Консультация: "Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка"(для консультативного пункта). Индивидуальное консультирование родителей Анализ консультации по вопросам семейного воспитания

01.07.2020

Рассмотрим подробнее особенности социально-педагогического консультирования на примере семейного консультирования.

В посреднической работе социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа социального педагога с семьей является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей с проблемами, а иногда - и в профилактической работе.

Работая с семьей, социальный педагог выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает об особенностях развития ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства, вопросам межличностного взаимодействия в семье, разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник -- защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.

В практике социально-педагогической работы с семьей используются в основном две формы работы - краткосрочная и долгосрочная. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия.

Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей. В центре этой модели находится требование к специалистам оказывать помощь в концентрации усилий на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулировании возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

К долгосрочным формам работы относится социально-педагогическое патронирование и надзор. Консультативная работа и образовательный тренинг являются универсальными, так как используются как в краткосрочных, так и в долгосрочных формах работы .

Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности социального педагога, на котором основывается система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т.д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений.

Некоторые исследователи считают, что в основе диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:

теоретическое положение - причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях детско-родительских отношений, стиле воспитания, а также в искажении процесса саморазвития;

практическое положение - построение диагностики по принципу «ветвящегося дерева», то есть последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем этапе .

В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснованной, частично обоснованной и необоснованной. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики - составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т. д.

Работая с семьей, социальный педагог нередко прибегает к социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж - это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4-9 месяцев). Одновременно социальный педагог может патронировать не более двух семей, и в то же время под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им ранее. Работа социального педагога в рамках патронажа включает несколько этапов. Однако границы этапов условны.

  • 1-й этап. Знакомство и заключение договора с семьей. Договор не имеет юридической силы. Его назначение - в определении круга прав и обязанностей членов семьи и социального педагога.
  • 2-й этап. Вхождение в семью, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Для поддержания мотивации необходимо привлечение лиц, пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи.
  • 3-й этап. Сбор и анализ информации о семье. Сопоставление информации, полученной из различных источников. По мере необходимости социальный педагог прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации социальный педагог формирует отношения с семьей, определяет способы взаимодействия с ней и намечает планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.
  • 4-й этап. Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный педагог может оказывать семье информационную и организационную помощь.
  • 5-й этап. Выход из семьи. По окончании интенсивного периода работы социальный педагог составляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Социальный педагог продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурно-образовательные и другие мероприятия .

Социальный педагог использует следующие формы надзора. Официальный надзор - это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органы опеки и попечительства, органы управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за деятельностью соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль - это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый социальным педагогом, не предполагает активных коррекционно-реабилитационных мероприятий со стороны специалиста; в этом его отличие от социального патронажа .

Семейное консультирование представляет собой оказание социальным педагогом консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

Предметом социально-педагогического консультирования являются:

в сфере жизнеобеспечения - трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т. д.;

в сфере организации быта - организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т. д.;

в сфере семейного здоровья - диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т. д.;

в сфере духовного и морального здоровья - традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентации членов семьи и т. п.;

в сфере воспитания детей - решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей;

в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи - восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений .

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели консультирования семьи: психоаналитическая, бихевиористическая, системная.

Нарушения семейных взаимоотношений психоаналитическая модель рассматривает с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов, большое значение придается влиянию родительской семьи на семейное поведение супругов.

Согласно бихевиористической модели, консультирование по поводу нарушений в семейных взаимоотношениях должно быть направлено на изменение поведения партнеров с использованием методов научения.

Системный подход основывается на принципах циркулярности, гипотетичности, нейтральности. Другими словами, невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных членов семьи. Еще до работы с семьей необходимо сформулировать гипотезу относительно смысла и цели семейной дисфункции; консультанту необходимо внимательно относиться к каждому члену семьи, понимать его и при этом никого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону .

Л.А. Шелег отмечает, что можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы консультанта, характерных для любой модели консультирования. Выделение этапов в сложном процессе социально-педагогического консультирования носит условный характер:

Установление контакта. На этом этапе важно создание атмосферы поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентом.

Сбор информации. Уточняются проблемы семьи, то, как они видятся участникам процесса. Важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему могут помочь закрытые и открытые вопросы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы.

