Доклад: Роль семьи в формировании личности. Семья как фактор становления и развития личности

19.07.2019

Семья – основной институт социализации личности ребенка.

По своему устройству общество представляет собой многообразие различных взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов - исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни людей. Именно через них и происходит приобщение и усвоение ребенком общественных норм и правил поведения.

Социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей, выступающие своеобразными трансляторами социального опыта, вследствие причастности к которым осуществляются социализация индивидов и освоение личностью социальных норм и ценностей, принятых в обществе.

Однако роль различных социальных институтов в социализации ребенка не одинакова. К таким социальным институтам, которые можно с полным правом назвать институтами социализации, относятся семья, образование, культура и религия.

Семья является главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.

Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и глав­нейшим институтом воспитания, отвечающим не толь­ко за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Разви­тие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к опреде­ленному сужению роли семейной педагогики в вос­питании детей. Однако сужение воспитательной фун­кции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности. Семья в силу глубокой специфичности ее воздей­ствия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных кол­лективов.

Если социальные институты успешно справляются со своими задачами, то процесс социализации ребенка происходит «естественным путем». Однако в этом процессе могут происходить «сбои», причина которых заключена или в самом ребенке, или в социальном институте, который не выполняет задачи целенаправленного влияния на формирование личности. Например, для ребенка слепого и глухого с рождения или с существенными отклонениями в умственном развитии процесс социализации более трудный, чем для здорового ребенка, а ребенок, у которого родители - алкоголики, испытывает негативное влияние с их стороны, что также значительно усложняет процесс его социализации. И в том и другом случае ребенку потребуется специальная помощь.



Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.

Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.
Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей
со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники - социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность.

Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Во-вторых семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.

Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

Репродуктивная функция (от лат. самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Демографическая ситуация в России сегодня складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из 2-3 человек.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.
Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей. Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т. д. Личный пример родителей - важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.
Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям.
Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.

Коммуникативная функция. Общение в семье необходимо как детям, так и взрослым (особенно пожи­лым людям). Сегодня для семьи является характерным то, что какое-то время ее члены либо просто не общают­ся, либо общаются крайне мало, либо общение прово­дится выборочно. На развитие интеллектуального об­щения в семье значительное влияние оказывает уровень образования супругов и необходимость постоянного самосовершенствования, в том числе в области музы­ки, культуры, искусства, литературы, педагогики, пси­хологии; техники и т. п.

Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отно­шение доверия, чувство защищенности и покоя. Но главное, в чем нуждается человек, так это в том, чтобы его понимали. В этом главное назначение функции общения – обеспечение взаимопонимания как наибо­лее прочного основания семьи. Полное взаимопонима­ние проявляется во взаимной готовности и умении сочувствовать и сопереживать, видеть настроение друг друга; понимать, что любит и чего не любит, что хочет и чего не хочет супруг, супруга или ребенок.

Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. Выражение «мой дом - моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья - наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы поговорить о том, какую роль играют семья и школа в воспитании детей, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские.

Школа может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, она никогда не сможет конкурировать с семьёй.

Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье закладываются основы личности. Она начинает формироваться у ребёнка с первых дней жизни в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками. Семья – социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого её члена. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья способствует появлению у личности образа своего “Я”.В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое “ охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и трудовые коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Всё это позволяет вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.

Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей. Семья располагает благоприятными условиями для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в это время и происходит воспитание чувств. Большую воспита-тельную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.

Любовь к детям может быть разной. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: “Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)”. Эта уродливая любовь к детям имеет много разновидностей. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, наивная любовь. К чему она может привести?

Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом обществе есть понятия: “можно”, “нельзя”, “надо”. Ему кажется, что ему всё можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться. У него складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.

Деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в человека и человечность.

В обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек ожесточается.А это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Ребёнка нужно поощрять, нужно поощрять его желание быть хорошим.

Любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.

Взаимодействия педагога с родителями.

Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагоги и родители. Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, тот есть, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Определяющую роль в установлении сотруднического взаимодействия выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что родители – союзники педагога, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Заключение.

Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает из семьи.

Основные задачи семьи состоят в том, чтобы:
– создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
– научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства.

Воспитательный процесс происходит каждую секунду. Всегда вспоминайте слова Макаренко “Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь”. Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Итак, какие же выводы можно сделать?

1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей – это не педагогический приём, он не принесёт положительных результатов в воспитании.

Роль семьи в становлении личности

Большое значение в становлении личности имеет семья. Правильное воспитание, хорошие взаимоотношения в семье, стремление родителей с раннего детства заметить, что интересует их ребенка и направить их по пути развития этих интересов, с учетом задатков способностей.

