Тема: Социальное развитие детей дошкольного возраста. Современные программы и концепции социального развития. Этапы социального развития ребёнка. · обучение ребенка хорошему отношению к самому себе

19.07.2019

Чтобы быть успешным в обществе необходимо обладать социальными умениями и навыками, устанавливать контакты и сообща решать задачи, проявляя уважение и толерантность друг к другу. Зачатки социального развития начинают проявлять себя еще в младенческом возрасте. В дошкольном возрасте продолжают формироваться дружеские отношения, где происходит оценивание партнера по деловым и личностным качествам. Уровень социального развития дошкольника (О.В.Солодянкина) представлен ниже.

Уровни овладения навыками самообслуживания

низкий: знания элементарны, не систематизированы в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения. Объем знаний не затрудняет общение и взаимодействие с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется только в совместных действиях со взрослыми, при постоянной помощи взрослого.

средний: знания, умения и навыки частично систематизированы в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения. Большая часть практических действий выполняется самостоятельно, о не регулярно.

высокий: знания, умения и навыки систематизированы. Ребенок самостоятельно выполняет действия в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения.

Уровни социальной адаптации

низкий: высокий уровень эмоциональной тревожности, низкая самооценка, неполнота или искаженность представлений о способах или нормах социального взаимодействия. Обучение на основе ситуативной личностной и деловой заинтересованности. Ребенок внешне не проявляет инициативу (действует индивидуально или пассивно следует за инициатором).

средний: средний уровень эмоциональной тревожности, стереотипная самооценка, появление возможностей отражения не только личностного, но и социального опыта в общении; общение на основе личностной и познавательной заинтересованности. Ребенок внешне не проявляет инициативу, но активно принимает позицию партнера.

высокий: низкий уровень эмоциональной тревожности, самооценка, исходя их важности личностных и социально значимых характеристик, общение в соответствии с познаниями о социально-приемлемых способах общения, общение на основе вне ситуатианой личностной познавательной заинтересованности. Ребенок проявляет инициативу (умеет согласовывать свои действия с желаниями партнеров, действует считаясь с действиями партнера).

Социальная компетентность:

низкий: нуждается в поддержке своей инициативы в играх и действиях по своим правилам. Всячески привлекает к себе внимание сверстников и взрослых. Более удачно складываются одиночные игры с предметами и игрушками, чем групповые. Взаимодействия со сверстниками складываются удачно при участии взрослого или коррекции с его стороны. Нуждается в оценке действий взрослым (особенно положительной). Часто не хочет проявлять заботу о других, открыто протестует подобных предложений. Часто эмоционально глух к боли, причиненной окружающим людям и животным.

средний: в своих занятиях предпочитает сверстников взрослым. Коллективные игры предпочитает всех другим занятиям. Нуждается во внимании сверстников и в признании ими своих успехов. Может соблюдать правила очередности. Проявляет сострадание и заботу о близких людях.

высокий: испытывает потребность в сотрудничестве и умеет подчинять свои интересы правилам игры. Предпочитает постоянных партнеров для совместных игр. Предпочтения могут перейти в дружбу. Непоседлив, но может подчинять свою активность не очень отдаленным целям. Может занять младшего интересным для его занятием. Интересуется оценкой труда со стороны сверстников и взрослых. Удерживает принятую на себя роль до окончания игры. Проявляет сострадание и заботу о близких; инициативен,любознателен,с удовольствием и безбоязненно участвует в поиске выхода из затруднительных положений.

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых “маугли”, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Само слово “общество” произошло от латинского “societas”, означающего “товарищ”, “друг”, “приятель”. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов:

    частотой контактов с ребенком;

    эмоциональной насыщенностью контактов;

    информативностью.

На первом уровне находятся родители – все три показателя имеют максимальное значение.

Второй уровень занимают воспитатели ДОУ – максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.

Третий уровень – взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д.

Четвертый уровень – люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т.д.

Ближайшее окружение ребенка – первый и второй уровень приближенности – в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка со взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

Основные принципы организации процесса социального воспитания

    индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;

    воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

    развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

    развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

    становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью - подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ (“Детство”, “Я - человек”, “Детский сад - дом радости”, “Истоки”, “Радуга”, “Я, ты, мы”, “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”, “Непреходящие ценности малой Родины”, “Развитие у детей представлений об истории и культуре”, “Сообщество” и др.).

Анализ имеющихся программ позволяет судить о возможности реализации отдельных направлений социального развития дошкольников.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:

    Культурные навыки – представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу.

    Специфические знания – представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

    Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он- сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.

    Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.

Например: ребенок добился принятия в игры сверстников, которые ранее его отвергали. У него сразу же изменились социальные качества – он стал менее агрессивным, более внимательным и открытым для общения. Его кругозор расширился новыми представлениями о человеческих отношениях и себе: я тоже хороший, меня, оказывается, любят дети, дети тоже не злые, с ними занятно проводить время и пр. Его культурные навыки через некоторое время неизбежно обогатятся новыми приемами общения с предметами окружающего мира, поскольку он сможет наблюдать и пробовать эти приемы у партнеров по играм. Ранее это было невозможно, опыт других отвергался, потому что отвергались сами дети, отношение к ним было неконструктивным.

Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

Как способствовать социальному развитию дошкольника? Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:

    чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;

    подчеркивать сходство между разными людьми;

    предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;

    вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;

    последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;

    не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания;

    ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе.

Применительно к содержанию дошкольного образования в аспекте социального развития речь может идти о следующих разделах культуры и соответствующих им направлениях организации педагогического процесса: культура общения, включенная в содержание нравственного воспитания; психосексуальная культура, содержание которой отражено в разделе полового воспитания; национальная культура, реализуемая в процессе патриотического воспитания и религиоведческого просвещения; этническая культура, включенная в содержание интернационального воспитания; правовая культура, содержание которой представлено в разделе основ правового сознания. Такой подход, возможно, несколько ограничивает содержание социального развития, исключая разделы экологического, умственного, трудового, валеологического, эстетического, физического, экономического воспитания.

