации кисти, развитием вторичных половых признаков число прорезавшихся постоянных зубов [Стромская Е. П. и др., 1974].
Исходя из указанного, участие стоматолога в профос- мотрах должно предусматривать заполнение пункта 10 индивидуальной карты ребенка (форма № 26) в следующей последовательности: количество прорезавшихся постоянных зубов, наличие кариеса и степень его активности (I, II, III степень), состояние прикуса, при наличии аномалии прикуса следует указать активно действующие причины и факторы риска в их прогрессивном развитии, оценить состояние пародонта и гигиенический индекс.
Именно эти данные составляют основу для определения физического развития ребенка и группы здоровья.
Детей, имеющих кариес зубов в III степени активности, педиатр относит в третью группу здоровья, а детей со сформированной аномалией прикуса, обуславливающей нарушение откусывания и пережевывания пищи, - во вторую группу здоровья.
Поскольку распространенность стоматологических заболеваний у детей высокая, объем работы по санации полости рта велик, то стоматологу можно не участвовать в осмотрах, а вносить свои данные в форму № 26 по мере проводящегося в стоматологическом кабинете специального осмотра и санации полости рта.
Ребенка с направлением от педиатра или другого специалиста педиатрического профиля стоматолог обязан тщательно обследовать, провести лечение и в карте диспансерного наблюдения записать развернутый стоматологический диагноз, указать активность развития процесса, сформулировать индивидуальную программу лечебных и профилактических мероприятий, периодичность повторных осмотров и т. д. Контакт педиатра со стоматологом при наблюдении детей, отягощенных общей патологией, должен осуществляться в порядке двойного дифференцированного контроля.

В нашей стране проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка практически начинается до его рождения. Активно внедряемый в практику советского здравоохранения дородовой патронаж привел к тому, что в последние годы матери 80-85% новорожденных находились на дородовом патронаже (А. С. Бойцова, 1974).

Дальнейшее наблюдение за детьми ведется в соответствии с возрастными группировками в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и школы и т. д.). Советская система здравоохранения и просвещения выработала специальные режимы развития, воспитания и оздоровления детей, направленные на формирование здорового поколения советских людей.

Дети первого месяца жизни не менее 3 раз осматриваются медицинской сестрой и 2 раза врачом (чаще на дому). Это позволяет выявить признаки врожденной патологии, пороки и аномалии развития, проконсультировать у специалиста и приступить к коррекции пороков и аномалий по показаниям.

Детей первого года жизни ежемесячно осматривает участковый педиатр. Прием детей ведется в комнате здорового ребенка, специально оборудованной наглядными формами, позволяющими обучить мать правилам гигиены, режима кормления, закаливания и т. д. На первом году жизни ребенку проводят многие профилактические прививки.

К концу первого года у ребенка уже прорезались зубы, формирование которых происходило в антенатальном периоде. Есть убедительные данные о том, что дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, туберкулез, гипертоническая болезнь, нефропатии и др.) или перенесших в период беременности токсикоз, дети, рожденные недоношенными, перенесшие в период новорожденности гнойно-септические заболевания, получавшие антибиотики и т. д., имеют повышенный риск развития пороков твердых тканей в виде гипоплазий и аплазий. Диагностика этих пороков и аномалий развития возможна к концу первого года жизни.

Своевременно принятые меры позволяют предотвратить развитие кариеса, а затем его осложнений.

В конце первого года жизни в истории развития ребенка пишется эпикриз с привлечением данных, полученных при лабораторном исследовании и обследовании ребенка другими специалистами.

В истории развития ребенка (форма № 112) в первом эпикризе должна быть запись стоматолога о количестве прорезавшихся зубов, их положении и состоянии твердых тканей. Родителям надо дать совет об индивидуальном уходе за полостью рта ребенка, сроках обращения к стоматологу для профилактики стоматологических заболеваний. При обнаружении патологии ребенок должен быть взят на лечение и диспансерное наблюдение стоматологом, необходимо утвердить с педиатром план комплексной терапии и применения средств профилактики (см. «Диспансеризация детей с кариесом зубов»).

Начиная с трех лет детей осматривают раз в год, в месяц рождения ребенка. При этом предусматривают обязательные лабораторные исследования крови, мочи, .