Определение целей консультирования, психологический контакт. Целесообразно обсудить с клиентом, как он представляет себе результат консультирования. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультанта и клиента могут быть различными. После определения целей заключается контракт на консультирование, то есть стороны договариваются о правах и обязанностях, которые берут на себя.

Выработка альтернативных решений. Открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями. Консультант помогает обозначить членам семьи все возможные варианты решения проблемы и отобрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям.

Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультации результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии .

Таким образом, рассмотренные нами основные модели, формы и этапы социально-педагогической деятельности с семьей, прежде всего, способствуют, на наш взгляд, коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны в целом стабилизировать институт современной семьи. Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта социально-педагогической деятельности подчеркивает актуальность проблемы поддержки института современной семьи и позволяет назвать основные направления работы в этой области как на государственном, так и на общественном уровнях:

упрочение положения семьи в условиях развития современного общества посредством разработки и внедрения законодательных, правовых, нормативных актов. На сегодняшний день в Республике Беларусь действуют следующие программы и законы: Президентская программа «Дети Беларуси», Кодекс «О браке и семье», Закон «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь», «О государственной поддержке детского и семейного отдыха» и многие другие;

расширение сети семейных социальных служб, организация центров семейного отдыха, социально-педагогических центров, социально-психологических и юридических консультаций, кризисных центров для женщин и т.д.; работа различных общественных движений, целью деятельности которых является защита детства и материнства;

диагностика семейного неблагополучия, его причин и истоков, прогнозирование последствий; на основе диагностических данных - разработка программ социально-педагогической поддержки, комплексное сопровождение проблемных семей.

Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, опыта разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.

Не реже, чем с просьбой о помощи в восстановлении семейных отношений, супруги обращаются в консультацию с жалобами на сложности отношений с детьми самых различных возрастов — от дошкольников до студентов и старше. Причём, это дети, у которых отсутствуют какие-либо отклонения, но есть самая большая проблема — отношения с собственными родителями, непонимание, доходящее до отчуждения.

Наиболее типичны жалобы на постоянные конфликты с ребёнком, на непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды); невнимательность; неорганизованность поведения; лживость (за которую принимают как «псевдоложь», то есть, детское фантазирование, так и ложь во спасение, из страха быть наказанным); упрямство; необщительность; неуважение к родителям; неподчинение; грубость… Список этих «грехов» можно продолжать до бесконечности.

Что делать психологу-консультанту на этапе работы с жалобой и запросом

Прежде всего, — наполнить жалобу-запрос конкретным содержанием (какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения). Обеспечить «стереоскопичность» взгляда на ситуацию (и взгляд на неё родителей, и взгляд ребёнка, и материалы психодиагностики).

140 самых известных психологических тестов для диагностики детей от 3 до 7 лет в одном издании!

Весь стимульный материал методик в хорошем цифровом качестве и уже подогнан по размерам страниц А4.

В любом случае психолог должен быть на стороне ребёнка. Его работа состоит не в подтверждении наличия «отрицательного» качества у ребёнка (чего в ряде случаев только и ждёт родитель), а в выдвижении совместно с родителем гипотезы об истории его развития, его возможностях и путях преодоления конфликтных отношений с родителями.

Причины нарушений детско -родительских отношений — это прежде всего неумение понять ребёнка, уже допущенные ошибки воспитания (не со зла, а в силу ограниченности и традиционности представлений о воспитании) и, конечно, столь типичная для последних лет бытовая и личностная неустроенность самих родителей.

Направления консультирования

В целом в психологическом консультировании по поводу сложностей отношений с детьми целесообразно выделить три органически связанных направления:

  1. Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.
  2. Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по её изменению.
  3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребёнком.

Главным объектом воздействия становится сфера сознания родителей, система сложившихся стереотипов, формы взаимодействия в семье. Именно поэтому для многих родителей чрезвычайно важно сочетание и первого и второго направления работы. Прежде всего — работа по преодолению педагогических, воспитательных стереотипов.

Один из них — стереотип насильственного воздействия на ребёнка, которое, как бы в насмешку, родители называют воспитанием. Для многих российских пап и мам может показаться нелепой сама мысль о том, что кормить ребёнка через силу, вталкивая через плотно стиснутые зубы ложку с кашей — это жестокое насилие над ребёнком. Этот «жест заботы» оставляет дыру в символических границах телесности ребёнка, нарушает его целостность и… формирует будущую жертву, уже готовую смириться с проникновением другого человека в её личное пространство.