Однако процесс социального развития предполагает реализацию комплексного подхода, правомерность условного выделения этих разделов из целостного педагогического процесса подтверждается одним из существенных оснований, связанных с социальной идентификацией ребенка в дошкольном возрасте: видовой (ребенок - человек), родовой (ребенок - член семьи), половой (ребенок - носитель половой сущности), национальной (ребенок - носитель национальных особенностей), этнической (ребенок - представитель народа), правовой (ребенок - представитель правового государства).

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации.

В силу специфики развития психических процессов и функций идентификация дошкольника возможна на уровне эмпатийного переживания, возникающего в ходе отождествления себя с другими людьми.

Эффективность социального развития как результата социализации-индивидуализации обусловлена действием различных факторов. В аспекте педагогического исследования важнейшим из них является образование, цель которого - приобщение к культуре, ее воспроизведение, присвоение и сотворение. Современные исследования личностного развития ребенка (в частности, авторского коллектива по разработке базисной программы “Истоки”) позволяют дополнить, конкретизировать обозначенный перечень и отнести к универсальным человеческим способностям ряд базисных характеристик личности, становление которых осуществимо в процессе социального развития: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, самосознание личности, способность к самооценке.

Социальный опыт, к которому приобщается ребенок с первых лет своей жизни, аккумулируется и проявляется в социальной культуре. Усвоение культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных задач образования.

Огромное значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации. Взаимодействие с другими людьми не дифференцировано по видовым, родовым, половым, национальным признакам.

По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития - нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте непереоценимо.

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

Аксеологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию дошкольников в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.

    Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого своей страны, города, основные ценностные ориентации представителей своего народа, этноса. Диалог культур, являющийся одной из доминантных парадигм современной системы образования, невозможен без приобщения к ценностям своей культуры.

    Гуманистический подход предполагает признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как основы психического развития, культуротворческой функции детства как одного из важнейших аспектов социального развития, психологического комфорта и блага ребенка приоритетными критериями в оценке деятельности социальных институтов.

    Антропологический подход позволяет повысить статус психолого-педагогической диагностики в определении динамики социального развития дошкольников, учитывать различные (возрастные, половые, нацио-нальные) особенности личностного развития в процессе нравственного, полового, патриотического, интернационального, правового воспитания.

    Синергетический подход позволяет рассматривать каждый субъект педагогического процесса (дети, воспитатели, родители) как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию. В аспекте социального развития детей данный подход предусматривает, к примеру, постепенную смену общих ориентаций педагога в становлении основных видов деятельности (от восприятия - к воспроизведению по образцу - к самостоятельному воспроизведению - к творчеству).

    Полисубъектный подход предполагает необходимость учета влияния всех факторов социального развития (микрофакторы: семья, сверстники, детский сад, школа и др.; мезофакторы: этнокультурные условия, климат; макрофакторы: общество, государство, планета, космос).

    Системно-структурный подход предполагает организацию работы по социальному развитию дошкольников в соответствии с целостной педагогической системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия педагогов с детьми.

    Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса. В содержание социального развития включается ориентировка ребенка в явлениях общественной и собственной жизни, в самом себе.

    Деятельностный подход позволяет определить доминанту взаимоотношений ребенка с окружающим миром, актуализировать реализацию потребностей в осознании себя субъектом деятельности. Социальное развитие осуществляется в процессе значимых, мотивированных видов деятельности, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя “здесь и теперь”, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

    Средовой подход позволяет решить задачу организации образовательного пространства как средства социального развития личности. Среда представляет собой совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей (Ю.С. Мануйлов). Ниша - это определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворить свои потребности. Условно их можно разделить на природные, социальные, культурные. Применительно к задачам социального развития организация образовательного пространства требует создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей наиболее эффективное приобщение детей к эталонам культуры (общечеловеческой, традиционной, региональной). Стихия представляет собой ничем не сдерживаемую силу, действующую в природной и общественной среде в виде различных социальных движений, проявляющихся в настроениях, потребностях, установках. В отношении плана социального развития стихия будет обнаружена во взаимодействии детей и взрослых, в доминанте ценностных ориентаций, иерархии целевых установок по отношению к ранжированию воспитательных задач.

Дошкольная педагогика

Общественная функция дошкольного образовательного учреждения заключается в обеспечении условий, развивающих у детей положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности.

В Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования социальное развитие рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

В современной психолого-педагогической литературе показаны основные линии социального развития ребенка, содержание педагогической работы, технология формирования социального мира детей, задача взрослых - помочь детям войти в современный мир. Формирование социального поведения невозможно без признания педагогами и родителями уникальности каждого ребенка, учета пола, индивидуальности, возрастных особенностей его психики.

Психологические основы социального развития раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, М.И.,Лисиной, Г.А. Репиной др.

По мнению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Социальное развитие ребенка в обществе происходит в ходе совместной, партнерской деятельности со взрослым. Многие психологи отмечают роль сотрудничества ребенка с окружающими людьми в усвоении им достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения. Социальное развитие ребенка происходит также в общении со сверстниками (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Т.А. Репина. Б. Стеркина). В монографии Т.А. Репиной выявлены особенности социально-психологической характеристики группы детского сада и ее социализирующая роль в развитии ребенка; показана зависимость характера детских взаимоотношений от стиля общения с ними педагогов.

«Детское общество» (термин А.П. Усовой), или группа детского сада -важнейший социализирующий фактор. Именно в группе сверстников ребенок проявляет свою активность, приобретает первый социальный статус («звезды», «предпочитаемого», «отвергнутого»). Критериями закрепления признака социального статуса являются базисные черты личности (компетентность, активность, самостоятельность, свобода поведения, творчество, произвольность).



Результаты исследования Т.А. Репиной, Л.В, Градусовой, Е.А. Кудрявцевой свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте интенсивно развивается психологический пол ребенка.

Это проявляется в формировании поло-ролевых предпочтений и интересов, отличных у мальчиков и девочек, а также поведения в соответствии с поло-ролевыми стандартами, принятыми в обществе. Основная причина процесса половой социализации в разных социально-педагогических требованиях к мальчикам и девочкам со стороны родителей и педагогов. В современных образовательных программах («Детство»; «Истоки», «Радуга») разработаны приемы дифференцированного подхода в зависимости от пола ребенка.