Благодаря наследственности передаются определенные задатки способностей. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относят особенности строения головного мозга, движения и органы чувств. Человеческий организм с рождения наделен свойствами нервной системы. Задатки представляют собой предпосылки и возможности развития способностей, но не гарантируют развитие и появление иных способностей.

Способности, возникая на основе задатков, развиваются в процессе и под влиянием деятельности, требующей от человека определенных способностей, а вот вне деятельности способности развиваться не могут. Какими бы задатками человек не обладал, ему необходимо упорно трудиться, обучаться, чтобы соответствовать выбранному виду деятельности и стать талантливым. Основываясь на одних и тех же задатках могут развиваться разные способности, в зависимости от требований деятельности и характера, а особенно от воспитания и условий жизни в семье. Основой способности человека являются не сами задатки, а их развитие, т.е. не только безусловные рефлексы(природные особенности организма), но и системы условных рефлексов (то что было приобретено в процессе жизни).

Способности – это устойчивые индивидуально-психологические особенности личности, от них зависит успех в разных видах деятельности.

Анализируя роль семьи в жизни человека можно придти к выводу, что семья является социальным институтом, в котором рождается и формируется вступивший в жизнь человек. Немалую роль в воспитании и формировании привычек, взглядов, характера, в самовоспитании и внесемейном воспитании играет для человека общество. Но однако семья развивает хорошие качества и помогает исправить недостатки и пороки, поэтому для человека очень велика роль семьи в его жизни.

Важную роль в становлении личности играет семья. В семье человек делает первые шаги, познавая мир. На родителях лежит большая ответственность за формирование позитивных личностных взглядов на жизнь, на понимание нравственных ценностей. Родители учат тому, что хорошо, а что плохо и закладывают нравственный фундамент, окружающий мир влияет на развитие личности, но основы становления личности заключается в семье. Проанализировав произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума», где герой этого произведения Фамусов говорил: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца», можно сделать вывод о том, что ребенок который с детства находится в негативной обстановке, в ссорах, сам вбирает в себя плохие качества. А взяв другую семью, где царит любовь, взаимопонимание можно уверенно сказать, что ребенок будет открыт миру и станет человеком с хорошими качествами.

Что же такое семья? Семья - это единство людей. Что их объединяет? Что служит основой отношений людей? Духовное или материальное? Зависит ли от этого, что будет главным для формирующейся личности? Ценностью семьи определяется ценность подрастающего человека. Роль семьи в становлении личности может быть и положительной и отрицательной. Русские классики в своих произведениях часто раскрывали вопрос о влиянии семьи на развитие подрастающего человека отмечали, что роль семьи в становлении личности огромна. Именно семья принимает участие в становлении личности и открывает дорогу в жизнь.

Типы семейных взаимоотношений:

1. Невмешательство - пассивность родителей к воспитанию.

2. Сотрудничество – отношения в семье с общими задачами и целями деятельности, за счет этого преодолевается эгоизм.

3. Опека – система отношений, удовлетворение потребностей ребенка. Из-за чрезмерной опеки родителей у ребенка отсутствует самостоятельность.

4. Диктат – подавление одним членом семьи чувства собственного достоинства и инициативы других его членов.

Стили воспитания:

1. Ребенок предоставляется сам себе – попустительский.

2. Родители ребенку навязывают свое мнение – авторитетный.

3. Родители учитывают интересы ребенка – демократический.

То, что ребенок приобрел за годы жизни, находясь с родителями, это сохраняется на протяжении всей жизни. Важность воздействия семьи на личность ребенка, никак не сравнится ни с одним из институтов воспитания. Родители закладывают основы личностных качеств ребенка.

Типологий семей множество, так как они делятся на различные критерии (функции, традиции и численность).

По количеству детей:

1. Многодетная (начиная от 5 детей)

2. Малодетная (1-2 ребенка)

3. Средне (3-4ребенка)

По численности:

1. Неполная семья – отсутствие ребенка или одного из родителей.

2. Полная нуклеарная семья – родители и дети проживают все вместе.

3. Расширенная семья – проживают несколько поколений или родственники совместно с семьей.

Распределение ролей в семье:

1. Матриархальная – лидерство принимает на себя женщина, мать имеющая чаще большое количество детей;

2. Эгалитарная (равенство);

3. Автономная – не требующая помощи от общества и государства, выполняющая все необходимые функции и самостоятельно добившаяся определенного положения в обществе. Семья способна приспособиться к любым условиям;

4. Партнерская – равенство меду партнерами, общие обязанности, отношения построены на доверии, уважении и любви;

5. Патриархальная - живут много поколений, во главе семьи стоит муж.