Вместе с тем, эффективная коммуникация с ребёнком покоится на трёх китах:

  • безусловное принятие;
  • признание того, что ребёнок чувствует;
  • предоставление ему выбора.

Это важнейшее открытие гуманистической и психоаналитической психологии.

Просветительская работа с родителями

Просетительская работа должна быть направлена, с одной стороны, на преодоление непродуктивных стереотипов и принятия идей воспитания человека с чувством собственного достоинства, а с другой стороны, — на освоение адекватных этим идеям способы взаимодействия с детьми.

Первый шаг , который может и должен сделать взрослый навстречу ребёнку, — это принять его и присоединиться к нему, предположить (не более того!), что ребёнок прав в своей установке по отношению к окружающим людям, какой бы она, эта установка, ни была.

Второй — создать опыт подлинно человечных отношений с ребёнком. Ведь движущая сила развития ребёнка — это эффективные отношения его с теми людьми, которые о нём заботятся; условие осмысленности его личного существования — это разделяемый с другими людьми жизненный опыт. В основе же нарушения развития личности, агрессивности, жестокости, в равной степени свойственных детям и взрослым, лежат не только конфликты, но и нехватка эмоционального тепла в раннем возрасте. Необходимо глубоко понять внутренний мир ребёнка и создать опыт «коррегирующей заботы», восполнить недоданное ребёнку тепло, отогреть его душу.

Проведённые в русле психоаналитической педагогики исследования установили: отсутствие эмоционального тепла, оскорбления, жестокость, которую претерпел ребёнок, оказывают на всю его дальнейшую жизнь судьбоносное влияние. Дети, которые пережили жестокое обращение, вырастают мнительными, ранимыми. У них искажено отношение к себе и другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестоким отношениям с окружающими, как бы вновь и вновь мстя им за свой опыт унижений.

Ещё один важный момент консультирования по проблеме детско-родительских отношений : при анализе каждой конфликтной ситуации помогать родителю проходить по обеим сторонам улицы воспитывающего взаимодействия, смотреть на случившееся глазами и взрослого и ребёнка.

При этом важно задавать себе вопросы:

  • что в истории развития моего ребёнка могло привести к агрессивному поведению?
  • могла ли спровоцировать вспышку гнева создавшаяся ситуация?
  • каков вклад взрослого в возникновение конфликта?

Только так мы научимся понимать хотя бы что-то из того, на что мы хотим повлиять. Если заглянуть в «душевное подполье» детей и родителей, мы увидим «ад» взаимных обид и психических травм, любви и ненависти, которые одинаково меняют жизненный путь человека.

Исследования природы агрессивного поведения показали: в основе любого конфликта, немотивированного, на первый взгляд, взрыва агрессии ребёнка лежит страх. Все многочисленные страхи (перед смертью, обществом и отдельными его представителями, лицами противоположного пола, перед своими запретными, с точки зрения морали, чувствами) свойственны и ребёнку, и воспитывающему его взрослому. Возникают же они на основе пережитого негативного опыта: память о нём актуализируется в боязнь быть травмированным, обиженным. Страх подвергнуться нападению в ситуации, в чём-то напоминающей прошлый опыт, трансформируется в гнев, ярость, архаическое чувство злобы.

Первый шаг к подлинно гуманному воспитанию — в понимании взрослым субъективного образа мира ребёнка, его чувств и эмоций, в том числе и тех, которые в нашей культуре привыкли считать негативными.

Второй шаг — в стремлении изжить страх, создать отношения, свободные от страха, коррегирующий опыт заботы. Для этого необходимо отказаться от манипулирования поведением и репрессивных мер (отметки, замечания, наказания и пр.) и обратиться к сфере чувств и переживаний ребёнка, научиться понимать ребёнка и взаимодействовать с ним.

Идею коррегирующего опыта заботы легче провозгласить, чем реализовать. На её пути множество препятствий. И первое из них — родители, воспитанные в страхе и несвободе. Именно поэтому в консультирование родителей целесообразно включать методы, дающие живое знание и раскрепощающие их собственную эмоционально-рефлексивную сферу, позволяющие принимать себя и уверенно чувствовать себя во взаимодействии с детьми.

Коррекция детстко-родительских отношений

Тактики работы психолога в процессе консультирования

В процессе консультирования родителей по проблемам детско-родительских отношений возможны две тактики работы:

  1. Усиление когнитивного аспекта. здесь в основном раскрываются наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития детей, супружеских взаимоотношений и т.д.
  2. Работа преимущественно с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях.