Таким образом, в социальном развитии ребенка очень важно уделять профессиональное внимание психологическим механизмам формирования социальных эмоций. Педагогическая ценность решения данной задачи заключается в том, что социальные эмоции не только облегчают процесс вхождения ребенка в мир группы, но и процесс осознания себя (образ Я), своих отношений, чувств, состояний, переживании.

Психолого-педагогические основы раскрываются в современной Концепции социального развития ребенка дошкольного возраста, представленной в работах С.А. Козловой

Дадим краткую характеристику данной концепции. Основные понятия концепции: социальный опыт, социальные чувства, социальная действительность, социальный мир, социальное развитие, социализация личности, социальный «портрет» окружения. Между этими понятиями существуют иерархические связи. Как отмечает, С.А. Козлова, ребенок, родившись в социальном мире, начинает познавать его с того, что близко, что его окружает, т.е. с социальной действительностью, с которой он начинает взаимодействовать. Социальный «портрет» окружения вызывает у ребенка разные эмоции и чувства. Еще не зная подробно и содержательно о социальном мире ребенок уже чувствует его, сопереживает, воспринимая явления и предметы этого мира. То есть, социальные чувства первичные, социальный опыт накапливается постепенно, формируется социальная компетентность, которая ложится в основу социального поведения социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации.

Социализация рассматривается С.А. Козловой в триединстве ее проявлений: адаптация к социальному миру; принятие социального мира как данности; способность и потребность изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир.

Показателем социализированной личности является ее обращенность (направленность) на других людей и на себя. Задача педагога - сформировать у детей интерес к другому человеку, к миру его труда, его чувств, к его особенностям как человека. Познание себя включает формирование интереса к самому себе («Я» физическое. «Я» эмоциональное и др.).

Концепция содержит и технологическую часть, в ключающую в себя несколько положений:

Процесс социализации по механизму совпадает с нравственным воспитанием (формирование представлений, чувств, поведения);

Социализация - процесс двусторонний, он происходит под влиянием извне (социума) и невозможен без ответной реакции субъекта.

Данная концепция реализована в программе С.А. Козловой «Я - Человек». Социальное развитие представлено также в комплексных образовательных программах. В программе «Истоки» , специально выделяется раздел «Социальное развитие», данный раздел включает характеристику возрастных возможностей, задачи, содержание и условия педагогической работы. Социальное развитие начинается с первых дней жизни ребенка, охватывает большой возрастной спектр: от младшего до старшего дошкольного возраста.

Основой социального развития является возникновение чувства привязанности и доверия ко взрослым, развитие интереса к окружающему миру и самому себе. Социальное развитие создает основу для усвоения детьми нравственных ценностей, этически ценные способы общения. Сформированные межличностные отношения, в свою очередь, становятся нравственной основой социального поведения, формирования у детей чувства патриотизма - любовь к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее. Результатом социального развития является социальная уверенность, интерес к самопознанию, воспитание у ребенка к себе и другим людям.

В образовательной программе «Детство» (Санкт-Петербург.) социально-эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном ДОУ.

Важным фактором социального развития детей является семья (Работа Т.В. Антоновой, Р.А. Иванковой, Р.Б. Стеркиной, Е.О. Смирновой и др.). Сотрудничество воспитателей и родителей создает оптимальные условия формирования социального опыта ребенка, ее саморазвития, самовыражения и творчества.

Общими условиями сотрудничества педагогов с родителями по социальному развитию будут являться:

Обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка в группе детского сада;

Сохранение и поддержание единой линии позитивного социального развития детей в ДОУ и семье;

Уважение личности ребенка, осознаниe самоценности дошкольного детства;

Формирование у ребенка положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Таким образом, социальное развитие - это формирование отношения ребенка к себе и окружающему миру. Задача педагогов и родителей - помочь ребенку войти в современный мир. Социальная готовность включает социальную адаптацию ребенка к условиям ДОУ и семьи, к различным сферам человеческого бытия, ярко выраженный интерес к социальной действительности (С.А. Козлова). Социальная компетентность предполагает наличие у ребенка следующих компонентов: когнитивного (связанного с познанием другого человека сверстника, взрослого), способностью понять его интересы, настроение, заметить эмоциональные проявления, понять особенности самого себя, соотнести собственные чувства, желания с возможностями и желаниями других: эмоционально-мотивационного, включающего отношение к другим людям и самому себе, стремление личности к самовыражению и самоуважению, обладающего чувством собственного достоинства; поведенческого, который связан с выбором позитивных способов разрешения конфликтов, умением договориться, устанавливать новые контакты, способы общения.

Вопрос - Исторический очерк создания и совершенствования программы. Современные программы.

Образовательной программе дошкольных организаций принадлежит роль ориентира образовательного процесса в целом: она определяет содержание познавательного и воспитательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную, методическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специализированная, парциальная программа) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализации программ выстраиваются методическая работа и содержание образовательного процесса.

В течение многих десятилетий система дошкольного воспитания была единственной и обязательной для всех детей до семилетнего возраста, посещавших детские сады. Только за 20 лет (1962-1982 г.г.) эта педагогическая программа переиздавалась девять раз и являлась единственным и обязательным документом для всех работников дошкольного воспитания.

Первый проект программы для ДОУ был создан в 1932 году. Совершенствовалась программа вплоть до 1962 года. В этом же году была утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду, затем в 1978 году после доработки и дополнения она получила название Типовой. Эта программа обеспечивала преемственность в обучении и воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

Теоретической основой советской системы дошкольного воспитания являлась культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие ребенка понималось как усвоение им общественно-исторического опыта, накопленного человечеством. Это означало, что все высшие психические функции, мировоззрение и способности человека формируются в результате усвоения им различных понятий, ценностей, способов человеческой деятельности, знаний, представлений и т.д. Такой подход ставил на первое место фигуру взрослого – воспитателя, поскольку только он, владеющий культурно-общественным опытом, мог передать его ребенку. Это определяло ведущую и руководящую роль воспитателя в развитии ребенка. При этом воспитатель выступал как носитель знаний и способов деятельности, как посредник между культурой и ребенком. Его основной задачей было передать детям знания и умения, существующие в обществе.

Исходным принципом воспитания в данной системе являлась идейная направленность всего педагогического процесса в детском саду в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания.