Семью можно классифицировать:

1. Однородность социального положения супругов – гетерогенная и гомогенная;

2. Степень формализации – юридическая и фактическая;

3. Этапы жизненного цикла – молодая, зрелая;

4. Тип поселения – сельская и городская;

Классифицируется по социальному положению родителей.

В основе внутрисемейных отношений лежит эмоциональная близость.

Подведя итог хочется сказать, что роль семьи в становлении личности не стоит недооценивать. Именно семья является фундаментом человека, семья служит примером нравов и поведения. Чтобы ребенок перенял хорошие качества и поступки по отношению к другим людям, необходимо не только на словах воспитывать ребенка, но и на деле быть примером для подражания.

Эрик Эриксон в своей теории развития личности, говорит что развитие личности продолжается всю жизнь, где на смену одному благополучному разрешению внутренних противоречий приходит другое:

1. Детство (доверие или недоверие). Первая стадия развития охватывает первый год жизни человека, она соответствует оральной фазе классического психоанализа. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительный – доверие, отрицательный - недоверие. Если ребенок получает ту заботу и внимание которое ему необходимо, родители выполняют все потребности и ребенок любим, то он будет доверять другим людям. А если ребенку не давать должного внимания и не заботиться о нем, он не будет доверять ни окружающим, ни всему миру и это повлияет на его развитие.

2. Достижение равновесия (нерешительность или самостоятельность). Второй и третий год жизни охватывает вторая стадия. В этот период у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его психических и моторных способностей. Ребенок осваивает различные движения, приобретает множество других навыков, таких как бегать, лазать, толкать, смеяться, играться. Если родители разрешают ребенку делать то, что он хочет и не торопят его, у него вырабатывается ощущение, что он владеет самим собой, своими побуждениями и благодаря этому у него вырабатывается самостоятельность. Если торопить ребенка и заставлять его что-то делать или делать все за него, у ребенка развивается нерешительность и стыдливость.

3. Предприимчивость или чувство вины. Третья стадия приходится на возраст от четырех до пяти лет. Ребенок приобретает множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, фантазирует. Социальный параметр этой стадии развивается между чувством вины и предприимчивостью. От того как реагируют родители на идеи детей зависит, какое из качеств перевесит в его характере.

4. Неполноценность или умелость. Четвертая стадия приходится на возраст от шести до одиннадцати лет (латентная фаза). В данный период любовь дочери к отцу и ревность к матери (с сыновьями наоборот) еще находится в скрытом состоянии. У ребенка развивается способность к регламентированным занятиям, к разработке новых игр и к дедукции. Психосоциальный параметр этой стадии характеризуется либо чувством неполноценности, либо умелостью. Важную роль в его возрастных кризисах играет не только семья, но и общественные институты (школа).

5. Кризис подросткового возраста (путаница ролей или идентификация личности). Пятая стадия 12-18 лет ребенок сталкивается с пробуждением ревности и любви к родителям, это является немаловажной проблемой, которую необходимо решить. Подросток развивается психически и физиологически, к желаниям и ощущениям добавляются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни благодаря созреванию.

Новые особенности психики подростка это его интерес к тому что другие думают сами о себе. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, общества, религии. Способен вырабатывать или перенимать мировоззрения и теории, которые противоречат и создают гармоничное целое. Подросток – нетерпеливый идеалист, считавший, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить в теории.

Перед подростком, умеющем обобщать, встает задача: объединять все, что он знает о себе самом, т.е. кем он является. В этой стадии родители играют гораздо более косвенную роль. Если подросток с помощью родителей выработал самостоятельность, умелость и предприимчивость, доверие, то его шансы на собственную индивидуальность возрастают. Идентификация должна начинаться с момента рождения.

Если из-за тяжелого быта или неудач детства подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», он начинает проявлять неуверенность и путается в ролях, кто он такой и какой среде принадлежит. Обычно путаница наблюдается у малолетних преступников и у девочек, которые в подростковом возрасте были распущены, обладали фрагментным представлением о своей личности и свои половые связи не соотносят с системой ценностей и интеллектуальным уровнем.

Эриксон подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии не гарантирует от возникновения новых проблем на других этапах жизни.