Детей пятого года жизни педиатр осматривает раз в год. Помимо педиатра, ребенка обязательно осматривают другие специалисты: оториноларинголог, окулист, стоматолог, хирург-ортопед, логопед и психоневролог. Осмотр стоматолога, если он производится впервые, для 70% детей в этот период бывает запоздалым. Такие осмотры позволяют до поступления ребенка в школу провести лечение выявленной патологии и коррекцию установленных отклонений в развитии.

На седьмом году жизни ребенок готовится к поступлению в школу. В индивидуальную карту развития ребенка все специалисты-педиатры вносят свои записи на основании обследования ребенка и формулируют рекомендации (форма № 26, утверждена МЗ СССР 16/VII 1945 г.).

В школе углубленный осмотр детей производит ежегодно школьный врач с участием специалистов.

Во время этих осмотров проводят антропометрию, спирометрию, динамометрию, измерение артериального давления, определение остроты зрения и слуха, по клиническим показаниям - функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, а также необходимые лабораторные и инструментальные исследования. Последовательность осмотра такова, что она предусматривает осмотр вначале врачами-специалистами, а в заключение школьным врачом. Школьный врач определяет уровень физического развития школьников и группу здоровья.

Участие стоматологов в проведении этой работы необходимо. Нередко стоматологи считают, что в это же время нужно проводить санацию полости рта. Такой подход к роли стоматолога в профилактических осмотрах неправильный. Задача профосмотров состоит в выявлении патологии и определении уровня физического развития школьника. Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков МЗ СССР, в качестве критериев физического развития детей и подростков при комплексной оценке ее выдвигается наряду с длиной тела, погодовыми прибавками массы тела, оссификации кисти, развитием вторичных половых признаков число прорезавшихся постоянных зубов (Е. П. Стромская и др., 1974).

Исходя из указанного, участие стоматолога в профосмотрах должно предусматривать заполнение пункта 10 индивидуальной карты ребенка (форма № 26) в следующей последовательности: количество прорезавшихся постоянных зубов, наличие кариеса и степень его активности (компенсированная, суб- и декомпенсированная форма); состояние прикуса, при наличии аномалии с указанием активнодействующих причин и факторов риска, состояние пародонта и гигиенический индекс.

Именно эти данные составляют основу определения физического развития ребенка и группы здоровья. Сведения о том, что ребенок нуждается в лечении аномалии прикуса или санации полости рта доводятся до сведения участкового стоматолога, обслуживающего детей данной школы.

Стоматологи участвуют в диспансеризации детей с рядом хронических заболеваний, таких, как ревматизм, нефропатии, заболевания желудочно-кишечного тракта, хронические тонзиллиты и т. д. Больного ребенка с направлением от педиатра или другого специалиста педиатрического профиля стоматолог обязан тщательно обследовать, провести лечение и в карте диспансерного наблюдения записать развернутый стоматологический диагноз, указав активность развития процесса (кариес, гингивит, пародонтоз), тяжесть патологии (аномалии и деформации прикуса), количество прорезавшихся постоянных зубов, гигиенический индекс. Необходимо здесь же обосновать периодичность диспансеризации у стоматолога. Нужно подчеркнуть, что у стоматолога на диспансерном наблюдении находятся все дети участка, это же группа наблюдается со специальной периодичностью, учтенной при отборе детей на диспансерный учет. Ребенок, направленный педиатром, должен быть осмотрен и санирован. Контакт педиатра со стоматологом при наблюдении детей, отягощенных общей патологией, должен осуществляться в порядке двойного дифференцированного контроля.

Дети, страдающие от хронических заболеваний или попадающие в группы риска прогрессирования таковых, должны находиться под регулярным контролем специалистов. С этой целью на законодательном уровне предусмотрено диспансерное наблюдение за несовершеннолетними.

Каждый ребенок в зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья имеет право на лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры. Минимальная и максимальная их периодичность не должна выходить за рамки законодательно утвержденных норм. О том, что такое диспансерное наблюдение детей и как оно реализуется, расскажем в данной статье.

Что это за процедура и в чем ее особенности?

Диспансерным наблюдением за детьми называется осуществление регулярного контроля над здоровьем граждан России, не достигших совершеннолетия, имеющих заболевания хронического характера, функциональные расстройства и тому подобные состояния. Его целью является своевременное диагностирование возникших осложнений патологий, их дальнейшая терапия и реабилитация, а также принятие профилактических мер для предотвращения обострений.