Принцип целенаправленности и программности советской педагогики противостоял тенденциям «свободного воспитания», в которых отрицается необходимость какой-либо единой для всех детей программы. Эти тенденции господствовали в западной технологии.

В трудах советских педагогов многократно подчеркивалось, что необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, без чего невозможно реализовать задачи всестороннего воспитания. Целостность и непрерывность педагогического процесса необходимо было сочетать с четким и систематическим расположением материала по возрастному принципу, что позволяло постепенно усложнять материал от группы к группе, от одного возраста к другому.

Еще один важнейший принцип советской дошкольной педагогикипринцип деятельности . Дошкольное обучение и воспитание может быть эффективным только при условии активности самого ребенка. Формирование личности происходит в различных видах деятельности ребенка – игровой, трудовой, учебной, поэтому так важно, чтобы воспитательно-образовательная работа с дошкольниками не только включала разные виды детской деятельности, но и способствовала формированию различных навыков.

Следующий принцип – единство воспитания и обучения, неразрывная связь этих процессов . Воспитание всегда связано с передачей детям определенных знаний. В то же время систематизированные и специально отобранные знания содержат воспитательный момент. Вместе с тем, в едином воспитательно-образовательном процессе известной самостоятельностью обладают как воспитание, так и обучение.

Воспитательно-образовательная работа с детьми требует систематичности и последовательности, определенной повторяемости и обобщения, т.е. возврата к ранее пройденному материалу на более высоком уровне. Этот принцип позволяет педагогу вести детей от простого к сложному , от непосредственного знакомства с окружающими вещами и явлениями к умению обобщить и выделить существенные их качества и особенности, к пониманию простейших связей и взаимоотношений.

Данные педагогические принципы легли в основу советской программы обучения и воспитания детей в детском саду, которая являлась обязательным документом и руководством для всех воспитателей нашей страны.

Общей целью дошкольного воспитания в детском саду было всестороннее и гармоничное развитие детей. Предусматривалось пять основных направлений дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. Каждое из этих направлений имело свои задачи и методы их решения.

Типовая программа была построена по возрастному принципу и охватывала развитие ребенка от двух месяцев до семи лет. В рамках этого возрастного диапазона выделялись две ясельные группы (первая – от двух месяцев до года и вторая – от года до двух лет) и пять возрастных групп для детей-дошкольников:

· первая младшая группа – два-три года;

· вторая младшая группа – три-четыре года;

· средняя группа – четыре-пять лет;

· старшая группа – пять-шесть лет;

· подготовительная группа – шесть-семь лет.

Для каждой возрастной группы было предусмотрено определенное содержание занятий и их количество. Занятия носили обучающий характер и были направлены на усвоение конкретных знаний и умений. Они жестко определяли не только развитие ребенка, но и деятельность воспитателя, практически не оставляя места для его инициативы. Некоторая свобода оставалась в выборе методов обучения. Обучающие методы по форме воздействия воспитателя разделяются на словесные и наглядные. Для успешности усвоения детьми материала рекомендовалось сочетать словесные и наглядные с практическими. Однако практические методы на занятиях детей фактически принимали форму подражания действиям педагога: воспитатель давал образцы правильных действий с материалом, а дети воспроизводили их.

Для осуществления практических методов необходимы особые условия, чтобы стал возможен индивидуальный подход, что весьма затруднительно при фронтальном обучении большой группы детей, поэтому преобладающими методами обучения дошкольников, как правило, оставались словесные и наглядные, т.е. рассказ и показ взрослого.

Также жестко был определен и режим дня в детском саду для каждой возрастной группы. Жесткая регламентация не оставляла места для каких-либо самостоятельных решений или проявления инициативы воспитателя, а требовала лишь четко соблюдать установленный режим, регулярно проводить учебные занятия, предусмотренные программой. Это ограничивало творческие возможности воспитателя, но в то же время давало четкий алгоритм его деятельности.

Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х-начале 90-х годов XX века, затронули практически все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольную педагогику .

Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несоответствие новым идеологическим и социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.), которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 году.

В этой концепции впервые был дан анализ отрицательных сторон современного состояния дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития. В своей позитивной части концепция ориентировалась на преодоление основных недостатков сложившейся государственной системы. В качестве основного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой. В качестве альтернативы авторитарной педагогике новая концепция предложила демократический, личностно-ориентированный подход в образовании.

При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса. Новая концепция предположила изменить оценку самого дошкольного периода детства, ориентировала педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека. Важнейшим направлением реформирования дошкольного образования стал переход от единой типовой программы к плюрализму и вариативности. Такая возможность была предоставлена «Временным положением о дошкольном учреждении», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР в 1991 году. Положение давало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать программу обучения и воспитания, вносить в нее изменения и создавать авторские программы. Позднее «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (1997 г.; изменения – в 2002 г.) закрепило право дошкольного учреждения самостоятельно выбирать программу из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, вносить в нее свои изменения и создавать авторские программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» дало толчок бурному росту числа образовательных программ для дошкольных учреждений. Среди таких программ есть комплексные , т.е. охватывающие все области жизнедеятельности и образования дошкольника, и парциальные программы, направленные на развитие какой-либо сферы ребенка (художественной, социальной, интеллектуальной и пр.).

К основным комплексным программам могут быть отнесены следующие программы: «Радуга» (под редакцией Т.Н.Дороновой); «Детство» (В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой); «Развитие» (под редакцией О.М.Дьяченко); «Истоки» (под редакцией Л.Е.Курнешовой); «Из детства в отрочество» (под редакцией Т.Н.Дороновой) и др.

Так, напрмер, Программа «Радуга» – была первой инновационной программой дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования. Разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т.Н.Дороновой. Рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей. По своим целям и задачам данная программа существенно не отличается от традиционной. Основными ценностными ориентирами она так же, как и традиционная, считает охрану и укрепление здоровья детей, создание условий для полноценного и своевременного психического развития, обеспечение счастливого детства каждому ребенку. Однако в определении конкретных задач психического развития эта программа существенно отличается от традиционной. Теоретической основой данной программы служит концепция А.Н.Леонтьева, где основными категориями анализа психики являются деятельность, сознание и личность. Для каждого возраста отведены конкретные задачи развития деятельности, сознания и личности дошкольников. Так, к задачам развития деятельности, относятся формирование мотивации разных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой), формирование произвольности и опосредованности психических процессов, становление способности адекватно оценивать результаты деятельности и т.д. Задачи развития сознания – это расширение знаний ребенка о мире, знакомство со знаковыми системами, развитие воображения и логического мышления. Задачи развития личности предполагают воспитание уверенности в себе, самостоятельности, установление доверительных отношений и личных контактов со взрослыми, формирование отношений взаимопомощи и сотрудничества между сверстниками, воспитание эмоциональной отзывчивости и т.д.