6. Конфликты среднего возраста (одиночество или близость). Начало зрелости жизненного цикла это шестая стадия, т.е. период ухаживания и ранние годы семейной жизни (от конца юности до начала среднего возраста). Эриксон выявил в этой стадии параметр заключенный между положительным полюсом близости и отрицательным - одиночества. Близость – это не только физическая близость, но и способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Боязнь возникает, когда успех или провал зависит не от родителей, а от того, как прошел человек предыдущие стадии. Социальные условия могут облегчать или затруднять достижения близости (сексуальная и дружба), если не достичь близости, то человек будет одинок.

7. Самопоглощение или общечеловечность. Седьмая стадия – это зрелый возраст, период когда дети стали подростками, а родители связали себя с определенным родом занятий. Появляется новый параметр личности самопоглощение или общечеловечность. Эриксон называет общечеловечность способностью человека проявлять интерес к судьбам людей за пределами близкого круга, размышлять о жизни будущего поколения. У кого не выработалось чувство сопричастности человечеству, тот сосредотачивается на себе и заботится он только о своих потребностях и о собственном комфорте.

8. Безнадежность или целостность. Последняя стадия это когда основная работа жизни закончилась и наступает время размышлений и забота о других. Ощущение осмысленности, целостности жизни возникает у тех, кто вспоминая прошлое, чувствует удовлетворение прожитой жизнью. А те, кто считает, что в жизни много упустил, жалеет о многом, понимает, что ничего не исправить, у такого человека появляется отчаянье.

Три фазы (социальное целое, адаптация, интеграция и индивидуализация) выступают как макрофазы развития личности, обозначаемые как три эпохи: детство, отрочество, юность. Именно поэтому ребенок становится зрелой самостоятельной личностью, готовой и дееспособной к воспитанию и воспроизводству нового поколения. А для стадии индивидуализации выступает отрочество как эпоха противоречий и перелома.

Анализируя роль семьи в становлении личности, мы выявили что большое значение семья играет для личностных качеств ребенка, для его поэтапного развития.

Становление человека как социального существа и биологического вида идет в результате развития. Биологическое развитие и развитие в целом обусловливается фактором наследственности. Наследственность передает ребенку основные биологические признаки человека. От родителей наследственно передается ряд рефлексов, характер обмена веществ, тип нервной деятельности и анатомическое строение. По наследству не передаются приобретенные в течении всей жизни свойства и навыки, но каждый родившийся ребенок обладает большими задатками, но генов одаренности наука не выявила. Развитие и формирование ребенка зависит от социальной структуры общества, от заботы, усилий и желания родителей, от условий воспитания и обучения.

Врожденные особенности человека относятся к биологическому фактору. Особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внутренних и внешних причин называют врожденными особенностями. Кризисы возрастного развития воздействуют на личность человека. Изменения личности человека, которые появляются в период возрастных кризисов, могут оказаться отрицательными или аномальными. К биологическому фактору относится состояние здоровье, которое оказывает влияние на становление человека как личности. Успешному развитию способствует хорошее состояние здоровья. Плохое здоровье замедляет процесс развития, который сказывается на психологии человека как личности.

Личность – субъект собственной жизнедеятельности, который строит свои витальные контакты с миром; субъект деятельности общения, субъект деятельности самосознания, «открытие» человеком собственного «Я» в процессе возрастного развития. Так характеризует личность В.А. Петровский – Доктор психологических наук, член – корреспондент РАО.

На этапе становления зрелой личности продолжаются процессы формирования осознанной самостоятельности, заложенный в подростковом возрасте. Личность переходит к освоению новых ролей профессионализма, готового к принятию решений, семейного человека, способного позаботиться о других и уметь брать на себя ответственность за воспитание детей. Взрослый период жизни человека является этапом формирования совершенствования личности и зрелости. Завершится он с углубленным развитием личностных качеств. Зрелый человек становится наставником для других, помогая им на пути личностного развития.


За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формирова­нии личности ребенка.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, шко­ла, другие образовательные учреждения). Одни великие пе­дагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст мате­ри. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жиз­нью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

А вот социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью од­ним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет словом и делом подчеркивалась ведущая роль обществен­ного воспитания в формировании личности ребенка.

Между тем современная наука располагает многочислен­ными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действен­ность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицирован­ным воспитанием в детском саду или школе.

Известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев из всего многообразия окружающего мира, который, так или иначе влияет на маленького ребенка, выделил круг ин­тимно-близких малышу людей, к воспитательным воздей­ствиям которых он особенно чувствителен. Оказывает­ся, что ребенок в первые годы жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой тети» (попутчи­цы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже, в начале подросткового возраста, ему важно мне­ние друга, приятеля, его задевает реплика прохожего, а в первые 7-8 лет самое авторитетное - «Так мама сказала!»; «Так велел папа».