Если в случае диспансеризации регулярным обследованиям подлежат абсолютно все категории детей, то диспансерное наблюдение имеет специфическую направленность – пациенты, уже состоящие на учете с ранее выявленными болезнями. Под регулярное диспансерное наблюдение попадают следующие категории детей:

  • С хроническими недугами неинфекционной природы, а также принадлежащие к группе риска их развития;
  • С хроническими заболеваниями инфекционного типа, а также перенесшие подобные недуги или являющиеся носителями их возбудителей;
  • Пребывающие на восстановительной стадии по результатам терапии острых болезней (включительно с отравлениями, травмами).

Диспансерное наблюдение за несовершеннолетними регламентируется нормами ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» № 323-ФЗ, принятого Государственной Думой 21 ноября 2011 года. Процедура прописана и в положениях приказа Министерства здравоохранения, зарегистрированного под № 1348н от 21 ноября 2012 года.

Порядок диспансерного приема ребенка

Процедура диспансерного приема состоит из нескольких этапов, результаты которых в обязательном порядке вносятся в медицинскую карту пациента и в дальнейшем являются главными показателями к назначению какого-либо лечения или профилактических мероприятий. Итак, процедура состоит из следующих этапов:

  1. Предварительный осмотр пациента и анализ его жалоб, если таковые имеются.
  2. Назначение, прохождение и оценка специалистом полученных результатов лабораторных анализов, инструментального исследования.
  3. Постановка диагноза.
  4. Определение порядка лечения, реабилитации и оздоровительных мероприятий.
  5. Профилактическая консультация пациента и его представителя (родителя, опекуна и т. д.) по поводу мер предосторожности во избежание осложнений недуга, а также последовательности действий в экстренных ситуациях.

Проводят диспансерное наблюдение сотрудники того медучреждения, в пределах которого ребенку предоставляется первичная медико-санитарная помощь, врачи-педиатры, профильные доктора, фельдшеры ФАП. Вся информация о состоянии здоровья пациента по итогам обследования должна быть предоставлена ему самому, а также его родителю или другому законному представителю.

Какие группы диспансерного наблюдения детей существуют?

Для осуществления диспансерного наблюдения за детьми с наличием хронических заболеваний и патологий всех пациентов разграничивают на отдельные категории. Частота плановых медицинских осмотров зависит от принадлежности к одной из них. Выделяют следующие группы здоровья несовершеннолетних:

  • Группа І – дети, физически и психически здоровые;
  • Группа ІІ – несовершеннолетние, не имеющие заболеваний хронического характера, но с функциональными нарушениями в организме, являющиеся носителями возбудителей недугов, а также перенесшие тяжелые или средние по тяжести болезни инфекционной природы;
  • Группа ІІІ – дети, которые имеют хронические недуги, пребывающие в стадии ремиссии и склонные к нечастым обострениям;
  • Группа IV – несовершеннолетние, у которых имеются хронические заболевания в активной стадии, а также ремиссии, но со склонностью к частым обострениям;
  • Группа V – дети с хроническими недугами тяжелого характера, которые находятся всегда в активной стадии, отличаются постоянными осложнениями и редкой клинической ремиссией.

Представители группы І должны проходить регулярные комплексные медобследования в те сроки, которые указаны в нормативных положениях рассмотренных выше правовых актов в зависимости от возраста. Состояние здоровья детей, принадлежащих к группе ІІ, контролируется врачами-педиатрами ежегодно. Для групп ІІІ, IV, V в зависимости от течения болезни может быть назначен докторами индивидуальный график систематических обследований (от 1 раза в 2 недели, месяц, квартал до 1 раза в полгода).

Как происходит наблюдение за детьми с сахарным диабетом и хроническими заболеваниями?

Если ребенок страдает от сахарного диабета, он должен проходить осмотр у эндокринолога не реже, чем 1 раз в месяц (в зависимости от течения заболевания – и чаще). Предусматривается сдача анализов на порционный глюкозурический профиль и уровень глюкозы в составе крови. Также для ребенка является обязательным плановый контроль у офтальмолога и невропатолога, периодичность которого составляет не менее 2 раз в течение года. Если имеются показания, может быть назначено обследование у других профильных врачей. С целью всесторонней диагностики и стационарной терапии в частных случаях является уместной и госпитализация несовершеннолетнего. Таким категориям лиц показано регулярное санаторное лечение.