Программа настроена по возрастному принципу и обеспечивает целостное поступательное развитие детей. Для каждого возраста определены главные психологические новообразования, на формирование и развитие которых направлена конкретная педагогическая работа. Развитие этих новообразований происходит в различных видах детской деятельности. Важнейшие виды деятельности дошкольника обозначены в программе цветами радуги (отсюда и название данной программы). Опираясь на концепцию М.И.Лисиной, в которой движущей силой развития ребенка считается его общение со взрослым, авторы программы справедливо полагают, что полноценное воспитание и образование ребенка возможно только при наличии адекватных форм общения со взрослым и только в атмосфере доброжелательности. В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:

· уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;

· создание условий для развития его индивидуальности;

· обеспечение психологического комфорта;

· взаимодействие воспитателя с ребенком по типу субъект-субъектного общения и др.

На реализацию данных принципов направлены многие педагогические установки:

· работа педагога с детьми, начиная с младшего возраста и до их выпуска из детского сада;

· формирование традиций в каждой группе детского сада;

· возможность выбора как для воспитателя, так и для каждого ребенка;

· удовлетворение потребностей ребенка в свободной двигательной и игровой активности и др.

ЭТОТ ПРИМЕР МОЖНО НЕ ПРИВОДИТЬ, ОГРАНИЧИТЬСЯ ОДНОЙ ПРОГРАММОЙ Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100 ») базируется на учете психологических новообразований дошкольного детства: первого схематического абриса детского мировоззрения и первичных этических инстанций (Л.С.Выготский); соподчинения мотивов (А.А.Леонтьев); произвольного поведения (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец); личного сознания.

По мнению авторов программы, содержание и дидактику дошкольного образования определяют следующие линии развития детей: формирование произвольного поведения, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, переход от эгоцентризма к децентрации, мотивационной готовности.

Программой отражены психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей от 3 до 6 лет. Ее содержание обусловлено необходимостью создания «единой цепи» непрерывного образования, звенья которой связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого. Цель программы – обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования. Задачи, решаемые данной программой: создание развивающей среды; охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их физической культуры; разработка содержания раскрытия личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы; формирование опыта самопознания.

Подготовка ребенка к школе в рамках реализации данной программы позволяет обеспечить успешное изучение школьных предметов и осознание самого себя («Я есть»), своих возможностей и индивидуальных особенностей («Я такой»), формирование умения общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Игровые технологии обучения – ведущие в разделах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые знания выступают как средства развития личности ребенка.

Парциальные программы включают одно или несколько направлений развития детей. Примерами специализированных программ, которые успешно можно комбинировать в рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ, могут быть следующие: «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова), «Природа и художник» (Т.А.Копцева), «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова), «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова), «Я –человек» (С.А.Козлова), «Я – ты – мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина), «Юный эколог» (С.Н.Николаева) и др.

Приведенный перечень программ рекомендуется к использованию в ДОУ на федеральном уровне. Помимо них в качестве основных специализированных программ могут быть использованы и другие, рекомендованные региональными органами управления образования.

В связи с переходом от единой государственной программы к вариативному образованию и с появлением множества альтернативных инновационных программ для дошкольных учреждений особую актуальность имел вопрос о разработке единого образовательного стандарта, задающего необходимые и достаточные требования к работе детского образовательного учреждения.

В связи с этим, Министерством образования РФ разработан Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ 2013/, который направлен на урегулирование качества образования в условиях его вариативности и разнообразия и на сохранение единого образовательного пространства. И в на основании ФГОС ДО дорабатываются и разрабатываются программы дошкольного образования.

Тема - Трудовое воспитание…..в соответствии с ФГОС ДО.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена цель трудового воспитания детей дошкольного возраста - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Трудовое воспитание дошкольников – это процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка, направленный на формирование трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду.

Все учёные утверждают необходимость трудового воспитания с раннего возраста.

Р.С.Буре обращает особое внимание на воспитательные возможности обучения детей трудовым навыкам. Показывает, что, с одной стороны овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребёнку ставить и достигать цель. С другой стороны, наличие навыков обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания. Подчёркивает, что задачи трудового обучения и трудового воспитания необходимо решать в тесной взаимосвязи. Обращает внимание и на виды навыков, усложнение их содержания от одной возрастной группы к другой: формирование продуктивных действий, навыков планирования, организации «рабочего места», самоконтроля в процессе деятельности поиска наиболее рациональных приёмов работы.

В.Г.Нечаева формулирует главную задачу трудового воспитания как формирование правильного отношения к труду. Задача может быть успешно решена только на основе учёта особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учёта возрастных особенностей ребёнка. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников.

Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.Г.Нечаева в книге «Учите детей трудиться» раскрывают содержание, методику трудового воспитания, дают описание видов труда, формы организации.

В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается, что трудовая деятельность соответствует основному руслу психического развития ребёнка- дошкольника в связи с её привлекательностью и возможностью проявить свою автономность и независимость от взрослого использования технологий приобщения дошкольников к труду.

В.Г.Нечаева и Я.З.Неверович в своих исследованиях раскрыли становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном детстве.

Трудовая деятельность детей состоит из четырёх компонентов:

1. Умение ставить цель.

2. Умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов.

3.Умение планировать работу.

4. Умение достигать результата и оценивать его.

Трудовая деятельность дошкольников - это развивающая деятельность.

Каждый из компонентов деятельности изменяется с возрастом ребенка.

Разные исследователи предлагали различные формулировки задач трудового воспитания.

На основе классификации Ю.К.Бабанского, В.И.Логиновой, В.Г.Нечаевой можно выделить две группы задач:

Помощь ребёнку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений);

Развитие личности ребёнка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).