Особое внимание уделяется отношениям консультанта и клиентов, а основным средством часто становится ролевое моделирование проблемных ситуаций и нахождение способов выхода из них.

Нередко используется групповая форма работы , где условием внутренних и внешних изменений становится сама ситуация социального влияния. Это выражается в следующем:

  • участники группы подвержены влиянию руководителя и других участников группового процесса;
  • участники идентифицируются друг с другом и руководителем группы;
  • каждый из участников присваивает групповой опыт через работу с собственными и чужими проблемами.

На занятиях особое место отводится анализу семейных отношений, приёмов и методов воспитания в прародительских семьях. Неотъемлемой частью занятий являются домашние задания для родителей, знакомство с различными играми и раскрытием психологических аспектов той или иной игры.

Выбор тактики работы обусловлен продолжительностью консультирования, образованием, возрастом клиентов, типом семьи, которую они представляют (полная или неполная), готовность родителей к предстоящей внутренней работе. Однако, в процессе длительного консультирования, по типу психологического сопровождения, работа, как правило, приобретает интегративный характер: в фокусе внимания консультанта находятся обе стороны, хотя и в разной степени на разных этапах работы. Эти тактики можно использовать в учреждениях социальной защиты.

Для успешного воспитания важны не только любовь к ребёнку, но и общий микроклимат семьи. Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она – лишь внешнее проявление культуры. Речь идёт о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего её уровень виден на детях.

Почему воспитание нравственности необходимо начинать в самом раннем возрасте?

(высказывания родителя)

Потому что в этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Он воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению.

Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду?

Семья-это возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность. На протяжении всей истории человечества семья была хозяйственно-экономической ячейкой общества и служила целям подготовки детей к определенным ролям в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей Семейное воспитание.

Семья-это возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность. На протяжении всей истории человечества семья была хозяйственно-экономической ячейкой общества и служила целям подготовки детей к определенным ролям в обществе.

Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизнедеятельности и среды, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения, гражданская позиция. Большое значение имеет так же уровень педагогической культуры родителей.

Недостатки семейного воспитания являются следствием неправильных взаимоотношений между родителями и детьми: излишняя суровость или чрезмерная любовь к ребенку, отсутствие или недостаточность надзора за ним, низкая общая культура родителей, дурной пример с их стороны в быту и т. п.

Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается исскуственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом подражания.

Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предьявляемые к детям едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является так же уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

Авторитет родителей во многом зависит и от их отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы выслушать и понять, прийти на помощь, которые всегда готовы прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность и поощрение, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.

Педагогический такт- это хорошо развитое чувство меры в обращение с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей. Выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обьстаятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей. Верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.

Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответственным чувством меры в поведение, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

Культура быта в семье.

В понятие культурного быта включается правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг друга, а так же разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердится в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния.

Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована. Отрицательно сказывается на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившеяся в некоторых семьях; неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия.

На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных м эстетических требований.

Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Знание особенностей детей позволяет родителям научится правильно обращаться с ними. Повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи.

Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.

Осведомленность родителей о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботится об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения.

Типы семей.

Можно выделить несколько типов семей.

1 тип. Благополучные семьи. Для этого типа семьи характерны идейная убежденность, высокие духовные ценности и потребности, гражданственность. Отношения между родителями в этих семьях строятся на любви и уважении друг к другу, заметен творческий подход к семейному воспитанию.

2 тип. Формально-благополучные семьи. И для них характерна идейная убежденность, ответственное отношение к производственным обязанностям, но отсутствует уважение между членами семьи, духовная близость.

3 тип. Неблагополучные семьи. Отсутствуют духовные интересы, безразличное отношение к производственным и семейным обязанностям, отсутствие в семье трудовых традиций, беспорядок в ведение домашнего хозяйства.

4 тип. Неполная семья. Это семьи, в которых нет одного из родителей. Такая семья может быть благополучной, если для нее характерна идейная направленность, знание целей и задач воспитания, и не благополучной, если эти условия нарушаются.


Консультация для родителей

старшего дошкольного возраста на тему:

Влияние семейного воспитания на развитие ребенка

Подготовила: воспитатель Петрова Е В

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.

Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально - личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Семейный климат - это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи.