Диспансерное наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями производится педиатрами и профильными специалистами детских поликлиник, а также больниц, где проводится или проводилась стационарная терапия. При постановке ребенка на учет врач делает отметку в истории развития и карте для диспансерного пациента (формы № 112/у и № 30/у соответственно).

В зависимости от типа заболевания ежегодно разрабатывается план по наблюдению, в котором отмечаются сроки осмотра педиатром и узкими специалистами, даты сдачи анализов, а также список необходимых лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий. По истечении каждого года диспансерного учета врач обязан составить эпикриз, оценить в нем характер течения болезни и эффективность использованных методов контроля.

Желаемым итогом является последующее снятие ребенка с учета. Если врач принимает решение о продолжении наблюдения за его состоянием здоровья, должен быть составлен план на следующий год. Результаты примененных процедур и возможное снятие с диспансерного учета в обязательном порядке должно обсуждаться на общем совете детской поликлиники.

Заключение

Диспансерное наблюдение осуществляется за детьми с хроническими и иными заболеваниями с целью их профилактики, квалифицированного и своевременного лечения. Выделяют несколько групп диспансерного наблюдения, в соответствии с которыми осуществляются мероприятия по обследованию и составляются планы лечения.

Важнейшее звено диспансеризации детского населения состоит в организации медицинских (профилактических) осмотров. В поликлиниках выделяют 3 группы детей, подлежащих профилактическим осмотрам:

Дети до 7-летнего возраста, не посещающие детские дошкольные учреждения;

Дети, посещающие детские дошкольные учреждения;

Школьники.

Профилактические осмотры детей целесообразно проводить в форме трехэтапного скрининга:

I этап - доврачебный;

II этап - педиатрический;

III этап - специализированный.

На доврачебном этапе организуются лабораторно-инструментальные исследования, антропометрия, анкетирование, измерение артериального давления, остроты зрения, динамометрия.

На педиатрическом этапе проводится клинический осмотр педиатром с анализом данных доврачебного обследования и оценкой состояния здоровья ребенка. Для поступающих в школу, а также детей школьного возраста этот этап носит характер врачебно-педагогического. В его проведении с целью оценки психологического статуса, функциональной готовности и адаптации к обучению принимают участие педагоги и психологи. Результаты этого этапа оформляются совместным медико-педагогическим заключением.

На специализированном этапе диспансеризация осуществляется бригадой врачей-специалистов. По завершении профилактических осмотров проводится комплексная оценка состояния здоровья ребенка. Особенность в работе детской поликлиники состоит в том, что все больные дети с острыми заболеваниями наблюдаются участковой службой на дому. В поликлинике проводится прием в основном здоровых детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также повторных больных с инфекционными заболеваниями (без острых явлений) и реконвалесцентов. Проведение профилактических медицинских осмотров детей в муниципальных поликлинических учреждениях гарантировано государством и является бесплатным, что предусмотрено Программой госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению.

Родители имеют право выбрать медицинское учреждение для проведения медосмотра. В таком случае сведения и результаты медосмотра необходимо представить в то учреждение, где находится основная медицинская карта - «история развития ребенка ». Это основной учетно-оперативный медицинский документ детских лечебно-профилактических учреждений, предназначенный для регистрации данных медицинского наблюдения, а также проведенных лечебных и профилактических мероприятий. Данный документ имеет юридическую силу. На его основании принимаются экспертные решения, касающиеся состояния здоровья ребенка.

Если профилактический медицинский смотр проводится перед оформлением ребенка в детский сад или школу, то результаты обследования и все сведения о состоянии здоровья заносятся в «медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждения начального и среднего профессионального образования, детских домов и интернатов». Этот документ хранится в образовательном учреждении (детском саду, затем в школе) до достижения ребенком 17 лет.

В случае если при проведении профилактического медицинского осмотра у ребенка выявляется заболевание, то с целью постановки точного диагноза врач назначает дополнительные обследования (консультации узких специалистов, лабораторные, инструментальные обследования). Объем обследований определяется в соответствии с диагностическими стандартами, утвержденными соответствующими приказами Минздравсоцразвития РФ.