В исследованиях Мичуриной Ю.А., Сайгушевой Л.И., Крулехт М.В., сформулированы цель, задачи, содержание модулей по реализации модели приобщения детей дошкольного возраста к труду в рамках субъект – субъектного взаимодействия.

Цель: социализация ребёнка как полноценного члена общества, воспринимающего труд как социальную норму жизни, а также становление ценностного способа взаимодействия с окружающими и проявление своей индивидуальности в многоплановой деятельности.

1. Формирование системных знаний о труде взрослых, профессиях, структуре трудового процесса;

2. Формирование общетрудовых и специальных трудовых умений и навыков;

3.Развитие трудовой активности старших дошкольников.

В разработанной модели трудового воспитания авторы выделяют 4 модуля (блока).

1. Взаимосвязь средств приобщения дошкольников к труду.

2. Организация трудовой деятельности дошкольников в процессе субъект - субъектного взаимодействия.

3. Организация трудовой предметно - развивающей среды.

4. Совершенствование уровня готовности педагогов ДОУ к реализации модели.

В дошкольном учреждении используют следующие виды труда:самообслуживание,бытовой (хозяйственно- бытовой) труд,труд в природе,ручной труд.

Так, например, Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Хозяйственно – бытовой труд - это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т.д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учиться создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.

В особый вид труда выделяется труд в природе . Содержанием этого вида труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике), озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.

В науке разработаны и вошли в практику разные различные формы организации труда детей дошкольного возраста.

Поручения – задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности (исследования В.Г.Нечевой, А.Д.Шатовой).

Дежурство - труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природе, по подготовке к занятиям.

Коллективный труд, по способу организации делится на труд рядом,общий труд, совместный труд.

Труд рядом - обычно организуется в младшей группе (средняя, старшая и подготовительная к школе группы при новых усвоениях навыков), по 3- 4 ребёнка, каждый выполняет одинаковую работу (убрать кубики).

Общий труд - объединяет 8- 10 человек, начинается со средней группы, в нём нет разделения труда, детей объединяет общая цель и обобщение результатов труда.

Совместный труд (пооперационный) - присутствует в подготовительной группе, объединяет до 15 человек, особенность такого объединения - наличие в нём ряда последовательных этапов, дети оказываются в зависимости друг от друга, работа, выполненная одним ребенком передается другому. Каждый выполняет свою операцию.

Вопрос – Семья и ДОУ: содержание, цели, формы сотрудничества

У семьи и детского сада – единые цели и задачи, однако содержание и методы воспитании детей специфичны.

Психолого-педагогические и социологические исследования показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Исходя из этого, одной из важнейших задач современного общества является формирование педагогической культуры родителей, оказание им помощи со стороны педагогов (Е.П. Арнаутова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Маркова и др.) Необходимость решения этой задачи вызвана рядом обстоятельств. Так, исследователи выделяют изменение современного ритма жизни, повышение общего уровня образования, усложнение требований к уровню социализированности и воспитанности детей, а также увеличение количества неполных семей, семей с неблагоприятным психологическим климатом, т.е. кризисными процессами, все более охватывающими современную семью и влияющими на ее воспитательный потенциал.

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) показаны подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в Законе РФ «Об образовании» (ст. 18). В законе сказано, что родители – первые педагоги ребенка. В помощь семье существуют дошкольны

Описание материала : Предлагаю вам статью на педагогическую тематику по разделу «Современные тенденции развития дошкольного образования» (из личного опыта) на тему «Социальное развитие дошкольников». Этот материал пригодится в работе воспитателей, методистов и содержит информацию, которую можно использовать на родительских собраниях, педсоветах и т.д.

Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства.

Ребенок смотрит на окружающий его мир широко раскрытыми глазами. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. И мы педагоги помогаем маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс взрослый - воспитатель, родитель, тем он будет эффективнее.

Социальное развитие - одно из направлений современного дошкольного образования. Для успешной реализации его целей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности. В нашем детском саду широко используются программы «Я - Человек» (С.И. Козлова и др.), «Основы здорового образа жизни» (Н.П.Смирнова и др.). Эти программы ориентируют педагогов на следующие цели :

Создавать условия для полноценного социального развития детей;

Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т.п.

Определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада и др.).

В программе «Я- Человек» социальное развитие трактуется как проблема познания социального мира, а авторов программы «Основы здорового образа жизни» интересует проблема социальной адаптации детей с учетом реалий современного мира.

Цель моей работы в этом направлении - раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как о представителе человеческого рода; о людях, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях; о разной деятельности человека; о космосе; наконец о том, что было когда-то, чем мы гордимся и т.д. и т.п. Иными словами, сформировать мировоззрение, собственную «картину мира».

Разумеется, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя сам, но внимание к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он- человек, постепенное осознание своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

Главная задача - постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира. Естественно, скорость усвоения материала и глубина его познания весьма индивидуальны. Многое зависит от пола ребенка, от характера накопленного им социального опыта, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер и др. Задача воспитателя - ориентироваться не только на возраст дошкольника, но и на фактическое освоение им материала. Используя игры, занятия, упражнения с разной степенью сложности, чтобы отобрать то, что в наибольшей степени соответствует уровню развития конкретного ребенка с тем, чтобы он освоил материал индивидуально.

Содержание игр, упражнений, занятий, заданий для наблюдений, опытов зависит от творчества и профессионализма педагога. Например, в игре «Какой он» мы учим детей вслушиваться в интонацию говорящего и определять по интонации его душевное состояние. А в упражнении «Интересная минута» предлагаем детям вспомнить и рассказать, что примечательного они заметили в течение дня (добрый поступок друга, помощь взрослому и др.) и прокомментировать это событие.

В соответствии с содержанием материала, его особенностями определяется основная деятельность ребенка, наиболее адекватная реализуемой задаче. В одном случае это может быть игра, в другом - труд, в третьем - занятия, познавательная деятельность. Формы работы - коллективные, подгрупповые, индивидуальные.