Не секрет: жизнь сегодня тяжела и сурова. Все больше напряженных и тяжелых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность. На этом фоне все чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Во многих семьях исчезает теплота, сердечность, возрастает дефицит общения родителей с детьми. Исследования, проведенные в школах города, показали, что только 29% детей проводят свободное время с родителями, регулярно просматривают дневники 12% отцов и матерей. Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности, увеличивается число "трудновоспитуемых".

И, тем не менее, семья - главный фактор развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества.

Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Воспитательная работа в учреждениях образования не может строиться без учета этого фактора. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать высокое достижение планируемых результатов.

С развитием ребенка стиль воспитания в семье приобретает все большее значение для формирования активной жизненной позиции. Было проанализировано влияние неправильного воспитания на тип разрешения жизненных трудностей во взрослом возрасте. Показана зависимость формирования неадекватного стиля разрешения конфликтных ситуаций от различного рода искажений воспитания и влияние их на формирование такой стратегии поведения, которая способствует развитию различных (в зависимости от стиля воспитания) психогенных заболеваний.

Варианты отношения взрослого к ребенку условно можно разделить на три большие группы: авторитарное отношение, гиперопека и эмоциональная холодность и равнодушие к судьбе ребенка.

Авторитарный стиль воспитания может способствовать снижению интереса к окружающему миру и формированию безынициативности. В то же время в игре, в том числе индивидуальной, должны реализовываться актуальные мотивы ребенка, и фрустрация их усиливает эмоциональную напряженность. При участии такого ребенка в играх со сверстниками влияние этого стиля воспитания может сказаться в неумении принять на себя роль и неадекватности ее исполнения. Такое неумение может привести к тому, что его не будут принимать в игру, а это, в свою очередь, способствует нарастанию внутренней напряженности в общении со сверстниками. По мнению Л.И. Божович, это может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот, агрессивности и негативизму. Как тот, так и другой варианты не способствуют построению адекватных поведенческих схем. Это, в конечном счете, еще больше усиливает эмоциональное напряжение, ребенок начинает ощущать неподконтрольность ситуации, а при имеющемся стиле воспитания и отношения к нему со стороны значимых других такое разрешение ситуации, которое могло бы ликвидировать эмоциональное напряжение и чувство беспомощности, невозможно.

Другим вариантом фрустрации ведущих мотивов и подавления самостоятельности ребенка в семье является гиперопека. Такой тип воспитания способствует развитию несамостоятельности, трудности в принятии решений, неумению найти способ разрешения не известной ранее ситуации и в критических случаях - пассивность и уход от решения жизненной проблемы.

На поведенческом уровне это может проявиться не только в неумении включиться в игру и адекватно исполнять приписанную роль, но и в том, что ребенок будет ограничивать свои контакты со сверстниками и максимально стремиться к общению в кругу семьи, где все его потребности удовлетворяются по первому требованию. Можно предположить изначальную фрустрацию потребности общения со сверстниками, где приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать встающие проблемы. В этой ситуации ребенок, очевидно, будет испытывать чувство неуверенности и беспомощности, а в силу фрустрации мотива самоактуализации, естественной при таком стиле воспитания, не происходит адекватное включение в ведущую деятельность, что еще более усиливает чувство беспомощности.

В семьях, характеризующихся эмоциональной холодностью и равнодушием к ребенку, очевидно, будет наблюдаться обратная картина: при фрустрации потребности общения со взрослыми общение со сверстниками изначально оказывается сохранным. Однако в подобных семьях искажение взаимоотношений приводит к неадекватному представлению о мире взрослых и системе ценностей в этом мире. Учитывая то обстоятельство, что роль взрослого - одна из наиболее желанных ролей в игре, это может привести к неадекватному исполнению подобных ролей, что, в свою очередь, не будет способствовать выбору этих детей на такие роли. А это может обусловить развитие эмоциональной напряженности и, соответственно, нарушение общения со сверстниками. Однако в этом случае наиболее вероятно формирование локальной беспомощности, связанной именно с исполнением «взрослых» ролей, так как в этом возрасте уже достаточно широка сфера деятельности, где возможно заместительное поведение, появляется возможность отнесения причины своих неудач вовне или вовнутрь и т.п. Ярко выраженная в этом возрасте ориентация в своих оценках на мнение взрослого в рассматриваемом случае может способствовать развитию локальной беспомощности в глобальную.

Похожие статьи