Дети с хронической патологией также проходят медицинский осмотр в определенные сроки. Такие дети находятся под диспансерным наблюдением, алгоритм проведения которого, кратность осмотров, перечень специалистов, диагностических процедур определяется соответствующими нормативными документами.

Профилактические медицинские осмотры детей, посещающих образовательные учреждения, в том числе дошкольные, организуются администрацией образовательного учреждения и медицинским персоналом, прикрепленным к данному учреждению. Возможно проведение медосмотра в поликлинике, непосредственно в школе или детском саду в зависимости от имеющихся возможностей. Вариант проведения определяется администрациями поликлиники и образовательного учреждения.

Профилактические медицинские осмотры являются добровольными. Необходимость наличия справки о состоянии здоровья ребенка при поступлении в любое образовательное учреждение определена ведомственными нормативными актами, что противоречит Федеральному Закону. В Федеральном Законе говорится, что ни одна из причин, как и отсутствие справки о пройденном профосмотре, не может являться поводом для отказа в приеме ребенка в образовательное учреждение, в том числе ясли, детский сад.

Однако родителям следует понимать, что постоянное динамическое наблюдение за здоровьем ребенка проводится в первую очередь в интересах самого ребенка, так как дает возможность выявления и лечения заболеваний на ранних стадиях, а также предотвращения развития хронических заболеваний.

Большое значение в деятельности детской поликлиники имеет прививочная работа, порядок проведения которой определяется соответствующими приказами МЗиСР Российской Федерации.

Профилактические прививки проводятся детям в прививочных кабинетах при детских поликлиниках. Детям, посещающим образовательные учреждения, прививки делаются в этих учреждениях. Категорически запрещается делать прививки на дому.

О дне проведения предстоящих профилактических прививок детям, посещающим детские дошкольные учреждения и школы, необходимо заранее оповещать родителей. Всех детей в день прививки обследуют врачи с учетом анамнестических данных и термометрии. Детям, имеющим относительные противопоказания, прививки должны проводиться по индивидуальной схеме, согласно рекомендациям соответствующих специалистов.

Острые инфекции и неинфекционные заболевания, обострения хронических заболеваний считаются временными противопоказаниями для проведения вакцинации. Плановые прививки проводят через 2-4 нед после выздоровления. При нетяжелых острых респираторных инфекциях вакцинацию проводят сразу после нормализации температуры.

Сроки проведения вакцинации определены Национальным календарем профилактических прививок.

Участковая медицинская сестра на следующий день после прививки должна посетить ребенка на дому для выяснения характера реакции на нее. О результатах этих посещений медицинская сестра сообщает участковому врачу-педиатру и фиксирует данные о реакции ребенка на прививку в «Истории развития ребенка» (ф. 112/у). Учет и контроль над профилактическими прививками осуществляется при помощи «Карты учета профилактических прививок» (ф. 063/у), которая заполняется на каждого новорожденного и каждого ребенка, вновь прибывшего в район деятельности детской поликлиники. В настоящее время в практику здравоохранения вводится «Прививочный сертификат».
Из «Карт учета профилактических прививок» в детской поликлинике формируется прививочная картотека. Важный раздел организации прививочной работы в поликлинике - полный и своевременный учет детей, подлежащих прививкам и проживающим в районе деятельности детской поликлиники. С этой целью в октябре-ноябре каждого года участковыми медицинскими сестрами путем подворных обходов уточняется число детей на участке. Списки, составленные в результате этой работы, выверяют по «Историям развития ребенка» и «Карте профилактических прививок». Гигиеническое воспитание и обучение на участке должно быть тесно связано с лечебно-профилактической работой врача и медицинской сестры и проводиться по плану. В отличие от поликлиники для взрослых, в структуру детской поликлиники входят отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях и отделение медико-социальной помощи.