Особое внимание уделяется организации и стилю воспитательной работы, так как именно этот процесс - база и показатель успешности решения задач по социальному развитию дошкольников. Направленность воспитательной работы: ребенок должен чувствовать себя в ДОУ уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Детский сад - это его дом, поэтому он хорошо знает помещение, свободно и самостоятельно ориентируется в этом пространстве. Вместе с детьми мы обустраиваем свою группу, они помогают, скажем, изготовлять пособия, игрушки, встречать и провожать гостей и т.д. Если ребенок в чем-то ошибается, подсказываем, но так, чтобы лишний раз вызвать интерес.

В нашей группе выделены места не только для уединения - одному порисовать, посмотреть книгу, подумать, помечтать, но и для коллективных игр, занятий, опытов, труда. В целом в группе должна царить обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Ребенок знает не только свои обязанности, но и права. В обстановке, где педагог уделяет внимание каждому воспитаннику, он тем не менее не изолирован от других детей - их объединяет интересная совместная деятельность. Отношения со взрослыми доверительны, доброжелательны, но не равноправны. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет. Взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок знает, что не все взрослые образованы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям (и этого от него не скрывают). Ребенок учится отличать положительные поступки от плохих.

Наша цель - дать первоначальные представления, вызвать интерес к познанию себя, желание и умение анализировать свои поступки, действия, чувства, мысли. При этом ни на минуту нельзя забывать: слушатель - это дошкольник, существо эмоциональное, непосредственное. Рассказ (беседа) педагога отличается простотой, возникает естественно (на прогулке, вечером, перед едой, во время умывания и т.д.). Стараемся пробудить в ребенке интерес, желание не только отвечать нам, но и самому задавать вопросы. Мы не спешим с ответом на его вопросы. Совместный поиск посредством наблюдений, опытов, чтения книг подведет к правильному ответу опосредованно. Поддерживаем в дошкольнике уверенность в том, что он САМ непременно найдет правильный ответ, додумается, решит трудную для себя задачу.

Работу по социальному развитию можно начинать уже с младшей группы, постепенно усложняя ее содержание. Младшим дошкольникам интересно включать себя в окружающую действительность через игровые действия. Соответственно, рассмотрение своего «Я» как части «взрослой» действительности позволяет формировать представление о себе, своих возможностях, воспитывать инициативность и самостоятельность, развивать активность и уверенность в своих силах. Уже в младшей группе детей активно вовлекаем в игры - имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По моему показу и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый - грустный) и их образы. Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь.

Нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Мы стараемся заинтересовать родителей своих воспитанников, например, желанием привить детям любовь к предкам. Стараемся возродить ценную традицию - гордиться своей родословной, продолжать ее лучшие традиции. В этом плане полезны индивидуальные беседы, цель которых - привлечь внимание ребенка к собственной семье, учить ее любить, гордиться ею.

Взаимодействие с семьей эффективно лишь тогда, когда мы и родители доверяем друг другу, понимаем и принимаем общие цели, методы и средства социального развития. Показывая родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию позволяет стать основой наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром.

Основа для накопления положительного опыта - эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств - важнейшие условия успешного социального развития дошкольников. Итак, социальное развитие дошкольников проявляется в гуманистической направленности их активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Ребенок созревает не только как представитель определенного биологического вида. Он растет среди людей, постоянно обучаясь взаимодействию с ними, как со старшими, так и со сверстниками, и готовясь к будущей взрослой жизни, которая будет исключительно жизнью члена человеческого общества, т. е. жизнью социальной. Поэтому, кроме процессов роста, развития и биологического созревания, ребенок параллельно проходит сложнейший путь, который можно обозначить термином «социализация», или социальное развитие ребенка. Это все формы общения, взаимодействия, сотрудничества с другими людьми, налаживания отношений взаимопонимания и взаимоуважения, взаимоподдержки и взаимопомощи, совместное решение актуальных задач зашиты жизни на Земле и социального прогресса человечества. И все это самое высокое и глобальное имеет свои маленькие истоки, хрупкие корни. Эти корни - первый пристальный взгляд на лицо и в глаза своей матери, первое участие в кормлении, первая улыбка и агуканье.

Социализация представляет собой феномен, не всегда параллельный развитию физического тела и биологическому созреванию. Для социализации нужно накопление опыта общения и взаимодействия, притом опыта не только позитивного, но и негативного, нужен опыт сопереживания, любви, жалости и обязательно опыт деятельности самой разной направленности. Прежде всего - это самообслуживание, потом уже и труд, и созидание, и творчество, и умение защитить себя, соотечественников и просто других людей. Социализация включает в себя принятие и овладение всем культурным и научным наследием родителей и соотечественников, и всей мировой культуры в целом. Социализация не приходит через специальные формы обучения или тренинга, т. е. этого недостаточно. Нужно подкрепление собственным опытом. Во все века в детстве этот опыт накапливается как из жизни совместно с семьей и другими взрослыми людьми, так и из игры. Игра, детские сказки, детская литература и кино - второй после семьи стимулятор социализации. Следующие места по значимости занимают школа, групповые увлечения и творчество. Среда социализации как часть интегральной среды развития далеко не всегда бывает оптимальной и, соответственно, неоптимальной будет и социализация ребенка, и его последующая судьба в обществе. Процесс социализации должен иметь также свою условную конечную точку или границу полной завершенности. Есть разные предложения по критериям такой завершенности, но общепринятая формулировка пока отсутствует. Конечно, эти критерии должны включать в себя способность принимать ответственные решения, достижение независимого положения в обществе, способность обеспечить семью, воспитывать собственных детей, вносить свой вклад в создание материальных благ и защиту природной среды и т. д. Очевидно, что завершающие этапы социальной зрелости будут отнесены уже на сроки, отодвинутые, по крайней мере, на 15-30 лет от завершения полового созревания или биологической зрелости.

Предпринимаются конкретные попытки создания шкал для диагностики этапов процесса социализации в детском и юношеском возрасте.

В России лучше всего изучена и адаптирована шкала измерения социальной компетенции Е. Doll в модификации В. И. Гордеева и соавт. Степень социальной компетентности, или зрелости, оценивают по нескольким направлениям социализации ребенка. Номер признака в приводимой ниже шкале является одновременно и оценочным баллом. Можно использовать оценку по любому из профилей, выявляя при этом наличие дискорреляций в развитии и воспитании.

Шкала социальной компетенции Е. Doll в модификации В. И. Гордеева и соавт.