В исследовании Т. А. Марковой систематизированыфак­торы, которые определяют силу и стойкость семейного вос­питания. Остановимся на них подробнее.

1. Воспитание в семье отличаетсяглубоким эмоциональ­ным, интимным характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и от­ветные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во мно­гом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружа­ющего мира. Здесь можно укрыться в маминых объятиях от подлинных и мнимых страхов, узнать обо всем на свете у дедушки, который «самый, самый умный». Домашнее теп­ло - одно из условий счастливого детства.


Воспитание в семье отличаетсяпостоянством и дли­тельностью воспитательных воздействий матери, отца, дру­гих членов семьи в самых разнообразных жизненных ситу­ациях, их повторяемостью изо дня в день. Такое постоян­ство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка, которая выра­батывает ответные действия на внешние раздражители. Даже если по содержанию, форме выражения эти воспита­тельные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребенок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает. Например, возвращаясь с прогулки в ис­пачканной куртке, он заранее готовит себя к неодобритель­ной реакции мамы, настраивается на ту деятельность, которая потребуется для «успокоения» мамы («Попрошу про­щение, поцелую, возьму щетку и почищу куртку»).

3. Семья обладаетобъективными возможностями для включения ребенка спервых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспи­тательную в отношении других членов семьи и его самого). Если в детском саду дети участвуют главным образом в труде от случая к случаю, не всегда понимают его необхо­димость для окружающих людей, то в семье совсем иная картина. Уже у ребенка 1,5-2 лет могут быть постоянные обязанности: вечером уложить игрушки «спать», подать де­душке газету, поставит!? скамеечку для ног перед креслом бабушки. С 3-4 лет ребенку поручают поливку комнатных растений, он сервирует стол, помогает взрослым в уборке.

Выражение «дети - зеркало семьи» при всей своей кажу­щейся банальности удивительно точно передает смысл ори­ентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои пред­ставления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосер­дие, гуманность, в других, напротив, царит культ жестоко­сти. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвеча­ют их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Так, молодой папа учит своего 3-летнего сына «давать сдачу» при любых размолвках со сверстниками, не учитывая, что причиной ссор, конфликтов у детей бывает не столько злой умысел, сколько неумение высказать просьбу, неуклюжесть движений, импульсивность поведения.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «уро­кам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окру­жающими людьми. Упрямая мама будет, возможно, стра­дать от упрямства сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб учителей типа «дрался на перемене». Не зря многие великие педагоги счи­тали, что семейное воспитание - это прежде всего самовос­питание родителей: очень сложно привить ребенку те каче­ства, которыми они сами не обладают, и «отучить» от та­ких, которые постоянно демонстрируют.

Важный фактор становления личности - осознание себя как представителя определенного пола и овладение соот­ветствующим ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример пове­дения родителей, их взаимоотношений, трудового сотруд­ничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.

Представляя собой малую группу, своего рода «микрокос­мос», семья наиболее соответствует требованиям постепенно­го приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учиты­вать, что семья - не однородная, а дифференцированная со­циальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и жен­щины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама - учительница, папа - шофер, бабушка - медсестра). Это позво­ляет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности (А. Г.Харчев, И.В.Гребенников, Ю.Ц.Азаров).

Таким образом, современная наука подчеркиваетпри­оритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в мно­гообразии форм воздействия, в непрерывности и длитель­ности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваи­вает подрастающий человек.

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка.

Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством.

Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых - «умение осторожно и разумно управлять самим собой».

В первый год жизни ребенка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиеничекие условия. В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, в семье ребенок получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.

На втором году жизни ребенок начинает ходить, стремиться все потрогать своими руками, достать недостижимое. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за пределы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой. Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

Школьное обучение потребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость.

Большая роль отводиться семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей еще до школы, зависит их успех в учении.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья - это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи.

В семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Существует несколько типов семейных взаимоотношений:

Диктат - в семье проявляется в систематическом подавлении одним членом семьи инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Безоглядная авторитарность родителей - это гарантия серьезных неудач в формировании личности ребенка.

Опека - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом все потребности ребенка, ограждают его от каких-либо забот, принимая их на себя. В дальнейшем такие дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе, у них отсутствует самостоятельность, они не способны проявлять инициативу.

Невмешательство - это предполагает, что могут существовать два мира: взрослые и дети, и не тем, и не другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат ребенка в семье, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

Было прослежено развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление - здесь существует гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни, или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Похожие статьи