План профилактических осмотров (диспансеризации) детей от 0 до 1 года

План профилактических осмотров (диспансеризации) детей от 1 года до 17 лет

1 - 2 года педиатр - 1 раз в квартал
2 года педиатр, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, гинеколог (синехии, воспаление) для девочек, уролог (крипторхизм, фимоз) для мальчиков общий анализ крови (ОАК), общий анализ мочи (ОАМ), кал на яйца глист, соскоб на энтеробиоз
2-3 года педиатр 1 раз в 6 месяцев
3 года педиатр, хирург, ортопед, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, логопед, дерматолог ОАК, ОАМ, кал на яйца глист, соскоб на энтеробиоз
5-6 лет
6-7 лет аналогично осмотрам и обследованиям в 3 года
7-8 лет (окончание 1 класса) педиатр, хирург, ортопед, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, гинеколог (синехии, воспаление) для девочек, уролог (крипторхизм, фимоз) для мальчиков ОАК, ОАМ, кал на яйца глист, энтеробиоз, соскоб на энтеробиоз
9-10 лет (5 класс) педиатр, хирург, ортопед, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, эндокринолог, гинеколог (для девочек) ЭКГ, ОАК, ОАМ, общий анализ кала, кал на яйца глист
11-12 лет (7 класс) педиатр, хирург, ортопед, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, эндокринолог, гинеколог (для девочек), уролог (для мальчиков) ОАК, ОАМ, общий анализ кала, кал на яйца глист
14-15 лет (9 класс) аналогично осмотрам и обследованиям в 11-12 лет
15-16 лет (10 класс) аналогично осмотрам и обследования в 11-12 лет + флюорография (ФЛГ)
16-17 лет (11 класс) аналогично осмотрам и обследования в 11-12 лет + ФЛГ

Диспансеризация - метод активного динамического наблюдения за здоровыми лицами, объединенными общими физиологическими особенностями или условиями труда; больными, страдающими хроническими заболеваниями, наиболее часто приводящими к временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, или перенесшими некоторые острые заболевания; лицами, имеющими факторы риска.

Этот метод направлен на предупреждение заболеваний, активное их выявление в ранних стадиях и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Диспансеризация населения в настоящее время из метода работы отдельных учреждений превратилась в систему работы всех лечебно-профилактических учреждений страны. Каждое из них в соответствии с профилем своей работы осуществляет диспансеризацию различных групп населения и определенных контингентов больных.
Основная цель диспансеризации состоит в сохранении и укреплении здоровья детей, увеличении продолжительности жизни путем систематического наблюдения за состоянием их здоровья, изучения и оздоровления быта, широкого проведения комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий.
Методы проведения диспансеризации здоровых и больных в основном едины.

Диспансеризация здоровых должна обеспечивать правильное физическое развитие, укреплять здоровье, выявлять и устранять факторы риска возникновения различных заболеваний путем широкого проведения общественных и индивидуальных социальных и медицинских мероприятий.

Диспансеризация больных должна активно выявлять и лечить начальные формы заболеваний, изучать и устранять причины, способствующие их возникновению, предотвращать обострение процесса и его прогрессирование на основе постоянного динамического наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Основными задачами диспансеризации населения являются:

1. определение состояния здоровья каждого индивида ежегодным осмотром и оценка здоровья с учетом возрастных, половых и профессиональных особенностей;

2. дифференцированное активное динамическое наблюдение за здоровыми; лицами, имеющими факторы риска, и больными; постепенный переход от наблюдения за отдельными лицами к посемейному наблюдению;

3. выявление и устранение причин, вызывающих заболевания; содействие устранению вредных привычек и обеспечение здорового образа жизни;

4. своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

5. повышение качества и эффективности медицинской помощи населению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкого участия врачей различных специальностей, внедрения новых организационных форм, дальнейшего технического обеспечения и использования ЭВМ.

Этапы диспансеризации:

Первый этап. Планирование работы по диспансеризации населения: проведение переписи населения на участке, выделение списка лиц подлежащих активному динамическому наблюдению в условиях лечебного учреждения, определение очередности приглашения на медицинские осмотры и индивидуальной программы обследования.

Второй этап. Обследование по обращаемости и во время профилактических осмотров. Проведение лечебно-диагностических мероприятий, оценка состояния здоровья, определение группы здоровья.

Третий этап. Активное приглашение на прием больных, находящихся под диспансерным наблюдением, проведение лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Оценка качества проведения диспансеризации.

По состоянию здоровья все осмотренные жители разделяются на три группы диспансерного наблюдения.

Похожие статьи