1. SHG (self-help general)

Общее самообслуживание и самоконтроль по безопасности

2. SHE (self-help eating)

Самопомощь при кормлении

3. SHD (self-help dressing)

Самопомощь при одевании

4. SD (self-direction)

Ответственность

5. О (occupation)

Умение распределять свое время

6. C (communication)

7. L (locomotion)

Самостоятельность при перемещении

8. S (socialisation)

Социализация

1.6. Кричит, смеется

2.1. Удерживает голову в равновесии

3.1. Хватает предметы, находящиеся в пределах досягаемости

4.1. Тянется к знакомым людям

5.1. Переворачивается

6.1. Тянется к близлежащим предметам

7.5. Оставленный без присмотра, сам себе находит занятие

8.1. Сидит без поддержки

9.1. Подтягиваясь, принимает вертикальное положение

10.6. Лепечет, имитирует звуки

11.2. Пьет из чашки или стакана при помощи взрослого

12.7. Передвигается по полу с места на место

13.1. Хватание двумя пальцами (первым и еще каким-либо)

14.8. Требует специального внимания

5.1. Стоит один без поддержки

16.2. Не обливается (когда ест)

17.6. Выполняет простые указания, просьбы, задания или команды

18.7. Оставленный без присмотра, ходит по комнате

19.5. Оставляет следы карандашом или мелом

20.2. Жует пищу

21.3. Стягивает с себя носки

22.5. «Преобразует» предметы

23.1. Преодолевает простые препятствия или преграды

24.5. Находит или приносит (по просьбе) знакомые предметы

25.2. Без помощи пьет из чашки или стакана

26.1. Больше не нуждается в детской коляске

27.8. Играет с другими детьми

28.2. Ест ложкой сам

29.7. Гуляет по квартире или двору (под присмотром)

30.2. Отличает съедобное от несъедобного

31.8. Использует названия знакомых предметов

32.7. Идет вверх по лестнице самостоятельно

33.2. Разворачивает конфету

34.6. Говорит короткими предложениями

35.1. Просится в туалет

36.5. Развивает собственную игровую активность (придумывает игры)

37.3. Снимает пальто или платье самостоятельно

38.2. Ест вилкой сам

39.2. Ищет и наливает себе воду, молоко или сок для питья

40.3. Сам вытирает руки после мытья

41.1. Умеет избегать простых опасностей (машина, чужая собака)

42.3. Сам надевает пальто или платье

43.5. Сам режет ножницами бумагу

44.6. Рассказывает о каких-то событиях или историях

45.7. Спускается вниз по лестнице: один шаг - одна ступенька

46.8. Играет в общие игры в детском саду с удовольствием

47.3. Сам застегивает пуговицы на пальто или платье

48.5. Помогает в мелкой работе по дому

49.8. Играет представления для других

50.3. Без посторонней помощи моет руки

51.1. Сам садится на горшок и вытирается после горшка

52.3. Без посторонней помощи моет лицо

53.7. Может гулять поблизости без присмотра

54.3. Одевается самостоятельно, но не может завязать шнурки

55.5. Использует мел или карандаш при рисовании

56.8. Играет в соревновательные игры

57.5. Сам катается на санках или на коньках

58.6. Пишет простые слова печатными буквами

59.8. Играет в простые настольные игры

60.4. Ребенку можно доверить деньги

61.7. Может ходить в школу без присмотра

62.2. Использует столовый нож для намазывания

63.6. Использует карандаш для письма

64.3. Моется в ванне (душе, бане) с ограниченной помощью

65.3. Может лечь спать без посторонней помощи

66.1. Знает время по часам с точностью до четверти часа

67.2. Использует столовый нож для резания

68.8. Отрицает существование Деда-Мороза и других сказочных персонажей

69.8. Участвует в играх старших детей и подростков

70.3. Причесывается с помощью расчески или щетки

71.5. Использует рабочий инструмент для разных целей

72.5. Может выполнять обычную домашнюю работу

73.6. Читает по своей собственной инициативе

74.3. Моется в ванне (душе, бане) самостоятельно

75.2. Ухаживает за собой за столом

76.4. Делает мелкие покупки

77.7. Свободно гуляет вблизи дома

78.6. Иногда пишет короткие письма

79.6. Звонит сам по телефону

80.5. Выполняет мелкие работы, имеющие экономическую значимость

81.6. Реагирует на источники информации (радио, газеты, реклама)

82.5. Планирует и выполняет мелкие творческие работы

83.4. Остается дома на собственное попечение или для присмотра за другими

84.6. Получает удовольствие от книг, газет, журналов

85.6. Играет в трудные игры

86.3. Осваивает полный уход за собой

87.4. Самостоятельно покупает принадлежности одежды

88.8. Включается в деятельность подростковых групп

89.5. Выполняет ответственную рутинную домашнюю работу

90.6. Поддерживает контакты путем почтовой переписки

91.6. Следит за последними новостями

92.7. Ходит один в ближайшие места времяпровождения

93.4. В дневное время находится вне дома без контроля

94.4. Имеет собственные карманные деньги

95.4. Самостоятельно покупает себе всю одежду

96.7. Уходит (уезжает) один в отдаленные места

97.4. Следит за своим здоровьем

98.5. Имеет работу или постоянное место учебы

99.4. Уходит на ночь без ограничений

100.4. Контролирует собственные денежные траты

101.4. Берет на себя персональную ответственность

102.4. Использует деньги предусмотрительно

103.8. Берет ответственность выше собственных нужд

104.8. Делает вклад в социальное благосостояние

105.4. Обеспечивает себе будущее

106.5. Выполняет квалифицированную работу

107.5. Соблюдает благоразумные ограничения

108.5. Систематизирует собственную работу

109.8. Внушает доверие

110.8. Способствует социальному прогрессу

111.5. Совершенствуется профессионально

112.4. Приобретает ценности для других

114.5. Выполняет экспертную профессиональную работу

115.8. Разделяет общую ответственность

116.7. Создает для себя благоприятные обстоятельства

117.8. Продвигает вперед общественное благосостояние

Итоговые значения SA (годы)

Шкала определяет социальный возраст обследуемого и степень соответствия этого возраста возрасту хронологическому, что дает в итоге коэффициент социального развития в процентах аналогично 10.

Похожие статьи